Странная цивилизация

§19. Глобализация и ООН

Цаплин В.С.

Содержание

Организация Объединенных Наций (ООН) может явиться предтечей модели Мирового Правительства объединившегося человечества. Пока она представляет собой надгосударственный орган, который пытается провозглашать гуманистические принципы и мобилизовывать средства для борьбы с нищетой, голодом, неграмотностью и болезнями, не меняя общественных и экономических форм. Большинство стремлений и целей ООН отражают реальное положение дел и соответствуют тому, что количество несчастий в мире надо во что бы то ни стало уменьшать. Но материальная помощь ООН малоэффективна и остается риск, что в результате этих мер на Земле появятся миллиарды более изощренных, полуголодных, полуграмотных, но наделенных разумом хищников, а это может быть гораздо страшнее сегодняшней ситуации. Поэтому перспективной эту роль ООН назвать никак нельзя. Столь же невысока роль ООН и в борьбе против мирового терроризма. Пропагандируются всеобщая «терпимость», христианское миротворчество и попытки механически скрестить демократию и социализм. Т.о. у ООН нет своей идеологии, которая в перспективе позволит радикально решить проблемы человечества.

Огл. ДЕКЛАРАЦИЯ И САММИТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Организация Объединенных Наций - единственная в своем роде структура, претендующая на отражение общих интересов человечества. Она охватывает многие области деятельности и является универсальной по своему членскому составу: на 2002 год ООН включала 191 государство мира. Это делает ее исключительно полезным форумом для обмена информацией, ведения переговоров, выработки норм и выражения надежд, координации поведения государств и других субъектов и осуществления общих планов действий. ООН видит мир, в котором мы - одна семья, хотя и многообразная, живущая на одной Земле в справедливом, стабильном и миролюбивом мире и соблюдающая всеобщие заповеди демократии, равенства, вовлеченности, добровольности, недискриминации и участия всех людей, мужчин и женщин, молодых и пожилых, независимо от расы, вероисповедания, инвалидности, сексуальной ориентации, этнической принадлежности или гражданства.

Далее дается описание мира, каким его хотела бы видеть ООН: Это мир, в котором вместо оружия, насилия, конфликтов и войн господствуют идеи взаимопонимания и безопасности людей, нашедшие отражение в принципах Устава Организации Объединенных Наций. Это мир, где всех окружает чистая природная среда и справедливо распределяются природные ресурсы. …Особая роль должна отводиться энергичной молодежи и опытному старшему поколению и должны подтверждаться универсальность, неделимость и взаимозависимость всех прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных.

В самой первой статье Устава ООН пути достижения этого состояния конкретизированы:

разрешать споры с помощью мирных средств,
• решать экономические, социальные, культурные и гуманитарные проблемы на основе сотрудничества,
• широко поощрять поведение, согласующееся с принципами справедливости и международного права.

…Утверждаются:

• достоинство и ценность человеческой личности,
• уважение к правам человека и равноправие мужчин и женщин,
• приверженность социальному прогрессу, критерием которого является улучшение условий жизни при отсутствии как нужды, так и страха.

Осталось «всего лишь» уговорить человечество жить, руководствуясь этими принципами… Или понять, что этому мешает. Кстати, не лишне задуматься и над смыслом слов - «достоинство и ценность личности, права человека, равноправие» - включенных в эти принципы и что под ними подразумевается.

В 2000 году, на рубеже 2 и 3 тысячелетий, в рамках общей темы «Роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», состоялась встреча Тысячелетия на высшем уровне и ряд заседаний, а также приняты Декларация Тысячелетия, Проект Тысячелетия и т.д. Восемь Целей ООН, сформулированные в Декларации тысячелетия, одобренной всеми государствами - членами ООН, представляют собой ряд реально измеримых показателей, которые должны быть достигнуты к 2015 году. В их число входят такие показатели, как сокращение вдвое доли населения, живущего в условиях крайней нищеты, прекращение распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа, обеспечение всеобщего базового образования (обучения!) к 2015 году и т.д. На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, которая прошла в Йоханнесбурге, были сформулированы дополнительные цели, в том числе задача сократить вдвое долю населения, которое лишено таких элементарных удобств как водопровод и канализация.

Однако главной причиной послужило все же осознание того, что на Земле …примерно 1,3 млрд. (каждый пятый. В.Ц.) человек живут в условиях крайней нищеты, и это является самым широко распространенным нарушением прав человека в мире. Нищета …является также трагической и скрытой от глаз реальностью в промышленно развитых странах. Особенно страдают обездоленные и недопредставленные группы населения - коренные народы, инвалиды, женщины, дети, молодежь и пожилые люди. С нищетой крепко связаны также голод и пандемия ВИЧ/СПИДа. Процессы обнищания, характерные для мировой экономической системы, ведут к усилению неравенства, социальной несправедливости и насилию во всем мире.

Ликвидация нищеты не является автоматическим следствием экономического роста; для этого требуются целенаправленные действия по перераспределению богатств и земли, по созданию механизмов социальной защиты и обеспечению всеобщего свободного доступа к образованию.

…Беднейшие страны продолжают выплачивать огромные суммы в порядке погашения задолженности богатейшим странам в ущерб здравоохранению, образованию и жизни детей. Торговля женщинами, сексуальная эксплуатация, оборот наркотиков, отмывание денег, коррупция и поставки стрелкового оружия подрывают безопасность. Государства слабеют, а никому не подотчетный транснациональный частный сектор крепнет. Однобокое акцентирование экономического развития с помощью неконтролируемых свободных рынков в сочетании с политикой структурной перестройки и стабилизации, проводимой международными финансовыми учреждениям, …парализует экономику многих стран, усугубляя нищету, размывая человеческие ценности и разрушая природную среду (здесь и далее под «образованием» ООН понимает обычное обучение или профессионализацию. В.Ц.). ООН продолжает: Организация Объединенных Наций и ее государства-члены не выполнили свою главную задачу - обеспечить мир и сохранить человеческие жизни. За последнее десятилетие в ходе более 50 войн погибло 6 миллионов человек. …Многие конфликты длились десятилетиями и вели к гибели миллионов людей.

Согласно этому докладу, удалось достигнуть некоторых успехов, но этот процесс продвигается слишком медленно. Количество детей, получающих начальное обучение, возросло с 80 до 84 процентов в течение прошлого десятилетия, а количество голодающих сократилось с 20 до 17 процентов. Количество людей, которые живут менее чем на 1 американский доллар в день - показатель крайней нищеты, - сократилось за последние десять лет с 29 до 23 процентов, но за этой статистикой скрываются существенные региональные различия. В Африке, например, их количество снизилось всего лишь с 48 до 47 процентов.

Подобные данные вообще малопонятны, потому что за это же время население стремительно росло, и на фоне относительного снижения процентов происходило увеличение абсолютного количества людей, скованных теми же тисками нищеты и неграмотности. Поэтому не удивительно, что 1 октября 2002 года Генеральный секретарь ООН в «Докладе о развитии человека на 2003 год» отмечает, что… За последнее десятилетие более 50 стран стали еще беднее. Во многих из них из-за ВИЧ/СПИДа упала средняя продолжительность жизни. В некоторых странах с наихудшими показателями - нередко раздираемых конфликтами - сокращается охват детей школьным образованием и доступ к первичному медико-санитарному обслуживанию. И практически во всем мире ухудшается состояние окружающей среды.

Выполнение Целей ООН в области развития требует выделения дополнительных 50 миллиардов долларов ежегодно. В ответ на это пожелание США и Европейский Союз решили увеличить свой вклад на 12 миллиардов долларов в год, но эти дополнительные вложения оказались столь же малоэффективными.

Одновременно ООН призывает правительства и международные организации к декоммерциализации многих обязательных сфер жизни и деятельности человека, т.е. фактически к нераспространению на эти сферы принципа свободного предпринимательства и частной экономической инициативы:

исключить пресную воду, продукты питания, образование, медицинское обслуживание и другие базовые предметы общего пользования из сферы частной монополизации и регулировать их в целях защиты и распространения общечеловеческих ценностей,
• увеличить бюджетные ассигнования на образование …и изменить политику в области образования, с тем чтобы все дети (девочки и мальчики) получали знания в сфере этики, духовной жизни, миростроительства и прав человека, признавая в то же время, что образование  - это пожизненный процесс, и разрабатывать с учетом этого программы для семей, неграмотного взрослого населения и пожилых людей ,
• обеспечить всеобщий доступ к программам «образование для всех», уделяя первоочередное внимание бесплатному начальному образованию и профессиональному обучению бедных слоев населения, чтобы развить их трудовые навыки,
• высшее образование должно быть открыто для достойных, а не только для тех, кто может заплатить.

Эти строки, казалось бы, подобны целям, изложенным автором выше на страницах этой книги, но на самом деле - «похожесть» чисто внешняя. Ставится цель только «приспособить» людей к чему-нибудь, просто дать возможность как-то заработать и сделать послушными, а не образовывать и тем самым дать им самостоятельность и возможность реального выбора. Не говоря уж о том, что возможность выбора, в лучшем случае, может остаться чисто гуманитарной из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, о необходимости создания которой речь вообще не идет.

Под правами человека демагогически подразумевается право людей принимать одинаковое участие в выработке общественно-значимых решений, не обладая минимальной компетенцией и знаниями, что противоречит здравому смыслу.

Выражение «духовная жизнь» - вообще малопонятный и, скорее всего, религиозный стереотип. И т.д. В такой неразберихе целей, понятий, демагогии и ошибок эффективных результатов ждать не приходится.

Огл. ООН И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Сложная ситуация с отношением ООН к глобализации. В документах ООН написано, что для некоторых глобализация - это неизбежный процесс, движимый новыми технологиями в области электронной коммуникации и транспорта, который дает возможность людям, капиталам и товарам пересекать границы и достигать самых отдаленных уголков планеты с небывалой быстротой. Глобализация превращает наш мир в глобальную деревню и …открывает беспрецедентные возможности для процветания всех ее жителей. Надо сделать так, чтобы глобализация была благом для всех, чтобы она искоренила нищету и голод во всем мире; установила мир на планете; содействовала защите и поощрению прав человека во всем мире; обеспечила защиту окружающей среды на нашей планете; заставила соблюдать во всем мире социальные стандарты на рабочих местах. Это произойдет лишь в том случае, если всемирные корпорации, международные финансовые и торговые учреждения и правительства будут находиться под эффективным демократическим общественным контролем.

- Утопия. Или непонимание. Стимулом экономической глобализации является не всеобщее благо, а получение прибыли. И никогда частный предприниматель не изменит своей цели. Иначе он перестанет быть предпринимателем, а конкуренция исчезнет. Поэтому эти строки - не более, чем призыв к жесткому государственному административно регулируемому капитализму, вместо поисков принципиально новой системы отношений в человеческом обществе, которая позволила бы выбрать правильную методику, и к разработке которой призывает автор этой книги.

Попытки что-то радикально изменить и одновременно сохранить существующую систему - противоречат друг другу. ООН невольно это подтверждает: - в то же время, глобализация слишком больно ударила по интересам женщин, коренных народов, молодежи, подростков и инвалидов. …В 60 х годах (ХХ века. В.Ц.) совокупные активы 200 крупнейших корпораций составляли 16 процентов от общемирового валового внутреннего продукта, к началу 80 х годов эта доля возросла до 24 процентов, а в 1995 году достигла 34 процентов. В рамках этого процесса не только расширяется разрыв между имущими и неимущими, но и увеличивается число бедняков, возникает угроза для гражданского общества, все большее число людей оказывается за чертой крайней нищеты, а правительства попадают в зависимость. И далее - главный вывод: ...если архитекторов глобализации не призвать к ответу, то это будет не просто несправедливо, все здание рухнет, что будет иметь страшные последствия для всех. В конечном итоге богатым не будет спасения, поскольку нетерпимость, болезни, экологические катастрофы, войны, распад общества и политическая нестабильность станут вездесущими.

Как совместить сказанное о результатах и перспективах экономической глобализации с пожеланиями и предположениями ООН? Загадка.

Частичные меры предлагают антиглобалисты, выступая против существующих форм экономической глобализации, которая сейчас больше похожа не на объединение, а на действительное ограбление и так беззащитных людей. Устойчивое финансирование развития (слаборазвитых стран В.Ц.) может быть обеспечено с помощью налога на продажу валюты, который требуют ввести антиглобалисты на уровне международных, межправительственных договоренностей, и который может также способствовать ограничению спекулятивных валютных операций…

• реформировать международные финансовые учреждения и Всемирную Торговую Организацию в целях обеспечения большей транспарентности и демократии и поддержать формирование механизма консультаций с гражданским обществом;

• обеспечить, чтобы международные финансовые учреждения предоставляли капитал в целях устойчивого развития уязвимым группам населения. Хаотичное и бесконтрольное развитие существующих финансовых учреждений создает угрозу дестабилизации уже в мировом масштабе, и противопоставить этому можно только специальный налог - «налог Тобина». О налоге Тобина мы уже упоминали. По идее антиглобалистов, если бы эти деньги тратились на развитие, то это позволило бы удвоить ныне выделяемую сумму.

Далее ООН пишет, что коренные народы глубоко обеспокоены тем, что текущий процесс глобализации и либерализации торговли во многих случаях ведет к отрицанию прав коренных народов на землю их предков и к нарушению их прав на гарантированное землепользование, включая свойственное им духовное восприятие категорий земли и развития, их традиционные знания, их культуру и их политические и социально-экономические системы.

Аспекты глобализации серьезно угрожают… культурному многообразию и наследию, а также общему благу.

Из изложенного, во всяком случае, ясно, что ООН готово поддерживать исторически сложившиеся стереотипы мышления и представления, не задаваясь вопросом об их адекватности своим же собственным целям, и суть которых может противоречить прогрессивной и справедливой глобализации, к которой ООН же и призывает! Иначе, как примитивной трафаретностью мышления и консерватизмом руководящих деятелей ООН, это объяснить нельзя. …Если не предположить сознательную демагогию и злонамеренность.

Тем не менее, для сохранения этих национальных реалий, по мнению ООН, необходимо:

• разъяснять всем людям, особенно молодежи, динамику глобализации и то, как …структура потребления и покупательская активность может сказаться …на экономике их страны и увековечить отрицательные последствия глобализации; содействовать такой разъяснительной работе с помощью мер, направленных на обуздание рыночных тенденций, ведущих к стимулированию ресурсоемкого потребления,

принять меры по прекращению глобализации образования детей и молодежи, благодаря которой крупные корпорации имеют возможность подрывать или брать под свой контроль системы образования и маргинализировать роль местных и национальных органов управления.

Еще раз укажем, что обсуждаются не принципы обучения, а то, что пренебрегают ролью «местных и национальных органов управления». Но если принципы, внедряемые «со стороны», прогрессивны (автор не утверждает это, а допускает), то какое значение имеет то, кто их внедряет? Кроме того, наивно надеяться на «обуздание рыночных тенденций», «разъяснительную работу по обузданию динамики ресурсоемкого потребления», «транспарентность» и т.д. без упразднения самого института частного экономического предпринимательства, к чему ООН не призывает! Снова демагогия или непонимание ситуации деятелями ООН?

Это подтверждают и уже справедливые соображения, прозвучавшие от лица ООН: Нынешний процесс глобализации не является неизбежным; он представляет собой результат решений, принимаемых людьми. Он может и должен быть перенаправлен таким образом, чтобы превратиться в демократический процесс, центральное место в котором в качестве участников и бенефициаров занимали бы люди. Мы …требуем поддержать это транснациональное гражданское общество, которое уже сейчас формируется на мировой арене в виде беспрецедентных контактов, связей, обменов и взаимодействия между народами, группами, общинами и организациями.

Огл. КОММЕНТАРИИ

Большинство стремлений и целей ООН сами по себе не могут вызвать возражений. Они отражают реальное положение дел и соответствуют тому, что нищеты, неграмотности и вражды в мире должно быть как можно меньше. И если бы меры ООН рассматривались, как попутные или как начальные этапы, их еще можно было бы объяснить, но все цели, касающиеся некоторого улучшения уровня и качества жизни, являются как бы самодостаточными. На самом деле, они могут явиться лишь этапными, тактическими целями более общего стратегического плана по перестройке земной цивилизации. Но намека на наличие такого стратегического плана, насколько известно автору, вообще нет в документах ООН! Поэтому шаги, предпринимаемые ООН, никогда не изменят общую ситуацию крайней несправедливости и иррациональности мировой экономики и не приведут к массовому высокому уровню и качеству жизни.

Создается впечатление, что идеологи ООН не понимают преходящести многих реалий действительности (нация, религия, абстрактное равноправие, терпимость, сохранение национального своеобразия, свобода экономической инициативы, уровень мышления и т.д.), которые неизбежно и вызывают те явления, против которых ООН выступает! Разве жизнь на 1,1 американского доллара в день (а это больше 1-го доллара!) будет означать выход на уровень цивилизованной жизни? И хоть где-нибудь проводится граница между образованием и примитивной грамотностью, просвещенностью или профессионализацией? И разве медицинские проблемы можно решить только повышением качества обслуживания? И разве удастся уговорить частный бизнес отказаться от своих принципов, но остаться эффективной машиной по «деланию» денег для эгоистических целей? Никто не задает и вопрос, откуда берутся деньги, которые предлагается облагать дополнительным налогом? Так можно узаконить и бытовое воровство, если вор с украденного будет обязан платить пострадавшим компенсацию! Вот только масштабы воровства возрастут, чтобы покрыть вынужденные «расходы»! И разве можно убедить представителей разных наций и конфессий перестать выяснять национально-религиозные отношения, не девальвировав сами эти понятия? И т.д. Призывы «мирно жить» в мире двойных стандартов, реальности и мифов нашей странной цивилизации - непоследовательны в принципе, и не смогут привести ни к всеобщему благополучию, ни к миру. Воплотить цели ООН в жизнь не удается и не удастся, о чем свидетельствуют результаты.

Несмотря на колоссальные средства, которые уже много лет мобилизует ООН, результаты ничтожны, и именно поэтому вместо абсолютных цифр в отчетах применяются проценты, маскирующие крайнюю неэффективность принимаемых мер. Рассматриваемые в видимой перспективе в качестве главной цели, меры ООН не просто недостаточны, а в чем-то даже угрожают безопасности земной цивилизации. Вместо миллиардов голодных хищников, на Земле, в результате этих мер, появятся миллиарды более жестоких, изощренных, полуголодных и полуграмотных разумных хищников, а это может быть гораздо страшнее. И в какой-то мере это уже происходит: разве никого не удивляет обилие «образованных и благополучных» личностей среди террористов-самоубийц?!

Далее. Читая приведенные выше призывы ООН, невольно начинаешь задумываться над «марксистской» терминологией ООН и в то же время принятием капиталистического способа производства и демократии в целом.

Достаточно вдуматься в выражения:

• …«процессы обнищания, характерные для мировой экономической системы»,
• …«мер, направленных на обуздание рыночных тенденций»,
• …« действия по перераспределению богатств и земли»,
• …«не подотчетный транснациональный частный сектор»,
• «с помощью неконтролируемых свободных рынков»,
• …«парализует экономику, усугубляя нищету, размывая человеческие ценности и разрушая природную среду»,
• …«исключить пресную воду, продукты питания, образование, медицинское обслуживание …из сферы частной монополизации и регулировать их»,
• …«учреждения и правительства …под …демократическим общественным контролем»,
• …«нетерпимость, болезни, экологические катастрофы, войны, распад общества и политическая нестабильность станут вездесущими»,
• …«способствовать ограничению спекулятивных операций»,
• …«хаотичное и бесконтрольное развитие финансовых учреждений»,
• …«крупные корпорации имеют возможность подрывать… системы образования» и т.д.

Что же остается от свободы частной инициативы, «свободного» волеизъявления людей, капиталистического способа производства и «эффективности» частнопредпринимательской экономики?! ООН как будто лавирует между Сциллой и Харибдой, пытаясь совместить несовместимое - западную демократию и социализм. Вспоминается и начало второй половины ХХ века, когда идеолог социальной конвергенции, Роже Гароди, считал, что из числа известных и доступных социально-экономических формаций наилучшей может быть только «симбиоз» социализма и капитализма, хотя ООН этого вслух и не произносит.

Отсутствие четкой позиции ООН, которая могла бы претендовать на прообраз мирового правительства, свидетельствует о том, что у ООН нет общего взгляда и понимания основ развития человеческого общества, и такая задача даже не ставится. Не удивительно, что проблемы и их решение заведомо не носят всеобъемлющего и радикального характера, а часто они просто малоэффективны и противоречивы.

Обращает также внимание и то, что в планах ООН почти отсутствует та терминология, которую привычно употребляют традиционные футурологи и которая вроде бы должна описывать современные тенденции: «постиндустриальное общество», «технотронное общество», «информационное общество», «сетевое общество» и т.д. Отсутствие этих слов может значить все что угодно - от незнания или пренебрежения этой терминологией, до косвенного подтверждения их условности. В любом случае, ООН не ставит своей целью разрабатывать общую теорию развития цивилизации и, в соответствии с ней, строить свою краткосрочную политику. Такой подход не является ни универсальным, ни подходящим для большинства сложных ситуаций. Должна быть выработана непредвзятая жесткая оценка причин кризиса текущего состояния земной цивилизации и стратегическая линия развития человечества, а уже на ее основании можно решать вопрос о приемлемости, перспективности, результативности или преходящести тех или иных шагов, попутно принимая оперативные и неотложные меры по уменьшению человеческой нищеты и вражды .

Роль и направление деятельности ООН должны быть существенно изменены, но необходимо подчеркнуть, что какие-либо резкие и быстрые шаги недопустимы. Идет ли речь об изменении Устава ООН, членского состава, структуры, осуществляемых программ, их финансирования, значительном перераспределении средств и т.д. Если этот принцип не будет соблюдаться, в деятельности ООН наступит полный паралич. Ее эффективность (и так невысокая) станет нулевой, процессы межгосударственных отношений будут заметно затруднены, экономическая глобализация еще менее управляемой, практически исчезнет критика отрицательных явлений в разных странах, остановятся меры по сохранению культурного наследия, а миротворческая деятельность, которая сейчас хоть как-то сдерживает взаимную вражду, прекратится совсем.

Поэтому допустимы лишь продуманные и постепенные изменения, которые являются неотложными, но масштаб которых в течение нескольких лет не затронет сколько-нибудь существенным образом традиционные направления деятельности ООН, и лишь послужит основой постепенной полной трансформации целей, структуры и деятельности ООН.

К числу этих неотложных шагов относятся следующие:

1. Создание в рамках ООН Высшего Координационного Совета по разработке альтернативного и Перспективного Устава ООН и концепции перехода человечества в стадию Единой Интеллектуальной Цивилизации.

2. Обсуждение, формулировка и обнародование Перспективного Устава ООН, который должен стать таким же официальным документом ООН, как и ныне действующий Устав.

3. Создание в рамках ООН Группы Экономической Независимости ООН, для финансового обеспечения программ по организации новой системы образования, которая направлена на формирование массового полноценного мышления.

Остановимся кратко на неоложных шагах, сформулированных выше.

Перспективный Устав ООН

Наряду с действующим сейчас Уставом, должен быть сформулирован и обнародован Перспективный Устав ООН. Перспективный Устав должен представлять не просто альтернативу действующему Уставу, а продемонстрировать направление, в котором может развиваться цивилизация. Разумеется, Перспективный Устав должен быть опубликован в предположении, что с какого-то момента он станет определять политику ООН и сформулированные в нем цели станут доминирующими. Как и всякий Устав, Перспективный Устав ООН должен отражать стратегические и тактические цели организации, принципы и методы ее достижения, структуру организации, требования к ее членам, правовые нормы, источники финансирования и т.д.

Стратегической целью ООН, сформулированной в Перспективном Уставе, должно быть создание условий для построения на Земле Единой Интеллектуальной Цивилизации, в которой исчезнет необходимость борьбы за выживание, а приоритетными станут творческие виды деятельности, рациональность мышления, взаимная доброжелательность, альтруизм и гуманизм. Для этого надо девальвировать в общественном сознании те стереотипы мышления, на которых (в значительной мере) покоится современная Эволюционная цивилизация, разделенная всеми мыслимыми границами на национальные и религиозные сообщества, и создать условия для формирования массового рационального мышления. (Рассмотрению стереотипов и мифов, подлежащих коренному пересмотру и переосмыслению, посвящена первая часть этой книги.)

Тактической целью ООН должно быть постепенное создание условий для формирования массового полноценного мышления у всех жителей Земли, как условия построения Интеллектуальной Цивилизации. Сутью «создания условий» должна быть их постепенность, последовательность, бескровность, непримиримость с предрассудками и косными стереотипами мышления и агрессивным невежеством от кого бы оно ни исходило.

Люди, входящие в организуемые структуры, должны быть убежденными сторонниками Социальной Глобализации, изменения качества массового мышления и построения Интеллектуальной Цивилизации. Они должны обладать:

• Научной квалификацией и широтой взглядов.
• Национальным безразличием.
• Нерелигиозностью.
• Научным стилем мышления и нетерпимостью к лженауке.

Структура будущей организации должна соответствовать ее целям, без вязкого и машинообразного бюрократизма и создания дублирующих организаций и комиссий. Должно быть предусмотрено создание национальных структур, деятельность которых будет координироваться и поддерживаться соответствующими структурами ООН.

Правовой основой будет международное право в тех его частях, которые объективно не консервируют теперешнее состояние цивилизации. В отношении тех частей, которые этому требованию не удовлетворяют, должны предприниматься усилия по их пересмотру и утверждению прогрессивных правовых положений.

Финансирование должно производится из бюджета ООН.

В Перспективный Устав могут быть включены положения из действующего Устава, не носящие местного или конъюнктурного характера и не противоречащие в своих понятиях и частях стратегическим или тактическим целям Перспективного Устава. Меры, предпринимаемые ООН, по оказанию материальной помощи слаборазвитым странам, борьбе с нищетой и уменьшению опасности военного противостояния и террористического давления, должны остаться на протяжении ближайшего периода. В течение перехода ООН к новой концепции развития - построению Единой Интеллектуальной Цивилизации, необходимо поддерживать равновесие в обществе для создания условий для такого перехода.

Высший Координационный Совет

Это первая структура, которая должна появиться в рамках существующей ООН и быть независимой от политики, которую традиционно проводит ООН. Решения Совета не будут иметь той же юридической силы, что и решения, меморандумы или резолюции существующей ООН, однако мероприятия Совета будут существовать параллельно с мероприятиями ООН, не противореча им и не мешая, совершенно независимо. К его членам должны применяться те же требования, которые сформулированы выше. Только при этом условии его деятельность может стать плодотворной и перспективной.

Начальной задачей Совета должна быть разработка и утверждение Перспективного Устава. В последующем на Совет должны быть возложены функции по изменениям, корректировке и дополнениям Перспективного Устава ООН и общей концепции построения Единой Интеллектуальной Цивилизации.

Следующей задачей Совета должно быть создание трех типов групп.

На группы первого типа должна быть возложена задача по детальной выработке модели Единой Интеллектуальной цивилизации, оценке глобальных теорий общественного развития и шагов по девальвации мифов, предрассудков и ложных стереотипов.

На группы втого типа должны быть возложены задачи по формулировке требований, поиску, отбору и формированию Корпуса Воспитателей и Учителей для Дошкольных Интернатов и Школ Интернатов нового типа (см. раздел «Мышление и облик Цивилизации»). Эта работа должна предусматривать формирование национальных отрядов Воспитателей и Учителей, что объясняется просто различием языков общения. Принципы, разумеется, должны быть общими.

На группы третьего типа должна быть возложена задача по практическому созданию Дошкольных Интернатов и Школ-Интернатов нового типа: общие принципы организации и строительства, формированию штата, разработке программ и т.д.

Группа Экономической Независимости

Сейчас бюджет ООН фрмируется в основном из взносов ее членов. Привлекаются, повидимому, и различные гранты, частные пожертвования, целевые взносы государств, групп или филантропов. На финансирование ООН идет и часть помощи слаборазвитым государствам, выделяемая международным сообществом.

Практическое внедрение системы воспитания полноценного мышления, строительство, содержание и развитие системы Интернатов, потребует вложения значительно больших средств, чем сможет выделить из своего бюджета ООН. Нельзя рассчитывать также на систематическую добровольную поддержку этого начинания со стороны государств - членов ООН, хотя ее и надо будет добиваться. Поддержка была бы желаемой, но маловероятной и надо будет считать везением, если просто не придется затрачивать больших усилий на доказательство необходимости такой системы. Поэтому постоянным и надежным источником финансирования сможет стать только собственная финансовая деятельность в рамках существующих экономических механизмов. Это может быть и обычная финансовая спекуляция - приобретение акций, ценных бумаг, инвестирование и т.д., и целенаправленное развитие производства. Все доходы от этой деятельности должны идти ТОЛЬКО на развитие и поддержание системы воспитания полноценного мышления, пока система не докажет свою эффективность на практике. Другого пути нет, если не рассчитывать на чудо.

Отличием собственной финансовой деятельности от традиционной должно быть то, что производством будут руководить менеджеры-организаторы, а собственником останется ООН.

Благодаря этим изменениям, усилятся и станут более четкими позиция и роль ООН, как наднациональной общечеловеческой структуры, глобальной целью которой станет построение Единой Интеллектуальной Цивилизации. По мере достижения этой цели функционально и структурно ООН трансформируется в Мировое Правительство, осуществляющее координирующие функции в рамках мировой цивилизации, изменив, в конце концов, даже свое название. Разумеется, длительность этого процесса будет сравнимой с жизнью нескольких поколений, и хотя это крайне малый в историческом масштабе срок, но достаточный, чтобы бескровно построить на Земле прогрессивную Единую Интеллектуальную Цивилизацию.

представлено для публикации на сайте 09.2009 г.

[1] Все документы печатаются с сокращениями. Выделения в тексте сделаны автором. Подробнее см. сайт UN.ORG

© В.С. Цаплин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru