Схема метацикла, стадия - (Планирование затрат)
Теперь даже не охватывая ряда существенных деталей, важных для построения картины перехода к данному положению, мы продолжим линию нашей модели образованием очередной стадии метацикла - системы обстоятельств в известном смысле общественного консенсуса - взаимодополняющего понимания власти и гражданских институтов в определении важнейшей задачей регулирования экономики задачи ее неустанного развития. Такая тенденция, по крайней мере, в активно поддерживающей ее части общества, видится основанной на порядке «экономического равновесия», откуда и первый шаг в любой попытке организации нового производства составит теперь прогноз ожидаемого потребления. Но, с другой стороны, преобладающие в развитых формах ведения хозяйства условия «избыточного предложения» фактически лишают непременно нерасторопное государство возможности предпринимать собственные акции развития средств обратного влияния. Государство здесь просто неспособно брать на себя функции подобного игрока в силу очевидного, в сравнении с быстротекущей конъюнктурой, запаздывания любых предпринимаемых им действий. И власть, облегчая свое положение, находит выход в частичном предоставлении своих функций регулирования в пользование тем или иным «агентам». При этом характерной приметой настоящего положения также обращается и неспособность власти к выработке директивных начал для каждого из направлений такого рода регулирования, и тогда она просто ограничивает некими «рамками» те средства действия, что доступны любому такого рода агенту. Подобающий пример такого рода агента - это роль корпорации «Дженерал моторс» как фактического «ведомства ценообразования» автомобильного рынка США в 50-70х гг. ХХ в. Список такого рода делегатов явно или «явочно» получающих права регулирования также пополняют и такие субъекты делегирования этих прав, как субструктуры центральной администрации, например, муниципалитеты. В ином случае в круг такого рода структур способны войти и некие «иноструктурные» формы, наподобие правоведов, религиозных учреждений или даже «доверенных» иностранцев. Достаточную иллюстрацию подобного положения, быть может, дано составить и такому примеру: центральная власть не вмешивается в установление регламента мелкой местной торговли, делегируя данную обязанность муниципалитету.
Объем особенностей описываемой нами стадии метацикла также исключает для себя и иную оценку помимо отождествления как заключающего собой глубокое взаимное проникновение социальной и экономической тенденций развития общества, ранее выделявшихся как отдельные линии социального развития. Реальность тесного переплетения двух основных линий социального развития обусловит тогда следующее усовершенствование хозяйственного порядка - рынок, в смысле общественной системы в целом наделенный спецификой лишь одной из ее подсистем теперь при посредстве столь тесной интеграции с иными сегментами социума обретет при этом и национальный характер.
Институциональный формат «национальный рынок» - явно форма, знаменующая собой наступление той фазы общественного развития, когда цели подобного развития уже определяет воображение будущего. Причем важно, что представлению о таких целях дано отличать не отдельных индивидов, но едва ли не каждого в том обществе, чье экономическое развитие достигло стадии национального рынка. Отсюда национальный рынок и составляет собой среду, прямо поощряющую развитие «перспективных» сфер хозяйства, и блокирующую активность в тех сферах, что расцениваются как тупиковые. Национальный рынок в отличие от положения на тех стадиях метацикла, что предшествовали его становлению, также обнаруживает и неприятие простого бездумного заимствования целей развития. Подобная система уже склонна к неприятию идей, по смыслу аналогичных известному лозунгу «догнать США по производству мяса, молока». Для национального рынка порядок ведения хозяйственной деятельности уже предполагает его установление именно таким, при котором всякая хозяйственная новация, переставая восприниматься на положении «забавы» или увлечения, начинает пристально интересовать все общество в целом. Подобная среда особенна своей спецификой положительной оценки новаций даже практически не вызывающих какого-либо интереса возможных потребителей, но значимых как нечто «потенциально способное» создать хотя бы какой-либо возможный спрос, и, тем самым, вызвать к жизни и некий прагматически значимый предмет. Последствие же подобной практики - тогда и неизбежное дополнение любой экономически значимой инициативы мерами по созданию возможных помех внешнему опережению.
Комплексу характерных особенностей национального рынка дано порождать и ту остроту протекания экономической «игры», что прибавляет забот и государственной системе контроля экономики, - список ее задач пополняет и функция демонополизации возможности проявления инициативы. Защищая свободу инициативы, государство фактически обеспечит такие условия: будет поддерживать свободу практически любому располагать доступом к ресурсам, информации, правовой защите и возможности привлечения работников для осуществления нового проекта. Во всяком случае, государство, пусть и не столь систематично, но будет действовать в направлении устранения условий, порождающих такого рода препятствия в осуществлении хозяйственной инициативы. Практике условного «равного доступа» к системным возможностям экономики, в противовес, например, таким принципам как «предпочтительная поддержка государством определенных агентов», и доводится положить начало истории периода строгой специализации деятельности каждого хозяйственного оператора.
Если обратиться теперь к оценке исторического предназначения национального рынка, то его задачи не следует ограничивать лишь решением задачи становления экономической свободы. Такая свобода здесь все же обеспечена лишь «конвенциональному» игроку, когда такие выпадающие формы как бутлегеры или криминальный бизнес могут существовать лишь на положении парий, некоей «периферии» такой формы организации общественного хозяйства. Одновременная диверсификация на национальном рынке и функций специализации, и связей интеграции также позволит указание и того характерного признака обозначающих национальный рынок экономических реалий, по условиям которого начать деятельность, обновляющую содержание хозяйственной практики хозяйственный оператор теперь может лишь в случае предоставления ему контролирующей сферой права представлять собой декларируемого возбудителя хозяйственной активности.
Следующий параграф: «Технологический» принцип структурирования