Во всем объеме работы Ленина, самое странное, находятся всего 4 (четыре) прямых развернутых цитаты Маркса. Причем вопрос еще и в том, что они не были, кроме одной, частями публиковавшихся прижизненных авторских работ Маркса. А одна из них цитируется лишь в качестве свидетельства публикатора цитаты.
Конечно, это не может бросить тень … Ленин много упоминает слов и выражений, и "положений" Маркса, но чтобы он приводил цитаты собственно текста Маркса, то нет, первое слово принадлежит уже Энгельсу.
Вот они, эти светлые строки гениального труда
"Материализм и …, где мы видим прямую речь аж самого основателя марксизма -
1) Глава II, параграф 2:
… Отметим только относящееся к нашей теме (и сбившее, кажется, с толку кое-кого) рассуждение о Марксе, который будто бы отличается от
Энгельса. Речь идет о втором тезисе Маркса о Фейербахе и о Плехановском переводе слова: Diesseitigkeit.
Вот этот 2-й тезис:
"Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность, мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос."
2) Глава IV, параграф 8:
Маркс писал Кугельману 5-го декабря 1868 года: "Уже давно он (Дицген) прислал мне отрывок рукописи о "Способности мышления", который, несмотря на некоторую путаницу в понятиях и на слишком частые повторения, содержит в себе много превосходных и, как продукт самостоятельного мышления рабочего, достойных изумления мыслей" (с.53 рус. пер.). Г. Валентинов приводит этот отзыв …
3) Глава VI, параграф 2:
"Г. Ланге, - писал Маркс 27-го июня 1870 года к Кугельману, - ("О рабочем вопросе и т.д.". 2 изд.) сильно хвалит меня … с целью самого себя выставить великим человеком. Дело в том, что г. Ланге сделал великое открытие. Всю историю можно подвести под единственный великий естественный закон. Этот естественный закон заключается во фразе "Struggle for life" - борьба за существование (выражение Дарвина в этом употреблении его становится пустой фразой), а содержание этой фразы составляет мальтусовский закон о населении или, вернее, о перенаселении. Следовательно, вместо того, чтобы анализировать эту "Struggle for life", как она исторически проявлялась в различных общественных формах, не остается ничего другого делать, как превращать всякую конкретную борьбу во фразу "Struggle for life", а эту фразу в мальтусовскую фантазию о населении. Нужно согласиться, что это очень убедительный метод … для напыщенного, притворяющегося научным, высокопарного невежества и лености мысли".
Основа критики Ланге заключается у Маркса не в том, что Ланге подсовывает специально мальтусианство в социологию, а в том, что перенесение биологических понятий вообще в область общественных наук есть фраза.
4) Глава VI, параграф 4:
… К. Грюн приводит письмо Маркса к Фейербаху от 30-го октября 1843 года, где Маркс приглашает Фейербаха написать статью в "Deutsch-Franzossische Jarbucher" против Шеллинга. Этот Шеллинг - пустой хвастун, - пишет Маркс - со своими претензиями обнять и превзойти все прежние философские направления. "Французским романтикам и мистикам Шеллинг говорит: я - соединение философии и теологии; французским материалистам: я - соединение плоти и идеи; французским скептикам: я разрушитель догматики" … Что "скептики", называются они юмистами или кантианцами (или махистами, в ХХ веке), кричат против "догматики" и материализма и идеализма, Маркс видел уже тогда …
Вывод: (не Ленина)
Получается следующее - либо положения самого Маркса не полемические, либо, вернее всего, они не подошли под безальтернативные схемы Энгельсовских и Ленинских версий.
Стоит обратить внимание, в книге даже цитат из Фейербаха больше, и цитируется многоуважаемый Людвиг просто-таки в последовательном порядке.