Психика или сознание?
Карта позиций по проблеме когнитивного процесса
Шухов А.
Представленная здесь "карта позиций" явилась результатом дискуссии между выразителями двух подходов к познанию когнитивного процесса - сторонником трансцендентального философского понимания и сторонником конкретнонаучного психолого-физиологического понимания. Карта не отвечает на вопрос "кто прав", но отвечает на вопрос какие именно средства конкурирующие подходы используют для решения одних и тех же проблем. Ценность "карты" - иллюстративность в смысле проблематического моделирования различных условий когнитивного процесса. В дискуссии участвовал со стороны психологизма А. Шухов, со стороны трансцендентального идеализма - С. Рычик.
 
- Психологист -
- любые ментальные продукты порождены
нейрофизиологической активностью;
- Трансценденталист -
- рассуждения о понимании проблемы, в частности, формы и содержания, не должны ссылаться на аспект нейрофизиологической активности.
- Психологист -
- на примерах овладения оператором познания новыми данными познания мы можем наблюдать процесс развития средств аппарата нейрофизиологической активности;
- Трансценденталист -
- "трансцендентно наблюдая что-то невозможно отказаться от трансцендентности".
- Психологист -
- составление спекулятивных понятий и нейрофизиологическая активность - одна и та же вещь;
- Трансценденталист -
- нельзя путать составление спекулятивных понятий и нейрофизиологическую активность.
- Психологист -
- мышление раскрывается как нейрофизиологическая активность;
- Трансценденталист -
- нейрофизиологическую активность следует понимать как сущность, посредством которой сторонний наблюдатель представляет деятельность мышления.
- Психологист -
- постстимульные паттерны могут быть составными;
- Трансценденталист -
- существует некоторая сущность когнитивного процесса "представление", для которой составная структура исключается.
- Психологист -
- для психологии категорического разделения "сенсорный паттерн" - "мыслительный продукт" не существует, мышление и восприятие вмешиваются друг в друга;
- Трансценденталист -
- имеет место категорически четкая последовательность представление - понятие, как результат восприятия и рассудочной деятельности.
- Психологист -
- активность рецепторов познаваема в рамках "синтетической модели", когда появляется возможность сравнивать удержанные в памяти рецпторные отклики, относящиеся к разным обстоятельствам стимуляции;
- Трансценденталист -
- активность рецепторов - познаваема, поскольку "рецептор" - наблюдаемый объект, являющийся "вещью-в-нас".
- Психологист -
- "ролевая модель", когда человек только использует сенсорные способности и психику, закрыта для познания;
- Трансценденталист -
- активность рецепторов - сторонне познаваема, поскольку "рецептор" - наблюдаемый объект, являющийся "вещью-в-нас".
- Психологист -
- восприятие есть только материальный процесс трансформации в рецепторных схемах, нейрофизиологической коммуникации и памяти ("память" здесь - это механизмы удержания данных в целом);
- Трансценденталист -
- восприятие есть активность, принимающая вид "реального идеального процесса", то есть такого, который "может быть представлен в виде явления", восприятие - идеальный аспект субъекта.
- Психологист -
- когнитивный процесс, в устоявшемся в психологии понимании, это процедура сложной объединенной интерактивной и вызванной извне комбинации;
- Трансценденталист -
- когнитивный процесс - это процесс познания субъектом бытия посредством представлений. Как и любая вещь он существует и как "вещь-в-себе" и как "вещь-в-нас". Последнее и есть представление.
- Психологист -
- стимульные отклики - это определенные физически реальные изменения в рецепторных схемах, нейрофизиологической коммуникации и памяти;
- Трансценденталист -
- стимульные отклики это еще один экземпляр типа, который называется "представление".
- Психологист -
- когнитивный процесс имеет сложную структуру (делится на части);
- Трансценденталист -
- описание когнитивного процесса как "представления" исчерпывает все стороны его познания, но не все стороны его бытия. Описание когнитивного процесса исчерпывает только воспринимаемые стороны познания. Наличие и состав невоспринимаемых - недоступны, именно вследствии невоспринимаемости.
- Психологист -
- факт успешности построенного на восприятии поведения следует наделять статусом "расширения" восприятия;
- Трансценденталист -
- факт успешности построенного на восприятии поведения следует наделять статусом "повышения доверия" к восприятию; шире восприятие от этого не становится.
- Психологист -
- изоляция "вещи-в-себе" от наших возможностей познания условие довольно относительное. "Вещь-в-себе" и наша способность познания принадлежат одному и тому же миру.
- Трансценденталист -
- согласен с этим тезисом.
- Психологист -
- вещь представлена в мире всевозможными присущими ей представительствами, способностями отражать направленную на нее активность (свет, например), или, не неся существенных потерь, распространяя во внешний мир свои эмиссии (запах, например);
- Трансценденталист -
- любое представительство вещи относится только к вещи-в-нас. Сами, например, пахучие вещества, являющиеся источником запаха относятся только к вещи-в-нас.
- Психологист -
- "Открываясь миру, вещь потенциально открывает возможность воздействия на нее";
- Трансценденталист -
- согласен.
- Психологист -
- "вещь-в-себе" и "вещь-в-нас" обладают возможностью "сближения";
- Трансценденталист -
- "вещь-в-себе" и "вещь-в-нас" - абсолютно разные вещи. "Вещь-в-нас" - это отображение "вещи-в-себе" для субъекта. Можно сказать, что "Вещь-в-нас" - это результат взаимодействия "вещи-в-себе" с субъектом, принадлежащий субъекту.
- Психологист -
- гениальность может быть познана, ключом ее познания является, например, психологический анализ мнемонической памяти, раскрывающий, например, "гениальные способности" удивительной памяти или быстрого счета;
- Трансценденталист -
- данную проблему следует характеризовать как "частную проблему".
- Психологист -
- развитие мозга представляет собой неотъемлемую часть развития разума;
- Трансценденталист -
- физиологическое развитие - это отображение развития субъекта, в частности - его разума.
- Психологист -
- существует только развитие организма, в том числе, обученности, а не "развитие субъекта";
- Трансценденталист -
- существует "развитие субъекта". Природа развития субъекта - это представление об изменении субъекта с течением времени.
- Психологист -
- все процессы, которые мы видим как процессы психической активности, физиологические;
- Трансценденталист -
- все процессы, которые мы видим как процессы познавательной активности, НЕ физиологические, а только представляются нам как таковые.
- Психологист -
- понятия должны сводиться к некоторой физиологически реализованной способности, "красный" должен пониматься как определенная трудность для активности восприятия;
- Трансценденталист -
- понятия не сводятся к физиологически реализованной способности, а имеют другую природу.
- Психологист -
- "темнота" есть отсутствие световой стимуляции зрительной системы живого существа;
- Трансценденталист -
- "темнота" есть "отсутствие света", позиция психологии - описывает "представление восприятия темноты".
- Психологист -
- характер способа хранения информации мозгом (процедурная и дискретная память, например) важен для анализа характера психической активности;
- Трансценденталист -
- характер способа хранения мозгом информации никак не раскрывает нам важнейший в психической активности предмет "представлений".
- Психологист -
- изучение когнитивного процесса нуждается в использовании терминологии предметных наук - физиологии и психологии;
- Трансценденталист -
- существующих понятий философии достаточно для анализа сознательной деятельности.
- Психологист -
- психическая активность оперирует отдельными синтезированными паттернами, построенными из присущего мозгу знания и стимульных откликов;
- Трансценденталист -
- объекты становятся "материальными" когда воспринимаются.
- Психологист -
- то, что обыденный язык называет "чувства" (цвета, тона, запаха) есть специфическая форма раздражения мозговых тканей;
- Трансценденталист -
- существуют идеальные сущности "чувственные ощущения". То, что обыденный язык называет "чувства" (цвета, тона, запаха) есть абстрактные понятия.
- Психологист -
- трансцендентальный идеализм не имеет позиции в вопросе о познаваемости когнитивной активности;
- Трансценденталист -
- когнитивная активность доступна двояко. Во-первых, как активность субъекта, в этом случае она познается с точки зрения философии, а во-вторых, как активность
объекта, в этом случае она познается физиологией.
- Психологист -
- брачная игра животных представляет собой самую примитивную форму разумного поведения, это наиболее простой способ интерактивных действий;
- Трансценденталист -
- коррекция поведения исходя из реакций партнера в игре еще недостаточное проявление, на основании которого можно было бы говорить о разумности, человек - единственное
известное разумное животное.
- Психологист -
- "игры" тех животных, у которых нет интерактивности (пчелы) - не свидетельство о существовании разума;
- Трансценденталист -
- определенная механистичность свойственна и "играм" более развитых животных, и это действительно не свидетельство о существовании разума, что опровергает определение разума психологиста
- Психологист -
- существует имитационный и прямой виды поведения;
- Трансценденталист -
- такое деление вполне допустимо.
- Психологист -
- биологические организмы можно рассматривать как "машины", системы, преобразующие без ущерба для себя внешнюю активность в инерционность собственных "циклов";
- Трансценденталист -
- данное определение "машины" недостаточно чтобы использовать ее в анализе биологических систем, оно вообще ни для чего недостаточно.
- Психологист -
- кратковременная память есть память;
- Трансценденталист -
- "я не признаю за память то, что держит информацию только во время воздействия".
- Психологист -
- в мозгу помещаются "отклики на стимулы";
- Трансценденталист -
- согласен
- Психологист -
- данному трансцендентальным идеализмом определению сущности "представление" не хватает картины связей понятия "представление" с тем, что несет представление и с тем, каков механим вызова представления;
- Трансценденталист -
- такое определение было в моих ответах.
Связи:
представление ОСНОВАНО НА бытии
представление СУЩЕСТВУЕТ В сознании
представление ФОРМИРУЕТСЯ восприятием
Представление НЕСЕТ информацию о бытии.
Механизм "вызова":
Представление "вызывается" процессом восприятия.
- Психологист -
- результаты опытной науки физиологии должны интересовать философию;
- Трансценденталист -
- "вызывает улыбку только Ваше упорное желание путать мозг с сознанием, а сигналы - с представлениями".
- Психологист -
- натурфилософия изучает те предметы, которые пока трудно представить в виде абстрактных логико-математических схем (биологию, физиологию и т.п.);
- Трансценденталист -
- натурфилософия изучает "созерцательные представления". Созерцание - это восприятие извне, а спекуляция - конструкция из уже воспринятого.
- Психологист -
- материальным предметом по отношению к способности восприятия можно назвать тот предмет, связь с которым можно проследить посредством обратной реконструкции по цепи от
физиологических изменений в мозгу, через нейронные цепи и
сенсорное преобразование, канал доставки физического кода
до самого эмиттера, послужившего стимулом физического кода
(сигнала);
- Трансценденталист -
- не согласен.
05.2005 г.