монография «Ретроспективный портрет экономики»

Состав работы:


Предисловие и характеристика предмета


 

Замещение научного понимания экономики философским


 

Часть 1. Дорыночное хозяйство


 

Основания ценимости


 

Фактор уровня жизни («уклад»)


 

Конкретные комбинации «ритуалов и ресурсов»


 

Осознание воспроизводства ресурсов как «работы»


 

Обретение функцией «обратного» влияния формы фактора


 

«Титул» – простой инструмент закрепления неравенства


 

Поиск «социальной эффективности»


 

Переход к формату «средство обратного влияния» и зачатки накопления


 

«Персональный» формат собственности


 

Формат «оплачиваемой» деятельности


 

Рациональная концепция ситуации «достатка»


 

Инициативная форма индивидуальной активности


 

Часть 2. Эпоха «простого рынка»


 

Часть 3. Формирование обязательных стандартов рынка


 

Часть 4. Хозяйственная деятельность - доминанта социальных отношений


 

Ретроспективный портрет экономики

Часть 1. Параграф - Переход к формату «средство обратного влияния»
и зачатки накопления

Шухов А.

Схема метацикла, стадия - (Средство обратного влияния)


Те качества, которыми воссоздаваемому нами «метациклу» уже довелось наделить простую экономику, претерпевшую теперь и некое институциональное развитие, позволяют расценить эту хозяйственную форму как выходящую на этап, когда основной вид общественной структуры составляет порядок социальной дифференциации по видам занятий. Что и порождает в общественном сознании, отличающем данное общество процессы становления сложных представлений о значимости таких специфик, как экономические тенденции. Обретение такого рода возможностей уже предполагает появление, опять-таки, невозможной вне некоей осмысленности особой возможности предметного управления формами социальной организации, посредством таких механизмов как признание новой специализации или изменение отраслевой структуры и т.п. Далее процесс распространения подобного порядка порождает и такое предопределяемое им осмысление обществом подобных возможностей, что приводит социальный коллектив к идее образования особого института административного регулирования хозяйственных отношений. Первоначально подобный институт, очевидно, не образует особой магистратуры, но персонифицируется в тех же традиционных жречестве или племенных вождях. Начальные формы хозяйственного управления - это практика наделения соответствующими прерогативами некоторой само собой социально значимой фигуры. Именно подобные практики К. Маркс и обозначил именем азиатский способ производства, прямые образцы которого - культуры Древнего Египта, Месопотамии и государств Майя.

Настоящей стадии предпринятого нами анализа также невозможно лишь «вскользь» затронуть предмет понимания природы начальных форм хозяйственного управления в силу важности одно время имевшей место в исторической науке широкой дискуссии по такому предмету. Здесь понимание, предложенное рядом историков, мы позволим себе истолковать не иначе, как характерно искусственное построение, но, уклоняясь по существу от дискуссии, представим здесь собственную оценку отвергаемого нами понимания. Основная идея отвергаемой нами позиции - определение на положении основного источника новых возможностей социальной организации то непременно же неких новых возможностей трудовой деятельности. В частности, ту же поливную технологию земледелия историки расценивают как прямую причину становления систем государственного аппарата (чиновничества), действовавших в большинстве древних обществ. То есть - согласно данной схеме не иначе как новые возможности ведения трудовой деятельности и подобает расценивать если не первоисточником, то первотолчком процесса возникновения новых форм социальной организации. Однако, обратившись к литературе, можно встретить и альтернативную описываемой здесь схеме идею Л. Мамфорда, исходившего из принципа «труд представляет собой порождение любознательности или плод фантазии». Тогда и мы вслед Мамфорду отвергнем идею отождествления труда на положении первоначала процесса совершенствования социальной организации, и позволим себе показать, как именно подобную ситуацию и подобает понимать с философской точки зрения, определяя обуславливающую приход данной ситуации причину как лежащую вне пределов непосредственно причиняемого. То есть, в качестве нашего основного аргумента мы выдвинем следующую иллюстрацию: в прошлом исключительно богатые располагали возможностью, содержа прислугу, освобождения себя от ряда домашних работ; ныне наш рядовой домашний комфорт обеспечивает и широкое применение бытовой и коммунальной техники.

Тогда в силу выбора такого рода «порядка последовательности», устраивающим нас вариантом разгадки головоломки прогресса «состоявшейся» вполне структурированной формы экономики прямо подобает признать следующее положение: избыточный уровень потребления прошлых периодов в последующем допускает трансформацию в «широкую» форму распространения данных обратных влияний. Или - каждую новую стадию прогресса экономики и подобает расценивать как шаг в направлении сближения ее современного «бедного» потребления с предшествующим уровнем «богатого«.

(метацикл) Тогда если вслед установлению данного принципа вернуться к создаваемой нами модели последовательности стадий «метацикла», и приложить к ее построению принцип последовательного повышения стандарта потребления, то подобное решение позволит нам предложение следующего обобщения задачи предпринимаемого нами моделирования. Теперь нам подобает определиться с предметом концептуального начала того механизма исполнения, действие которого и обращает идею потребления инициатором поиска возможностей «обеспечения» сформировавшегося востребования посредством дополнения и расширения социальной структуры «фактор обратного влияния».

Реальность действия такого рода механизма и обусловит необходимость дополнения нашей концептуальной схемы теперь и таким фундаментальным элементом как функционал средства обратного влияния. Возвращаясь к предмету «поливных цивилизаций» мы позволим себе указать, что история любого конкретного общества непременно знала кого-либо, осознавшего важность для плодородия того же постоянства водоснабжения. И подобное обстоятельство, существование особенного «обретающего осознание» индивида, будет допускать отнесение не только к рассматриваемому нами примеру, но - равно же к любому возможному действию по введению, закреплению и повышению эффективности средства обратного влияния. Подобным образом, любое «рождение на свет» нового средства обратного влияния, к примеру, готовой одежды, будет предполагать его порождение существованием инфраструктуры, готовой к несению такого рода функции - вначале, вполне вероятно, ограничивающейся практикой организации пошивочных цехов, но и вырастающей, наконец, до таких институтов как дома моделей. (Например, насколько можно понять, торговля готовой одеждой изначально была организована в виде комиссионной продажи, и лишь впоследствии обрела форму продажи готовых изделий.)

И тогда, поскольку производимый продукт в качестве предмета конечного потребления не может не представлять собой полноценное средство обратного влияния, нам и подобает обратиться к постановке вопроса о допустимости признания за подобным продуктом специфики его соответствия некоему уровню потребительского востребования. Однако, прямому ответу на такой вопрос несколько помешает и сама реальность ситуации «остроты потребности»; конечно, ситуация остроты потребности или недостаточного товарного покрытия будет придавать качество востребованности практически любого рода продукту, когда ситуация относительного удовлетворения потребности способна порождать и эффект потребительской «разборчивости». В ситуации некоторого приглушения остроты потребности хозяйственная практика непременно будет сталкиваться с «конкуренцией качества», а потребитель практически утрачивать интерес к низкокачественному продукту. Повышение требований к качеству и породит необходимость в искусном исполнении, а для поддержки творческого сосредоточения исполнителя на процессе труда так или иначе, но потребуется более полное обеспечение ресурсами. Используемые же на подобную поддержку ресурсы общество вынуждено изыскивать посредством тех мер, чтобы другими его членами не овладевало бы впечатление их дискриминации в потреблении. Наше согласие с определенной здесь «формулой компромисса» и обратится признанием правомерности примерно следующей последовательности рассуждения: чтобы ранее не практиковавшееся обратное влияние могло бы состояться, необходим некоторый потенциал ресурсов, свободных от использования просто на поддержание уровня жизни.

Основываясь на данном принципе, мы и позволим себе определиться с некоторым «окончательным» пониманием существа предмета «введения в действие» всякой новой формы обратного влияния: базой экономического развития общества следует понимать ни что иное, как накопление им в общем случае не связанных потребительски значимых ресурсов.

Следующий параграф: «Персональный» формат собственности

 

«18+» © 2001-2025 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker