В 1932 году физиолог И. П. Павлов (1849-1936) ввел понятие о двух «сигнальных системах» как центральное в его учении о закономерностях работы головного мозга. В 1994 году одесский психолог И.И.Геллер обосновал представление о 3-й сигнальной системе. Его использует описываемая ниже смысло(ново)дидактика. Позже свои понятия о 3-й сигнальной системы предложили И.П.Шмелев и В.Гагин.
И.П.Павлов получил Нобелевскую премию за разработку уникальной операции. Он более 10 лет потратил на то, чтобы сделать фистулу – отверстие в стенке желудочно-кишечного тракта. Ему удалось так сшить кожу и слизистую, что металлические трубки не разрушались желудочным соком. Размещая их на протяжении всего желудочно-кишечного тракта и закрывая их пробками, он мог получать чистый пищеварительный сок из разных отделов этого тракта— от слюнной железы до толстого кишечника. Проводя на экспериментальных животных опыты с мнимым кормлением (то есть с перерезанием пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), он сделал ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. Знаменитый труд И.П.Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», опубликованный в 1897 году, сразу же стал настольным руководством физиологов всего мира. В 1903 году И.П.Павлов о своих исследованиях сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. В 1904 году за эти исследования он получил Нобелевскую премию.
В Мадридском докладе И.П.Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности. Он ввел понятия подкрепление (англ. reinforcement), безусловный и условный рефлексы («unconditioned» и «conditioned reflexes»), которые стали основными понятиями науки о поведении. В своем нобелевском докладе И.П.Павлов четко сформулировал главную задачу своих исследований — «проникать все глубже и глубже в нашем знании организма как чрезвычайно сложного механизма». Намечая столь фундаментальную, перспективу, он заложил целостный, организмический поход к физиологии высшей нервной деятельности. С другой стороны И.П.Павлов предпочитал сохранить механистическое суждение о поведении животных, стремясь избежать непроизвлного приписывания ему «разумных» побуждений. В течение многих лет он запрещал сотрудникам своего института употреблять такие понятия, как «собака думает», «собака понимает», собака соображает» и тому подобных. Только на пороге старости под влиянием наблюдений за приматами он согласился признать за животными некоторый уровень разумности.
По-видимому, под влиянием многолетнего «механизмического» воззрения на поведение животных, осложненного противостоянием с ученым романтического склада В.М.Бехтеревым, который с самого начала своей блистательной карьеры изучал строение и функционирования нервной системы человека и присваивал себе приоритет на открытие условного рефлекса, И.П.Павлов намеренно ограничил свое внимание «сигнальными» функциями этой системы.
В итоге 1-я и 2-я сигнальные системы уравниваются по своим функциям и, если и различаются, то только количественно. В итоге надолго оставались скрытыми, как иерархическое отношение между этими системами, так и суть фундаментальной существенности того, что добавляет 2-я сигнальная система к 1-й. Справедливости ради надо отметить, что в приод создания И.П.Павловым учения о двух сигнальных системах такого рода детализация была недоступна, так как тогда сознание полагалось следствием владения языком (впрочем, точно так же она недоступна для тех, кто продолжает придерживаться такого мнения и сейчас).
1-я сигнальная система это, по сути, базовое сознание животного. Оно побуждает все пространственные движения животного, наделяя их «разумностью» управляет ими. В том числе и теми, которые обеспечивают сигнальные функции.
С другой стороны речь человека, то есть 2-я сигнальная система, реализуется движениями, которые побуждаются, наделяется «разумностью» и управляется 1-ой сигнальной системой точно так же, как и дальние произвольные перемещения животного в пространстве. Иначе говоря 1-я сигнальная система образует верхний уровень иерархии сигнальных систем.
Уравнивание функций сигнальных систем не позволяет уяснить в чем состоит «существенность» прибавки 2-й сигнальной системы к 1-й. Она была раскрыта А.Карджибски, который ввел понятие «времясвязывание».
1-я сигнальная система связывает настоящее время субъекта только с его собственным прошлым, запечатленным в его же памяти, а также с опытом поведения его самого в социальной среде и с зафиксированными им результатами своих наблюдений за поведением в этой среды, субъектов подобных ему.
В отличие от этого, утверждает А.Корджибски, 2-я сигнальная система, в меру возможностей восприятия человека, связывает его будущее с его же настоящим и прошлым, фиксируемым различными техническими средствами, а так же с настоящим и прошлым его современников и тех предыдущих поколений, которые оставили письменные, культурные, технические артефакты, а также устные предания и традиции.
Понятие о процедуре «времясвязывания» было введено в 1920 году. Ровно через сто лет началась активная работа над созданием особой процедуры «смыслосвязывания». Предполагается, что в итоге этих исследований можно будет устанавливать признаки, позволяющие предвидеть поведение человека при восприятия им информации определенного содержания. Исследование таких признаков (предикторов) дает возможность по мере усвоении некоторой социальной ценности, достигать ее совмещения с индивидуальной ценностью и, тем самым, обеспечивать массовое единообразие поведения. Такое единообразие порождается посредством описанного выше преобразования личностных (ценных) смыслов. Это оказывается возможным потому что, по мнению новодидактов, в ходе взаимодействия переживающего субъекта с познаваемым объектом возникает новый тип реальности - сверхчувственная ткань личностных смыслов, образующая 3-ю сигнальную систему.
Примерно так можно охарактеризовать неявную сущность «смысло(ново)дидактики» – нового напрвления современного управления массового поведения людей.
июль 2022 г.
© Богданов Н.И.