Схема метацикла, стадия - (Планирование затрат)
Такая институциональная форма организации общественного хозяйства как «национальный рынок» - это особого рода симбиоз децентрализованной и в то же время нормализованной экономической активности при наличии высокоразвитого механизма административного контроля хозяйственных процессов. Более того, экономический оператор на национальном рынке существенно ограничен и в возможности проявления присущего ему «эгоизма». Очевидную особенность национального рынка также образует и унификация порядка реализации хозяйственной инициативы: в любом случае это стандартный процесс, начинающийся получением кредитных ресурсов и применением ноу-хау, определяющего как таковую инициативу. Потому обретение сознанием понимания явно «замысловатой» природы подобных условий и приводит к появлению еще одной особенности, не встречавшейся ни на одной из предшествующих стадий метацикла: характерной избирательности в признании за внешним влиянием и собственно статуса «внешнего влияния». То есть теперь внешнее влияние далеко не сразу расценивается как непосредственно «внешнее», предполагая и некие попытки его понимания лишь «обстоятельственной» стороной воздействия. В частности, стремление обеспеченных слоев населения к переселению из города на лоно природы поначалу предполагает понимание лишь просто «как прихоть«.
С другой стороны, такой «тотальной» экономической стратификации дано здесь приносить и такого рода позитивный эффект как замещение произвольного способа поиска средств развития теперь и прицельно избирательным. Результат такой нарочитой тщательности - внимательное отношение хозяйственного оператора к «содержанию» собственной деятельности, поиск им в составе совершаемых актов, процедур и поступков возможностей, что каким-то образом «не раскрыты» при осуществлении этих действий. Зачастую хозяйственный оператор позволяет себе даже оглашать информацию о собственных производственных и организационных новациях непосредственно в маркетинговых целях. И здесь мы просто воспользуемся существованием подобной практики для введения в наше рассуждение и нового моделирующего понятия об особом типе экономических структурно подчиненных операторов, назвав их элементарной производственной структурой. Образование подобной формы и преподносит и государству и его возможным уполномоченным сюрприз теперь и в виде предмета нового «субъекта контроля» - отдельного структурного элемента хозяйственного оператора (например, одного из магазинов сети универмагов или отделения банка). Регулирование обогащает здесь незнакомая ранее задача - контроль правомерности специфики той деятельности хозяйственного оператора, к которой он прибегает в случае выделения такого рода «внутренних» элементов, проверка ее соответствия общим нормам экономического поведения в отношении такого или таких же элементов. Задача подобной формы контроля - проверка положения, не предполагает ли такое структурирование равно и сокрытия нарушений прав работников или не практикуются ли посредством использования подобных приемов отклонения от принятых технологических стандартов. Кроме того, подобному порядку дано порождать и такое свое следствие как раздельную сертификацию разных производственных единиц внутри единого бизнеса.
Показанная здесь картина переплетения отношений связывающих операторов национального рынка, среду потребителей и контроль не исключает оценки, что зарождение формата «национальный рынок» вознаграждает данный порядок таким «родимым пятном», как функция обязательного самообозначения экономического оператора. Практика самообозначения, прямо покоящаяся на возможности быстрого и квалифицированного распространения экономической информации, и обращается источником возможных санкций, налагаемых за игнорирование четкого определения правоотношений в производственном цикле. Оператор здесь либо вынужден следовать «правилам игры», либо его деятельность будет остановлена посредством наложения санкций. Далее - здесь важно понимать, что характеристика «национальный рынок» уместна не только в отношении экономики развитого капитализма, но и в отношении экономики некоторых известных в прошлом великих держав, тех же Римской империи и Китая. Отсюда формат «национальный рынок» и подобает видеть не только капиталистической, но, на деле, и довольно распространенной системой жесткого правового закрепления имущественных отношений. Практика подобного рода экономики - это и подобающий пример комбинированного действия жестких норм хозяйственного права, в частности, охраны производственных секретов, корпоративной этики и патентной системы, и, равно, формализации трудовых отношений. Картина всепроникающей нормативной упорядоченности и внушает человеку мысль об утрате экономикой ранее вроде бы характерной ей «анархии». Субъекты сложной экономики склонны к пониманию всякой хозяйственной активности то непременно же с позиций предопределяемого ею социального эффекта, например, воспроизводства качественной продукции, добротных товаров и квалифицированных услуг. Более того, новые средства обратного влияния, дополняющие объем возможностей потребления непременно понимаются здесь как «улучшающие качество жизни» (в отношении государства - сглаживающие остроту социальной напряженности). Подобная специфика, явно вынуждающая хозяйственного оператора к должному осознанию не только хозяйственного, но и социального смысла деятельности, причем часто и обозначения каждой данной формы подобного понимания, подчиняет действия участника рынка не только исполнению норм хозяйственного, но и социального регулирования. Что тогда и порождает такой эффект, как становление в результате развития институциональных начал ведения хозяйства теперь уже следующего уровня системной организации экономики, который мы определим под именем тенденции двойного регулирования хозяйственной деятельности.
Увеличение регулирующей «нагрузки», любым образом порождаемое подобной двойственностью, тем не менее, не всегда благоприятно для развития экономики. Более того, и список характеристик хозяйственного оператора дополняет отныне способность выдерживать «давление» регулирования: одни операторы воспринимают последнее неизбежно отягощающим их существование «фоном», другие видят его подрывающим стабильность их деятельности. Тогда не желающие прекращать деятельность, но утрачивающие стабильность рыночные структуры и обращаются за ценностной поддержкой к другим структурам (последняя выражается, если говорить простым языком, в ценностном [денежном] или товарном кредитовании). Состояние же определенной востребованности некоторых видов ценностной поддержки устанавливает для формата «национальный рынок» свойство такой его универсальной характеристики, как спектр ценностей, остро необходимых отнюдь не конечному потреблению, но необходимых для поддержания уровня экономической активности. Специфическими же разновидностями такой характеристики правомерно признание и таких характерных черт той или иной экономики, как «дефицит денег» или «дефицит нефинансовых ресурсов».
Следующий параграф: Функциональность, помноженная на критерий ее «эффективности»