Эпистемологические конструктивы меры времени

Шухов А.

Мы уже некоторым образом касались проблемы эпистемологических реализаций представлений о времени, теперь стоит обсудить данную проблему подробнее. Итак, наша практика не обходится без того, чтобы не прибегать к употреблению метода, что позволял бы назвать его структурированием настоящего, подобно данному в утверждении «я нахожусь в отпуске». Первый ли это день отпускного периода, или последний - все равно характеристикой данного промежутка становится специфика некоторого настоящего - « период отпуска».

В подобном смысле и характеристики «прошлое» и «будущее» будут представлять собой такие же сроки настоящего, отнесенные на ушедшее или ожидаемое время. Прошлое и будущее наших представлений - это те же самые отрезки, как предыдущая и следующая поездки на дачу.

Потому «настоящее», отрезок времени в состоянии условно неизменного продолжения, нужно считать базовым конструктивом эпистемологического представления времени. Отсюда и производные нормы настоящее и будущее оказываются бессмысленными с точки зрения онтологии, которой интересна во времени, пожалуй, только динамика внешне накладываемых на время условий, – например, деления на периоды «спокойного» или «бурного» его течения.

Тесно же связанной с возможностью субъективного проявления эпистемологии действительно интересны некие специфические временные проекции – время, устраненное тем, что оно отнесено к пройденному и тревожащее потому, что оно понято как ожидаемое. В самом деле, способна ли подобная специфика как-то отражаться на не имеющем ни начала, ни конца абсолютном времени? Пока мы вынуждены пользоваться пониманием абсолютного времени в формате неотменяемой конструкции незавершенности, условия «прошлое» и «будущее» будут присутствовать в нашем представлении только через посредство устанавливающего сопоставляющую позицию (=познанию) отношения - эпистемологию.

Эпистемология позволяет нам обладать упрощенным рассуждением о событиях нашего существования: «я еду на поезде», - в которые мы и вкладываем свои волюнтаристские определения настоящего. Пока я не сойду с поезда, я буду пребывать в условности такого настоящего.

10.2003 - 10.2010 г.

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru