- → Монографии → Ретроспективный портрет экономики → «Часть 2. Параграф - Потребление как деятельность, становление фигуры „заказчика“»
Часть 2. Параграф - Потребление как деятельность,
становление фигуры «заказчика»
Схема метацикла, стадия - (Количественная стабильность)
Прочная интеграция в практику ведения хозяйства теперь и функции ресурса-эквивалента, выводит, казалось бы, развитие экономики на «прямой путь» тогда и относительно свободного обмена, обслуживаемого денежным обращением. Тем не менее, нам все же следует детализировать представление о последствиях, идущих вслед диверсификации процессов обмена, происходящей на началах введения механизма денежного обращения. Например, здесь входит в силу и такой возможный порядок действий, как разбиение на части процедуры передачи денежного возмещения или предоставления средства обратного влияния. Теперь условия денежного обращения нередко способны порождать положение, обременяющее полностью отдавшего выработанное средство обратного влияния оператора условиями задержки его присутствия на рынке. А именно, судьбе нередко так выпадает испытывать того оператора, что полностью вывел в операции обмена весь объем выработанного им средства обратного влияния, то есть - в достаточном для обратного влияния объеме, что получает взамен лишь часть необходимого объема потребляемых средств обратного влияния. Подобным образом само развитие практики ведения хозяйства исподволь и подводит нас к необходимости рассмотрения такого предмета, как порядок исполнения хозяйственной сделки. Сделка в хозяйственной практике фактически возникает в момент перехода экономики на систему привозной торговли, но вплоть до достижения настоящего уровня развития еще отсутствует возможность констатации такой ее особенности, как стандарт совершения сделки. Ступень развития той практики ведения хозяйства, что приносит подобное изменение - это порядок ведения хозяйства на основе использования особых приемов и механизмов совершения сделки. Только зарождаясь на настоящей стадии метацикла, и несколько ранее проявляясь лишь в крупных сделках, сложный порядок исполнения сделки замещает простую доверительную форму транзакции теперь и специфической сделочной или контрактной формой. В рамках особо определяемых контрагентами контрактных условий сделки теперь появляется возможность использования стадийного, операционного, контрольного и других видов разбиения процедуры сделки, что в конечном итоге инициирует то или иное меморизованное (не только фиксируемое на носителе, но и сохраняющееся в устной передаче) оформление положений хозяйственного права. Дополнение практики хозяйственных отношений правовым механизмом, конечно, не указывает на подавление экономической свободы или на впадение в структурный автаркизм, но свидетельствует лишь об окончательном признании общественным сознанием занятия ведения хозяйства на положении особой социальной практики. Как только появляется возможность фиксации фактов использования хотя бы устной традиции в качестве инструмента закрепляющего простейшие принципы хозяйственного права, так и общественное сознание открывает в себе возможность понимания экономической эволюции особой «частью социальной истории» с ее собственной хронологической шкалой (от мастерских к мануфактурам, например). Здесь общественное сознание доводится дополнить и такому концепту, существенному для его становления на положении развитого представления как история экономики, отдельный рассказ, повествующий о каузальном, продуктовом, монетарном, правовом ряде событий теперь уже лишь в практике ведения общественного хозяйства.
В части подлежащей нашему решению задачи построения последовательности метацикла наш анализ также подобает дополнить и принятием допущения, что все ожидаемое в будущем развитие институциональных начал ведения общественного хозяйства на почве совершенствования хозяйственного права будет выталкивать из экономического пространства всех прежде действовавших там самодостаточно организованных операторов. Теперь развитие экономики в любом случае будет представлять собой эволюцию в направлении, предполагающую, что группирующиеся в свой узкий круг более сильные рыночные структуры, применяя правовой механизм, предпринимают действия закрепления за ними полномочий «распределителей ролей». Подобного рода вытеснение стихийного оператора и вынудит как таковых вытесняющих к принятию и ими самими обязанностей уже своего рода «играющим по правилам» игроков. Участники хозяйственных отношений согласятся теперь принять на себя обязанности по выходу именно с такого рода рыночным предложением, что предназначено не для получения ими самими «назначения» быть исполнителями некоей ожидаемой ими хозяйственной функции, но обязательно с таким, что представляет собой предложение уже готового обратного влияния. Хотя важно не забывать, что мы, конечно, допускаем подведение под подобную типологию и того не столь развитого социального порядка, в котором подобная стадия метацикла соответствует эпохе развития полукустарных ремесел, не достигающих уровня масштабного производства, обеспечивающего высочайшее качество продукта.
Отсюда основным предназначением рынков, которые подобает обозначить под именем рынков начального уровня, и правомерно признание исполнения ими в известном отношении программы «отладки и притирки» обмена средствами обратного влияния, пока не достигающего лишь значительно позже обретаемой интенсивности. Некая существенная для нашей схемы особенность таких рынков - отсутствие в их организации той приходящей позже специфики, которую можно определить как формирование предпочтений потребителя. При данном положении вещей не столь широкой областью задач подобного рода рынков пока остается выстраивание не более чем устойчивой тенденции спроса, защищающей организацию этих рынков от деструктивности ценностных интервенций. Здесь рынок «в значении рынка» - это что-то напоминающее негативную реакцию потребителя на некачественный ширпотреб. Тем не менее, даже подобная форма ведения общественного хозяйства обнаруживает известную степень характерной устойчивости; уже здесь любой желающий нарушить устойчивое функционирование такой хозяйственной системы на деле располагает лишь одной подобной возможностью - захвата сферы влияния на этом рынке. Предпринять же такой захват теперь возможно или при помощи политических средств, или - благодаря полному контролю над сферой обращения некоторой ценности, принципиально значимой для основной массы потребителей данного рынка. В том числе, здесь правомерно предположение возможности и таких манипуляций как перекрытие торгового пути и принуждение к поиску некоторой ценности в другом географическом районе. Далее, теперь и осуществление операций «разогрева» и лишения стабильности подобного хотя бы в какой-то мере устойчивого рынка потребует изменения не только каких-либо могущих иметь место случайных обстоятельств, но, в частности, также и привычки потребителя. В настоящих условиях иной раз неизбежность «стрессовых» практик развития хозяйства и вынудит основных агентов оперирующих в хозяйственной сфере прибегнуть к выработке в обществе практически ранее неизвестной привычки потребительского любопытства. Потребление «из любопытства», в частности, посредством следования моде, возможно лишь в условиях подкрепления хозяйственного развития равно и состоянием общей социальной стабильности. Тогда завершая в общих чертах наш анализ рынка начального уровня, мы также сформулируем здесь и присущее нам понимание парадигмы его стабильности. Способностью поддержания устойчивости простой рынок «со сложным построением» овладевает лишь в тех обстоятельствах, когда, помимо определенной прозрачности для государственного контроля, он, в дополнение, формирует в своей системе и несколько «центров силы» контролирующих запасы ресурсов. Причем подобное положение никоим образом не подобает мыслить как картину отдельных «побудительных» локальных инициатив именно потому, что сфера потребления на таком рынке непременно обретает же форму, предполагающую осознание потребителем характерного ему интереса к использованию определенных средств обратного влияния, причем в определенном качественном формате.
Представленная здесь картина выхода простого рынка к состоянию «первоначальной сложности» рыночной структуры предопределяет и обращение нашего анализа к предмету такого построения комплекса рынка, что существует при поддержке некоторых форм регулирования (скажем, это хозяйственное право, существенно отличающееся в своих основных особенностях от предшественников в виде традиции или форм прямого регулирования). Тем не менее, в настоящих условиях прогресс такого регулирования еще не порождает положения, означающего формирование основными институтами подобной экономики собственных «экономических стратегий». Настоящий этап - пока он не более чем меры упорядочения эксплуатации природных возможностей, трудолюбия или природных ресурсов.
Теперь нашей очередной задачей окажется для нас уточнение представления о тех видах или формах обратного влияния, что способны следовать из пополнения экономических практик и таким началом, как хозяйственное право, уже обретающее продолжение и в характерном усложнении структуры хозяйственного оператора. Одно из последствий усиления правовой регламентации - это становление правовой культуры, что и принуждает хозяйственного оператора к детальной регламентации хозяйственного поступка, что знает воплощение посредством той ее вторичной репрезентации, чем и обращается упорядочение структуры хозяйственного агента. Теперь отсюда и акт выхода на рынок всякого нового хозяйственного оператора он равно же и акт публичного представления подобного оператора в качестве субъекта той или иной внутренней структуры. Следом - фактически вытекающая отсюда потребность хозяйственных операторов в «представительстве» также обращает и экономику в целом тогда и системой, востребующей и такую существенную для нее функцию как экономическая коммуникация. Порядок же хозяйственных связей построенный на началах экономической коммуникации тогда обеспечивает и возможность предварительного поиска требуемого потребителю производителя, собственника, посредника. Созревают условия для возможной (но не обязательной!) оптимизации действий, хозяйственных функций, операций и т.п. Тогда существо «рынка предложения» и позволит, собственно говоря, его определение посредством появления ранее неизвестного феномена активности производителя в части распространения сведений о присущих ему возможностях товарного предложения. Отсюда для стабильно выполняющих рыночные операции агентов существенную составляющую отличающего их комплекса возможностей, если иной раз едва ли и не наиболее значимую, и составляет теперь выход в среду экономической коммуникации. Значение в настоящих условиях получает не просто, например, получение урожая, но, например, гарантированный сбыт продукции полей.
Скорее всего, начиная отсчет еще на стадии простых приемов оптимизации хозяйственной функции, эволюция особой институциональной формы «экономической социализации» и полагает начало длительному процессу, что способствует обществу в переустройстве самоё себя теперь и на основе присущего ему экономического формата. Или - если это развернутое определение дополнить кратким определением, то общество, «переустроенное на основе экономического формата» - это равно же общество доминирования над социальной структурой теперь и структуры ведения хозяйства. Как таковому моменту подобного преобразования и выпадает обрести выражение в становлении такой специфики, как экономическая культура - создании культурных форм наследования традиции хозяйственной деятельности; последняя, если она не воспроизводится на протяжении некоторого периода, все же не утрачивается окончательно, поскольку допускает возобновление и на основе представлений сохраняемых в «багаже культуры». Хотя в основном воспроизводство подобной традиции будет отличать сферу материальной культуры или приемы организации производства, но то же самое можно отнести к предмету образования в ходе ведения хозяйственной деятельности тех же социальных коллективов и правовых методов регулирования отношений. Здесь и приобретает свое значение тот аспект подобного культурного способа наследования, что на стадии перехода хозяйства к порядку отношений даже такого наиболее простого рынка уже вступает в свои права и практика свободы изменения и модификации порядка обратного влияния. Здесь перестает действовать механизм прямого навязывания обязанности по осуществлению определенной производственной активности, на смену которому и заступает способ поощрения или подавления особенностей организационной структуры хозяйственного оператора.
Более того, данной стадии эволюции хозяйственных практик дано заключать собой и момент той существенной революции, чье содержание составляет появление заказчика - лица, определяющего состав необходимого ему «заказа«. В одном случае заказчик будет выступать заказчиком массового продукта (и способствующего прогрессу стоящего за его производством интенсивного простого труда), в другом - особого продукта (и позволяющего исполнение подобного заказа квалифицированного труда). Новация внесения разумного начала в потребление, уход от простейшей, в существенной степени еще эмоциональной практики формирования потребности, и, более того, становление фактора «заказчика», в конце концов, вынуждает признание занятия коммерцией на положении особой профессии. Функция заключения коммерческих сделок на рынке, основанном на механизме денежных расчетов, фактически будет представлять собой специфическую форму оказания услуги. При данном положении вещей любой выступающий с требованиями обеспечения «качества» средства обратного влияния потребитель фактически присваивает себе функцию «заказчика», и ему как требовательному контрагенту следует либо угодить, либо удовлетворить его посредством обмана. Торговля, стоит хозяйственным отношениям признать правомерность подобной специализации, реализует и собственные претензии на монопольное право посредничества, «оспаривая» право производителя и потребителя вступать уже в «прямые связи» в порядке их взаимодействия. Вследствие этого, благодаря полному подчинению каналов товародвижения, торговля и обращается той «экономической силой», что разрушает остатки фондовой системы, поскольку характерная для нее постоянная «игра на котировках» ценностей заставляет, в конце концов, осознать невыгодность той же простой практики хранения или образования запасов ценностей. В подобных условиях и прерогатива нарушения монополии торгового посредничества фактически остается лишь у силы внеэкономического принуждения, например - предпринимаемых государством разного рода мобилизаций, реквизиций и т.п. Подобное положение вещей и составляет собой причину, что для государства во многом единственным способом регулирования системы работающей по правилам сугубо рыночных механизмов остается лишь способ изменения характерных тенденций коммерческой деятельности. В практическом понимании подобное вмешательство теперь позволит его осуществление либо посредством перекрытия канала товародвижения, либо - выдачи привилегий, ограничения обратимости валюты и т.п.
Следующий параграф: Типизация функций, исполняемых рыночными игроками