Предмет математического знания,
как его по-разному видят математики и философы

Шухов А.

Математика, если понимать ее как практику познания, то это практика познания, не знающая возможных пределов, а потому допускающая и поиск решения для, казалось бы, не имеющей решения задачи. Положим, в этом случае возможна постановка такого, вряд ли особо сложного вопроса - возможно ли деление единицы пополам? Ответ представителей математического знания, пусть и опирающийся на некие размышления, - данное деление явно возможно, если представлять результат не посредством натурального числа, но посредством рационального числа.

С другой стороны, принцип подобного рода конверсии, смена одного основания упорядочения на другое основание упорядочения, по сей день так и не предполагает теоретической или, лучше сказать, типологической обоснованности. Если это так, то в смысле философского понимания полезно определение и группы вопросов, связанных с практикой математического познания, а равно и с предметом основной типологической единицы данной практики познания - квалификации число (или - характеристика величины).

С философской точки зрения здесь разумна постановка трех следующих вопросов, затрагивающих проблематику статуса “характеристики величины”:

1. Правомерно ли признание общей “характеристики величины”, включающей в себя все известные математике форматы представления величины тогда и как нечто “единый предмет”?

2. Если характеристика величины все же далеко не единый предмет, то возможно ли ее понимание как типологической категории, охватывающей собой несколько отдельных предметов, где позиции таких “предметов” будут предполагать отождествление различным “форматам задания” величины - натуральное, рациональное, действительное число и т.п.?

3. Возможно, что форматы представления величин в математике - это и такая специфическая типология, что в принципе не знает никакой общности, откуда и такого рода квалификации - это лишь некие “вспомогательные маркеры”, появляющиеся по причине употребления универсального, но в содержательном отношении произвольного понятия “число”?

Поиск ответов на поставленные здесь вопросы все же надлежит начать с определения позиций, занимаемых в дискуссии с философией не только математикой, но и другими направлениями познания.

Дело в том, что условность такой сущности как “характеристика величины” (число), в отличие от предметов опыта, изучаемых другими видами знания, обеспечивает математикам, в случае дискуссии с философами, равно и одно очевидное преимущество. Источник этого преимущества - то качество характеристики величины, в силу которого, в отличие от множества иных предметов научного опыта, она лишена статуса, определяющего ее место внутри бытия.

Так, для обретения понимания такой особенности, очевидного “отсутствия” бытийного статуса числа равно возможен и анализ условного диалога философа и представителя любого другого вида познания, положим, науки “ботаника”. В частности, если философ предложит некий тезис, а оппонирующий представитель ботаники предъявит возражения, адресующиеся к отсутствию у философа глубокой осведомленности в предмете ботаники, незнания множества нюансов лиственных и хвойных, сложноцветных и крестоцветных, то здесь философу не составит труда подтвердить за собой возможность выражения им рациональной аргументации.

Философ в таком диалоге все же сможет опереться на факт, что наука “ботаника” апеллирует к предмету достаточно сложной систематики, однако любую описываемую ботаникой форму существования, благодаря наличию у нее статуса внутри бытия все же дано отличать и известной открытости для прямого философского исследования именно на уровне “достаточности” философского представления.

То есть ботаника все же знает такой очевидный предмет, что определяется как “растение” то не иначе как на положении материального тела, чью принципиальную специфику и составляет собой присущая ему форма динамической организации (то есть - состояние никогда не прерывающегося в растении процесса обмена веществ). Конечно, для философского понимания уже вполне достаточно наличия данной важнейшей посылки, а далее приложение такой рамки - это и начало осознания всей сложной конституции растения как предмета исследования науки “ботаника”. Философия и рассматривает здесь некую “позицию притяжения” научных интересов науки “ботаника” не более чем на уровне базисного констуитива, полагая предметом собственно ботаники тогда исследование конкретной систематики.

Однако такого рода “исходный пункт” или сложно или невозможно определить при организации дискуссии философа и представителя математического знания. Так очевидная особенность такой дискуссии - манера представителя математического знания в части заявления претензии, что, незнакомство с полным корпусом математического опыта, как можно понимать, не позволяет даже и думать о возможности философского рассмотрения какой-либо математической проблематики. Иными словами, с точки зрения всякого представителя математики то же самое отдельное знание любых, натуральных ли, рациональных ли или действительных чисел не позволяет нам обсуждать предмет математики с подобной частной стороны. Отсюда как таковой комплекс математических представлений и есть нечто комплекс представлений, что непременно отличает то качество “целостности”, что и требует его задания то непременно всецело и прямо исключает способ задания при посредстве того или иного фрагмента. В таком случае сама категоричность подхода представителя математического знания и обращается причиной постановки вопроса о справедливости подобного видения, и - равно и рассмотрения подозрений в том, а не заключает ли эта постановка вопроса и некоей парадоксальности?

В таком случае, что именно надлежит определить как прямую причину занятия математиками столь ультимативной позиции? Скорее всего, основной мотив избранного ими подхода - защита как такового метода построения форм и операторов математики то непременно посредством дедукции. Если в условиях следования подобному порядку некоторые математические представления вводятся фактически “без объяснения”, то в силу успешности самого метода математики это уже не принимается в расчет. В данном отношении направленность усилий математики и позволяет признание как определяемая следующим намерением - ни в коем случае не допустить вхождение характеристики величины в перечень элементов, соответствующих бытию в целом.

Собственно изоляция от всякой возможности философского “препарирования” главного предмета анализа математики - характеристики величины (числа) - и позволяет математике предпринимать попытки самостоятельного построения самоё себя. Мы же предпримем попытку предложения альтернативного варианта концепции предмета “характеристика величины”, исходя из гипотезы условной функциональной интеграции такой характеристики в как таковую действительность.

В таком случае первая существенная посылка, определяющая специфику условия величины (число) это, на наш взгляд, традиционная проблематика посылок, достаточных для конституирования ряда натуральных чисел. В подобном отношении полезно было бы обратить внимание на решение, исходящее из собственно математики, в частности, в том варианте, в котором его формулирует А. Кожушко:

[натуральный ряд представляет собой] результат поиска по таблице. … Слово “таблица” я использую как иллюстрацию. Операция (например, сложение) - это отношение между натуральными числами, которое каждой паре натуральных чисел m и n ставит в соответствие третье число m+n. Это отношение может быть определено двумя способами: (1) задан набор троек: (0,0,0), (0,1,1), (1,0,1),(0,2,2), (1,1,2), (2,0,2),(0,3,3), (1,2,3), (2,1,3), (3,0,3), и т.д. В каждой тройке первые два элемента - слагаемые, третий - сумма. И, чтобы найти сумму 4 и 5, например, надо найти тройку, в которой первые два элемента будут 4 и 5. Тогда третий элемент этой тройки - 9 - и будет искомой суммой. Это я и имею в виду, говоря о “таблице”.

Как таковую идею представленного здесь рассуждения и образует та мысль, что посредством построения неких комплексных выражений или “конструкций” математика и обращается к попытке определения величины не просто как определенности величины и неопределенности функции, но именно как единой определенности и величины и функции. Число (4) уже самим своим появлением подразумевает то, что ему соответствует т.н. “тройка” (2,2,4).

Однако философское осознание здесь все же видит и некую поспешность в построении схемы, позволяющей получение нечто не столь уж и простой характеристики. Если признавать правомерность принципа, на основе которого имеет место определение тех же комплексных чисел, то элементы числового ряда уже самим своим появлением будут позволять рассмотрение как открыто проявляющие функциональные свойства. Однако, все же куда более вероятно то допущение, что решения, позволяющие образование структур наподобие комплексных чисел в их настоящем статусе - это все же и некая неприемлемая модернизация. Если же не предполагать такого рода “модернизации”, то любое число и надлежит расценивать как прямого “предъявителя” присущих ему особенностей, хотя для человеческого сознания это, быть может, и “очевидно” в отношении чисел где-то до сотни, когда в отношении больших величин человек может определить свойства числа лишь посредством проведения расчетов.

Следование подобным посылкам - явное основание оценки, что натуральному ряду чисел дано предполагать и некое “первоначальное определение посредством приведения к элементам, заданным в виде функционально неразвитого простого условия, что лишь в некоторой перспективе способны порождать число. Само же получение такого решения возможно лишь при помощи одного доступного способа - метода простого перечисления.

Более того, такому “первичному определению” натурального ряда также надлежит удовлетворять и такому существенному требованию - представлять собой аксиому, а если и не аксиому, то принимать форму, не содержащую условий, возвращаемых из математического познания.

Другими словами, если при определении натурального ряда посредством задания некоторой аксиомы нам встретятся и некие затруднения, то это предполагает тогда и обращение к попытке его определения посредством аналогии или индукции или посредством иного способа заимствования элементов из некоей сферы, характерно внешней математическому формализму.

Тогда одним из вероятных кандидатов на статус “первичного определения” натурального ряда правомерно признание и такого утверждения:

Конституирование натурального состоятельно при наличии двух следующих необходимых здесь инструментов - идеи именующего различения указателей групп (характеристик величин), в начальном их состоянии бессмысленных (не связанных не с какими генерациями), и идеи принципа размера группы (суммы). Данные простые понятия, заимствованные из сферы регистрируемой чувственным опытом действительности, и служат в качестве оснований, конституирующих возможность математической комбинации.

В том числе, что важно, наиболее существенную специфику предложенного определения и образует то обстоятельство, что его “формула” никоим образом не ссылается ни на какие возможности рационализированной интерпретации.

Однако предмет математического знания вряд ли следует определять как ограниченный пределами проблематической области операций сложения и составления сумм и очередей, он также заключает собой и немалый комплекс иных операций над числами. Потому в отношении как таковой идеи “простого основания” принципа или формата величины правомерна и та оценка, как исходя из такого начального ограничения возможно и становление такой формы, что допускает в ее отношении и такую квалифицирующую характеристику как “расширенная математическая индукция”?

Однако прежде чем определиться в самой специфике становления представлений о величине, нам все же надлежит определиться и непосредственно в предмете “расширенной” математической индукции. На наш взгляд, в качестве субъектов или форм расширенной математической индукции правомерно признание всего того содержания корпуса математического знания, что исключает его отождествление как задаваемое первоначальными констуитивами натурального ряда чисел. То есть “расширенная” математическая индукция - это прямой источник всего того множества форм функциональности математики, которые невозможно расценивать как возводимые к комбинации сложения, а также всего выпадающего из подчинения условиям простого отношения “больше”, задаваемого натуральным рядом.

Предложенные здесь принципы - они же и наложение неких ограничений на математические формы и построения, откуда неизбежно предложение пояснения и в той части, как в этом случае дано будет выглядеть простой операции получения величины “1/2” из чисел “1” и “2”? Главной своего рода “философской поправке” математической интерпретации дано, на наш взгляд, означать следующее - возможности, полученные нами благодаря выделению натурального ряда чисел, не позволяют нам принять подобное решение. Но то, что мы можем здесь себе позволить - это совершение следующего шага, возможного лишь на основании принятия некоего допущения.

То есть - если признавать правомерность предположения, что натуральным числам не только дана просто возможность обозначения “количества экземпляров”, но им равно дана и возможность составления собой незавершенного действия деления, то их следующим функционалом и правомерно признание функции обозначения вида пропорции, что и обращается становлением новой формы численного выражения - дроби.

С другой стороны, данное допущение определяет и сам порядок “развития сложности” математической интерпретации - все формы чисел, формируемые посредством неких решений на базе натурального ряда, тогда образуются благодаря совершению одного из арифметических действий.

В таком случае возможно признание справедливости и нечто идеи конституирующей последовательности, фиксирующей развитие сложности, порождаемой расширением математической комбинаторики. Главное условие такого развития - задание принципа такого рода расширения, то есть расширения объема допущений, налагаемых на отличающий натуральный ряд первоначальный порядок отношений.

Натуральный ряд чисел, определяемый не более чем двумя сущностями, - именами чисел и всего лишь единственной манипуляцией “действие сложения” в конечно итоге допускает задание и других манипуляций, представляющих собой, в случае умножения - рационализацию самого сложения, в случае вычитания - операцию обратную сложению, и в случае деления - рационализацию вычитания.

На следующем этапе именно деление и позволяет то допущение, из которого и следует идея нецелых чисел или дробей.

Параллельно с подобным допущением на основе вычитания возможно и другое допущение, порождающее формат или модальность отрицательных чисел.

Более того, далее имеет место и обретение понимания, что если умножение допускает полное приведение к сложению, то деление надлежит определять как в известном отношении “самостоятельное” действие. Деление, в частности, в сравнении с вычитанием все же следует понимать действием “иного рода”, хотя в случае, когда делимое больше делителя, деление все же продолжает оставаться обращением вычитания.

Устанавливаемое же математикой различие между действительными и рациональными числами теперь уже в онтологическом смысле все же следует определять как условное, поскольку бесконечные периодические дроби, хотя такое их состояние и допускает признание только “модальным”, фактически ничем не отличаются от подлинно действительных чисел вроде корня из двух.

Комплексные же числа, как, в данном случае, определяет сама математика, это все же нечто большее, нежели просто “порядковая” форма. Здесь важно понимать, что, как и признает непосредственно математика, комплексные числа “не подчиняются отношению больше”, а потому они и есть наложение нечто внешнего упорядочения на некие порядки, собственно и располагающие к подобному наложению. Все это лишь указывает на то, что, на деле, по признанию собственно математики, комплексные числа явно не располагают никакой проекцией характеристик обозначаемой ими величины, консолидированной по основанию регуляризации.

В таком случае простое обобщение предложенных здесь оценок равно позволит и формулировку общей оценки, согласно которой содержательные проекции математических мер (указателей) на собственно реальность и надлежит расценивать как несущие на себе признаки только лишь двух форматов - определительного и мерительного указателей.

Характерная особенность определительного указателя - та отличающая его специфика, по условиям которой число действий лишено возможности выражения в виде нецелого значения, как, в частности, невозможно сделать семь с половиной шагов, но можно семь полных и один короткий. Подобное отличие, в частности, обнаруживает и глубокий смысл в программировании, где языки программирования категорически требуют указывать число последовательных операций программы (“шагов”) целыми числами.

Равно и рациональные числа, составляющие собой основную форму реализации мерительного указателя, включая в себя, конечно же, и целые числа на положении своего подмножества, также следует понимать как инструмент указания меры - отрезка, допускающего по отношению к “архитектуре” целого промежутка внепорядковый способ формирования при помощи мерной шкалы.

Подводя же итог этой основной части нашего анализа, мы предложим и наш ответ на вопрос, поставленный в начале настоящей работы. Как мы позволим себе оценить, для непосредственно бытия “полноценным представителем” математической комбинаторики в целом тогда и обращается некий идеальный составной объект – система натурального ряда чисел. То есть представительством в бытии характеристики величины следует видеть не представительство величины как представительство самоё себя, но репрезентацию величины как фрагмента или элемента сложного объекта “система чисел”.

Далее с целью пояснения предмета настоящего рассуждения нам надлежит привести здесь и фрагмент дискуссии о предмете онтологического значения математических форм, где роль нашего оппонента взял на себя А. Кожушко:

АК: Я ведь не зря ранее говорил о свойствах. “Множество” в математике определяется не на основании понятия “число”, а на основании понятия “свойство”, а именно: Пусть имеется некоторое (любое) свойство P.

Авт: Математика при этом не забывает, что свойство - это объект действительный именно в пределах случая, но не существования в целом, так?

АК: Назовем “классом” P множество всех объектов (реальных, идеальных - любых), обладающих свойством P.

АК: Для классов естественным образом определены операции объединения и пересечения: P U Q - объединение классов P и Q” - это совокупность всех объектов, обладающих или свойством P, или свойством Q (“или” - неисключающее); P ^ Q - “пересечение классов P и Q” - это совокупность всех объектов, обладающих как свойством P, так и свойством Q”.

Авт: Для философии это (одноуровневые) системы или иерархии, для которых можно наблюдать вхождения других систем или иерархий; проблема же их похожести (для математики - объединение) никак не отличается от анализа сходства предметов.

АК: Также (вот именно здесь делается некое философское допущение, с которым можно соглашаться, но можно и спорить) постулируется аксиома экстенсиональности - каждый класс полностью определяется своими элементами, то есть, если каждый объект, обладающий свойством P, обладает и свойством Q, и наоборот, то свойства P и Q - одно и то же свойство (соответственно, класс P = классу Q). Для избежания порочного круга, связанного с попытками обращения со свойствами как с идеальными объектами и вводится понятие “множество”.

Авт: Да, но тремя абзацами раньше класс же был уже определен именем “множество”; ну, может, это такая невинная погрешность, но посмотрим.

АК: “Множество” - это класс (свойство), с которым можно обращаться как с идеальным объектом. Иными словами, множества - это те совокупности объектов, которые можно рассматривать и как единое целое.

Авт: Итак, “множества” математического языка, для философского они же системы (иерархии), которые обладают способностью проявлять себя как неразделяемый предмет (подобно поезду и его вагонам); прекрасно.

АК: Отнюдь не все совокупности такие - например, свойство “быть множеством” определяет некий класс V - “универсальный класс”, но сам этот класс множеством не является. Подобные классы называются, в отличие от множеств, “собственными классами”.

Авт: Согласен - бусинки на бусах и в коробке.

АК: Любая фраза, в которой собственный класс используется в качестве объекта, объявляется в математике бессмысленной на уровне языка. В частности, нельзя сказать, что собственный класс имеет некоторое свойство P.

Авт: Да.

АК: Отметим, что всегда существует пустой класс - класс, описываемый внутренне противоречивым свойством.

Авт: То есть это свойство, я понял, не входящих в класс объектов, а класса в целом. Если это так, то это от любви математики вводить “0”.

В данном рассуждении все же можно отметить следующую мысль нашего оппонента - если утверждение в силу присущей ему противоречивости не в состоянии состояться, то оно все же находит себе определение именно как “несостоявшееся”.

Но мы все же позволим себе следовать далее.

АК: Естественно, такой класс не содержит ни одного элемента. Этот класс является множеством (“пустое множество”). Теперь двинемся в сторону чисел. Сначала определим понятие “равномощности” - “количественного равенства” - двух множеств. Если мы можем поставить в соответствие каждому элементу одного множества элемент другого множества, и такое соответствие будет взаимно-однозначным, то будем говорить, что эти множества равномощны. (Я не говорю “количества элементов в них равны” - понятие “количество” пока еще не определено).

Авт: И здесь теория на высоте положения.

АК: Теперь начинаем считать.

Авт: Уже?

АК: Для начала используем в качестве эталона количества пальцы - если стадо коров равномощно пальцам одной руки, то будем говорить, что в стаде - 5 коров. Если стадо коров равномощно множеству из большого и указательного пальцев левой руки, будем говорить, что в стаде - 2 коровы и т.д. Проблема лишь в том, что рано или поздно пальцев не хватит. Ну что ж - возьмем вместо пальцев палочки, веточки или еще какие-нибудь предметы. Увы! - и палочки закончились, а считать всё еще надо. Попробуем построить идеальные “счетные палочки”. Из чего их сделать? Да ведь у нас имеется идеальный объект: множества!

Авт: Математически может быть, это только словесное выражение, но как прекрасно - число, все-таки, это идеальный объект!

АК: Пустое множество, очевидно, будет соответствовать количеству 0.

Авт: Несостоявшееся “0” соответствует, да.

АК: Уже хорошо. Теперь построим одноэлементное множество (мы еще не знаем, что такое 1, мы это только сейчас определяем). В качестве 1 можно взять множество {0}. Теперь - множество 2 = {0,1}. Заметим, что, строя каждое новое число, мы пользуемся только уже построенными ранее числами. В общем виде, если число n уже построено, то число n' - “следующее за n” - мы строим как n U {n}.

Авт: Это доказательство признаю, много лучше палочек, но я не ошибался в своих двух условиях (которые здесь оказались не только двумя - их разбавили, на моем языке - свойство, система, объект, предмет и “обозначение неданности”), которые именно конституируют натуральный ряд.

АК: Теперь, построив числа, мы можем ввести понятие количества и сказать, что множество S имеет n элементов, если множество S равномощно множеству n.

Авт: Да.

АК: Построив натуральные числа, мы можем определять над ними арифметические операции - например, сложение, умножение. Базовая операция - “следующее” - для этих целей у нас уже есть. Обратите внимание также на то, что (1) такой способ определения чисел опирается лишь на понятия “объект” и “свойство”;

Авт: Да, система - определена как “набор”; идеи “наборов” или “групп”, по вашему - множеств - они просто “объектом” не порождаются, здесь я буду упираться. Группа - еще одна идея.

АК: (2) все прочие понятия строятся строго последовательно, и никаких замкнутых кругов не возникает.

Авт: Да.

АК: Есть один подвох во всей этой истории - понятие “бесконечности”, с чего и начался разговор. Дело в том, что это понятие не удается построить, исходя только из понятий “свойство” и “объект”. Разумеется, совокупность натуральных чисел - бесконечна, но это - “потенциальная бесконечность”. Мы строим натуральные числа - но не построили натурального ряда. Существование “актуальной бесконечности” в математике попросту постулируется: либо утверждение, что “совокупность всех натуральных чисел (“натуральный ряд”) является множеством” объявляется аксиомой, либо вводится “аксиома бесконечности”, и на основании её доказывается, что натуральный ряд - множество.

Авт: “Актуальная” бесконечность как некая аксиома, то есть, в моем понимании, метафора, что тоже самое - умозрительно заданное представление, все это правильно.

Авт: Превосходное изложение оснований математики, разрешите мне его где-нибудь использовать.

Авт: И как, такого средства интерпретации, которое объединяет все (или какую-либо важнейшую часть видов чисел) не существует?

АК: Существует. И даже несколько. И даже есть несколько подходов к такой классификации. Первый подход - “алгебраический”, классификация производится на основании операций, определенных на множестве интересующих нас объектов.

Авт: То есть на основании двух условий - возможности таких операций и возможности таких множеств (это по традиции - группа как сущность нами не понимается).

АК: Эти категории выделяются, например, исходя из того, какие операции над математическими объектами определены, и какими свойствами они обладают.

Авт: То есть операции производят внутри множеств некое вычленение.

АК: Например, есть “кольца” - когда на некотором множестве определены ассоциативные операции сложения (+) и умножения (*), причем сложение - коммутативно и обратимо, есть некий элемент 0 (не обязательно число, это он так просто называется), причем для любого элемента x+0=x,

Авт: Я понимаю, что подобные определения вводятся для обоснований неких сложных возможностей комбинации, а нет ли в этом поспешности определений?

АК: а умножение и сложение связаны друг с другом дистрибутивными

Авт: (по русски - распределительными, если где-либо читаете “интенциональный”, то знайте что это “намеренностный”)

АК: законами: x*(y+z)=x*y+x*z и (x+y)*z=x+z+y*z. В кольцах от умножения не требуют ни коммутативности, ни обратимости. Есть “поля” - это кольца, в которых не только сложение, но и умножение коммутативно и обратимо (разумеется, делить на 0 в полях все же нельзя).

Авт: Я вас понял, что таким образом делает математика - сразу торопится ввести определения, относящиеся к действиями с невычисленными значениями типа (x+y), а не следовало бы ввести следующий порядок определения - вначале мы определяем возможности комбинации по отношению явно известных значений, и только потом расширяем их в том отношении, как они могут быть использованы с невычисленными выражениями.

Авт: А возможности коммутативности и обратимости не вводим, а как-то связываем с возможностями вычитания и деления, которые, я так понимаю, их фактически и востребуют?

АК: Есть “группы” - определена только одна ассоциативная и обратимая операция. То есть мы имеем здесь натуральный ряд. Есть “полугруппы” - с одной ассоциативной (но не обязательно обратимой) операцией. Есть и более сложные категории. Беда лишь в том, что различные виды чисел относятся к разным классам.

Авт: Для философии эта попытка обойти категоризацию - она и выглядит странной (этим я не ставлю под сомнение ее прагматическую рациональность для математического анализа). Математика делает следующее - разрабатывает определения, действительные вопреки рамкам некоторой категориальной принадлежности определяемого, и с ее точки зрения подобное, видимо, правильно.

АК: Например, натуральные числа - это всего лишь полугруппа (как по сложению, так и по умножению), целые числа - коммутативное кольцо, рациональные и действительные числа - поля. А, наряду с рациональными числами, к полям относится и такая своеобразная (хотя и практически используемая) алгебраическая система Z_2: есть всего два элемента {0,1}, а правила сложения и умножения задаются так: 0+0=1+1=0, 0+1=1+0=1, 0*0=0*1=1*0=0, 1*1=1 (операцию сложения в такой системе иногда называют “исключающее или”, а операцию умножения - “и”). Сама по себе классификация очень четкая, последовательная и логичная. Просто понятие “число” вообще - отнюдь не последовательное и не логичное.

Авт: Социализм - понятие последовательное и логичное, но генеральная линия партии, по исключительно субъективным, виноват, основаниям, прямой никогда не была.

Авт: Я понимаю, что данной форме знания легче жить без категориального аппарата, не отличать явное представление значения от косвенного.

АК: Я имел в виду, что “в соответствии с существующим определением натурального ряда 0 является элементом натурального ряда, хотя возможны и иные определения, согласно которым 0 элементом натурального ряда не является; поэтому пока явно не будет указано, что натуральный ряд начинается с 1, я буду использовать существующее определение”. Однако счел слова “принято считать” вполне адекватной заменой этой длинной фразе.

Проблемы, рассматриваемые в данной дискуссии, послужили предметом обсуждения и на одном из заседаний “Общества философских исследований и разработок” (ОФИР), состоявшемся 27 мая 2003 г..

Результатом данного обсуждения явилось принятие следующего определения:

Основой для построения численного метода является редукция свойственного многообразия (свойственного потенциала) объектов. Тогда на базе элементов, полностью утративших свойственный потенциал, кроме единственного свойства - нетождественности, создаются группы, которые в отношении друг друга, если вторая группа создается путем добавления того же самого элемента к исходной группе, будут наделять себя свойствами предыдущий - следующий.

Именно выделение подобного ограниченного набора возможностей и позволяет синтез такой условности, как натуральное число и структурирование такой операции как действие сложения. Впрочем, с более основательным анализом подобного предмета можно познакомиться здесь.

05.2003 - 07.2024 г.

 

«18+» © 2001-2023 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker