- → Публикации → Различные авторы → «Эсхатологические представления наших дней»
Доклад на заседании ОФИР 01.06.2004. Курсивом выделены рассуждения автора.
Эсхатология (от греч. Eschatos - последний и logos - учение) - учение о цели космоса и истории и об их конце.
1. Преамбула. В апреле 2003 года я впервые пришел на заседание ОФИР. Как обычно, я опоздал и застал уже обсуждение - то ли доклад закончился, то ли докладчику не дали довести его до конца (как это у нас обычно водится). Как и любой на моем месте, я стал пытаться по обсуждению понять тему доклада, и в итоге решил, что это - нечто религиозное или мифологическое. Каково же было мое изумление, когда позже мне довелось прочитать сам доклад! Его содержание не имело ничего общего с теми вопросами, которые обсуждались на заседании в связи с этим докладом.
Виктор Николаевич, бывший участник группы, занимавшейся изготовлением приспособлений, увеличивающих физические возможности человека. Доклад на заседании ОФИР в апреле 2003г.
В 60-х годах XX века, в период всеобщего интереса к внеземным цивилизациям, среди прочих ставился и такой вопрос: если считать, что вероятность существования обитаемых планет довольно высока, почему мы наблюдаем полное радиомолчание в своих попытках прослушивания космоса? Для объяснения этого факта докладчик выдвинул следующую гипотезу.
Поскольку время созревания цивилизации значительно меньше времени существования Вселенной, то, если внеземные цивилизации существуют, очень велика вероятность того, что некоторые из них значительно обогнали нас в развитии. Вполне возможно, что такие «продвинутые» цивилизации создали нечто вроде Мирового Совета, который так любят описывать авторы фантастических романов. Какую стратегию такой Совет изберет по отношению к менее развитым цивилизациям? Разумно предположить, что он создаст вселенскую службу по своевременному обнаружению таких нарождающихся цивилизаций. Эта служба, скоре всего, в своих поисках будет использовать уровень электромагнитного излучения подозрительной планеты. Обнаружив новую цивилизацию, Мировой Совет должен будет решить, как с ней поступить. Если моральный климат на новой планете в порядке, Мировой Совет, скорее всего, решит принять эту цивилизацию в свою среду, тем самым быстро подтянув ее до общего уровня. Если же моральный облик обитателей новой планеты внушает опасения - Мировой Совет, как минимум, призадумается - не опасно ли делиться с ней своими технологическими достижениями. Возможно, будут предприняты усилия по «исправлению» «плохой» цивилизации. И если эти усилия не дадут результата, могут быть предприняты более энергичные меры воздействия: от искусственной задержки развития и вплоть до полного ее уничтожения. Ведь самоустраняться и пускать дело на самотек опасно. Итак, что у нас получилось? Те цивилизации, которые осознали реальную опасность вмешательства в их дела межзвездной полиции, установили режим радиомолчания, чтобы не дать себя обнаружить. У нас на Земле радио было изобретено столетие назад, и вполне возможно, что мы уже находимся под наблюдением. Поэтому религиозный императив о необходимости соблюдения моральных норм наполняется вполне конкретным содержанием.
От себя добавлю: для того, чтобы испугаться и затаиться, вовсе не обязательно существование межзвездной полиции. Достаточно уверовать в нее или хотя бы считать достаточно высокой вероятность ее существования. Но с какой стати, спросите вы, мы вдруг поверим в такую странную фантазию? Нам что, своих проблем не хватает?
Отвечаю: а с какой стати значительная часть человечества верит в странную сказку о страшном суде, в существование загробного мира, в то, что грешники жарятся в аду на сковородке, а праведники с крыльями за спиной играют на арфе? Почему так распространены всевозможные суеверия. Бермудский треугольник, экстрасенсы, летающие тарелки. Только за последний месяц нам угрожали столкновением с метеоритом, близким взрывом сверхновой и засасыванием в черную дыру. Вышеописанная гипотеза ничем не хуже, может иметь поддержку среди уфологов и клерикалов и при определенных обстоятельствах может оказать влияние на общественные настроения.
2. Сергей Петрович Капица, профессор, бывший завкафедрой физики МФТИ. Ведущий передачи «Очевидное - невероятное». Член Римского клуба. Видимо, под влиянием дискуссий в этом клубе в 90-е годы XX века выдвинул следующую гипотезу о динамике численности населения Земли.
Для всех живых организмов в благоприятных условиях рост численности происходит по экспоненте. Численность близких к человеку видов - крупных хищников - колеблется в диапазоне от нескольких тысяч до сотен тысяч. По-видимому, в каменном веке человек подчинялся этим же закономерностям. Но затем, в период расселения человека по всем континентам, в дело вступила какая-то новая закономерность, и численность нашего вида стала расти по гиперболическому закону, и далеко превысила численность всех сравнимых видов. Причем эта закономерность фундаментальна - за всю историю человечества не наблюдалось каких-либо отступлений от нее. Ни кровопролитные войны, ни революции, ни Великие географические открытия, ни массовые эпидемии, ни научно-технический прогресс не смогли эту закономерность сломать. Капица предполагает, что эта закономерность возникла благодаря росту интенсивности обмена информацией - более широкий круг половых партнеров, невозможность возникновения подвидов. Гиперболический рост в некотором отношении более быстр, чем экспоненциальный. В частности, гипербола имеет асимптоту, когда величина стремится к бесконечности. По расчетам Капицы, такой момент должен наступить в 2013 году. И даже если он неправ, экспоненциальный рост численности также в ближайшее время приведет к подобному эффекту. Поскольку ситуация, в которой женщины каждую секунду рожают по ребенку, невозможна, должен произойти отход от указанной закономерности. Но поскольку, как указывалось выше, эта закономерность фундаментальна, то отход от нее может произойти только под влиянием столь же фундаментальных факторов. Т.е. в некотором смысле катастрофы.
Впоследствии Капица несколько смягчил свою позицию. Теперь он считает, что сход человечества с гиперболической кривой уже начался. В Англии это произошло во время огораживаний, во Франции - после революции 1789 года, в Европе - после Первой мировой войны, в России - после Великой отечественной войны. Но в мире в целом гипербола пока господствует. В Китае и Африке предполагается перелом к 40-м годам. В целом Капица выходит примерно на те же цифры, что и прогноз ООН: стабилизация на уровне 15 - 20 млрд. к середине XXI столетия.
Капица ничего не говорит о причинах, вследствие которых перестает действовать его фундаментальная гиперболическая закономерность. У меня есть некоторые соображения на этот счет. Я считаю, что закон роста населения изменяется по мере замены культуры деревенского типа культурой городского типа. В деревне воспроизводство человеческих ресурсов - такой же органический и необходимый процесс, как и воспроизводство материальных ресурсов. При любых условиях необходимо посеять хлеб - точно так же необходимо родить того, кто будет сеять в дальнейшем. Соответственно этому, в деревне каждый человек на счету, каждый является личностью, рождение ребенка - большая радость, многодетная семья - символ процветания. В цивилизации городского типа нет никаких материальных стимулов к заведению потомства - только моральные, которые опять же являются пережитками деревенской культуры. Соответственно этому в условиях большой скученности личность человека нивелируется. Само наличие толп людей вызывает раздражение, распространяющееся на сам факт существования этих людей. Атмосферу семейного уюта заменяет атмосфера причастности ко всем мировым событиям. Ежедневно мы узнаем, что там-то погибло от отравления столько-то людей, а там-то в авиакатастрофе - столько-то. Человеческая жизнь лишается своей мистической ауры и становится просто смазкой прогресса. Таким образом, я считаю, что причина стабилизации численности человечества - та же, что и причина начала взрывного роста этой численности.
3. Преамбула. Почти все мы примерно одного возраста; в юности читали «Науку и жизнь», «Знание - сила», «Химию и жизнь», в которых рассматривалась как раз тогда впервые возникшая проблема исчерпания ресурсов. Тон статей был примерно таким: если ничего не предпринимать, то при нынешних тенденциях роста через 50 - 100 лет может произойти экологическая катастрофа. Надежда на ученых: на энергосберегающие технологии, гидропонику, термоядерный синтез, успехи экологии, освоение океана и т.п. Т.е. время еще есть, но следует поторопиться. С тех пор прошло 40 лет, темпы развития не уменьшились, и практически ни одно из этих ожиданий не оправдалось. В курсе «Концепции современного естествознания» есть обязательный раздел, посвященный экологии. И что же в нем пишут авторы? Признавая в целом (с некоторым разбросом оценок) тревожную оценку динамики развития ситуации, они в качестве возможных альтернатив приводят совершенно смехотворные факты. Вроде того, что в Англии некоторые дома строят таким образом, что почти круглый год можно обходиться без отопления. Или что в Канаде проводятся опыты по разведению быстрорастущего бамбука, который можно использовать в качестве добавки к топливу. Когда профессионал пишет толстую умную книгу, а в конце допускает такие рассуждения, это весьма напоминает засовывание головы в песок. Любопытно, что и среди обычных людей распространено такое же отношение к проблеме. Я часто заговариваю с различными людьми об экологии, и реакция примерно одинаковая. Мне с раздражением (обязательно с раздражением) приводят первый попавшийся довод: «Можно же использовать энергию ветра», «Разведанные запасы нефти значительно больше, чем ожидалось» и прекращают разговор. Более того, за эти 40 лет образ борца за экологию превратился в нарицательный - своего рода одержимого, фанатика и придурка. И это пренебрежительное отношение переносится на сами экологические проблемы.
Валентин Пономаренко, украинский эколог со стажем. В 2000-2001 году разместил в Интернете большую статью под заголовком «Проблема 2033 года». В этой статье в противовес пресловутой проблеме 2000 года он выдвигает следующую концепцию.
На основе комплексного анализа природных ресурсов, состояния экологии, динамики потребления сырья и роста народонаселения он приходит к выводу, что примерно к 2033 году эти проблемы достигнут такой остроты, что катастрофа неизбежна. В частности, он считает, что такая катастрофа в миниатюре произошла на острове Пасхи. Вот несколько цитат из его статьи.
«В Китае в 1995г. на каждого жителя приходилось всего 0.08га с тенденцией к заметному уменьшению, как вследствие роста населения, так и из-за крайней деградации почвы. Эта страна уже импортирует значительное количество зерновых из США и других стран. В будущем планируется увеличение импорта. Только трудолюбие и традиционно скромные потребности китайцев позволяют им выживать при минимальных земельных ресурсах».
«За последние 40 лет потеряна примерно треть пахотных земель вследствие урбанизации, строительства дорог, эрозии, засоления и заболачивания почвы. Во всем мире с 1945г. утрачено для сельского хозяйства 1.2 млрд. га, площадь, примерно равная Индии и Китаю, вместе взятым».
«В развивающихся странах загрязнено примерно 95% воды. В США в 37% озер вода непригодна для купания из-за различных видов загрязнения». «На Гаити лес вырублен полностью. В Эквадоре к 2000г. осталась половина лесов. Тропические леса Бангладеш уничтожены на 95%. В Шри-Ланке леса практически нет».
«Ежедневно в мире расходуется нефти почти в 5 раз больше, чем удается найти ее в новых месторождениях».
«Всего 1% энергии, заключенной в бензине, уходит на то, чтобы везти водителя. Около 15% затрачивается на перемещение самого автомобиля. Остальное теряется в двигателе, коробке передач и уходит на преодоление сопротивления ветра».
«В 1850 г. в США 91% топлива обеспечивали дрова, сегодня почти 90% энергии дает ископаемое топливо. Осталось примерно 10% неразведанной нефти. Никакие инвестиции и заклинания не помогут добыть больше того, что имеется в Земле».
«количество и качество природных ресурсов (например, еда и вода) играют основную роль в здоровье человека. Всего за 10 лет, с 1982 по 1992гг. смертность вследствие инфекционных заболеваний возросла на 60%. Особенно высок этот показатель в городах с высокой плотностью населения. Около 90% заболеваний в развивающихся странах является результатом дефицита чистой воды».
Далее Пономаренко задается вопросом: может ли нас сейчас что-нибудь спасти? И отвечает на него отрицательно. В мире есть три реальных силы: правительства, бизнес, наука. Правительства соревнуются между собой в темпах роста валового продукта. Кроме того, правительства планируют работу на 5-8 лет. За такое время можно решать только тактические задачи. Это значит, что глобальный кризис окажется для всех стран неожиданным, даже если их правительства уже сегодня будут ознакомлены с грядущей катастрофой. Точно так же бессмысленно обращаться к бизнесменам: они еще менее склонны к стратегическому планированию, чем правительства. Наука? - Как можно уповать на науку, которая и сотворила научно-техническую революцию, поставившую нас на грань выживания.
Итак, катастрофа неизбежна. Как же она будет выглядеть? «Мы все еще не отдаем себе отчета в том, насколько неустойчива современная среда обитания промышленно развитых стран. Для уничтожения города достаточно на неделю-полторы лишить его водоснабжения. Остальное довершат эпидемии. Глобальный энергетический кризис вызовет цепную реакцию разрушения. В первую очередь погибнет то, что возникло последним: космическая промышленность, информационные технологии. Многократное подорожание топлива остановит вначале частный, а затем муниципальный транспорт. Сотни миллионов автомобилей превратятся в бесполезный хлам. Резко сократится, а затем и прекратится движение международного транспорта всех видов. Последние резервы будут выделены, как и во время Второй мировой войны, в распоряжение военных и полиции. Распадутся союзы государств и почти все современные государства. Остановится горнодобывающая и металлургические отрасли; прекратится выплавка и обработка металлов; закроются машиностроительные заводы и огромное количество смежных с ними производств; возникнет невиданная до того безработица, которая, в отличие от прежних времен, охватит также все уровни государственной иерархии. Начнется массовая гибель больших городов: люди вынуждены будут уходить на землю, возвращаться к незнакомому, непривычному и тяжелому труду на земле. Миграция, как внутренняя, так и внешняя, охватит весь мир: национальные и государственные границы потеряют смысл, - их некому, да и невозможно будет охранять и защищать. Это будет поистине великое перемещение народов из бедных стран в более богатые, последнее в истории человечества. Нарушатся системы связи, - как международные, так и национальные. Потеря информации о происходящем еще больше усилит хаос, беспорядки и неизбежные при этом волны насилия. В наибольшей степени это отразится на странах, передовых в техническом и технологическом отношении. Не исключено возникновение аварийных ситуаций на заводах, производствах и установках, представляющих собой источники опасности для всего живого на земле: химические заводы, атомные и гидростанции, плотины, исследовательские центры в области микробиологии, химии, военного производства. Будет потерян контроль над устройствами захоронения отходов атомной промышленности и над складами как обычного оружия, так оружия массового уничтожения всех видов. Право сильного, которое трансформировалось в свод законов, где обычно работало право богатого, снова проявится в своем ничем не прикрытом виде. Разрушится не только привычная материальная, но и социальная среда: система образования, медицинское и пенсионное обеспечение, культура и многое другое. Исчезнет привычная финансовая система. Деньги потеряют свой смысл. Начнется эпоха "великих географических и научных закрытий", а также утраты огромной суммы знаний, накопленных, главным образом, за предыдущие 200 лет. Земля снова станет большой и неуютной. Не останутся в стороне и страны, которые принято называть развивающимися. Они практически так же зависят от технической инфраструктуры, как и развитые, отличаясь только более низким уровнем жизни, но это окажется их преимуществом: им придется падать с меньшей высоты. Страны третьего мира, лишенные связи с развитыми странами, окажутся в еще более тяжелом положении: они не смогут рассчитывать на доходы от экспорта в богатые страны, а структура собственной экономики не приспособлена к автономному существованию. Последние судорожные движения будут предприниматься в попытках силой захватить нефть для выполнения тех работ, которые следовало бы начинать уже сегодня: обустройство сотен миллионов людей на новых местах, создание самодостаточных малых поселений, изготовление давным-давно забытого сельскохозяйственного инвентаря для обработки земли, выращивания скота и т.д.»
Как же нам вести себя в этой ситуации? Если уж мы не смогли сберечь планету для своих потомков, надо хотя бы передать им наш горький опыт. Для этого надо, как минимум, перенести информацию из библиотек на неэлектронные долговечные носители типа пластиковых карточек - ведь компьютеров после катастрофы не будет.
От себя. Оценки сроков исчерпания ресурсов существенно расходятся. Некоторые полагают, что запасов угля нам хватит на 300 лет. Но здесь важно другое. Ведь кризис разразится не тогда, когда мы вычерпаем последний баррель нефти. И даже не тогда, когда реально начнет ощущаться нехватка топлива. А тогда, когда широкие массы населения по-настоящему испугаются такой перспективы. Фактически эти процессы идут уже сейчас: нарастающая миграция, напряженность в нефтеносных регионах.
4. Преамбула. В 80-е годы прошлого столетия я однажды разговорился со своей сослуживицей, которая была моложе меня на 10 лет. Среди прочего я рассказал ей, что был такой телевизор КВН с размером экрана 15 см, который надо было смотреть через линзу, заполненную водой. Она мне не поверила - решила, что я ее разыгрываю. Мы оказались из разных культурных эпох.
Элвин Тоффлер, американский социолог и футуролог, в известной трилогии «Шок будущего», «Третья волна», «Метаморфозы власти» 1970-1990гг. предложил следующую концепцию.
Тоффлер анализирует нарастающий поток перемен в обществе: новые товары, новые технологии, новые идеи. И приходит к выводу, что это ставит под сомнение адаптивные способности человека, как вида. Психологические ресурсы человека не безграничны. К концу XX столетия эти явления могут вызвать кризис - футуршок, или шок будущего. Темпы общественного развития так возросли, что человек, родившийся и воспитанный в одном обществе, к сорока годам оказывается совершенно в другом обществе - без специальности, без бытовых навыков (как открыть эту банку? как спустить воду в туалете?). При этом натиск перемен и дальше не спадает, а только нарастает.
Возможно ли остановить прогресс? На этот вопрос Тоффлер с негодованием отвечает отрицательно. Правда, не приводит убедительных аргументов в защиту своей точки зрения. Следовательно, остается приспосабливаться. Выход - коренная перестройка всей системы образования, профессионального обучения и переобучения. Учить нужно не конкретным знаниям, а способам добывания знаний. Людей надо специально учить адаптироваться к переменам: планирование ближайшего будущего, многоразовые браки, ролевые компьютерные игры.
Впоследствии Тоффлер несколько смягчил свои взгляды. Он нашел средство спасения от проблем, выдвигаемых наступающим будущим, в Третьей волне - власти знаний, информатики (в противовес власти силы и богатства).
От себя: Мы, граждане нашей страны, не понаслышке знаем эту проблему. В 90-е годы XXв. все мы испытали локальный футуршок. Пока мы думали, что лучше - шведская модель или китайская модель, - мир ушел далеко вперед, и пришлось его вприпрыжку догонять. За 10-15 лет на наших глазах разрушилась вся прежняя жизнь. Наши дети воспитались и выросли совсем в другом мире. Им непонятны рассказы из нашей молодости.
5. Преамбула. Несколько лет назад Эмир Кустурица привез на Каннский фестиваль свой фильм, который покорил аудиторию свежестью взгляда и завоевал главный приз. В этом году он привез в Канны еще один новый фильм, по признанию критиков, ничуть не хуже. Однако вызвал лишь разочарование: Кустурица повторяется, все это мы уже видели.
Михаил Веллер, советский и российский беллетрист, в книгах «Все о жизни» и «Кассандра» конца 90-х годов прошлого века дал современное философское обоснование эсхатологических тенденций.
Трактат со скромным названием «Все о жизни» состоит из двух частей. Часть первая непритязательно называется «Всеобщая теория всего» и действительно представляет собой целостную философскую систему. Главным и, на мой взгляд, оригинальным моментом его философии является одна особенность человеческого мозга, которую он называет энергетической избыточностью.
Всю информацию об окружающем мире человек получает посредством ощущений, впечатлений. Сумма впечатлений тождественна жизни. Чем больше впечатлений и чем они интенсивнее, тем богаче наша жизнь. Неважно, положительные или отрицательные впечатления - главное, чтобы они были ярче. О неприятных впечатлениях мы впоследствии рассказываем с неменьшим удовольствием, чем о приятных. Источник наших впечатлений может находиться внутри нас и стимулироваться, скажем, наркотиками. Однако Веллер все же считает реальные действия первичным источником впечатлений. Итак, наша душа жадно требует впечатлений. И наш мозг с его дьявольской изобретательностью находит все новые и новые источники впечатлений. Веллер приводит пример: Нерон любуется зрелищем горящего Рима. Но впечатления быстро приедаются - нужны все более грандиозные действия, чтобы насытить нашу жажду впечатлений. Все, что человек может помыслить, он раньше или позже пытается совершить. Неважно, построить или разрушить. Каково же максимальное действие, которое может помыслить человек? - Разрушить Вселенную. И человечество, вольно или невольно, когда-нибудь это совершит. Или мы, или другая цивилизация.
Эта картина имеет онтологическое обоснование. Вселенная расширяется, энтропия растет. Все должно закончиться тепловой смертью. Поэтому природа создала энергетически избыточный разум с вечной тягой к максимальному действию, который, развившись, вмешается в этот процесс - взорвет Вселенную, и очередной цикл замкнется.
От себя. На мой взгляд, в развитии наших взглядов на процесс развития можно выделить два переломных момента. До середины XIX в. человечество считало, что все возвращается на круги своя. Только в 30-50 годах XIX в. в самой промышленно развитой стране - Англии - произошло осознание самого факта развития природы и общества. Это осознание вызвало к жизни работы Спенсера, Дарвина и весь спектр эволюционных теорий. В середине XX в. пришло осознание того, что происходит не просто развитие, а развитие с ускорением, по экспоненте. Это осознание вызвало к жизни экологию, ресурсосбережение и многочисленные теории катастроф, часть из которых я привел выше.
Тем не менее, несмотря на очевидность, идея ускоренного развития с огромным трудом проникает в массы. Даже умные люди ее либо вообще не признают (Андрей Орлов, участник дискуссий в ОФИР), либо совершенно не учитывают. Казалось бы, что может быть очевиднее? 20 лет назад появился персональный компьютер. 10 лет назад появился Интернет. Буквально вчера появился мобильный телефон, без которого мы уже не мыслим своего существования. Но все же большинство людей живут с убеждением, что все всегда будет примерно так, как сейчас. Ну, разве что научатся излечивать рак или отправят космонавтов на Альфу Центавра. Поправим немного дела в экономике, а дальше будем жить стабильно и спокойно. Если я заявлю, что в ближайшие 5 лет обязательно произойдут несколько крупных событий, которые сильно изменят нашу жизнь, это скорее всего вызовет скептицизм.
Между тем развитие с ускорением - по-видимому, единственный способ существования, который нам доступен. Если бы нам удалось перенестись на 300 лет вперед, мы бы увидели не картину истощающихся запасов угля, а новый, невообразимый мир. Если вообще смогли бы его разглядеть и оценить. С этой точки зрения эсхатология - не экзотическое занятие, а вполне обоснованная эмпирическая гипотеза.
© В. Князев