Странная цивилизация

§14. Формирование мышления

Цаплин В.С.

Содержание

…Нужен ведь не Человек обученный (это мы худо-бедно делать научились),
нужен Человек Воспитанный. …Не хватает малости - знания,
ЧТО надо в людях воспитывать и КАК это надлежит делать.

Борис Стругацкий

Воспитать полноценное мышление, как правило, может только уже обладающий им человек, и только такие люди могут быть Воспитателями или Учителями подрастающего поколения. В связи с этим излагаются шаги по формированию корпуса Воспитателей и Учителей, и взгляд на возможность создания и принципы организации структур для воспитантя полноценного мышления - Дошкольных Интернатов и Школ Интернатов нового типа.

Огл. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ «УМЕНИЯ ДУМАТЬ»

Без резкого увеличения числа полноценно мыслящих людей человечество обрекает себя на бесперспективное будущее. Поэтому обладание развитым мышлением гораздо целесообразнее (выгоднее!) с точки зрения личного и общественного благополучия, чем его отсутствие или наличие ему противоположного. Именно этот факт - целесообразность, а не благие пожелания, дает надежду на распространение этого качества. Наличие существующей тонкой прослойки мыслящих людей совершенно недостаточно, чтобы изменить ситуацию. Должно придти понимание, что надежное и устойчивое развитие, и разрешение сегодняшних противоречий возможно лишь при условии появления массы людей, умеющих думать, т.е. не руководствующихся предрассудками, мифами и стереотипами.

Перевоспитывать в зрелом возрасте - невозможно, т.к. мышление можно сознательно формировать только с детства[1]. Как не раз отмечалось, пробуждение сознания и становление мышления происходит лишь в течение очень короткого периода, составляющего порядка четырех лет после рождения. Только в течение этого периода человеческий мозг подобен пластилину, из которого можно вылепить почти все что угодно: заложить реакционную основу, воспитать обывателя-конформиста или внушить адекватные и рациональные представления. В дальнейшем, на основе информации, полученной в этот период, может происходить лишь развитие и обогащение мышления.

Трудность в том, что не существует ни теории воспитания рационального мышления, ни опыта того, как это делать практически, а большинство людей не способны «воспитывать полноценное мышление» просто потому, что сами этим качеством не обладают. Вообще-то сомнительно, что нужна некоторая последовательная догма - достаточно было бы сформулировать и следовать основным принципам воспитания полноценного мышления, а все остальное, как всегда, будет результатом примера и чрезвычайного многообразия конкретных взаимодействий с «правильными» людьми и обстоятельствами. Поэтому акцент стоит поставить на отборе Воспитателей, принципах, отличиях и проблемах воспитания рационального мышления.

Очевидно также, что это потребует привлечения конкретных и довольно сложных фактов, понимания уникальности сложившейся много тысячелетий назад ситуации, выразившейся в появлении разума, и возможности, наконец, этой ситуацией сознательно воспользоваться для разрешения противоречий и построения гармоничного и прогрессивного человечества. Каждый из фактов, на которых должно базироваться формирование рационального мышления, сам основан на огромном объеме разнообразной информации, которую человек может впитать и привести в систему только в течение десятилетий. Но такой объем информации совершенно невозможно пытаться сделать сознательным достоянием детского мозга, начинающего свой «путь» с полного незнания даже своей принадлежности к людям! Поэтому неизбежно придется ограничиться только доступными в этом возрасте представлениями и недопустимостью даже мимолетных контактов с людьми, могущими сформировать в мозгу ребенка жестко стереотипные, мифические или иррациональные представления. В равной степени должно воспитываться убеждение в неполноте только эмоционального восприятия или простого запоминания даже обыденных событий, без попытки их анализа. Акцент на запоминании без понимания постепенно убивает аналитические возможности мозга и способность к критическому мышлению.

Эти требования тем более актуальны, что в современном образовании, как уже писалось, все больший акцент делается не на понимании, а механическом запоминании и ремесленных умениях! Академик В.С. Арнольд вспоминает ряд комичных эпизодов (при всей трагичности ситуации, их просто нельзя иначе охарактеризовать!) из собственной практики. Так, например, описывая инспекционную поездку министра образования Франции, он рассказывает о беседе министра с одним из учеников младших классов, отличником(!), которого министр попросил сосчитать в уме, сколько будет два плюс три, и получил такой ответ: «Два плюс три будет столько же, сколько три плюс два, потому что сложение коммутативно…» Однако конкретного ответа не последовало, т.к. у «отличника» не оказалось под рукой калькулятора! …(Дома) был компьютер, преподаватель в школе научил им пользоваться, но сложить в уме два и три школьник не умел.

Аналогичная ситуация в американской системе образования, в связи с чем американцы создали общенациональную комиссию, чтобы определить круг проблем, вопросов и задач, которые старшеклассник должен уметь решать при поступлении в университет, потому что даже 80 процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях, не могут сложить половину с третью. А среди учеников таких - 95 процентов! Комитет по математике возглавил нобелевский лауреат Гленн Сиборг, который составил требования к выпускнику школы. Главное из них - умение сто одиннадцать разделить на три! …К семнадцати годам школьник должен эту арифметическую операцию производить без компьютера. Оказывается, сейчас они этого делать не умеютВопрос о Федеральной программе обучения, в которую входили подобные требования, обсуждался даже в Конгрессе США, однако конгресс и сенаторы запротестовали, прошли бурные дебатыПоэтому не удивительно, что на основе таких эпизодов В.С. Арнольд делает справедливый и уже отнюдь не комичный вывод не только об элементарной неграмотности, но и о влиянии на развитие мышления человека, получившего подобное «образование». О потере способности отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми легко манипулировать безответственным политикам. Результатом могут стать массовый психоз и социальные потрясения. …А это приведет к тому, что не только атомоходы будут тонуть, но и все остальное, не только башня (Останкинская Башня? В.Ц.) будет гореть, но и остальное тоже…

…Здесь уместно только похоронное молчание, хотя это далеко не максимальная цена, которую может «уплатить» человечество за неумение думать!

Существенным элементом формирования мышления является свобода выбора из того многообразия влияний, с которым сталкивается человек, особенно в детском возрасте. Американская, например, педагогика придает свободе выбора огромное значение, полагая, что только при этом условии может сформироваться по-настоящему свободная личность. Можно даже назвать существующий подход «идейной всеядностью», т.к. ограничением выбора является лишь нарушение юридических законов и действующих правил. Казалось бы, такой подход к свободе выбора не может вызвать возражений, но его итогом часто оказывается не воспитание полноценного мышления, которое только одно и может обеспечить свободное и прогрессивное развитие общества и личности, а внешне вежливых, послушных и исполнительных дикарей со стереотипичным и иррациональным мышлением. Кстати, и последнее держится лишь на угрозе неумолимого применения силы в случае нарушения или непослушания. Поэтому ограничение свободы выбора должно проходить не по границе «законно - незаконно», а по границе «рационально - иррационально», т.е. тому, насколько представления соответствуют реальной природе, достоверным знаниям, прогрессивному обществу, альтруизму, гуманизму и глубине немифологизированного мышления.

Приемлема любая система такого рода, если она приводит к возникновению Человека Воспитанного - свободно мыслящего, нравственно (по возможности) совершенного, умеющего делать осознанный выбор и превыше всего ценящего свободный творческий труд. …Система Высокого воспитания, которая только и способна прервать цепь времен и действительно изменить человеческое общество. …По-моему мнению, никакой более благородной и перспективной цели для системы воспитания… пока никто не придумал - говорит Б. Стругацкий[2].

Т.о. адекватные и рациональные представления вообще не могут стать результатом манипуляции, дрессировки или заучивания догм - это все в той или иной мере программирование мышления. Они могут появиться лишь вследствие умения думать, которое можно развить только сознательным формированием мышления в течение нескольких лет вскоре после рождения.

Огл. ВОСПИТАТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ

Сегодня Воспитателей и Учителей для цели воспитания полноценного мышления можно рекрутировать только из тех 2 - 3 процентов интеллектуалов, которые есть в каждой стране мира. Нужно иметь ввиду, что эти люди разбросаны, как правило, одиноки, потому что окружающие относятся к ним, как к чудакам или неудачникам, не способным «устроиться» в реальной жизни и исповедующим «утопические» идеи. Своей жизнью они часто подают «плохой» пример, потому что не достигают материального благополучия, да и не ставят такой цели. Их деятельность редко приводит к продаваемой продукции, - гораздо чаще знания и подходы кажутся другим абстрактными, польза - проблематичной и неочевидной. Общество таких людей осыпает насмешками, отторгает, и самое невинное, чем их «награждают» современники - это репутацией беспочвенных фантазеров, идеалистов и утопистов. Но самым удивительным стало то, что крупные общественные и технические изобретения человечества, и, следовательно, прогресс общества были обязаны, в основном, своим рождением именно таким «чудакам»! Из таких людей и должен быть сформирован корпус Воспитателей и Учителей, на которых будет возложена самая высокая в мире ответственность - за качество мышления будущих поколений и, следовательно, Будущее Цивилизации.

Они должны быть широко эрудированными людьми, критически относящимися к стереотипам мышления, индивидуальностями, а не только «специалистами», способными лишь добросовестно, но формально выполнять возложенные обязанности в пределах своих профессиональных знаний. Эти качества должны дополняться высокогуманностью, рациональностью и оригинальностью мышления, убеждеием в справедливости философии формирования рационального мышления, готовностью повседневно осуществлять эту работу, предполагающей и серьезную специальную подготовку по детской психологии и конкурс на право воспитывать грядущие поколения. Речь не идет, конечно, о юродивых «от общества или науки» или пустых идеалистах, не понимающих, что каждое продвижение вперед может быть основано только на постепенной реализации шагов к цели и требует большого труда, а о людях, которых можно назвать трезво и рационально мыслящими прагматиками, одухотворенными желанием внести свой вклад в создание гармоничного и прогрессивного общества на Земле. И понимающих, что им самим, скорее всего, дожить до этого общества уже не удастся. Очевидно, что даже из этого числа нужно будет делать тщательный отбор, т.к. они не все смогут удовлетворить желаемым требованиям к Воспитателям и Учителям.

Первым практическим шагом должна быть формулировка критериев отбора, выявление и привлечение таких людей. И кто-то, обладающий соответствующими средствами и влиянием, используя только существующую иррациональную систему (объективно способствующую собственному уничтожению!), должен взять на себя миссию по такому отбору! Это благородная и бескровная миссия, и в ней нет ничего невозможного или нереального, потому что подобные, внешне противоречивые примеры, известны даже из недавней истории![3]

Для всемирного перехода к воспитанию полноценного мышления потребуются многие десятки тысяч таких «правильных», т.е. уже мыслящих людей - Воспитателей и Учителей. Но столько их просто не существует в природе! - их число, в лучшем случае, будет измеряться десятками, зато практически в любой стране с многомиллионным населением. Поэтому придеться начинать с организации небольших учреждений, постепенно приближаясь к требуемому масштабу. В пределе, воспитание с раннего возраста такими людьми сможет придти на смену хаотическому стилю воспитания, стать повсеместной и привычной нормой, а должность Учителя должна стать одной из самых престижных, привилегированных и высокооплачиваемых в мире.

Огл. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ПОЛНОЦЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (ДОШКОЛЬНЫЕ ИНТЕРНАТЫ)

Общий принцип формирования мышления заключается в том, что это непрерывный процесс и «пропущенное» сегодня невозможно скомпенсировать завтрашними занятиями. Все без исключения слуховые и визуальные раздражители, поступающие из внешнего мира, в раннем возрасте являются «формирующим материалом» и на этой стадии мозг в равной степени и некритически поглощает любую информацию: и «доброкачественную пищу», и «отбросы», закладывая их в базу будущего мышления. Эммануил Кант писал в своем произведении «О педагогике»: …воспитывают, исходя из существующего порядка вещей. Но истинное воспитание должно готовить людей к будущему, лучшему состоянию всего человечества. Тогда они вызовут к жизни это состояние. Очевидно, что в традиционных условиях «домашнего» взросления обеспечить формирование и развитие качественного мышления практически невозможно. Во всяком случае при крайне невысоком качестве мышления окружающих людей. Поэтому доброкачественность воспринимаемой и поступающей извне информации возможна лишь при условии, если дети с 1-2 летнего возраста и до поступления в школу будут все время находиться в благоприятной обстановке и атмосфере, специально созданной и поддерживаемой в Дошкольных Интернатах нового типа. Только так можно будет создать все условия - от внешней обстановки до атмосферы искреннего, гармоничного и открытого отношения Воспитателей к своим питомцам и таких же отношений между Воспитателями, потому что их пример часто будет иметь решающее значение.

Эти учреждения должны представлять собой как бы островки Цивилизации Будущего. Созданию такой обстановки должно служить все, что детей окружает, все, что вольно или невольно малыши видят, слышат и чувствуют. Обстановка в Дошкольном Интернате должна быть похожа на ту, которая создается при изучении иностранного языка методом погружения в среду. В нашем случае - в среду гармоничного общества Будущего. Основная функция этих учреждений - заложить базу рационального, разностороннего, аналитического, критического, творческого, альтруистического, гуманного, вненационального и светского мышления. Этот перечень и должен быть основой полноценного мышления.

Очевидно, в этих Интернатах должно быть представлено все приемлемое из обстановки элитарных интернатов настоящего, причем упор должен быть сделан на уют и «домашность» обстановки, а не роскошь, в жизни совершенно не нужную и которая лишь подчеркивает состоятельность родителей. В этих интернатах дети не должны испытывать никакого психологического и физического дискомфорта из-за временного отрыва от дома. У каждого воспитанника должна быть «своя» светлая и просторная территория или комната, вмещающая все необходимое: кровать, стол, удобный для игр, чтения и письма, шкаф для игрушек и книг и т.д. Игры и шалости, разумеется, должны занимать место, свойственное этому возрасту и никаких особых отличий от развлечений и возни других детей не должно быть.

Главное, чем должен отличаться Дошкольлный Интернат - это особой психологической и интелектуальной атмосферой и акцентом на те стороны явлений и взаимоотношений, которые отличаются от обычных «домашних». У детей не должно появляться даже малейших оснований для сомнения, что они окружены мудрейшими людьми, способными их понять, слову которых можно верить, с оригинальным мышлением, знаниями и добрым чувством юмора, умных, внимательных, заботливых и заинтересованных, сочетающих эти качества с высокой личной требовательностью к каждому ребенку и исключающей воспитание эгоцентризма, еждевенчества, снобизма и изнеженности. Взрослые, в которых со временем превратятся дети, растущие в таком Интернате, рисуются не только разносторонне образованными, рационально мыслящими альтруистами, но и уравновешенными, сильными личностями, умеющими без срыва во внутреннюю истерику противостоять сложностям и противоречиям жизни, что бы ни было их причиной - другие люди или жизненные обстоятельства[4].

Прежде всего, необходимо отсечь все представления, которые являются мифами, предрассудками и проявлениями иррациональности, как равноправными составляющими обычного «домашнего» воспитания. Это не значит, что такие представления должны оставаться неизвестными или окутываться ореолом запретной тайны. Просто к ним должно воспитываться ироническое и несерьезное отношение. Так же как всем известно существование древней теории о том, что Земля покоится на трех китах, плавающих в безбрежном океане, но ныне, наверно, трудновато найти человека, который серьезно относился бы к этой «космологической» модели.

Воспитателям следует незаметно, но решительно корректировать личное поведение малышей или контакты между ними, если они будут определяться только проявлениями врожденных эгоистических инстинктов, убеждая в целесообразности доброжелательного и альтруистического отношения друг к другу и окружающим, а не добиваться результата дрессировкой.

Доброжелательность и уживчивость должны сочетаться с жесткой бескомпромиссностью, если речь идет о принципиальных вопросах. Но бескомпромиссность - это не враждебность и не поверхностная категоричность скороспелых суждений, и она не должна принимать форму бычьего упрямства и отказа обсудить или объяснить свою позицию.

Спокойная уверенность в своих силах и бескомпромиссность должны сопровождаться легкой самоиронией, которая не может служить помехой умению концентрировать силы на решении возникающей проблемы и убежденности в своей правоте. Во всяком случае, сочетание этих качеств часто встречается у по-настоящему умных людей. Как заметил Н.В. Тимофеев-Ресовский (в отношении научной деятельности), для серьезного развития серьезных наук нет ничего пагубнее звериной серьезности. Нужен юмор и некоторая издевка над собой и над науками. Тогда все будет процветать[5].

Важную роль играет развитие общительности, но понимаемой не как утомительная «говорливость» или фальшиво вежливое выслушивание при полном внутреннем несогласии или безразличии и погруженности только в проблемы собственной персоны. Руководящим должен быть искренний интерес к другому человеку, желание ответить на возникающие у него обращения и вести диалог. Это не значит, что нужно только «поддакивать», нельзя отвечать прямо, возражать, высказывать свои соображения, и, если нужно, в резкой форме. Это значит - заинтересованно выслушивать, конкретно обсуждать, не быть безразличным и равнодушным к тому, что представляется другому человеку важным, интересным и волнующим и не использовать только как предлог, чтобы начать говорить о себе любимом. Пример отношений между Воспитателями здесь особенно важен.

Доброжелательность, общительность, гуманизм и альтруизм неотделимы от чувства сопереживания. Но не показного, как у традиционных плакальщиц и не граничащего с религиозным психозом, приводящим к появлению незаживающих телесных язв в тех местах, «куда были вбиты гвозди у Христа». Способность к сопереживанию скорее должна проявляться не во внешних символах, и не только в «гуманитарном» сочувствии, а в стремлении оказать всю возможную помощь человеку в тяжелой или трагической ситуации. Сопереживание может выражаться и в чувстве радости или гордости успехом или достижениями другого человека. Человечные и глубокие эмоцииям не должны заслонять или замещать склонности к анализу, полагая его ведущим во всех человеческих проявлениях. Еще раз подчеркнем, что беспристрастный анализ должен быть основан на рациональности, альтруизме, гуманизме и критическом отношении к стереотипам, как обязательным составляющим полноценного мышления.

Как ни странно, но на формирование нестереотипичного и рационального мышления могут оказать влияние традиционные формы выполнения таких обычных, рутинных и ежедневных дел, как соблюдение распорядка и режима, характер питания и отношение к собственному здоровью. Дело не столько в них самих, сколько в считающейся нормальной категоричности требований соблюдения определенных правил и иррациональном преувеличении их значения в жизни.

Соблюдение распорядка и режима дня определяются лишь естественными ритмами, обязательствами перед другими людьми и (уже во взрослой жизни) не зависящими от человека этапами технологических процессов, обслуживаемых человеком. Во всех других случаях жесткое требование выполнения распорядка начинает напоминать казарменные условия, потому что объективно они не являются сколько-нибудь обязательными, и носят, скорее, ритуальный характер. Поэтому требование их выполнения отнюдь не способствует воспитанию раскованного и рационального мышления. «Порядок во имя порядка» - бессмыслица в нормальной жизни.

Также здравый смысл подсказывает, что количество и разнообразие съеденного вполне может регулироваться аппетитом, вкусом и пристрастиями самого ребенка и какое-либо давление здесь также недопустимо. При заболеваниях или в каких-то специфических условиях может потребоваться другой характер питания, но не в обычной жизни. Нарушение этих принципов может даже нанести вред физическому здоровью, не говоря уж о психике и мышлении.

Аналогично, настойчивые утверждения о положительном или негативном влиянии некоторых внешних факторов на здоровье и требование выполнения определенных действий, часто связано с невежеством, ложными стереотипами, обычаями и предрассудками, т.е. тем, что прямо противоречит целям воспитания основ незакомплексованного мышления. Так, например, предрассудками является боязнь «сквозняка», кутание при повышенной температуре и т.д.

При ежедневном повторении, особенно в первые годы жизни человека, это развивает ложные стереотипы мышления, прививает тоталитарные черты, противоречит свободе выбора и облегчает возможность манипуляции сознанием, что недопустимо вообще, а в Дошкольном Интернате особенно, потому что такое давление оказывается на малышей, которые еще не в состоянии что-то возразить и оказать сопротивление.

Ошибкой взрослых бывает и невольное наделение детей своим жизненным опытом, что приходилось не раз наблюдать в реальной жизни. Взрослые иногда уверены в том, что ребенок совершит целесообразный поступок, или возмущаются, как им кажется, очевидной их нерациональностью. Чтобы избежать необоснованных надежд и не высказывать неправомерного возмущения, следует все время помнить, что многие поступки могут совершаться ребенком впервые в жизни и, если они не являются необратимыми и не могут повлечь трагических последствий, то стоит ребенку разрешить совершить их, а потом обсудить результаты, чтобы помочь извлечь для себя урок. Иначе не будет свободы выбора, о которой говорилось выше, а личный жизненный опыт не сможет появиться.

Специальное внимание должно уделяться развитию речи детей. В этом возрасте непрерывно обогащается словарный и понятийный запас, отражая как особенности мышления, так и влияя на глубину понятий и их связь. Человек с помощью вербальных средств излагает свои мысли и объясняет мотивы поступков, вслух «проговаривает» то, что является предметом размышлений, «произносит» внутренние монологи, задает вопросы, выражает эмоции, возражает, просит и т.д. Поэтому, учитывая роль, которую играет слово в мышлениии, развитие речи должно быть направлено на связность, логичность, убедительность и лаконичность языка, богатство, выразительность и адекватность лексики. Это может быть только результатом постоянной тренировки: чтения, участия в обсуждении различных тем, общения с окружающими людьми и, самое главное, с Воспитателями и Учителями, а не в форме специальных занятий «по риторике». Вероятно, пример общения взрослых между собой будет иметь решающее значение в развитии языка у детей. Если требовния к используемой Воспитателями лексике и терминологии достаточно очевидны, то «манера» - дело вкуса. Однако представляется несомненным, что она не должна быть похожа на ханжески предупредительную манеру великосветских салонов или показную «политкорректную» манеру некоторых современных сборищ - никакой фальши!

Также должна воспитываться потребность в получении «абстрактных» знаний и сведений о реальных природных и общественных связях, т.е. не только утилитарная любознательность. Ответы на возникающие у детей вопросы не должны быть слишком упрощенными, преувеличенно значительными или эмоциональными в ущерб рассудку, как это нередко случается в нашей сегодняшней жизни. В зависимости от ситуации, хорошо дать ответ, развивающий доброту и побуждающий формирующийся мозг к пониманию, что далеко не все известно людям об истории, подоплеке текущих событий или об окружающей природе, стимулировать чувство любознательности и собственные попытки дать рациональное объяснение событиям. Если предполагается оценка факта или отношение к общественному событию, нужно обязательно исходить из сравнения с желаемыми принципами гармоничного единого общества Будущего, а не со стереотипной, «актуальной», местной, религиозной или национальной конъюнктурой. Не беда, если питомцам не все будет понятно - к некоторым комплексным или абстрактным понятиям необходимо сначала привыкнуть.

Если предполагаемый ответ по сложности заметно превышает возможности детского мозга, или требует знания и понимания фактов, еще неизвестных ребенку, или ответа Воспитатели просто не знают в силу каких-то причин - вопросы могут быть любыми у этих маленьких «почемучек» - это не должно маскироваться под благовидными предлогами. Ответ может носить характер риторического вопроса, размышлений вслух, или следует прямо ответить: «не знаю, - надо подумать». (И «не забывать» ответить!) Незнание каких-то вещей - «всезнаек» никогда не было и не будет - должно быть не только примером естественности самой ситуации, но и необходимости поразмышлять, а не формировать у детей мнение, что высказывается скороспелое суждение, объяснение скрывается по непонятным причинам или всегда останется недоступным человеческому разуму. Детский мозг плохо переносит информационный вакуум, дети быстро почувствуют фальшь и двусмысленность попыток просто отделаться от вопросов, кажущихся назойливыми, стремление скрыть свою некомпетентность или нежелание дать событиям или явлениям честную оценку. Это ни к чему, кроме деформации психики детей и потери доверия обычно не приводит. Во всех случаях не должны скрываться сложности и противоречия реальной жизни, понимание которых доступно детям.

Все вышеперечисленные интеллектуальные и личностные характеристики, часто закладываются, развиваются или постигаются на примере отношений окружающих взрослых людей.

Но часть перечисленных черт может сочетаться и с «плоским» мышлением, результатом правильной дрессировки, когда человек больше похож на хорошо и «правильно» воспитанного пай-мальчика, мыслящего трафаретами, чем на сложную и обладающую способностью к абстрактному мышлению личность. «Оправданием», как шутят, является то преимущество «плоского» мышления, что плоских мыслей больше помещается в голове! Но мышление полноценной личности должно обладать не этим «преимуществом», а способностью к сложным ассоциативным связям и к глубокому абстрагированию. Тогда, кстати, и чувство юмора разовьется! Мышление, оставаясь рациональным, гуманным, альтруистическим, независимым и светским, должно обладать многослойностью и гибкостью.

Элементом рационального воспитания, возможно, должны быть специализированные каналы телевидения, радио и издания для интернатов такого типа. Разумеется, доступные всем желающим, но в этих «интернатных СМИ» не должно быть материалов, в которых граница между допустимой и недопустимой информацией проходит по линии «законно - незаконно». Приемлемы только такие материалы, в которых ведущими будут рациональность, альтруизм и гуманизм, а любые метафизические материалы: астрология, рассказы «очевидцев» о встрече с инопланетянами, антинаучная информация об открытиях, сверхъестественная интерпретация текущих, преходящих или исторических событий и т.д., т.е. не отвечающие критериям достоверности или научности должны быть исключены или преподноситься в критическом ключе. Если в детском сознании не будет формироваться вера в сверхъестественное, если будет очевидной вымышленность приключений, нарочитость и условность воображаемого и придуманного мира, лишь развивающего воображение и заставляющего делать моральные выводы, элементов иррационального мышления и ощущения интеллектуального дискомфорта не возникнет. Ведь никто не называет компьютерные игры, эти анимированные сказки, аналогом реально происходящих событий, что никак не уменьшает их увлекательности.

В более старшем возрасте это же должно относиться к любой фантастике, уже требующей умения проводить различие между достоверным, возможным и невероятным.

Видимым препятствиям для создания таких Дошкольных Интернатов может стать консерватизм родителей, не понимающих необходимости воспитания рационального мышления и надолго отдающих своих детей в чужие руки (решение может быть только добровольным!), и возможное нежелание части родителей расставаться со своими малышами, боязнь потери контакта с ними, нереализованность чувства родительской привязанности и любви. Видимо, этим чувствам и опасениям можно противопоставить только знание родителями той не казенной, комфортной и домашней обстановки, в которой будут находиться их дети, возможность забрать детей из Дошкольного Интерната по первому желанию и знание обязательности воспитания в детях сознания, что родители для них остаются самыми близкими, любящими и любимыми людьми. Для родителей могут сниматься документальные фильмы о жизни в Дошкольном Интернате, издаваться специальные брошюры, в которых будут описаны те условия, в которых растут их дети и принципы формирования их мышления. Возможна и организация специальных лекториев для родителей. Очевидно, что должны быть предусмотрены «родительские дни и часы», когда родители смогут проводить время со своими малышами, не ограниченное всякими нелепыми правилами, режимами и т.п. Это, кстати, позволит детям получать опыт реальной жизни и сравнивать с «жизнью в Будущем» - обстановкой в Дошкольном Интернате. Единственное условие, которое должно выполняться родителями во время общения с детьми, это стараться не размывать те принципы рационального мышления, в которых формируется сознание их потомства.

На первом этапе «выпускников-рационалистов» Дошкольных Интернатов, 5 - 7 летних детей, будет относительно немного, но их отношение к реалиям жизни, общение с ровесниками и другими людьми может показаться необычным. Ведь окружающие люди, скорее всего, будут мыслить и смотреть на мир несколько иначе. Поэтому надо ожидать и появление сложностей в общении с родителями и сверстниками, возникновение чувства одиночества, непонимания окружающими, стремление замкнуться в себе и т.п., способные если не травмировать психику, то причинить ненужные страдания детям. Понимание вероятности такого развития взаимоотношений вне интерната должно предполагать воспитание умения быть терпеливым, снисходительным и доброжелательным к своим собеседникам, не поднимать малозначащие противоречия на «принципиальную» высоту.

И, разумеется, все дети должны быть в равных условиях, а учреждения совершенно бесплатными!

Огл. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ)

Достигнув 5 - 7 лет, воспитанники Дошкольных Интернатов смогут перейти в Школы-Интернаты, в которых должны быть ведущими те же принципы формирования мышления и воспитания. Школы-Интернаты будущего - это близость к природе, и, одновременно, опыт гармоничной урбанизированной жизни, окружение умных, образованных и доброжелательных людей, многочисленные познавательные программы, современное оборудование и библиотеки, исследовательские лаборатории, средства электронной коммуникации и информации, любые спортивные сооружения[6] и отсутствие нелепых ограничений.

Мир Школы-Интерната должен отличаться от внешнего мира, где продолжают играть роль трафаретные взгляды и заблуждения, предрассудки и мифы, архаичные традиции и ритуалы, устаревшие представления и обычаи, ложь и корыстный интерес. Но это не должно приводить к психологической раздвоенности, а к желанию построить весь мир в соответствии с принципами, усвоенными в Школе. Необходимо дать юному мозгу понимание своего пребывания в динамичной системе мира в его желаемой, но реальной, а не мифологизированной сущности. Мира, имевшего свою предысторию и настоящее, во всем объеме достижений, противоречий, случайностей и необходимостей. И будущего, которое должно стать преемником предшествовавшего общества, и которое они, в свою очередь, передадут своим потомкам. Школьное образование должно продолжить формирование личности, адекватной требованиям завтрашнего, единого, но сложного и многосвязного мира. Дети должны чувствовать, что они не в Диснейленде, а в мире, требующем напряженного труда и личной ответственности за себя, свое будущее и все человечество. Овладевание знаниями, приведение их в систему, требует, подчас, большого труда и воспитанники Школы Интерната должны это осознавать, что является одной из задач всего предшествующего формирования мышления. Но это будет происходить в мире более светлом, умном, творческом, интересном, цельном, справедливом, честном, не суетливом и не своекорыстном - мире Школы Интерната.

Должна прививаться психология принадлежности к роду человеческому, а не к определенной расе или нации. Не национальное или интернациональное воспитание, а вненациональное воспитание! Соответствующим образом должно быть изменено традиционное обучение предметам, особенно истории, которое до сегодняшнего дня делает акцент на национальных проблемах прошлого, а не человечества в целом. Реальная история - это история становления человечества и племенная история играет второстепенную роль.

Школа-Интернат должна продолжать учить умению думать. Думать самому - совсем не просто и научить думать можно только постоянно расширяя кругозор, воспитывая умение слышать и понимать собеседника, аргументировано и по существу отстаивать свое мнение, обсуждать проблемы без раздражения и без схоластики, мыслить обобщенными категориями, анализировать увиденное, услышанное или прочитанное, не принимая утверждения и оценки, в которых проявляется двойной стандарт, противоречащие логике, законам природы, представлениям об общечеловеческих ценностях. Способность к логическому мышлению, т.е. обязательное рассмотрение явлений как звеньев в цепи рациональных причинно-следственных связей, поможет отличать истинные рассуждения от ложных, видеть заблуждения. Так же важно научить способности отличать неизбежное на каком-то этапе развития общества от того, каким это должно быть в гармоничном Едином Человечестве, чтобы соответствовать идеалам гуманизма.

Предвижу возражение: такая постановка вопроса предполагает, что Воспитателям и Учителям могут быть известны все влияния, формирующие мышление. Причем какие-то из них являются доминирующими, какие-то второстепенными, а какие-то просто порочными. Получается, что этим людям известно »как думать» и «что думать», но «думанье» настолько индивидуальный процесс, что в сочетании со словом «учить», оно выглядит как-то неуместно.

Поэтому «учить думать» - это значит не сообщать «как думать» или «что думать», а удалять тот хлам стереотипов, нелогичностей, пристрастий и чрезмерных эмоций, которые позволят высвободить мышление и, следовательно, само «думанье» от наслоений. Так отбрасывают лишнюю землю, чтобы обнажить закопанный клад.

Необходимо поставить особый акцент на научном стиле мышления. Можно подумать, что научный стиль мышления - это какой-то особый набор приемов мышления, который применим только в научных исследованиях. Он как будто предполагает необычную логику рассуждений, особый стиль наблюдений и объяснения результатов. Такие предположения не имеют ничего общего с действительностью. Научный стиль мышления не изобретен специально для каких-то специфических исследований, а требует умения рассуждать на основе возможно более полных и рациональных постулатов, последовательно и логически, опираться на достоверные факты жизни, следовать принципу причинности и не замещать все это выдумками. Кроме того, требуется умение исключать пристрастность в выборе аргументов, выделяя существенное, отбрасывая малозначительные факты и соображения, и скептически относиться к реальности самих событий, если в их основе лежат разовые наблюдения. Научный стиль мышления обобщает обычный человеческий опыт и лишь предполагает учет наиболее частых и характерных ошибок в рассуждениях, условия получения достоверных результатов и рациональность объяснения явлений и событий окружающей жизни. Этот стиль позволяет максимально исключить ошибки в оценке событий, предрассудки и мифы, определить отношение к поступкам окружающих людей и применять те же критерии к своим собственным суждениям, намерениям и поступкам. Поэтому научный стиль мышления необходим для любого человека в обычной жизни вне зависимости от специализации - исследовательской, учебной, технологической или гуманитарной.

Научный стиль мышления невозможен без рациональности мышления - убеждения в реальности окружающего мира, неприятия противоречий с законами природы и отказа от привлечения сверхъестественных сил для всех явлений, с которыми сталкивается человек. Незнание рациональных причин явления может стимулировать их поиск, но не утверждение, что причин нет или они носят иррациональный характер.

Изучение конкретных дисциплин должно одновременно служить иллюстрацией к тем принципам, на которых будет основана воспитательная и творческая деятельность этих учреждений. Причем оно должно быть «университетским», а не «мозаичным». Эти термины ввел исследователь СМИ Абраам Моль. Он писал:

Существуют два типа культуры. Один - университетский тип, где культура формируется в виде целостного представления о мире, о человеке, об обществе… Университетская школа… воспитывает человека, владеющего целостным восприятием мира и поэтому владеющего миром. Такой тип знания позволяет освоить самые разные ситуации и господствовать над ними. А школа масс дает человеку тип культуры, который состоит из мозаики множества сведений, мифов, идей, образов. …Мелких частичек реальности, которые не соединяются в целостную картину. Человек вроде бы во всем ориентируется, но на самом деле не представляет, что такое мир[7]. Следовательно, школьники должны обладать знаниями, не основанными на зубрежке и бессмысленном запоминании, а образующими собой общее, логически непротиворечивое, многомерное полотно сведений и мировоззрений, переплетенных внутренними связями, соответствующими законам природы и реальной истории человечества. Человека, обладающего таким знанием и мышлением, и следует называть образованным человеком. Именно такая образованность и будет определять высокий порог абстрагирования и общественную дееспособность человека. Без этого человек останется, в лучшем случае, наученным или выдрессированным, а общество будет опутано клубком «неразрешимых» противоречий. Просвещение, как таковое, будет составлять необходимую, но отнюдь не определяющую часть образования. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что обучение в такой Школе должно носить университетский характер и быть базовым для любого школьника, независимо от конкретной профессионализации в будущем. Может быть, даже требуется какой-то новый термин для отличия формирования полноценного мышления и университетского типа образования от традиционного «образования».

Одним из новшеств должно быть введение обязательного предмета «Искусство дискуссии» (название условное), который должен помогать научиться логичному изложению своих мыслей, абстрактности и ассоциативности мышления. Одновременно дискуссии должны расширять кругозор, развивать точность, лаконичность и логику изложения, умение быстро ориентироваться, выделять главное и нелогичное у оппонента, ставить вопросы, не терять самообладания и чувства юмора, уметь импровизировать, спокойно выслушивать вопросы и отвечать по существу, и, если надо, признавать свое незнание или поражение в логической дуэли. Выполнять домашние задания, в традиционном смысле, будет не надо - только читать и анализировать, при этом можно как соглашаться с написанным, так и считать его некорректным с логической точки зрения или основополагающих положений. Не следует только путать это с «искусством риторики», которое больше служит демагогическим и схоластическим целям[8].

Темы для обсуждения могут быть любыми - от отношений между полами до механизма образования звезд, и предложены либо самими школьниками, либо Учителем, либо подсказаны учебником. Учебники по этому курсу должны быть написаны для всех классов, но отличаться лишь сложностью приводимых примеров с учетом возраста и знаний школьников. Разделы могут содержать примеры дискуссий на самые разные темы, анализ внутренних противоречий и характерных логических ошибок и положений, которые сами по себе или при дальнейших рассуждениях приходят в столкновение с основами рационального мышления, формируемого в школе.

Занятия должны проходить в форме свободных дискуссий, стиль которых будет подобным стилю научных семинаров, но желательно, чтобы в них было втянуто как можно больше учеников и они не носили схоластического характера. Роль Учителя этого предмета должна сводиться к корректировке логических ошибок школьников, отступлений от научного характера основ и аргументов, показу скрытой иррациональности рассуждений, невольной абсолютизации преходящих ценностей, наукообразия и, одновременно, пресечению проявлений личной недоброжелательности к оппонентам. Одновременно надо напоминать дискутирующим школьникам, что доводы должны покоиться на принципах рационального мышления, альтруизме и гуманизме, в основе которых лежит высшая целесообразность с точки зрения прогрессивного и гармоничного развития цивилизации. Учитель может принимать участие в дискуссии, приводя свои аргументы по существу вопроса только на общих основаниях, ни в коем случае не опускаясь до авторитаризма. Нужно, чтобы школьники воочию убеждались в том, что вопросы поиска истины не решаются ссылкой на авторитеты, силой или голосованием. Только аргументами по существу вопроса!

Не должно быть никаких ограничений на полет фантазии и принуждения думать определенным образом, т.е. на цензуру взглядов. Но разнообразие подходов не должно превращаться во «всеядность» и терпимость к любым точкам зрения, если они противоречат достоверным знаниям, логике и рациональности. Однако нетерпимость должна распространяться только на взгляды, а не на людей, их высказавших! Вместе с тем отождествление становится неизбежным, если высказанные иррациональные суждения носят характер агрессивного невежества, логически приводящего к оглуплению людей или уничтожению инакомыслящих, и не сопровождаются желанием спокойно выслушивать и парировать, следуя логике, альтруизму и гуманным соображениям.

Знания и аналитическое мышление не могут мешать расцвету эмоций, поэтому жизнь в такой школе будет наполнена дискуссиями, вызванными желанием познать себя, свое предназначение, и художественным творчеством, и умением получать удовольствие от произведений искусства, подхлестываемое шквалом гормонов в переходном и юношеском возрасте. Но в той мере, которую действительно вызывают художественные произведения, без внушенных, навязанных или стереотипных эмоциональных представлений о непреходящей ценности и сомнительной глубине, и некритически воспринимаемого ложного мнения, что создание произведений искусства обязательно предполагает образованность, широту и адекватность мышления. Пока чаще бывает совсем наоборот.

Видимо, нужно упомянуть и воспитание понимания того, в чем проявляется эпатажность, экстравагантность, несдержанность и вызов в поведении, во внешности и манерах. Определенная связь между манерами и качеством мышления, безусловно, есть, хотя здесь слишком много вкусовщины и влияния моды.

Не все дети, растущие в такой атмосфере, смогут стать отличниками и в полной мере воспринять воспитываемые принципы - ведь никогда не удастся (да и не надо!) полностью контролировать все влияния, воздействующие на формирующегося человека. В целом, в Школе-Интернате должно воспитываться сознание, что каждый на своем историческом этапе остается уникальной личностью и индивидуальностью, и занимает достойное место среди прочих, образующих человеческую семью и всегда оказывающих помощь и участие словом и делом. Но даже с учетом естественного разброса в способностях, привычках, взглядах, наклонностях и т.п., выпускники такой Школы-Интерната смогут занять в жизни достойное место, стать гражданами планеты Земля и образовать ядро гармоничного единого общества.

Едва ли у кого-нибудь появится сомнение и в том, что в такой атмосфере ненормативное поведение и преступность станут чем-то из ряда вон выходящим. Представляется более вероятным, что в стенах такой Школы-Интерната детям захочется проводить больше времени, чем того будут требовать правила, а выпускники не станут строить конфликтный, сутяжный или корыстный мир.

Воспитывая в таком духе своих питомцев и не теряя с ними связи в дальнейшем, Воспитатели и Учителя подготовят себе смену и первое поколение выпускников таких Школ Интернатов сможет обеспечить преемственность, расширяя сеть Дошкольных Интернатов и Школ-Интернатов, делая их более массовыми, исправляя ошибки, развивая теорию и практику воспитания следующих поколений. Со временем этот метод воспитания должен стать общепринятым и, в будущем, может быть, единственным. И, само собой разумеется, все ученики должны быть в равном положении, а Школы Интернаты, как и Дошкольные Интернаты, совершенно бесплатными.

Очевидно, что одновременно должна в корне измениться и подготовка педагогических кадров. Принципы отбора студентов - будущих педагогов должны быть существенно ужесточены, а требования к педагогическому образованию должны быть максимально приближены к требованиям, которым будут удовлетворять первые Учителя и Воспитатели Дошкольных Интернатов и Школ-Интернатов.

Поколения выпускников Школ-Интернатов постепенно заменят старшие поколения Земли в соответствии с естественной логикой смены поколений, образуя человечество, состоящее в основном из личностей с полноценным мышлением. Такое общество не может не стать гармоничным, творческим и прогрессивным, претворяющим в жизнь принципы жизни, которые сегодня представляются идеальными и недостижимыми.

Скорее всего, это общество появится даже раньше, когда число людей, умеющих мыслить, станет преобладающим.

Дальнейшее образование может проходить в любом типе специализированного учебного заведения, которое выпускники Школы Интерната смогут выбирать, ориентируясь на свои наклонности. В этих учебных заведениях преподавание должно следовать тем же принципам формирования полноценного мышления, но акцент будет поставлен на специализацию в определенной области. Не исключено, что выпускники Школ-Интернатов захотят специализироваться в нескольких областях - одновременно или последовательно, и общество должно предоставить им такую возможность. Рост образованности - обязательное условие стабильности и прогресса, а не только вынужденная процедура по подготовке нужного производству количества квалифицированных ремесленников.

Разумеется, и эти специализированные учебные заведения должны быть добровольными, общедоступными и бесплатными.

Очевидно, можно указать на огромное количество сложностей, проблем и противоречий, которые будут сопровождать разработку и внедрение такой системы формирования мышления. Но, главное, согласиться с принципиальной необходимостью создания условий для массового перехода от простой разумности к полноценному мышлению людей в изложенном направлении и начать практическое внедрение концепции воспитания, основанной на новых принципах, методах и программах.

Карл Маркс говорил, что нет ничего более непобедимого, нежели идея, время которой пришло. Перефразируя, можно сказать, что нет ничего более бесполезного, чем внедрять в практику идеи, время которых не пришло. Но и в том и другом случае нельзя сделать вывод, если не поставить эксперимент. Автор считает, что время шагов по сознательному формированию массового полноценного мышления и закладки основ общества Будущего - пришло. Переход к системе формирования мышления должен стать не только всеобщим и повсеместным, но и положить начало новой эпохе в истории человечества - Интеллектуальной Цивилизации, в отличие от предшествующих эпох, которые могут быть названы периодом Эволюционной Цивилизации, как писалось выше.

Для реализации подобной программы нужно не только осознание необходимости таких перемен, но и капиталовложения, которыми, казалось бы, современное человечество не располагает. Однако, ресурсы для осуществления подобного проекта у человечества есть в избытке, но используются они с прямо противоположной целью. Достаточно вспомнить об огромном размере суммарных затрат религии и на религию или военных бюджетах, транжирящих огромные средства, но играющих реакционную роль в жизни человечества и усугубляющих современное состояние.

Огл. НЕ РЕШАЕМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Осознание жизни «на своем этапе» неотделимо от понимания конечной продолжительности жизни, что всегда являлось причиной стресса, особенно для ребенка. Это не решаемое противоречие, однако, в силах человека преодолеть этот стресс и научиться не только гордиться своей принадлежностью к роду человеческому, но и приложить максимум индивидуальных усилий, чтобы сделать свою жизнь содержательной, насыщенной и продолжительной. В среднем, по-видимому, существует прямая корреляция между продолжительностью жизни и напряженностью интеллектуальной деятельности. Разумеется, можно привести примеры и обычной продолжительности жизни многих великих мыслителей прошлого или долгожительства не самых достойных личностей. Рудольф Гесс, например, «нацист номер три», прожил 93 года, причем более сорока из них в берлинской тюрьме Шпандау, где он отбывал пожизненное заключение по приговору Нюрнбергского военного трибунала. Но больше обратных примеров. Так, например, Платон, живший почти две с половиной тысячи лет назад, прожил около 80 лет, Микеланджело - 85 лет (родился в XV веке), Ньютон - 80 лет (родился в XVII веке), Джефферсон - 83 года (родился в XVIII веке), Эдисон - 84 года (родился в XIX веке), Черчилль - 91 год (родился в XIX веке), Бертран Рассел - 98 лет (родился в XIX веке) и т.д., что в два - два с половиной раза превышает статистику. Из 56 человек, подписавших Декларацию Независимости Америки и родившихся в XVII-XVIII веках, трое прожили 90 и более лет, девять человек прожили более 80 лет, 16 человек дожили до 60 и более лет. А список лауреатов Нобелевской премии - это фактически список долгожителей! В пересчете на современные условия жизни и состояние медицины все эти люди сегодня значительно бы перевалили за столетний рубеж.

У большинства из них не было родителей долгожителей, они не пользовались и каким-то особым медицинским обслуживанием. Некоторые были заядлыми курильщиками, большинство любило провести досуг за стаканом вина. Одни отличались старательностью, в то время как другие могли показаться небрежными. Но всех их объединяла общая черта: они воспринимали жизнь, как дар, который должен быть использован целиком, не растрачен попусту и не промотан на что-то недостойное. А что может быть более достойным, чем формирование мышления людей, которые должны построить Интеллектуальную Цивилизацию и стать ее жителями.

представлено для публикации на сайте 09.2009 г.

[1] Кстати, в этом еще раз проявляется коренное отличие умения думать от грамотности, просвещенности или профессионализации. Эти черты можно воспитать практически в любом зрелом возрасте, в то время как тип мышления закладывается только в детстве.
[2]
[3] Большевики, например, прибегали к помощи капиталистов одиночек (Савва Морозов) или целых капиталистических стран (Германия), чтобы создать систему, призванную уничтожить как буржуазию, так и весь капиталистический строй!
[4] В конце ХХ века в США появилась книга «Дети Индиго» психологов Lee Carroll and Jan Tober, «THE INDIGO CHILDREN - The New Kids Have Arrived», (Hay House, 1999), которая приобрела некоторую известность в мире. Речь шла о детях, которые не только поведением резко отличаются от обычных детей, но и потому, что экстрасенсы, якобы, видят вокруг их головы синюю ауру. Их еще называют «Детьми Света», «Детьми нового тысячелетия», результатом эволюции человеческого вида и т.д. Авторы книги пишут: Дети индиго могут впитывать знания, как губка… …Они помогают нам в поисках истины, смысла жизни, мира. …Эти души пришли на Землю как мастера, как учителя выполнить миссию. И они говорят: мы собираемся помочь этой планете так или иначе перейти в божественную женственность. Мы собираемся сделать это, служа примером любви. Это очевидная религиозная выспренность! В одной из рецензий о таких детях написано: ведь все эти особенности детей индиго — просто издержки воспитания и общественных пристрастий! Не надо путать избирательность и обычную зажратость. …Как ловко выбирают из всех блюд только компот и восемь пирожных! Авторы книги «Дети индиго» в восторге от такого положения дел. Дескать, новым детям необходим выбор, ими невозможно управлять, они интуитивно чувствуют, что им необходимо! Эта особенность, как вы понимаете, наблюдается не только в выборе меню, но во всем остальном… В обществе нашем воцаряется культ ребенка — дескать, он с рождения самоценная личность, достойная уважения. А за что уважать? Ведь не за что пока. Те родители, которые поддаются ребенку в шахматы, восхищаясь его победами… растят не ребенка индиго, а самовлюбленного неумеху. Известно, что дети индиго с трудностями справляться не умеют. А зачем?
…Дети индиго — американское «открытие» — отличаются от других тем, что они необучаемы и невоспитуемы, по крайней мере, старыми классическими методами. В Америке им ставят диагноз дефицит концентрации внимания плюс гипервозбудимость и лечат психотропными таблетками. Если хороводиться с младенцем, восхищаться его индивидуальностью, то воспитаете амбициозного самоуверенного… невротика.
…А про их пресловутую «миссию»? …Американцы считают, что дети индиго - результат процесса эволюции человечества (черт меня дери, если эволюция предполагает отказ от письменности и чтения). И т.д. Трудно не согласиться с этой точкой зрения, просто только потому, что иная иррациональна, и отражает не необычно высокий интеллектуальный уровень детей, а поразительно низкий уровень взрослых – их родителей и «психологов». Уровень, на фоне которого нетрудно выглядеть выдающейся личностью даже коряво воспитанному ребенку.
[5] Журнал «Человек», № (90)1, 2000 г.
[6] Может показаться, что это «идеальные» требования, но, на самом деле, их не так уж и трудно воплотить в жизнь, особенно, если на их воплощение выделить лишь малую часть средств, которые сегодня повсеместно выбрасываются на ветер - религию и армии.
[7] Актуальность такого деления на примере изучения математики ясна из рассказа профессора В. Доценко о студентах Парижского университета, которые знают массу всевозможных вещей, но это какая-то пестрая, совершенно хаотичная мозаика из массы всевозможных маленьких «знаний», которые они с успехом могут использовать, только если вопросы им приготовлены в соответствии с заранее оговоренными правилами, совместимыми с этой мозаикой. …Представьте себе: прилежный студент, умеет находить производные, умеет интегрировать, то есть он вызубрил все правила, про «штрих» - (производная) и «вертикальную карлючку»- (интеграл), но вот дроби складывать не умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать - никак - ну не выучил вовремя! При этом он может знать всю таблицу умножения, но вот чему равно 6 умножить на 7 - нет (может, он просто проболел в тот день, когда учитель в школе это сообщал). Теперь вы, надеюсь, поняли, что на самом деле 3/6 может равняться не только 1/3, а вообще чему угодно.
[8] Трудно предложить что-то принципиально новое! Уже с начала 90-х годов прошлого века в Кыргызстане развивается интернетный проект «Дебатное образование». Как пишут авторы проекта, программа должна развивать: «навыки критического мышления, толерантности, публичного выступления, ораторского мастерства. Программа способствует развитию интеллектуального потенциала участников. Наиболее кратко дебаты можно определить как интеллектуальную игру, которая способствует самовыражению и развитию критического мышления. Умение грамотно, аргументировано и убедительно говорить…». См. www.e-debate.org/about.php

© В.С. Цаплин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru