Странная цивилизация

§12. Миф образованности

Цаплин В.С.

Содержание

Все, что придумывалось до сих пор -
…конвейеры по производству
идеальных «солдат» или «рабочих».

Борис Стругацкий

Показано, что обучение, просвещение, профессионализация или «эмоциональное постижение истины» имеют мало общего с образованностью, понимаемой как сформированное полноценное мышление. Тем не менее, отождествление образованности с просвещением и профессионализацией в какой-либо сфере, является традиционным и очень устойчивым. Поэтому не удивительно отсутствие сопротивления иррациональным толкованиям природных явлений, общественных событий и расцвет антинауки. Обсуждаются вопросы борьбы с лженаукой и проблема полового воспитания в школе.

Огл. ПРОСВЕЩЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимо поставить акцент на некоторых наиболее устойчивых заблуждениях, связанных с образованием, которые кажутся невинными и могут напоминать просто игру в слова, если не понимать разницы между просвещением-профессионализацией и образованием.

Разумеется, полноценное мышление отчасти зависит от суммы конкретных знаний, которыми владеет человек - для размышлений нужна «пища»! - но даже в этой области дело обстоит крайне неблагополучно. В мире, согласно статистике, 130 миллионов детей школьного возраста вообще не умеют читать и писать, а более 300 миллионов детей не посещают школу. В начале XXI века в латиноамериканских странах были вынуждены зарабатывать на жизнь примитивным физическим трудом более 17 миллионов детей, то есть каждый шестой ребенок в возрасте от 5 до 15 лет. О каком полноценном мышлении можно говорить, если впору иметь ввиду ликвидацию функциональной неграмотности?! Нетрудно представить общечеловеческий уровень большинства взрослых, в которых превратятся эти дети и какой мир они смогут строить.

Но состояние школьного обучения и во многих передовых странах обстоит немногим лучше. В США, например, по сообщению журнала Time, более половины учителей(!) не способно выполнить анализ литературного текста, предназначенного для выпускников средней школы! Почти половина американских подростков с трудом может сказать, где находится Тихий океан. А на тесте по физике - Ridgents exam, т.е. только для тех школьников, кто хочет заработать дополнительные баллы для поступления в колледж, неудовлетворительные оценки получают более 80% школьников. В пересчете на всех выпускников школы эта цифра перевалит за 95 %! И это при системе тестирования, когда в большинстве случаев нужно не понять и решить задачу, а выбрать правильный ответ из предлагаемого набора (multichoice system), т.е. ответ можно просто угадать.

В Испании почти половина шестиклассников никогда не слышала о вращении Земли, а почти четверть выпускников средней школы Германии являются фактически малограмотными людьми.

Но даже такое традиционное «образование» уходит в прошлое, а на смену все больше приходит бессмысленное зазубривание и алгоритмизация действий, превращающие существующее образование в программирование узкоспециализированных людей-роботов, от которых требуется только хорошая механическая память и четкое выполнение инструкций. В Мали, например, многих детей отдают в школы Ислама, где они заучивают наизусть Коран просто за то, что их кормят. Результат - ужасающий. Не освоив даже элементарной грамотности, эти дети остаются на примитивной ступени развития, зато Коран знают наизусть!

Академик Российской АН Э.П. Кругляков в статье «Кризис современного образования» (2004) пишет: …какой бы путь развития ни избрало человечество для того, чтобы сохранить себя на планете, это может быть только выбор разума, опирающийся на науку, на знания. …Но если мы серьезно вдумаемся в содержание и методы современного образования, то легко обнаружим несоответствие существующих традиций в образовании …потребностям сегодняшнего дня. И этот кризис, может быть, наиболее опасный из всей совокупности современных кризисов.

В послеперестроечной России и других странах СНГ (последнее десятилетие ХХ века) миллионы детей оказались беспризорными, что просто не нуждается в комментариях. Финансирование образования (в традиционном смысле) и науки уменьшилось во много раз. Правда, в начале ХХI века в России появилась надежда на возрождение. Появилась информация, что обязательным станет 11-летний школьный курс, вместо 9-летнего, существовавшего до сих пор, а российская молодежь вновь проявляет интерес к научным специальностям, несмотря на недавнюю моду на менеджмент и маркетинг. В отличие от своих зарубежных коллег, многие российские программисты, например, являются дипломированными физиками, химиками или математиками. По данным российской информационно-технологической компании Aria Inc., в 2004 году число выпускников компьютерных, инженерных, физических и математических факультетов выросло на 11%, по сравнению с предшествующим годом. Резко возрос конкурс для поступления в крупные Вузы. Тенденция внушает надежду, хотя в целом образование должно быть изменено таким образом, чтобы полноценное мышление формировалось с младенчества, а получение специальности лишь было продолжением этого процесса.

К этой проблеме никакого отношения не имеет так называемый «Болонский процесс», который упоминается здесь лишь для полноты картины. Суть этого процесса в универсализации европейской системы этапов послешкольного обучения (бакалавр, мастер, доктор наук) и введение единой системы зачетов для увеличения мобильности, конкурентоспособности и легкости трудоустройства студентов и преподавателей в разных странах Европы. Т.о. все сводится к рационализации профессионального образования и взаимному признанию дипломов. Само по себе это представляет, по-видимому, ценность, но никакого отношения к изменению содержания образования и взгляда на образование, как на универсальный процесс, основная функция которого формирование рационального и адекватного мышления, это не имеет. Более того, чем лучше человек профессионально подготовлен в ущерб развитию мышления, чем лучше он знает «как надо», тем труднее ему отступить от трафарета и проявить гибкость ума, тем более стереотипично его мышление. Иногда это называют «профессиональным идиотизмом». С этой точки зрения никакая современная школа и никакой колледж или Университет образования не дает, какие бы этапы не вводились.

Поэтому надо четко разделять:

• формирование полноценного мышления (приблизительно 0-5, 5-16 лет),

• обучение грамотности, просвещение (приблизительно 5 - 16 лет)

• профессионализация любого уровня (приблизительно 16 - 25 лет)

Разумеется, содержание стадий не должно заканчиваться с наступлением верхней возрастной границы, но в течение этого периода на целях, соответствующих конкретному этапу, должен быть поставлен особый акцент. Только совокупность всех трех стадий сможет позволить человеку называться образованной личностью. Вместе с тем, вполне возможен перерыв между второй и третьей стадией образования, пока человек ищет себя и ту область, в которой он бы хотел самореализоваться. Вряд ли он будет лимитирован в своих стремлениях в условиях единого общества и в отсутствии физической ограниченности передвижения.

Причем, если на первой стадии от человека не могут требоваться собственные сознательные усилия, то завершение второй и третьей стадии невозможно без напряженного труда и умения преодолевать себя. Более того, только третий этап может быть добровольным, но вряд ли найдется много людей, которые пренебрегут возможностью стать специалистом в избранной области и полноценно реализовать свои наклонности, сделав собственную жизнь более содержательной и насыщенной. Общество уже вправе ожидать от человека именно такого отношения к себе, потому что это будет не только проявлением заботы о собственном выживании, а желанием стать действительно полноценным членом общества. Уже сегодня мир был бы во много раз более гармоничным и прогрессивным, если бы этот принцип выполнялся хотя бы частично в последние двести лет[2].

Без такого образования, т.е. без сформированного полноценного мышления, большинство людей будет оставаться на примитивном уровне, а цивилизация останется конфликтной.

Огл. ЭМОЦИИ ВМЕСТО АНАЛИЗА

Часто можно слышать пожелания о необходимости внесения в существующее обучение элемент «духовности» для решения проблемы формирования законопослушного и гуманного человека. Неопределенность пожеланий не дает возможности сделать конкретный анализ, но многие призывы прямо говорят или имеют ввиду под »духовностью» религиозность или, в лучшем случае, увеличение числа посещений театров, концертов, выставок, литературных чтений и других «богоугодных» мероприятий.

Внедрение религиозности в процесс любого обучения - абсурд, очевидный любому здравомыслящему человеку. Против выставок или театров автор не имеет ничего против, но «сколько ни кричи Халва! Халва! - во рту слаще не станет». Ведь снова предлагается не воспитание рассудочности, основанной на знании основных принципов устройства мира и уважения к знанию, а эмоциональная дрессировка. Бертран Рассел писал: - Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление. Т.о. наиболее реакционная часть общества, преследуя свои эгоистичные, невежественные и меркантильные цели, призывает сознательно уничтожить способность к аналитическому мышлению, замещая ее эмоциональным отношением к действительности и истории. Их объективно поддерживает значительная часть гуманитариев, утверждающих порочность аналитического восприятия произведений искусства или ставящих акцент на эмоциональном восприятии их произведений в ущерб научному стилю мышления. Считается чуть ли не хорошим тоном ничего не смыслить в естественных науках и восторженно закатывать глаза и заламывать руки в безмолвном экстазе при рассуждениях о неопределенной духовности, особо, якобы, свойственной представителям специальностей, связанных с искусством или гуманитарными профессиями. Воспеваются эмоции, как противоположность аналитическому мышлению и конкретным знаниям. На самом деле, нельзя профессионализм в какой-то области, особенно если специальность относится к гуманитарной сфере, путать с образованностью. Расплывчатое воображение, профессиональное владение кистью, пером, музыкальным инструментом, голосом или телом, как и профессионализация в таких гуманитарных науках, как история, политология, искусствоведение, литературоведение и т.п. - еще ничего не говорят о масштабности мышления. Именно такие люди становятся самым легким объектом для манипуляций, и не удивительно, что среди них наибольшая пропорция «образованных» людей, приветствовавших религиозный ренессанс во многих странах мира на переломе тысячелетий. Речь идет о явлении, которое приобретает угрожающие размеры.

Нетрудно представить многих представителей гуманитарных и обществоведческих направлений, которые с возмущением прочтут эти строки. Но это еще раз продемонстрирует угрозу культуры неадекватности, в которую они погружены. Уже цитировавшийся Ю. Ефремов пишет: …предмет гуманитарных наук, в отличие от естественных, в значительной степени рефлексивен, способен меняться в соответствии с установкой исследователя и сам может оказывать воздействие на него. …В этой субъективности - коренное различие естественных и гуманитарных наук[3]. А в журнале «Знание - сила» в статье «Таинственный 9 век», писалось: Ответы на… вопросы (истории В.Ц.) зависят не только от исследовательской подготовки отвечающего. Многое, в первую очередь эмоциональная окраска этих ответов, зависит от симпатий и антипатий исследователя[4]. Оказывается научный результат «способен меняться в соответствии с установкой исследователя» и зависит от «симпатий и антипатий»?! Остается непонятным - при чем здесь наука? Но то, что при таком «эмоциональном» отношении к тому, что называется достоверным и, следовательно, научным результатом, легко скатиться в иррациональность - несомненно.

Рациональное и эмоциональное восприятие жизни кажутся взаимно противоречащими, но на самом деле они дополняют друг друга, при этом рациональность и аналитичность мышления должны занимать ведущее место. Нужна не абстрактная «духовность», а целостное и рассудочное восприятие РЕАЛЬНОГО мира! Все остальное - повторение пройденного. Богатство эмоций, доброжелательность и социальность поведения придут сами собой, как реакция на понимание закономерностей и подоплеки событий, хотя бы потому, что быть таким гораздо выгоднее и целесообразнее с точки зрения общественного и личного благополучия.

Следование философии адептов «эмоционального восприятия» способно привести к катастрофическим последствиям. История расизма в Германии как будто специально предназначена для того, чтобы быть демонстрационной площадкой для подобных утверждений.

Распространенный в Германии миф крови опирался на «поэтизированный» стиль мышления, поскольку немецкие романтики начала XIX века, делая акцент в своих произведениях на неопределенности, таинственности, эмоциональности и образности - как противоположности рациональности, оказали глубокое воздействие на германскую интеллигенцию. Гердер, Фихте и другие немецкие романтики расходились с философами эпохи Просвещения, рассматривавшими не мутные эмоции, а разум, как точку опоры. Романтики не только провозглашали иррационализм, но и воспитали на этих принципах целые поколения немецких интеллигентов, облегчив восприятие расовых предрассудков, которые апеллировали не к разуму, а к эмоциям.

Например, Пауль Йозеф Геббельс, главный пропагандист Третьего рейха и один из нацистских лидеров, с 1917 по 1921 год учился в университетах Фрейнбурга, Бонна, Вюрцбурга, Кельна, Мюнхена и Гельдейберга, изучая философию, германистику, историю и литературу, т.к. хотел быть писателем или журналистом. Хотя его отец мечтал о карьере священника(!) римско-католической церкви для сына. В 1921 г. Геббельс защитил диссертацию, посвященную романтической(!) драме и приобрел ученую степень. Рейнхард Гейдрих, шеф Главного управления имперской безопасности Третьего рейха, один из главных инициаторов создания системы концентрационных лагерей уничтожения, родился в семье директора консерватории, в которой царила атмосфера преклонения перед классической музыкой и культурой в целом. Гейдрих получил прекрасное гуманитарное образование, был необыкновенно музыкален, великолепно играл на скрипке[5]. Да и сам Гитлер считал себя хорошим художником, архитектором и поэтом.

Геббельс мог, действительно, знать историю литературы, быть неплохим стилистом, Гейдрих проникновенно исполнять произведения Паганини, а Гитлер рисовать пейзажи. Но сделать вывод, что эти люди олицетворяли образованность и культуру, значит совершенно девальвировать эти понятия. Теория и практика доведенного до логического конца национализма ужаснула весь мир.

Сознание Гитлера и его соратников было во многом подвержено иррациональным представлениям и мистификации. Их национальные и расовые представления не выдерживали элементарной критики и были в глазах трезвых наблюдателей театром абсурда. Нацисты верили в демонологию и языческие ритуалы, трепетно относились ко всему оккультному, использовали древние письмена и символы. Известная эсэсовская эмблема две молнии - руны сиг, обозначала удвоенную энергию. Как говорят некоторые исследователи истории Третьего Рейха, фашисты даже носились с идеей создания специальной лаборатории для оккультных исследований и разработки психотропного магического оружия. И такие сопоставления можно продолжить.

Сегодня рациональный стиль мышления в гораздо большей степени свойственен людям в технических и естественнонаучных областях, потому что эти сферы деятельности часто требуют аналитического мышления. Но и эти люди удовлетворяют требованию адекватности мышления далеко не всегда. Работать в этих сферах еще не значит владеть научным мышлением, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к мышлению образованных людей. Алексндр Зиновьев описывает выступление одного крупного (в своей области математики) ученого, который, разглядывая иконы, ухитрился разглядеть, будто математика подтверждает существование Бога. Это пример - пишет далее А. Зиновьев - не просто идиотизма, а сверхидиотизма в духе помутнения умов в среде людей, действующих на высотах науки. Науки не в смысле научности, - научного в этом бреде нет ничего, - а в смысле сферы разделения труда, в которой профессионально заняты миллионы людей.

Ситуация здесь та же, что и в большинстве других профессиональных сфер: квалифицированное ремесленничество путают с образованностью. Владеть математическими методами - еще не значит быть математиком, знать технику физического эксперимента - еще не значит быть ученым-физиком, также как и виртуозное исполнение гамм недостаточно, чтобы стать музыкантом-исполнителем. Ничего не меняется, если даже эти ремесленники облечены учеными степенями и званиями. Быть профессионалом, специалистом в каком-то деле можно и не обладая широким кругозором и систематическим мышлением.

Огл. СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ И АНТИНАУКА

Примитивность и стереотипичность массового мышления - одна из главных причин существования антинауки. Многие люди не понимают и не применяют принципы научного (рационального) мышления, хотя еще в первой половине XIX века французский философ Огюст Конт писал: - вглядимся в прошлое: науки освободили человеческий дух от опеки со стороны теологии и метафизики, опеки, необходимой в детстве, но безмерно затянувшейся. Вглядимся в настоящее: науки должны способствовать или своими методами или своими выводами реорганизации общественных теорий. Вглядимся в будущее: приведенные в систему, науки станут перманентным духовным основанием общественного порядка, пока будет продолжаться на Земле деятельность рода человеческого.

Отсутствие рациональности мышления приводит к тому, что огромное количество людей становятся жертвами мистификации. В начале XXI-го века мир буквально захлестывают тени средневековья: астрология, «народная» медицина, псевдонаучные теории, противоречащие логике и установленным экспериментальным фактам. Сайтов псевдонаучной и антинаучной направленности в Интернете - тысячи, издается масса антинаучных книг, журналов и статей. Уже цитировавшийся А. Зиновьев продолжает: Нет надобности перечислять… бесчисленные каналы, по которым идет тотальное оболванивание человечества. В эту работу по оболваниванию людей вовлечены миллионы специалистов. Эта работа ведется систематически, охватывая все аспекты интеллектуальной жизнедеятельности людей, т.е. именно духовной сферы, если не сводить эту духовность к религиозному оболваниванию людей, а включать в нее состояние умов, формируемое на основе овладения достижениями человечества в течение многих веков интеллектуального творчества.

Не случайно антинаука выбирает естественно-научные и близкие к ним области, не понимаемые ни авторами лженаучных публикаций, ни обывателями, потому что эти области наиболее трудные и малознакомые. Отсюда - мифичность «открытий» и «достижений» лженауки. Антинауке способствует и то, что у обычного человека появляется ощущение причастности к поражающим воображение результатам научных исследований, которые есть во всех областях и представлены бесчисленными устройствами и технологическими достижениями современной цивилизации. Не удивительно (но не оправдано!) желание внести свой «вклад», не прилагая труда и даже не представляя, каких конкретных знаний, усилий и разочарований требует каждый небольшой шаг в изучении окружающей природы, не говоря уже о значительных достижениях! Какого труда и жертв это потребовало от тех, кто посвятил науке всю жизнь.

Антинаука научилась хорошо словесно маскироваться, навешивая «научную» терминологию на свои параноидальные теории: «психофизическое воздействие», «тонкие эфирные тела», «биополе», «контакт с энергией космоса», «микролептоны», «торсионные поля»… Чем эти слова, за которыми ничего реального не стоит, на слух хуже действительно научных терминов - «странный аттрактор», «редукция волновой функции», «нейтронная звезда», «барион», - которые подкреплены сотнями и тысячами взаимно переплетающихся экспериментальных данных и их теоретическими обобщениями? Для плохо образованного ума - эквивалентны! Но зато эти выдуманные «научные» слова позволяют «высококультурному» читателю не воспринимать аргументы борцов с лженаукой. А «обычные» понятия: «взаимодействие», «сфокусировать», «поглотить», «поле», »КПД» и т.д. он просто пропускает,  «как не очень важные», как он думает.

Приведем пример с »открытием микролептонов». Перед тем, как якобы оставить «след» на фотографиях, они спокойно пронизали метры бетона и железной арматуры, в которых не поглотились (т.е. не взаимодействуют!), но смогли быть сфокусированы (т.е. взаимодействуют?) десятком миллиметров стекла оптики фотоаппарата и поглощены фотослоем, толщина которого - микроны (т.е. снова взаимодействуют?!). Разве такое возможно? Регистрация «всепронизывающих» нейтрино, например, потребовала сооружения огромных емкостей со специальным составом и глубоко под землей, в котором (по расчетам!), способны появиться соединения, получающиеся в результате маловероятного взаимодействия нейтрино с веществом в обнаруживаемых количествах. Но разве обыватель теперь понимает, что микролептоны не существуют в природе и обратное утверждение является следствием малограмотности «первооткрывателей»? - Не понимает, и автор «открытия» до сих пор дурит головы наивным людям, пропагандируя «микролептоны» в бульварных газетках и интернете.

Аналогично пропагандируются «фундаментальные исследования» по НЕ существующим в природе особым торсионным полям[6], «эффективность применения которых позволяет создавать установки с Коэффициентом Полезного Действия (КПД) большим единицы(!?)[7]», использование экстрасенсов и астрологов в МЧС, армии и аппарате президента России. В последнее время (июль 2005 года) в печати появились сообщения, что астрологи предъявлют судебный иск к НАСА (Национальное аэрокосмическое агентство США) за «причинении морального и материального ущерба» проведеним космического эксперимента по столкновению космического аппарата Deep Impact с ядром кометы Темпел-1! Астролог Бай потребовала выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 8 млрд 708 млн рублей. С давних времен я и моя семья почитаем космическое тело - комету Темпел-1, - говорится в иске. - Акция NASA посягает на «святая святых» - систему моих жизненных и духовных ценностей, веру в ценность каждого элемента Мироздания… Во всяком случае, очевидно, что элементы орбиты кометы и соответствующие эфемериды после взрыва изменятся, что помешает моим занятиям астрологией и исказит мой гороскоп…» Указанное в ее заявлении можно было бы считать курьезом, если бы не отражало меры невежества истицы, «адвоката», представляющего ее интересы, и судей, которые принимают к рассмотрению подобные «дела»! Большую претензию и невежество просто трудно придумать!

Так может быть читатель-открыватель, воспринимающий подобную галиматью, не обладает даже зачатками рационального мышления и не столь уж и «высококультурен»? В подавляющем большинстве случаев так оно и есть. Доказывать что-либо такому читателю (слушателю, зрителю, чиновнику и т.д.), привлекая аргументы, используя научную терминологию - совершенно бесполезно. Наука предполагает хотя бы общую образованность и рациональность мышления, поэтому ее аргументы невозможно не то что понять, а даже «услышать» за те несколько минут, пока происходит общение. И если не будет усвоено, что наука - это не набор разрозненных фактов, а стройная динамическая система, создание которой и понимание требует большого труда и тщательности, придирчивой и неоднократной проверки результатов и отсеивания ошибочных утверждений, псевдонаука будет процветать.

В материалах Международного симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования», прошедшего в Москве в октябре 2001 года, писалось: - тот абсурд, который публикуется в газетах способствует оболваниванию людей; атрофированию рационального мышления. Поэтому в рамках Российской Академии Наук организована «Комиссия по борьбе с антинаукой» под председательством академика РАН Э.П. Круглякова. Говоря о целях этой комиссии, Кругляков сказал: Мы хотим, чтобы людей лечили врачи, а не доморощенные «магистры чёрной и белой магии». Мы хотим, чтобы всевозможные шулеры от науки не могли наживаться на бессовестной эксплуатации чудодейственных спиралей, пирамид, «микролептонных» и «торсионных» полей. Наконец, мы хотим, чтобы новейшие разработки военной техники основывались на действительных достижениях науки. Ну, а у шулеров земля должна гореть под ногами.

Основные принципы науки должны внедряться только людьми с рациональным (научным) стилем мышления, с детства и постепенно. Одним из первых шагов, наряду с введением новой системы образования (см. ниже), должен быть выпуск популярной научной литературы, не только сообщающей о научных фактах, но и о трудностях их получения и внедрения, объясняющей необходимость рационального стиля мышления и знания основных принципов науки. Необходимо создание интернет-ресурсов, активно отстаивающих позиции науки перед псевдо и лженаукой, аргументированно их разоблачающих. Соответствующие книги, разоблачающие антинауку, надо издавать тиражом в сотни тысяч экземпляров, пропагандировать и бесплатно рассылать по школьным и иным библиотекам, чтобы каждый учитель, каждый студент, каждый школьник мог бы ознакомиться с их содержанием. Неплохо бы и переиздавать книги, разоблачающие антинауку и пропагандирующие научный метод мышления, как, например, блестящую книгу А.И. Китайгородского «Реникса» (Чепуха), организовывать регулярные радио и телепередачи, и не терять оптимизма.

Огл. ШКОЛА И ИНСТИНКТ РАЗМНОЖЕНИЯ

Инстинкт размножения был и останется ведущим, поэтому останется и проблема отношения полов. В борьбе основного инстинкта с благоразумием пока побеждает, как правило, инстинкт. В 14 - 16 лет человек еще сидит за школьной партой, но на этот возраст приходится начало детородного периода и наступает физический расцвет организма, который называется сексуальной привлекательностью. Но в подростковом возрасте наступает только физиологическая зрелость, а социальная - нет. Детскому сознанию недоступно осознание своей социальной зрелости, потому что понимание этого уже означает выход мозга из детской стадии и появление человеческой индивидуальности, ответственной за свои поступки. Этот процесс может занимать у разных детей разное время, но к 14-16 годам он должен быть завершен. Это и следует считать действительным наступлением полового и интеллектуального совершеннолетия, после которого к человеку и его дальнейшему поведению могут применяться «взрослые» требования.

Социальная зрелость предполагает не только чувство ответственности, но и практическую возможность ответственности и перед партнером, и перед своими родителями, и перед возможным ребенком, и перед обществом, членом которого станет новорожденный. В школьном возрасте при традиционном школьном обучении этого добиться трудно, если не невозможно.

Кроме того, надо, чтобы инстинкт размножения не мешал образованию, не отвлекал от того, что является необходимым в этом возрасте, одновременно не лишая юную жизнь романтики и переживаний, стимулируемых этим инстинктом. Противоречивая ситуация.

Пока приглушить инстинкт почти невозможно, а надо - поэтому изобретаются различные табу на внебрачные отношения, касающиеся, в основном, женской половины. Либо усиленно развиваются «отвлекающие» методы. Но малопонятным табу без зомбирования сознания не обойтись, а отвлекающим методам в цивилизованном обществе веры немного, поэтому призывы к воздержанию в масштабах массовой школы малоэффективны. Сегодняшняя «концепция полового воспитания» укладывается в слова: делайте что хотите, …но научитесь не делать детей и не распространять половые инфекции!

Вероятно, в будущем возможно лишь одно радикальное решение - это появление фармакологических препаратов, отодвигающих у человека проявления полового инстинкта до возраста социальной зрелости. Сегодня это - чистая фантастика. И не потому, что не существует достаточно мощных фармакологических средств, способных задавить любые инстинкты, а потому, что в человеческом организме все взаимосвязано и сегодня не существует даже приблизительного понимания, каким образом, без катастрофических последствий для развития и здоровья, временно «утихомирить» один отдельно взятый инстинкт. Т.о. решения проблемы нет, а делать что-то надо. И, вероятно, только от безвыходности американская, например, педагогика шарахается из стороны в сторону, то устраивая показательный процесс из-за того, что семилетний карапуз поцеловал в щечку свою подружку, то раздавая подросткам в школах презервативы. К этой же сфере следует также отнести решение Американского Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA) о продаже «таблеток следующего утра» - оральных контрацептивов подросткам с 16 лет[8]. Если FDA одобрит новый контрацептив, то подростки смогут приобретать его в аптеках без рецепта…

И то, и другое, и третье является чистым идиотизмом. Карапуз, кроме страха ничего не испытает, потому что не поймет сути своего «преступления», а у подростков разовьются упрощенные и ложные представления об этой интимной сфере отношений уже взрослых людей.

Эффективным и не уродующим психику пока может быть только честное комплексное воспитание, ставящее своей целью формирование волевой, интеллектуально развитой личности, с сильным чувством социальной ответственности. И если пока нельзя отодвинуть во времени инстинкт размножения, значит надо приблизить наступление момента, когда человек станет ответственным и социально зрелым, и нет никаких принципиальных препятствий для достижения этого состояния.

представлено для публикации на сайте 09.2009 г.

[1] Cм. также ru-vklad.kroupnov.ru/archives/2005/02/000094.html
[2] Образование предполагает, что человеку были сообщены все знания, из которых он образовал «единую картину мира». Но ведь в разные эпохи количество знаний было разным, и следует ли из этого, что в предшествующие эпохи вообще не было образованных людей и что образованность представляет собой недостижимый идеал? Однозначный ответ дать невозможно по многим причинам. Прежде всего, наше время тоже скоро станет «предшествующей эпохой» и поэтому предположение, что до ХХ-ХХI века не было образованных людей, а вот сейчас есть, окажется внутренне противоречивым. Например, Исаак Ньютон не только создал многие части современной физики, но его перу принадлежит и труд о дате сотворения Мира! Блезу Паскалю блестящие достижения в математике, физике и философии не помешали утверждать, что: - наша душа поселена в теле, где она находит число, время, протяжение. Она рассуждает об этом, называет это природой, необходимостью и иному верить не может. И т.д. Б.Паскаль и И.Ньютон были очень продвинутыми людьми, но труды с таким содержанием вряд ли бы сегодня снискали им репутацию образованных людей, потому что иррациональные представления с образованностью несовместимы.
[3] «В защиту научной рациональности и этики цитирования», «Здравый смысл», № 1(30), 2003-2004.
[4] Д. Авдусин, Таинственный 9 век, «Знание – Сила» №1, 1969
[5] Цитируется по: «Энциклопедия третьего рейха», Локид-Миф, Москва, 1996.
[6] Особой внешней новизны в таком названии нет, потому что обычную электромагнитную волну с круговой поляризацией можно назвать «торсионным полем», но речь идет о каких-то особых полях!
[7] КПД принципиально может быть только меньше единицы, т.к. представляет собой отношение полезной работы к затраченной. Противоположное утверждение противоречит Закону сохранения и преобразования энергии.
[8] Сообщение Associated Press, вторая половина 2004 года.

© В.С. Цаплин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru