раздел «Практики осознания»

Эссе раздела


Реальность как общий предмет опыта


 

Неполнота решения задачи объективации


 

Философская теория определения (посредством индукции)


 

Осознанное - продукт прогресса осознания


 

Проблема условности категорий градации (количества и качества)


 

Что угрожает идеям?


 

«Формула познания» Вернера Гейзенберга


 

Ханжество философии


 

Как восприятие устанавливает соответствие


 

«Космос, логос, эрос и Вакх», эссе-монография


 

Особенный способ мышления физика


 

Регулярные формы в гуманитарном знании


 

Научное содержание науки «история»


 

Метод познания психологии


 

Генерация гипнотизма


 

Простой человек глазами интеллигента


 

Познающий субъект и мир


 

Теория градаций достаточности продукта мышления


 

Типология факта


 

Конкуренция адресатов как «поле неопределенности» вопроса


 

Чудо букета определений чуда


 

Чудо букета определений чуда

Шухов А.

Конечно, неотъемлемая черта характера всякого уважающего себя гуманитария - это и понимание ниже своего достоинства любого рода чтения «Правил технической эксплуатации электроустановок», отчего сокровищницу культуры и пополняет очередное несообразное определение «чуда». Или - во многих случаях в основе определения чуда доводится лежать и представлению о некоей «абсолютной» или истинной случайности, то есть о таком воображаемом проявлении, что не в состоянии знать и какой угодно возможности детерминированного представления.

Но поскольку «совсем и полностью» отсечь детерминацию не получается, то возможен выход в употреблении приема построения определения тогда и нечто «чуда по линии» или чуда, что предполагает воспроизведение в формате чудесного лишь в обстоятельствах ограничения тогда и некими условиями. Подобные попытки осознания чуда на положении специфического чуда только лишь «в чем-либо» мы и предполагаем рассмотреть.

Так, одна из «линий», на условиях которой и возможно определение нечто, признаваемого пригодным для представления в значении «чуда», равно позволит представление и как достаточная для построения определения «чуда» тогда и «уровня онтологии». Или - если онтологическое определение это определение любым образом безупречное и исключающее любого рода «склонения», то под видом «онтологического» и предполагается преподнесение определения не более чем «по линии», то есть предполагающего по умолчанию, что как таковой мир не шире и нечто полосы такого рода «линии». Тогда если начать отсчет с онтологически более состоятельного определения чуда, но при этом определения, явно восходящего к методологии «выделения линии», то «полосой» избранной линии в данном определении тогда и обращаются «законы природы». То есть «чудо» - это нечто нарушающее законы природы, то, чему в обычных условиях не дано знать и каких-либо нарушений. Но равно подобает понимать, что и «законы природы» в том отличающем их качестве, в котором нам и выпадает знать такие законы «в значении законов» - все же это и положения, определенные для некоего порядка пролонгации. Всякий закон природы, в его описательном представлении, допускает определение лишь относительно рамок, образуемых условиями, обеспечивающими приложение данного закона; но если равно возможен и выход за пределы, задаваемые такими рамками и образование и нечто «палитру ситуаций», то использование «рамочного закона» уже невозможно, но возможно лишь использование «вариативного» закона, адаптируемого под ситуацию. Конечно, и «вариативный» закон то непременно не безусловен, но прямо предполагает и разные форматы зависимости, справедливые лишь в пределах неких комплекса или ряда ситуаций. То есть наличие у любого из тел электрического сопротивления отнюдь не означает, что тела не теряют эту свою особенность тогда и при температурах близких абсолютному нулю. Отсюда и сверхпроводимость - то не иначе как «чудо» лишь по отношению картины обычной высокотемпературной проводимости. В таком случае чудом, «нарушающим законы природы» тогда и оказывается то непременно же чудо, означающее нарушение лишь предельно фундаментальных принципов обустройства природы, если таковые и допускают их выделение. Например, таким нарушением можно понимать и то чудо, что будет нарушать закон сохранения энергии в том его вариативном представлении, что равно предполагает и такое расширение этой изначальной формулировки данного принципа как принцип обращения энергии в массу. Отсюда и признание «чудом» простого нарушения произвольно избранного закона природы - это и несколько скороспелое обобщение, не принимающее в расчет и своего рода «диалектичности» таких законов, если речь идет о законах «рядового уровня».

Но «чудо», нарушающее законы природы - оно таки предмет определения чуда, наиболее близкий условному «действительному» определению чуда. Тогда и в некотором отдалении от этого условного «почти» действительного определения чуда заявит о себе и то определение, что восходит к представлению о чуде как о становлении нечто ни с чем не связанного момента «внезапности». Или в значении «чуда» здесь и доводится выступить «пересечению двух трендов спонтанности - появления в данной позиции нечто подверженного действию и инициации некоего действия то и непосредственно в этот момент появления». Но здесь нам тогда и надлежит вернуться к тому, с чего мы и начали - к «Правилам технической эксплуатации электроустановок». Кроме того, при анализе такого рода «чуда внезапности» невозможно пренебрежение и такой практикой современной экономики как управление рисками. Или - если принять во внимание характер требований, задаваемых правилами эксплуатации электроустановок или практиками предупреждения рисков, то субъекта столкновения с «внезапностью» надлежит отличать и состоянию готовности или ожидания внезапности. Хотя в этом случае дано иметь место и сложности выделения такой готовности у неживой природы, само собой неспособной поставить у себя плавкий предохранитель, но и здесь взамен такой готовности возможна и такая вещь как лучшая или худшая изготовка к вероятному взаимодействию. Если в бильярде возможна игра и посредством «удара по касательной», то речь идет об этом. Ну а в мире разумности электрик, прежде чем он начать откручивать гайку непременно проверит и наличие напряжения. Следовательно, и пересечение трендов спонтанности - никоим образом не чудо в абсолютном измерении, но оно равно реалия и состояния готовности к тем или иным событиям, так или иначе, но потенциально возможным для таких обстоятельств.

Далее если для определения чуда возможен выбор и некоей линии с другой специфической «шириной полосы», в данном случае в подобном отношении здесь вполне достаточны и «известные нам» законы природы, то это обстоятельство существенно облегчает и как таковую задачу анализа. Если биологическое видообразование не предполагало достаточного объяснения до предложения Дарвином его теории и формулировки принципов генетики, то это не значит, что оно исключало объяснение вообще. Для состояния такой неизвестности кажущееся чудо «есть чудо», когда при наличии более внятных схем задания квалифицирующих характеристик - это и характерно детерминированное событие.

Наконец, для совершения чуда также возможен выбор и такой линии его совершения, ширину полосы которой определяет и нечто «произведение [действия] богом для достижения человеком религиозно-нравственного совершенствования». Здесь, как и в случае «известных» законов природы картине явления также дано упираться и в условие глубины прогресса познания. Познающему субъекту тогда здесь свойственно вводить и фактор конкуренции или и своего рода соревнования тривиальной и экстраординарной причинности - если что-либо на данный момент не в состоянии знать тогда и той или иной тривиальной причинности, то ему надлежит приписывать и некую экстраординарную причинность. Потому тогда и вполне естественно, что идею такого рода «чуда» также можно понимать и не иначе как явный артефакт.

Но далее нам следует перейти к анализу другого способа определения «чуда» - его определения как продукта филогенеза. Здесь более состоятельный способ такого определения, явно близкий онтологическому определению - это признание «чуда» за порождение когнитивных возможностей тогда и констатирующего чудо «очевидца». То есть очевидец в силу того, «что наблюдаемое выше его понимания и противоречит, по его мнению, ходу вещей принимает это наблюдаемое за божественное деяние». «Чудо» в этом случае также не иначе, как очевидный артефакт, прямо определяемый двумя привходящими - реальной глубиной способности познания и готовностью к заместительному вынесению также и той или иной произвольной квалифицирующей характеристики.

Далее - существенно более простое положение для линии «филогенеза», но, при этом, не исключающее и своей особой сложности - это признание в значении «чуда» тех предмета или сущности, что выносящий такую квалификацию уже прямо желает понимать как чудо. Человеку здесь дано обнаружить или нежелание прибегнуть к поиску объяснения, либо ему также дано обнаружить и прямое желание определять нечто то не иначе как в качестве, так или иначе, но нечто экстраординарного. В таких условиях если также отсутствуют и любого рода критические мотивы, то вполне справедлива равно же и оценка подобного понимания то не иначе как сугубого артефакта.

Еще одна возможность признания явления в значении «чуда» - это следование установкам избранного «угла зрения». В частности, некоему пониманию присуще строиться на том, что всякое изменение к лучшему оно расценивает как «чудо», тем более, если природа благого деяния равно приписывается и нечто высшей силе. Но в данном случае дано иметь место и характерно произвольной и субъективной оценке. В таком же, хотя и несколько иного рода ключе возможно отождествление как «чуда» равно и того любого проявления, «подобного которому мы еще никогда не видели». Отождествление любого рода новшества или новации как «чуда» - конечно же, это любым образом характерно субъективное толкование.

И, наконец, «чуду» дано знать и такие практики определения как признание чудом всякого, расположенного в некоем месте; в подобном отношении и уже рассмотренное признание чудом любого «нового» как помещающегося «на месте нового» - это и очевидная разновидность такого рода практики построения определения. Если же в ряду такого рода определений выделить наиболее состоятельные формы таких квалификаций, то, конечно, на первое место здесь правомерно помещение «соотнесения природы чудесного не со всей совокупностью фактов, но лишь с одним незаконным и сверхъестественным фактом, из-за которого весь событийный ряд пошел в ненормальном иначе - необычном направлении». Или - в данном случае поворотный пункт, недоступный для его внятного объяснения при настоящем уровне развития познания - тогда он и непременно же «чудо». Практически столь же состоятельна и та практика архаичной культуры, для которой и всякая «чуждая» экстраординарность, роль которой в данном случае также не исключено принимать на себя и некоей закономерности - то непременно же «чудо». Конечно, роль «чуда» здесь довелось примерить и тем же испанцам, ощутившим теплоту торжественности встречи тогда и со стороны жителей карибских островов, принявших их за «богов». «Чудом» при достаточно простой постановке вопроса также дано понимать и то развитие событий, когда «все идет как по маслу» или, в данном случае, таковым и оказывается признание в значении чуда «совпадения случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием». Удачное прохождение карьеры - это в подобном отношении «чудо». Но самое любопытное, что «чудом» как прямым порождением места самой возможности возникновения чуда также присуще расценивать некие явления и той же современной культуре, фиксирующей посредством употребления такого понятия теперь и такое обстоятельство как «ограниченность научных знаний на определенном этапе развития науки». В итоге же вряд ли возможно и само сомнение в том, что «исчисление» чуда тогда и как нечто находящегося на «месте проявления чуда» - это, если исходить из представленных здесь примеров, оно же и очевидный артефакт.

На этом мы позволим себе постановку точки в нашем экскурсе в область возможных определений чуда просто потому, что нам неизвестны и какие-либо иные примеры подобного рода определений. Но и наиболее важный вывод из настоящего анализа всех этих определений, это, конечно же, оценка данная в самом начале нашего анализа данного ряда определений - чудо возможно, если какому-либо явлению доведется обнаружить нарушение неких наиболее фундаментальных законов природы. Но при этом важно понимать, что признанию неких закономерностей в качестве «наиболее фундаментальных» законов природы практически всегда присуще обнаружить и качества недвусмысленно спорного.

Но если понимание некоего явления в значении «чуда» даже и возможно, то чему именно дано лежать тогда и «в основе» подобного понимания? Здесь непременно следует указать такие две существенные посылки, позволяющие расценивать некое явление в значении «чуда». Первое и более важное положение - условие «становления представления о чуде не иначе как на фоне детерминированной картины действительности». Или, грубо говоря, истоки, посылки, а равно и результаты чудесного явления способны представать в таком качестве то непременно же и при условии их прямой пригодности для проверки. Если же такие истоки и результаты не в состоянии обнаружить надлежащей четкости, то невозможно отождествление и как такового явления равно и на положении явления. Второе - чуду также надлежит заключать собой и известную неопределенность; если явление, понимаемое как «чудо» все же заключает собой и ту или иную определенность, то отсюда можно протянуть ниточку равно и к разъяснению природы явления. Или - данному положению дано предполагать и такое непременное следствие, как принцип невозможности для чуда «выступать в качестве надежных доказательств реальности трансценденции» еще и притом, что данному следствию дано порождать и такое свое следствие как «специфика трансцендентного быть предметом веры или смутных догадок».

Далее нам не помешает пояснить, возможно ли образование «типологии чуда». Здесь, поскольку нам уже довелось узнать, что известны и такие определения чуда, что не обнаруживают и должной логической корректности, то данный факт равно позволяет предположение и о бытовании не только лишь чуда в собственном роде, но и явлений, обнаруживающих лишь «видимость» чуда. Тогда если чудеса «в собственном роде» - то непременно волшебные и имитирующие их «фантастические» чудеса, то чудеса лишенные такого начала идентичности как бесспорная чудесность - это некие технические или научные чудеса. Кроме того, чудеса можно расценивать и с той точки зрения, что им доводится порождать тогда и собственно «в роли» чуда; или - по самой специфике воспроизводимого эффекта чудеса также дано отличать и разделению на две особенные линии - чудес готового результата и чудес управления энергиями. Также если предположить, что для такой линии как «чудеса готового результата» не исключена и их собственная особенная типология, то «по форме результата» эти чудеса также будут предполагать разделение и на две подчиненные линии. Таковы или же «орудийные чудеса» или чудеса порождения эффективного инструмента или - «гиперболические чудеса», то есть связанные с изменением масштабов. По признаку происхождения чудесам дано предполагать равно возможность и таких двух особенных типов - чудес прослеживаемых как порождение сверхъестественного начала и чудес, предопределяемых очевидными нарушениями законов природы.

Если же дать оценку теперь и нечто «представлениям человека о чуде», то такие представления также обнаружат и такую присущую им специфику как изменение время от времени. Здесь, быть может, если архаичное сознание не знало и как таковой идеи чуда, поскольку определяло все воспринимаемое как порождение «духа», то далее прогрессирующему сознанию довелось обрести и представление о понятии «чудо» в переносном смысле, то есть о приложении такого имени к «событиям выглядящим как чудесные, но не составляющим собой чуда». Кроме того, также и прогрессивному развитию представлений о причинности довелось породить и такой эффект как сильное сдерживание любой попытки признания чего-либо в значении «чуда».

Кроме того, чудо помимо репрезентации в сознании прямо предполагает и такую форму представительства как репрезентация в культуре. В первую очередь, в отношении роли чуда в культуре сложно пренебречь и такой его существенной функцией как понимание чуда равно и в значении «сакрального чуда в религиозном культе». Также культуре дано следовать прогрессу и в том общем потоке, что образует собой прогресс человеческого общества в целом, откуда сакральное понимание чуда и предполагает обращение «пониманием чудес лишь плодами заблуждения и невежества». Кроме того, культурному значению чуда дано заключать собой и такую составляющую как «выделение согласно субъективной значимости двух разрядов событий определяемых как чудо - признаваемых псевдоразумными и осмысленными для человека и - антропологически бессмысленных событий». Или - хотя культуре также присуща и практика признания в значении «чуда» тогда и любого рода чудес, но для нее особо значимы лишь чудеса, в культурном смысле предполагающие признание как «осмысленные для человека». И, наконец, культура также формирует и «поле конкуренции» чудес, представляя тогда на нем и такую альтернативу как «чудеса возникающие по воле бога и чудеса, составляющие собой нарушения законов природы». Эта конкуренция для культуры - она отчасти и «конкуренция двух способов типизации чуда - по происхождению и по содержанию».

Если же копнуть глубже, то чуду после фактического осуждения в современной культуре все же дано обрести оправдание равно же и посредством различного рода форм «реабилитации» чуда. В этом случае для чуда не исключено и обращение необходимым элементом семантики в отдельных формах культурной традиции, например в романтизме, или в традиции сочинения сказочной литературы, обнаруживающей «понимание магии как искусства по произведению чудес». Также и литературной и сценической фантастике присуще проявлять себя и на положении средства изображения чудесного. «Реабилитация» чуда - она также и процесс, параллельный одновременно протекающему процессу «реабилитации мудрости архаического мышления» инициированного достижениями современной этнографии и антропологии. Или - чудо обретает здесь понимание равно и как далеко не бессмысленный инструментарий в известном отношении эффективной и функциональной системы представлений, или как часть своего рода комплекса «готовых рецептов». Чуду также не уйти и от судьбы особого предмета интереса, «вызванного возрождением иррационализма в философии, в том числе и попытками обоснования состоятельности веры исходя из широкого круга философских и мифологических источников начиная с древности». Или - «реальность» чудес это не только лишь особенный «литургический аргумент» религии, но вместе с тем и сугубо спекулятивный аргумент при концептуальном обосновании и при защите состоятельности религии. Но наиболее серьезным образом интерес к проблематике чуда в культуре дано питать тогда и «экспансии вероятностных методов и вероятностного мышления в естествознании», то есть прямо вытекающей из применения этих методов постановке вопроса «что есть причинность и что такое чудо как нарушение порядка причинности». В этом случае, скорее всего, глубинная причина такого интереса - это «абсолютизация эффекта», то есть практика понимания некоего отдельного эффекта равно и характерно фатальным.

Также бытиё чуда в культуре сопровождает становление и двух противоположных формаций то и непосредственно такого бытия - одновременно и легкости и обременительности. Если имеет место сочинение «сказок и использующей сказочные образы романтической фантастики и фэнтези», то в этом случае можно предполагать и непременную простоту воспроизводства любого рода картины чудесных явлений. С другой стороны, если имеет место и нечто синтез «мира чудесного», то здесь не обойтись и без воссоздания панорамы разнообразия обитателей этого мира. В таком случае и как таковое построение «мировоззрения допускающего существование чудесного в использовании широкой категории законов бытия» также вынуждено прибегать и к специфическому синтезу равно и комбинаций «физической природы и супранатуралистических областей ангелов и демонов» на правах ее регионов.

Помимо того, комплекс представлений культуры также подобает расценивать и как «кальку социума» с его «верхами» и «низами», высшим и низшим обществом. Из этой иерархически выстроенной картины берет свое начало и такое любопытное явление как признание «чудес фантастики, что в силу своего несуществования схожи с теми значимыми, но не данными в восприятии сущностями, что в культуре всех времен и народов считаются более важными и более могущественными, чем явное и видимое». Напротив, торжество рационального начала - это источник «крайне редких суждений о чуде и, как правило, в переносном смысле в связи с научной фантастикой» или равно и источник идеи «существования чудесного, когда люди пребывают в состоянии неопределенности, его проявления не как компактного факта, но как просвечивающей сквозь научные законы возможной таинственности бытия». Ну и, наконец, в сугубо функциональном ключе чудесное для культуры - это и некая «обширная область пересечения множеств фактов обобщаемых понятиями чудесного и случайного».

Равным образом чудесному в культуре присуще обрастание и своей особенной терминологической «бородой». В том числе, здесь возможно выделение и такого богатства красок речи, когда «фантастическое явление - оно равно и понятие, по отношению к которому чудо представляет собой нестрогий синоним».

Если же в завершение набраться смелости для представления здесь и философской оценки, то познание подобает расценивать и как нечто функциональное средство или как некую существенную возможность и, равно же, характеризовать познание и как существенный раздел теперь и общего корпуса культуры. Такое разделение прямо предопределяет и становление проблемы выделения доминанты - или доминанты функционального качества познания или, напротив, доминанты семантической продуктивности познания в культуре. Скорее всего, чудо в смысле данной альтернативы и надлежит расценивать как своего рода торжество характерной для культуры практики синтеза на основании представлений познания тогда и над функциональным предназначением познания.

11.2024 г.

 

«18+» © 2001-2025 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker