- → Философия общества → Идеология и мифология, «Диалектический материализм» → «Диалектический материализм - мировоззрение коммунистической партии»
«Диалектический материализм», 1954, с.5 - 38
1. Диалектический материализм - единственно научное, революционное мировоззрение
М
арксизм есть наука о законах развития природы и общества, о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества.Марксизм есть неразрывное единство трёх составных частей: диалектического и исторического материализма, политической экономии, научного социализма.
Диалектический материализм есть философия марксизма, теоретический фундамент научного коммунизма, мировоззрение Коммунистической партии. Оно непримиримо враждебно всем видам буржуазной идеологии.
Для того чтобы уяснить себе существо марксистской философии, её коренное отличие от всех предшествующих, в том числе и прогрессивных, философских учений, необходимо прежде всего ответить на следующие вопросы: Что такое философия? Что такое диалектика? Что такое материализм?
Философия является одной из форм общественного сознания. Философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов, представлений о мире в целом и его законах. Каждый общественный класс имеет своё мировоззрение, стремится составить общую картину мира, охватить единым взглядом все многообразие явлений природы и человеческой истории.
Современные буржуазные учёные и философы, подобно идеологам средневековья, утверждают, что научное мировоззрение, т. е. мировоззрение, основанное на данных науки и практики, невозможно. Единственно возможным, с точки зрения этих учёных и философов, мировоззрением является религия. Так, например, современные идеалисты, подвизающиеся в США, Англии и других буржуазных странах, утверждают, что философия «есть вера мыслящего человека». По их мнению философия, если и включает в себя какие-либо знания, то это оказывается лишь знанием «смысла и границ познания». Идеалисты требуют, чтобы философия служила «непосредственному общению с божеством». Подобное отрицание научности мировоззрения имеет своей целью превратить философию в служанку религии.
Отрицание возможности научного мировоззрения представляет собой одно из проявлений религиозного мракобесия, проповедуемого современной империалистической буржуазией.
Вслед за буржуазными философами возможность научного мировоззрения отвергают также и многие лидеры правых социалистов. Они заявляют, что «всякое мировоззрение является и должно быть чем-то гипотетическим». Отрицая объективное содержание и общественное значение философии, правые социалисты уверяют, будто «каждый человек обладает своим собственным мировоззрением», ввиду чего мировоззрение якобы не имеет «никакого коллективизирующего значения». Отсюда делается вывод, что партия рабочего класса не нуждается в мировоззрении; философия-де представляет собой исключительно частное, личное дело.
Отрицая возможность научного мировоззрения, буржуазные философы пытаются идейно обезоружить пролетариат, толкнуть рабочее движение на путь стихийного блуждания, подорвать организующее и преобразующее влияние марксистского мировоззрения, сплачивающего рабочие массы в борьбе против капитализма, за социализм.
Великой заслугой пролетарской, коммунистической партии и её вождей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина является создание и развитие единственно научного мировоззрения- диалектического материализма, творческое применение и распространение его, неустанная борьба против антинаучного мировоззрения эксплуататорских классов.
Диалектический материализм является теоретической, научной основой программы коммунистических партий, их стратегии и тактики.
Великие победы, которые одержал советский народ в строительстве социализма и коммунизма, объясняются тем, что советским народом руководит Коммунистическая партия, имеющая научную программу, научное мировоззрение - диалектический материализм.
Советский народ, трудящиеся стран народной демократии прогрессивные силы всех стран находят в диалектическом материализме теоретическое обоснование революционных методов и форм борьбы против капитализма, за социализм и коммунизм.
Предмет диалектического материализма. Диалектический материализм изучает наиболее общие (всегда и всюду действующие) объективные законы изменения и развития природы, общества и познания, даёт материалистическое истолкование явлениям объективного мира. Эти общие законы существуют объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей; они неразрывно связаны со специфическими законами, присущими отдельным формам движения материи. Специфические законы (например, законы механического движения материи, законы обмена белковых веществ и т. д.) являются своеобразным проявлением общих законов движения, изменения, развития материи. Законы общественной жизни, например, качественно отличны от законов природы. Однако и те и другие законы представляют собой специфические формы проявления одних и тех же общих объективных диалектических закономерностей.
Диалектический материализм не отгорожен от отдельных наук о природе и обществе, не подменяет их, а, напротив, представляет собой научное обобщение результатов, достигнутых всеми другими отраслями знаний. Этим определяется соотношение между диалектическим материализмом и отдельными науками, изучающими природу, общество и сознание.
Различные науки исследуют конкретные формы движения материи, качественные особенности, свойства явлений природы и общества. Так, механика изучает перемещение тел в пространстве и времени. Соответственно многообразию механического движения и качественному своеобразию перемещения различных частиц материи механика как наука делится на механику твёрдых, жидких, газообразных тел и т. д.
То же относится и ко всякой другой науке. Так, ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность и т. д. Соответственно этому ботаника делится на морфологию, исследующую внешнюю форму растений, систематику, классифицирующую растения и описывающую различные их виды, анатомию, предметом которой является микроскопическое строение тканей и органов растений, физиологию, изучающую жизненные процессы растений, селекцию, исследующую пути создания новых растительных форм, и т. д. Вместе с тем ботаника является частью более общей науки - биологии, предметом которой являются закономерности всех живых тел.
Естественно, что каждая наука и даже каждая входящая в её состав отдельная дисциплина в известной мере изолируют предмет своего изучения от предмета других наук и дисциплин. Биология не занимается изучением агрегатных состояний физических тел, т. е. их твёрдого, жидкого, газообразного состояний, а политическая экономия не исследует качества товаров с той стороны, с какой они изучаются товароведением. Но вместе с тем науки и составляющие их отдельные дисциплины не могут совершенно отрываться, изолироваться друг от друга, ибо различные формы движения материи, различные качественные особенности, свойства, состояния, являющиеся предметами отдельных научных дисциплин, в действительности не существуют изолированно друг от друга, они связаны между собой, друг друга обусловливают, переходят друг в друга. Следовательно, и научные дисциплины, исследующие эти формы движения материи, должны быть связаны между собой. Так, современная биология опирается на химию и физику.
Что же даёт возможность учёному любой специальности глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, что позволяет ему связываться с другими научными дисциплинами и извлекать из них данные, необходимые для той области науки, которой он занят?
Эту возможность даёт научное мировоззрение - марксистский диалектический метод и марксистский философский материализм, - вооружающее нас научным подходом ко всем явлениям мира и их научным истолкованием, пониманием. Изучая диалектический материализм, мы тем самым познаём мир в целом, и именно это ориентирует нас в понимании отдельных явлений природы и общества, а следовательно, и отдельных наук. Таким образом, предметом диалектического материализма являются наиболее общие законы движения, изменения, развития природы, общества и познания, изучение которых даёт стройную научную картину мира.
Возникновение диалектического материализма - революция в философии. С возникновением диалектического материализма принципиально изменилась общественная роль философии, её предмет, метод и теория. Диалектический материализм качественно отличается от всей старой философии.
Диалектический материализм есть мировоззрение Коммунистической партии, теоретически обосновывающей революционную борьбу рабочего класса за коммунистическое преобразование общества. Этим обусловливается новая общественная роль марксистско-ленинской философии.
Противопоставляя свою философию всем предшествующим философским учениям, Маркс говорил: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [1]. Это положение Маркса указывает на то, что домарксистская философия, господствовавших классов не была и не могла быть теоретическим обоснованием революционного изменения мира, не была и не могла быть оружием революционных масс в их борьбе против социального гнёта. Не обоснование революционного изменения существующего эксплуататорского строя, а его оправдание составляло важнейшую задачу философии эксплуататорских классов, стремившейся примирить массы с существовавшими общественными порядками. Потому-то философы и проповедовали, что человек должен быть «выше» практических, бренных, преходящих интересов, что он должен интересоваться лишь вечным, абсолютным и т. п. Философы утверждали, что те практические цели, которые преследует человек в реальной жизни, ничтожны, мелочны, «конечны» и что философия должна отвлекаться от них.
Такого рода философская проповедь, отвлекавшая человека от борьбы за лучшее будущее, мало чем отличалась от религиозных учений. Характерным примером может быть утверждение немецкого философа-идеалиста XIX в. Фихте, писавшего, что «именно в том и состоит сладчайшая награда философского рассмотрения, что, постигая всё в общей связи и ничего не оставляя обособленным, оно признаёт всё необходимым и потому благим и примиряется со всем существующим, как оно существует, потому что оно должно быть таким ради высшей цели» [2].
Данный пример наглядно показывает, как идеалистическая философия, подобно религии, стремилась примирить массы с эксплуататорскими порядками, заглушить в них протест, доказать, что всё, что существует, разумно, необходимо.
Однако не только идеалистическая философия, но и домарксовский метафизический материализм утверждал, что всё существующее в основе своей неизменно: неизменна природа вне нас, неизменна человеческая природа, ввиду чего возможно лишь устранение «извращений» в социальных учреждениях, а не коренное изменение всей общественной жизни. Известно, например, что французские материалисты XVIII в. выступали против феодальных порядков и религии, объявляя то и другое неразумным, противоестественным, несоответствующим человеческой природе. Но природу человека они считали неизменной, а буржуазное общество «естественным» и соответствующим разуму и «вечным» законам человеческой природы.
Философские учения эксплуататорских классов понимали философию как истолкование, оправдание коренных основ существующего строя, отрицая возможность или необходимость теоретического обоснования коренного изменения действительности. Только материалисты- революционные демократы, отражая в своих философских учениях интересы широких трудящихся масс крестьянства, считали необходимым философское обоснование задач революционной борьбы против социального гнёта. Однако, поскольку освободительное движение крестьянства не ведёт и не может вести к уничтожению эксплуатации человека человеком, революционные демократы и даже наиболее выдающиеся среди них- классики русской материалистической философии XIX в. - не сумели решить этой важнейшей задачи, поставленной освободительным движением народных масс.
Возникновение марксистской философии обусловлено прежде всего жизненной необходимостью для рабочего класса открыть объективные законы общественного развития. Пролетариат выступил на арену истории как класс, разрушающий старое общество и создающий новый, бесклассовый общественный строй. Историческая миссия пролетариата состоит в ликвидации буржуазного строя, в революционном преобразовании общества, в построении более высокого, бесклассового общественного строя - коммунизма. Вот почему учение материалистической диалектики о движении, изменении, развитии, о победе нового над старым органически воспринимается пролетариатом как подтверждение и освещение его классовых стремлений.
Отрицание старого неразрывно связано в деятельности пролетариата с творчеством нового. Именно поэтому величайшее революционное преобразование общества, осуществляемое пролетариатом, не только не исключает, а, напротив, предполагает использование всех достижений предшествующего развития культуры. Пролетариат чужд той ограниченности, которая была присуща ранее господствовавшим классам, его жизненные интересы требуют перехода к бесклассовому, коммунистическому обществу. Эти особенности пролетариата показывают, почему именно идеологи пролетариата- Маркс и Энгельс явились создателями единственно научного философского материализма и диалектического метода, имеющих громадное значение как для теоретического познания, так и для практической деятельности. История науки, с одной стороны, опыт революционного движения и социалистического строительства- с другой, наглядно свидетельствуют о величайшем значении марксистской философии.
Маркс и Энгельс- вожди, идеологи пролетариата - в корне изменили общественную роль философии, превратив философию в теоретическую основу революционной борьбы рабочего класса, в теоретическую основу коммунизма. Именно поэтому учение Маркса и Энгельса не просто философское учение: это- учение пролетарских масс, идейное знамя их великой освободительной борьбы.
Домарксистские философы обычно даже тогда, когда они ставили перед собой задачу исследования наиболее общих законов, присущих самой объективной действительности, имели в виду законы неизменного порядка всего существующего. Речь шла об установлении постоянных взаимоотношений между одновременно существующими вещами, а не о раскрытии закономерной связи между тем, что было, есть и будет. Марксизм открыл объективные законы изменения, развития материального мира, положив это открытие в основу своего, единственно научного, понимания предмета философии, её метода и теории. В этом коренное отличие учения диалектического материализма от всех предшествующих, в том числе и прогрессивных, философских учений.
Домарксовские философские учения не только противопоставляли теорию, философию практике, освободительному движению трудящихся: они также противопоставляли философию специальным наукам, занимающимся исследованием определённого, ограниченного круга явлений природы или общества. Естествознанию обычно противопоставлялась философия природы, истории- философия истории, искусствознанию- философия искусства и т. д. При этом утверждалось, что философия не обязана считаться с конкретными данными наук, что она является «наукой наук», превосходящей «конечные» и «ограниченные» специальные науки своей способностью давать полную, абсолютную истину в последней инстанции. Эта претензия на сверхнаучное знание в особенности была характерна для идеалистической философии, третировавшей естественные науки за их стихийно-материалистическое отношение к природе. Так, например, Гегель, не считаясь с фактами, установленными естествознанием, утверждал, что природа не развивается во времени, а является воплощением различных логических ступеней развития «абсолютной идеи», т. е. бога. Идеалистически извращая действительность, Гегель рассматривает солнце как воплощение зрения, воздух- как воплощение обоняния, сводя, таким образом, всё физическое к психическому.
Философия выдавалась идеалистами и метафизическими материалистами за познание вечного, абсолютного, всеобщего, а специальные науки - за познание одного только преходящего, относительного, единичного. Марксизм решительно выступил против этого антинаучного, метафизического противопоставления вечного и преходящего, абсолютного и относительного, всеобщего и единичного. Основоположники марксизма доказали, что, познавая преходящее, мы познаём и вечное, познавая конечное, познаём бесконечное, познавая единичное, познаём всеобщее:
«Всякое истинное познание природы, - писал Энгельс, - есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно» [3].
Покончив с противопоставлением философии наукам о природе и обществе, марксизм поставил на место «науки наук», не являвшейся научной философией, мировоззрение, подытоживающее, критически обобщающее данные науки. Уже в период своего возникновения диалектический материализм теоретически обобщил все существенные открытия естествознания середины XIX в., в том числе наиболее крупные из них: открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клетки и учение Дарвина. В дальнейшем В. И. Ленин в своём «Материализме и эмпириокритицизме» гениально подытожил великие открытия физики конца XIX - начала XX в. Важнейшим результатом революционного переворота в философии, произведённого Марксом и Энгельсом, является создание исторического материализма, который служит теоретической основой всех общественных наук. Таким образом, роль философии в развитии наук о природе и обществе в корне изменилась. Это коренное, качественное изменение места философии в системе наук о природе и обществе принципиально отличает диалектический материализм от всей прежней философии.
Коренная противоположность диалектики метафизике. Мировоззрение Коммунистической партии называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы является диалектическим. Что же такое диалектика?
Слово «диалектика» происходит от древнегреческого слова «диалего», что значит вести беседу, вести полемику. Диалектикой в древней Греции называли искусство спора, заключавшееся в том, чтобы раскрыть противоречия в суждении противника и тем самым опровергнуть его доводы. Диалектика рассматривалась древними греками как лучшее средство достижения истины путём столкновения противоположных мнений и преодоления возникающих противоречий. Так, например, если один из спорящих утверждал, что справедливость заключается в том, чтобы делать людям добро, то другой, возражая ему, говорил, что на войне делать добро противнику было бы несправедливо. Таким образом обнаруживалась недостаточность односторонних определений предметов или понятий, необходимость их всесторонней характеристики. Впоследствии словом «диалектика» стали обозначать не столько способ полемики, сколько способ изучения явлений, вскрывающий внутренне присущие им противоречия.
Специфической особенностью диалектики как метода познания является то, что она рассматривает окружающие явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их движении, изменении, развитии на основе внутренних, присущих самим явлениям противоречий. Но почему именно такой подход к изучению действительности является единственно правильным? Потому, что все явления природы и общества действительно связаны друг с другом, друг друга обусловливают, находятся в состоянии движения, изменения, развития. Противоречия свойственны не только процессу познания, они прежде всего свойственны самим предметам и явлениям, в которых одновременно существует старое и новое, отживающее и нарождающееся,
Многие философы и естествоиспытатели пытались доказывать, что есть вещи, независимые от других вещей, что есть абсолютно неподвижные тела, неизменные сущности, что развитие сводится только к количественному росту. Эти же учёные утверждали, что противоречия возможны только в мышлении, да и то в случае заблуждения, а в явлениях природы и общества они невозможны. Такое воззрение, такой подход к явлениям окружающего мира называется метафизическим. Метафизический метод в противоположность диалектике считает, что окружающие явления должны быть рассматриваемы независимо, изолированно друг от друга, вне движения, изменения, развития.
Диалектика и метафизика- два противоположных друг другу метода познания- существуют на протяжении всего развития науки и философии. Характерной особенностью материалистической диалектики является то, что она рассматривает явления так, как они происходят в действительности, т. е. объективно, а следовательно,- в непрестанном движении, изменении, развитии. Диалектика отрицает субъективизм в научном исследовании. И. В. Сталин следующим образом характеризует эту, присущую диалектике подлинную объективность: «Диалектический метод говорит, что жизнь нужно рассматривать именно такой, какова она в действительности. Мы видели, что жизнь находится в непрестанном движении, следовательно, мы должны рассматривать жизнь в её движении и ставить вопрос: куда идёт жизнь? Мы видели, что жизнь представляет картину постоянного разрушения и созидания следовательно, наша обязанность- рассматривать жизнь в её разрушении и созидании и ставить вопрос: что разрушается и что созидается в жизни?» [4].
В противоположность диалектике метафизика вырывает явления из их объективной связи, т. е. рассматривает их субъективно, не так, как они на самом деле существуют, а изолируя их друг от друга, отвлекаясь от их движения, изменения, развития, от присущих всем этим явлениям внутренних противоречий.
Диалектика на протяжении всей истории науки и философии непрерывно развивалась и совершенствовалась в борьбе против метафизики. Но научной диалектики, научного диалектического метода изучения природы и общества, метода, обобщающего историю науки и практики, до возникновения марксизма не существовало. Марксистский диалектический метод - является единственно научным подходом к изучению действительности, качественно отличным от всех тех форм диалектического мышления, которые исторически предшествовали марксизму.
Хотя вся история философской мысли говорит о борьбе диалектики с метафизикой, о непримиримости их, тем не менее полная противоположность диалектики и метафизики была вскрыта только марксизмом. Марксизм исследовал закономерности развития познания и не только отверг метафизику, как ненаучный метод познания, но и вскрыл её исторические корни.
Процесс познания, как об этом свидетельствует история науки, носит противоречивый характер. Наука, стремясь к познанию мира, на определённом этапе своего развития вынуждена сосредоточить свои усилия на изучении отдельных частей, предметов, вне связи их друг с другом. Энгельс указывал, что основой выдающихся успехов естествознания XVI-XVIII вв. являлось разложение природы на отдельные части, расчленение целого, разделение явлений на определённые классы, описание формы и внутреннего строения тел, анатомирование животных и растений. Но этот способ изучения действительности, вполне оправдавший себя в развитии науки, при своей абсолютизации становился метафизическим, так как он рассматривал вещи и процессы природы в их обособленности, вне их всеобщей связи и в силу этого- не в движении, а в неподвижном состоянии, не как изменяющиеся существенным образом, а как вечно неизменные, мёртвые.
Таким образом, возникновение метафизического метода было связано с той исторически неизбежной стадией развития наук, когда они носили описательный характер и ограничивали свои задачи преимущественно накоплением фактов и их систематизацией. Вместе с тем, как указывает В. И. Ленин, возможность метафизического извращения явлений окружающей действительности содержится и в самом факте абстрактного мышления, которое не может «представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, - и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия» [5]. Марксистский диалектический метод познания ясно указывает на эту возможность огрубления, омертвления и тем предостерегает от односторонности и других метафизических и субъективистских ошибок.
В природе все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, но в то же время каждое явление - это что-то единичное, определённое, качественно отличное от всех остальных. В природе всё течёт и изменяется, но вместе с тем каждое явление до поры до времени остаётся самим собой, сохраняет свою определённость, устойчивость.
Метафизика превращает эти реальные особенности самих вещей в абсолют; относительную обособленность вещей объявляет полной и вечной; относительную устойчивость вещей объявляет незыблемой и отрицает их развитие.
Однако возможность возникновения метафизики сама по себе ещё не делает метафизическое мышление неизбежным. Если отсутствуют определённые, благоприятные для этого общественные условия, то эта возможность не превратится в действительность.
В результате противоречивости, сложности явлений действительности всегда есть возможность не заметить всеобщей связи за относительной обособленностью явлений, не заметить изменения за их относительной устойчивостью, не заметить противоречий внутри предметов. Но эта возможность метафизики становится действительностью лишь тогда, когда существуют определённые классы, в этом заинтересованные.
Метафизическое рассмотрение явлений природы и в особенности явлений общественной жизни выгодно для господствующих эксплуататорских классов: метафизика используется ими для теоретического обоснования борьбы реакционных сил за сохранение капиталистического строя. В силу своего экономического и политического положения господствующие эксплуататорские классы, естественно, всегда усматривают в дальнейшем прогрессе общества, предполагающем смену данного общественного строя другим, более высоким, свою гибель. Идеи развития этими классами воспринимаются как «противоестественные», а идеи неизменности и застоя- как единственно «нормальные».
Как свидетельствует история, проповедь метафизики особенно усиливалась в периоды исторической гибели тех или иных эксплуататорских классов. Потому-то ныне, когда капитализм переживает последнюю фазу своего существования, метафизические воззрения безраздельно господствуют в капиталистическом обществе. Потому-то современная буржуазия упорно проповедует метафизику, хотя современная наука обнаружила её несостоятельность.
Буржуазные учёные-реакционеры извращают факты и выводы, вытекающие из естественных и общественных наук. Так, силясь доказать, что капитализм будто бы представляет собой вершину общественного прогресса, учёные лакеи буржуазии говорят о «конце эволюции» и не только в обществе, но и в мире животных и растений. Защитники капитализма лезут из кожи вон, доказывая «ошибочность» учения диалектики о развитии и неизбежности борьбы нового со старым.
В современных условиях, когда существует капиталистическое окружение, реакционные метафизические концепции иногда проникают и в советскую науку. Примером этого может быть реакционная вейсманистско-морганистская концепция о существовании неких неизменных генов, якобы обусловливающих наследственность. Коммунистическая партия Советского Союза ведёт последовательную борьбу за перестройку всех отраслей науки на прочной теоретической базе диалектического материализма. Советские учёные под руководством Коммунистической партии осуществили идейный разгром таких идеалистических и метафизических теорий, как вейсманизм-морганизм, вирховианское учение о клетке, «теория» резонанса в химии и т. д. Эти реакционные теории, проникшие в советскую науку, тормозили её развитие. Борьба против метафизических и идеалистических извращений в науке является актуальной задачей и в настоящее время. Для успешного решения этой задачи необходимо творческое овладение марксистским диалектическим методом и полное осознание его непримиримой противоположности метафизике.
Коренная противоположность материализма и идеализма. Мировоззрение марксистско-ленинской партии называется диалектическим материализмом потому, что его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория является материалистической. Что же такое материализм?
На протяжении тысячелетий развития философии в классовом общество существовали и существуют поныне самые различные философские учения. Но как ни отличаются друг от друга эти учения, все они так или иначе отвечают на вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, психического к физическому. Это и есть главный, основной вопрос философии, образующий исходный теоретический пункт в решении всех других философских вопросов.
Что чему предшествует: сознание- бытию, духовное- материальному или, наоборот, бытие предшествует сознанию, материальное- духовному? Такова первая сторона основного философского вопроса об отношении сознания к бытию. Способен ли человек познать материальный мир или же окружающая человека действительность непознаваема? Такова вторая сторона основного вопроса философии.
В решении основного вопроса философии все философы разделялись на два противоположных лагеря. Представители одного из них - идеалисты - утверждают, что сознание духовное первично, а материя, природа производна, вторична; другие - материалисты, - напротив, исходят из признания первичности материи и вторичности сознания.
Материалисты, исходя из признания первичности материи и вторичности сознания, утверждают, что материя вечна и бесконечна, что мир не имеет ни начала, ни конца как во времени, так и в пространстве. Идеалисты же, рассматривая материю как вторичное, производное, приходят к выводу, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, что было поэтому якобы время, когда материи, природы не существовало, что она возникла или была создана. Таким образом, идеалисты отстаивают религиозную точку зрения сотворения мира.
Существуют две основные разновидности идеалистической философии: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм исходит из признания некоей сверхприродной, сверхчеловеческой духовной силы, якобы создающей всё существующее в природе и обществе. Обычное религиозное представление о существовании божественного, внеприродного существа лежит в основе этой идеалистической концепции, которая называется объективным идеализмом лишь потому, что признаёт независимое от человеческого сознания существование некоей «мировой души», «мирового духа». Крупнейшими представителями объективного идеализма были в древности Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) и в новое время Гегель (1770-1831 гг.).
Платон создал мистическую систему объективного идеализма с её представлениями о вечном и неизменном мире идей, бледным и тленным отражением которого якобы является мир чувственных вещей. Гегель выступил с идеалистической, мистической системой, в которой сознание, возведённое в ранг «мирового разума», «абсолютной идеи», было объявлено первичным, а весь остальной мир, все явления бесконечной природы трактовались лишь как нечто временное и производное, порождаемое и уничтожаемое «абсолютной идеей». Гегель считал, что философское, идеалистическое представление о мире исходит из религиозного, которое оно «очищает», придавая ему «научную», выраженную в понятиях форму.
Обожествив мышление под названием «абсолютной идеи», Гегель рассматривал природу как «инобытие» идеи, а общество и формы сознания- как последующие ступени её самосознания. Закономерности природы и общества Гегель свёл к логическим законам мышления, в связи с чем понятие было объявлено сущностью вещей. Пытаясь представить всё существующее в миро как разумное и логическое в своей основе, Гегель призывал по к борьбе против существовавших тогда в Германии реакционных социальных порядков, а к признанию их в конечном счёте разумными и изменяющимися к лучшему, независимо от субъективных устремлений человека. Гегель увековечивал монархию в её конституционной форме, а вместе с нею и сословное деление общества, особенно господство дворянства.
В эпоху империализма неогегельянство как одно из наиболее распространённых направлений объективного идеализма стало идеологией империалистической буржуазии. В отличие от Гегеля неогегельянцы утверждают, что дух, являющийся якобы первоосновой существующего, является не разумным и сознательным, а стихийно действующим духом, следствием чего являются якобы «неразрешимые» и «трагические» противоречия в общественной жизни. Эта неогегельянская философия, философия пессимизма отражает общий кризис капиталистической системы. Вслед за Гегелем неогегельянцы объявляют государство воплощением абсолютного духа, или бога, и на этом основании требуют слепого, беспрекословного подчинения империалистическому государству, отвергая демократию как якобы незаконное вмешательство масс в божественные прерогативы буржуазной государственной машины.
Характерными представителями объективного идеализма в США являются так называемые «персоналисты», утверждающие, что первоначалом, источником всего существующего является «верховная личность» - бог, сотворивший мир по образу и подобию своему. Все вещи в мире являются вследствие этого духовными индивидуальностями: каждый предмет обладает якобы абсолютно индивидуальной духовной сущностью, представляет собой своеобразную «личность». С этих позиций персоналисты отрицают взаимосвязь, взаимозависимость явлений и подменяют законы природы божественным предустановленном. Абсолютизируя индивидуальное, персонализм выступает против научного познания мира, превознося мистическое откровение, религиозный экстаз и т. п.
Система персонализма имеет своей целью «космическое» обоснование буржуазного индивидуализма: все во вселенной как утверждают персоналисты, носит индивидуалистический характер, проистекает из «личного», «индивидуализирующего» начала. С точки зрения буржуазного индивидуализма, преследующего личные корыстные дели и не пренебрегающего никакими средствами, персоналисты шатаются обосновать реакционную идеологию космополитизма, объявляя национальность, государственный суверенитет «несущественными».
Субъективный идеализм в отличие от идеализма объективного утверждает, будто духовное первоначало, совпадающее с сознанием субъекта, с индивидуальным сознанием - человеческим Я, порождает и определяет все существующее. Один из основоположников субъективного идеализма- английский епископ Беркли в своё время пытался доказать, что воспринимаемые нашими чувствами вещи (а о существовании никем не воспринимаемых вещей мы-де не имеем оснований говорить) существуют лишь в наших чувственных восприятиях. Быть- значит быть в восприятии, говорил Беркли. Все качества, присущие вещам, - цвет, запах, звук, тяжесть, твёрдость, температурное состояние и т. п. - Беркли считал субъективными, т. е. порождёнными самим актом восприятия.
Нетрудно понять, к каким нелепым выводам приводит субъективный идеализм. Если все явления существуют лишь благодаря воспринимающему субъекту, если они представляют собой только сочетания ощущений, представлений, идей этого субъекта, то человеческое Я оказывается единственной реальностью, и даже другие люди должны быть признаны существующими только в восприятии данного субъекта. Этот неизбежный вывод из субъективного идеализма называется солипсизмом. Тот факт, что многие субъективные идеалисты всячески открещиваются от этих крайних и абсурдных выводов, наглядно вскрывает внутреннюю несостоятельность субъективного идеализма.
В эпоху империализма субъективный идеализм как наиболее реакционная форма идеализма, прямо отвергающая объективность законов природы и общества, является наиболее распространённым философским воззрением буржуазии. В современных условиях субъективный идеализм обычно выдаёт себя за эмпиризм, т. е. за основанное на опыте воззрение; субъективные идеалисты ссылаются на показания органов чувств, декларируют своё доверие к ощущениям, апеллируют к «опыту», понимаемому как переживания субъекта. На самом же деле субъективные идеалисты являются злейшими врагами опытного знания, они отрицают объективное содержание, объективное значение опыта.
В своём гениальном произведении «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин разоблачил одно из наиболее распространенных направлений субъективного идеализма- махизм, или эмпириокритицизм. Один из главных представителей этого направления- Мах утверждал, что тела природы представляют собой «комплексы элементов». Элементами Мах называл всё чувственно воспринимаемое, например тёплое, красное, мягкое, твердое и т. п. Далее, Мах утверждал, что все эти чувственно воспринимаемые качества лишь в одном отношении являются физическими элементами; в другом отношении они представляют собой не что иное, как ощущения. Таким образом, «комплекс элементов» сводился к «комплексу ощущений», физическое рассматривалось как одно из проявлений психического; ощущения и представления объявлялись единственной реальностью, которая именовалась к тому же опытно данной. Другой представитель того же берклеанского направления- Авенариус утверждал, что существование объекта имеет в качестве своей предпосылки существование субъекта; тот и другой находятся-де в отношении «принципиальной координации», т. е., попросту говоря, неотделимы друг от друга. Разоблачая эту маскирующуюся под научность разновидность субъективного идеализма, В. И. Ленин подчёркивает, что признание явлений производными от чувственного восприятия является такой же поповщиной, как и любое положение объективного идеализма, ибо главное и здесь и там- утверждение, что природа вторична, производна.
Ленинская критика махизма имеет громадное значение для разоблачения современной субъективно-идеалистической философии империалистической буржуазии. Она прямо направлена против таких взглядов, какие, например, развивает известный английский реакционер от философии Б. Рассел, который считает исходным пунктом познания не объективный мир, а самое сознание. «Нашими данными - говорит он, - являются прежде всего факты чувственного познания, то есть наши собственные чувственные данные и законы логики». Нетрудно видеть, что Рассел повторяет аргументы махистов, давно уже разоблачённые Лениным.
Диалектический материализм, полностью разоблачая объективный и субъективный идеализм, показывает, что та и другая разновидности идеалистической философии в сущности едины, совпадают в основном, главном, решающем - в защите поповщины.
В современных условиях философы-идеалисты обычно маскируют свой идеализм. С этой целью они разглагольствуют об «устарелости» противоположности между материализмом и идеализмом и борьбы между ними. Многие современные буржуазные философы утверждают, будто они преодолели «односторонность» материализма и идеализма и создали философию, не являющуюся ни материалистической, ни идеалистической. В действительности нельзя ни примирить материализм и идеализм, являющиеся взаимоисключающими философскими учениями, враждебными философскими партиями, ни подняться «выше» противоположности материализма и идеализма. Такого рода претензии совершенно аналогичны другим лицемерным заявлениям этих философов, объявляющих свои учения возвышающимися над истиной и заблуждением.
Разоблачая тупоумную претензию буржуазных философов подняться выше материализма и идеализма, попытки представить устарелой борьбу между ними, В. И. Ленин показал, что за две тысячи лет развития философии не устарела и не могла устареть борьба идеализма и материализма, не устарела и не могла устареть борьба религии и науки, борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его.
В делении философских течений на материалистические и идеалистические ярко выражена партийность философии, ее неразрывная связь с определёнными- прогрессивными или реакционными- общественными классами и группами.
Борьба основных философских направлений- материализма и идеализма- со времени их возникновения и до наших дней является борьбой философских партий, представляющих интересы враждебных друг другу классов и социальных групп. То или иное решение основного вопроса философии- вопроса об отношении сознания к бытию- выражает в конечном счёте отношение того или иного класса к окружающей действительности ,
Так, например, борьба материалистической «линии Демокрита» против идеалистической «линии Платона» в древнегреческой философии отразила борьбу между прогрессивной рабовладельческой демократией и реакционной аристократией. Борьба Белинского, Герцена, Чернышевского, Писарева против идеализма Юркевича и славянофилов отразила протест русского крестьянства против господства помещиков.
Следовательно, пока существуют в обществе противоположные классы, борьба материализма против идеализма является закономерностью развития философии.
Материализм в истории человечества является, как правило, мировоззрением прогрессивных классов и социальных групп, в то время как идеализм выражает интересы реакционных классов и групп, а также всяческое примирение с реакцией.
Материализм является теоретической основой и идейной движущей силой развития научного познания. Идеализм же, напротив, тормозит развитие науки, тянет её назад, паразитирует на трудностях развития естественнонаучной мысли. Естествознание невозможно, немыслимо вне материализма, без связи с материалистической философией. Материалистическая философия ставит перед наукой вопросы, требующие решения, намечает в общих чертах эти решения, указывает пути и методы научного исследования. Известно, что коренные положения естествознания- такие, как идея неуничтожимости материи и движения, эволюционная идея, вопрос об отношении психического к физическому, положение об атомистической структуре материи, - были выдвинуты прежде всего философами-материалистами и что вся непосредственная творческая деятельность самих естествоиспытателей опирается на идеи материализма.
Материалистическая идея связи материи и движения привела великого учёного М. В. Ломоносова к научному представлению о том, что теплота- не какой-то нематериальный невесомый «флюид», а движение молекул, Эта идея была доказана наукой и оказалась одним из ее самых блестящих завоеваний.
Материалистическое положение о том, что взаимодействие тел, находящихся на расстоянии друг от друга, невозможно без материального носителя этого взаимодействия, привело к возникновению прогрессивной для своего времени гипотезы о «мировом эфире», заполняющем все пространство. Результатом развития этой гипотезы является современное учение о «физическом поле» как особой специфической форме материи. Без учения о материальном поле невозможно представить себе современную физику, в которой это учение составляет краеугольный камень.
Материалистическое представление о реальности атомов привело А. М. Бутлерова к созданию теории химического строения, явившейся одной из самых важных вех в развитии науки.
Материалистические представления о связи живого организма и окружающей его материальной среды помогли открыть источник развития животного мира и двинули биологию далеко вперёд.
Из этих фактов видно, что развитие науки внутренне связано с развитием материализма.
Буржуазные философы всячески стремятся принизить роль материализма в истории познания. Но тщетны эти попытки: история философии есть история возникновения и развития научного материалистического мировоззрения и его законов в борьбе против враждебного науке идеализма. Стремясь опорочить материализм, буржуазные философы приписывают материалистам проповедь эгоизма, чревоугодия и прочие аморальные качества, присущие самим капиталистам. Эта клевета на материалистическую философию обнаруживает идейное убожество современной буржуазии, не брезгающей никакими средствами для опровержения материализма.
Великой заслугой материализма в истории человечества является обоснование атеизма, прямо вытекающего из материалистического решения основного вопроса философии. Религия, которая на протяжении тысячелетий человеческой истории освящала порабощение человека человеком и прославляла невежество как «блаженное» состояние, встречает в лице материалистической философии непримиримого противника. Разоблачая религиозные суеверия, материализм внушает человеку веру в свои собственные силы, в возможность достижения счастья здесь, на земле, а не в каком-то выдуманном загробном мире.
Напротив, идеализм признаёт существование сверхприродных, нематериальных, мистических сил. Как бы ни называли идеалисты эту сверхматериальную силу, во всех случаях эти названия являются лишь синонимами бога. Поэтому идеализм представляет собой утончённую, принаряженную поповщину, излагающую в наукообразной форме религиозные догматы. «Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, - отмечают Маркс и Энгельс - верят в наития, откровения, спасителей, чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую…» [6]
Идеализм всегда сводится так или иначе к защите или поддержке религии. Он по своей природе глубоко враждебен науке.
В особенности враждебен науке современный идеализм, являющийся мировоззрением империалистической буржуазии, проповедующей поход против научного познания и истины вообще. Один из представителей реакционной американской философии «персонализма», Хоккинг, сожалеет о том, что церковь до сих пор пыталась умиротворить науку и отступала под её напором, ища пристанища в не исследованных ещё областях. Осуждая такого рода «тактику обороны», Хоккинг требует «наступления» на науку. Другой реакционный философ, Флюеллинг, прямо заявляет: «Лучшее, что может сделать философия, это показать разумность признания бога». Так, возрождая средневековое мракобесие, современная идеалистическая философия наглядно показывает свою враждебность науке.
Только диалектический материализм является действительно научным мировоззрением.
Творческий характер диалектического материализма. Диалектический материализм как мировоззрение, основанное на данных науки и практики, исходит из признания того, что процесс познания никогда не исчерпывает до конца предмета, познание беспредельно, в силу чего претензия домарксистских философов на создание раз навсегда данной готовой, завершённой, абсолютной системы знания является совершенно несостоятельной.
Маркс и Энгельс постоянно подчеркивали, что их учение является не догмой, а руководством к действию. Они противопоставляли своё учение всем прошлым философским системам, носившим догматический характер.
Создатели философских систем прошлого- идеологи эксплуататорских классов- выдавали свои учения за абсолютно законченное, неизменное знание. Напротив, важнейшей особенностью марксистско-ленинской философии, в корне отличающей её от всех предшествующих учений является её творческий, антидогматический характер, источником которого является её неразрывная связь с практикой, с жизнью, с борьбой рабочего класса за демократию и социализм. Единство теории и революционной практики внутренне присуще марксизму. Философия марксизма рассматривает общественную практику и как основу познания и как критерий его истинности. В этом наглядно проявляется творческий, действенный, антидогматический характер марксистской философии. Подчёркивая эту коренную черту всего мировоззрения марксизма, принципиально отличающую его от оппортунизма, для которого характерен разрыв между теорией и практикой, В. И. Ленин писал: «Не может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины ставится- соответствие ее с действительным процессом общественно-экономического развития…»[7]
Постоянное развитие - признак глубочайшей жизненности диалектического материализма. Благодаря этому диалектический материализм может теоретически обобщать не только данные прошлого, но и настоящее, а также научно предвидеть будущее. Этим важнейшим качеством не обладала ни одна философская система до Маркса; для большинства домарксистских философских учений была характерна раболепная приверженность к прошлому, отражавшая интересы эксплуататорских классов. Только диалектический материализм даёт возможность теоретически обобщать происходящие на наших глазах события, предвидеть их дальнейший ход и соответственно строить практическую работу.
Маркс и Энгельс развивали созданную ими философию в условиях домонополистического капитализма, теоретически обобщая исторический опыт и открытия естествознания XIX в. Новые исторические условия эпохи империализма и пролетарских революций, новые данные науки поставили задачу дальнейшего развития марксизма, в том числе и задачу дальнейшего развития ленинизма. Эта задача была решена Коммунистической партией, ее вождями В. И. Лениным и И. В. Сталиным и их ближайшими соратниками и учениками.
Диалектический материализм есть живое, творческое, развивающееся учение. Было бы начётничеством и талмудизмом рассматривать диалектический материализм, отдельные выводы и формулы диалектического материализма как собрание догматов, которые никогда не изменяются, несмотря на изменение условий развития общества. Овладение диалектическим материализмом не имеет ничего общего с простым заучиванием его выводов и формул. Овладеть марксистским диалектическим методом и марксистским философским материализмом - значит научиться их применять для решения задач науки и практики, для получения новых выводов науки и определения путей разрешения практических задач.
2. Партийность диалектического материализма
Диалектический материализм- теоретическое выражение коренных интересов рабочего класса. В условиях классового общества всякая философия является выражением интересов какого-нибудь класса, мировоззрением какой-нибудь партии. Беспартийной, нейтральной, безразличной к интересам тех или иных классов философии нет и не может быть, пока существуют классы и классовая борьба. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Нельзя жить в классовом обществе и не принадлежать так или иначе к одному из классов этого общества, стоять в стороне от классовой борьбы и быть независимым во взглядах на мир от интересов определённого класса. В. И. Ленин пишет: «Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства- такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала» [8].
Буржуазные философы всячески скрывают партийный характер своих теорий, в то время как характерной чертой диалектического материализма является прямая, открытая воинствующая партийность. Буржуазия скрывает партийный характер своей философии, ибо эта философия защищает классовые интересы эксплуататоров, интересы ничтожного меньшинства людей, противоположные интересам подавляющей массы человечества. «Беспартийность» буржуазной философии является лицемерным прикрытием её классового своекорыстия. «Беспартийность в буржуазном обществе,- говорил Ленин,- есть лишь лицемерное, прикрытое, пассивное выражение принадлежности к партии сытых, к партии господствующих, к партии эксплуататоров» [9].
Философия марксизма-ленинизма прямо и открыто выступает от имени рабочего класса, именует себя мировоззрением Коммунистической партии. Она не скрывает того, что рассматривает мир и его явления с позиций рабочего класса, трудящихся, что при истолковании явлений общественной жизни выражает интересы рабочего класса, трудящихся.
Но если философия рассматривает и истолковывает явления окружающего мира и в особенности явления общественной жизни под утлом зрения интересов определённого класса, то не искажает ли она в таком случае мир и его законы, не даёт ли она в своих теоретических положениях и выводах заведомо извращённую, приспособленную к классовым интересам картину мира?
Что касается буржуазной, в особенности современной, философии, то это действительно так. Классовые интересы современной буржуазии не только не совпадают с объективным ходом развития общества, но и прямо противоположны ему. Современная общественная жизнь в силу объективных, не зависящих от воли людей законов развивается по пути неизбежной гибели старого, капиталистического общества и победы нового, коммунистического общества. Ясно, что буржуазия не может примириться с этим. Поэтому идеологи буржуазии, стараясь защитить капитализм от гибели, прикрывают его язвы, заведомо извращают закономерности общественного развития, идеализируют капитализм и его законы.
Другое дело- рабочий класс. Классовые интересы рабочего класса не только не противостоят объективной закономерности развития общества, но и целиком совпадают с ней. Чем последовательнее рабочий класс борется за осуществление своих классовых интересов, тем в большей мере он содействует развитию общества в соответствии с объективными, не зависящими от воли людей законами.
Поэтому рабочий класс, его идеологи ставят цель всесторонне познать законы развития природы и общества, дать верное, без всяких искажений, философское отражение мира. Чем полнее будут выражены интересы рабочего класса в философии, тем точнее, полнее, глубже будут отражены объективные законы окружающего нас мира. Чем вернее, всестороннее картина мира, воссоздаваемая в марксистской философии, тем глубже отражает она исторические задачи рабочего класса и его партии. Иначе говоря, чем последовательнее мы будем проводить принцип марксистско-ленинской партийности в философии, тем в большей степени мы гарантированы от ошибок в объяснении изучаемых нами явлений природы и общества.
Именно потому, что партийный характер марксистско-ленинского мировоззрения полностью совпадает с объективной истиной, коммунистические партии перед лицом всего мира смело и мужественно отстаивают партийность своего мировоззрения, своей политики и идеологии.
Ярким выражением борьбы Коммунистической партии за последовательную партийность марксистско-ленинской философии является проведённая ЦК КПСС широкая творческая дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии».
ЦК КПСС указал на опасность объективистских ошибок и отхода от принципа партийности в философии в современный период, когда с огромной силой перед Коммунистической партией встали задачи дальнейшей борьбы за подъём коммунистического сознания масс, за ликвидацию пережитков капитализма в сознании людей, за развитие и ещё большее укрепление морально-политического единства советского общества.
Эти указания дали верную, глубокую ориентировку советским философам, расчистили почву от всякого рода ошибочных взглядов.
В послевоенные годы, как и на протяжении всего предыдущего периода развития, КПСС вела и ведёт упорную и беспощадную борьбу против всех разновидностей буржуазной идеологии, отступлений от материализма, против вульгаризации марксизма, против догматизма и начётничества.
Было бы неправильным предполагать, что в современных условиях, когда в советском социалистическом обществе нет более классов, враждебных коммунизму, когда советское общество едино в морально-политическом отношении, в среду советских людей не могут более проникать буржуазные взгляды и идеи. Остатки буржуазной идеологии, различные немарксистские «взгляды» и «концепции» ещё не изжиты полностью, так же как не полностью ликвидированы пережитки частнособственнической психологии и морали. Эти пережитки живучи, они подогреваются капиталистическим окружением, и против них надо вести решительную борьбу.
Советские люди, учит марксизм-ленинизм, должны быть решительными, принципиальными и беспощадными в борьбе против классовых врагов и их мировоззрения, в борьбе против буржуазной идеологии.
Диалектический материализм- теоретическая основа советской науки. Диалектический материализм является теоретической основой советского естествознания. Диалектико-матеряалистическое мировоззрение советских естествоиспытателей вооружает их единственно научным методом познания, единственно научным философским истолкованием явлений природы. Выдающиеся успехи науки неразрывно связаны с творческим применением диалектического материализма к исследованию природы.
Характерным примером этого воздействия диалектического материализма на естествознание служит развитие советской биологической науки. Мичуринская биология исходит из признания неразрывной внутренней связи и взаимообусловленности между организмом и условиями его существования. Последовательно проводя эту диалектическую точку зрения, мичуринская биология вскрывает закономерности, обусловливающие развитие живых существ, закономерности изменения присущей им наследственности. Не ограничиваясь одним лишь объяснением биологических процессов, мичуринская биология теоретически обосновывает и практически осуществляет изменение растений и животных. «Только на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина,- писал И. В. Мичурин, - можно полностью реконструировать науку» [10]. Вооружённые диалектико-материалистическим мировоззрением мичуринцы подвергли решительной критике вейсманизм-морганизм с его учением о неизменной наследственности и доказали теоретическую и практическую несостоятельность этого буржуазного учения.
Выдающихся успехов добилась советская материалистическая физиологическая наука. Учение академика И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах, о первой и второй сигнальных системах явилось диалектико-матерналистическим исследованием высшей нервной деятельности. Физиологическое учение Павлова полностью разоблачило лженаучное, идеалистическое истолкование высшей нервной деятельности и экспериментально подтвердило диалектико-материалистическое понимание взаимоотношения психического и физического.
Весьма значительных успехов добилось советское почвоведение, вскрыв сложные биохимические процессы, обусловливающие плодородие почвы, и показав конкретные пути повышения урожайности. Крупнейший представитель советского почвоведения академик В. Р. Вильямс следующим образом характеризовал значение диалектического материализма в своих научных исследованиях: «Если мною что-либо сделано в науке, так только благодаря этой философии, её методологическим принципам» [11].
То же самое относится в равной мере ко всем отраслям советского естествознания.
В то время как буржуазная наука обслуживает капиталистический строй, империалистическую буржуазию, подавляющую, угнетающую трудящихся, готовящую новую мировую войну, - наука Советской страны направлена на возвышение и возвеличение человека, на раскрытие и развитие в нём всех его духовных и физических сил. Она направлена на создание духовных ценностей и изобилия материальных благ для миллионов трудящихся, на превращение человека в полновластного господина природы.
Диалектический материализм- теоретический фундамент коммунизма. Научный коммунизм потому и называется научным, что он основан на научно-философском, диалектико-материалистпческом понимании общественной жизни. Социалисты-утописты, не зная законов развития общества, идеалистически трактуя общественные явления» считали, что социализм отвечает требованиям «разума», «всеобщей морали», «справедливости» и создаётся независимо от материальных условий, благодаря добрым пожеланиям «выдающихся лиц», которые, убедившись в правильности, разумности и справедливости социалистического идеала, берутся за его осуществление.
Утопический социализм витал над жизнью, тогда как нужна была прочная связь с действительностью. Капитализм представлялся утопистам пагубным следствием человеческого неразумия, невежественности, непонимания собственной природы. Утописты были метафизиками, не понимавшими необходимости, объективной обусловленности развития общества. С точки зрения утопистов, социализм мог возникнуть в любое время, даже 500 лет тому назад, - если бы каким-нибудь гением была изобретена идея социализма.
В противовес утопическим социалистам Маркс и Энгельс доказали, что социализм- не просто мечта, а необходимый, неизбежный результат развития общества, обусловленный не «свободным решением», не «доброй волей» людей, а всем предшествующим развитием общества. «Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, в противовес социалистам-утопистам, первые разъяснили, что социализм - не выдумка мечтателей (утопистов), а необходимый результат развития современного капиталистического общества. Они показали, что капиталистический строй падет так же, как пал крепостной строй, что капитализм сам создает себе могильщика в лице пролетариата» [12].
Сущность философского обоснования теории и практики научного коммунизма заключается в открытии и исследовании законов развития общества, законов перехода от капитализма к коммунизму, в выяснении путей и средств коммунистического преобразования общественной жизни на основе сознательного использования закономерностей общественного развития, обусловливающих необходимость коммунизма как высшей ступени развития человечества.
Маркс и Энгельс развивали материалистическую философию как теоретическую основу коммунизма. Рассматривая человека, отношения между людьми, как обусловленные изменяющимися материальными условиями общественной жизни, основоположники марксизма раскрыли органическую связь между последовательно и всесторонне проведённым материалистическим пониманием мира и социализмом.
Распространяя диалектический материализм на понимание общественной жизни, Маркс и Энгельс связали философию с революционной практикой, с политикой, с борьбой против капитализма. Именно поэтому они характеризовали диалектический материализм- высшее развитие материалистической теории- как практический материализм, подчёркивая, что «…для практического материалиста, т. е. для коммуниста, все дело в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически обратиться против существующего положения вещей и изменить его» [13].
Идеалистическое понимание истории, метафизический подход к общественной жизни с неизбежностью приводили социалистов-утопистов- Фурье, Сен-Симона, Оуэна и других утопистов- к непониманию действительных путей осуществления социалистического идеала. Осуществление социализма представлялось этим мыслителям как следствие распространения социалистических идей, поскольку они не видели, что этим идеям противостоят не только враждебные им идеи, но и (и это главное) враждебные им классы, борющиеся против социализма не в силу своей «несознательности», а потому, что они, эти эксплуататорские классы, вполне сознают свои интересы, враждебные трудящимся. Утописты не понимали роли рабочего класса. Для них пролетариат был только объектом эксплуатации, но не субъектом, не творцом нового общества. В противовес утопистам классики марксизма, материалистически истолковывая содержание социалистического идеала, диалектически раскрывая непримиримую противоположность между пролетариатом и буржуазией, между социализмом и капитализмом, показали, что враждебная социализму материальная сила может быть ниспровергнута материальной же силой, в ходе классовой борьбы, путём социалистической революции.
Марксизм учит, что для практического осуществления исторического перехода от капитализма к коммунизму необходима классовая организация пролетариата, необходима Коммунистическая партия, ведущая пролетариат к социалистической революции, необходима диктатура пролетариата. Диалектический материализм как учение о закономерном изменении всех явлений с необходимостью приводит к открытию конкретных путей и средств борьбы за победу социализма.
В противоположность оппортунизму, принижающему значение революционной философской теории, Коммунистическая партия высоко оценивает её организующую, мобилизующую и преобразующую роль. История Коммунистической партии Советского Союза учит, что партия рабочего класса не может выполнить роли руководителя рабочего класса в борьбе против капитализма, за победу социализма, если она не владеет единственно научной и революционной теорией рабочего движения - марксизмом-ленинизмом. Тот факт, что диалектический материализм является мировоззрением Коммунистической партии, наглядно свидетельствует об огромном значении философии марксизма, о величайшей роли Коммунистической партии в деле развития этой философии.
Коммунистическая партия осуществляет соединение научного социализма, теоретической основой которого является диалектический материализм, с рабочим движением. Марксистско-ленинская теория составляет великую силу Коммунистической партии Советского Союза и советского народа.
Сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она даёт партии возможность ориентироваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий и распознать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в будущем.
Марксистская диалектика вооружает Коммунистическую партию глубоким пониманием взаимообусловленности явлений, их движения и развития на основе внутренне присущих им противоречий; благодаря этому марксистская диалектика является незаменимым идейным орудием партии в деле коммунистического преобразования общества. Марксистский материализм даёт партии единственно научное истолкование окружающих явлений, благодаря которому партия правильно определяет линию борьбы на каждом данном этапе развития общества.
Стратегия и тактика Коммунистической партии, ее программа, политика основаны на глубочайшем научно-философском понимании действительности. В этом один из важнейших источников силы и непобеднмости Коммунистической партии.
На протяжении всей своей истории Коммунистическая партия Советского Союза вела неустанную борьбу за чистоту марксистского мировоззрения. Враги партии- меньшевики, троцкисты, бухаринцы- пытались подменить марксистскую диалектику метафизикой, субъективистским подходом к действительности. Марксистский философский материализм враги партии стремились заменить идеализмом и различными вульгарными «теориями», исторический материализм они подменяли идеалистическим истолкованием истории. Коммунистическая партия разгромила все эти попытки подорвать роль и значение диалектического материализма и, руководствуясь этой, единственно научной и революционной философской теорией, развивая и обогащая её на опыте исторического развития и новых данных науки, привела народы нашей великой Родины к всемирно-исторической победа социализма.
«Коммунистическая партия и Советское Правительство, - говорит Г. М. Маленков, - знают, куда и как вести народ, потому что они руководствуются научной теорией общественного развития - марксизмом-ленинизмом, знамя которой высоко поднято нашим отцом и учителем гениальным Лениным и продолжателем его дела великим Сталиным. Советское государство и Коммунистическая партия вооружают народ на основе учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина глубоким знанием объективных законов развития общества, законов строительства коммунизма и дают тем самым ясную перспективу созидательной деятельности советского народа» [14].
Такова сила марксистского мировоззрения, являющегося теоретическим фундаментом коммунизма, дающего возможность глубоко познать действительность, смело смотреть вперёд, предвидеть ход исторического развития и мобилизовать массы на победу коммунизма над капитализмом.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Диалектический материализм - философия марксизма-ленинизма, мировоззрение Коммунистической партии, научное выражение коренных интересов рабочего класса. Возникнув свыше ста лет назад, марксистская философия идейно вооружила рабочий класс на борьбу за освобождение трудящихся от гнёта капитала. Под знаменем марксистско-ленинского мировоззрения рабочий класс победил в России и в странах народной демократии Европы и Азии. Под этим знаменем советский народ строит коммунизм.
Диалектический материализм- единственно научная философия, качественно отличающаяся от всех предшествующих, в том числе и прогрессивных, философских учений. Предметом диалектического материализма являются наиболее общие законы движения, изменения, развития природы, общества и познания. Диалектический материализм является философским обоснованием революционного Преобразования природы и общества. Диалектический материализм представляет собой единство марксистского диалектического метода и марксистского философского материализма. Создание диалектического материализма означает конец старой философии, противостоявшей специальным наукам и претендовавшей на знание абсолютной истины в последней инстанции. Диалектический материализм обобщает данные науки и практики и является поэтому мировоззрением передовой науки и передовой практики. Созданием диалектического материализма Маркс и Энгельс совершили великий революционный переворот в философии.
Диалектический материализм является теоретическим фундаментом коммунизма. Распространив диалектико-материалистическое мировоззрение на понимание истории общества, Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку, обосновали неизбежность революционного перехода от капитализма к социализму. Диалектический материализм является теоретической основой Коммунистической партии, основой её программы, стратегии и тактики. Творчески применяя и развивая диалектический материализм, Коммунистическая партия Советского Союза руководит всей созидательной деятельностью советского народа - строителя коммунизма, направляет и вдохновляет борьбу советского народа за мир во всём мире.
Прямая, открытая, воинствующая партийность- специфическая черта диалектико-материалистического мировоззрения. Если партийность буржуазной философии выражает классовую ограниченность, своекорыстие и субъективизм буржуазии, то партийность диалектического материализма совпадает с подлинно научной объективностью. Последовательная борьба за проведение в жизнь политики Коммунистической партии, непримиримая борьба со всеми врагами пролетарского мировоззрения- важнейшее содержание марксистско-ленинского принципа партийности философии.
1 К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1952, с. 385.
2 Фихте, Основные черты современной эпохи, Спб. 1906, с.12
3 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, стр. 186
4 И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 298
5 В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, стр. 243
6 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV, 1937, стр. 532
7 В. И. Ленин, Соч., т. 1, стр. 280
8 В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 3
9 В. И. Ленин, Соч., т. 10, стр. 61
10 И. В. Мичурин, Избранные сочинения, М. 1948, стр. 508.
11 "Правда" от 7 марта 1937 г.
12 «История ВКП(б). Краткий курс», с. 11
13 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV, стр. 33
14 Г. М. Маленков, Речь на пятой сессии Верховного Совета СССР, Госполитиздат, 1953, с. 42.