Бытование понимания в среде
потоковой общности данных

§5. «Центр кристаллизации» доминанта

Шухов А.

Отличающее мир богатство возможностей допускает не только ситуацию доступности пониманию предметного содержания в разрезе действительности непосредственно мира как вместилища разнообразного особенного, но и его доступности пониманию в разрезе такой, казалось бы, «вспомогательной» особенности, как субъективный выбор привлекающих внимание предметов. Отличающая каждого манера предпочтения в известном отношении «созвучной» себе позиции средоточия познавательной активности в смысле поставленной нами задачи и позволит ее понимание неким не расследуемым внешним началом, тем, что с позиций обмена данными предполагает рассмотрение в качестве тех или иных определяющих чей-либо интерес источников, например, характеристик специальности или хобби. Во всяком случае, для исследования структуры понимания непосредственно возможность определения подобного интенционально устанавливаемого фокуса интереса именно и тождественна признанию некоего не принадлежащего собственно содержанию субъективности предмета отныне и в качестве нечто «субъективно своего». Появление подобной «окружающей» и близкой «Я» дополняющей его специфичности по имени эгоизм и позволяет, наконец, выделение спектра внешних ассоциаций, что некоторым образом созвучны определенной интерпретации, предпочитающей именно подобную практику понимания мира. Подразумевая возможность образования такого расширяемого «в ближайшее предполье» «Я» мы и определим здесь наше видение способа приложения критерия «субъектная близость чувству личного» уже в отношении практики установления понятий.

В таком случае рассмотрим ситуацию присоединения кого-либо к числу адептов привлекающего его интерес учения. Естественно, что числу средств выражения подобного учения, в том числе, способна принадлежать и определенная символика, хотя в смысле построения данного рассуждения мы и определим как несущественное использование именно средств символической репрезентации. Вполне возможно, символизм подобного учения допускает и выражение посредством некоторого уникального имени, и такое имя, в отношении субъектности адепта, и следует определить идентификатором нечто близкой ему сферы «почти-Я». Подобная сфера «почти-Я» – это уже не нечто полная идентичность «Я» адепта, но именно относительная идентичность, в отношении которой возможен вывод, что она практически не нарушает некое определенное характерное данному адепту «моё».

Дабы придать нашему рассуждению наглядность, приведем здесь примеры воззрений известных мыслителей. Например, Ленин идентифицировал свои взгляды маркером, начало которого он возводил к имени «материя» (материалист), известный русский философ Я. Голосовкер симпатизировал другому способу мировосприятия – «образу» (имажинизм). Способность составлять собой несколько менее «персональную», но все еще сохраняющую прелесть возможность персонификации допускает еще категория слов, смысл которых для подобного «мыслящего субъекта» подразумевал бы и выражение им специфики нечто «абсолютного» качества. Например, в понимании Ленина «объективность» играла роль явно бесспорного критерия совершенства познания. Он, и бесконечное число раз, заявлял претензию на необходимость возложения на любую оперируемую им идею не иначе как характеристики «объективная», категорически отклоняя любой, даже лишь несколько разнящийся от «объективного» вариант. (Этим он и противоположен «бесноватому» Гитлеру, номинально декларировавшему внутренний способ формирования представлений, состоявший у него в проблесках вспыхивающей в сознании «интуиции».)

Если, в развитие данного сопоставления, выделить понимание Лениным слова «философия» – то оно, если исходить из характерной Ленину системы представлений, наделялось им собирательным смыслом, отражавшим и способность обозначения определенного многообразия разнородных специфик. Подобный подход и приводил у Ленина к необходимости разъяснения того «текущего» смысла, что в каждом конкретном случае придавало «философии» то или иное конкретное упоминание. Например, воспринимающая опыт естествознания философия определялась им «научной», рожденная гипотетическим рассуждением – признавалась «профессорской», лишенной качества соответствия действительности. Если подытожить, предмет философии для Ленина потому именно и позволял причисление к разряду нечто удаленного от «Я», что философия в его понимании и составляла предмет, в отношении которого он, исключая помещение подобного предмета в среду собственного эгоизма, допускал лишь практику его использования. Тем не менее, отношение Ленина к понятию «философия» представляло собой отношение к нечто подразумевающему вполне определенную референцию, явно исключающую возможность любого предполагаемого «расширенного» отображения. Понятие «философия», каким оно виделось пониманию Ленина, исключало любую расширительность, и тогда подобная расширительность непременно сопрягалась с утратой философствованием систематичности, то есть, по существу, и непосредственно предметности. Взгляд Ленина отделял от предмета «философии» любое несвойственное, например, чувственное наслаждение.

Тогда следующую стадию нашего анализа нам следует посвятить рассмотрению содержательных начал понятия, явно служащего более широкой репрезентации спектра умозрений, нежели допускает «вилка», отличающая «план содержания» (объем понятия) имени «философия». В частности, в системе представлений Ленина таким понятием и оказывается понятие «воззрения». Система представлений Ленина явно исходила из возможности положения, предполагавшего и картину не всегда очевидных ясности смысла и предназначения некоторых вариантов воззрений, и, как можно понять, допускала и положение, когда неясность определенных воззрений даже не подразумевала перспективы окончательного устранения самой уменьшающей их ценность неопределенности. Словами «взгляды», «воззрения», «идеи» Ленин и обозначает образцы столь свободно выстроенных отношений смыслового соответствия, что их неопределенность иногда просто при чтении его текста уже отражает потребность в представлении пояснения. Взгляды Базарова» (марксиста Базарова) – пример полной путаницы, «воззрения Беркли» – и вовсе откровенный идеализм.

Но если проявить настойчивость и предпринять попытку обобщения того смыслового произвола, что и характеризует различные, как их представляет ленинский текст, «воззрения», то здесь возможно определение – каждый вариант воззрений представляет собой именно такую условность смысла, что не предполагает однозначной интерпретации в отсутствие комментирующего разъяснения. Таким образом: для сознания Ленина идеи, в частности, в форме той же «идеи ради идеи» представляли собой нечто категорически чуждую для него сущность. Развивая далее нашу модель, мы предположим, что последним и наиболее «свободным» рангом имен в подобном перечислении следует признать некоторые имена теперь «эпизодического» ряда, те, чье смысловое наполнение допускает установление исключительно посредством представления пояснений. Так, представленное в ленинском тексте фразеологическое имя «словечко Маха ‘элементы’» явно следует понимать лишь предполагающим существование смысла, о котором трудно определенно судить вплоть до момента, в котором создатель подобного понятия собственно и разъясняет непосредственно определяемый данным именем «казус обозначения». Именно поэтому предложенное Махом понятие «элементы» и сохраняет специфику неопределенности до наступления момента, пока, наконец, не предлагается надлежащее объяснение, собственно и раскрывающее функцию понятия «элементы», «заменявшего для Маха» философски более распространенное понятие «материя». Тогда непосредственно характер подобной связи именно и позволит его обобщение в определении, согласно которому некоторые виды именных форм явно не предполагают отождествления им конкретного содержания, пока, собственно, и не находит определения предмет, который они и предназначены выражать в качестве соответствующего обозначения.

 

Следующая часть:
Две развертки – «рассказ» и «афоризм»

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru