монография «Ретроспективный портрет экономики»

Состав работы:


Предисловие и характеристика предмета


 

Замещение научного понимания экономики философским


 

Часть 1. Дорыночное хозяйство


 

Основания ценимости


 

Фактор уровня жизни («уклад»)


 

Конкретные комбинации «ритуалов и ресурсов»


 

Осознание воспроизводства ресурсов как «работы»


 

Обретение функцией «обратного» влияния формы фактора


 

«Титул» – простой инструмент закрепления неравенства


 

Поиск «социальной эффективности»


 

Переход к формату «средство обратного влияния» и зачатки накопления


 

«Персональный» формат собственности


 

Формат «оплачиваемой» деятельности


 

Рациональная концепция ситуации «достатка»


 

Инициативная форма индивидуальной активности


 

Часть 2. Эпоха «простого рынка»


 

Часть 3. Формирование обязательных стандартов рынка


 

Часть 4. Хозяйственная деятельность - доминанта социальных отношений


 

Ретроспективный портрет экономики

Часть 1. Параграф - Осознание воспроизводства ресурсов как «работы»

Шухов А.

Схема метацикла, стадия - (Фактор уровня жизни)


Как ни странно, но и мифологии при всей ее трансцендентальной агрессивности не дано являть собой что-то неподвластное сомнению или с любой точки зрения лишь привлекательное. Потому притом, что примитивный социум, быть может, и справедливо расценивать как «полностью погруженный» в мифологические иллюзии, равно и неизбежный ход исторического развития в известной мере лишает такие иллюзии качеств эмоциональной продуктивности (позитивности) и наделяет их спецификой куда скорее «рутины». И тогда любой даже фрагментарный прорыв человеческого сознания за пределы мифологического пространства при сохранении определяемого мифологией порядка позволяет человеку обретение и такого понимания подобных порядков, в основе которого лежат уже не мифологические начала.

То есть - наступает момент, когда мифология не может не отступить назад в ее власти над умами, что позволяет человеку овладение и первой своего рода «социальной теорией» - концепциями родства и специализации. Для нас важно, что такого рода идеи уже позволяют осознание такой специфики как горизонтальная дифференциация общества. Причем такому осознанию дано предполагать и такое развитие как задание квалификации такой горизонтальной стратификации теперь и посредством экономических характеристик. Наблюдая различие в экономическом положении отдельных семей, индивидуальные различия соплеменников в способности ведения активности, различные вызываемые всевозможными иными причинами виды состояний уровня жизни, человек закрепляет в своих представлениях такие результаты непроизвольно собранных наблюдений. Хотя, конечно же, пока не следует допускать наличия иной приписываемой примитивным сознанием подобному многообразию причинности помимо двух следующих вариантов истолкования, - с одной стороны, неких здравосмысленных оценок, с другой - неких фиктивных оснований. Содержательное наполнение такого рода «эскиза» картины мира - это понимание отражаемого им многообразия не только порождением индивидуальных качеств умения, но, здесь же, как привычно судит примитивное сознание, и порождением «доброй и злой воли«.

Миф, если отличающую его способность воссоздания картины действительности расценивать как объем опыта, накапливаемого тем или иным обществом, то в начальный период человеческой истории - он равно и средство концентрации интеллектуальных достижений, относящихся к любой сфере человеческой практики. Тем не менее, все же настигающая это всесилие мифа «сдача позиций» позволяет нам выделение и такого отдельного направления развития опыта ведения человеком его деятельности как сфера хозяйственной практики. Очевидное же следствие такой «революции» - становление нечто «концептуального начала» порядка усвоения экономической активностью ее собственного опыта. Нам в этом случае подобает позволить себе принятие допущения, что нарастание объема представлений того опыта, что сопровождает экономическую активность в палеоэкономике начинается с появления разумных способов распределения забот (проще говоря, с появления функции фиксации трудовой ориентации).

Распределение забот среди коллективов высокоразвитых животных - это новшество далеко не рожденное появлением социальной организации; стайная организация многих развитых животных явно подразумевает то или иное распределение обязанностей и ответственности. Но человек подобный опыт ни наследует ниоткуда из «животного прошлого», социальная организация осваивает его в силу своих собственных причин, что и подтверждает «мифологическая зависимость» такой формы опыта. Для человеческого понимания тот опыт, что выражает собой смысл распределения обязанностей, обращается основанием для переосмысления всех известных человеку элементов экономического поведения, и потому каждая принимаемая им оценка соотносится теперь с таким основанием, как рефлексивное по своей природе понимание людьми своих общих биологических и частных индивидуальных возможностей. Хотя здесь не исключено и становление понимания, рожденного наблюдением за животными и обуславливающее копирование их повадок, но и такое повторение, что важно, восходит к разумному способу выделения.

По сути, прогресс той осмысленности, что сопровождает деятельность ведения хозяйства и приводит к зарождению еще одного представления: работа спорится в умелых руках, развитию умения способствует концентрация на той или иной рабочей специальности. Данное интеллектуальное достижение, своего рода понимающее соотнесение опыта и «опытности» и обращается важнейшим началом, способствующим формированию специализации, конечно, не в сфере так называемой «древнейшей профессии», но, скорее, в исторически первой специальной сфере деятельности - занятии охотой, выделяющейся в сферу исключительно мужских обязанностей.

В пояснении к данной мысли мы позволим себе указать, что известные из работ Л. Мамфорда и К. Леви-Стросса антропологические данные в принципе указывают на преобладание в примитивных человеческих сообществах все же практики собирательства. Подобную практику слагали и такие элементы, как простейшие способы охоты - употребление всевозможных силков, ям-ловушек и т.п. И лишь следующий этап становления примитивного общества обогатил человека опытом обращения с индивидуальными инструментами активной охоты: стрелами, бумерангами, пращами, духовыми трубами. Мы позволим себе связать данные свидетельства с нашим представлением о том, что изначально охота представляла собой форму коллективных действий, и лишь впоследствии развилась в специфическую форму индивидуальной деятельности.

С такого рода древнейшим опытом развития индивидуальных способностей человека и подобает связывать широко распространенный в примитивном обществе обычай племенных инициаций мужчин, - ритуал, как бы поручающий тогда и «сверхъестественному началу» беречь живую нить промысловой традиции.

Выделение фигуры работника, выделение ситуаций его особого деятельностного поведения и обращается, как о том и подобает судить, формой примитивного осознания такого формата ведения деятельности как работа.

Следующий параграф: Обретение функцией «обратного» влияния формы фактора

 

«18+» © 2001-2025 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker