Система категорий

Ракита Ю.

 

Примечание. Однажды (в 2001 году) я начал одновременно записывать комментарии к нашей беседе с Костей Фрумкиным и к работе Н.М. Петрова «О философских результатах», в результате чего произошел некий странный синтез, который я и предлагаю вашему вниманию. Кажется, должна была в результате получиться работа «Проблема смысла жизни с точки зрения глобального эволюционизма», но не случилась.:)

Общая терминология

*Данные определения (даже для общепринятых терминов) могут быть, а могут и не быть общепринятыми, но в любом случае отражают авторскую точку зрения. Тем не менее, классификация претендует на некоторую универсальность. Так, например, хотя, скажем, солипсизм предполагает отсутствие объективного мира, но это не мешает нам дать определение «объекта». Просто солипсист, согласившись с данным определением, имеет право считать, что в реальности ни одного экземпляра этого класса не существует.

**Все эти определения в будущем обязательно нужно экземплифицировать, но сейчас на это просто нет времени.

***Общепринятые термины выделены курсивом. Оригинальные термины, предложенные ранее или впервые предлагаемые для использования в ОФИР - жирным.

Субъект - самоосознающее, познающее и действующее единство. Сознание - аспект субъекта, выполняющий функции познания и управления действием. Субъективный опыт (содержимое сознания) - информация, хранящаяся в памяти субъекта. Феномен - некоторая единица неорганизованного субъективного опыта. Восприятие - получение субъектом новых экземпляров феноменов. Познание - активность субъекта, направленная на организацию имеющегося и приобретение нового опыта. Модель (идея, образ) - основная структурная единица организованного опыта. Знание - 1) результат познания; 2) некоторая совокупность моделей. Феноменологическая экзимплификация: единственный достоверно данный нам субъект - наше собственное «Я».

Объект - 1) при рассмотрении некоторой совокупности феноменов - источник той части опыта, которая не определяется полностью только свойствами субъекта; 2) модель, описывающая объект в предыдущем понимании. Объективный мир (Универсум) - 1) объект, соответствующий всему субъективному опыту (то есть всей совокупности феноменов), 2) совокупность всех объектов. Практика - взаимодействие субъекта с объективным миром. Объективное действие (деятельность) - активность субъекта, направленная на изменение состояния объекта. Объективное (научное) познание - познание тех сторон феноменов, которые связаны только с объективным миром. Субъективное (антропное) познание - познание тех сторон феноменов, которые определяются субъектом или его взаимоотношениями с объектом. Модуль - единство, состоящее из некоторой совокупности феноменов и соответствующего им объекта.

Время - 1) категория субъективного опыта, связанная с линейной организацией памяти субъекта, диктующей разделение опыта на прошлое (уже воспринятое и хранящееся в памяти), настоящее (непосредственно воспринимаемое) и будущее (еще не воспринятое); 2) объективная характеристика, описывающая последовательность изменения состояний объекта. Состояние - некоторая характеристика объекта, субъекта или модуля, которая может быть различной в различных актах наблюдения данного единства (взаимодействия с ним). Процесс - 1) последовательность состояний чего-либо во времени; 2) совокупность этих же последовательных состояний, рассматриваемая как целостный объект или модуль. Событие - 1) единичный акт изменения состояния; 2) единичный акт регистрации некоторого феномена. Деятельность - процесс, инициируемый, осуществляемый и контролируемый субъектом. Поступок - единичный акт активности субъекта, имеющий результатом событие. Выбор - единичный акт управления деятельностью.

В объективно-научном познании можно выделить законы, закономерности и тенденции. Закономерность есть обобщение наблюдения, выделяющее определенную связь (корреляцию, взаимную энтропию) между элементами модели ситуации. Тенденция - закономерность, устанавливающая связь между элементами модели ситуации и фактором времени.

Закон - частный случай закономерности, имеющий место тогда, когда некоторая связь между элементами носит обязательный характер, то есть наблюдается всегда, во всех случаях, без исключения. Динамический закон или закон изменения - закон, описывающий тенденцию.

Глобальная закономерность - закономерность, применимая ко всем подмножествам Универсума. Специфическая закономерность - закономерность, применимая только к некоторому подмножеству подмножеств Универсума.

Структура или организация - определенный устойчивый во времени набор и характер связи элементов некоторого единства. Уровень организации - 1) мера сложности структуры, 2) совокупность структур, обладающих примерно одинаковой мерой сложности. Феноменологическая экзимплификация: УО(разумного)>УО(живого)>УО(неживого). *Конечно, это определение требует не только примеров, но и более подробного обоснования и формулировки. Единица организации (структурный юнит, или просто юнит) - некоторый объект, представляющий собой целостное структурно-функциональное единство на данном уровне организации. Агент процесса - , структурный юнит, являющийся действующей единицей некоторого процесса. Феноменологическая экзимплификация: живые организмы - юниты биологического уровня организации и агенты процесса естественного отбора.

Развитие или эволюция - 1) тенденция, утверждающая положительную корреляцию между фактором времени и уровнем организации некоторого объекта (единства); 2) соответствующий процесс. Деградация - 1) обратная тенденция, утверждающая отрицательную корреляцию между фактором времени и уровнем организации; 2) соответствующий процесс. Уровень развития - уровень организации, взятый в историческом аспекте и по отношению к тенденции эволюции. Глобальная эволюция: 1) эволюция универсума в целом, рассматриваемого как единство, 2) эволюция всех подмножеств универсума, рассматриваемая на всем отрезке времени существования универсума.

Самоотождествление субъекта - 1) достоверное для субъекта отождествление себя с некоторым объектом; 2) объединение субъекта и отождествленного с ним объекта в единый модуль, называемый «Я». Природа субъекта - 1) совокупность феноменов, связанных с субъектом, как самоосознающим, познающим и действующим единством; 2) антропная модель субъекта, возникающая как результат субъективного познания (самонаблюдения); 3) научная модель, совокупность закономерностей, описывающих объект, с которым самоотождествляется субъект («объективная природа субъекта»). Свобода субъекта - 1) несводимость природы субъекта к «объективной природе субъекта»; 2) отсутствие предопределенности будущих действий субъекта. Воля - 1) источник активности субъекта, несводимой к «объективной природе субъекта»; 2) способность субъекта осуществлять выбор в условиях свободы (неопределенности).

Рациональное - 1) логическое; 2) полученное логическим путем; 3) логически обоснованное или описанное. Логика - 1) способ построения моделей и планирования действий, характерный для объективного познания и объективной деятельности; 2) модель, описывающая этот способ. Иррациональное - 1) принципиально не описываемое логическими моделями (сверхрациональное); 2) не имеющее логических причин (внерациональное); 3) противоречащее логике (антирациональное).

Смысл [действия или процесса] - субъективно значимый результат [действия или процесса]. Цель [действия или процесса] - субъективно ожидаемый (желаемый, планируемый) результат [действия или процесса].

Прагматические рассуждения - прием логических рассуждений, применяемый при решении практических задач в условиях недостаточной определенности условий задачи - заключается во введении ряда дополнительных предположений, не вытекающих из известных данных, но необходимых для того, чтобы задача имела решение. Прагматическое верование - прагматическое допущение, вводимое в философскую или религиозную картину мира. Экзимплификация: типичный пример прагматических рассуждений в философии - Пари Паскаля о существовании Бога.

Философия есть попытка организации всех аспектов опыта в рамках единой рациональной модели. Предметом философии является весь субъективный опыт, взятый как единое целое, в наиболее общих его аспектах..

Задачи философии:

Познавательная - предложить такой способ организации опыта (модель мира), который
наилучшим образом удовлетворял бы природе субъекта, с одной стороны, и соответствовал самому
имеющемуся опыту - с другой.

Практическая - определить такой образ действия (стратегию жизни), который наилучшим
образом удовлетворял бы природе субъекта, с одной стороны, и соответствовал самому имеющемуся
опыту - с другой.

Наука есть попытка рационального познания Универсума. Искусство есть попытка передачи субъективного опыта посредством воспроизведения объектов или действий, специально предназначенных для восприятия другим субъектом. Религия есть попытка организации опыта на иррациональных основаниях. Таким образом:

от науки философию отличает то, что ее предмет не ограничен только объектом, но включает также и субъект
и его взаимодействие с объектом;

от искусства философию отличает то, что ее задача состоит не в передаче, а в интерпретации опыта;

от религии философию отличает требование рациональной обоснованности получаемых результатов.

©    Ю. Ракита

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru