Модель развития

Диденко Д.А.

Введение. В рамках исследования гипотезы о диалектическом единстве инновативных (конструктивных) и деновативных (деструктивных) процессов как системном механизме инновационной деятельности (ключевой формы жизнедеятельности человека в условиях развивающихся системных кризисов) выявлена потребность в обобщенной модели развития. Содержательный анализ гипотезы указывает на наиболее вероятный путь построения модели инновационной деятельности в классе процессных моделей. Поскольку в гипотезе высказано достаточно общее предположение о жизнедеятельности человека в целом, то в качестве наиболее близкого прототипа может быть выбрана диалектическая модель существования и развития материального мира.

Модель развития. Анализ распространенной диалектической модели развития природы и человеческого общества и ее конкретизация* для материальной сферы инновационной деятельности позволяет сформулировать обобщенную модель развития материального мира, представленную в таблице.



Материальность Мира
Развитие материального Мира (фазы активности)

Объективность

Подвижность

Единство

Процесс разрушения объективного Мира

Процесс созидания объективного Мира

* По существу конкретизация диалектической модели развития представляла определенную последовательность действий.

1) Целостная сфера применимости диалектического закона развития (представление о целостном мире) разделена на две сферы: материальную и духовную. Разделение не носит характер противопоставления. Напротив, предполагается, что материальное и духовное взаимодействует друг с другом через «переходные» процессы «материальное - духовное» и «духовное - материальное».

2) В сфере материального фиксированы центральные элементы модели: материальность мира и развитие материального мира.

3) Целостный процесс развития материального мира представлен как последовательность фаз активности: объективность (существование), подвижность и единство (взаимодействие).

4) Постулировано, что материальность не может иметь противоречивый (противоборствующий) характер.

5) Сформирована гипотеза, что целостный процесс развития есть диалектическое объективное единство противоборствующих процессов конструктивного и деструктивного типа.

Эта модель опирается на минимальный сущностный фундамент (материальность мира) и включает три фундаментальных понятия развития: объективность материального мира, подвижность материального мира и единство материального мира. Исключение хотя бы одного элемента из этой модели нарушает целостность картины мира.

В силу всеобщей материальности мир представляется единым целым, содержащим в себе внутреннее и все движение этого внутреннего во всех формах. Главным атрибутом материального мира является пространство. Материальность определяет сущность мира безотносительно происходящих в нем процессов.

Чтобы материальность соотнести с развитием мира, необходимо существование материального объективного (объект), которое доступно для осуществления развития, то есть для всех форм движения и взаимодействия.

Существование материального объективного (объект) есть обособление внутри мира части его внутреннего и связанного с этой частью движения. Объект сохраняет и наследует свойства мира. Прежде всего, объект сохраняет главный атрибут мира - пространство, наследует же от мира объект совокупность всех форм движения, происходящего внутри обособленной части внутреннего и движения, связывающего объект с остальным миром. Объект (сущность как обособленная совокупность вещества, энергии и информации) не может одновременно содержать в себе противоположности, то есть антивещество, антиэнергию и антиинформацию.

Существование объекта есть первая фаза активности (единства в развитии) мира.

Как начальная фаза развития существование имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что в этой фазе развития объекта все движение его внутреннего во всех формах локализовано (замкнуто) в обособленной части пространства. В свою очередь внутреннее оставшейся части мира и движение этого внутреннего осуществляется в мировом пространстве по-прежнему. Другой особенностью является то, что в фазе существования объект неподвижен относительно остальной части мира; в свою очередь мир относительно объекта также неподвижен. Третья особенность заключается в том, что существование есть начальное (базовое) состояние объекта в начале цикла развития. Иными словами, любое движение начинается из состояния существования. Каждая из указанных особенностей независимо приводит нас к мысли, что оставшаяся часть мира по отношению к обособленному объему является равноправным (но не равнозначным) объектом.

Последующие фазы активности связаны с более сложной формой движения как изменения состояния объекта и взаимодействием объектов через установление и разрушение объективных связей. Движение отдельного объекта и взаимодействие двух объектов как их совместное движение может быть только материальным. Иными словами, не существует нематериальное существование, движение и взаимодействие материальных объектов.

Последнее утверждение можно представить как онтологический принцип материальности развития: развитие материальных объектов является материальным и может осуществляться в форме материального (вещественного, энергетического и/или информационного) существования, движения и взаимодействия.

Существо модели заключается в представлении целостного процесса развития материального мира как объективного единства процессов двух видов: процесс созидания объективного мира и процесс разрушения объективного мира. Как обособленная совокупность вещества, энергии и информации объект не может содержать в себе противоположные своей сущности составляющие (антивещество, антиэнергию и антиинформацию), но в то же время внутренние и внешние объектные процессы (в которых участвует вещество, энергия и информация объекта) могут быть противоположно направленными (конструктивными или деструктивными). Единство мира осуществляется через взаимодействие объектов, то есть через внешние объектные процессы.

Интуитивно в модель развития заложено понимание жизнедеятельности человека как последовательности процессов, а не только как суммы результатов. Это не противоречит практике, но смещает направленность модели на процессное представление в отличие от распространенного объектного представления.

В связи с этим сформулируем важный гносеологический принцип двойственного представления объекта:

) в виде структуры связей (между вещественными компонентами объекта; между энергетическими компонентами объекта; между информационными компонентами объекта);

) в виде результата процесса перехода объекта от исходного состояния к текущему состоянию (от текущего состояния объекта к ожидаемому состоянию).

В методологическом плане принцип двойственного представления объекта является основанием метода расширенного системного анализа объектов инновационной деятельности.

Понятие процесса явным образом не входит в состав модели развития, однако в ней представлены все необходимые элементы для формирования процессного представления (подхода). Такими элементами являются существование объекта как первичная (простейшая) форма движения объекта и более сложная форма движения в виде изменения состояния объекта. Высшей формой движения является единство системы объектов через их взаимодействие. Существенным элементом модели развития является схема движения и взаимодействия материальных объектов.

Схема взаимодействия. Понятие взаимодействия является одним из ключевых понятий развития.

Для двух материальных объектов О1 и О2 обобщенный процесс взаимодействия может быть представлен следующими отношениями:

(О1; Отражение) > (Отраженное); (Воспринимаемое)> (Восприятие; О1)

(Воспринимаемое) > (Восприятие; О2); (О2; Отражение) > (Отраженное).

Опишем основные элементы схемы взаимодействия.

Отражение есть отделение от объекта части его внутреннего (вещества, энергии и информации) и движения этой части без изменения (или с изменением) сущности объекта, но с изменением его состояния.

Восприятие есть присоединение к объекту, с изменением его состояния и без изменения (или с изменением) сущности объекта, другого объекта (воспринимаемое) как совокупности вещества, энергии и информации с соответствующим движением.

Отражение и восприятие являются элементарной парой акта движения материального объекта через изменение его состояния. Последовательность таких движений объекта (с изменением состояния) является основой его взаимодействия с другим объектом.

Характер взаимодействия определяется характером движения. Характер движения, в свою очередь, определяется характером отражения и восприятия. В рамках модели предполагается, что отражение и восприятие имеют вещественную основу, но их характер определяется преимущественным (преобладающим) состоянием этой вещественной основы: информационное, энергетическое или вещественное состояние.

Отметим, что каждый из элементов движения отражает два аспекта: аспект мира (материальность) и аспект развития (объективность, движение). Здесь уже видна цикличность развития (спиральность). Замыкание единичного цикла развития (внешнего объектного движения) в открытое кольцо спирали осуществляется через внутреннее объектное движение в состоянии существования.

Связь как совместное движение объектов есть то звено, которое, во-первых, выступает как важнейший элемент развития (усложнение объекта через создание связи, либо упрощение - через разрушение связи), и, во-вторых, объединяет мир через единство (связность) его объектов. Наконец, в-третьих, через создание/разрушение связей процесс развития имеет циклический характер. Две противоборствующие формы движения (создание и разрушение связей) вместе составляют диалектически единое развитие любого объекта материального мира. В этом представлении диалектический закон единства и борьбы противоположностей естественно интерпретируется как единство в каждом (одном) объекте двух процессов противоборствующего типа.

В общем случае создание связи усиливает неоднородность объекта и увеличивает сложность его структуры на единицу. Разрушение связи повышает однородность объекта и уменьшает сложность его структуры на единицу.

Создание и разрушение связи завершает цикл развития, изменяет объект, который при этом вступает в новый цикл развития. В силу изменения сущность в начале нового цикла подобна, но не тождественна, сущности в начале прошедшего цикла, то есть развитие имеет открытый циклический (незамкнутый, спиралевидный) характер.

Структурирование представляет собой механизм организации материи в направлении концентрации энергии, вещества, информации. Концентрация энергии (вещества, информации) является существом глобального созидательного (конструктивного) процесса.

Рассмотренная обобщенная модель развития имеет ограниченное положение в научной картине мира - границей модели является материальный мир.

Существование объекта как обособление части внутреннего и процессов мира определяет методологию познавательно-созидательной деятельности человека. Диалектически единый процесс развития объекта материального мира в виде двух противоположных процессов разрушения и созидания связей является основой системного подхода в рамках данной модели.

Полная система может быть представлена как совокупность выделенной группы объектов и связей между объектами, а также процессов между системой и внешней средой, из которой группа выделена. В этом представлении понятия подсистема и надсистема получают вполне определенное содержание, сохраняющее преемственность содержания понятия системы. Понятие подсистемы может быть сформировано через представление об отделении части объектов и связей исходной системы и включении отделенной части в состав объектов и связей внешней среды. Для надсистемы соответствующее понятие может быть основано на представлении об отделении части объектов и связей внешней среды и включении отделенной части в состав объектов и связей исходной системы.

Простота и логичность модели развития определяют четкую методологию ее применения как      совокупность предпосылок, принципов, методов и средств организации познавательной деятельности. В дополнение к приведенным выше онтологическому и гносеологическому принципам сформулируем основные методологические принципы применения модели для выявления фундаментальных закономерностей инновационной деятельности.

Принцип разделения основан на представлении о разделении полной системы объектов жизнедеятельности на два класса: материальные объекты и духовные объекты (субъекты деятельности).

Принцип цикличности определяет главное условие развития - цикличность, фундаментальной основой которой является цикличность развития материального мира в целом.

Принцип противоположности процессов развития основан на представлении объективного единства материального развития как совокупности процессов двух типов: конструктивного и деструктивного.

 

Любое использование материала данной статьи, сопряженное с извлечением политической или коммерческой выгоды, без письменного согласия автора запрещено. При любом воспроизведении этого материала ссылка на источник обязательна.

©    Диденко Д.А.

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru