раздел «Философия сознания»

Эссе раздела


Сознание в статусе «надформы» интеллекта


 

Достаточность функциональных проявлений сознания для его систематической реконструкции


 

Теория здравосмысленных решений


 

Онтологический статус психики и его оценка академической философией


 

Психика или сознание? Карта позиций по проблеме когнитивного процесса


 

Феноменология образа


 

Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции


 

Эмоции рационального происхождения


 

Ошибка истолкования философского материализма как источника механистической трактовки предмета «сознания»


 

Сознание


 

Тройная миссия сознания


 

Моделирование субъективной реальности


 

Единство «пространства понимания»


 

Понятие «мышление» в свете функциональной нагруженности


 

Чувство прекрасного


 

Эпический кретинизм


 

Навык прочтения - напрасный дар познания


 

Метапредставления у животных: мнение скептика


 

Материя и сознание


 

Первичность материи и вторичность сознания


 

Понятие «мышление» в свете
функциональной нагруженности

Шухов А.

Если нам доводится вводить новое понятие, то смыслу данного действия дано означать рационализацию способа использования структур интерпретации, когда взамен фразеологической структуры мы обретаем возможность использования компактной именной конструкции. С другой стороны, прямая причина введения нового понятия - потребность в задании простого маркера часто употребляемому и характерно различаемому содержанию. Иными словами, случаю введения нового понятия доводится предполагать никак не одну, но, как минимум, две причины - наличие характерно различаемого содержания и существенную частоту указаний на это содержание в ходе осуществления коммуникации. Напротив, если дано иметь четко различимому содержанию, - конечно, здесь речь не о тривиальном наименовании по образу присвоения имени географическим, астрономическим или биологическим объектам, - но ему дано знать лишь редкие случаи упоминания, то, напротив, здесь более удобно использование фразеологической, но не именной формы. Также если имеет место содержание, в отношении которого нам не дано располагать возможностью его четкого различения, то здесь использование отдельной именной формы не оправдано тем, что его отождествлению дано предполагать и указание неизбежных оговорок, отчего его удобнее обозначить посредством фразеологической формы. Но здесь нам доводится рассматривать практику назначения имен лишь под углом зрения той составляющей реальности понятия, что в понимании лингвистики носит имя «план содержания», когда помимо такой составляющей лингвистике дано выделять и иную присущую понятию специфику - фонетическую форму или «план выражения».

Реальности же стороны выражения словарного корпуса нередко дано вознаграждать нас и таким сюрпризом, как избыток возможных средств именования для одного множества форм обособленно определяемого содержания, и их прямой недостаток для другого такого же множества. Помимо того, не исключено наличие и такого рода замкнутых сред коммуникации, где каждая из них для обозначения значимого содержания предполагает избрание имени, используемого и в другой среде при обозначении значимого там иного содержания; такие среды коммуникации совершенно не следуют посылке принятия во внимание какой-либо возможности альтернативного употребления используемых ими имен. Далее - возможно допущение реальности и такой ситуации, когда содержание, ранее позволявшее осознание не только в качестве отдельного, но равно и целостного, в последующем претерпевает обращение и комбинацией ряда отдельных элементов, что и выпало на долю «атома» в физике, - что и обращается необходимостью уточнения как такового употребления исходного имени. Такого рода специфике дано отличать и употребительное в научной и философской лексике понятие «мышление», чье употребление под влиянием многообразных мотивов дано определять и нескольким характерно различным посылам, сказавшимся на становлении ряда различных «планов содержания» данного понятия.

Однако для нас здесь различного рода порядкам употребления понятия «мышления» дано представлять интерес не как семантической специфике, но как такого рода специфическому «освещению», что та или иная семантическая неопределенность отбрасывает в сторону предметного начала, или тому, в чем неопределенность во всего лишь употреблении имени непосредственно освещает и сам выражаемый предмет. Или - здесь мы намерены рассмотреть то любопытное положение, означающее реальность тех вероятных проекций, что исходят из влияния попыток построения обозначения на как таковой характер представлений о формах проявления психической активности, что с той или иной точки зрения позволяют признание «мышлением» или нечто как-то уподобляемым «мышлению».

Само же настоящее рассуждение нам подобает начать с представления примера, что мы склонны определять как очевидный случай проективного распространения, обращаемого на определенные формы психической активности неким же семантически наиболее простым истолкованием понятия «мышление». Нам довелось принять участие в дискуссии о предмете обозначаемой именем «мышления» формы психической активности с группой собеседников, определявших себя в качестве представителей направления познания наука «физиология». Данному обсуждению и довелось обнаружить любопытный факт, что ситуация списывания учащимся ответов на задачу из шпаргалки также в таком истолковании допускала отождествление в значении случая приведения в действие способности или функционала «мышления». Уточнение данной характеристики посредством вопроса о наличии функции мышления у страдающего психическим заболеванием тогда обращалось или же отрицанием наличия у него подобной способности, либо в принципе определялось как предполагающее вынесение за рамки предлагаемого истолкования. Отсюда если несколько утрировать то понимание, что отличало ту часть наших собеседников что понимали себя как «физиологи», то предмету «мышления» в разделяемой ими трактовке и было дано означать нечто возможность проявления любой формы психической активности, не несущей на себе признаков патологии.

В этом случае дабы обратиться к попытке проникновения в как таковую природу подобного рода истолкования некоей способности, что допускает отождествление под именем «мышления», мы позволим себе следующее рассуждение. Ради этого утрируем начальный пример и заменим школьника на страдающего умственной неполноценностью пациента, наблюдающего перемещения рыбок в аквариуме. Данный условный субъект нашего мысленного эксперимента наблюдает за перемещением рыбок по аквариуму, не выражая результаты наблюдений ни в вербальной, ни в какой-либо иной образной форме. Он лишь поддерживает свою психическую активность в таком состоянии концентрации либо мобилизации, что и создает для него возможность неотрывного следования взглядом за перемещениями рыбок. Если и не страдающий психическими заболеваниями другой условный субъект нашего мысленного эксперимента будет вести себя точно таким же образом, то в этой его деятельности он и не обнаружит каких-либо отличий от лица страдающего психическим заболеванием.

Настоящее наблюдение и позволяет нам попытку формулировки некоей абстракции. Здесь нам любым образом дано располагать возможностью построения картины некоей формы психической активности, явно предполагающей приведение в действие неких отдельных систем, принадлежащих общей системе высшей нервной деятельности, причем именно такой, что вознаграждает нас и способностью отличать нахождение психического аппарата в действии от пребывания в бездействии. Тогда уже как таковой подобного рода функционал или способность, в известном отношении функционал «первого порядка», условный «физиолог» и склонен расценивать как содержание либо условность, собственно и позволяющие отождествление посредством имени «мышление» (или специфически «физиологического» понятия «мышление»). Тогда если не ожидать каких-либо изъянов от предложенной нами оценки, то и как таковой подход науки «физиология» к предмету, допускающему обозначение понятием «мышление» следует понимать отстраненным от дополнения картины подобной формы психической активности то и приложением какого угодно критерия «результативности». Иными словами, имени «мышления» для физиологии и дано исполнять функцию понятия, нагруженного лишь исключительно функционалом различения двух следующих состояний - «активности» или «бездействия» - тех или иных механизмов системы высшей нервной деятельности. Хотя подобному различению не дано исключать и множественности толкований, поскольку здесь возможна и некая техническая специфика, в частности, отождествление посредством именем «мышление» того состояния, когда признак «активности» характеризует нахождение психики «на холостом ходу». Однако все же если пренебречь такого рода «техническими» привходящими, то имени «мышление» и дано допускать употребление как средству различения, с одной стороны, активности мозга или психики не знающей обременения какой-либо функциональной нагрузкой и, с другой, их пребывания в бездействии. В смысле же предлагаемой нами постановки вопроса, а именно, - приложения к оценке психической активности нечто характеристик результативности, обозначенный выше технический аспект не вносит чего-либо нового, поскольку условная наука «физиология» признает содержанием понятия «мышление» равно же представление о любой способности, загружающей психику некоей не определяемой с позиций результативности условно «полезной» работой. Тогда в отношении этого «физиологического» истолкования мы и позволим себе употребление метафоры, собственно показывающей, что условная «физиология» понимает мышление в известном отношении «горячей плазмой», для которой существенно исключительно же как таковое состояние «горячая». То есть - такому истолкованию прямо дано ограничиваться тем, что не обременять себя какими-либо отсылками к составляющей результативности мышления.

В таком случае нам в предпринимаемой нами попытке образования классификации различных вариантов содержательного начала понятия «мышление» и подобает определить это «физиологическое» понимание не иначе, как допускающим предельное упрощение того комплекса явлений, что, собственно, и подлежат отождествлению посредством имени «мышление». «Мышление» физиологии в этом случае позволяет признание той же просто фиксацией нахождения психического аппарата в состоянии загруженности определенной деятельностью вне указания обстоятельств, какая именно эффективность и значимость в действительности отличает данную деятельность. Иными словами, понятие «мышление» некоей защищаемой рядом наших оппонентов версии науки «физиология» и следует характеризовать как понятие, указывающее не более чем на наличие любой формы психической активности, квалифицируемой вне всякой связи со спецификой результативности данной формы активности. Другое дело, что ряду иных практик познания доводится вкладывать в понятие «мышление» то и характерно иное содержание. В этом случае нечто «характеристика индифферентности» некоего индикативного понятия к некоей специфике, допускающей проявление у подлежащего идентификации содержания, и позволит построение условной шкалы «видов содержания понятия мышления», где отметкой «нулевого репера» и дано предстать нечто признаку наличия то и собственно состояния такой «индифферентности». То есть в смысле возможности построения условной шкалы «содержания понятия мышления» трактовка подобного понятия условной «физиологией» и подразумевает ее отождествление не иначе, как на положении «наименее детализированной» характеристики, практически не связанной с каким бы то ни было функциональным обременением. Нам же в этом случае и подобает представить теперь равно же и ряд иных вариантов содержательного наполнения понятия «мышление», тогда уже явно не индифферентных к условию его результативности.

Однако в этом случае следовало бы прервать ход нашего рассуждения тем напоминанием, что, на наш взгляд, вполне достаточное определение «мышления» в формате явно «не индифферентном» к условию проявляемой им результативности уже насчитывает достаточно длительное время его существования. В этом случае прямо правомерно указание на ту предложенную Ф.Ч. Бартлеттом квалификацию, определяющую в качестве «мышления» функциональную способность «заполнения пропуска», в оригинале - «filling gap», откуда и характеризующую мышление одновременно и универсальной и эластичной по ряду характеристик психической манипуляцией, направленной на связывание или заполнение исключений в предоставляемых сознанию свидетельствах. Из данной характеристики и дано следовать тому толкованию мышления, чему дано предполагать построение картины нечто характерной, хотя и неопределенно широкой результативности, где психике уже до совершения мышления дано располагать не стимулами, но данными (также и стимулами, но «играющими роль данных»), обеспечивая посредством обработки данных образование новых данных, результирующих исходные данные. Данную характеристику мышления и подобает расценивать как нечто принципиальный подход, непременно же исходящий из понимания мышления источником определенного эффекта, то есть понимания мышления не активностью вообще, но особой функцией, «завязанной» либо замкнутой на достижение эффекта. С позиции же данных подобный принцип допускает приложение к любому случаю востребования содержательно специфических сведений, не вторгаясь в предопределяемый им порядок совершения мышления, - этой схеме лишь дано выделить условия, необходимые для совершения мышления, как физиологического, так и когнитивного толка, не иначе, как определенным образом соотносимые с собственно ситуативными условиями мышления. Однако чем же именно реальности подобного определения дано дополнить определяемую нами постановку задачи, и, к тому же, если признавать предложенную Ф.Ч. Бартлеттом характеристику мышления как явно достаточную, то какую специфику и следует определять в качестве возможного дополнения такого рода вполне состоятельной модели?

В этом случае и возможно предложение формулировки фактически той же концепции, что определяет и Ф.Ч. Бартлетт, но, в ее развитие, равно позволяющей включение в нее и представлений о тех видах психической активности, что, хотя и предполагают обработку поступающей информации, но, по мысли Бартлетта, не допускают признания в качестве «мышления». То есть - мы целиком разделяем принципы предлагаемого Ф.Ч. Бартлеттом подхода, но, в его развитие, предлагаем соизмерить мышление и с рядом возможных форм психической активности, равно вовлеченных в обработку стимуляции или спекулятивных данных, но не обладающих той спецификой, что в случае приложения требований данного подхода уже не расценивается как «мышление». Тогда нам и подобает признать правомерность тогда уже нечто более изощренного истолкования, из которого дано следовать характерно большему разнообразию комбинаций данных, достаточных для инициации психических актов, где наряду с обязательными для реализации мышления «пропусками» дано иметь место и иным комбинациям исходных данных. То есть - нам дано исходить из того, что помимо тех специфических структур данных, что подлежат обработке мышлением, возможны и иные структуры еще не претерпевших упорядочения данных, подвергаемые обработке не посредством процедур, тождественных Бартлеттовскому «мышлению», но подвергаемых обработке при помощи неких иных форм активности психики. Или - тогда правомерно и то уточнение принципа, предложенного Ф.Ч. Бартлеттом, что и предполагает разотождествление формы представления данных, обозначенной им как «пропуски» с иными формами представления данных, обрабатываемых при помощи тех форм психической активности, что с такой точки зрения не подлежат отождествлению как принадлежащие типу «мышление».

Как представляется, теперь нам довелось преодолеть все ожидавшиеся препятствия, что и позволяет прямой переход к непосредственно анализу предмета «мышления», предполагающему рассмотрение обозначающих «мышление» понятий на условиях «исследования вероятных проекций, что исходят из влияния попыток построения обозначения на как таковой характер представлений о формах проявления психической активности». Или - задуманному нами исследованию дано предполагать исполнение посредством построения «более широкой» классификации ряда актов или событий в сфере психической активности, образуемой исходя из учета тех порождаемых ими результатов, что до обращения к выделению подобной специфики в силу грубости подхода не исключали понимания в значении «мышления». Иными словами, хотя мы намерены прояснить, что не каждый случай обозначения психической активности понятием «мышление» допускает признание случаем корректного приложения данного имени, но мы вне нашей оценки корректности словоупотребления рассмотрим здесь и предмет некоего, пусть и неверного отождествления «мышлению» некоей психической активности, изменив такую квалификацию на характеристику «близкое» мышлению. Как таковую же специфику такого рода «грубости» отождествления мы определим как различным образом связанную с присущим подобному видению представлением о существе эффекта, собственно и создаваемого проявлением такой формы психической активности.

Тем не менее, здесь равно не избежать представления и следующей существенной оговорки - поскольку мы склонны определять как приемлемое лишь материалистическое видение действительного мира, то отсюда наше понимание действительности психических актов явно невозможно вне обращения к как таковой специфике эволюционного происхождения психики. В этом случае, если функционалу психической активности и дано предполагать отождествление как продукту биологической эволюции, то он определенно исключает и иную форму организации помимо сочетания различных по времени эволюционного становления особенностей устройства нейрофизиологического комплекса. Сами собой не только лишь нервные клетки, но и нервные волокна известны еще у червей, некая последующая стадия приносит с собой образование нервных узлов, а где-то несколько важных стадий позже при появлении позвоночных дано формироваться и головному мозгу. Также хотя наиболее развитой нейрофизиологической структуре, коре головного мозга дано появиться еще до эволюционной стадии появления млекопитающих, но и наибольший уровень развития ей дано достичь именно у данного отряда живых существ, а еще большую степень совершенства обрести и непосредственно у человека. То есть из этого и дано следовать, что как таковой сложности нейрофизиологических функций также дано предполагать и ее эволюционную корреляцию - некоторым из них дано допускать отождествление как более древним, когда каким-либо иным - то зародившимся и на более поздней стадии эволюции. В человеческой психике наряду с более важными для нее эволюционно более поздними функциями нервной системы представлены и эволюционно более древние функции - фактически, в известном смысле, психику и дано отличать возможности выбора - какого именно рода реакцию ей подобает проявить («запустить») и в случае поступления некоей формы внешней стимуляции. В таком случае нам подобает дополнить наш комплекс посылок тогда уже и таким допущением: непременную специфику психики дано составить арсеналу форм психической реакции или психической активности, чьи особенности реализации отражают характерную датировку этапа их эволюционного формирования.

Однако помимо только что определенной посылки нам равно подобает указать и такое ограничивающее нас обстоятельство. Дело в том, что условно оппонирующему нам «физиологу» дано нащупать такого рода любопытный выход из положения, в которое его дано поставить изложенному выше примеру с рассматриванием аквариума. Ему тогда и доводится высказать утверждение, что под «мышлением» он понимает никак не любую форму психической активности, но лишь форму психической деятельности, находящую выражение лишь непременно в вербальном синтезе или вербальной комбинаторике. То есть такой условный «физиолог» и дополняет предложенное им определение мышления включением в него положения, признающего «мышлением» употребление или оперирование лишь непременно же вербально реализуемыми структурами интерпретации. Таким образом, придание любого рода данным вербальной формы и допускает обращение в возможность отождествления в значении «мышления» любого рода актов обработки неких вербально обустроенных данных. Однако, как доводится определять такого рода специфику Ф.Ч. Бартлетту, мышление не тождественно возможности вербальной репрезентации представлений; мышлению равно дано предполагать оперирование и некими лишенными вербальной природы образами, сохраняя при этом все ту же «специфику мышления». Подобный подход Бартлетт прямо и формулирует в описании поставленных им психологических экспериментов, где ради устранения влияния вербальной составляющей испытуемым специально предлагались тесты на построение алгоритма упорядочения образных рядов. Аналогичному выводу равно дано следовать и из анализа реализованной в современных смартфонах игры «мозаика» (впрочем, существовавшей задолго до расцвета эры смартфонов), чья задача - сборка целостного образа из элементов, не располагающих никакой вербально выраженной спецификой. Настоящий представленный здесь комплекс аргументов и подобает признать достаточным основанием для прямого пренебрежения аргументом «физиолога», непременно налагающим условие вербального наполнения на любую претендующую на статус «мышления» форму психической активности.

Тогда наш анализ и подобает начать с указания ряда положений, существенных для его проведения. Так, его существенную посылку и дано составить нечто определению общего характера тех обретающих имя «мышления» форм психической активности, что, однако, не позволяют признания в значении в подлинном смысле «мышления». Такого рода события - это те или иные психические акты либо «прямого сквозного» или - «прямого несквозного» синтеза интерпретации, иначе - акты восприятия, непременно совершаемые в порядке прямой последовательности, но не обязательно в порядке сквозной прямой последовательности. При этом такого рода акты дано отличать и той существенной специфике, что в смысле возможности совершения непременно важно, дабы они, от получения стимула до выделения маркера, и протекали бы без перерыва или ответвления в сторону для исполнения тех или иных вспомогательных актов. Приложению такого рода условия и дано обусловить возможность задания комплекса критериев, позволяющих отделение форм психической активности уровня «мышления» от тех иного рода форм, что прямо исключают помещение на позицию столь «высокого» уровня.

Если это так, то такого рода психические акты, предполагающие их совершение в обозначенной здесь «непрерывной последовательности», и не признаваемые нами в качестве мышления, и следует определить как представляющие собой те разновидности психических актов, что не содержат своего рода «промежуточной» или представляющей собой «ответвление» стадии постановки задачи. Как таковому настоящему истолкованию и дано обусловить равно же и возможность отделения ситуаций тривиальной, никоим образом не мыслительной интерпретации от, напротив, психических актов, означающих совершение «мышления». Тогда простое следование предложенной здесь трактовке и позволит указание следующей пары возможностей -

1. Если психическому акту не дано включать в себя стадию постановки задачи, то его подобает понимать как нечто комбинирующий автоматизм синтеза интерпретации (и, соответственно, все психические акты более простого плана - равно же некими «автоматизмами»). Таковы психические акты, имеющие место в том же процессе поиска грибов или при осознании мысли собеседника посредством подстановки знаков препинания; по существу, это акты в смысле механизма воспроизведения тождественны действию алгоритма селекции.

2. Если психическому акту дано предполагать выделение стадии постановки задачи, например, выбора правильного перевода иностранного слова из нескольких предлагаемых словарем значений, где обязательна стадия принятия решения о как таковом назначении критерия выбора, что прямо соответствует постановки задачи, то такой психический акт представляет собой мышление. Если, напротив, иностранное слово допускает однозначный перевод, то такой перевод слова равно подобает расценивать как «автоматизм».

В таком случае пришла пора напоминания и о склонности наших оппонентов, рекомендовавшихся как «физиологи» понимать под «мышлением» любой психический акт, вне зависимости от сложности, даже предельно примитивный, - например, процесс автоматической обработки фактически воспринимаемого на фоновом уровне стимула «наличие лужи», предопределяющего, но прямо не инициирующего поведенческое проявление «шаг в сторону». Подобное толкование и есть не иначе, как отождествление под именем «мышления» той полностью произвольной психической активности, лишь бы подобная форма активности и предполагала бы обработку перцептивных или рефлексивных стимулов, вне зависимости от уровня сложности такого процесса или процедуры. Другое дело, что подобное истолкование подобает расценивать как нечто сугубо «физиологическое» понимание, прибегающее к употреблению того же самого имени «мышление», что допускает использование и на условиях признаваемой и нами категорифицирующей интерпретации. Однако как именно в приемлемом нам освещении дано именовать эту возможность, если вместо предлагаемого Ф.Ч. Бартлеттом четкого критерия возникает необходимость в обретении представления о вовлечении неких форм психической активности в совершение поступка?

Допустим, что с позиций категорифицирующего подхода наличию чего-либо аналогичного «мышлению» дано допускать констатацию лишь в условиях возможности выделения такой картины психического события, когда нет речи о предмете просто реакции на прямо воспринимаемые стимулы, но непременно же имеет место ситуация обработки в ходе совершения психического акта нечто расширенно воспринимаемых стимулов. Таково, например, осмысление образов находящихся в лесу похожих на грибы предметов в части определения «гриб это или нет?» То есть в категорифицирующем смысле такие процедуры подобны «мышлению», но они определенно недостаточны для отождествления как «мышления» тогда уже в изощренном истолковании. Подобные процедуры тогда и подобает расценивать как некие действия контрольной верификации, но предпринимаемые не относительно единственного признака, что происходит в случае обнаружения лужи, но относительно комплекса признаков, что по их «технологии» и реализованы посредством применения простых алгоритмов селекции. Однако здесь, как мы позволим себе определить, тогда уже в плане профанирующего употребления понятия «мышление» и открывается возможность своего рода «расширенного» использования «категории ‘мышление’ такой, какой она и удовлетворяет некоторому упрощению».

Одновременно подобному упрощающему употреблению понятия «мышление» также дано способствовать прояснению, что с позиций строгой категорификации его употреблению дано расцениваться как вполне уместному лишь в случае отсутствия у сознания готового перечня идентифицирующих признаков, когда еще отсутствует возможность «отождествления предмета приложением к нему коллекции признаков подобного рода предмета». Во всяком случае, «мышление» и подобает характеризовать не иначе, как функцию «отождествления признаков с точки зрения необходимости добавления» ряда обязательных признаков в коллекцию признаков, служащую прямой идентификации этого предмета. Когда же, подобно происходящему в случае сбора грибов, такой перечень давно уже затвержен, то дано иметь место не мышлению, но нечто близко напоминающему мышление и позволяющему для ситуации не вполне адекватной интерпретации замещение «мышления» картиной приведения в действие некоей иной специфической функции.

Настоящую аргументацию мы и позволим себе положить в основание нашего видения предмета или специфики тех психических актов, что в категорифицирующем смысле «не достигают уровня сложности», характерной для уровня психической активности, определяемой нами как «мышление». Подобного рода актами и правомерно признание упоминавшихся выше актов акты «прямой сквозной» или «прямой несквозной» интерпретации. Если все это так, то такого рода актам интерпретации дано предполагать и некое следующее распределение -

- «обход лужи» - это форма «прямой сквозной» интерпретации;
- «распознание гриба» - форма «прямой несквозной» интерпретации.

Или, другими словами, как таковое выделение специфики функциональной нагруженности понятия «мышления» и позволяет нам определение тех трех уровней его использования, где имени «мышление» и доводится исполнять функцию лишь собирательного, но никоим образом не точного понятия. В таком расширенном употреблении понятию «мышление» и дано предполагать использование для обозначения:

а. просто функции отслеживания стимула,
б. функции распознания стимула на условиях прямой сквозной интерпретации,
в. функции распознания стимула на условиях прямой несквозной интерпретации.

То есть, по сути, не иначе, как возрастанию функциональной нагруженности понятия мышления в части обозначения им не просто нечто «акта интерпретации», но равно же и некоего комплекса психических актов и дано указывать на как таковое наличие мышления, то есть - на форму психической активности, составляющей собой «4-й уровень» представленной здесь последовательности. Психическому процессу, единственно и достаточному для признания «мышлением» и дано иметь место лишь в ситуации определения сознающим относительно интересующего предмета отсутствия в отношении такого предмета готовой комбинации признаков, позволяющих распространение на него прямой или непрямой интерпретации - а именно, коллекции образов или ассоциаций. Или, иначе, мышлению и дано иметь место лишь в ситуации нами же и совершаемой констатации незнания нами некоторых образных маркеров, собственно и раскрывающих перед нашим сознанием виды тех же луж, грибов, шатающихся пьяных, лукавых коммерсантов и т.п.

Из некоторых очевидных моментов настоящего анализа также дано исходить и тому допущению, что, вероятнее всего, способности мышления также дано допускать проявление и у наиболее развитых животных. Мышление - это способность, недвусмысленно характерная некоторым хищным млекопитающим и приматам; однако по своему функционалу это в известном отношении мышление «прямого опыта» или «непосредственного эксперимента». Животному доводится совершать действие мышления не иначе, как в обстоятельствах, когда оно вынуждено прибегать к выполнению произвольной последовательности тестов, чтобы в отношении некоего предмета способствовать себе и в попытке понимания «что это». Таковы характерные действия той же собаки, переворачивающей предметы лапкой с целью осмотра или обнюхивания - или ее попытки игрового предугадывания реакции другой собаки, положим, состоящие в совершении обманных движений и т.п. Поведению такого животного явно дано обнаружить и то владеющее им состояние неуверенности в своей способности идентификации некоего предмета, что оно пытается преодолеть равно же и посредством своего рода «опытного» извлечения некоторых признаков подобного предмета.

На этой «оптимистической ноте» мы и позволим себе завершение предпринятого здесь анализа, но, под занавес, обратившись к попытке осознания, что именно удалось понять посредством образования представления о содержательном наполнении и понятия «мышление», и - тех понятий, что описывают формы не более чем неких более примитивных аналогов такого достаточно сложного психического функционала. Скорее всего, наиболее значимый результат предпринятого нами анализа - нечто идея «принципа поиска», - принципа, определяющего, что поисковому исследованию непременно дано предполагать и его предварение тогда и нечто стадией определения потенциальной сложности искомой характеристики. Прежде чем обратиться к исследовательскому поиску чего-либо, потенциально позволяющему отождествление в значении «способности к чему-либо», в частности, - и признания психической активности «способностью мышления», необходимо определение, какого уровня сложности структуры или функции будут позволять признание в качестве коррелирующих с такого рода способностью. Отсюда и нечто требованию соответствия контрольному «критерию сложности» дано указывать в отношении такого искомого то и на нечто присущую ему функциональную нагруженность.

10.2014 - 02.2022 г.

Литература

1. Бартлетт, Ф.Ч., «Мышление: экспериментальный и социальный анализ», 1958
2. Шухов, А., «‘Формула познания’ Вернера Гейзенберга», 2014
3. Шухов, А., "Сущность информации", 2005

 

«18+» © 2001-2025 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker