Итоги и задачи преподавания
марксизма-ленинизма в высшей школе

Кафтанов С.В.

«Всесоюзное совещание руководителей кафедр марксизма-ленинизма», 1941, с.5-21

1938/39 учебный год был годом подъема всей работы высшей школы нашей великой родины. Можно сказать, что он был переломным годом в деле улучшения организации и руководства высшим образованием в нашей стране, улучшения работы всех звеньев высшей школы.

Для нас, работников высшей школы, огромное значение имело Первое всесоюзное совещание работников высшей школы, происходившее в мае 1938 г., выступление на этом совещании главы советского правительства товарища Молотова, прием участников совещания а Кремле членами правительства и руководителями нашей партии и особенно речь на этом приеме вдохновителя и организатора ваших побед — великого Сталина.

Работники высших учебных заведений и советское студенчество, вдохновленные речью товарища Сталина, развернули большую работу по проведению в жизнь его гениальных указаний о передовой науке и о ее кадрах. Большую работу провели за истекший период работники высшей школы по осуществлению указаний ближайшего соратника товарища Сталина, главы Советского правительства В. М. Молотова.

Во всех высших учебных заведениях Союза развернулась научно-исследовательская работа, растут и крепнут новые кадры передовой советской науки, кадры советской интеллигенции.

Одним из самых важных событий в жизни высшей школы за истекший период является перестройка преподавания марксистско-ленинской теории на основе глубокого изучения «Краткого курса истории ВКП(б)», на основе решений ЦК партии о партийной пропаганде.

Успехи нашей работы являются неотъемлемой частью исключительного политического подъема в стране, который с особой силой развернулся в связи с работой и решениями XVIII съезда ВКП(б).

XVIII съезд партии подвел итоги грандиозных побед советского народа, достигнутых под руководством гения и вдохновителя строительства социализма в нашей стране, лучшего друга и учителя советского народа и трудящихся всего мира — великого Сталина.

XVIII съезд партии явился великой исторической вехой в жизни нашей страны и трудящихся всего мира. Грандиозный план третьей Сталинской пятилетки, принятый XVIII съездом ВКП(б), стал программой победоносного движения Советского Союза по пути полной победы коммунизма в нашей стране. Доклад товарища Сталина на этом съезде как могучий прожектор осветил наше движение вперед, подвел итоги и открыл новую страницу в истории нашей борьбы за коммунизм. Решения XVIII съезда ВКП(б) и доклад товарища Сталина дали развернутую программу постепенного перехода нашей страны от социализма к высшей фазе — коммунизму.

Доклад товарища Сталина является новым вкладом в богатейшую сокровищницу марксизма-ленинизма, дальнейшим развитием марксистско-ленинской науки, обобщением гигантского опыта диктатуры рабочего класса в нашей стране, обобщением итогов более чем 20-летнего существования советского государства.

Товарищ Сталин поднял на новую, высшую ступень учение марксизма-ленинизма о социалистическом государстве и его основных задачах и функциях в условиях капиталистического окружения, исчерпывающе разработал вопрос о значении и роли социалистического государства в достижении полной победы коммунизма.

В своем докладе товарищ Сталин дат непревзойдённый, анализ изменения облика нашей интеллигенции, процесса нарождения и складывания у нас новой, советской социалистической интеллигенции, вышедшей из народа и готовой служить народу верой и правдой. Учение товарища Сталина о советской народной интеллигенции, руководящих кадрах советского государства, об их роли в борьбе за победу коммунизма является обобщением грандиозного опыта борьбы нашей партии, развитием марксистско-ленинской теории в новых условиях.

XVIII съезд партии поставил перед нами величайшую задачу — в кратчайший исторический срок, в ближайшие 10 — 15 лет, догнать и перегнать передовые капиталистические страны также и в экономическом отношении. Огромная роль в разрешении этой задачи принадлежит советской интеллигенции. Велика роль советской интеллигенции и в разрешении основной задачи третьей Сталинской пятилетки — в коммунистическом воспитании трудящихся и ликвидация пережитков капитализма в сознании людей. Это обязывает нас, работников высшей школы, работников кафедр марксизма-ленинизма, всей своей деятельностью оправдать доверие советского народа, доверие нашей партии, поручившей нам воспитание молодой советской интеллигенции. Для того, чтобы лучше выполнить эту задачу, оправдать это высокое доверие, мы должны в своей работе руководствоваться гениальными указаниями наших великих учителей Ленина и Сталина о подготовке кадров для Советского государства, об идейно-политическом воспитании советской интеллигенции.

Указание товарища Сталина о кадрах, как о золотом фонде нашей партии, об их марксистско-ленинском воспитании, об их значении для социалистического строительства является программой нашей работы, выполнение которой стало решающим фактором всех дальнейших успехов нашей страны.

Отмечая огромную роль кадров, товарищ Сталин в 1935 г. в своей речи на выпуске академиков Краевой Армии говорил:

«Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным, и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают все». Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, — наша страна будет непобедима. Не будет у нас таких кадров — будем хромать на обе ноги».

Наша партия и советское правительство провели колоссальную работу по подготовке новых кадров социалистического строительства. Армия советской интеллигенции в настоящее время выросла до 9 159 тыс. человек. В числе этой многомиллионной армии советской интеллигенции имеется свыше 400 тыс. специалистов с высшим образованием, выпущенных из стен высших учебных заведений за истекшие годы — со дня речи товарища Сталина на выпуске академиков Красной Армии. В борьбе за кадры в СССР народилась и сложилась

«…многочисленная новая, советская интеллигенция, вышедшая из рядов рабочего класса, крестьянства, советских служащих, плоть от плоти и кровь от крови нашего народа, — интеллигенция, не знающая ярма эксплуатации, ненавидящая эксплуататоров и готовая служить народам СССР верой и правдой» (Сталин).

Достижения нашей страны на франте подготовки кадров советской интеллигенции являются результатом повседневной заботы партии большевиков, непосредственного руководства товарища Сталина делом высшего образования в нашей стране.

На каждом этапе социалистического строительства товарищ Сталин, на основе глубочайшего марксистско-ленинского анализа действительности, дает партии и советскому народу лозунги, являющиеся путеводными указаниями в творческой работе всей страны.

В годы первой пятилетки, когда осуществлялась техническая реконструкция народного хозяйства, товарищ Сталин дал партии и советскому народу лозунг овладения техникой. В последующий исторический период — во вторую пятилетку, когда в СССР была создана новая советская техника, товарищ Сталин дал лозунг - кадры, овладевшие техникой, решают все.

На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 г. товарищ Сталин в своем докладе о недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников дополнил лозунг о кадрах, овладевших техникой, лозунгом об овладении большевизмом. На этом пленуме товарищ Сталин говорил:

«Я думаю, что если бы мы смогли, если бы мы сумели наши партийные кадры, снизу до верху, подготовить идеологически и закалить их политически таким образом, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач».

На основе этих указаний товарища! Сталина в нашей стране развернулась большая работа по политическому воспитанию кадров. На XVIII съезде партии товарищ Сталин снова с исключительной силой подчеркнул роль и значение политического воспитания наших кадров. Он говорил:

«Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма. Ибо нельзя считать действительным ленинцем человека, именующего себя ленинцем, но замкнувшегося в свою специальность, замкнувшегося, скажем, в математику, ботанику или химию, в не видящего ничего дальше своей специальности. Ленинец не может быть только специалистом облюбованной им отрасли науки, — он должен быть вместе с тем политиком-общественником, живо интересующимися судьбой своей страны, знакомым с законами общественного развития, умеющим пользоваться этими законами и стремящимся быть активным участником политического руководства страной. Это будет, конечно, дополнительной нагрузкой для большевиков специалистов. Но это будет такая нагрузка, результаты которой окупятся с лихвой».

Эти указания товарища Сталина для нас, работников высшей школы, воспитывающих кадры советской интеллигенции, имеют исключительное значение. Все наши силы, вся энергия должны, быть направлены та то, чтобы с честью выполнить эти указания. Товарищ Озли» не только поставил задачу овладении большевизмом, - он вооружил нас своими замечательными теоретическими трудами, являющимися дальнейшим развитием марксистско-ленинской теории п. При его непосредственном участии создано могучее идейное оружие большевизма «Краткий курс истории ВКП(б)».

«Краткий курс истории ВКП(б)» и постановление ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде вооружили нашу партию и многомиллионные кадры советской интеллигенции оружием величайшей силы. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» обобщен всемирно-исторический опыт великой партия Ленива — Сталина, опыт борьбы партии против всех врагов марксизма. Он вооружает наши кадры знанием законов общественного развития и политической борьбы, знанием движущих сил революции. «Краткий курс истории ВКП(б)» является острейшим оружием в руках наших кадров в; борьбе за полную победу коммунизма.

Глубокое изучение этой великой сокровищницы марксизма-ленинизма должно быть положено в основу всей нашей работы по политическому воспитанию кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства.

***

Советская высшая школа является кузницей, готовящей кадры советской интеллигенции, кадры командиров, руководящих работников нашей великой социалистической родины. Советское студенчество представляет собой один из отрядов нашей советской народной интеллигенции, готовящейся в стенах вузов к руководящей работе. Высшая школа готовит кадры для всего народного хозяйства: инженеров, врачей, агрономов, учителей, художников, ученых, руководителей государственных органов, командиров Красной Армии и Флота. Коммунистическое воспитание советского студенчества, вооружение его марксистско-ленинской теорией является первоочередной, важнейшей задачей высшей школы.

Постановление ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде с исключительной силой вскрыло недостатки в преподавании марксистско-ленинской теории в вузах. Эти недостатки, как известно, заключались, главным образом, в отрыве преподавания марксизма от ленинизма, диалектического и исторического материализма от истории партии. Политическая экономия, диалектический и исторический материализм, история партии и ленинизм, преподававшиеся раньше в вузах, преподносились студентам нередко как совершенно не связанные друг с другом дисциплины. Основы марксизма-ленинизма не находили должного отражения ни в учебниках, ни в лекциях, читавшихся в вузах.

В программах и учебниках, в преподавании марксизма-ленинизма теоретические вопросы часто ставились и разрешались абстрактно, схоластически, в отрыве от жизни нашей партии, вне связи с современностью.

В постановлении ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде даны не только глубокий анализ недостатков, но и ясная, четкая программа работы по перестройке преподавания марксистско-ленинской теории в высшей школе.

Каковы итоги выполнения этого исторического постановления? Каковы результаты работы вузов в этой области?

Прежде всего нужно подчеркнуть, что решение ЦК партии воодушевило всех работников, профессорско-преподавательский состав, студенчество вузов на глубокое изучение марксистско-ленинской теории.

На основе введения курса «Основы марксизма-ленинизма» был ликвидирован разрыв в преподавании между марксизмом и ленинизмом, между диалектическим и историческим материализмом и историей партии. Введение курса «Основы марксизма-ленинизма» обеспечило изучение студентами марксистско-ленинской теории в неразрывном единстве всех ее составных частей. Это — главный итог работы высшей школы в перестройке преподавания теории марксизма-ленинизма.

За это время в вузах сложился и окреп квалифицированный коллектив преподавателей основ марксизма-ленинизма. Серьезным достижением этого коллектива является большая работа, проделанная преподавателями в ликвидации ими односторонности своей подготовки и теоретической отсталости.

Читая лекции по основам марксизма-ленинизма, овладевая богатейшим идейным содержанием «Краткого курса истории ВКП(б)», преподаватели истории партии, политэкономии, философии значительно повысили свой идейно-политический уровень, свою деловую квалификацию. Однако все это — только начало большой творческой работы по дальнейшему теоретическому и политическому росту кадров преподавателей марксизма-ленинизма.

Исключительно важным итогом работы вузов является повышение идейно-политического уровня подготовки и рост политической активности студенчества, нашедшие свое яркое выражение в усилившейся тяге передовой части учащихся высшей школы в партию, комсомол, в серьезном изучении, в овладении теорией марксизма-ленинизма, в активном участии студентов вузов во всех важнейших политических событиях, во всех важнейших государственных мероприятиях, проводившихся в нашей стране за последнее время.

Значительное повышение уровня подготовки, серьезные знания студентов в области марксистско-ленинской теории показали и прошедшие в вузах экзамены по курсу «Основы марксизма-ленинизма».

С удовлетворением следует отметить также рост политической активности профессоров и преподавателей высшей школы, огромную тягу их к изучению марксистско-ленинской теории. Многие высококвалифицированные старые специалисты, до выхода в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» не занимавшиеся систематически изучением марксизма-ленинизма, теперь проявили исключительный интерес к этому делу, стали активными участниками проводившихся в вузах конференций по вопросам марксизма-ленинизма, регулярно посещают лекции и консультации по истории партии, философии.

Яркой иллюстрацией этого может служить, например, Московский институт стали им. Сталина. В этом институте в работах Конференции по книге В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» И как они воюют против социал-демократов?» приняли участие 86 профессоров, преподавателей и научных работников. В конференции участвовали такие ученые, как заслуженный деятель науки и техники доктор технических наук проф. Минкевич, член-корреспондент Академии наук СССР проф. Капустинский, профессора Поспелов, Старк, Белопольский, Миркин и др.

На высоком уровне, при большой активности профессорско-преподавательского состава проходили конференции в Московском университете, в Ленинградском политехническом институте, в Азово-Черноморском сельскохозяйственном институте и многих других вузах Советского Союза.

На основе выполнения постановления ЦК ВКП(б) о пропаганде в вузах широко развернулась работа кафедр марксизма-ленинизма. Многие кафедры, например, кафедры марксизма-ленинизма Московского геологоразведочного института, Института прокуратуры, Ленинградского политехнического института, Ленинградского института советской торговли, Свердловского педагогического института, Горского сельскохозяйственного института, Ижевского медицинского института и другие, стали за истекший период серьезной учебно-педагогической силой в своих вузах. Остановлюсь на отдельных вопросах преподавания курса «Основы марксизма-ленинизма» в высшей школе.

Решающим условием успеха преподавания любой дисциплины, а для курса «Основы марксизма-ленинизма» это имеет особенное значение, является состав преподавательских кадров, состав лекторов.

Какими кадрами располагала высшая школа к моменту опубликования постановления ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде?

На 1 октября 1938 г. в наших вузах насчитывалось 232 преподавателя социально-экономических дисциплин. С тех пор состав преподавателей марксизма-ленинизма в вузах значительно пополнился новыми кадрами, подготовленными через вузы и аспирантуру, а также за счет товарищей, пришедших с партийной и общественной работы.

Важное значение в деле подготовки кадров преподавателей марксизма-ленинизма имеет аспирантура по социально-экономическим дисциплинам. В 1938/39 учебном году эта аспирантура насчитывала в своем составе до 300 человек. За истекшие два года было вновь принято в аспирантуру по этим дисциплинам свыше 500 человек, причем значительно увеличилось количество принятых в аспирантуру по специальности «История ВКП(б)».

Таким образом, в настоящее время в аспирантуре по социально-экономическим дисциплинам состоит свыше 800 человек. Это серьезная сила, если иметь в виду, что на 1 сентября 1938 г. в социально-экономической аспирантуре насчитывалось не больше 25 — 30 чел. по всем вузам, то станет ясно, какой огромный шаг вперед сделан в вузах за последние годы в области подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей марксизма-ленинизма для высшей школы.

Как обстоит дело с теоретической подготовкой, научной квалификацией работающих в вузах преподавателей основ марксизма-ленинизма?

В последние годы мы имели, хотя и небольшой, теоретический рост наших преподавательских кадров. Для того, чтобы показать, что кадры преподавателей марксизма-ленинизма растут (правда, этот рост еще не достаточен), приведу следующие данные.

В 1937 г. Высшая аттестационная комиссия ВКВШ утвердила всего 24 человека в ученых званиях и степенях, в 1938 г. число преподавателей марксизма-ленинизма, аттестованных в ученых степенях в званиях, возросло уже до 315 человек, из которых 33 преподавателя были утверждены в ученом звании профессора; в 1939 г. утверждены в ученых званиях 353 человека, из них 38 человек — в звании профессора; в 1940 г. — около 400 человек. Значительно увеличилось количество преподавателей, защитивших диссертации и получивших в связи с этим ученые степени. Так, только за один 1939 г. преподавателями защищено свыше 80 докторских и кандидатских диссертаций.

Свидетельствуя о росте теоретической квалификации наших кадров, приведенные цифры говорят также и о том, что научная, теоретическая подготовка преподавателей социально-экономических наук еще не отвечает полностью запросам высшей школы.

Из сказанного нужно сделать вывод, что нашим вузам предстоит еще большая работа по повышению квалификации кадров преподавателей марксизма-ленинизма, ибо от кадров, от качества их теоретической и политической подготовки зависит постановка преподавания марксизма-ленинизма, проведение этой работы в полном соответствии с указаниями Центрального Комитета нашей партии.

От подбора и воспитания кадров преподавателей марксизма-ленинизма в вузах в первую очередь зависит качество преподавания, качество лекций и семинаров:. Как же руководители кафедр и преподаватели марксизма-ленинизма справились с чтением лекций по курсу?

Комитет по делам высшей школы обследовал в 1939 — 1940 гг. работу кафедр марксизма-ленинизма более чем в 80 вузах. Был также проведен ряд совещаний работников вузов и кафедр по вопросам преподавания марксистско-ленинской теории. Кроме того, Комитет проанализировал полученные отчеты о работе кафедр и об итогах экзаменов по курсу «Основы марксизма-ленинизма».

Данные, которыми располагает Комитет по делам высшей школы, дают основания сделать вывод, что лекции по курсу «Основы марксизма-ленинизма» читались в основном удовлетворительно. Преподаватели марксизма-ленинизма много и упорно работали над собой, стремясь дать высококачественные лекции. Руководители кафедр также проделали большую работу и в основном справились с поставленной перед ними задачей.

Но мы не должны останавливаться на достигнутом, не должны самообольщаться. Для всех преподавателей, работающих в настоящее время на кафедрах марксизма-ленинизма, основными задачами были и остаются упорная работа над овладением искусством большевистской пропаганды, выработка умения преподать великие идеи марксизма-ленинизма на основе исторических фактов и опыта классовой борьбы пролетариата.

«Краткий курс истории ВКП(б)» является классическим произведением марксистско-ленинской теории, образцом искусства пропаганды теории и практики марксизма-ленинизма. Он является вместе с тем и замечательным методическим руководством для преподавателей, — предельная ясность и четкость формулировок, простота и доступность языка сочетаются в нем с глубокими научно-теоретическими обобщениями.

В процессе работы в высшей школе выявилось немало работников кафедр марксизма-ленинизма, которых можно с полным правом квалифицировать как хороших лекторов. К числу таких преподавателей относятся, например, преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Московского университета т. Маурер, руководитель кафедры марксизма-ленинизма Ленинградского института советской торговли т. Марыганов, руководитель кафедры Среднеазиатского университета т. Мирошхина, руководитель кафедры Свердловского педагогического института т. Чесноков и многие другие.

Лекции этих преподавателей, как правило, проходили с большим подъемом, слушались студентами с напряженным вниманием. По общему отзыву студентов, эти лекции облегчали им дальнейшую самостоятельную работу по изучению теории и истории большевистской партии. В лекциях этих преподавателей умело и глубоко разъясняется идейное содержание «Краткого курса истории ВКП(б)», важнейшие события излагаются и анализируются ярко, просто, изложение их органически увязывается с развитием идей марксистско-ленинской теории. Лекции этих преподавателей и методически строятся образцово. Приступая к чтению лекции, преподаватель дает краткую характеристику вопросов, на которых он предполагает остановиться, после каждого раздела лекции подводит итоги сказанного по данному вопросу, а в конце лекции дает заключение по теме и отвечает на вопросы студентов.

. Как видим, методы, избранные передовыми преподавателями марксизма-ленинизма, весьма просты, но они вместе с тем свидетельствуют о правильном, глубоком подходе к изложению марксистско-ленинской теории. Вот это сочетание простоты и глубины изложения в результате упорной работы над «Историей ВКП(б)» в обеспечило успех лекторской работы этих преподавателей.

Наряду со старыми, опытными преподавателями марксизма-ленинизма, неплохую работу и неплохие результаты показали и некоторые молодые педагоги, из которых можно указать, например, на преподавателя Московского педагогического института т. Виноградову, преподавателя Горьковского индустриального института т. Соснову и др.

Высшая школа за истекший период провела большую и плодотворную работу. Главные итоги этой работы состоят в том, что преподавание марксистско-ленинской теории в высшей школе поставлено теперь на правильные рельсы, под него подведена мощная идейно-политическая основа, какой является «Краткий курс истории ВКП(б)» — богатейшая сокровищница марксистско-ленинской теории.

Задача преподавателей марксизма-ленинизма — удвоить и утроить силы и энергию, чтобы и дальше совершенствовать свои знания, повышать уровень своей квалификации и бороться с теми недостатками, которые еще имеются в работе кафедр.

***

Большим недостатком еще многих преподавателей является неумение в ясной и доступной форме на основе анализа исторических фактов ярко и просто изложить сущность идей марксистско-ленинской теории. Еще не все преподаватели ведут свой курс на достаточно высоком идейно-политическом уровне.

Часто преподавание марксизма-ленинизма в вузах недостаточна увязывается с фактами современной жизни, современной борьбы и деятельности советского народа, деятельности нашей партии. Многие преподаватели не всегда умеют заинтересовать аудиторию своими лекциями, сбиваются на простой пересказ содержания «Краткого курса истории ВКП(б)». Были случаи (в начале преподавания курса), когда отдельные преподаватели Киевского сельскохозяйственного института начали свою преподавательскую деятельность с того, что дословно перепечатали учебник, причем не без ошибок, и потом читали его на лекциях. Конечно, такие лекции не могли заинтересовать студентов, большинство которых уже читало учебник, а ждало от лектора глубокого разъяснения его содержания на конкретном историческом материале.

Примером неудовлетворительных лекций являлись лекции, читавшиеся в Московском фармацевтическом институте преподавателем Бариновым. Например, читая лекцию на тему «Диалектический материализм — мировоззрение марксистско-ленинской партии», т. Баринов ограничился простым цитированием основных положений «Краткого курса истории ВКП(б) и соответствующих текстов из произведений классиков марксизма-ленинизма, Так, говоря о коренной противоположности метода Маркса методу Гегеля, т. Баринов привел лишь соответствующую цитату из послесловия Маркса ко 2-му изданию «Капитала», не разъяснив всей, глубины вопроса. Касаясь в своей лекции философии Фейербаха, т. Баринов ограничился приведением известного положения о том, что Фейербах — материалист снизу, идеалист сверху, не разъяснив студентам и этого вопроса. А ведь лекция читалась студентам первого курса!

В результате плохой подготовки отдельные преподаватели допускали в своих лекциях небрежные, нечеткие формулировки, а иногда серьезные ошибки и извращения. В отдельных случаях преподаватели допускали вульгаризацию, упрощенчество. Все это говорит о том, что в преподавании марксизма-ленинизма в высшей: школе еще не везде ликвидированы недостатки и извращения, осужденные постановлением ЦК ВКПб) о пропаганде.

Ярким примером недопустимого упрощенчества и вульгаризации приводящих к политически неправильному, вредному толкованию основных вопросов марксистско-ленинской теории, являлись лекции преподавателя Московского текстильного института т. Петрякова. Так, объясняя закон неравномерного развития капитализма в эпоху империализма, т. Петряков сравнивал развитие капиталистических стран с движением вагонов поезда, допустил ряд других грубых, упрощенческих аналогий, которые не только не разъясняли, сущность, а, наоборот, запутывали студентов в понимании этого важного вопроса.

Одним из больших недостатков наших преподавателей является бедность, неудовлетворительность их языка. Преподаватели еще мало работают над культурой речи. Между тем для лектора это — важное средство добиться высокого качества лекций, сделать их: доступными и понятными.

Крупным недостатком значительной части преподавателей является скучное, монотонное изложение ярчайших событий из истории нашей партии, что снижает интерес к лекции, засушивает ее. История нашей партии полна бурной и страстной борьбы, которая не может не захватить, не может не увлечь нашу молодежь. Для того чтобы опыт нашей партии был полностью усвоен советской молодежью, чтобы молодежь воспитывалась в духе беззаветной преданности партии и родине и ненависти к врагам, нужна не бесстрастная регистрация событий, а глубокий научный анализ их, нужен живой, яркий показ этих событий, выражающих великую правду, за которую боролись большевики. Преподаватель марксизма-ленинизма должен быть трибуном, страстным проводником идей большевистской партии; он должен в простых, ярких, убедительных словах разъяснять учащимся великие идеи Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Преподаватели должны серьезно взяться за овладение искусством пропаганды великих идей марксизма-ленинизма. В этой работе надо брать пример с непревзойденных мастеров — пропагандистов, классиков марксизма-ленинизма — с великих вождей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. У них надо учиться большевистскому искусству пропаганды.

В 1847 г. Маркс прочитал ряд лекций для рабочих в Брюссельском рабочем союзе на тему «Наемный труд и капитал». Высокий научный уровень его лекций сочетался с удивительной простотой и ясностью изложения. И с точки зрения методики лекции Маркса являлись классическим образцом.

Блестящие образцы проведения лекций дают нам Ленин и Сталин. Их лекции в Свердловском университете, доклады и беседы служат примером высокой идейности, четкости построения, ясности и конкретности изложения, примером умения владеть аудиторией. Вместе с тем их лекции отличаются глубокой простотой, популярностью и убедительностью. «Максимум марксизма, максимум простоты и популярности», — учил Ленин.

Характеризуя ленинские выступления, товарищ Сталин отмечал следующие их основные черты:

«Необычайная сила убеждения, простота и ясность аргументации, короткие и всем понятные фразы, отсутствие рисовки, отсутствие головокружительных жестов и эффектных фраз, бьющих на впечатление…»

У Ленина, отмечает товарищ Сталин, «каждая фраза не говорит, а стреляет». (И. Сталин, О Ленине, Партиздат, 1937, стр. 26, 27 — 28).

У Ленина и Сталина величайшая простота изложения сочетается с глубочайшей образностью и силой. Они широко используют образы античной мифологии, образы мировой художественной литературы: Шекспира, Сервантеса, Пушкина, Гоголя, Щедрина. Надо учиться у Ленина и Сталина большевистскому стилю пропаганды, образному, увлекательному изложению лекций.

Овладение культурным стилем пропаганды является одной из главных задач наших пропагандистов — преподавателей марксизма-ленинизма.

Нет сомнения в том, что преподаватели, ликвидируя недостатки в своей работе, с большевистской страстностью возьмутся за улучшение качества лекций и добьются высокого идейно-политического уровня их.

В деле обеспечения хорошей организации лекций решающее значение имеет, наряду с индивидуальной работой преподавателей, работа коллективов кафедр марксизма-ленинизма.

Со времени введения в вузах курса «Основы марксизма-ленинизма» многие кафедры сумели развернуть большую методическую работу, большую работу по оказанию помощи преподавателям. Коллективы этих кафедр систематически обсуждали планы лекций, стенографировали их. Застенографированные лекции обсуждались на заседаниях кафедры как с точки зрения методики, так и с точки зрения того, насколько лектор правильно освещает вопросы, достаточно ли уделяет времени важнейшим моментам данной темы.

Там, где кафедры хорошо работали, где хорошо был поставлен контроль и помощь коллектива отдельным преподавателям, мы имели, как правило, и высокое качество преподавания. Но эта работа проводилась далеко не во всех вузах, причем часто причиной плохой постановки дела являлась неправильная оценка роли кафедры в борьбе за качество лекций, за качество преподавания марксизма-ленинизма. Некоторые говорят, будто коллективное обсуждение планов лекций подавляет индивидуальные особенности лектора, накладывает определенный штамп, суживает инициативу и т. д. Это, конечно, неправильно. Речь идет о том, чтобы помочь лектору правильно построить лекцию, определить основные вопросы, характер и порядок изложения их в лекции.

Много недостатков в преподавании марксизма-ленинизма в вузах порождается неправильным еще в ряде случаев планированием лекций. Лекции должны помочь студентам в самостоятельном изучении «Краткого курса истории ВКП(б)» и трудов классиков марксизма-ленинизма. Особое внимание лектор должен уделять тем вопросам, которые труднее усваиваются студентами. Поэтому такие вопросы, как обсуждение плана лекции, имеют большое значение, в особенности на тех кафедрах, где работает много товарищей, пришедших в вузы с партийной или другой работы и не имеющих еще достаточного преподавательского опыта.

Мы имеем немало недостатков в результате слабого контроля кафедр за работой отдельных преподавателей. Наблюдались, например, случаи, когда преподаватели долго задерживались на первых главах курса, уделяли им больше времени, чем полагалось по плану. Отступления, конечно, возможны, но в некоторых вузах они были настолько значительными, что примерно 70% времени уходило на дооктябрьский период истории партии. Конечно, это не могло не отразиться отрицательным образом на изучении послеоктябрьского периода истории ВКП(б).

Большим недостатком в работе значительной части кафедр марксизма-ленинизма являлась плохая организация лекционных потоков. В ряде высших учебных заведений имели место случаи объединения в один поток всех четырех курсов, причем во имя сохранения потока срывались занятия на всех курсах, когда один из них уходил на производственную практику.

Важнейшим условием повышения качества преподавания марксизма-ленинизма в вузах является развертывание научной работы преподавателей. Недостатки, которые имеют место в преподавании марксизма-ленинизма в вузах, часто коренятся в неудовлетворительной научной подготовке преподавателей. Приведенные выше данные о научной квалификации преподавателей основ марксизма-ленинизма говорят об этом с особой наглядностью и убедительностью. Вот почему развитие научной работы кафедр марксизма-ленинизма должно быть в центре внимания.

Постановление ЦК ВКП(б) о пропаганде поставило перед пропагандистскими, теоретическими кадрами партии большие задачи. В постановлении ЦК с исключительной ясностью и четкостью отмечается значение научно-исследовательской работы в деле повышения квалификации научных кадров нашей страны. Подготовка специалистов всех отраслей должна стоять на уровне требований современной науки. Эта подготовка немыслима без глубокого развертывания научно-исследовательской работы.

В вузах, где научно-исследовательской работе уделялось необходимое внимание, кафедры марксизма-ленинизма сумели добиться успехов. Многие преподаватели этих вузов уже выполнили различные теоретические работы, написали и защитили диссертации. Так обстоит дело, например, в Среднеазиатском университете, в Горьковском индустриальном институте, в Горском сельскохозяйственном институте, в Ленинградском финансово-экономическом институте и ряде других вузов вашей страны.

На Всесоюзном совещании руководителей кафедр марксизма-ленинизма вопрос о научно-исследовательской работе кафедр и преподавателей был поставлен с особой силой. Участники совещания, характеризуя научную работу кафедр своих вузов, приводили факты, говорящие о том, что соответствующих условий для научной работы преподавателей в целом ряде вузов создано не было. В ряде вузов со стороны директоров не было должного внимания к этому делу.

Выступавшие на совещании руководители кафедр указывали, что преподавателям в ряде случаев не предоставлялись научные командировки для окончания работы над диссертациями, что в отдельных вузах на кафедрах не ставились научные доклады преподавателей, в ряде городов не были организованы теоретические семинары и т. д. А между тем интерес к научной работе со стороны преподавателей за последнее время необычайно возрос.

Серьезное значение для развития научной работы кафедр имеет руководство и помощь преподавателям, работающим над диссертациями. Всесоюзный комитет по делам высшей школы внес в это дело порядок. Ряд вузов, располагающих квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, получил право приема диссертаций к защите, право приема кандидатских испытаний по социально-экономическим дисциплинам. В ряде вузов, например в Московском институте истории, философии и литературы, эта работа развернулась широко. Десятки товарищей, подготовивших диссертации, защитили их при этом институте. В настоящее время подготовлено к защите большое количество новых диссертаций.

Однако не все вузы развернули в должной мере эту работу. К числу их относится, например, Московский университет, где работа по обслуживанию диссертантов поставлена еще слабо. Вузам, работающим с диссертантами, необходимо решительно улучшить свою работу, одновременно обслуживать диссертантов консультациями, рецензированием написанных работ, помогать и выборе тем диссертаций и т. д. Эта работа является общим делом всех нас.

Постановление ЦК ВКП(б) о пропаганде поставило перед нашими кадрами задачу ликвидации ими своей теоретической и политической отсталости. Над разрешением этой задачи должны и дальше активно работать все преподаватели, все кафедры, все вузы.

В связи с этим необходимо особо остановиться на вопросе о темах диссертаций. Материалы, которыми располагает Комитет по делам высшей школы, говорят о том, что внимание преподавателей нередко все еще направлено на исследование вопросов истории философии, истории политэкономии и т. д. Преподавателям необходимо больше работать над актуальными вопросами истории ВКП(б), диалектического и исторического материализма, политэкономии социализма, над актуальными теоретическими вопросами по обобщению опыта социалистического строительства в нашей стране, стахановского движения и т. д.

Современная борьба и деятельность нашей партии, борьба за построение коммунизма в нашей стране являются неистощимыми источниками для научного обобщения, развития научной мысли наших кадров. В своих теоретических трудах мы должны отразить наши победы, наши достижения, которые из года в год умножаются нашим великим народом под руководством нашей партии, под руководством величайшего теоретика нашей эпохи, величайшего организатора наших побед — товарища Сталина.

Работая над теоретическим обобщением богатого практического опыта социалистического строительства в СССР, преподаватели марксизма-ленинизма тем самым обеспечивают ликвидацию своей теоретической и политической отсталости, создают условия для повышения качества своей педагогической работы.

Разумеется, в теоретическом росте наших кадров большую роль должна сыграть помощь преподавателям со стороны Комитета по делам высшей школы и наркоматов. Эта помощь должна выразиться в организации консультаций, предоставлении научных командировок преподавателям, в правильной организации приема диссертаций к защите и т. д. Необходимо создать на местах все условия для ведения научной работы и подготовки преподавателями диссертаций к защите.

Нет сомнения, что, усилив внимание к этому делу, преподаватели марксизма-ленинизма, и в первую очередь руководители кафедр, покажут образцы преподавания марксистско-ленинской теории в вузах, образцы теоретической, научно-исследовательской работы, поднимут на необходимый уровень свою научно-педагогическую квалификацию.

Крупным недостатком в организации преподавания основ марксизма-ленинизма в вузах является все еще слабый контроль за самостоятельной работой студентов.

В предстоящем учебном году в вузах развернутся семинарские занятия по курсу «Основы марксизма-ленинизма». Студенты вузов широким фронтом приступят к изучению основных первоисточников марксизма-ленинизма. Организационное и методическое руководство проведением семинарских занятий по курсу потребует от кафедр и учебного руководства вузов большой, умелой и настойчивой работы. В центре внимания должны будут встать организация, руководство и контроль за самостоятельной работой студентов.

Семинарские занятия по курсу «Основы марксизма-ленинизма» должны быть организованы в полном соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) О пропаганде, т. е. на них должно развертываться живое обсуждение поставленных вопросов, должна обеспечиваться творческая работа каждого студента, товарищеская дискуссия по теоретическим вопросам. Семинарские занятия должны организовываться лишь после тщательного изучения - студентами соответствующего текста «Краткого курса истории ВКП(б)» и указанного к семинару первоисточника.

В связи с этим следует особо отметить роль партийных, общественных организаций вузов в развертывании самостоятельной работы студентов. Они должны помочь кафедре привить студентам вкус к систематическому изучению теории марксизма-ленинизма.

Партийные, общественные организации вуза должны быть постоянно в курсе того, как идет работа по преподаванию «Основ марксизма-ленинизма», в какой мере студенты самостоятельно работают над изучением «Краткого курса истории ВКП(б)» и произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Партийные, общественные организации должны, мобилизовать студенчество на углубленную систематическую работу по овладению марксистско-ленинской теорией, должны всемерно- помогать кафедрам марксизма-ленинизма в их большой и ответственной работе. Необходимо чаще ставить на заседаниях партийных и общественных организаций конкретные вопросы преподавания марксизма-ленинизма в вузе, вскрывать недостатки в этой работе, обеспечивать быструю и решительную их ликвидацию.

***

Центральный Комитет нашей партии вооружил нас, работников высшей школы, энциклопедией марксизма-ленинизма — «Кратким курсом истории ВКП(б)» и в своем постановлении о партийной пропаганде дал развернутую программу борьбы за овладение большевизмом.

Советская высшая школа, являющаяся кузницей специалистов высшей квалификации, должна показать образцы выполнения постановления ЦК партий о партийной пропаганде, образцы теоретической работы, глубокого изучения основ марксизма-ленинизма. Успех высшей школы в решении этой задачи зависит в первую очередь от руководителей кафедр марксизма-ленинизма, от преподавателей, от тех людей, кому партия и советский народ поручили исключительно важную и почетную работу - работу но политическому воспитанию, формированию мировоззрения советского студенчества. Руководителям кафедр марксизма-ленинизма, преподавателям этих кафедр доверено политическое воспитание кадров советской интеллигенции. Это высокое доверие требует от них всемерного повышения идейно-политического уровня всей их работы. При преподавании марксистско-ленинской теории в вузах всегда надо помнить указания величайшего теоретика и организатора нашей партии товарища Сталина о том, что

«…чем выше политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты работы, и наоборот, — чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе, тем вероятнее измельчание и вырождение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение».

В этих мудрых словах товарища Сталина с предельной ясностью и полнотой сформулирована великая роль марксистско-ленинской теории и ее значение для победы коммунизма. Эти слова товарища Сталина должны явиться путеводной звездой в нашей работе. Марксистско-ленинскую теорию, являющуюся наукой всех наук, мы должны сделать достоянием каждого интеллигента, каждого окончившего советский вуз специалиста. Мы должны привить нашим студентам вкус к марксистско-ленинской теории, всемерно повышать идейно-политический уровень своей работы, поставить на должную высоту пропаганду идей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Великий основоположник научного коммунизма, гений человечества Карл Маркс в своей работе «К критике гегелевской философии права» писал, что идея, если она овладевает массами, становятся материальной силой. Идея марксизма-ленинизма, овладев широкими массами нашей великой родины, стали непобедимой силой коммунизма. Вокруг этих идей и их гениального творца товарища Сталина, высоко несущего знамя Маркса — Энгельса-Ленина, непобедимо сплотился весь советский народ, идущий к новым победам коммунизма.

Нет никакого сомнения, что советская высшая школа справится с возложенными на нее задачами, воспитает советское студенчество в духе беззаветной любви и преданности великому делу партии Ленина — Сталина, делу коммунизма. Порукой этому является широко развернувшаяся в вузах работа по овладению марксистско-ленинской теорией. Порукой этому является тот энтузиазм и та ответственность, с которыми взялись за это дело преподаватели основ марксизма-ленинизма. Порукой этому является то, что делом преподавания марксизма-ленинизма в вузах руководит величайший теоретик и организатор нашей партии, творец новых идей и новой жизни — великий Сталин.

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru