- → Публикации → Страница Ю.П. Мягких → «Обоснование новой закономерности развития объектов природы?»
Гл.2 Обоснование новой закономерности развития объектов природы?
Давайте сразу приготовимся к подробнейшему анализу общеизвестных фактов для того, чтобы найти в них драгоценные крупицы, которые были упущены исследователями ранее и из которых составится общая закономерность развития. Для того чтобы начать обоснование этой закономерности давайте откажемся от противопоставления живого и неживого, и будем считать, что Природа вокруг нас одна и та же, и что буквально все в ней развивается по одной и той же закономерности. Если это так, то истинная закономерность должна проявляться в процессе развития любого объекта Природы.
Поэтому мы начнем наше обоснование с анализа процесса превращений вещества. Именно того вещества, которое было отброшено марксистской теорией из совокупности развивающихся объектов Природы.
2.1 Анализ фазовых превращений вещества
С философской точки зрения всё то, из чего состоит Мир, называется материей, а под веществом понимается форма существования материи, отражающая её дискретность, прерывность, корпускулярность. Исторически сложилось так, что в естествознании под веществом понимали систему, состоящую из элементов, которые были названы атомами. Атом - простое тело, неразложимое химическим путём на ещё более простые. Долгое время атомы считались неделимыми или элементарными первокирпичиками материи. В результате такого подхода Д.И. Менделеев создал периодическую систему элементов вещества.
Вещество, понимаемое и далее как совокупность атомов, характеризуется определёнными физическими свойствами, например, агрегатным состоянием, температурой плавления, температурой кипения. Вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твёрдом. В газообразном состоянии связи между элементами вещества состоят в отталкивании их друг от друга, и газ не сохраняет ни объём, ни форму, а равномерно заполняет любой сосуд. В жидком агрегатном состоянии силы отталкивания и притяжения между элементами вещества уравновешивают друг друга, поэтому жидкость обладает текучестью и сохраняет свой объём, но не сохраняет форму. В твёрдом агрегатном состоянии элементы вещества притягиваются друг к другу и тело сохраняет как объём, так и форму. Если газ представляет собой совокупность практически самостоятельных элементов, то в конце цепочки превращений вещества все его элементы жёстко связаны в один объект - твёрдое физическое тело.
Если сопоставить перечисленные выше свойства различных фазовых состояний вещества с математическими символами, то очевидно, что отталкивание в газах есть полная противоположность притяжению в твёрдых телах и, соответственно, этим фазовым состояниям могут быть присвоены условные обозначения в виде символов (-1) и (+1). Тогда жидкое состояние вещества, которое соединяет в себе и то и другое, и поэтому не является ни тем, ни другим, может быть сопоставлено с математическим символом 0, полученным как результат сложения первых двух (-1)+(1)=0. При этом три различных фазовых состояния вещества могут быть изображены на числовой оси тремя точками, принадлежащими соответственным числовым значениям (см. рис. 6).
Рассмотрим в качестве конкретного примера процесс превращения пара в воду, а затем воды в лёд, представленный в виде графика на рис.7. График построен в системе координат, на вертикальной координатной оси которой будем откладывать температуру внутри прозрачного сосуда с испытываемым веществом, а на горизонтальной оси условно отметим точками (-1), 0, (+1) три различных агрегатных состояния, в которых может находиться вещество. Обычно системы координат имеют точку 0 на пересечении координатных осей, параметры которых в направлении стрелок увеличиваются, но принятое нами расположении точек на осях графика делает его более наглядным, хотя при этом мы сознательно не пересекаем координатные оси друг с другом.
График превращений вещества на рис.7 показывает, что данное вещество (Н2О), охлаждаясь до температуры +100°С, устойчиво сохраняет качественное состояние в виде пара. На графике этому состоянию соответствует вертикальный отрезок 1-2. При температуре +100°С начинается и заканчивается процесс конденсации, то есть процесс превращения пара в воду, происходящий при постоянной температуре вещества (горизонтальный отрезок 2-3). Далее вода охлаждается от +100°С до 0°С, оставаясь при этом водой (отрезок 3-4). При 0°С начинается и заканчивается процесс кристаллизации льда, то есть процесс превращения воды в лёд, тоже происходящий при постоянной температуре вещества (отрезок 4-5). В дальнейшем происходит охлаждение льда до абсолютного нуля «-273°С» (отрезок 5-6). Значения температур, при которых происходит кристаллизация и конденсация вещества, в физике называются критическими точками, а в философии - точками границы меры. Теперь, давайте посмотрим, что интересного можно отметить в этом графике, представляющем собой ступенчатую линию.
Во-первых, с точки зрения философии вертикальная ось температур показывает постепенные (количественные) изменения вещества, а горизонтальная ось агрегатных состояний - скачкообразные (качественные). При этом получается, что если количественному изменению объекта (отрезок 3-4) между критическими точками на оси температур соответствует постоянное качественное состояние (облик) объекта (точка 0), то изменению качественного состояния объекта (линия 2-3) тоже соответствует постоянное значение количественного параметра (+100°С). Это показывает, что деление изменений на качественные (скачкообразные) и количественные (плавные) является чисто условным и что они происходят одинаково относительно друг друга.
Во-вторых, пользуясь терминами философии, можно сказать, что ось температур представляет собой узловую линию мер с мерами: пар, вода, лёд, и границами мер в точках +100°С и 0°С (критические точки). Ниже критической точки на графике вещество находится в одном качественном состоянии, а выше - в другом. Если мысленно равномерно двигаться по шкале температуры, то при прохождении критической точки агрегатное состояние вещества действительно изменяется скачкообразно, перескакивая с отрезка 1-2 на отрезок 3-4. В действительности же, такого мгновенного скачка не происходит. Наоборот, на критической точке происходит остановка в изменении температуры до тех пор, пока всё вещество не превратится в новое агрегатное состояние, то есть до тех пор, пока вещество не пройдёт отрезок 2-3 или 4-5. И если бы внешний наблюдатель не знал заранее форму графика и не видел вещество через прозрачные стенки испытательного сосуда, а судил бы о его состоянии только по показаниям термометра, то наблюдатель, скорее всего, сделал бы из показаний термометра выводы, совершенно противоположные действительности. Он полагал бы, что если показания термометра изменяются, то и само вещество тоже изменяется, а если показания термометра останавливаются (при +100°С и при 0°С), то и вещество перестаёт изменяться, хотя фактически именно в этих критических точках происходит превращение пара в воду, а воды в лёд.
Отсюда можно сделать очень важный вывод, что внешний наблюдатель не может заметить процесс превращения объекта из одного качественного состояния в другое, так как изменение объекта при этом не регистрируется измерительным прибором, то есть объект в момент превращения не воздействует или не изменяет своего воздействия на внешнюю среду. Именно этот пробел в информации и создает впечатление скачкообразного изменения объекта по отношению к внешнему наблюдателю. Фактически же, в этом «зазоре» между двумя качественными состояниями вещества на участках 2-3 и 4-5 происходит его внутренняя перестройка - конденсация и кристаллизация. Процессы перестройки происходят практически одинаково. В обоих случаях во всём объёме вещества возникают мельчайшие частицы - зародыши следующего агрегатного состояния. Затем эти зародыши растут, сливаются вместе и занимают весь объём вещества, которое после этого снова начинает проявлять себя, так как термометр начинает показывать внешнему наблюдателю изменение температуры. Таким образом, в критических точках оси температур, то есть в «зазоре» между двумя внешними проявлениями объекта (двумя качественными состояниями вещества), происходит незаметный для внешнего наблюдателя процесс его внутренней перестройки, заключающийся в развитии внутреннего зародыша нового облика объекта. Поэтому сама критическая точка не даёт определенного ответа о том, в каком именно агрегатном состоянии находится вещество в данный момент.
*
Если же убрать из графика на pис.7 зоны неопределённости, а именно: отрезки 2-3, 4-5 и критические точки 0°С и +100°С, то мы получим график, изображенный на рис.8. Образно говоря, этот график показывает три агрегатных состояния вещества, как три скачкообразных следа взаимодействия вещества с внешней средой (с миром внешнего наблюдателя), разделенных процессами внутренних перестроек.
Для внесения определенности в скрытые процессы внутренней перестройки необходимо ввести ещё одну ось координат, перпендикулярную к первым двум. Так как в процессе превращения вещество существует одновременно в двух агрегатных состояниях, то на третьей оси координат будем откладывать отношение количества нового агрегатного состояния вещества к общему количеству вещества внутри сосуда при проведении измерений. Тогда число 0 (0%) будет соответствовать началу зарождения нового агрегатного состояния вещества, а число 1 (100%) - полному переходу вещества в новое агрегатное состояние. Поскольку на рис.8 в одной плоскости изображены агрегатные состояния, охватывающие всё вещество, то мы будем считать, что им на новой координатной оси соответствует число 100%, поэтому, с целью удобства, будем считать, что для новой оси координат в начале координат находится число 100%, тогда возникновение зародышей нового качественного состояния и их рост будет изображаться отрезками 2″-3 и 4″-5 в горизонтальных плоскостях, проходящих через критические точки оси температур (см. рис.9).
На рис.9 наглядно видно, что в момент прохождения остывающим веществом критической точки на оси температур, то есть в момент качественного скачка, внутри объекта (в точках 2'' и 4'') появляется зародыш нового агрегатного состояния, который развивается за счет поглощения вещества, находящегося в старом агрегатном состоянии. Чем дальше мы продвигаемся, например, от точки 4 к точке 5, тем большая часть вещества превращается в новое агрегатное состояние.
Если график на рис.9, отражающий внешние проявления объекта и внутренние процессы его перестройки, спроецировать на горизонтальную плоскость, то мы получим «сумму» процессов, происходящих внутри объекта при его превращениях (см. рис.10). При этом отрезки 1-2, 3-4, 5-6 превратились на рис.10 в свою проекцию на плоскость в виде точек П, В, Л, обозначающих агрегатные состояния: пар, вода, лёд. Таким образом, если внутренние процессы перестройки проецировались на ось температур в критические точки, то, в свою очередь, периоды внешнего проявления вещества проецируются в точку на плоскость внутреннего наблюдателя, то есть такого наблюдателя, который мог бы находиться внутри испытательного сосуда с веществом и наблюдать рост зародышей.
Образно говоря, график на рис.10 показывает два процесса внутренней перестройки вещества, как два следа взаимодействия вещества с миром внутреннего наблюдателя, находящегося внутри сосуда.
Тогда вся «жизнь» или всё развитие вещества, как объекта природы, может быть представлено в виде последовательного чередования периодов его внешнего проявления и внутренних перестроек: пар - (конденсация) - вода - (кристаллизация) - лёд. Исходя из этого, уже можно сказать, что фактически на рис.9 мы построили график превращения вещества не в осях, отражающих, как это было принято ранее, количественные и качественные изменения объекта, а в осях, отражающих взаимодействие объекта с внешним и внутренним наблюдателем или с внешней и внутренней средой. На этом мы можем пока закончить анализ процесса фазовых превращений вещества. Этот процесс общеизвестен и нам потребовалось только лишь представить его в виде наглядного графика, чтобы подчеркнуть интересующие нас моменты.
Далее мы убедимся, что полученный график отражает истинную закономерность развития поскольку он точно описывает процессы развития и тех объектов природы, которые Ф. Энгельс брал в качестве доказательства проявления спиралевидного закона «Отрицания отрицания» в Природе.
Анализ процесса развития насекомого
Причиной появления ошибочного закона «Отрицания отрицания» является упрощенное представление процесса развития, в том числе и процесса развития бабочки. Как вы помните, весь процесс развития насекомого был сжат всего лишь до двух стадий: яичка, откладываемого бабочкой, и самой бабочки. Если же вы посмотрите учебник биологии, то биология выделяет в жизни (онтогенезе) бабочки следующие стадии её развития: яичко - гусеница - куколка - бабочка. Крайние из этих стадий фигурируют в примере Ф. Энгельса.
Но развитие данного насекомого из яичка невозможно без предварительного оплодотворения яичка, без предварительного отделения самцом половой клетки (гаметы). Поэтому будем считать, что уже с самостоятельного существования половой клетки, выделенной самцом, начинается отсчёт жизни нового насекомого. Тогда весь процесс развития насекомого будет состоять из пяти стадий: половая клетка - яичко - гусеница - куколка - бабочка. Отбрасывание стадии половой клетки из жизни бабочки происходит по той причине, что соединение половой клетки с яичком происходит внутри организма бабочки и недоступно взгляду внешнего наблюдателя. Только после того, как бабочка отложит оплодотворённое яичко во внешнюю среду, оно попадает в поле зрения внешнего наблюдателя и все остальные стадии развития бабочки проходят у него на виду, как стадии развития одного объекта.
Для наглядного изображения этого процесса мы будем рассматривать развитие бабочки в форме полученного нами графика на рис.7, при этом на горизонтальной оси возьмём, как и ранее, три точки, соответствующие трём качественным состояниям объекта. Так как отличительной чертой живых организмов является их обмен с внешней средой, то на вертикальной оси будем откладывать, например, массу вещества (М), поглощённого организмом из внешней среды.
Тогда на рис.11 отрезку 1-2 будет соответствовать слияние мужской и женской гаметы, что можно рассматривать как поглощение мужской половой клеткой женской половой клетки, включая и те питательные вещества, которые в ней находятся. В результате слияния половых клеток образуется яичко, откладываемое бабочкой во внешнюю среду. Яичко не имеет обмена веществ с внешней средой, поэтому на вертикальной оси координат процесс обмена достигает критической точки, остановки, во время которой в яйце происходит внутренняя перестройка, скрытая от внешнего наблюдателя оболочкой яйца (отрезок 2-3). Затем оболочка разрушается и на свет появляется гусеница, которая ведёт активный образ жизни, поедая растения (отрезок 3-4). Далее снова наступает остановка обмена с внешней средой и гусеница превращается в куколку, отделяясь от внешней среды оболочкой, под которой происходит перестройка, скрытая от глаз внешнего наблюдателя (отрезок 4-5). На последней стадии жизни насекомого из куколки появляется бабочка, которая поглощает пыльцу растений и, достигнув точки 6, умирает (отрезок 5-6).
При этом на стадии «яичко» перестройка состоит в том, что имеющийся внутри него зародыш гусеницы развивается, поглощая питательные вещества, находящиеся в яйце. На стадии «куколка» внутри оболочки также появляются зародыши, которые используют разложившийся организм гусеницы, как строительный материал для образования организма бабочки.
Таким образом, развитие насекомого - это сложный процесс, который так же, как и процесс развития вещества, представляет собой аналогичное чередование периодов внешнего проявления объекта и его внутренней перестройки. Поэтому, нет никаких оснований разделять «живую» и «неживую» природу на развивающиеся и неразвивающиеся объекты, так как все они развиваются по одной и той же закономерности, описываемой одним и тем же графиком.
Что особенного можно выделить в процессе развития бабочки? Из рассмотренного примера видно, что жизнь насекомого, как живого существа, имеет прерывистый, дискретный характер. В стадиях «яичко» и «куколка» насекомое не имеет обмена с внешней средой и только наше знание о последующих состояниях насекомого даёт нам основания считать, что это не смерть, а стадия развития. Фактически, на этих стадиях живым является только зародыш, который развивается под оболочкой и осуществляет обмен с веществом, содержащимся внутри неё.
Поэтому развитие насекомого от половой клетки до бабочки не есть жизнь одного организма. С точки зрения внутреннего наблюдателя, то есть того наблюдателя, который мог бы расположиться внутри насекомого и перемещаться вместе с ним из одного облика в другой, жизнь насекомого состоит из жизней трёх независимых друг от друга организмов: половой клетки, гусеницы и бабочки. Каждый из этих организмов проживает под оболочкой свой процесс постепенного развития от зародыша до сформировавшегося качественного состояния, при достижении которого оболочка лопается и организм скачкообразно появляется во внешней среде. Единственное, что связывает эти самостоятельные организмы, так это то, что каждый последующий развивается из вещества, накопленного предыдущим.
Внешний же наблюдатель думает, что он видит перед собой один и тот же объект, который претерпевает метаморфозу (превращение) поскольку объект никуда не исчезает из поля зрения, а просто «скачком» изменяет свой облик.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении жизни и смерти, существования и не существования, бытия и небытия объекта. На этот вопрос мы попытаемся ответить ниже.
2.3 Что такое «бытие» и «небытие»?
В современной философской литературе понятие «бытие» существует как «философское понятие, обозначающее … материю» и как «общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще»[9.55] В сумме это означает, что если объект материален, то он существует, обладает бытием. Понятие «небытие» в философском словаре И.Т. Фролова отдельно не выделяется и, по-видимому, должно пониматься как отрицание предыдущего, т.е. объект, который не обладает бытием, не существует, не материален. Однако, некоторые авторы объясняют эти понятия иначе. Так, например, А.И. Алексеев с точки зрения всё той же диалектики, которая рассматривает противоположности в качестве обязательных атрибутов, присущих любому процессу, считает, что «процесс возникновения (вещи) включает в себя как бытие, так и небытие», т.к. «до своего возникновения вещь находилась в состоянии небытия, после возникновения - в состоянии бытия» [7.110]. При этом автор разъясняет, что «бытие означает то, что есть, что присутствует, а небытие, наоборот, то чего нет, что отсутствует» [7.110].
По сравнению с формулировкой в философском словаре, возникновение бытия из небытия означает возврат к идеализму, т.к. получается, что материя может возникать из ничего, из того, что отсутствует.
Рассмотренные нами процессы развития конкретных объектов действительно представляют собой чередование бытия и небытия. Но в нашем случае небытие означает не отсутствие объекта, а отсутствие его проявления, отсутствие взаимодействия с внешней средой. Такое понимание небытия не противоречит определению материи, которое ей дал В.И. Ленин. «Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дала человеку в ощущениях его… существуя независимо от них» [3.92]. Слова «существуя независимо от них» означают, что материя существует и тогда, когда человек её не ощущает. Действительно, множество явлений природы человеком вообще не воспринимаются, не ощущаются. О том, что они существуют, человек может судить лишь по показаниям сверхчувствительных приборов. И если прибор перестал регистрировать воздействие объекта на окружающий мир и на измерительный прибор, то это совсем не означает, что объект перестал существовать. Вполне вероятно, что объект просто отделился от нас «непроницаемой оболочкой» и приступил к процессу внутренней перестройки. В науках о космических объектах такое состояние «небытия» встречается в предполагаемом явлении «релятивистского гравитационного коллапса», когда звезда перестаёт испускать свет и впадает в состояние «чёрной дыры». Поэтому, чтобы не вносить путаницу в установившуюся терминологию бытия и небытия, будем называть состояние объекта, когда объект существует, но не проявляет себя, состоянием «коллапса».
Тогда существование объекта будет, как и прежде, называться бытиём, а не существование - небытиём. Остальные состояния объекта с точки зрения излагаемой теории можно охарактеризовать следующим образом.
Рождение - это момент появления объекта во внешней среде, начало его взаимодействия с внешней средой, в которой находится наблюдатель. С этого момента начинается отсчёт жизни объекта внешним наблюдателем.
Жизнь - это процесс развития объекта за счёт постоянного взаимодействия с внешней средой без распада организма, связанного с изменением облика.
Цикл развития объекта - период, который может включать в себя несколько жизней объекта в разных обликах, разделённых периодами «коллапса».
Коллапс - это временный перерыв во взаимодействии объекта с внешней средой, сопровождающийся возникновением внутри него зародыша, развивающегося за счёт вещества, находящегося под оболочкой объекта и являющегося для зародыша его внешней средой. Когда зародыш поглотит всё вещество объекта, коллапс раскрывается, старая оболочка объекта разрушается, и объект в новом облике появляется во внешней среде. Коллапсы разделяют цикл развития объекта на стадии (жизни) его существования в различных обликах.
Смерть - это конец взаимодействия объекта с внешней средой, сопровождаемый разрушением оболочки объекта и рассеиванием во внешней среде вещества, из которого состоял объект.
До наступления этого момента объект выделяет во внешнюю среду половую клетку, которая начинает развиваться, накапливая вещество под своей оболочкой. Внешней средой для половой клетки обычно является среда, расположенная внутри другого объекта, поэтому развитие половой клетки не является её жизнью по отношению к внешнему наблюдателю т.к. при этом она не взаимодействует с данным внешним наблюдателем. Однако некоторые религии и законодательства рассматривают насильственное уничтожение человеческого эмбриона в чреве матери (аборт), как убийство человека.
С учётом этого можно сказать, что процесс развития объектов Природы представляет собой чередование состояний его проявления (бытия) и не проявления (коллапсов).
Введённое понятие «коллапса» позволяет объяснить кажущийся парадокс «дефекта массы» в явлениях, обнаруженных при изучении микромира. В микромире обнаружены явления, в которых при слиянии двух элементарных частиц образуется третья, масса которой меньше, чем сумма значений масс исходных частиц. Это противоречит здравому смыслу и требует объяснения. Рассмотренная выше диалектика всегда и на всё имела готовый ответ о единстве и борьбе противоположностей, например таких, как часть и целое. Так, А.Н. Аверьянов пишет: «Речь идёт о таком, на первый взгляд парадоксальном явлении, как существование части больше целого. Действительно, здравый смысл подсказывает нам, что часть, являясь именно частью, входящей в целое, никак не может быть больше целого. Но диалектическое понимание части не имеет ничего общего с обыденным представлением о части, как … меньшем относительно целого» [7.229].
Стала ли вам, уважаемые читатели, яснее суть парадокса из этой игры слов? А ведь явления, аналогичные «дефекту массы», могут происходить в процессе развития любого объекта. Давайте отложим до второй части теории выяснение сущности такого свойства физических тел, как «масса», а вспомним только, что, как и любое другое свойство, «масса» тела определяется путём измерения воздействия тела на измерительный прибор. Таким прибором могут быть обыкновенные рычажные весы в обыкновенном магазине. Устанавливая на одну чашу весов эталон в виде гири, а на другую тот продукт, который мы покупаем, продавец измеряет воздействие продукта на весы в воздействиях эталона. И хотя человечество всё ещё не выяснило причину возникновения той силы, с которой воздействуют на чаши весов эталон и продукт, но многовековой опыт подсказывает нам, что мы купим продукта больше или меньше именно в соответствии с показаниями весов. Такая практика жизни приучила нас к тому, что, производя измерение действия продукта на весы, мы считаем, что определяем при этом его количество. Поэтому уменьшение в микромире «массы» суммарной частицы, по сравнению с суммой «масс» исходных частиц, тоже воспринимается нами как уменьшение количества «вещества» при слиянии двух частиц. Фактически же, этот «дефект массы» необходимо рассматривать не как изменение количества той субстанции, которая образует суммарную частицу, а как уменьшение воздействия суммарной частицы на измерительный прибор по сравнению с суммой воздействий на этот прибор каждой из исходных частиц.
Такое изменение воздействия на внешнюю среду мы видели на примерах конкретных объектов Природы, развитие которых представляет собой процесс чередования проявления и не проявления объекта по отношению к внешнему наблюдателю. Именно переход от состояния проявления объекта к состоянию коллапса сопровождается уменьшением его воздействия на внешнюю среду. Вспомним пример с насекомым. Гусеница поглощает растения, а растения поглощают углекислый газ. И то, и другое оказывает воздействие на окружающую среду. Но, поглотив из окружающей среды необходимое количество зеленой массы растений, гусеница переходит в состояние коллапса. Получается, что если к гусенице прибавить съеденные ей растения, то суммарный объект, с точки зрения воздействия на окружающую среду, исчезнет вообще. Мы же не замечаем этого «дефекта насекомого» поскольку продолжаем видеть его и в состоянии «куколка». Но, об объектах микромира мы можем судить лишь по степени их воздействия на приборы и переход такого объекта в состояние частичного или полного коллапса воспринимается нами не как уменьшение проявления объекта, а по сложившейся бытовой привычке, как уменьшение количества вещества, то есть как уменьшение (дефект) самого объекта.
Анализ процесса развития растения
Для высших семенных растений под онтогенезом, т.е. под периодом развития, ботаника понимает период с момента прорастания семени до момента образования новых. Это соответствует представлению о развитии растения в первом примере Ф. Энгельса. Однако само семя есть результат предшествующего развития вполне конкретных материальных образований, приводящих к появлению данного семени. Весь этот процесс подробно описан в той же ботанике и в совокупности развитие семени и растения может быть представлено в виде графика на рис.12. Участок 1-2 на рис.12 отражает рост микроспоры внутри пыльника тычинки с образованием пыльцевого зерна. Участок 2-3 соответствует развитию половых клеток внутри пыльцевого зерна. Участок 3-4 соответствует процессу слияния мужской и женской половой клетки, с образованием семени. Участок 4-5 соответствует развитию зародыша растения, находящегося в семени, за счет питательных веществ самого семени. Участок 5-6 соответствует росту растения за счет взаимодействия с внешней средой. Пыльцевое зерно и семя представляют собой сколлапсированные материальные системы, не связанные ни с внешней средой, ни с растением. Таким образом, растение тоже развивается по выделенной нами закономерности развития. Однако можно отметить, что если физика к стадиям развития вещества относит пять стадий: пар - конденсация - вода - кристаллизация - лёд, а биология к онтогенезу насекомого относит уже только четыре стадии: яйцо - гусеница - куколка - бабочка, то ботаника в онтогенезе растения оставляет всего две стадии: семя - растение, так как остальные стадии скрыты от глаз внешнего наблюдателя и свершаются внутри коллапса или родительского организма. В связи с этим необходимо более внимательно рассмотреть существующие понятия о «внутреннем» и о «внешнем».
2.5 Что такое «внутреннее» и «внешнее»?
>В философии под «внутренним» и «внешним» понимается, как правило, сущность и явление, закон и его проявление, т.е. философские абстракции, не связанные с физической сущностью этих понятий. Поэтому, давайте вспомним обыкновенную механику. В механике под внутренними силами понимаются силы взаимодействия между точками материальной системы, а под внешними - силы, действующие на точки материальной системы со стороны тел, не принадлежащих данной системе. Отсюда видно, что под границей между «внешним» и «внутренним» в физическом мире понимается оболочка, ограничивающая какую-либо материальную систему и процессы, происходящие внутри неё. Тогда под «внутренним», с точки зрения физики, будет пониматься всё то, что находится внутри оболочки, ограничивающей какую-либо материальную систему, а под «внешним» - всё то, что находится вне этой оболочки. Однако понятия «внутреннее» и «внешнее» являются понятиями относительными. Чтобы убедиться в этом, давайте ещё раз рассмотрим стадию развития насекомого в виде куколки. Мы уже знаем, что внутри куколки живёт зародыш бабочки, который развивается за счёт взаимодействия с веществом куколки, как со своей внешней средой. Если изобразить всё это графически, то мы получим рис.13, на котором оболочки куколки и зародыша бабочки изображены в виде двух сфер, одна из которых расположена внутри другой.
Теперь давайте представим себе, что внешний наблюдатель смог переместиться под оболочку куколки и оказался в пространстве между двумя сферами. При этом он стал называться внутренним наблюдателем по отношению к прежнему внешнему наблюдателю. Однако, теперь рядом с ним расположена оболочка зародыша бабочки, по отношению к которой тот же самый наблюдатель должен называть себя внешним наблюдателем. Вот и получается, что пространство между двумя сферами, в котором оказался наблюдатель, является внутренним по отношению к пространству за оболочкой куколки, и внешним, по отношению к пространству, расположенному под оболочкой зародыша. Чтобы устранить эту двойственность в названиях одного и того же наблюдателя и одного и того же пространства, давайте будем называть пространство между сферами просто миром, внутри которого существует наблюдатель.
Тогда по отношению к этому миру можно выделить два внешних мира. Первый внешний мир - это мир, расположенный за оболочкой куколки и обращённый к наблюдателю вогнутой стороной наружной сферы. Второй внешний мир - это мир, расположенный под оболочкой зародыша и обращённый к тому же наблюдателю выпуклой стороной внутренней сферы. Один внешний мир имеет положительный радиус кривизны по отношению к наблюдателю, другой - отрицательный. Именно поэтому все неэвклидовы геометрии делятся на два класса геометрий - с положительным и отрицательным радиусом кривизны. При увеличении радиусов наружной и внутренней сферы до бесконечности оба класса геометрий превращаются в геометрию Эвклида, так как при бесконечном радиусе кривизна сферической поверхности становится равной нулю и обе сферы превращаются в бесконечные плоские поверхности.
Возвращаясь к рассматриваемому вопросу, отметим, что такое понимание «внутреннего» и «внешнего» даёт нам возможность разрешить главный вопрос диалектики о причинах развития, причём без использования умозрительных абстракций о саморазвитии и самоизменении за счёт развития внутреннего противоречия.
Фактически, всё оказывается гораздо проще и понятнее. Ведь, как мы уже отмечали выше, процессы внутренних перестроек во время коллапсов объекта изображались на рис.10 в виде двух следов взаимодействия объекта с миром внутреннего наблюдателя. Сейчас мы можем уточнить, что при этом объект взаимодействовал с зародышем, который и является внешней средой, находящейся «внутри» объекта. Тогда, весь процесс развития (движения) объекта может быть представлен, как процесс поочерёдного взаимодействия объекта с двумя внешними средами, одна из которых находится снаружи, а другая - внутри него. Это не нарушает общеизвестных принципов механики, которая говорит, что любое изменение в движении объекта возможно только при воздействии на него внешних сил, подразумевая их наличие только снаружи. В этом одностороннем понимании «внешнего» физика тоже совершила ошибку, которая позволила философии противопоставить механическое движение, совершающееся будто бы только за счёт наружных «внешних» сил, философскому понятию «развитие», которое происходит будто бы только за счёт «внутренних» сил.
Выделение нами «внутренней» внешней среды устраняет противоречие между философией и механикой т.к. и развитие и движение происходят по одному и тому же принципу поочерёдного взаимодействия объекта с двумя «внешними» средами, одна из которых находится снаружи объекта, а другая - внутри него.
Если для живых объектов мы уже подробно рассмотрели этот процесс, то для чисто «механического» движения, например, бильярдных шаров, нам ещё предстоит убедиться во второй части теории, что в промежутках между соударениями шары движутся за счёт взаимодействия со второй «внешней» средой, находящейся внутри них. Фактически, после соударения шар не проявляет себя по отношению к другим шарам на бильярдном столе. Только при новом столкновении с ними шар снова проявит себя, окажет действие, явится причиной. Между столкновениями лежит период не проявления (коллапса) данного шара по отношению к остальным шарам. Период коллапса разрывает причинно-следственную связь, создаёт границу, которая отделяет одно событие от другого. В период коллапса происходит перестройка в расположении шаров относительно друг друга, как и в любом другом из рассмотренных примеров развития (движения).Теперь давайте рассмотрим ещё несколько явлений, смысл которых становится более понятным в связи с введением понятия внутренней «внешней» среды.1) Очевидно, что, выделяя оболочки куколки и зародыша бабочки в виде двух сфер на рис. 13, мы не учли, что куколка, в свою очередь, тоже является элементом какой-то материальной системы, например, элементом биосферы, находящейся между сферической поверхностью Земли и сферической поверхностью наружного слоя атмосферы. Поэтому, для отражения фактической картины вхождения одной материальной системы в другую, мы должны были бы на рис.13 нарисовать множество концентрических окружностей, получив рис.14. При этом каждый сферический слой между двумя соседними сферами на рис.14 представлял бы свой отдельный (автономный) Мир. Тогда какой из них называть «внутренним», а какой «внешним»? Очевидно, что любой из этих миров, внутри которого находится наблюдатель, является внутренним миром для двух ближайших к нему внешних миров, один из которых находится внутри данного мира, а другой - снаружи.
С этими внешними мирами данный внутренний мир может взаимодействовать или впадать в состояние коллапса по отношению к ним. Те наружные Миры, которые на рис.14 расположены дальше, чем ближайшие к «внутреннему» внешние миры, для данного Мира и наблюдателя вообще не существуют. Они постоянно сколлапсированы, так как не оказывают на него воздействие. Именно такая автономия уровней вхождения систем друг в друга не делает всю Вселенную единым целым и обеспечивает её вечное существование, не зависящее от катастроф в каждом из конкретных объектов (миров). Именно такая автономия не позволяет связать все события в Мире одной причинно-следственной связью, как это пыталась сделать диалектика в примере с бильярдными шарами или в примере с Единым Закономерным Мировым Процессом (ЕЗМП).
2) Как мы видели на рис.7,8,9,10 внутренний и внешний мир, при проецировании друг на друга, вырождаются на графиках в точку. Именно этим можно объяснить трёхмерность пространства. Ведь только три мира связаны между собой как внешнее и внутреннее, и если с каждым из них сопоставить свою числовую ось, на которой изображать события в соответствующем мире, то эти оси должны располагаться взаимно перпендикулярно друг другу. Только в этом случае каждый внешний мир проецируется в точку на внутренний мир.
3) Установленная нами закономерность развития объектов в виде чередования трёх периодов внешнего проявления, разделённых стадиями двух коллапсов, позволяет разрешить ещё один логический тупик старой теории. Пытаясь получить модель процесса развития, как цепочку отрицающих друг друга качественных состояний объекта, философы автоматически получали замкнутый круг, так как обычная или формальная логика считает противоположностью или отрицанием левого конца палки её правый конец, а отрицанием правого конца снова левый. Для выхода из этого кольца философам пришлось придумать «случайное» и «диалектическое» отрицание, а также специальную «диалектическую» логику. Но даже и в этом случае Ф. Энгельс взял за отрицающие друг друга противоположности насекомого состояния «бабочка» и «яичко», хотя они являются стадиями развития совершенно разных организмов. Из яичка развивается организм гусеницы, а организм бабочки развивается из куколки.
На рис.15 условно совмещены в одной плоскости графики внутренних перестроек и внешних проявлений насекомого в процессе развития (рис.8 и 10). Стадии внутренних перестроек (коллапсов) показаны ниже горизонтальной оси, а стадии внешнего проявления - выше. Из графика видно, что вся жизнь гусеницы и вся жизнь бабочки изображается совершенно разными ломаными отрезками: (2'-Г-Г') и (4'-Б-Б'). Поэтому противоположностями в процессе развития насекомого являются не яичко и бабочка, а, как и утверждает формальная логика, противоположные концы ломаного отрезка (2'-Г-Г') для гусеницы и (4'-Б-Б') для бабочки. То есть, противоположностью взрослой бабочки (Б') является зародыш бабочки (4'), появляющийся внутри куколки, а противоположностью взрослой гусеницы (Г')является зародыш гусеницы (2'), появляющийся внутри яичка (коллапса). И наоборот.
Но, чтобы развитие не замыкалось между противоположными концами одного и того же отрезка, в Природе всё устроено так, что на середине этого отрезка, а именно в переломных точках Г и Б, существует переход от внутреннего мира к внешнему, проявляющийся в раскрытии оболочки коллапса (яичка и куколки). Например, зародыш гусеницы (отрезок 2'-Г) живёт внутри оболочки коллапса, а взрослая гусеница уже вне неё, то есть во внешней среде (отрезок Г-Г').
Таким образом, жизнь гусеницы, изображаемая в виде отрезка 2'-Г-Г', соединяет своими «концами» две внешние относительно друг друга среды. Этим логически исключается возможность обратного направления развития от взрослой гусеницы к её зародышу. Поэтому после достижения гусеницей своего взрослого состояния (Г'), дальнейшее развитие снова происходит как переход от внутреннего к внешнему, но это внешнее возникает не за счёт разрыва наружной оболочки, а за счёт появления зародыша бабочки (4’) внутри гусеницы. Теперь оболочка коллапса (куколки) объединяет концы отрезков (2'-Г-Г’) и (4’-Б-Б'), т.е. конец жизни гусеницы и начало жизни зародыша бабочки. На рис.15 оболочки коллапсов, связывающие концы отрезков, условно показаны в виде пунктирных замкнутых линий, напоминающих звенья цепи.
Следовательно, весь процесс развития (движения) любого объекта Природы можно представить в виде цепи, звенья которой лежат во взаимно перпендикулярных плоскостях и представляют собой чередование отрицаний «рождение - смерть» и «внутреннее - внешнее». В физике специфический волновой образ цепи используется для объяснения процесса распространения (движения) радиоволн и света, но взаимно перпендикулярные плоскости при этом называются электрическим и магнитным полем.
4) Таким образом, полученная нами картина процесса развития не требует нарушения принципов нормальной логики для его объяснения. Кроме того, рис.15 наглядно подтверждает общеизвестный факт, что развитие (движение) происходит на границе двух сред, причём не только при переходе от одной стадии развития к другой, но даже и в процессе развития одной стадии существования объекта. Можно убедиться в этом и на примере других объектов. Так, растение существует на границе почва - воздух. Поэтому растение, как целостная материальная система, представляет собой две, отрицающие друг друга части: корень и стебель, каждая из которых существует в своей среде. При уничтожении одной из этих частей, данное растение перестаёт существовать. На определённой стадии развития растение выбрасывает семя (зерно), содержащее уже сформировавшийся зародыш будущего растения, который имеет зародышевый корень и зародышевый стебель. Сначала у зародыша вырастает корень, который закрепляется в почве, то есть в одной внешней среде, а уж затем растёт стебель в другой внешней среде.
Для подтверждения вышесказанного можно найти аналогию в развитии растения и человека. Во-первых, под жизнью человека наука тоже понимает только последнюю стадию существования объекта, проживающего несколько стадий в разных обликах. Во-вторых, новорожденный ребёнок или плод, появившийся на свет, является полным аналогом зерна растения, так как представляет собой зародышевого человека, снаружи которого располагаются зародышевые органы взаимодействия с одной внешней средой (руки, ноги, глаза, уши), которые ещё не в состоянии функционировать, а внутри - головной мозг - зачаток будущей нервной системы организма и орган взаимодействия со второй внешней средой.
Если применить к человеку термины растения, то органы взаимодействия со средой обитания - это корни, а нервная система - это стебель. Человек сначала врастает «корнями» в природу, учась пить, есть, ходить, а уж затем развивается его «стебель», его сознание. Именно степенью развития «корня» и «стебля» человек отличается от животных. При уничтожении «корня» или «стебля» человек перестает существовать, а при недоразвитости мозга человек остается животным.
Сейчас трудно конкретно сказать, что именно является той внешней средой, с которой взаимодействует мозг человека, но это взаимодействие существует, поскольку сама человеческая жизнь представляет собой чередование периодов внешнего проявления и коллапсов. Днём человек бодрствует и взаимодействует со средой обитания, а ночью спит, т.е. впадает в состояние коллапса, когда внутри человека должна происходить какая-то перестройка, обновление, что и является его взаимодействием со второй внешней средой. Можно только сказать, что вторая внешняя среда находится «внутри» человека и, вероятнее всего, представляет собой более низкий уровень существования материи - тот уровень, который принято называть вакуумом (см. часть 2 теории).
Интересно отметить, что дельфин не впадает в состояние сна, так как полушария его мозга не сразу, а поочередно переходят в состояние коллапса, обеспечивая дельфину постоянное бодрствование. Уже этот пример позволяет понять, что скачкообразное изменение облика объекта соответствует переходу всего объекта в состояние коллапса. Если же, в состояние коллапса впадают отдельные составные части объекта, то объект не прекращает своего взаимодействия с внешней средой, а постепенно изменяет свой облик, что соответствует плавным или количественным изменениям объекта, как это было принято говорить ранее.
Можно также привести пример взаимодействия с двумя внешними средами, которое происходит в механической системе автомобиля. В автомобиле сначала движение (расширение) газа в цилиндре двигателя передается через поршень на колеса, взаимодействующие с дорогой, а затем вращение колес передается обратно поршню, сжимающему газ в цилиндре. При этом относительно автомобиля движется как дорога, так и газ в цилиндре двигателя. Другими словами, автомобиль движется как относительно дороги, так и относительно газа в цилиндре. Для него газ и дорога - это две внешние среды, которые не взаимодействуют друг с другом, но с которыми поочередно взаимодействует автомобиль то «внешними», то «внутренними» своими частями. Стоит только убрать дорогу из-под колес или газ из цилиндров и автомобиль будет неподвижен.
5) В заключение этой темы можно отметить еще одну интересную аналогию. Если на рис.15 линию П'-Г'-Б', на которой лежат точки пределов развития половой клетки, гусеницы и бабочки, сопоставить с одной внешней средой, а линию 2'-4', на которой лежат точки начала развития зародышей гусеницы и бабочки, сопоставить с другой внешней средой, то сам процесс развития, отражаемый графиком на рис. 15, можно сопоставить с траекторией продвижения всего объекта по дороге (коридору развития), ограниченной обочинами в виде линий П'-Г'-Б' и 2'-4'. При этом траектория объекта представляет собой зигзагообразное (колебательное) движение от одной обочины дороги к другой или, другими словами, от одной стороны «коридора развития» к другой.
На рис.16 дано упрощенное изображение графика внутренних перестроек, отражающего процесс развития, например, вещества с точки зрения внутреннего наблюдателя (см. рис. 10). Рисунок 16 наглядно показывает, что процесс развития (жизнь) объекта Природы действительно является колебательным процессом, о котором мы говорили в первой главе как о принципе существования самой Природы.
*
Мы убедились, что на объект можно воздействовать как снаружи, так и изнутри. Поэтому научные методы селекции растений, развиваемые И.В. Мичуриным и Т.Д. Лысенко так же правомерны, как и методы генетики, развиваемые в СССР Н.И. Вавиловым, но сталинский «политический режим» сделал Н.И. Вавилова «врагом народа».
6. О модели процесса развития объектов Природы
Рассмотренная выше аналогия процесса развития объекта с движением по «коридору развития» еще не является моделью, отражающей все моменты развития. Для выявления внешнего вида этой модели давайте сначала построим график, который отражал бы развитие не одной бабочки, а всей совокупности бабочек, образующих популяцию данного вида организмов (рис.17). Бабочка любого поколения представляет собой последнюю стадию развития конкретного насекомого и одновременно отражает качественное состояние всей совокупности бабочек в данный момент времени. Каждый наклонный отрезок ПК-Б на рис.17 представляет собой жизнь насекомого конкретного поколения. Достигнув конца своего развития и отделив половую клетку (ПК), бабочка умирает. Из половой клетки развивается новое насекомое и тоже достигает последней стадии своего развития в образе новой бабочки.
В течении своей жизни насекомое существует в различных обликах и только в конечной точке Б начинает проявлять себя во внешней среде, как бабочка. Поэтому для рис.17 всю жизнь насекомого от точки ПК до точки Б можно считать состоянием коллапса , т.е. состоянием непроявления его в виде бабочки. Тогда весь цикл развития насекомого от стадии «половая клетка» до стадии «бабочка» можно считать развитием своеобразного «зародыша» внутри этого коллапса.
Теперь давайте заменим отрезки ПК-Б на рис.17 изображением цикла развития бабочки в форме графика на рис.10. В результате такой замены мы получим на рис.18 график, отражающий одновременно жизнь совокупности бабочек в виде смены поколений и жизнь бабочек каждого поколения. Для упрощения рис.18 графики с рисунков 17 и 10 (преобразованные для развития бабочки) условно совмещены в одной плоскости. На графике 18 видно, что если на рис.17 развитие «зародыша» изображено сплошной линией ПК-Б, то на более подробном рис.18 этот же отрезок изображен дискретной, то есть прерывистой линией, состоящей из точек ПК,Г,Б. Логично предположить, что при более подробном рассмотрении сплошные отрезки 2'-Г2 и 4'-Б2, изображающие развитие зародышей гусеницы и бабочки, тоже являются дискретными и содержат в себе аналогичные процессы, которые изображены на рис.18 в виде дополнительных ветвей к отрезку 2'-Г3.
Теперь на рис.18 уже явно видно, что модель процесса развития представляет собой ветвь дерева. Если дискретный отрезок Б1-Б2-Б3 считать стволом, то к нему примыкают две ветви в виде дискретных отрезков ПК2-Г2-Б2 и ПК3-Г3-Б3, к которым примыкают веточки 2'-Г2, 4'-Б2 … . И так далее.
Интересно, что Ч. Дарвин, изучая происхождение видов на Земле, представлял развитие всего живого именно в форме «родословного древа», поэтому наши выводы не противоречат выводам естественных наук. Более того, из графика на рис.18 видно, что как бабочка входит составной частью в совокупность бабочек, так и график развития отдельной бабочки органично входит в график, изображающий развитие всей их совокупности. Это очевидное требование к модели развития невозможно выполнить, если в качестве исходного элемента для её построения взять диалектическую спираль.
7. О периодической системе элементов Д.И. Менделеева
Для подтверждения отражения в форме ветви дерева действительной модели процесса развития, рассмотрим ещё один пример из области естественных наук, а именно, периодическую систему химических элементов.
Периодическая система химических элементов была создана Д.И. Менделеевым в 1869 году, а в 1871 году он сформулировал закон, который гласил: «Свойства простых тел, также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов». Под элементом или атомом вещества тогда понималась частица, неделимая химическим путем на более мелкие. В основе систематизации элементов лежало значение атомной массы каждого из них. При записи элементов в порядке возрастания атомной массы в ячейки таблицы, имеющей вид шахматной доски, получалось, что элементы, находящиеся в одном вертикальном столбце, имели сходные химические свойства. В каждом горизонтальном ряду таблицы свойства элементов одинаково изменялись от чисто металлических, в начале ряда, до полного отрицания химической активности в инертном газе, замыкающем ряд.
Поэтому периодическая система элементов Д.И. Менделеева служит в философской литературе примером проявления закона «Отрицания отрицания» и спиральной модели развития. Действительно, в силу периодического повторения характера изменения свойств в каждом горизонтальном ряду, последние могут быть сопоставлены с витками диалектической спирали. Также, исходя из того, что элементы расположенные в начале таблицы, обладают значительной продолжительностью существования, а в конце таблицы жизнь элементов составляет мгновения, существовала точка зрения, что согласно закону «Отрицания отрицания» после последних нестабильных элементов в таблице снова должны появиться стабильные. В свое время на получение таких элементов тратились огромные средства в надежде достичь гипотетического островка стабильности. Но, принимая во внимание, что в основу диалектической спирали были положены всего лишь несколько из всех стадий существования реальных объектов, давайте попытаемся установить наличие в периодической системе элементов такого же казуса, позволившего сравнивать её с образом спирали.
В 1910 году были открыты первые изотопы. Оказалось, что физическими методами можно разделить (рассортировать) почти каждый элемент периодической таблицы на несколько элементов, имеющих различную атомную массу, но одинаковые химические свойства. Такие элементы назвали изотопами того мнимого атома, именем которого названа данная ячейка периодической таблицы. Мнимый химический элемент таблицы имеет дробное значение массы, получаемое, как среднее значение масс изотопов. Поэтому очевидно, что периодическая таблица химических элементов представляет собой систему градации химических свойств, согласно которой по клеткам таблицы разложены все существующие изотопы вещества, отличающиеся друг от друга физическими свойствами.
Со временем выяснилось, что атомы можно расщепить физическими методами на элементарные частицы, которые образуют в атоме центральное ядро и расположенные вокруг него электронные оболочки. Оказалось, что химические свойства элементов определяются зарядом ядра атома, а заряд совпадает с порядковым номером элемента в таблице. С тех пор периодический закон стал звучать так: «Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда ядер … ».
В этой формулировке атомная масса вообще не упоминается и изотопы, имеющие различную массу, но одинаковый заряд ядра, получили законное право занимать одну ячейку мнимого элемента в периодической таблице. Но вопрос о взаимосвязи и классификации всех изотопов, как самостоятельных элементов вещества, остался открытым. И, если бы мы попытались создать такую таблицу, каждая ячейка которой соответствовала бы каждому значению атомной массы, то всё равно мы не смогли бы равномерно распределить все элементы, так как существуют изотопы, атомная масса которых одинакова, а химические свойства различны. Такие изотопы назвали изобарами. Так вот различные изобары снова будут находиться в одной клетке предполагаемой таблицы, так как имеют одинаковую массу.
Поэтому, давайте посмотрим, можно ли найти принципиальный выход из создавшегося тупика, если использовать для поиска упорядоченности изменения свойств всех изотопов найденную нами модель развития. При этом нам надо предположить, что изотопы представляют собой не первокирпичики вещества, количество которых постоянно во Вселенной, а стадии проявления развивающихся объектов, разделенные стадиями внутренних перестроек в состоянии коллапса. Тем самым, мы несколько забегаем вперед, давая фрагмент из новой картины Мира, но тогда процесс развития этих объектов природы (являющихся системой систем) с их рождением, смертью и процессами перехода от одного их проявления к другому, может быть изображен графиком на рис.19 в виде ветвистой модели процесса развития. Будем считать, что на вертикальной оси откладывается атомная масса элемента (М), как характеристика его внешнего проявления, а на горизонтальной оси - электрохимический потенциал (φ), являющийся характеристикой внутренней связи между составными частями атома. Если из определенного значения атомной массы на рис.19 провести горизонтальную прямую, то она пересечет график в нескольких точках, соответствующих разным значениям электрохимического потенциала. Это соответствует существованию изобар. Если же из определённого значения электрохимического потенциала провести вертикальную прямую, то она тоже пересечет график в нескольких точках, соответствующих разным значениям атомной массы. Это соответствует существованию изотопов.
Таким образом, даже такой фундаментальный пример, как периодическая система элементов, не противоречит модели процесса развития объектов Природы, описанной в данной книге.
Какие объекты могут развиваться?
Все ли объекты могут развиваться? Как только мы сказали, что вещество может развиваться, так сразу же может быть задан вопрос: а развивается ли камень на дороге? Что является будущим качественным состоянием стола или стула, сделанного из древесины (вещества)? Это обычные «каверзные» вопросы, которые ставит философия, утверждающая, что развитием обладают только живые организмы и Общество.
Действительно, вроде бы очевидно, что насекомое, как живой организм, развивается, но и здесь не всё так просто. Поэтому, давайте ещё раз рассмотрим на рис.18 дискретный отрезок 2'-Г2, который соответствует процессу развития гусеницы. В точке Г2 гусеница достигает предела своего развития и впадает в состояние коллапса. При этом организм гусеницы, который представлял собой упорядоченную систему взаимодействия составляющих её органических клеток, распадается (регресс). Далее эти клетки перестраиваются под оболочкой коллапса в новую систему их взаимодействия, в новый организм в виде бабочки, которая развивается на отрезке 41-Б2 (прогресс). При этом дискретный отрезок ПК2- Г2-Б2, в который входят точки Г2 и Б2, отражает процесс развития насекомого, существующего в виде трёх качественных состояний, а вернее, в виде трёх самостоятельных организмов.
Тогда что же является объектом развития: половая клетка; гусеница; бабочка, или насекомое, которое объединяет все эти объекты? Биология под насекомым подразумевает только бабочку, а половая клетка и гусеница считаются стадиями её развития. С точки зрения нового взгляда на процесс развития половая клетка, гусеница и бабочка являются самостоятельными объектами, каждый из которых имеет начало и конец своего развития. Поэтому правильнее будет считать, что под «насекомым» понимается система органических клеток, которая, как единое целое, взаимодействует с внешней средой и обладает способностью изменять свой облик за счёт вхождения в состояние коллапса, в период которого изменяются связи между составными частями этой системы вследствие чередования процессов регресса и прогресса.
С этой точки зрения, изменение агрегатного (фазового) состояния вещества тоже является развитием (перестройкой) той материальной системы атомов и молекул, которая образует данное вещество.
Однако, если вещество развивается, т.е. изменяет свой облик в соответствии с изменением внешней среды, то предметы, сделанные из вещества и находящиеся в таких условиях внешней среды, при которых их фазовые превращения не происходят, сами по себе развитием не обладают. Такие предметы могут только разрушаться с разрушением связей между частицами вещества. Например, древесина представляет собой только лишь скелет того дерева, которое когда-то жило и развивалось. Любое дерево, достигнув конца своего развития, прекращает своё существование и постепенно разрушается. Человек же, создав условия, замедляющие разрушение древесины, использует её для изготовления объектов бытового назначения. Ценность этих объектов в том и состоит, что они постоянно выполняют свою функцию, не подвергаясь каким-либо превращениям. Даже философы не делают стулья изо льда, т.к. будущее качественное состояние вещества, из которого состоит такой стул, им хорошо известно - это обыкновенная лужа воды посреди комнаты. Но про такой стул уже можно сказать, что он (вещество) обладает способностью развиваться.
2. 9 О свойствах процесса развития объектов Природы
>Прежде, чем приступить к анализу процесса развития общества людей, давайте ещё раз рассмотрим график на рис.18, отражающий новую модель процесса развития, чтобы выделить в нём особенности и свойства, которые могут служить базой или правилами при проведении анализа будущего качественного состояния общества.
Свойство первое. На примере развития вещества (рис.10) наиболее наглядно видно, что крайние качественные состояния объекта (П и Л) имеют противоположные свойства, а именно: частицы газа (пара) отталкиваются, а частицы твёрдого тела притягиваются. Поэтому, можно считать, что весь процесс развития любого объекта, от одного крайнего качественного состояния до другого, заключается в изменении типа взаимодействия между его составными частями на свою противоположность (с отталкивания на притяжение).
Свойство второе. Среднее качественное состояние вещества является нейтральным по отношению к крайним, так как в нём частицы материальной системы находятся в равновесии, окончательно не притягиваясь и не отталкиваясь друг от друга. Давайте более детально рассмотрим процесс изменения среднего (нейтрального) качественного состояния объекта. Для этого на рис.20 изобразим видоизмененный график с рис.10, отражающий процессы превращения вещества. На рисунке 20 видно, что в точках П, В, Л все 100% вещества в испытательном сосуде находятся в одном качественном состоянии. Отрезок (-l)-B, изображающий на стадии «конденсация» рост зародышей воды, показывает, что в сосуде одновременно с увеличением количества новой фазы (воды) уменьшается количество старой фазы (пара). При этом суммарное количество вещества остается постоянным и, если на жидкую фазу приходится 20%, то на газообразную - оставшиеся 80%. Аналогично протекает процесс перехода вещества из одной фазы в другую и на стадии кристаллизации льда, но в этом случае количество воды убывает. Этот процесс возрастания и убывания количества нейтральной фазы (воды) изображён на графике (рис.20) в виде четырёхугольника (-l)-B-JI-0. Любая вертикальная линия, проведённая между точками П и Л показывает количество воды (%) в испытательном сосуде. Максимальное количество воды приходится на вертикальную линию, проходящую через точку В. Однако такое изображение изменения количества нейтральной фазы является неудобным для восприятия, так как на рис. 20 и линия (-1)-В, показывающая возрастание количества воды, и линия 0-Л, показывающая её убывание, поднимаются вверх под одним и тем же углом слева направо. Если же на стадии кристаллизации проценты, приходящиеся на воду, отложить от нижней линии, изображающей 0%, то мы получим график, изображенный на рис.21, на котором возрастание и убывание количества жидкости наглядно представлено в виде возвышающегося пика (-1)-В-(+1).
Таким образом, весь процесс превращений объекта (вещества) из одного крайнего качественного состояния в другое, можно представить, как процесс возникновения, роста, а затем убывания и исчезновения его среднего качественного состояния в виде нейтральной (жидкой) фазы.
На рис. 21 также видно, что для каждой стадии превращения можно провести два пересекающихся, наклонных отрезка, один из которых изображает рост количества новой фазы вещества, а другой (пунктирный) - одновременное убывание количества старой. В точках пересечения наклонных отрезков в разных фазах находится одинаковое количество вещества (точки А и Б).
Свойство третье. Из графика на рис. 18 видно, что любой дискретный отрезок, например 2'-Г3, соответствует конечному процессу развития соответствующего объекта. При этом конечная точка Г3 отрезка 2'-Г3 одновременно является и средней точкой процесса развития материальной системы, отражаемого дискретным отрезком ПК3-Г3-Б3. Это означает, что конечное качественное состояние объекта является одновременно и нейтральным качественным состоянием для материальной системы, среднюю стадию развития которой представляет данный объект.
Вот теперь мы готовы перейти к анализу процесса развития человечества.
© Ю.П. Мягких