Вопросы к «Практической стилистике русского языка»

Золин В.А.

Я, Виктор Андреевич Золин (далее - ВАЗ) попробую представить конспект учебного пособия:

"Практическая стилистика русского языка" Розенталь Дитмар Ильяшевич, изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., "Высш. школа", 1974. 352с.

1. Понятие стилистики. Появившийся в середине прошлого века термин "стилистика", несмотря на длительное время своего существования-использования, не приобрел единого понимания. По-разному трактуются предмет-задачи стилистики, характер, объем, содержание, ее как языковедческой дисциплины, взаимоотношения с другими филологическими науками… /по В.В. Виноградову/ в стилистике выделяются "три разных круга исследований …тесно соприкасаются, часто взаимно пересекаются…, но наделенных своей проблематикой, … задачами, критериями, категориями. ..

1/ Стилистика ЯЗЫКА как "системы систем", структурная стилистика, изучающая т.н. функциональные языковые стили (разговорный, научно-деловой, газетно-публицистический, официально-канцелярский)…

2/ Стилистика РЕЧИ, анализирующая различия семантического, экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами, общественно обусловленными видами устной, письменной речи (выступления в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа, передовая статья, научная рецензия и приветственный адрес)…

3/ Стилистика художественной ЛИТЕРАТУРЫ… исследует все элементы стиля литературного произведения, писателя, литературного направления (по БАЛЛИ Шарль) стилистика изучает "эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующее формированию системы выразительных средств языка "?"…выражение в речи явлений из области чувств, действие речевых факторов на чувство" (по КАСАРЕС Х.) "целью стилистики является анализ, оценка элементов, сопутствующих в речи логически нейтральному чисто интеллектуальному сообщению"… (по СТЕПАНОВУ Г.В.) "стилистика - наука, изучающая разнообразные возможности организации речи в зависимости от содержания, определяющего цели высказывания" с. 7

2 Предмет, задачи стилистики (по ВИНОКУРУ. Г.О.) "..в зависимости… от ЦЕЛИ, предполагается за каждым данным актом индивидуального говорения" Содержанием практической стилистики является: 1. общие сведения о языковых стилях, 2. оценка экспрессивной окраски средств языка, 3. синонимия языковых средств (центральная проблема стилистики!

"В языке не может существовать двух слов, совершенно равносильных, тождественных в выражении одного и того же понятия".

БЕЛИНСКИЙ.В.Г.

Синхронное и диахроническое (эволюционное) сопоставление синонимов.

"Стилистические возможности в синтаксисе гораздо многообразнее, значительнее, чем в морфологии"

ПЕШКОВ А.М.

"Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной речи".

ТОЛСТОЙ. А.Н.

"Языковое поведение (коллектива) регулируется т.н. "принципом наименьшего усилия"-"экономии" (авт. - в фонетике, словоизменении, синтаксисе, в словообразовании)

МАРТИНЕ АНРИ

+) ранее существовали формы грузинец, лезгинец, осетинец, утратили жестЕМу для экономии…"духовных сил"
Сложи слово более экономно, чем словосочетание!!!

АБАЕВ. В.И. с. 17

СТИЛИ ЯЗЫКА /по ВОСТОКОВУ А.Х./ "Соединение слов … служит к выражению мыслей, называется речью. Речь бывает по выбору слов, в нее входящих:

1. Важная или благородная, называемая "книжным языком"

2. Простонародная или просторечие

3. Обыкновенная или разговорная, занимает середину между двумя "первыми"

РАЗГОВОРНЫЙ стиль, /функция общения/

НАУЧНЫЙ, ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ / ..сообщения/

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ /..воздействия/

Стилевая структура литературного языка различна в различных эпохах их исторического развития"

ВИНОГРАДОВ. В.З.

В силе, богатстве Русского Языка нашли свое выражение длительность пройденного пути исторического развития, интенсивность культурного развития русской нации во всем течении ее истории"

ОБНОРСКИЙ С.П.

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ для современного русского языка:

1. СУФФИКСАЦИЯ, 2. ПОСТФИКСАЦИЯ, 3. ПРЕФИКСАЦИЯ + СУФФИКСАЦИЯ, 4. ПРЕФИКСАЦИЯ, 5. ПРЕФИКСАЦИЯ + ПОСТФИКСАЦИЯ, 6. СУФФИКСАЦИЯ + ПОСТФИКСАЦИЯ, 7. СУБСТАНЦИВАЦИЯ прилагательных и причастий /больной, суточные/

"В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжелые годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек - так себе, потребовали от него быть героем - герой… А как же может быть иначе?"

ТОЛСТОЙ А.Н

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

"СЛОВО - ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ"

ГОРЬКИЙ А.М.

(++) Стилистическое использование многозначности слов

Подумать только, как много Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду, и тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине, и путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче к вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами, и синие выси над нами…

В.ОСТЕН

Шьёт иглой портниха в строчку, взял коньки точильщик в точку,
Я, заканчивая строчку, ставлю маленькую точку.
Сев в такси, спросила такса: - за проезд какая такса? -
А водитель: - денег с такс не берем совсем, вот так-с!

Яков КОЗЛОВСКИЙ "О словах разнообразных…" 1963

Ты белых лебедей кормила, откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила; закатный луч был странно кос…
Я свято помню эту встречу: Пруд, берег, неба яркий плат…
Миг тот же если вновь я встречу, - И жизнь ничтожная из плат!
Я - под синим пологом на холме пологом.
Но изжита, минута страшная минута

БРЮСОВ В.Я.

"К чему говорить "дефекты", когда можно сказать недочёты или недостатки или пробелы?…"

ЛЕНИН

"Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно…. неудобно придуманное русское слово для выражения чужого понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова"

БЕЛИНСКИЙ В Г.

"Нет смысла писать "конденсация", когда мы имеем свое хорошее слово - "сгущение"

ГОРЬКИЙ

"…ничего не может быть нелепее и диче, как употребление слова утрировать вместо преувеличивать"

БЕЛИНСКИЙ

"К отъезду музыканта-друга мой стих минорный тон берёт
И нашей старой дружбе фуга, всё развиваяся, растёт…
Мы увертюру жизни бурной сыграли вместе до конца,
Грядущей славы марш бравурный нам рано волновал сердца.
В свои мы верили таланты, делились массой чувств, идей…
И был ты вроде доминанты в аккордах юности моей.
Увы! Та песня отзвучала, иным я звукам отдался,
Я детонировал немало и с диссонансами сжился.
Давно без счастья и без дела дары небес я растерял,
Мне жизнь как гамма, надоела, и близок, близок мой финал.
Но ты, когда для жизни вечной меня зароют под землей, -
Ты в нотах памяти сердечной не ставь бекара надо мной.

АПУХТИН.А.Н. - П.И.ЧАЙКОВСКОМУ

"Если в дмитровском уезде употребляется слово "хрындуги", так ведь необязательно, чтоб население остальных восьмисот уездов понимало, что значит это слово… литератор должен писать по-русски, а не по-вятски, не по-балохонски…. Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком"

ГОРЬКИЙ М.

"Язык готовых выражений… тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга"

ТОЛСТОЙ А Н.

"С величайшим огорчением приходится указать, что в стране, что так успешно - в общем - восходит на высшую ступень культуры, язык речевой обогатился такими нелепыми словечками, поговорками: "мура", "буза", "волынить", "шамать", "дай пять", "на большой палец с присыпкой", "на ять"…

ГОРЬКИЙ М.

"В пословицах наших… видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, наглядность, меткость…

ГОГОЛЬ Н.

"Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги"

ГОРЬКИЙ М.

"…Меня спасал в часы бессилья и сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев нежданных, овладевавших мной стихов…"

БРЮСОВ В. Я

"заревел, взревел" - у глаголов общее значение возникновения действия, но наличие приставки ВЗ- /ВС-/ придает глаголам добавочный оттенок интенсивности… После первой половины 19 в. приставка В- вытеснила ВЗ

+1 и всего-то…"возникновение действия" и ни слова о…1. мгновенности и 2. устремленности действия вверх /ВЗор, ВЗлетел, ВЗликовал,…/ и, наконец, 3. устремлении… к Богу-ВСедержителю, ВСевышнему, всемилостивому/

+2 И всего-то…"добавочный оттенок интенсивности…" и ни пол-слова о… только что перечисленных трех пунктах…

+3 И всего-то… просто сугубо грамматическое событие - подумаешь одна приставка вытеснила другую…"?! И ни четверть-слова о драматической утрате… Божественного-Сакрального-Таинственного в наследуемых нами Великоросских Словах…?!

Вот такими умолчаниями-утратами и разрушается "сложнейшая клавиатура нашего мозга"

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
(по Розенталь Д.Э.)

ТРОПЫ

1 ЭПИТЕТ (+) …слово
2 СРАВНЕНИЕ … выражение
3 МЕТАФОРА … выражение
4 МЕТОНИМИЯ … выражение
5 СИНЕКДОХА … выражение
6 ГИПЕРБОЛА … выражение
7 ЛИТОТА … выражение
8 ИРОНИЯ (+) … троп
9 АЛЛЕГОРИЯ … троп
10 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ …троп
11 ПЕРИФРАЗ/а/ …оборот речи
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

12 АНАФОРА …повтор слов
13 ЭПИФОРА …повтор слов
14 ПАРАЛЛЕЛИЗМ ..повтор предм
15 АНТИТЕЗА (+) …оборот речи
16 ГРАДАЦИЯ (+) …стил. фигура
17 ИНВЕРСИЯ (+) …поряд. слов
18 ЭЛЛИПСИС …стил. фигура
19 УМОЛЧАНИЕ …оборот речи
20 РИТОРИЧ. ОБРАЩ. (+) …стил. фигура
21 РИТОРИЧ. ВОПРОС …стил. фигура
22 МНОГОСОЮЗИЕ (+) …стил. фигура
23 БЕССОЮЗИЕ (+) …стил. фигура

(+) - в определении понятия указана цель приведённых признаков /ВАЗ/

ТРОПЫ - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.

Стилистические функции наиболее распространенных ТРОПОВ

1. ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Стилистическая фигура эпитета заключается в его выразительности /"ГОРДО реет буревестник!/

2. СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. "С. - одно из естественнейших и действительнейших средств для описания" Л.Н.Толстой С. - простое и развернутое.

3. МЕТАФОРА - слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. М. - одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. М. - простая и развернутая.

4. МЕТОНИМИЯ - слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Между…: 4.1 содержимым и содержащим, 4.2 автором и его произведением, 4.3 действием и орудием этого действия, 4.4 предметом и материалом, 4.5 местом и людьми.

5. СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения…: 5.1 единственное число вместо множественного, 5.2 множественное число вместо единственного, 5.3 часть вместо целого, 5.4 родовое название вместо видового /светило вместо солнца/

6. ГИПЕРБОЛА - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления…

7. ЛИТОТА - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления…

8. ИРОНИЯ - троп, состоящий в употреблений слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

9. АЛЛЕГОРИЯ - троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа /в баснях - В.А.З./

10. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

11. ПЕРИФРАЗ/а/ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты /царь зверей вместо Лев…/

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ /РИТОРИЧЕСКИЕ/-
ОСОБЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ

12. АНАФОРА - /единоначалие/ - повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание… , для усиления образно-выразительных функций речи.

13. ЭПИФОРА - /концовка/ - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков /предложений/

14. ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

15. АНТИТЕЗА - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия

16. ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее /реже уменьшающее/ значение, благодаря чему создается нарастание /реже ослабление/ производимого ими впечатления

17. ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи

18. ЭЛЛИПСИС - стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена

19. УМОЛЧАНИЕ - оборот речи, где автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю… самому догадываться о невысказанном

20. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь… для усиления выразительности речи

21. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - стилистическая фигура, когда вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя… к тому или иному явлению

22. МНОГОСОЮЗИЕ /полисиндетон/ - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи

23. БЕССОЮЗИЕ /асиндетон/ - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины

"НЕДОУМЕНИЯ - ВОПРОСЫ… " от ВАЗ

1? Если "тропы" - это обороты речи…", то почему это понятие… лежит в определении только одного из выразительных средств, стилистической функции из 11 /ПЕРИФРАЗа/?

2? Если все 11 "слов или оборотов речи…" входят в группу "ТРОПЫ", то почему это понятие лежит в определении только трех из 11-ти /ИРОНИЯ, АЛЛЕГОРИЯ и ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ…/?

3? Если каждый из 23-х изображений-выразительных средств имеет стилистическую функцию - одну "выразительность речи…", то почему это понятие лежит в определении только 8-ми из 23-х?

4? Чем отличаются понятия: "образное выражение", "оборот речи", "стилистическая фигура", "синтаксическое построение"? Эти термины не определены!?

5? Как объясняется отсутствие этих 4-х определений вышеперечисленных понятий в учебном пособии?

6? Если ЭПИТЕТ имеет "стилистическую фигуру", то почему при определении 11-ти других выразительных средств она не упоминается?

7? Существует ли текст, в котором не применено ни одно из 23-х "изобразительно-выразительных средств языка"??

04 10 08 В.Золин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru