Авторская страница Н.И. Богданова

раздел «Авторская страница Н.И. Богданова»

Н.И.Богданов, ученый в области технических наук, который незаметно увлекшись философствованием, характеризует себя интерактивным реалистом.

Реальность — это галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови
У.Черчилль

ОЧЕРК ИСТОРИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ РЕАЛИСТИКИ

Путь из области технических наук к философии можно описать следующим образом. Анализ жизненного цикла автономного робота повлек разработку постановки задач на основе «коммуникативного треугольника». Возникшая в результате этого теория задачников обратилась к исследованию проблемной коммуникации в контексте концепции семантической информации Ю.А.Шрейдера. Так как эта концепция описывала извлечение сведений из текста, то она оказалась актуальной для первых практических приложения в области искусственного интеллекта (ИИ) – экспертных систем (ЭС). При этом уже нельзя было уклонится от попытки выяснить, что такое интеллект. Она привела к идее разработки метаэкспертной системы – ЭС для разработчиков ЭС. Основой метаэкспертной системы должна была стать теория интеллекта, позволяющая интегрировать сведения, накопленных психологами, нейрофизиологами и разработчиками ИИ. Результаты разработки этой теории были обобщены в небольшой книге. В ней два сложившихся подхода к разработке ИИ «сверху вниз» (от проявления интеллектуальных актов, зафиксированных точными и гуманитарными науками, обыденным наблюдением и самонаблюдением) и «снизу вверх» (от исследований функционирования нейронных систем) были дополнены «медиальным» подходом, то есть подходом «от средины». Этот подход даёт возможность ситематично заполнять разрыв в масштабах описания, который имеет место между указанными крайними подходами, опираясь на антропомерные наблюдения за жизнеобеспечивающим поведением человека и животных. В соответствии с медиальным подходом в книге были обобщены и развиты основные положения теории интеллекта, сложившиеся на основе воззрений на гомеостаз К.Бернара, У.Кеннона и Н.Винера. В итоге развития указанных положений в гомеостатической теории интеллекта было установлено, что разумное поведение возникает только у тех живых существ, которые ведут произвольно управляемую и пространственно не ограниченную подвижную жизнь. Гомеостатическая теория интеллекта вписала в единый контекст, как многие известные, так и установленные при ее разработке закономерности разумного поведения. В частности, закон отклонения гомеостаза, закон многоканальности восприятия, законы внешнего и внутреннего дополнения, фундаментальные законы минимума избыточных ресурсов и закон норматизации. Частным следствием последних оказался закон установки (прайминга), а закон доминанты нашел свое место среди девяти других законов модификации поведения. При дальнейшем анализе условий, необходимых для реализации разумного поведения, выяснилось, что живому существу следует предъявить его собственное пространственное положение включенное в окружающую его среду. Такое предъявление (имажинальность), только немногие естествоиспытатели могли позволить себе называть «сознанием». В их числе был и известный нейрофизиолог П.В.Симонов. При рассмотрении его взглядов вдруг обнаружилось нечто неожиданное. Гомеостатическая теория интеллекта настоятельно требовала заменить «трехэтажную» структуру П.В.Симонова «сверхсознание-сознание-подсознание», в которой «сознание» и его атрибут «интеллект» были соотнесены с владением речью, структурой «сверхсознание-надсознание-сознание», в которой с «интеллектом» было соотнесено «надсознание». Эта «надбавочность» интеллекта и сейчас для многих остается одним из главных препятствий для понимания гомеостатической теории сознания. Новая точка зрения на сознание внесла еще одно изменение в творчество П.В.Симонова - пришлось модифицировать его информационную теорию эмоций. Вместе с тем в гомеостатической теории сознания нашел свое место закон доминантного формирования условного рефлекса Павлыгиной-Симонова. Таким образом, без идей П.В.Симонова, выдающегося ученого и благосклонного человека, легитимация переименование гомеостатической теории интеллекта в теорию сознания была бы крайне затруднена. Дальнейшее развитие гомеостатической теории сознания пошло уже в русле философии интерактивной реалистики, которая определяет реальность как продукцию человекомерного взаимодействия (интеракций) нашего сознания с «миром-самим-по-себе».

 

Материалы сайта распределены и по ряду следующих разделов:

 

Страница
Е.Ф. Коваленко

Страница
А. Соломоника

Страница
В.Я. Мача

Страница
В.С. Цаплина

Страница
Н.М. Гурского

Авторская страница Е.Ф. Коваленко Авторская страница А. Соломоника Авторская страница В.Я. Мача Авторская страница В.С. Цаплина Авторская страница Н.М. Гурского
«18+» © 2001-2023 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker