Схема метацикла, стадия - (Средство обратного влияния)
Заданной нами «логике» синтеза схемы метацикла дано определять, что картина воссозданных выше предшествующих стадий развития экономики - это картина характерно примитивных методов ведения хозяйства. Теперь, в ситуации утраты ресурсной формацией ее физикалистского воплощения, вступает в свои права исторический период выхода метацикла на этап устранения безраздельного доминирования примитивного понимания общественным сознанием экономически значимых условностей. По крайней мере, любая хозяйственная деятельность обращаемая далее предметом нашего анализа будет исключать предположение самой возможности ее ведения вне овладения человеком способностью многосторонней оценки предназначения средств обратного влияния и социальной значимости владения ресурсами. Подобное понимание уже исключит любые возможные «простые» оценки условностей, важных в смысле экономической активности, тогда и предполагая их оценку уже непременно как предмета неких многосторонних зависимостей. В частности, тот же власть имущий теперь будет пониматься как субъект, позволяющий приложение к нему оценочных представлений о его способностях как успешного или неудачного распорядителя ресурса, а владение ресурсами непременно будет предполагать соотнесение с потребностью разрешения частной или постоянно возникающей проблемы. Здесь и сама «спекулятивная сложность» осознания всякой экономической специфики обусловит тогда становление порядка, когда поддержание фонда непременно будет отличать не иначе как «целевой» характер. Или - деятельность поддержания фонда теперь будет исходить не из идеи неопределенной «нужности», но из понимания такого адресного предназначения сбора ресурса, как создание фонда для поддержания жизнеобеспечения в течение определенного времени, - фонда «восполнения» или, напротив, экстраординарного фонда социальной акции, к примеру, общественной постройки или военной экспедиции.
И вновь значимым условием очередного прогрессивного изменения экономики обратится и очередное обретаемое человечеством расширение доступных ему представлений. Человека в осознании начал собственного существования посетит мысль, что время социального существования представляет собой нечто, наделенное чертами индивидуальности, откуда и возникает если не в современном смысле «история», то нечто, что на положении своего рода «хроники» допустит и достаточно близкое уподобление такого рода «истории». Отсюда и характеристике любой социализированной личности, даже предельно низкостатусной фигуры, уже дано строиться равно и в логике фигуранта как бы «собственной истории». Другими словами, бытование лидера здесь оттенит фон его «исключительных» обстоятельств, характеристику простолюдина выразит условная «микро-история», построенная в форме преданий на темы семейной истории, природных сезонных циклов или социальных катаклизмов.
Нам же здесь подобает обратить внимание на существенный смысл того влияния, что доведется оказать способности человека к построению такого рода картин на порождаемую его же сознанием в известном отношении «фигуративную» модель социальной действительности. То есть - теперь развитие способности истолкования социальных реалий и обусловит придание «фигуративной» формы не только пониманию событий жизненного ряда, но и условности состояний, в частности, важной нашему анализу характеристике уровня потребления. Здесь закрепление осознания экономических условностей непременно же в «фигуративной форме» и предопределит осмысление уровня потребления отличающего того или иного индивида или семьи тогда и на положении не иначе как «статусного фигурализма». А сама собой такая манера осознания действительности породит и то очевидное следствие, что равнозначно пониманию, разделяющему членов общества на фигурантов, относящихся, вполне вероятно, к таким классам, как, возможно, «сытые» и «голодные». Наиболее же значимый итог обретения подобного понимания тогда уже составит идея, хотя, вероятно, она и представляет собой «первый симптом» ожидающей мир «эпидемии демагогии», определяющая, что осмыслению значения всякой деятельности непременно следует исходить из понимания ее востребования. Существенными же здесь следует понимать вовсе не очевидно напрашивающиеся моралистические квалификации, предопределяющие обретение того же самого представления о «безделье», но истолкование поступков человека, даже притом, что, возможно, они не означают совершения хозяйственного поступка тогда и под углом зрения условного восполнения некоей потребности. Например, если вождь или жрец удовлетворяет свое тщеславие публичной пышностью, то последняя будет позволять ее истолкование потребностью широкого слоя общества в ярком зрелище. Отправление ритуалов, ведение войн, участие в деятельности общественных институтов теперь будет предполагать его понимание той самой несомненной «услугой», что человек способен оказать не персонально другому человеку, но обществу в целом. Отсюда теперь уже выстраиваемую нами схему «метацикла» и подобает дополнить такие очередным продолжением, как становление следующего разделения, - простые средства обратного влияния осознаются отныне представляющими собой «обращаемое», материально воплощенное средство обратного влияния, с другой стороны, «услугам» элиты дано обрести специфику нечто конечно «потребляемых» действий.
Отсюда общества, утрачивающие гражданскую структуру, практически передоверяющие власть элите, и сталкиваются с риском впадения в особенное состояние кризиса, выражающегося в дефиците обращаемых видов обратных влияний. Потому некоторые формы исторических кризисов - это прямой повод для общества не просто пересматривать, но фактически, устанавливать (регулировать) паритеты между поддержкой воспроизводства различных форм обратного влияния. Как таковой же ситуации такого рода диспаритета равно доводится составить и нечто исторически первоначальную форму социально предопределяемого нарушения равновесия экономики.
Если дано иметь место тому положению, когда обнаруживается избыточное предложение одного из средств обратного влияния и ограниченное предложение другого, то впервые на подобной стадии развития, когда разрешена и узаконена практика «охоты» за уже социализированными ресурсами, вступает в действие и механизм конкурсного возмещения. В таких условиях овладевающее человеком желание, подразумевающее поступление в его распоряжение некоторой «редкости», оборачивается для него формированием определяющего поступающего к нему встречного предложения объема возмещения из большего числа компенсирующих «простых» средств обратного влияния. Появление «несправедливого» жребия возможностей к первой, сакрально-административной, добавляет тогда и вторую, «мета-» элиту: такое преимущество, естественно, перепадает создателям или тезавраторам предметов «недостаточного» наличия.
Следующий параграф: Инициативная форма индивидуальной активности