Теория развития природы и общества

Гл.3 О развитии общества

Мягких Ю.П.

В данной главе мы рассмотрим, что именно представляет собой процесс развития человечества с точки зрения найденной закономерности развития.

Анализ известной части истории человечества

Если в физике, ботанике и биологии достоверно описаны процессы развития вещества, растений и насекомых, неоднократно происходившие от начала и до конца перед глазами наблюдателей, то известная история развития человечества охватывает всего лишь часть полного цикла его развития. Полный цикл развития человечества на планете Земля пока ещё никто не брался обоснованно описать. Более того, даже известная часть истории человечества не имеет чёткого теоретического объяснения.

Так как начало становления человеческого общества вообще не зафиксировано в каких-либо исторических документах, то скупые исторические данные позволили классикам марксизма-ленинизма расставить их в соответствии с диалектической спиралью, образ которой теперь разрушен самим ходом современной истории, ходом перестройки. Поэтому мы в своём анализе будем опираться на рассмотренные ранее процессы развития известных объектов Природы.

Человек, являясь элементарной частицей общества людей, как системы, может наблюдать общество только «изнутри», что, конечно, очень затрудняло возможность представить историю человечества с точки зрения внешнего наблюдателя. Теперь же, имея готовый график развития, нам будет гораздо проще сделать это. Но с какого момента начать отсчёт жизни человечества? Что является своеобразной половой клеткой (зародышем) человеческой общности? Например, тот же К. Маркс писал: «Естественно сложившаяся племенная общность … или, если хотите стадность, есть первая предпосылка присвоения людьми объективных условий их жизни» [17.148]. На этот раз с ним можно согласиться, поэтому мы начнем наш анализ истории именно со стада диких предков человека.

На рис.22 изображен график, отражающий пройденную, с точки зрения внешнего наблюдателя, часть истории человечества. График показывает, что человеческое общество, как и любой другой объект, развивается путем чередования стадий взаимодействия с внешней средой (природой) и стадий внутренних перестроек, суть которых мы должны выяснить. Вертикальную ось графика сопоставим с массой благ, создаваемых обществом при взаимодействии с природой. На горизонтальной оси, как и раньше, возьмем три точки, соответствующие разным стадиям внешнего проявления объекта (общества) по отношению к Природе.

Отрезок 1-2 на рис.22 соответствует стадии взаимодействия первобытного стада с Природой, в течение которой развитие происходило за счет собирания дикорастущих плодов. Со временем возникла нехватка продуктов питания, что обусловило аграрную или неолитическую революцию, то есть переход к целенаправленному выращиванию и одомашниванию диких животных и дикорастущих растений.

Немецкие философы пишут: «Эта, «аграрная революция», в результате которой животные и плодородные земли стали средством производства в руках человека, представляет собой самую великую революцию в развитии производительных сил в эпоху от открытия способов добывания огня до промышленной революции …» [15.85]. Во время этого перехода к новому способу взаимодействия с Природой общество находится в состоянии коллапса (отрезок 2-3), в котором масса производимых предметов потребления не увеличивалась. Закончив переход от кочевого образа жизни к оседлому, общество вступает в новую стадию взаимодействия с природой с помощью новых средств производства (отрезок 3-4).

Совершенно аналогично в конце отрезка 3-4 наступил предел в удовлетворении потребностей людей за счет целенаправленного выращивания продуктов природы. С этим пределом связана упомянутая выше промышленная или машинная революция, означающая процесс перехода к переработке предметов природы с помощью машин (отрезок 4-5). На отрезке 5-6 общество находится на стадии машинного способа обработки сырья.

Таким образом, в пройденной части истории развития человечества можно выделить три внешние стадии взаимодействия общества с природой, когда главными средствами существования людей являлись соответственно: продукты природы; земля; машины, и две стадии внутренних перестроек общества в виде аграрной и промышленной революции, каждая из которых привела к резкому увеличению производительных сил общества.

Как видите, на графике нет места общественно-экономическим формациям и социальным революциям. Эти термины обозначают события, которые происходят между людьми, как между составными частями общества, и которые доступны лишь взгляду внутреннего наблюдателя. Давайте рассмотрим на рис.23 график развития общества, построенный аналогично графику на рис.15, совмещающем в себе графики внешних проявлений и внутренних перестроек. При этом кроме двух наклонных отрезков 2'-0 и 4'-(+1), изображающих рост зародышей нового способа взаимодействия с природой, нанесем на график еще два наклонных пунктирных отрезка, изображающих распад старых способов взаимодействия (как это было сделано на рис.21). Точки пересечения отрезков друг с другом обозначим также символами А и Б.

Будем считать, что процессы развития общества, с точки зрения внутреннего наблюдателя, тоже полностью соответствуют процессу развития других объектов природы, в частности, процессу развития насекомого, как системы.

Давайте вспомним, что жизнь насекомого тоже состоит из трех стадий его внешнего проявления, причем каждая стадия представляет собой жизнь совершенно самостоятельного организма. Применительно к обществу людей можно сказать, что составные отрезки 1-2, 2'-0-3-4 и 4'-(+1)-5-6 тоже представляют собой процессы развития совершенно самостоятельных общественных организмов. Только частичками «вещества», из которого строятся эти организмы, являются люди, а сами организмы называются государствами. В этом и состоит вся специфичность такого объекта, как общество людей, по сравнению с другими объектами Природы.

Теперь давайте подробно разберем значение отрезков графика на рис.23. Отрезок 1-2 представляет собой стадию взаимодействия с природой «половой клетки» зарождающейся общности - стада первобытных людей, выделившегося из царства разрозненных животных.

Немецкие философы пишут: «Первобытное человеческое стадо представляло собой однородный коллектив… Земля принадлежала всему коллективу первобытных людей, кочевавшему по данной территории»[15,83]. С этим утверждением нельзя согласиться, так как в любом стаде или стае существует жёсткая иерархия подчинения воле вожака. Что касается земли, то сама земля, как почва для выращивания растений, стадо не интересовала. Первобытные люди интересовались только тем, что на этой земле росло само по себе, и после съедания плодов стадо меняло место обитания, ведя кочевой образ жизни. Неравенство в стаде возникало не по отношению к земле, а по отношению к распределению дикорастущих плодов природы. Объектом собственности стада являлась территория, на которой эти плоды произрастали. Если же на этой стадии развития человечества подменить неравенство по отношению к распределению продуктов природы мнимым равенством по отношению к земле, то конечно можно придумать идеалистический образ никогда не существовавшего первобытного коммунистического общества.

К сожалению, летопись в то время не велась, поэтому мы пока не будем гадать, каким образом произошёл переход от точки 2 к точке 2', то есть к возникновению земледелия и скотоводства. Но в точке А уже половина представителей бывшего общественного организма (стада или стад) занималась этими видами производства, а вторая половина всё ещё осуществляла набеги на культурные посадки по сохранившейся привычке с помощью силы делить то, что произрастало вокруг. Поэтому естественно складывается новая общность, новый общественный организм (государство) для защиты от набегов кочевников.

Точка 0 показывает, что последние остатки прежней общности втянуты в новый общественный организм, существующий за счёт нового способа взаимодействия с природой (выращивание). В точке 0 коллапс раскрывается и далее общество развивается по внешнему отрезку 3-4.

Что же происходит на участке 3-4 внутри общества? Если на стадии коллапса развитие шло за счёт поглощения территории кочевников под культурные поля, то в точке 3 существует уже множество земельных участков, принадлежащих самостоятельным, но разрозненным хозяевам, и далее развитие идёт уже за счёт поглощения земель разорившихся собственников более сильными конкурентами. В точке 4 находится теоретический предел этого процесса сосредоточения или концентрации собственности в руках одного владельца. Достигнув этого предела, дальнейшее развитие данного общественного организма (государства), на базе данного способа взаимодействия с природой, прекращается. В этом предельном состоянии вся земля, как средство производства, принадлежит одному хозяину, который по своему усмотрению ведет управление всем государством из одного центра. Свободное предпринимательство этого единственного хозяина является жёстким планом работы для всех остальных членов общества.

Так как владельцы земли не могли лично обрабатывать огромные поля, которые стали их собственностью, то они применяли для обработки полей рабский физический труд привозимых рабов, приковывая их цепями к месту работы и заставляя под страхом голодной смерти заниматься принудительным трудом. Другого способа заставить человека работать за жалкие крохи, когда рядом было множество дикой свободной земли, не существовало. В точке 4 общество максимально разделилось на рабов и рабовладельцев.

В данном случае мы рассматриваем график развития применительно к территории существования одного стада. Если рассматривать гораздо большую территорию, на которой существует множество стад (государств), то и в этом случае сохраняются все наши рассуждения с той разницей, что первокирпичиками глобальных общностей являются уже не люди, а государства, которые тоже объединяются в единый общественный организм, уничтожая границы между собой за счет мирных договоренностей или путем ведения войны. Примером такого глобального процесса может служить Римская империя, которая охватила огромные пространства. Она занимала бы на своем графике развития точку 4, так как была основана на рабстве. После того, как римского императора Юлия Цезаря предательски убил его соратник Прутт, Римская империя распалась на 10 государств. На примере Римской империи история показала нам катастрофические последствия достижения предела концентрации средств производства. Предел развития означает смерть общественного организма. К. Маркс писал, что всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню - таков был конечный результат римского мирового владычества. Поэтому рабство было отменено реформой, давшей начало феодальному строю и сделавшей бывших рабов и рабовладельцев соответственно крестьянами и феодалами, то есть частичными собственниками одной и той же земли. Появившаяся заинтересованность крестьян в уменьшении времени на производство доли феодала и увеличении своей доли урожая, заставляла крестьян искать новые средства производства - машины, которые и стали основой перехода к промышленной обработке сырья.

Таким образом, реформа, отменившая рабство в точке 4, является точкой начала отсчета феодального строя и промышленной революции. Появление владельцев машин в точке 4' графика означало появление зародышей нового способа взаимодействия с природой. Как правило, владельцы машин полностью откупались от феодальной зависимости и являлись полными, а не частичными собственниками новых средств производства. Поэтому в конкурентной борьбе они легко подавляли на рынке наиболее слабую часть крестьянства. Разорившиеся крестьяне шли наниматься не в батраки к феодалу, а в наёмные рабочие к нарождающемуся классу капиталистов, так как в период своего становления капиталисты давали рабочим гораздо большую плату за труд, чем феодалы. Происходил постепенный распад старого общественного организма (государства) по линии О-Б и одновременный рост нового общественного организма по линии 4'-Б.

На рис.23 хорошо видно, что феодальный строй, как переходный период от старого к новому, сопровождается наличием четырёх классов людей в обществе: крестьян и феодалов (на отрезке О-Б), наёмных рабочих и капиталистов (на отрезке 4'-Б).

В точке Б графика новое и старое достигает количественного равенства между собой и окрепший класс буржуазии или капиталистов полностью разрушает старую систему организации общественного организма путём буржуазной революции. В результате революции новые собственники приходят к власти и достраивают новый общественный организм (буржуазное государство), поэтому точка Б означает конец феодального строя и начало капиталистической формации. На отрезке Б-(+1) идёт превращение остатков прежних крестьян в сельскохозяйственных или промышленных наёмных рабочих и в точке (+1) общество вновь состоит только из двух классов: капиталистов и наёмных рабочих (пролетариата).

В точке 5 существует множество капиталистов, которые ведут между собой жестокую конкурентную борьбу за выживание, что отражается и на жизни рабочих, так как капиталист, чтобы выжить на рынке самому, устанавливает рабочим в этот период самую низкую заработную плату и самый длинный рабочий день. В точке 6 конкурентная борьба снова заканчивается созданием до предела централизованной системы управления всеми средствами производства единственного хозяина, но уже на базе нового способа взаимодействия с природой. Для дальнейшего развития (за счёт присоединения и поглощения чего-либо) империя переходит к поглощению соседних государств.

Таким образом, с точки зрения внутреннего наблюдателя, прожитый человечеством период развития состоит из периодов существования трёх, совершенно самостоятельных общественных организмов (государств), которые объединены тем, что каждое государство создавалось на той же самой территории и из тех же самых людей. Пределом развития конкретного общественного организма на базе определённого способа взаимодействия с природой является предельная концентрация всех средств производства в руках одного хозяина.

Начало распада старого, до предела централизованного, общественного организма и зарождение нового обусловлено переходом общества в состояние коллапса, т.е. проведением феодальной реформы по деконцентрации средств производства и передаче их всем производителям в частичную или полную собственность. Эта реформа высвобождает производителя из-под всеподавляющего пресса плана единственного хозяина и, тем самым, даёт ему возможность создать для облегчения своего труда средства производства новой ступени развития человечества, нового способа его взаимодействия с природой.

Окончательная победа нового общественного организма над старым достигается на стадии коллапса в результате социальной революции, в которой между собой борются за власть не противоположные классы одного общественного организма, не бедные и богатые, а имущие классы (собственники) новой и старой общности. Других социальных революций в истории человечества не может быть. Всё другое - это разрушительные восстания бедных против богатых.

Исходя из вышесказанного, на рис. 24 показано сопоставление фактического графика развития общества людей с общепринятыми понятиями общественных формаций в историческом материализме. Как уже говорилось выше, точка 4 соответствует пределу концентрации земли, связанному с общеизвестным фактом существования периода рабовладения, названному рабовладельческой формацией. Период от феодальной реформы до буржуазной революции (отрезок 0-Б) общепринято называть феодализмом. Все то, что существовало после буржуазной революции (отрезок Б-(+1)) К. Маркс и Ф. Энгельс называли капитализмом.

Таким образом, достоверно известная классикам часть истории человечества умещается на участке графика от точки 4 до точки (+1). Нам осталось найти на графике то, что называлось первобытнообщинной формацией или первобытным коммунизмом. По мнению Ф. Энгельса история человечества, следовательно, и первичная формация, начинается с момента начала земледелия (производства), т.е. с точки 2'. Но ввиду явного отсутствия преемственности в таком переходе (по отношению к предыдущему периоду) в советской литературе, например, в философском словаре И.Т. Фролова говорилось, что «… при расширенном толковании понятия первичной формации началом первобытно-общинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом - общество общинной коллективности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытные отношения достигли в период родового строя» [9,359].

В этой формулировке под первобытнообщинным строем понимается уже весь период времени от возникновения стада до распада родового строя. (Исходя из того, что племя состояло из фратрий, а фратрии из родов, это начало отсчёта истории иногда называли «племенным» или «родовым» строем.)

Таким образом, первичная формация, по определению И.Т.Фролова, должна занимать на графике область от его начала и не далее точки А, которая представляет собой кульминацию борьбы уже даже не между классами одного общественного организма, а между классами различных общественных организмов. Соответственно, до этой же точки на графике можно продолжать первобытный коммунизм К.Маркса, хотя по его теории он существует вплоть до точки 4. Фактически же, процесс развития на отрезке (-1)-А должен был полностью соответствовать феодальному процессу развития на отрезке 0-Б и, следовательно, был связан с передачей территорий в собственность отдельных индивидов (оседлостью), что вызвало развитие земледелия.

На графике остались не охваченными историческим материализмом отрезки А-0, 3-4 и 5-6. Что касается отрезка 5-6, то классики жили в период раннего капитализма, развивающегося в европейских странах, и только предполагали наличие предела концентрации капиталистических средств производства в точке 6, но не сопоставляли его с аналогичным пределом в точке 4. Тем более, они не выделяли будущий предел в виде самостоятельной формации, как это было сделано для рабства в точке 4. Только В.И.Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», дал название «империализм» состоянию общества в точке 6, тоже не выделяя его в качестве формации, так как тогда получалось бы, что за капитализмом следует не коммунизм, а империализм. Но если империализм не выделять как формацию в точке 6, то тогда состояние рабства в точке 4 тоже является не формацией, а всего лишь завершающей стадией развития какой-то формации, которая занимала бы подобно капитализму всё пустое место (без названий) на графике, расположенное на отрезке А-0-3-4.

Если на участке А-4 выделить такую формацию, подобную капиталистической, занимающей, по мнению В.И.Ленина, отрезок Б-(+1)-5-6, то её уже нельзя называть рабовладельческой, т.к. рабство расцвело лишь в точке 4. Перед этой формацией необходимо выделить, как мы отмечали выше, такой же «феодальный» период (-1-А), какой имеет место перед капиталистической формацией. Этот первый «феодальный» период должен был бы следовать за пределом концентрации власти в точке 2, когда общность существовала в форме стада (орды). В таком случае на графике вообще не остается места для первобытно-общинной формации. Это еще раз подчеркивает, что первобытный коммунизм, как формация, был придуман искусственно для вписывания истории в образ спирали.

Сегодня, имея перед глазами рис.24, мы можем сказать, что если придерживаться старого принципа разбиения процесса развития общества на последовательность формаций, то мы должны назвать новыми формациями точки 2 и 6, а также отрезки (-l)-A и А-0, придумав в каждой из них новое название собственникам средств производства, так как именно оно определяет название формаций.

Гораздо проще будет применять для описания процесса развития общества термины, используемые ранее для других объектов Природы. Отрезки 1-2, 3-4, 5-6 удобнее всего будет называть первой, второй и третьей стадией или ступенью развития человечества, а отрезки (-l)-0 и 0-(+1) - первой и второй переходной стадией (или стадией коллапсов) на известной ветви истории, в периоды которых происходит социальная и техническая революция в обществе.

Что такое социализм?

Что касается социалистического пути развития, то давайте проследим историю России с точки 4 (рис. 24), которая соответствует реформе отмены крепостного права в 1861 г. Общепринято, что в России не было рабства. Однако рабство в чистом виде существовало только там, где был постоянный приток дешёвой рабочей силы, насильственно захваченной в других странах. Собственники земли в России не имели такой роскоши, но, продавая землю друг другу, вместе с землей они продавали и живых людей - крепостных, прикрепленных к данной земле как вещь, как «механизм», необходимый для получения сельскохозяйственной продукции с данной земли. В точке 4 царь выкупил землю у помещиков за деньги из государственной казны и, уже как государственную собственность, директивно закрепил землю за новыми собственниками (крестьянами) с постепенной выплатой ими денежного долга, в виде выкупных платежей.

Не имея возможности лично продавать свои продукты на рынке, крестьяне попали в полную зависимость от перекупщиков - бывших помещиков, ставших посредниками. Вместо разрушенной системы поступления прибыли в казну от помещиков, как товаропроизводителей, была введена система налогообложения новых собственников, в связи с чем стремительно разросся государственный аппарат чиновников. Именно тогда родилось выражение «один с сошкой, семеро с ложкой». Вследствие налогового пресса даже к 1917 году (через 56 лет) машинный способ производства не получил в деревне широкого развития, хотя повсеместно шла дифференциация крестьян на кулаков и бедняков. Промышленность в России развивалась в основном на государственных предприятиях военно-промышленного комплекса, где пролетариат имел гораздо меньшую заработную плату, чем пролетариат европейских стран. Буржуазная революция в феврале 1917 года (точка Б) поставила крест на остатках самодержавия, но новый класс собственников был еще слабо организован по сравнению с партией пролетариата - РСДРП, которая одной из первых появилась в России.

Поэтому, когда в октябре 1917 года вспыхнуло пролетарское восстание, пообещавшее передачу земли крестьянам без выкупа, они встали на сторону рабочих и обеспечили победу восстанию. При этом, как мы уже отмечали выше, новая власть начала создавать новый общественный организм на базе собственности одного абстрактного капиталиста (государства).

Таким образом социалистическая революция 1917 года занимает на графике место буржуазной революции в точке Б, в которой происходит борьба старого и нового собственника за власть, только вместо конкретных собственников, власть перешла в руки абстрактного собственника (государства).

Мы убедились, что социализм это не первая стадия коммунистической формации, которая следует за капитализмом, но это и не вывих истории и не зигзаг, который мы совершили якобы по личной прихоти вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. В.И.Ленин ничего бы не смог сделать, если бы его не поддержал народ, если бы то, что он делал, не вписалось в общую закономерность развития. Социализм, как государственный капитализм, занимает на графике вполне определенное место третьей ступени развития и существовал не за капитализмом, а вместо него, являясь равноправным вариантом развития общества людей.

Нам остается только убедиться, что «социалистический» вариант развития, как равноправный вариант, мог существовать и на других ступенях развития человечества задолго до 1917 года. Подтверждением этого может служить факт, который еще не упоминался на страницах этой книги. К.Маркс, в самом начале построения своей теории общественного развития, принимал в качестве первой формации факт существования азиатского способа производства, как прототипа первобытного коммунизма. «Однако уже в начале 80-х годов XIX века, когда у К.Маркса и Ф.Энгельса сложилось определение первобытно-общинной и рабовладельческой формации, они не употребляли термин «азиатский способ производства», отказавшись и от самого этого понятия» [17,39]. В. Келле пишет: «В 60-е годы среди историков-марксистов как у нас, так и за рубежом развернулась широкая дискуссия об азиатском способе производства… несмотря на обилие работ, дискуссия не привела к общему решению» [31.259].

Что же это за таинственная азиатская формация? К.Маркс писал, что «… в большинстве основных азиатских форм, объединяющее единое начало, стоящее над всеми … мелкими общинами, выступает как высший собственник или единственный собственник» [33,463].

Эти термины нам уже знакомы и означают не что иное, как государственную или «ничейную» собственность, которая является основой социалистического варианта развития. Этот первобытный социализм мог возникнуть в точке А на рис.24 точно так же, как он возник в точке Б в 1917 году. Но «социализм» в теории К.Маркса может быть только лишь переходной формой от частной собственности к общей, а не основой первобытного коммунизма. Поэтому классики и отбросили факт существования такой "социалистической" общности, как не вписывающийся в начало спирали развития.

О будущей ветви развития человечества

Выше мы рассмотрели известную часть истории человечества в виде графика на рис.22,23. Конец данных графиков в точке 6 не означает конец процесса развития человечества. Мы уже отмечали в третьем свойстве раздела 2.9, что конечная точка развития любого объекта является составной частью графика развития другой системы, в которой последняя стадия первого объекта является средним качественным состоянием. На рис.25 показан график, отражающий, в соответствии с найденной моделью процесса развития, порядок вхождения развивающегося объекта в объект более высокого порядка применительно к обществу людей, с точки зрения внутреннего наблюдателя. При этом выделенная на рис. 25 ветвь (участок) развития 0-3-6 с отростками 1-2-3 и 4-5-6 представляет собой типичный график внутренних перестроек, на котором отрезок 1-2-3 представляет собой известную часть истории человечества, рассмотренную в предыдущем разделе на рис.23. Точки 1, 2, 3 на графике обозначают первые три (известные) ступени развития общества людей и соответствуют точкам -1,0,+1 на рис.23. Фактически, точка 3 на рис.25 соответствует началу перестройки в СССР в 1986 году. Второй наклонный отрезок 4-5-6 является будущей ветвью развития человечества на участке 0-3-6 и содержит в переходах от точки 4 к точке 5 и от точки 5 к точке 6 скрытые процессы сколлапсированных перестроек (технических и социальных революций), аналогичных отрезкам 2'-0 и 4'+1 на рис.23. Исходя из общего подхода к любому графику развития, можно сказать, что на выделенном участке 0-3-6 пройденный отрезок развития 1-2-3 и будущий отрезок 4-5-6 представляют собой всего лишь два сколлапсированных процесса превращений материальной системы, развивающейся по отрезку 0-3-6. Далее точка 6 станет средней точкой дискретной линии (-1)-6-13, отрезками превращений в которой будут уже отрезки 0-3-6 и 7-10-13. И так далее.

Но не будем заглядывать слишком далеко. Давайте попробуем не угадать, а предсказать на основе установленной нами закономерности смысл будущей ветви развития человечества на отрезке 4-5-6, а значит и на отрезке 0-3-6.

Рис.25 ясно показывает, что сегодня человечество находится на переломном переходе от точки 3 к точке 4, на точке начала глобальной перестройки, гораздо более значительной, чем известные аграрная и промышленная революции, когда концентрации подвергались земля и машины. Переход 3-4 должен в принципе быть похожим на переход 0-1 на рис.25. Поэтому, чтобы выяснить, что же именно будет лежать в основе концентрации на отрезке 4-5-6, давайте еще раз проследим за процессом развития человечества в известной части истории 1-2-3, но уже по графику на рис.25.

В точке 0 жизнь на планете представляла собой царство разрозненных зверей, равномерно заселяющих всю поверхность планеты. Каждый зверь владел своим участком территории с плодами природы, обеспечивающими его существование. Любой другой зверь, оказавшийся на этой территории и поедавший плоды природы, являлся врагом, так как уменьшал количество плодов и фактически покушался на существование хозяина, на его жизнь. Поэтому отношения между индивидами были отталкивающими, враждебными, звериными. В точке 0 графика отсутствует какая либо общность людей.

Затем в точке 1 на поверхности планеты возникает множество зародышей общности - дикие стада. При этом территория каждого зверя вошла в общую территорию стада, которое обладало уже гораздо большими возможностями, чем возможности зверя-одиночки. Во-первых, это способствовало отражению набегов других зверей. Во-вторых, это дало возможность повысить результативность охоты за счет разделения функций (труда): одни гнали добычу, другие поджидали ее в засаде. Таким образом, получается, что процесс развития в этот период сопровождался двумя противоположными процессами. С одной стороны шёл процесс концентрации средств существования в руках вожака стаи, сопровождаемый кооперацией (объединением) разрозненных зверей в одну централизованно управляемую стаю. С другой стороны шёл процесс отчуждения первобытных людей от принадлежавших им ранее территорий (средств существования), так как между индивидами и прежней территорией теперь стоял её новый хозяин - вожак стаи.

Эти два процесса характерны для всего отрезка 1-2-3, составляющего прошедшую часть истории человечества. Так в точке 2 произошло полное отчуждение производителей от земли, которая сконцентрировалась в руках одного собственника, а остальные члены общества стали рабами. В точке 3 в руках одного хозяина сконцентрировались все машины (средства производства), а все производители стали наемными рабочими, то есть отчуждены от средств существования и представляют собой единую рабочую силу.

В точке 3 процессы отчуждения и концентрации теоретически должны достичь естественного предела, т.е. охватить всю территорию планеты, превратив всех людей Земли в наемных рабочих одного хозяина. Но так как в разных странах и на разных континентах скорость развития различна, то одни страны уже давно прошли точку 3, а другие находятся еще далеко от нее. При идеальном ходе процесса развития в точке 3 достигает своего максимума разделение труда и обмен внутри общества. При этом практически всё общество представляет собой наемных рабочих, которым нечего делить друг с другом. Их не разъединяет и не объединяет никакая собственность, поскольку все средства производства находятся в собственности одного хозяина. Практически, все члены общества в точке 3 нейтральны по отношению друг к другу.

Если вспомнить процесс развития вещества, то мы увидим, что прослеживается полная аналогия развития вроде бы таких разных объектов (систем), как совокупность атомов и совокупность людей. В точке 0 графика на рис.25 вещество находилось бы в газообразном состоянии, а как вы помните, частицы газа представляют собой самостоятельные объекты и отталкиваются друг от друга так же, как враждующие звери-одиночки. В точке 3 вещество находилось бы в виде жидкости, частицы которой не отталкиваются и не притягиваются между собой, а находятся в нейтральном состоянии, так же как и наемные рабочие в человеческом обществе.

Вспомнив также, что согласно второго свойства развития превращение вещества можно было представить на рис.21, как возникновение, рост, а затем спад и исчезновение его нейтрального жидкого состояния, мы можем сделать вывод, что за точкой 3 на линии 0-3-6 в обществе тоже начнется спад и исчезновение разделения труда, обмена и нейтрального отношения между членами общества. В точке 6 эти признаки должны исчезнуть вообще, но точка 6 должна принципиально отличаться от точки 0. По аналогии с процессом развития вещества мы можем утверждать, что по первому свойству развития в точке 6 нейтральное состояние должно тоже смениться «притяжением» людей друг к другу с образованием единой общности, объединенной на каких-то совершенно новых условиях.

Чтобы определить эти условия, давайте рассмотрим на рис. 25 точки 3 и 4, которые соответствуют моменту отделения своеобразной «половой клетки» - зародыша, развивающегося на отрезке 4-5-6. На рис.23 в аналогичной точке (графика пройденного пути развития человечества) начиналась промышленная революция (отрезок 4-5 на рис.22). Давайте, посмотрим, не произошло ли что-нибудь подобное в тех странах, которые благополучно прошли мимо предела концентрации на стадии машин и уже находятся в начале отрезка 4-5-6 на рис.25.

Например, Е. Плимак писал: «И капитализм сумел привести в действие немалые резервы. Он сделал технологический рывок (последняя фаза - так называемая микропроцессорная революция). Резко увеличились государственно-монополистические тенденции: без государственного, теперь и надгосударственного регулирования экономики вообще невозможно современное капиталистическое производство» [34.257].

Вот мы и нашли еще одно звено в цепочке различных способов взаимодействия человека с природой (в цепочке технических революций), а это уже позволяет нам выяснить сущность самого процесса развития человечества. В чем же именно состоит этот процесс смены способов взаимодействия человека с природой?

На исходной ступени развития человечества (в точке 1 рис.25) в процессе собирания диких плодов природы первобытный человек был сам для себя средством производства жизненных благ. Он сам управлял своими руками, непосредственно воздействующими на природу. Весь процесс «производства» состоял в срывании и доставке плодов Природы до рта «производителя».

На стадии выращивания (точка 2) человек приступил к обработке земли с помощью примитивных орудий труда - палки и камня. То есть в точке 2 между человеком и природой появилось промежуточное звено - орудие труда, а человек в процессе производства стал выполнять функцию привода этих примитивных орудий.

В процессе промышленной революции человек изобрел механический привод и поставил его вместо себя для привода прежних орудий труда. В результате этого получилась машина, а функция человека в процессе производства стала состоять в приводе рычагов управления машиной с помощью рук (точка 3).

И, наконец, в процессе микропроцессорной революции функцию привода рычагов машины человек переложил на компьютер, а сам стал приводить в движение кнопки клавиатуры компьютера с помощью пальцев. Таким образом, уже только кончики пальцев стали соединять человека со средствами производства (точка 4).

Из описания сущности перехода от одного способа взаимодействия с природой к другому становится ясно, что сущность процесса развития общества людей заключается во все большем отдалении, отчуждении человека от природы за счет «размещения» между человеком и природой все более и более совершенных средств производства.

А сущность каждой технической революции на участке 0-3-6, то есть сущность перехода к новой стадии или ступени развития человечества состоит в том, что при этом переходе человек перекладывает «на плечи» средств производства те производственные функции, которые он сам выполнял на предыдущей ступени развития.

Исходя из этой тенденции можно сказать, что сущность технической революции в точке 5 будет состоять в окончательном отсоединении, отрыве даже кончиков пальцев человека от средств производства, то есть от клавиатуры компьютера. Уже сегодня создаются диалоговые компьютеры, которыми человек может управлять с помощью голоса, воздействующего на мембрану микрофона. В этой системе связи человека со средствами производства передаточным звеном, передающим движение от голосовых связок человека к мембране микрофона, является воздушная среда. Фактически, работа человека в этот период будет состоять в «сотрясании воздуха». Поэтому на последней ступени развития по линии 4-5-6 (в точке 6) будет исключена даже такая работа и человек, уже с помощью мысли, будет воздействовать на приёмное устройство, преобразующее мысль в сигналы управления средствами производства.

Перечисленные ступени развития человечества на линии 0-3-6 для наглядности сведены в «таблицу ступеней развития производительных сил человечества», помещённую в конце книги (приложение 1).

Теперь, давайте снова вернёмся к точке 4 графика на рис.25 и снова используем её аналогию с точкой 1. Если в точке 0 на поверхности Земли существовали разрозненные звери, а в точке 1 появились стада, объединяющие первобытных людей между собой, то в точке 3 общность людей уже достигла предела своего объединения. Но теперь на поверхности планеты существуют разрозненные средства производства - машины, которые в точке 4 образуют зародыш их общности, объединённой компьютером в единый производственный комплекс, а в точке 6 будет достигнута уже предельная концентрация всех средств производства в единое средство производства на всей планете.

Поэтому, исходя из того, что производительные силы человечества включают в себя людей и средства производства, можно считать, что исторический отрезок 0-3-6 представляет собой процесс концентрации производительных сил общества, включающий две переходные стадии, первая из которых (на отрезке 1-2-3) состоит в концентрации людей в одно общество, а вторая (на отрезке 4-5-6) - в концентрации средств производства в единое для всей планеты средство производства.

В точке 6 каждый член общности людей (производитель) будет с помощью мысли взаимодействовать с этим единым средством производства, объединяющим всех людей в единую общность. Каждый член общества будет заинтересован во взаимодействии с этим средством других членов общества, поскольку для удовлетворения каждой своей новой потребности человек должен будет так развить это средство, чтобы оно было способно за счёт нанотехнологий (на молекулярном уровне) удовлетворить данную потребность. А так как средство производство одно на всех, то, значит, и все остальные члены общества тоже смогут удовлетворить такую же потребность. Таким образом, в точке 6 существует материальная база для отсутствия разделения труда.

А теперь давайте вспомним ещё раз часть формулировки К.Маркса о коммунистическом обществе: «… после того как исчезнет, порабощающее человека подчинение его разделению труда: когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда …»[20,443].

В точке 6 выполняются все эти «заветы» за счёт создания материальной базы, позволяющей превратить процесс мышления человека в функцию человека в процессе производства любого предмета потребления на едином средстве производства, которое устраняет необходимость разделения труда и материального обмена. Такого состояния достигнет всё человечество в процессе естественного продвижения по ступеням развития без всяких социалистических революций и коммунизма К.Маркса (как общества с распределением по потребностям), которых нет ни в начале, ни в конце развития человечества на планете Земля. Но, точка 6 это опять же не последняя стадия развития человечества. Это всего лишь среднее (нейтральное) качественное состояние человечества на линии (-1)-6-13. Это качественное состояние (6) характеризуется максимальным отчуждением человека от Природы, понимаемой теперь не в смысле биосферы на поверхности Земли (0), а Вселенной (-1). При этом в точке (-1) должно было произойти выделение «живого», т.е. биологического из «неживой» Природы, в точке 6 это отделение живого от неживого достигает своего максимума в виде единого средства производства, расположенного между человеком и Природой, а в точке 13 человечество должно будет опять слиться со Вселенной за счёт процесса «исчезновения» этого средства производства на участке 6-13. Это исчезновение произойдёт не за счёт разрушения единого средства производства, а за счёт «срастания» средств производства с «организмом» человека. В точке 13 каждый индивид за счёт собственных возможностей будет обладать такими же способностями удовлетворять свои потребности, какими он обладал в составе всего человечества на базе единого средства производства в точке 6. В точке 13 жизнь в космосе означает, что сырьём для такого производства будет являться уже бесконечная космическая среда, которая сегодня называется вакуумом (пустотой).

Здесь уместно вспомнить слова космонавта СССР К.Феоктистова: «Мне близка мысль о том, что космическая эра, начавшаяся 30 лет назад, символизирует прорыв человека в новую среду обитания. И, возможно, подобно тому, как когда-то наши далекие предки вышли из океана на сушу, прорыв в космос означает, что появится новая раса людей, для которых ни вакуум, ни радиация, ни космические температуры не будут чужеродны. Вряд ли они будут похожи на нас …» [35].

Но сегодня ещё очень и очень далеко до точки 13, когда окончательно раскроется тот космический коллапс, который представляет собой планета Земля, под атмосферой которой развивается человечество на отрезке (-1)-6-13, как цыплёнок под скорлупой яйца. В точке 13 «цыплёнок» вылупиться из «яйца» и жизнь выплеснется в новую бесконечную среду обитания. При этом человечество сольётся в единую общность с множеством подобных существ, обитающих в бесконечном материальном пространстве.

Но сможет ли человечество благополучно пройти точку 6? Ведь, как мы убедились ранее, любой предел концентрации средств производства на вертикальном отрезке внешнего проявления (на рис.25 показаны только стадии внутренних перестроек) представляет собой период застоя, тупик развития, выходом из которого является «феодальная» реформа по деконцентрации и распылению старых средств производства. Эта реформа сопровождается распадом общности и последующей «буржуазной» революцией собственников новых средств производства. Будет ли счастлив человек в точке 6? Не будет ли этот новый глобальный предел концентрации просто рабством мысли? Ведь для сохранения целостности уникального средства производства в обществе будут контролироваться не только действия и поступки, но и мысли каждого человека. Какой характер будет носить глобальная «буржуазная» революция? Не будет ли она сопровождаться кровью и горем в космических масштабах?

В какой то мере это является ответом на вопрос: почему представители внеземного разума не вступают с нами в контакт? Ведь если будущее средство производства попадёт в руки современных предпринимателей, то они сделают всё, чтобы выжать из него максимальную прибыль. На современной стадии развития человечества это означает, что всё человечество будет поставлено в зависимость от обладателя этой «волшебной палочки», которая будет служить не свободе общества, а власти над обществом. Каждому овощу - своё время! Пример такого поведения предпринимателей мы видели в нашей стране, когда кучка олигархов без тени смущения переписала на свои личные счета средства производства огромной страны. Такое всегда будет происходить, если в обществе нет соответствующей системы контроля за действиями членов общества.

Будем надеяться, что глобальной концентрации и глобальной перестройки в точке 6 не произойдет и человечество пойдет по совершенно иному варианту развития, как в будущем, так и сегодня, при выходе из аналогичной тупиковой точки 3 графика на рис.25. Этот самый оптимальный вариант развития мы и рассмотрим ниже.

© Ю.П. Мягких

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru