На какой именно предмет мы на протяжении всего этого нашего рассуждения о предмете «гармонии» и обращали этот предпринятый нами анализ? Мы обсуждали здесь именно тот комплекс специфики, что представляет собой предмет внимания математических представлений. В итоге мы осознали для себя то, что предметом математических операций служат указатели, возмущения, гармонизированные номинации, задания соотнесений (функции) и т.п. Более того, наше рассуждение позволило нам прийти к пониманию данных предметов еще и в качестве возникающих в математической практике образов представлений. Обсуждая именно проблемы математического понимания, мы фактически обошли вниманием следующий вопрос, – а что такое искусство работы с математическими представлениями? В чем же заключен сам по себе математический талант?
Наше исследование, таким образом, не сумело уделить внимания такой теме, как специфические способности умеющего находить математическое решение, что позволяют выделить его среди тех, кого мы позволим себе назвать математической бездарностью. Какие, в таком случае, можно назвать основания, заставляющие обнаруживать в человеке «выдающиеся математические способности»?
Источником нашего ответа нам послужит один анекдотический пример. Это случай с некоей дамой, просившей А. Эйнштейна запомнить равный некруглой цифре номер ее телефона. Ничего страшного, возразил даме ученый, Ваш номер легко запоминается, поскольку первая его часть – это квадрат одного двузначного числа, и вторая – некоторая константа.
Ответ на вопрос о «математическом искусстве» и заключается именно в обращении внимания на умение мысли производить подстановку. Если человек умеет формульное выражение из несообразного состояния привести в удобочитаемый вид, переписать конкретное численное значение при помощи гармонизированной формы, – к примеру, степенной или тригонометрической функции, то его и следует понимать обладающим математическими способностями.
Вдобавок, в математической практике важно и умение прибегать к разложению – разбиению наблюдаемое «неусредняемого состояния» на маленькие отрезки «правильных» форм, представляя нелинейную зависимость кусочками парабол, гипербол, синусоид и т.д.
Математическое мышление, на этом мы и позволим себе подытожить нашу оценку, фактически сводится к развитию способности подстановки, в том числе, и – перевода в более удобную запись, и, еще – разложения неопределяемых зависимостей на блоки микровыражений.