«Диалектический материализм», уч. пособие, 1954 г. изд.

§5. Развитие как переход количественных изменений
в коренные, качественные

«Диалектический материализм», 1954, с.152 - 194

1.Коренная противоположность диалектики метафизике
в понимании характера развития

Марксистский диалектический метод учит рассматривать предметы, явления окружающего мира не только со стороны их движения и изменения, развития и обновления, отмирания старого и возникновения нового. Он также показывает, как протекает процесс развития, как происходит постоянное обновление в природе и обществе, каковы пути и формы замены одного качественного состояния другим. Эта сторона вопроса раскрывается одним из важнейших положений марксистского диалектического метода о развитии как переходе от количественных изменений к качественным изменениям, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

Маркс и Энгельс на основе изучения и обобщения данных общественной практики и науки своего времени пришли к выводу, что процесс развития в природе и обществе происходит путем скачкообразного перехода количественных изменений в коренные, качественные, что является одним из всеобщих законов развития объективного мира. Ленин и Сталин в новых исторических условиях всесторонне развили марксистскую диалектику, в том числе и её положение о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные изменения.

Обогащая и классически применяя марксистскую диалектику к явлениям общественной жизни, Ленин доказал, что развитие включает в себя как медленную эволюцию, как и быстрые скачки. «В противоположность метафизике, - говорит И. В. Сталин, - диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, - а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменении.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не к простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему» [1].

Метафизика сводит движение к механическому перемещению тел в пространстве, представляет развитие только как количественное изменение явлений, как увеличение или уменьшение одного и того же раз навсегда данного предмета или явления, как простое повторение. Для метафизической концепции развитие - это простой процесс роста, плоская эволюция, без перерыва непрерывности, скачков, без переходов от старого качественного состояния к новому, без борьбы противоположностей как источника развития. Для метафизики количественные изменения не ведут к коренным превращениям старого в новое, к смене одного качественного состояния другим. В обобщенной форме это метафизическое понимание развития выразил в свое время французский философ Робинэ (1735-1820 гг.), считавший, что все предметы и явления материального мира обладают одним и тем же свойством - «органичностью», увеличение или уменьшение которого и обусловливает различие явлений и предметов. Камень, дуб, лошадь и другие явления, по мнению Робинэ, различаются между собой только количественно: все дело в числе, пропорции, порядке и комбинации общего всем им качества - органичности.

В XVII - XVIII вв. метафизическое понимание развития как простого количественного роста было связано с уровнем развития науки того времени. Наиболее развитыми науками были механика земных и небесных тел и математика. Физика, химия, биология и другие науки находились в зачаточном состоянии. Особенность же таких наук как механика и математика, состоит в том, что они при изучении явлений природы абстрагируются в известной мере от качественной определенности явлений, рассматривают их преимущественно со стороны количественных свойств и отношений. Это обстоятельство при незнании диалектики и послужило одной из причин, в силу которых философы и естествоиспытатели XVII - XVIII вв. всякое изменение пытались объяснить перемещением тел в пространстве, а все качественные различия, наблюдаемые в природе, сводили к количественным.

Метафизическое понимание развития как простого количественного роста имеет и свои классовые корни. Метафизику упорно отстаивают буржуазия и ее идеологи. Буржуазия и ее защитники используют метафизическую концепцию развития для того, чтобы отрицать закономерность пролетарской ревокации, чтобы ограничить движение масс борьбой за незначительные реформы в рамках капиталистического строя. Метафизическая концепция развития в современной буржуазной науке служит основой различных идеалистических, реакционных теорий, непосредственно смыкающихся с поповщиной и человеконенавистническими бреднями американских империалистов.

Различного рода «теоретики» современной буржуазии, выполняя волю своих господ, стараются изо всех сил дать ложное, антинаучное объяснение общественного развития, свести все дело к плоской эволюции и тем самым затормозить рост классового сознания рабочего класса капиталистических стран, подорвать в нем уверенность в необходимости пролетарской революции, революционной замены капитализма социализмом. Так, американский социолог Геллеберг в книге «Социальное я» пытается доказать, что современное общество есть результат чисто количественных изменений, происшедших в жизни человекообразных обезьян. Никаких классовых противоречий, никакой эксплуатации в обществе не существует, утверждает Геллеберг, оно подчиняется якобы установленному навеки биологическому порядку. Цель подобного подхода к явлениям общественной жизни очевидна - обоснование незыблемости капиталистического строя. Таковы реакционные рассуждения современных метафизиков.

Марксистский диалектический метод коренным образом противоположен не только различным формам метафизики , но и идеалистической диалектике Гегеля .

Если с точки зрения философии марксизма переход количественных изменений в коренные, качественные изменения является одним из основных законов развития материального мира, то, по Гегелю, переход количественных изменений в качественные выступает не как закон развития природы, а как ступень развития некой абсолютной идеи. Говорит ли Гегель о количестве, качестве или мере, о переходе от одного качественного состояния к другому, он всегда имеет в виду не предметы и явления материальной действительности, а абсолютизированные им абстрактно-логические понятия - «качество», «количество», «меру» как таковые.

Напротив, марксистская материалистическая диалектика утверждает, что сами предметы и явления природы обладают качественной и количественной определенностью, что переход количественных изменений в коренные, качественные - это закон развития объективной действительности, который осознается людьми и используется ими в качестве одного из принципов подхода к окружающим нас предметам и явлениям.

2. Переход количественных изменений
в коренные, качественные - всеобщий закон развития

Качественная определенность явлений. Качество - это внутренне присущая предметам и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет или явление от других. Качество как философская категория служит для обозначения специфичности вещей, явлений окружающего нас мира.

Качество есть то, что делает предметы или явления тем, что они есть, данными, а не другими. Так, говоря о форме движения материи, мы отмечаем в ней такие стороны, которые придают ей специфику, указывают на ее отличие от других форм движения материи. Жизнь как известно, есть способ существования белковых тел, основной функцией которых является обмен веществ путем питания и выделения и которые обладают также такими свойствами, как раздражимость и сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение и размножение.

Общественные явления также всегда носят определенный характер, отличающий каждое из них от других общественных явлений. Так, говоря о феодализме, капитализме или о социализме как об определенных формах общественной жизни, мы выделяем то существенное, особенное, что раскрывает характер каждого общественного строя и тем самым отличает один общественный строй от других. Признаки социалистического общества - такие, как общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации, распределение произведенных продуктов по количеству и качеству труда, товарищеское сотрудничество и социалистическая взаимопомощь трудящихся в процессе производства, - указывают на коренные отличия социалистического общества от обществ, базирующихся на частной собственности на средства производства, на эксплуатации человека человеком.

Качество обнаруживает себя через свойства в процессе взаимосвязи предметов и явлений, а органическое единство свойств образует данную качественную определенность предмета или явления. Однако качество и свойство неравнозначны. Качество есть целостная характеристика вещи или явления, тогда как свойство раскрывает вещь или явление с какой-либо одной стороны.

Качество одних предметов или явлений обнаруживается во взаимодействии их с другими предметами или явлениями. Качество не есть нечто такое, что существует самостоятельно, независимо от самих предметов или явлений. «…Существуют не качества, - указывал Энгельс, - а только вещи, обладающие качествами…» [2].

Качество указывает на границы, отделяющие одни предметы и явления от других. Однако необходимо иметь в виду, что эти различия не абсолютны, «Центральным пунктом диалектического понимания природы, - писал Энгельс, - является признание той истины, что эти противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение…» [3].

Относительный характер качественной определенности вытекает из природы самой материи, ее непрестанного движения и изменения, перехода от одних форм существования к другим. Например, различные сорта пшеницы одного и того же вида или различные породы крупного молочного скота или свиней качественно различаются друг от друга, но в то же время они имеют и общие видовые черты. В еще большей степени это можно сказать о различных видах животных и растений, входящих в один и тот же род, и т.д. Как ни разнятся между собой животные и растительные организмы, но и в них есть очень много общих свойств, объединяющих их как живые формы материи в отличие от неживых. Материя качественно многообразна, но и едина.

Многообразие форм качественной определенности связано с многообразием форм движения материи, ибо каждое качество связано с определенной формой движения. Так, общепринятое в науке деление явлений природы на физические, химические и биологические указывает на три качественно различные формы движения материи.

Качество объективно присуще предметам и явлениям. В противоположность метафизическим и идеалистическим философским системам, считающим качество субъективной категорией, зависящей только от человека и его ощущений, диалектический материализм считает качество объективно реальным.

Говоря о красном, теплом, твердом и различных других свойствах предметов или явлений, мы лишь выражаем объективно присущие предметам и явлениям качественные определенности. Ощущение - это субъективный образ объективно существующих предметов, в ощущении отражаются объективные свойства воспринимаемых предметов.

Из того факта, что качество предметов отражается в ощущениях, некоторые философы делали и делают вывод, что все качества или некоторые из них суть не больше, как наши субъективные ощущения. Так, еще английский философ XVII в. Джон Локк разделил все качества на так называемые первичные и вторичные. Цвет, звук, вкус Локк считал вторичными, субъективными качествами, существующими постольку, поскольку существует человек. И лишь такие качества, как протяжение, фигура, непроницаемость, движение, покой, Локк считал первичными, имеющими объективное значение, неотделимыми от самих предметов. Положение Локка о субъективности вторичных качеств есть идеалистическое положение, стремящееся доказать зависимость качеств материального мира от человеческого сознания.

Наиболее резко субъективистское понимание качества выступило у таких представителей субъективно-идеалистического направления в философии, как Беркли, Юм н их последователи, Мах, Авенариус и другие махисты. Сводя предметы и явления материального мира к комбинации или комплексу ощущений, субъективные идеалисты тем самым и качества предметов рассматривали как свойства человеческого сознания. Идеологи современного американского империализма, представители различных субъективно-идеалистических направлений в Америке и Европе также отрицают как объективный характер качественной и количественной определенности предметов н явлении, так и закон перехода количественных изменении в качественные. Так, английский философ Фейблеман в своей книге «Христианство, коммунизм и идеальное общество» заявляет, будто «качество связано с ощущением, а количество - логическое понятие и говорить об их переходе - бессмысленно».

В действительности качества вещей объективны, они неотделимы от самих предметов реального мира, отражаемого вашим сознанием.

Такова качественная определенность предметов и явлений. Что же представляет собою количество?

Количество - определенность предметов и явлений, характеризующаяся числом, величиной, темпом, степенью, объемом и т.п.

Предметы и явления имеют не только качественную определенность, но и количественную, представляют собой единство качества и количества; так, молекула одной вещества может отличаться от молекулы другого различным числом одинаковых атомов, например кислород (О2) и озон (О3), Атомы отличаются один от другого количеством входящих в их состав электронов, протонов и нейтронов. В общественной жизни также наряду с качественной стороной есть и количественная сторона. Так, один тип общества отличается от другого не только характером производственных отношений, но и уровнем развития производительных сил, темпами роста промышленности, размером личного и национального дохода и т. д.

Утверждение в СССР социалистического способа производства означает не только коренное изменение характера производственных отношений (смену капиталистических производственных отношений - отношений господства и подчинения - социалистическими производственными отношениями - отношениями сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации работников), но и невиданный в истории но объему и темпу рост промышленности и сельского хозяйства, невиданный подъем благосостояния и культуры трудящихся.

Количественная сторона предметов, явлений чрезвычайно многообразна. В одном случае количество выступает как число и мы говорим: десять, сто или тысяча машин. В другом случае оно означает степень сравнения и мы говорим, например, о более высокой производительности труда. В третьем оно выражает пространственные отношения: высоту, длину, ширину и т. д. Количество указывает и на многие другие отношения.

Каждый предмет или явление имеет свою, характерную для него, количественную определенность. Так, каждому химическому элементу присуща своя количественная характеристика: свои атомный вес, свой заряд, свой атомный объем и т. д. Каждый общественный строй характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и т. и.

Количество, как и качество, объективно; оно неотделимо от самих предметов, явлений. Нет количества вообще, а сеть предметы, обладающие теми или иными количественными характеристиками. Понятия числа и фигуры, говорит Энгельс, взяты не откуда-нибудь, а только из мира действительности. Прежде чем сложились у людей понятия числа и фигуры, должно было существовать определенное количество однородных предметов, должны были существовать вещи, плюющие определенную форму.

Количество нельзя рассматривать как нечто внешнее по отношению к предметам и явлениям, количество, как и качество, выражает их существенную сторону. Температура является для воды неотъемлемым свойством ее физического состояния; определённое соотношение количества водорода и кислорода характерно для ее химического состава. Однако до определенного предела количественные изменения не вызывают изменения качества предмета. Так, повышение температуры воды от 0° до 100° (но Цельсию) не изменяет агрегатного состояния воды,

В общественных явлениях известные количественные изменения также не влияют на качество. Так, капиталистический характер предприятия не изменяется от замены одного капиталиста акционерной компанией.

Всякое качество имеет много количественных градации, например оттенки цветов. С другой стороны, количество полно качественных различий. Так, единица выступает как самое простое число, и вместе с тем она содержит в себе многообразие. Она - основное число всей системы положительных и отрицательных чисел, выражение всякого числа, возведенного в нулевую степень, значение всех дробей, у которых числитель и знаменатель равны между собой, и т. д.

Таковы общие черты количественной определенности предметов и явлений.

Единство качественной и количественной сторон явлений. Количество и качество - диалектически взаимосвязаны друг с другом; в объективной действительности качество и количество неотделимы друг от друга. Это органическое единство качественной и количественной определенности составляет меру данного предмета или явления.

Понятие меры отражает тот факт, что каждый предмет, каждое явление имеют свое соотношение количества и качества.

Мерой выражаются границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных изменений, в которых предметы, явления остаются сами собой. Так, для льда при обычном атмосферном давлении мерой является температура ниже 0° но Цельсию, для жидкого состояния воды - температура от 0° до 100°, для кипения при нормальном атмосферном давлении - 100°.

Мерой для стадии яровизации растений является определенная температура, действующая на растение в течение определенного времени. Так, установлено, что озимая пшеница «новокрымка» при прочих необходимых условиях (влажности почвы и т. п.) для прохождения стадии яровизации нуждается в температуре равной 0° в течение 35 дней.

Моменты перехода от одной меры к другой в философской литературе называют «узлами» или «точками» перехода из одного состояния в другое, а всю цепь переходов от одних количественно-качественных состояний к другим называют «узловой линией меры». Энгельс отмечает такие, например, узлы, поворотные пункты в развитии природы, как переход от механики масс к механике молекул, от обыкновенного химического действия к химизму белков (жизни).

Исторически последовательная смена одного общественного строя другим: первобытно-общинного - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодального - капиталистическим и капиталистического - социалистическим, так же есть не что иное, как конкретное выражение перехода количественных изменений в качественные в процессе общественного развития.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, как же протекает, осуществляется процесс перехода количественных изменений в коренные, качественные.

Переход количественных изменений в качественные в природе. В природе, писал Энгельс, все качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления материи или движения. «Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, - что имеет место почти всегда, - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела» [4].

При этом качественные и количественные изменения в природе всегда происходят в результате взаимодействия предметов и явлений. «Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне» [5].

Так, изменения физических свойств предметов представляют собой качественные изменения, вызванные количественными изменениями. Например, постепенное нагревание металла сначала не влияет на его физическое состояние, но как только температура достигает известна границы (для меди - 1 083° Ц, для свинца - 327° Ц), совершается резкий переход в новое физическое состоящее: твердый металл становится жидким. «Одним словом, - пишет Энгельс,- так называемые константы физики есть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное <изменение> прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество» [6].

То же можно сказать и о химических свойствах. Химию, говорит Энгельс, можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Например, два атома азота и один атом кислорода дают соединение, называемое веселящим газом (N2O). Два атома азота, взятые с пятью атомами кислорода, образуют азотный ангидрид (N2O3) - твердое тело.

Великий русский ученый Менделеев обнаружил, что с изменением такого количественного признака, как атомный вес, меняется качество химических элементов. Это открытие позволило Менделееву составить периодическую систему элементов и предсказать свойства тех из них, которые в то время еще не были открыты наукой. Дальнейшее изучение свойств элементов показало, что их отличия в атомном весе связаны с отличием в величине положительного заряда ядра, численно равного порядковому номеру элемента, а количественные изменение положительного заряда на единицу ведут к качественным изменениям, к переходу от одного элемента к другому. Так, положительный заряд ядра атома водорода равен единице, гелия - двум, лития - трем, бериллия - четырем и т. п.

Диалектическая закономерность перехода количественных изменений в качественные наглядно проявляется и в развитии органической природы.

Биология доказывает, что развитие живых форм нельзя сводить только к постепенным накоплениям незначительных изменений. Виды животных и растений представляют собой взаимосвязанные звенья в развитии органической природы. Грани между видами, несмотря на их относительность, указывают на те качественные различия, которые отделяют один вид от другого. Поэтому образование новых видов есть переход от старого качественного достояния к новому.

Раскрывая диалектическое единство единичного и общего, прерывного и непрерывного, единства количественных и качественных изменений в развитии животных форм, один из творцов научной биологии К. А. Тимирязев, справедливо говорил, что «совокупность органических существ представляет несомненную цепь, но именно цепь из отдельных звеньев, а не непрерывную нить…» [7]. В другом месте, подчеркивая объективный характер единства прерывного и непрерывного в развитии жизни, К. А. Тимирязев писал: «Эти грани, эти разорванные звенья органической цепи не внесены человеком в природу, а навязаны ему самою природою» [8].

Примером перехода количественных изменений в качественные может служить также образование клеток из живого вещества, не имеющего клеточной структуры.

Процесс образования клетки - это ряд накоплений, ряд промежуточных образований из живого неклеточного вещества. Постепенное изменение живого вещества под влиянием физико-химических внешних и внутренних факторов приводит к тому, что создаются новые качественные образования, возникает клетка, происходит переход количественных изменений в качественные.

Так естествознание подтверждает тот взгляд на развитие, по которому постепенное накопление мелких, незначительных, количественных изменений неизбежно приводит в конце концов к изменениям коренным, качественным.

Переход количественных изменений в качественные в развитии общества. История человечества неопровержимо доказывает, что и в общественной жизни развитие идет путем перехода количественных изменений в коренные, качественные.

Выясняя сущность капиталистической системы хозяйства, Маркс показал, что владелец денег только при том условии превращается в капиталиста, если сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей владельцу освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы. «Здесь, как и в естествознании, - отмечает Маркс, - подтверждается правильность того закона… что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия» [9].

Одним из проявлений закона перехода количественных изменений в коренные, качественные в общественной жизни является также смена одного способа производства другим, медленное накопление многообразных противоречий в период так называемого мирного развития и разрешение этих противоречий во время общественного переворота, во время революции. Так, в условиях капитализма сначала происходит процесс накопления элементов, или предпосылок, для революционной замены его социализмом (нарастание свойственных капитализму противоречий, рост пролетариата, рост его сознательности и организованности, постепенное накопление опыта революционной борьбы масс и т. д.), а затем наступает период коренных, качественных изменений, период революционного преобразования капиталистического строя в социалистический строй (свержение существующей власти и создание новой власти, замена старых производственных отношений новыми и т. д.).

Переход единоличных крестьянских хозяйств на путь колхозного социалистического хозяйства в нашей стране также может служить примером перехода количественных изменений в коренные, качественные. Уже на первой стадии колхозного строительства, когда производство в колхозах опиралось преимущественно на крестьянский инвентарь, объединение известного числа индивидуальных крестьянских хозяйств в одно общественное хозяйство, простое сложение крестьянских орудий производства означало качественное изменение в сельском хозяйстве.

Объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы привело не только к тому, что утвердилось новое качество, новый способ производства, но и к тому, что это новое качество повлекло за собой новые количественные изменения - расширение посевных площадей, повышение производительности труда и т. д.

Переход количественных изменений в качественные происходит и в процессе развития познания в области идеологии. Так, в развитии философии ярким примером перехода количественных изменений в коренное, качественное изменение является возникновение философии марксизма, которое, будучи настоящей революцией в философии, не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, т. е. без накопления того запаса знаний, который был создан в процессе развития философии в домарксистский период.

Выясняя природу перехода количественных изменений в качественные, необходимо также иметь в виду, что новая качественная определенность предмета или явления, образовавшаяся в результате постепенных количественных изменений, обуславливает вместе с тем новую количественную определенность. В общественной жизни это выражается в том, что каждый новый способ производства, будучи новым качественным состоянием общества, неотделим от новых количественных проявлений. Так, например, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, быстрый рост благосостояния и культуры трудящихся СССР обусловлены не чем иным, как природой социалистического строя, его основным экономическим законом, его преимуществами перед строем капиталистическим.

Таким образом, переход количественных изменений в коренные, качественные изменения - это всеобщий закон, он проявляется и в развитии природы, и в развитии общества, и в развитии познания.

Эволюционная и революционная формы развития. Марксистская диалектика исходит из того, что движение, развитие имеет двоякую форму: эволюционную и революционную.

В. И. Ленин писал, что действительная история природы и общества включает в себя различные тенденции: и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности.

"… С точки зрения диалектического метода, - говорит И. В. Сталин, - эволюция и революция, количественные и качественные изменения, - это две необходимые формы одного и того же движения" [10].

В предметах, явлениях всегда есть новое и старое. Эволюционная форма развития означает постепенное количественное изменение. Революционная форма развития - это переход в новое качественное состояние. Эволюция подготовляет условия для революции, а последняя завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе.

Существо двух форм движения в общественной жизни видно на примере борьбы рабочего класса России в период, предшествовавший революции 1905 г., и во время ее развертывания, а также в годы, предшествовавшие революции 1917 г., и в самом ходе Февральской и Великой Октябрьской революций. В предреволюционные годы пролетариат ограничивался отдельными выступлениями - забастовками, созданием профсоюзов и других пролетарских организаций, накоплением сил и их организацией. Это-- полоса более или менее "мирного" развития. В 1905 г. пролетариат взялся за оружие и пошел в решительную атаку на реакцию. Эволюция сменилась революцией. То же произошло в феврале 1917 г., а затем в классической форме в дни Октябрьского переворота.

Процессы перехода эволюционной формы движения в революционную имеют место и в жизни природы. Так, научная биология рассматривает эволюцию как накопление организмами под воздействием окружающих условий их жизни новых свойств, новых признаков. Эволюция подготавливает условия для образования нового вида, новой формы живой природы. Революционная форма движения в органической природе - это также скачки, повороты в развитии живых форм, переходы от одних стадий развития индивидов к другим, а также от одних сортов, пород, видов к другим.

Таким образом, эволюция соответствует количественным изменениям, происходящим в процессе развития, а революция - коренным, качественным,

3. Скачкообразный характер перехода количественных
изменений в коренные, качественные

Превращение количественных изменений в коренные, качественные изменения происходит в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию. Чем отличается диалектический переход от недиалектического? - спрашивает В. И. Ленин и отвечает; «Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» [11]. Скачок - это перерыв постепенности, революционная форма движения, переход от одного качественного состояния к другому. Скачок - необходимое звено процесса развития, его появление внутренне обусловлено. Качественные изменения, скачки наступают не случайно, а закономерно, наступают, как было показано выше, в результате накопления количественных изменений.

Некоторые естествоиспытатели и философы рассматривают скачкообразные переходы из одного состояния в другое как проявление индетерминизма в развитии. Так, голландский биолог Де Фриз считал, что изменения в жизни растений наступают в виде внезапных взрывов, «мутаций», вызванных какой-то «творческой силой».

Сведение развития живой природы к внезапным, беспричинным скачкам есть не что иное, как проявление метафизики и поповщины в науке.

Скачки в природе. Значение скачка состоит в том, что он кладет начало новому явлению, новому качеству, создает новые, решающие условия для дальнейшего процесса развития.

Путем скачков в природе происходит переход из одного агрегатного состояния в другое. Например, в случае нагревания или охлаждения воды точки кипения и замерзания являются теми узлами, в которых совершается при нормальном давлении переход в новое агрегатное состояние, где, следовательно, количественные изменения переходят в качественные. Скачками являются также переходы от физической формы движения к химической, от неорганической природы к природе органической и т. д.

Скачки в природе выступают не только в виде переходов от одной формы движения к другой или из одного агрегатного состояния в другое. Открытый Д. И. Менделеевым периодический закон химических элементов также может служить примером скачкообразности. Менделеев обнаружил, что возрастание массы элементов идет не непрерывно, а прерывисто, скачкообразно, «… Множество явлений природы, - писал Менделеев, - представляют зависимости периодического свойства; так, смена явлений и колебания всякого рода по дням и годам представляют перемены периодического свойства в зависимости от времени и пространства. В обычных периодических функциях одна переменная изменяется непрерывно, а другая возрастает для того, чтобы начать затем период уменьшения и, дойдя до его предела, опять начать возрастать. В периодической функции элементов дело идет иначе: здесь масса элементов не возрастает непрерывно, и все переходы совершаются скачками, как от Mg к Al. Так, эквивалентность или атомность прямо перескакивает с 1 на 2, на 3 и т.д. - без переходов. И по моему мнению, эти-то свойства и суть важнейшие, их периодичность и составляет сущность периодического закона» [12].

В органической природе скачкообразно совершаются переходы от одного вида к другому.

Мичурин на основе многолетнего опыта показал, что путем искусственного отбора можно получить новые сорта растений. При этом возникновение нового сорта происходит скачкообразно, как переход от старого качественного состояния к новому, как замена старых свойств и признаков растения новыми свойствами и новыми признаками.

Скачки в развитии общества. В общественной жизни развитие также протекает скачкообразно. Скачками в обществе являются переходы от одного способа производства и общественного строя к другому. Революции являются, по словам Маркса, локомотивами истории, единственно возможным средством разрешения противоречий классового общества, замены господства старых классов диктатурой новых классов.

Величайшим скачком в истории является Великая Октябрьская социалистическая революция, которая означает коренной поворот во всемирной истории человечества от старого, капиталистического мира к новому, социалистическому миру. Октябрьская революция внесла коренные изменения в общественную жизнь. Она свергла власть помещиков и капиталистов и установила диктатуру пролетариата, открыв новую эру в развитии всего человечества.

Следует отметить, что в общественной жизни скачкообразные переходы происходят не только в период революционной смены одних общественно-экономических формаций другими. Классики материалистической диалектики указывают также на скачкообразные переходы от одного качественного состояния к другому в рамках данного общества. Например, переход домонополистического капитализма в империализм есть также скачок из одного качественного состояния в другое в пределах одной и той же, капиталистической, формации.

Коренные, качественные преобразования в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции происходят также в виде скачков, переходов от старого качественного состояния к новому качественному состоянию. Так, развитие производства в нашей стране, развитие народного хозяйства было не простым количественным ростом, а качественным скачком, превратившим нашу Родину из отсталой страны в передовую, из аграрной - в индустриальную.

Многообразие скачков. Признание самого факта существования скачков в окружающем нас мире еще не дает полного понимания особенностей развития какого-либо конкретного процесса. Марксистский диалектический метод учит подходить к анализу скачков конкретно-исторически, видеть качественное различие и многообразие самих скачков.

Характер скачка определяется природой самого развивающегося предмета или явления, его взаимосвязью с другими предметами или явлениями. Одно дело химико-физические процессы, другое - жизнь животных и растений. Процесс образования новых форм живой природы коренным образом отличается от переходов в неживой природе: например, переход от одного сорта растения к другому отличается от перехода из одного агрегатного состояния в другое. Многообразие явлений действительности определяет и многообразие форм скачкообразных переходов,

В общественной жизни скачкообразные переходы также протекают неодинаково. Своеобразие происходящих в обществе скачкообразных переходов ярко видно на примере смены общественно-экономических формаций. Эта смена происходит различными путями. Так, в силу коренной противоположности социалистического общества обществу капиталистическому для революционной смены капитализма социализмом требуется переходный период, тогда как для победы капитализма над феодализмом в переходном периоде не было исторической необходимости в силу того, что и феодализм и капитализм - это однотипные формации. Замена капиталистического строя социалистическим означает коренную ломку общественных отношений: уничтожение частной собственности на средства производства, уничтожение эксплуатации и деления общества на враждебные классы, борьбу против буржуазной идеологии. Все это невозможно осуществить без периода революционного преобразования капиталистического общества в общество социалистическое - периода диктатуры рабочего класса. Между тем переход от феодализма к капитализму означал лишь изменение формы частной собственности на средства производства, изменение формы эксплуатации. Поэтому буржуазная революция обычно завершается захватом власти, тогда как для пролетарской революции захват власти является лишь ее началом, началом коренной перестройки старен экономики и создания новой.

Скачок в природе и обществе не представляет собой только лишь кратковременного акта, Маркс и Энгельс неоднократно предупреждали, что переход от буржуазного общества к социалистическому нельзя понимать как неожиданный и кратковременный удар. Нельзя думать, писал Энгельс, «будто революцию можно сделать в один день. На самом же деле она представляет собою многолетний процесс развития масс в условиях, которые способствуют его ускорению» [13].

Развивая положения Маркса и Энгельса, Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» писал, что, по Марксу и Энгельсу, скачки в общественной жизни - это переломы, поворотные пункты во всемирной истории, которые иногда обнимают периоды в десять и более лет. Ленин говорит здесь об эпохе больших скачков, о таком переходе от старого качественного состояния к новому, который охватывает целую полосу исторического развития. В такую эпоху больших скачков решается целая сумма важнейших задач, осуществление которых в итоге приводит к полному уничтожению старого качества н утверждению нового качества.

Процесс перехода от старого качественного состояния к новому совершается по-разному, в зависимости от характера самого явления, от тех условий, в которых протекает данный процесс. В одном случае коренные, качественные изменения выступают как взрывы, в другом - как постепенное отмирание элементов старого качества и постепенное накопление элементов нового качества. Закон перехода от старого качества к новому путем взрыва неприменим к целому ряду общественных явлений базисного и надстроечного порядка. Этот закон обязателен для общества, разделенного на враждебные классы, но он вовсе не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов. Так, в СССР в конце 20-х и в 30-х годах был осуществлен в течение 8-10 лет переход в сельском хозяйстве от буржуазного индивидуально-крестьянского строя к социалистическому, колхозному строю. Это была революция, равнозначная по своим последствиям революции в октябре 1917 г., - старый, буржуазный хозяйственный строй в деревне был заменен новым, социалистическим строем. Однако этот переворот совершился не путем взрыва, т. е. не путем свержения существующей власти и создания новой власти, а путем постепенного перехода от старого, буржуазного строя в деревне к новому. Произошло это потому, что рабочий класс и трудящееся крестьянство одинаково были заинтересованы в переходе к высшим, социалистическим формам сельскохозяйственного производства. Поэтому инициатива государственной власти в СССР была поддержана трудовыми массами крестьянства, добровольно пошедшими в колхозы.

Переход от старого качественного состояния к новому, происходящий без взрыва, путем постепенного накопления элементов нового качества и отмирания старого качества, нельзя смешивать с эволюционной формой движения,

Не только скачки, происходящие путем взрыва, но и скачки, происходящие путем постепенного перехода от старого качества к новому, являются коренными изменениями, решающими поворотами, и их нельзя сводить только к количественным изменениям. «При всей постепенности, - учит Энгельс, - переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворотом» [14]. Следовательно, постепенными могут быть не только количественные изменения, но и качественные изменения.

Так марксистская диалектика раскрывает существо происходящих в природе и обществе качественных изменений, указываст на скачкообразность перехода от одного качественного состояния к другому, как на всеобщий объективный закон развития. При этом она учит, что качественные переходы, скачки проявляются по-разному, в зависимости от специфики явления. Они могут происходить как путем взрыва, так и путем постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания старого качества.

Переход от старого качества к новому качеству путем взрыва. Положение диалектического метода о переходе от старого качества к новому путем взрыва охватывает многие явления природы и общества. Своеобразие переходов, происходящих путем взрыва, состоит в том, что они совершаются быстро, резко меняя природу явлений. Уничтожение старого и возникновение нового при этом совершается как акт решающего удара.

К числу переходов от старого качества к новому путем взрыва в природе относятся многие микроявления. Так, превращение двух фотонов в электрон и позитрон также, как и обратный процесс превращения электрона и позитрона в два фотона, происходит быстро и резко. Такими же внезапными и разовыми являются радиоактивное превращение атомного ядра под воздействием проникшего в него извне протона или нейтрона, распад атомных ядер под воздействием космических лучей большой энергии.

В химических реакциях процесс превращения одного состояния в другое путем взрыва происходит при детонации, обычном взрыве. При детонации вся масса данного химического вещества быстро, одним ударом, меняет свою химическую природу и со взрывом превращается из твердого состояния в газообразное.

В общественной жизни переход от старого качества к новому путем взрыва наблюдается в условиях общества разделенного на враждебные классы. Этот переход предполагает свержение существующей власти и создание новой власти и совершается по инициативе угнетенных масс, снизу, при резком сопротивлении господствующих классов.

Такими взрывами являются революционные переходы от одной общественно-экономической формации к другой, от рабовладельческого строя к феодальному, от феодального к капиталистическому, от капиталистического к социалистическому. Замена старого способа производства новым происходит в классовом обществе путем взрыва, революции потому, что эксплуататорские классы никогда не откажутся добровольно от своего экономического и политического господства, что их можно свергнусь только путем насильственных действии со стороны эксплуатируемых масс. Только уничтожение старой государственной власти и создание новой, только замена старых общественных отношений новыми способны внести коренные, качественные изменения в жизнь людей, заменить старый общественный строй новым. Бешеное сопротивление буржуазии движению масс к социализму, практика борьбы за социализм трудящихся нашей страны, как и практика борьбы трудящихся других стран, - ярчайшее тому доказательство.

Переход от старого качества к новому качеству путем постеленного накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества. Переход количественных изменении в качественные путем постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества характерен для многих явлений природы и общества. Своеобразие данной формы состоит в том, что в ней процесс перехода от старого качества к новому протекает длительно и постепенно, протекает без взрыва.

К числу явлений природы, где процесс перехода от старого качественного состояния к новому протекает постепенно, относятся: преобразование организмов и их приспособление к изменяющейся среде, развитие многообразных живых существ, микроорганизмов, растений, животных, появление классов, отрядов, семейств, родов и видов животных и ряд других процессов.

О превращении человекообразной обезьяны в человека Энгельс говорит как о длительном и постепенном процессе. Первый шаг в этом процессе состоял в том, что обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать более и более прямую походку. Затем наши предки на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять к трудовым операциям свою руку. Прямая походка и постепенное усовершенствование руки привели к постепенному изменению как организма в целом, так и его отдельных частей. Наряду с прямой походкой, усовершенствованием руки и пленением организма шло возникновение членораздельной речи. Органы рта обезьяны постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим. Важнейшим звеном в происхождении человека является развитие мозга и органов чувств. Труд и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, а вместе с развитием мозга шло дальнейшее развитие органов чувств.

В общественной жизни примером такого явления, которое развивается без взрывов, без разового уничтожения старого и построения нового, является язык.

Язык как общественное явление имеет свою специфику, развивается по иным законам, нежели явления базисного или надстроечного характера. Словарный состав языка изменяется не путем единовременной отмены старого и создания нового, как это происходит в области надстройки, а путем постепенного пополнения существующего словарного состава новыми словами, возникающими в связи с изменениями условий общественной жизни, развитием производства, культуры и т. п. То же самое относится и к грамматическому строю, который изменяется еще более медленно, чем основной словарный фонд, который сохраняется в течение долгого времени. Язык есть продукт ряда эпох, результат длительного исторического развития.

Марксизм не признает внезапных взрывов в развитии языка, внезапной смерти существующего языка и внезапного возникновения нового. Развитие языка происходит путем совершенствования основных элементов существующего языка, происходит постепенно и длительно. «Марксизм считает, что переход языка от старого качества к новому происходит не путем взрыва, не путем уничтожения существующего языка и создания нового, а путём постепенного накопления элементов нового качества, следовательно, путем постепенного отмирания элементов старого качества» [15].

Неверным является утверждение, будто имевшие место в истории многочисленные факты скрещивания языков происходили как взрывы, как внезапные переходы от старого качества к новому качеству. Скрещивание языков есть длительный процесс, продолжающийся сотни лет.

Нельзя представлять себе скрещивание языков таким образом, будто оно дает какой-то новый, третий язык, если, например, происходит скрещивание двух языков. Скрещивание языков в классовых обществах происходит так, что один из языков побеждает другой, при этом он сохраняет свои основной словарный фонд и продолжает развиваться по своим внутренним законам, тогда как другой язык постепенно теряет свое качество и отмирает.

Путем постепенного накопления элементов нового качества и путем постепенного отмирания старого качества происходило возникновение национальных языков. Таким же путем произойдет образование сначала зональных языков, а затем их слияние в один общий международный язык после победы социализма во всемирном масштабе. При этом надо иметь в виду, что процесс выделения зональных языков и слияния их в один общий язык будет коренным образом отличаться от процесса образования национальных языков в силу различия общественных условий, как это было показано в третьей главе.

Постепенный переход от старого качества к новому имеет место и в других явлениях общественной жизни. Так, развитие советского общества происходит без взрывов, путем постепенного перехода от старого качества к новому качеству - от социализма к коммунизму.

4. Особенности перехода от старого качества
к новому качеству
в условиях социалистического общества

Одна из важнейших особенностей развития общества, не имеющего враждебных классов, - это постепенный характер перехода от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

Маркс и Энгельс, создавая науку о законах развитая природы и общества, исходили из того, что после победы пролетарском революции и установления диктатуры пролетариата общественное развитие приобретет новую качественную определенность, что возникнут и будут действовать новые общественные факторы, новые общественные силы. Так, Маркс в одной из ранних своих работ - "Нищета философии" - писал, что, как только не будет больше классов и классового антагонизма, "социальные революции перестанут быть политическими революциями".

Говоря о замене капиталистического строя социалистическим, Маркс и Энгельс указывали на необходимость различать своеобразие отдельных этапов в этом всемирно- историческом скачке и своеобразие проявления общих закономерностей на каждом из них. Если для свержения власти капитала и утверждения диктатуры пролетариата необходим социальный взрыв, пролетарская революция, то коренные преобразования общества после установления диктатуры пролетариата предполагают процесс постепенной замены старого новым.

В. И. Ленин, развивая в новых исторических условиях учение Маркса и Энгельса, подчеркивал качественнее отличие развития общества после победы диктатуры пролетариата. Так, в работе «Задачи пролетариата в нашей революции» Ленин писал, что переход от первой фазы коммунизма ко второй будет постепенным, что «социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм…» [16]. В речи на 1 Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун В. И. Ленин отметил, что если такой переворот, как свержение царизма, уничтожение помещичьего землепользования, можно было произвести сравнительно легко, в центре в несколько дней, а по всей стране в несколько недель, то такой переворот, как переход от мелких единоличных крестьянских хозяйств к общественной обработке земли, потребует долгого времени, произойдет путем ряда постепенных переходов. «…Переход к социализму невозможен без целого ряда постепенных предварительных ступеней» [17].

В период утверждения в нашей стране социалистического способа производства многие важнейшие качественные изменения происходили именно путем постепенного накопления нового качества и постепенного отмирания старого качества. Таким, например, был процесс перехода от буржуазного индивидуально-крестьянского строя к социалистическому, колхозному строю.

В условиях победившего социализма в СССР нет почвы для социальных взрывов, политической революции, ибо в нем нет враждебных друг другу классов. Наоборот, на основе победы социалистического способа производства окончательно сложились такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов и советский патриотизм. Советское государство, коммунистическая партия Советского Союза и народ представляют единое целое. С таких условиях переход от старого качественного состояния к новому происходит принципиально по-иному, чем в обществе, состоящем из враждебных классов. При социализме скачки, качественные изменения в обществе совершаются не путем взрыва, а путем постепенного преодоления старого и накопления нового. При этом во главе народной борьбы за победу нового стоят Советское государство и Коммунистическая партия. Коммунистическая партия и Советское государство раскрывают советскому народу перспективы развития социалистического общества, пути и средства коренных качественных преобразований в области хозяйства, культуры, науки.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил грандиозную программу хозяйственного и культурного строительства на ближайшие годы, выполнение которой явится крупным шагом по пути развития советского общества от социализма к коммунизму.

Таким образом, в условиях социализма и коммунизма переход от старого качества к новому совершается не путем взрыва, а путем постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества. В чем состоит своеобразие рождения и утверждения нового качества в условиях социализма?

Во-первых, в том, что все происходящие изменения предполагают не свержение существующей власти и создание новой власти, а наоборот, они проводятся по инициативе существующей власти, предполагают не сопротивление широких масс трудящихся, а их самую активную поддержку. Коренные качественные изменения в нашей стране означают не уничтожение основ и принципов социализма, а всемерное развёртывание и совершенствование их.

Во-вторых, переход от старого качественного состояния к новому в условиях социализма и коммунизма исключает взрывы, политические революции и перевороты в производственных отношениях.

В-третьих, утверждение нового при социализме и коммунизме сеть процесс постепенный.

Признание постепенности качественных изменений при социализме и коммунизме, однако, не следует понимать как медленность темпа развития. Общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуататорских классов, отсутствие периодических кризисов перепроизводства, а также ряд других особенностей и преимуществ социалистического строя приводят к тому, что производительные силы развиваются здесь ускоренным темпом,

Это подтверждается всей практикой социалистического строительства в СССР. За сравнительно короткий исторический срок наша страна по темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства, по темпам развития культуры превзошла главные капиталистические государства и сейчас идет вперед такими темпами, каких не было и не может быть в условиях капитализма.

Слова «постепенный переход», «постепенное накопление нового качества»» указывают не на темп развития, а на характер переходов от старого состояния к новому состоянию.

5. Поступательный характер процесса развития

Переход количественных изменений в коренные, качественные означает, что процесс развития происходит не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как переход от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

В философии прошлого, а также в современной буржуазной философии широкое распространение получил метафизический взгляд, согласно которому движение, развитие происходит якобы по замкнутому кругу, как повторение одного и того же, раз навсегда данного процесса

Критикуя господствовавший в XVIII в. метафизический взгляд на развитие, Энгельс писал: «Природа находится в вечном движении; это знали и тогда. Но, по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге и, таким образом, оставалось, собственно, на том же месте: оно всегда приводило к одним и тем же последствиям» [18].

Согласно этому метафизическому взгляду звездный мир и солнечная система остаются такими, какими они были от века, здесь ничто не уничтожается и ничто не возникает вновь. Ни одно животное, ни одно растение на земле с самых древнейших времен не стало качественно другим. История общества якобы также является повторением одних и тех же этапов. В этом отношении наиболее показательна общественная теория итальянского философа Вико (1668--1744 гг.), который считал, что общество совершает непрерывно повторяющиеся круговороты. По Вико, оно сначала переживает период детства, когда господствуют религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; наконец, период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда вместе с тем общество идет вспять, к упадку. Период упадка сменяется вновь периодом детства. И так далее и так далее.

В буржуазной социологии эпохи империализма «теория круговоротов» приобрела особенно реакционный характер. Об этом говорят взгляды Шпенглера - идеолога немецких империалистов, одного из идейных предшественников фашизма. Общество, по Шпенглеру, проходит три ступени развития: зарождение, расцвет и упадок. Современный этап человеческой истории, заявлял он, - это будто бы «этап заката», когда «все достижения современной культуры должны быть разрушены». Захватнические войны, порабощение одного человека другим диктуются якобы самим ходом человеческой истории. Особенность цивилизации XX в. такова, вещал этот мракобес, что человек стремится к завоеванию территорий. Такова была «философия» одного из первых идеологов немецких империалистов.

В таком же духе о «гибели цивилизации» и «движении общества вспять» кричат ныне лакеи американских поджигателей новой мировой войны.

«Подобно свинье мы катимся по склону к варварскому существованию среди грязных развалин», - утверждает в своей книге «Путь к спасению» отъявленный мракобес и человеконенавистник В. Фогт. «До конца текущего века, если не случится чего-либо непредвиденного," - вещает небезызвестный идеолог империалистической реакции Б. Рассел, - может произойти следующее: конец человеческой жизни, а возможно и всякой жизни на земле, возвращение к варварству, объединение мира под властью одного правительства» (подразумевается мировое господство американских монополистов). Реакционный социолог Альберт Швейцер в книге «Философия цивилизации» заявляет, что современная западная цивилизация находится в состоянии глубокого упадка, ибо земля якобы больше не имеет в резерве одаренных народов, способных занять надлежащее место в будущем. «Выход» Альберт Швейцер видит в том, чтобы призвать американцев занять место «лидера в духовной жизни» человечества.

Теория «круговорота» и «заката» в общественной жизни опровергается всей историей и современной жизнью народов. Подобные «теории» являются признаком глубокого загнивания капиталистического строя. Неизбежная гибель отжившего капиталистического строя трактуется идеологами буржуазии как гибель всей цивилизации. Марксизм до основания сокрушил все эти домыслы буржуазные философов и социологов.

Положение о поступательном, прогрессивном развитии в домарксистской философии было сформулировано Гегелем в виде закона «отрицания отрицания». Гегелевское «отрицание отрицания» гласит, что первое состояние в развитии (тезис), отрицаемое вторым, новым состоянием (антитезис), в свою очередь отрицается третьим состоянием (синтезис), которое в себе сочетает черты первого и второго, выступает формой примирения тезиса и антитезиса и представляет своеобразный возврат к исходному положению, но уже на новой, высшей основе. У Гегеля этот закон выступает как принцип построения всей его системы. Рациональная идея развития по восходящей линии, которая имела место в диалектике Гегеля, дана таким образом, в явно мистической форме,

Маркс и Энгельс подвергли резкой критике идеалистическую диалектику Гегеля. Они создали новый, в корне противоположный идеалистической диалектике Гегеля метод - марксистский диалектический метод. Но в трудах Маркса и Энгельса в ряде случаев сохранилось выражение «отрицание отрицания», внесенное в философию Гегелем. Совершенно очевидно, что выражение «отрицание отрицания», как и все другие положения диалектики, у Маркса и Энгельса имеет принципиально иное значение, чем у Гегеля.

Когда Дюринг выдвинул лживое утверждение, будто Маркс пользуется гегелевской формулой «отрицание отрицания» для обоснования своих социально-экономических выводов, Энгельс дал сокрушительный отпор такого рода нелепым утверждениям. Маркс никогда, писал Энгельс, не доказывал исторической необходимости смены капитализма социализмом ссылкой на «отрицание отрицания», Выводы Маркса всегда основывались на исследовании огромнейшего фактического материала, на данных реально происходящего исторического процесса, Маркс вкладывал в эту формулу тот смысл, что в действительном мире развитие идет по восходящей линии, что происходит отрицание старого новым.

В. И. Ленин также выступал против извращения врагами марксизма понятия «отрицание отрицания» в учении Маркса, когда в 90-х годах прошлого столетия представитель либерального народничества Михайловский выступил с клеветническими измышлениями по адресу Маркса, утверждая, будто Маркс свои положения доказывает не чем иным, как гегелевской «триадой» (положение - отрицание - отрицание отрицания), Ленин дал Михайловскому резкую отповедь. «…Энгельс говорит, - писал Ленин," - что Маркс никогда н не помышлял о том, чтобы «доказывать» что бы то ни было гегелевскими триадами, что Маркс только изучал и исследовал действительный процесс, что он единственным критерием теории признавал верность ее с действительностью» [19].

Таким образом, марксистский диалектический метод считает, что процесс развития представляет собой поступательное, восходящее движение от простого к сложному, от низшего к высшему, а не движение по кругу, не простое повторение пройденного.

Современный период человеческой истории ярко подтверждает правильность положения марксистской диалектики о поступательном характере развития, о неодолимом движении общества к коммунизму как самой высокой форме материального производства и общественных отношений.

Бывший в свое время прогрессивным капиталистический способ производства уже давно превратился в оковы общественного развития. Достигнув своего высшего этапа развития - империализма, капитализм довел до крайности присущие ему противоречия. Самим ходом развития общества был поставлен вопрос о пролетарской революции.

Победа социализма и успешное строительство коммунизма в СССР, социалистическое строительство в странах народной демократии, мощное коммунистическое движение в странах капитализма, усиление борьбы народов колониальных стран против своих империалистических поработителей - все это говорит о неодолимости развития к коммунизму.

Мощное движение за прочный мир и демократию, за срыв планов поджигателей воины, за независимость и суверенитет народов является той формой выступления масс, которая выражает насущные жизненные интересы трудящихся классов. Знаменательно, что народы мира все более и более убеждаются в том, что только коммунистические партии являются последовательными борцами против империалистического гнета и войн, что только под знаменем марксизма-ленинизма можно внести коренные изменения в положение трудящихся, избавиться от векового рабства, безработицы, нищеты и разорения.

Против борьбы масс за социализм и демократию выступают силы империализма и реакции. Отживающие классы стараются всеми способами предотвратить свою неизбежную гибель. Но как бы ни бесновались империалисты, им не остановить движения общества вперед, не сломить воли и стремления масс к миру, демократии, социализму. Закономерность исторического развития такова, что в ожесточённой борьбе между новым и старым верх одерживают передовые классы, ибо они выражают объективные потребности дальнейшего поступательного развития общества. «Мы живем в такой век, - сказал В. М. Молотов, - когда все дороги ведут к коммунизму».

Таким образом, мы видим, что движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному является непреложным законом развития. По сравнению со старым новое качественное состояние предмета или явления выступает как более богатое и полное по своему содержанию.

Утверждение нового качественного состояния означает отрицание, преодоление старого качественного состояния. Но это отрицание старого качественного состояния новым нельзя понимать как простое отбрасывание, как отрицание преемственной связи между старым и новым.

В диалектике, говорил Энгельс, отрицать - не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом. Следует помнить, что новое вырастает на базе старого и включает в себя все положительное, что было в старом. «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, - писал Ленин, - не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание, как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного…» [20].

Каждая новая общественно-экономическая формация сохраняет и развивает дальше то положительное, что было создано предыдущими поколениями людей, развивает производительные силы, науку и культуру. И. В. Сталин высмеял тех горе-марксистов, которые утверждали, что пролетариат не должен пользоваться старыми техническими достижениями, а должен уничтожить старые, «буржуазные» железные дороги, здания, станки, оборудование и все создать заново, и которые получили за это прозвище «троглодитов».

Закономерность, обязательность поступательного развития, однако, не исключает временных отклонений от основной тенденции движения вперед,

Марксистский диалектический метод учит видеть не только восходящую прогрессивную линию развития о природе и обществе, но и возможные временные отступления, попятные движения, например реакционные движения в общественной жизни. Развитие по восходящей линии - это сложный и противоречивый процесс, который объективно может содержать и элементы движения назад, зигзаги и т.п. «…Представлять себе всемирную историю, - писал Ленин, - идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» [21].

История знает такие движения назад, как реставрация династии Бурбонов во Франции после разгрома Наполеона I, эпоха реакции в России после поражения революции 1905--1907 гг., гитлеровский режим в Германии в 1933--1945 гг., установление фашистского режима в Югославии, процесс фашизации государства в США и т. д.

Закономерность развития такова, что, несмотря на временные отливы и отступления, поступательное движение в конечном счете пробивает себе дорогу. В самом деле, как ни свирепствовало царское самодержавие в период реакции, какие жестокие меры ни принимало оно против пролетариата, победа в конце концов осталась на стороне последнего. То же можно сказать и о фашизме. Установление в ряде буржуазных стран открытой фашистское диктатуры - это, безусловно, движение вспять, временная победа реакции. Но, как показывает практика революционной борьбы, господство фашизма временно, преходяще. Характерным примером является факт крушения в ряде стран в ходе и в результате второй мировой войны реакционных, фашистских и профашистских, режимов.

Таковы основные положения марксистско-ленинской диалектики о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные изменения. Каково же их значение для практической деятельности Коммунистической партии?

6. Значение марксистского положения
о развитии как переходе количественных изменений
в качественные для практической деятельности
Коммунистической партии

Рассмотрение развития как перехода количественных изменений в коренные, качественные, применение это положения к истории общества, к практической деятельности партии пролетариата приводит к важнейшим революционным выводам. Поскольку переход количественных изменений в коренные, качественные является законом развития, то из этого следует, что революционные перевороты, совершаемые угнетенными классами, есть явление закономерное и естественное, что для перехода от капитализма к социализму существует только один путь, путь коренных качественных изменений капиталистического строя, путь революции, что в политике надо быть революционером, а не реформистом.

Сторонники метафизики, враги диалектики и социализма, боятся революционного метода познания и преобразования общественной жизни. Всякого рода реформисты в своих попытках обосновать «мирное врастание капитализма в социализм, оправдать свой отказ от пролетарской революции и диктатуры пролетариата исходят из метафизического отрицания коренных, качественных общественных преобразований путем скачков, революций. Они твердят о «плановом», «гармоничном» развитии капиталистического общества, без социальных взрывов и потрясений,

«Экономисты», меньшевики, ревизионисты II Интернационала выступали против решительной борьбы с капиталом, пытались свести рабочее движение к формам, приемлемым для буржуазии. В области философии, указывал Ленин, ревизионисты шли в хвосте буржуазной профессорской «науки», опошляли марксистскую философию, заменяли казавшуюся им слишком «хитрой» марксистскую революционную диалектику буржуазной теорией эволюции, как теорией «простой» и спокойной.

Оппортунисты усиленно пропагандировали пресловутую «теорию производительных сил», смысл которой заключается в том, что развитие капиталистической экономики якобы само собою, автоматически приводит к социализму.

Оппортунистическую линию услужения буржуазии в наше время продолжают правосоциалистические лидеры, но делают это в еще более гнусной форме, чем их предшественники. Они утверждают, будто переход к социализму возможен путем постепенного превращения капиталистических предприятий в «социалистические», превращение буржуазного государства в государство «социалистическое». Таким образом, они не выступают прямо и откровенно как противники социалистического преобразование общества» как враги демократии. Напротив, они клянутся в своей приверженности деду демократии и социализма. Но они в то же время отвергают тот единственно возможный путь перехода от капитализма к социализму, который указывает трудящимся марксизм-ленинизм, путь революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое, уничтожения буржуазного государства и частной собственности на средства производства.

В этом отношении показательны рассуждения такого правого социалиста, как недавно умерший лидер австрийских правых социалистов Реннер. В своей работе «Новый мир и социализм» он утверждал, что якобы теперь противоречие между трудом и капиталом «не является типичным и не определяет ход развития». Выступая как откровенный апологет буржуазной демократии, Реннер заявлял, что наиболее подходящим институтом для мирного осуществления социализма является буржуазное государство с его атрибутами «демократии» и «народоправства», которое якобы способно отстаивать интересы «всех классов», «всех слоев общества». Раз в государственном аппарате ныне большинство составляют социалисты и профсоюзные работники, говорил Реннер, то речь должна идти лишь о том, чтобы последние взяли верх на парламентских выборах, как это удалось в 1945 г, лейбористам в Англии.

В таком же духе рассуждают и другие правые социалисты.

Так, в вышедших в 1952 г. книгах лейбористских идеологов («Социализм. Новые суждения о принципах» и «Новые фабианские очерки») всячески доказывается, что современный капитализм якобы «трансформировался», претерпел «коренные» изменения, что он уже представляет собой «не буржуазное общество, а послекапиталистическое общество».

В этих произведениях проводится та мысль, что в Англии сегодня нет противоположных друг другу классов, а современное английское государство «больше не является исполнительным комитетом буржуазии: буржуазия становится управляющим, работающим на общество». Выступая против идеи революционной замены капитализма социализмом, авторы этих книг утверждают, что «не существует двух основных и противоположных систем, а есть лишь бесконечная серия переходных ступеней», при этом под «серией переходных ступеней» понимается не что иное, как государственно-монополистический капитализм, подчинение государственного аппарата крупным монополиям.

Таким образом, выступая на словах за социализм, правые социалисты на деле стремятся удержать трудящиеся массы капиталистических стран в цепях империалистического рабства, убедить их в «необходимости» сохранения капиталистического строя.

Утверждение правых социалистов о том, что якобы возможно преобразование капиталистического общества в социалистическое без ломки революционным путем капиталистических порядков, опровергается всем опытом истории. История учит, что ни один общественный строй не уступает место другому без коренной ломки его экономических и политических основ, ни один господствующий класс не уступает место другому без борьбы, без решительных битв.

Буржуазия никогда не откажется от своих преимуществ, никогда не передаст средств производства и политической власти в руки всего общества. Переход от капитализма к социализму может быть совершен только путем коренных, качественных изменений старого, капиталистического строя, путем революции. Мы поступили бы очень глупо, писал Энгельс, если бы скрестили руки и стали спокойно ожидать получения своих прав. Нас, пролетариев, никто не освободит, если мы не освободим себя сами.

Вот почему классики марксизма-ленинизма обращали особое внимание на то, чтобы показать пролетариату и широким массам трудящихся, что своего освобождения они могут добиться только путем пролетарской революции и завоевания диктатуры пролетариата. Победа над буржуазией, говорили они, невозможна без решительной ломки старого экономического и политического уклада, без долгой и упорной борьбы.

Сила Коммунистической партии Советского Союза в том, что она в своей практической деятельности исходила и исходит из этого марксистско-ленинского положения. Так, в период II съезда партии решался вопрос, по какому пути пойдет русское рабочее движение - по пути последовательной революционной борьбы против царизма и капитализма, по пути борьбы за диктатуру пролетариата или же оно сведется к частичным реформам, станет на путь приспособления к царизму и капитализму. Столкнулись два различных принципа - революционный, защищаемый Лениным и ленинцами, и оппортунистический, защищаемый меньшевиками. Победу одержали идеологические принципы ленинизма и это обстоятельство сыграло важнейшую роль в развитии партии и революции, в развитии всего международного революционного движения. Вся практика последующей борьбы рабочего класса России подтвердила правильность и жизненность принципов ленинизма. Начиная со II съезда и до победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия держала курс на победу революции, последовательно проводила революционную линию, отвечающую коренным интересам пролетариата, крестьянства н всех народов России.

В годы первой русской революции (1905-1907 гг.) большевики держали курс на развертывание народной революции и ее победу, на перерастание буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. В мрачные годы столыпинской реакции партия большевиков использовала сложившуюся обстановку для укрепления своих рядов, для подготовки новой революции.

В тяжелых условиях империалистической войны (1914-1918 гг.) партия большевиков вела борьбу за превращение империалистической воины в гражданскую, за свержение власти империалистов. Коммунистическая партия возглавила борьбу трудящихся России за победу буржуазно- демократической революции в феврале 1917 г., привела народ к победе Великой Октябрьской социалистической революции.

В период борьбы за построение социализма в СССР Коммунистическая партия также исходила из марксистско-ленинского положения о необходимости коренных, качественных изменений. Советский народ осуществил выработанный партией план индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Результатом выполнения этого плана явилось то, что «наша Родина совершила гигантский скачок вперед, превратилась из отсталой аграрной страны в могущественную индустриально-колхозную социалистическую державу» [22].

История трех революций и практика социалистического строительства в нашей стране со всей убедительностью показывают, что революционная стратегия и тактика Коммунистической партии указывает единственно верный путь борьбы масс за свое освобождение от капиталистической эксплуатации, за широкие социалистические преобразования.

Отстаивая и развивая идею революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое, классики марксизма-ленинизма предупреждали, что нельзя перепрыгивать через неизжитые этапы рабочего движения, нельзя решать задачи революционного преобразования общества без предварительной подготовки. Марксистское понимание форм и методов революционной классовой борьбы исключает как реформистское признание только частичных требований, не затрагивающих основ капитализма, так и различного рода левацкие заскоки, требования внезапных, неподготовленных «скачков».

Наряду с ревизионистами II Интернационала, признающими только частичные реформы в качестве единственного средства перехода от капитализма к социализму, врагами марксизма являются анархисты. Отрицая эволюционную форму развития, анархисты отвергают подготовительную работу для революции и превращают революцию во вспышкопускательство. Несмотря на формальное различие, у реформистов и анархистов существует то общее, что и те и другие выступают против организованной революционной борьбы рабочего класса, против завоевания диктатуры пролетариата. И те и другие являются проводниками буржуазного влияния, агентами буржуазии в рабочем движении, «И те, и другие, - писал Ленин, - тормозят самое важное, самое насущное дело: сплочение рабочих в крупные, сильные, хорошо функционирующие, умеющие при всяких условиях хорошо функционировать, организации, проникнутые духом классовой борьбы, ясно сознающие своя цели, воспитываемые в действительно марксистском миросозерцании» [23].

Коммунистическая партия всегда вела беспощадную борьбу против проявления различного рода левацких заскоков, Так, в апреле 1917 г., когда твердо определилась задача перехода от первого этапа революции (буржуазно- демократической) ко второму этапу (революции социалистической) нашлись в партии отдельные люди, предложившие немедленно взяться за свержение Временного правительства. Партия сурово осудила это явно несвоевременное, авантюристическое требование. Пока широкие массы рабочих и крестьян, опьяненные успехами революции и успокоенные меньшевиками и эсерами, не разобрались в контрреволюционной сущности Временного правительства, а в Советах преобладали меньшевики и эсеры, нельзя было идти на свержение господства буржуазии и утверждение диктатуры пролетариата. Коммунистическая партия, учитывая это, избрала путь собирания сил, завоевания большинства в рабочем классе, в Советах рабочих и солдатских депутатов, привлечения на сторону социалистической революции миллионов трудящихся, укрепления союза рабочего класса с трудовым крестьянством. И только после того, как эта труднейшая задача была решена, партия повела массы на свержение власти империалистов.

Партия также решительно пресекла вылазку в 1926-1927 гг. разоблаченных впоследствии злейших врагов народа троцкистов и зиновьевцев, требовавших немедленного наступления на кулачество. В то время еще не было условий для ликвидации кулачества как класса, ибо кулаки производили более 600 миллионов пудов хлеба, из которых продавали на рынке 130 миллионов пудов, а колхозы и совхозы могли выбросить на рынок только 35 миллионов пудов,

Лишь к 1929 г. были созданы условия для массового вступления крестьян в колхозы и ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. Партия провела большую предварительную работу, прежде чем совершить такой революционный переворот, как коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса. Это такие мероприятия, как массовое производство тракторов и машин для сельского хозяйства, ставшее возможным благодаря росту социалистической индустрии, решительная борьба с кулачеством во время хлебозаготовительных кампаний 1928 и 1929 гг., развитие сельскохозяйственной кооперации, постепенно приучавшей крестьянина к коллективному хозяйству, организация первых колхозов и совхозов, опыт которых показывал выгоду и преимущество крупного общественного сельскохозяйственного производства.

Материалистическая диалектика предостерегает от ошибок, названных Лениным «детской болезнью «левизны». Перед коммунистическими и рабочими партиями, перед всеми трудящимися капиталистического мира стоит сложная и трудная задача собирание сил, использования всех форм и методов борьбы, кропотливой «будничной» работы во всех слоях трудящегося населения, ибо только такая подготовительная работа может привести к коренным, качественным преобразованиям, к торжеству социализма. Она обязывает точно учитывать объективные условия, их зрелость при проведении тех или иных мероприятий стратегического или тактического характера.

Выясняя природу и методы революционной борьбы, необходимо иметь в виду, что марксизм-ленинизм вообще не против всяких реформ и соглашений. Дело не в самих реформах или компромиссах и соглашениях, а в том употреблении, которое делают люди из реформ и соглашений. Марксисты, для которых главное - революционная работа, рассматривают реформу как побочный продукт революции. В условиях существования буржуазной власти при революционной тактике, когда основная тактическая линия направлена на подготовку и победу революции, реформа является орудием разложения буржуазной власти, орудием укрепления революции, опорным пунктом дальнейшего развития революционного движения. Поэтому рабочий класс и его партия должны использовать все формы легальной работы, такие как буржуазный парламент, органы местного самоуправления, профсоюзы и другие легальные организации, рассматривая эту деятельность как собирание сил для революционной борьбы за социализм.

В условиях диктатуры пролетариата источником реформ являются революционные завоевания пролетариата, которые составляют резерв в руках пролетариата. Реформа в условиях диктатуры пролетариата исходит от пролетарской власти и направлена на укрепление завоеваний пролетариата.

Положения марксистско-ленинской диалектики о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные имеют огромное значение в борьбе советского народа за торжество коммунизма. Совершенно очевидно, что такой исторические скачок, как переход от социализма к коммунизму, возможен только при условии создания соответствующих предпосылок и условий.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил программу дальнейшего движения нашей страны вперед. Партия и правительство определили неотложные задачи в области промышленности и сельского хозяйства в меры по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа. На базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления, обеспечить более быстрое развитие легкой и пищевой промышленности, преодолеть отставание ряда важнейших отраслей сельского хозяйства, улучшить организацию государственной, кооперативной и колхозной торговли.

Важнейшей из поставленных партией и правительством неотложных задач является создание на базе дальнейшего роста социалистической индустрии, как ведущей силы в народном хозяйстве, обилия сельскохозяйственных продуктов. В СССР имеется прочный фундамент социалистической экономики - всесторонне развитая и технически совершенная тяжелая индустрия. Советское сельское хозяйство представляет собой самое крупное и наиболее механизированное сельское хозяйство в мире. Утвердившийся под руководством коммунистической партии колхозный строй доказал свою жизненную силу как в голь мирного строительства, так и в годы войны. Однако уровень сельскохозяйственного производства не удовлетворят в полной мере растущих потребностей населения в продуктах питания и легкой промышленности - в сырье Коммунистическая партия последовательно проводит курс на индустриализацию страны, на создание тяжелой индустрии, как решающего условия развития всех отраслей народного хозяйства, и добилась в этом крупнейшие успехов. Одновременно высокими темпами развивать тяжёлую промышленность, сельское хозяйство и легкую промышленность не было возможности. Теперь, когда созданы все предпосылки (технически совершенная тяжё лая индустрия и значительно окрепшие колхозы), имеете, полная возможность обеспечить крутой подъем всех отраслей сельского хозяйства и в течение двух-трех лет резко повысить обеспеченность всего населения продовольственными товарами и вместе с тем обеспечить всей масс колхозного крестьянства более высокий уровень материала кого благосостояния.

Выполнение поставленных партией и правительством задач будет означать новый гигантский качественный скачок в развитии советского сельского хозяйства, а вместе с ним и всего социалистического общественного производства, приведет к решительному подъему благосостояния народа.

Закон перехода количественных изменений в коренные, качественные имеет огромное значение и для развития естествознания. Многие из естествоиспытателей двигали вперед науку, стихийно пли сознательно применяя диалектический метод подхода к изучаемым явлениям. Так, Менделеев применил закон о переходе количества в качество и, открыв периодический закон химических элементов, совершил научный подвиг. Тимирязев, Мичурин, Павлов, Вильямс и другие великие ученые, поняв развитие как возникновение качественно нового, включающее крутые повороты, скачки, перерывы постепенности в развитии, двинули науку далеко вперед.

Применяя диалектический метод познания, советские ученые проникают все глубже и глубже в тайны природы.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Переход количественных изменений в коренные, качественные является одним из наиболее общих законов развития природы и общества. Марксистская диалектика показывает, что процесс развития сеть переход от незначительных количественных изменений к изменениям коренным, качественным, что качественные изменения наступают в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому.

Марксистская диалектика указывает на многообразие форм скачков, на различные пути перехода от старого качества к новому. Она учит понимать процесс развития как движение по восходящей линии, как переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Диалектическое понимание развития в корне противоположно метафизическому, метафизика, сводя процессы развития только к количественным изменениями к простому повторению пройденного, противоречит данным наук, общественной практике.

Обнаружение и применение закона перехода количественных изменений в коренные, качественные изменение в явлениях общественной жизни имеет классовую основу. Только рабочий класс и коммунистическая партия способны дать полное и всестороннее научное освещение этого закона и использовать его в практической деятельности. Современная буржуазия и ее философы отрицают закон перехода количественных изменений в качественные, для того чтобы удержать массы от решительного выступления против капиталистического строя.

Положение марксистского диалектического метода о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные изменения служит одним из руководящих принципов в практической деятельности партии рабочего класса. Оно обязывает в политике быть революционером, а не реформистом.

1 И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, 1952, с. 576
2 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 184
3 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, с. 14
4 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 39
5 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 39
6 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 41
7 К. А. Тимирязев, Соч., т. VIII, 1939, с. 115
8 К. А. Тимирязев, Соч., т. VI, 1939, с. 105
9 К. Маркс, Капитал, т. I, 1952, с. 314
10 И. В. Сталин, Соч., т. I, с. 309
11 В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 265
12 Д. И. Менделеев, Основы химии, т. 2, изд. 12, 1934, с. 387
13 К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, 1953, с. 370
14 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1952, с. 63
15 И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1953, с. 28
16 В. И. Ленин, Соч., т. 24, с. 62
17 В. И. Ленин, Соч., т. 28, с. 318
18 Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Госполитиздат, 1952, с. 21
19 В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 146
20 В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 197
21 В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 296
22 «Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903 - 1953)», Госполитиздат, 1953, с.20
23 В. И. Ленин, Соч., т. 16, с. 319

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru