Странная цивилизация

§20. Прогнозы, пророчества и утопии

Цаплин В.С.

Содержание

Прогнозы имеет смысл делать только в естественной области, но они носят краткосрочный характер и нет способа доказать их правильность. Социальные прогнозы остаются уделом фантастики, а предсказания и пророчества представляют собой разновидность развлечения или суеверия. Анализируется роль утопий, антиутопий и социального экспериментирования. Затрагивается вопрос познаваемости мира и объективности знаний.

Огл. ПРОГНОЗ, ПРЕДСКАЗАНИЕ, ГАДАНИЕ, ФУТУРОЛОГИЯ

Долгосрочное прогнозирование, экстраполяция, предсказание, предугадывание, пророчество - отражают неизменное желание людей заглянуть в завтра или в послезавтра. Будущее пытались предсказывать, о будущем рассуждали и фантазировали, «будущее» даже пытались воплощать в жизнь. Все это оказалось бесплодным. Социальные прогнозы - в принципе недостоверны и делать их - дело безнадежное.

Настоящее не в состоянии помочь предвидеть особенности социального устройства общества будущего: формы собственности, механизмы и принципы распределения материальных благ, институты власти, ценностные и идеологические приоритеты, способы урегулирования конфликтов, особенности межличностных связей и отношений между полами, принципы образования и воспитания подрастающего поколения, формы производственных отношений, научного и гуманитарного развития, мораль, нравы и т.д. и т.п.

Прогноз в материальной сфере жизни общества - на год, пять, несколько десятков лет - основан на экстраполяции существующих тенденций в производстве, науке, культуре, медицине, сфере обслуживания, коммуникациях, методах распространения информации и т.д. Это вполне реально, хоть и нельзя доказать, что развитие в материальной сфере будет идти именно по прогнозируемому направлению. Процедура экстраполяции в упрощенном виде выглядит таким образом: строят график, предположим, средней продолжительности жизни с 1900 по 2000 год с интервалом в 10 лет. Учитывается средняя продолжительность жизни в ее естественном течении, т.е. без повышенной смертности в результате несчастных случаев, войн, стихийных бедствий и т.п. В результате получается некоторая возрастающая кривая, допустим, от значения 40 лет в 1900 году до 75 лет в 2000 году. Эту кривую, соблюдая полученную закономерность, можно продолжить на некоторое число лет за пределы последней реальной точки и получить предполагаемую продолжительность жизни через несколько десятков лет. Нет способа гарантировать, что полученный результат не будет отличаться от реальности. Ведь невозможно предвидеть появление нового медицинского препарата или метода, который существенно уменьшит смертность от какого-нибудь распространенного заболевания. Постоянно появляются обещания в обозримые 5-15 лет справиться с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые лидируют среди причин смертности людей пожилого возраста. И хотя до победы еще далеко, но прогресс налицо. Не исключено, что будет понят биологический механизм основных регуляционных процессов, сбой которых и определяет видовую продолжительность жизни. Расшифрованный механизм даст возможность влиять на этот механизм и продолжительность жизни, по сравнению с прогнозом, в итоге может измениться многократно.

В печати появляются оценки сроков, на которые хватит существующих и вновь разведанных залежей полезных ископаемых. Это относится и к органическим энергоносителям, среди которых первое место занимает нефть. Одновременно делается прогноз объемов потребления топлива, сырья химической и другими видами промышленности, и на основе сравнения приходят к пессимистическому выводу: нефть вот-вот кончится и без альтернативных источников энергии и сырья не обойтись. Одним из первых подобных «пессимистов» был еще Жюль Верн, который прогнозировал истощение запасов угля еще до конца XIX столетия - тогда основного вида топлива для металлургической промышленности и железнодорожного транспорта. …Угля все еще сколько угодно, а уже ХХI век…

Там, где расчет или оценки невозможны, говорят лишь о вероятном наступлении каких-то событий. Подавляющее большинство вероятностных прогнозов основано на продолжительном наблюдении за изменениями какого-нибудь параметра или явления и оценке тех процессов, которые на это оказывают влияние. Прогноз погоды, например, делается на основе текущих наблюдений с использованием массива многолетних данных. Но, как показывает опыт, пока, с высокой вероятностью, можно дать прогноз погоды только на несколько дней вперед. Вероятность правильного прогноза погоды на несколько недель, а тем более месяцев, практически не отличается от гадания.

Известным является прогноз создания искусственного интеллекта. С этим же связаны фантастические прогнозы-предупреждения о появлении цивилизации разумных роботов, уничтожающих человечество, которое становится для них помехой. И если столь прямолинейные предупреждения пока еще остаются уделом журналистики и анимационных эффектов кино, то рассуждения о независимом существовании сложных электронных систем появляются и в литературе, рассчитанной на серьезного читателя. Интернет, например, провозглашается самоорганизующейся системой, которая активно противодействует попыткам отдельных лиц и организаций взять себя под административный контроль. Предполагается, что у Интернета есть собственная цель (ну, чем не искусственный интеллект!) - обеспечение собственной жизнеспособности независимо от глобальных, региональных, экономических, политических и прочих условий… и уже сейчас существование и развитие Интернета не зависит от воли человека, его создателя. Чтобы успокоить начавших волноваться, сообщим, что существование этого «монстра» можно прекратить одним движением руки - достаточно представлять в общем виде, как устроен и организован Интернет, чтобы всерьез не принимать разговоры о его «независимости».

Экзотичность прогнозов о появлении искусственного интеллекта связана и с очень вольным толкованием этого понятия. Пока мы не знаем, что такое человеческий интеллект и как происходит процесс мышления. Т.е. обсуждается перспектива искусственного создания того, о чем мы не имеем представления, и что даже не можем определить исчерпывающим образом! Специалисты научились лишь моделировать простые проявления интеллекта, благодаря способности электронных устройств с огромной скоростью перетряхивать базы данных, но всегда в рамках заданного алгоритма. Даже самообучающиеся системы способны это делать только в рамках алгоритма самообучения. Называть эти возможности машины шагом к созданию искусственного интеллекта, несколько преждевременно. Отсюда легко сделать вывод о «серьезности» подобных предсказаний. Однако существует опасность появления новых мифов, т.к. массовый человек плохо разбирается в деталях, выступая в роли пользователя и полагаясь на чужие суждения.

По подсчетам американских историков, 80 процентов прогнозов, сделанных в 60-х годах прошлого века, не сбылось. Особой неточностью грешили такие авторитетные ведомства США, как Институт Хадсона или «Рэнд-корпорейшн», хотя в основе их прогнозов были модельные расчеты и многоступенчатые опросы ученых разных специальностей - так называемые дельфийские опросы. Многие независимые демографы, например, предостерегают от попыток предсказать, сколько людей будет жить на нашей планете через 10-20 лет или позже. Демограф из вашингтонского American Enterprise Institute Николас Эберстадт говорит: - Долгосрочные прогнозы поражают своей неточностью. Каждая перемена скорости прироста населения становилась для демографов неожиданностью. Они не смогли предсказать взрыв рождаемости после Второй мировой войны. Они не смогли предсказать спад, наблюдающийся в настоящее время в западных демократиях.

Появление факса и мобильного телефона тоже не было никем предсказано.

И все же прогнозы продолжают делать. Конкретным примером такого прогноза служит информация Британского Фонда Будущего о развитии жизни до конца 21 века: средняя продолжительность жизни составит 125 лет, начало обучения в 3 года, человек будет получать 3 образования за жизнь, причем последнее в 60 лет.

Огл. ПРОГНОЗЫ АКАДЕМИКА САХАРОВА

17 мая 1974 года Андрей Сахаров закончил статью «Мир через полвека». Она писалась по просьбе американского журнала «Сатердей ревю». В ней он излагал свое видение будущего мира:

- Через 50 лет, - писал он, - я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, любой статьи, получение любой справки… Исчезнут все барьеры обмена информацией между странами и людьми. Прошло всего 20 лет - и появилась Всемирная паутина - Интернет. Это предсказание Сахарова сбылось полностью и гораздо раньше времени, хотя, разумеется, он не знал, как технически это будет осуществлено.

В 1974 году факторами, которые определят облик мира в будущем, Сахаров считал: рост населения на планете (к 2024 году - более 7 млрд. человек), истощение природных ресурсов (нефти, плодородия почвы, чистой воды и т.д.), нарушение природного равновесия и среды обитания человека. Одновременно он прогнозировал скачок научно-технического прогресса. Но научно- технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться… изменениями в социальной и нравственной жизни человечества. А. Сахаров не уточнил, что имеется ввиду, но констатация того, что в будущем мире будут превалировать гуманитарные факторы, является очень важным.

Главную опасность Сахаров видел в возможности гибели цивилизации в термоядерной войне. Однако, даже избегнув большой войны, человечество может погибнуть, истощив силы в межнациональных и межгосударственных конфликтах. В числе прочих опасностей он видел упадок личной и государственной морали, рост уголовных тенденций, терроризм, алкоголизм, наркоманию.

По мнению Сахарова, разрушительным тенденциям необходимо противопоставить преодоление распада мира на противостоящие группы государств, процесс сближения (конвергенции) капиталистической и социалистической систем, демилитаризацию, защиту прав человека; социальный прогресс, демократизацию и укрепление личного нравственного начала в человеке. Экономика должна быть смешанного типа, соединяющая максимум гибкости, свободы, социальных достижений и возможностей общемирового регулирования - оптимальный, по Сахарову, строй.

В политике А. Сахаров полагал очень большой должна быть роль международных организаций - ООН, ЮНЕСКО и других, в которых я бы хотел видеть зачаток мирового правительства, чуждого каких-либо целей, кроме общечеловеческих. На пути к этой цели потребуется сделать ряд шагов: помощь развивающимся странам, создание международных консультативных органов, следящих за соблюдением прав человека в каждой стране,демократическое решение проблемы свободы перемещения - эмиграции, реэмиграции, личных поездок. Это, по Сахарову, одно из первых и важнейших условий, потому что он очень остро чувствовал на себе, что такое ограничение свободы передвижения.

Остальным прогнозам «повезло» меньше. Сахаров, например, считал, что в 2024 году полным ходом будет идти формирование двух типов территорий: «рабочая территория» (РТ) и «заповедная территория» (ЗТ). На «рабочей территории» (меньшей по площади и с гораздо большей плотностью населения) ведется интенсивное сельское хозяйство, природа полностью преобразована для промышленных нужд, сосредоточена вся промышленность с гигантскими автоматическими и полуавтоматическими заводами. «Заповедная территория» - место, где люди восстанавливают силы. Они… трудятся руками и головой, читают книги, размышляют. Они живут в палатках или в домах, построенных, как дома их предков. Они слышат шум горного ручья или просто наслаждаются тишиной, красотой дикой природы, лесов, неба и облаков.

Большая часть населения планеты будет жить в расположенных на РТ мегаполисах. В центральной их части - многоэтажные дома-горы… с искусственным климатом, освещением, автоматизированными кухнями, голографическими стенами-пейзажами. Большую часть территории городов будут занимать пригороды, растянувшиеся на десятки километров… с домиками-коттеджами, с садиками, с огородиками, детскими учреждениями, спортплощадками, купальными бассейнами.., с бесшумным и удобным общественным транспортом, с чистым воздухом. Появятся «летающие города» - искусственные спутники Земли, выполняющие важные производственные функции. На них сосредоточена гелиоэнергетика, возможно, значительная часть ядерных и термоядерных установок с лучистым охлаждением энергетических холодильников… это предприятия вакуумной металлургии, парникового хозяйства и т.п., …космические научные лаборатории. Еще одно направление - создание подземных городов - для сна, развлечений, обслуживания подземного транспорта и добычи полезных ископаемых.

Развитие промышленности и сельского хозяйства должно привести к автоматизированным, гибким и перестраиваемым предприятиям с замкнутым циклом, без вредных и засоряющих отходов производства. А земледелие он считал возможным даже в Антарктиде и на других планетах.

Он писал, что в течение 50 лет сохранится значение энергетики, основанной на сжигании угля… с полным поглощением вредных отходов. Одновременно - развитие атомной энергетики, а к концу этого периода он предсказывал появление термоядерной энергетики.

Несколько наивно выглядят его «транспортные» прогнозы-предсказания: на смену автомобилю… придет аккумуляторная повозка на шагающих «ногах», не нарушающих травяного покрова и не требующих асфальтовых дорог. Для основных грузовых и пассажирских перевозок - гелиевые дирижабли с атомным двигателем и быстроходные поезда с атомным двигателем на эстакадах и в тоннеля. И т.д.

Впрочем, до конца первой четверти первого века третьего тысячелетия еще есть время, поэтому не будем пока выносить скороспелых суждений о некоторых прогнозах А.Д. Сахарова.

Огл. РИМСКИЙ КЛУБ

Римский Клуб - международная организация, объединяющая около 100 представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты западноевропейских стран. Члены этого международного клуба разрабатывали математические модели и решали свои прогностические задачи уже с применением вычислительных машин. Смыслом работы Клуба было экономическое и экологическое прогнозирование мирового развития на XXI век. Деньги на исследования дали те самые корпорации, которые сейчас стали транснациональными. Они интересовались глобализацией и хотели знать, что будет с миром через 30 лет. Поэтому деньги были, и достаточно большие, - дело было в мозгах.

Первая встреча Клуба прошла в 1968 в Академии Деи Линчеи в Риме - отсюда название клуба. Президентом Клуба стал вице-президент компании «Оливетти», член административного совета компании «Фиат» Аурелио Печчеи. Он объяснял необходимость прогнозирования противоречиями общества середины ХХ века: …бесконтрольное расселение человечества по планете, неравенство и неоднородность общества, социальная несправедливость, голод и недоедание, широкое распространение бедности, безработица, мания роста, инфляция, энергетический кризис, уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов, распад международной торговли и финансовой системы, протекционизм, неграмотность и устаревшая система образования, бунты среди молодежи, отчуждение, упадок городов, преступность и наркомания, взрывы насилия и ужесточение полицейской власти, пытки и террор, пренебрежение законом и порядком, ядерное безумие, политическая коррупция, бюрократизм, деградация окружающей среды, упадок моральных ценностей, утрата веры, ощущение нестабильности.

Ценность этого высказывания в почти исчерпывающем описании ненормального состояния человеческой цивилизации, которая с тех пор не стала лучше, а может быть даже хуже.

Римский клуб поставил перед собой несколько целей:

• донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов,
• дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать «затруднения« человечества, связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления - этими «принципиальными пределами роста»,
• подсказать западному обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы «разумно вести дела» и достичь «глобального равновесия».

К 1972 году первый доклад «Пределы роста», представленный Римскому Клубу, был написан Деннисом Медоузом и его супругой и изложен в их книге, где предсказывалась неизбежность мировых катаклизмов в связи с ускоряющимся ростом населения, промышленного производства и загрязнением среды. Главное заключение - на физически ограниченном объекте есть предел роста, но нет предела для развития. Вывод простой, но совсем не очевидный. Для большинства руководителей остается непонятой эта истина в отношении единственного участка планеты, которым они временно распоряжаются.

Когда лет через десять кризис рассосался, сами члены Римского клуба признали, что многого не учли, например, открытия новых запасов природного сырья, совершенствования технологии их добычи, невысокой вероятности термоядерной войны, угрозы терроризма и распад СССР. Но ряд проблем предсказаны были правильно. Вот что пишется в этой книге: - мировые лидеры не знают, какие пути ведут к устойчивому обществу. …Никто не может научиться чему-нибудь, не обладая терпением и снисходительностью. Но в условиях выхода за пределы, когда ощущается приближение катастрофы, терпению и снисходительности остается немного места… …Нужны решительные действия, смелость и ответственность, чтобы найти правильные соотношения между такими разными вещами, как безотлагательность и терпение, ответственность и снисходительность, требуется сострадание, скромность, трезвость мысли и честность…

В поисках устойчивого мира пройдет совсем немного времени до того момента, когда даже самые жесткие, рациональные и практичные люди, даже те, кого не воспитывали в духе гуманизма, заговорят о добродетели, морали, мудрости и любви, заговорят, поначалу с трудом подбирая слова.

Ученые Римского Клуба сделали первые серьезные прогнозы в развитии человеческой цивилизации. К услугам этого Клуба прибегали правительства многих стран, потому что его работы соответствовали принципиально новой методологии составления прогнозов на предвидимое будущее, основанной на социальной диагностике. Такие прогнозы являются очень полезными, потому что стимулируют поиск срочных общественных изменений, целевому планированию, альтернативных источников энергии, создание энергосберегающих технологий и устройств, привлекают внимание к проблемам экологии и социальной стабильности.

Огл. ПРОРОЧЕСТВА

Прогнозирование иногда путают с пророчеством. Вера в пророчества отражает один из стереотипов мифологизированного мышления. Подоплека устойчивости этого мифа - обычная: отупляющее воспитание, религиозное кодирование, отсутствие нормального образования и конформизм.

Желание узнать будущее эксплуатируют, например, авторы публикаций о якобы сбывшихся «предсказаниях», сделанных еще в 16 веке французским врачом и астрологом Мишелем Нострадамусом. Свою книгу, изданную в 1555 году, он назвал «Столетия», где в форме четверостиший «предсказывал» грядущие события европейской истории. Занимаются «анализом» такого рода только журналисты, находя совпадения с уже происшедшими событиями, ухищряясь в толковании нострадамусовских виршей. Большая часть написанного Нострадамусом не привлекает внимания - ведь события еще не произошли и поэтому неизвестно к чему надо подгонять его текст. Серьезные люди к этой спиритуалистике относятся с насмешкой, потому что понимают невозможность таких предсказаний.

Разумеется, это не единственный популярный пример пророчеств

Сторонники индуизма, например, утверждают, что пророчества и предсказания содержатся в древнеиндийских ведах и эпосах Махабхарата и Рамаяна, где, якобы, есть все вплоть до описания взрыва ядерного оружия. Однако, характеризуя хронологию древнеиндийской культуры, О. Шпенглер пишет: …нет ни индийской астрономии, ни индийского календаря, а значит и никакой индийской истории… Вместо органического ряда отдельных личных сочинений возникала смутная масса текстов, к которой каждый прибавлял что ему вздумается… Красноречиво!

Но всех далеко переплюнули приверженцы иудаизма. Они утверждают, что священное писание иудеев, Тора, является многостраничной шифровкой, в которой предсказаны все исторические события, законы природы, открытия и происшествия, которые когда-либо будут сделаны или произойдут. «Сенсация» была подхвачена в 1997 г. появлением книги «Коды Торы» американского журналиста Майкла Дроснина, которая разожгла интерес сообщением о том, что автор еще в 1995 г. якобы обнаружил зашифрованное в Торе предсказание об убийстве израильского премьера Ицхака Рабина, а также многие другие пророчества, касающиеся прошлого и будущего!

Информация об этом «открытии» была опубликована под названием «Равноинтервальные буквенные ряды в Книге Бытия» израильских математиков, приверженцев иудаизма, Рипса и Вицтума, в серьезном академическом математическом(!) израильском журнале «Статистические Науки». Авторитетность издания обманула немногих специалистов, потому что это ярчайший пример «просвещенного» невежества. Можно предположить, что редакция математического журнала подверглась давлению со стороны клерикальных кругов, но это все равно не может явиться оправданием. Подобные «открытия» должны отметаться сразу без попыток обсуждения, потому что человечество уже достаточно выросло, чтобы ставить диагноз подобным «трудам» даже без рецензирования. Для полноты укажем, что в статистике есть понятие пристрастная выборка, что означает подгонку под желаемый результат. Поэтому использование «методики» Вицтума-Рипса позволила получить «предсказания» из переведенных на иврит «Войны и Мира» Л.Толстого, «Моби Дика» Мэлвилла и даже поваренной книги. Но миф был запущен, оброс еще более фантастическими подробностями, приобрел в глазах верующих статус истины.

Разумеется, антинаучность и результатов и методики были разоблачены, но для этого потребовалось затратить время и силы не только ряду других израильских ученых, но и профессору Джеффри Тигэя, текстологу-библеисту из Пенсильванского университета (США).

Это далеко не первый и не последний религиозный миф, пытающийся использовать авторитет науки. Дело доходит до публикации статьи «Апология Эйнштейна» (Нью-Йорк, газета «Еврейский мир»), посвященной современной физике. Автор писал следующее: …физика объясняет и будет объяснять весь мир, служа почтительным комментарием (! В.Ц.) к Книге Книг. Как только бумага выдерживает подобное! Писания такого рода являются либо результатом глубочайшего невежества подобострастных пропагандистов иудаизма, либо откровенным религиозным шарлатанством. Но это доказывает, что миф продолжает определять стиль мышления огромных человеческих масс, которых, благодаря внушенной вере в невероятное, можно подвигнуть на что угодно! Не нужно много воображения, чтобы проследить связь между «абстрактным» библейским мифом и кровопролитным палестино-израильским конфликтом, тянущимся уже десятилетия. Это замечание сделано для того, чтобы читатель не забывал, что подобные «заблуждения» совсем не безобидны.

В равной степени, априорно лживы и разглагольствования о пророчествах, якобы содержащихся в Коране, Новом Завете и в любой иной «богоданной» литературе.

Можно пожалеть, что предсказания будущего невозможны, но предположение об обратном означало бы, что окружающий мир и человечество представляют собой продукт реализации чьего-то плана. А план не бывает без «планировщика». Последнее допущение уже очевидная чепуха. Если даже и был бы такой всемогущий «планировщик», то его существование должно бы быть свободным и не планируемым. А это просто означает, что мы не решили проблему, а лишь «передвинули шкаф в другую комнату».

Из сказанного становится ясным, что ни хиромантия, ни астрология, ни гадание на картах или кофейной гуще, ни ясновидение, ни еще сотня-другая подобных гаданий и пророчеств в понятие прогноза не входят. К этим видам предсказаний стоит относиться либо как к развлечению, либо как к шарлатанству - выбирайте то, что вам больше по душе. Все серьезные прогнозы касаются только материальной сферы жизни, носят краткосрочный характер и при этом всегда закладывается некоторая модель развития обсуждаемой сферы.

Огл. УТОПИИ - АНТИУТОПИИ И СОЦИАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ

Николай Бердяев писал об утопиях: …Социальная утопия всегда заключает в себе ложь, и вместе с тем человек в своей исторической судьбе не может обойтись без социальных утопий, они являются движущей силой. Оптимистические картины будущего не являются логическим продолжением каких-то тенденций - скорей наоборот. Отсюда следует, что истинно человеческое общество можно только сознательно строить, преодолевая стихию общественной эволюции, и благополучный результат - вопрос веры в мышление человека, а не в логику естественной эволюции общественных отношений.

Антиутопии - это предостережение для ныне живущих и следующих поколений. Гротескность сюжетов антиутопий призвана показать, какие формы могут принять общественные отношения, если некоторые тенденции действительности развить до логического конца. К сожалению, в реальной жизни больше всего «повезло» большевистской и нацистской антиутопиям. В послеленинский период идеологи ставили целью установление «нового порядка» отношений между людьми и народами, внедрение новых принципов организации человеческого сообщества, основанных на биологической дискриминации и предполагающих воспитание не развитого мышления, а зомбирование сознания. Декларировалась необходимость воспитания и даже селекции человека для создания гуманоида нового типа, который бы соответствовал такому мироустройству. Именно этой «проблемой» занимался доктор Йозеф Менгеле в концентрационном лагере Освенцим, выводя «расу голубоглазых, светловолосых нордических великанов».

Ложные идеи и методы потерпели фиаско, однако цена этих экспериментов составила многие десятки миллионов людских жизней. Вместе с тем надо сказать, что исходные идеологические установки нацизма носили более невежественный и изуверский характер. Основы коммунистических представлений страдали, скорее, наивностью, унаследованной от ранних утопистов и речь идет только об их большевистском воплощении.

Принципы коммунизма и пропаганда гуманистических общечеловеческих качеств объективно были правильными, т.к. соответствовали представлениям об идеале человека - альтруиста. Но всему свое время. Возможности человечества, уровень материального развития, коммуникаций и накопленных знаний были недостаточными. И хотя накопленный опыт бесценен, но система внедрения этих принципов быстро стала вызывать протест из-за противоречия с уровнем повседневной жизни, террором, культом личности, властью одной партии и милитаризацией. Такое общество оказалось нежизнеспособным, девальвировав и похоронив общегуманистические принципы, которые по инерции стали ассоциироваться с системой их внедрения.

В сегодняшнем мире опять «наивность» пытается взять реванш, но уже облаченная в одежды религиозного фундаментализма. Может быть, хватит потакать «простакам», невеждам и изуверам?

Социальные прогнозы остаются полем деятельности утопистов и фантастов: Замятина, Орвела, Брэдбери, Азимова, Ефремова, Шефнера, Лема, Булычева, Стругацких и многих других. Особенно ценится хорошая социальная фантастика. Может показаться парадоксальным, но наиболее светлые и оптимистичные картины желаемого мироустройства нарисованы российскими фантастами советского периода, и, прежде всего, братьями Аркадием и Борисом Стругацкими, сумевшими лаконичными, но точными мазками создать близкую грезам многих людей картину мира, «в котором хотелось бы жить». Мир, который они изобразили в своих произведениях, образно называют Миром Полудня.

Огл. СОЦИАЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Все революции и общественные перевороты в истории проходили под лозунгом: создать разумную систему отношений и обеспечить достойным обеспеченную жизнь. Известно - к чему это приводило. Можно предположить, что эта идея полностью себя дискредитировала и у человечества нет иной альтернативы, как следовать по пути «естественного» развития, стараясь вовремя гасить тенденции, угрожающие катастрофическими последствиями и зализывать раны на этом пути. Но откуда следует вывод, что неудачные социальные эксперименты доказывают невозможность существования эффективной и своевременной методики? Здесь уместно напомнить логику Майкла Фарадея, который, в ответ на сомнения в целесообразности продолжения большой серии неудачных опытов, ответил: …просто для достижения результата мне осталось на соответствующее число экспериментов меньше. Речь шла об опытах, завершившихся формулировкой закона электромагнитной индукции, который определил индустриальное развитие мира и современных средств связи.

Это не значит, что автор призывает продолжать массовые «социальные эксперименты» - люди неподходящий материал для этого. Но ведь существуют способы теоретической проработки и обсуждения многих вопросов, локальных исследований и социального моделирования, которые позволяют отрабатывать методики внедрения общественных инноваций без риска ввергнуть человечество в гуманитарную катастрофу.

История знает примеры успешных социальных экспериментов. В 1800 г. Роберт Оуэн[1] на ткацкой фабрике в Нью-Ленарке (Англия) осуществил социальный эксперимент, оставив непременным условием своей реформаторской деятельности получение экономического эффекта. Успехи Нью-Ленарка не были связаны с техническими усовершенствованиями, а целиком достигались социальными мерами, включающими требования добра и справедливости. В арсенал его средств входило воспитание и перевоспитание детей, создание собственной инфраструктуры снабжения, развлечений и обучения, веротерпимость (при собственной антирелигиозности) и реформы в области условий и организации труда. А вместо системы наказаний - осуждение общественным мнением,

Особый подход Оуэна заключался в его взглядах на образование. В 1816 году он открыл «Новый институт для образования характера», который вошел в историю педагогики, как законченная организация воспитания. В Институт входили ясли для детей до 3 лет, детский сад для детей до 6 лет, 4-х летняя начальная школа, вечерняя школа для работающих подростков до 17 лет, курсы, консультации и лектории для взрослых. Ф.Энгельс писал об этом эксперименте: В Нью-Ленарке были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей, начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время, что их трудно было увести домой.

Нью-Ленарский эксперимент казался Оуэну воплощением гуманистических воззрений, хотя целиком не был таковым, что впоследствии признавал сам Оуэн в своей первой большой книге «Новый взгляд на общество, или Опыты по формированию характера».

Все последующие социальные эксперименты Роберта Оуэна, в том числе и комунна «Новая гармония», основанная в 1824 году в имении штата Индиана в США, закончились крахом. Несмотря на то, что, вопреки тенденциям тогдашнего общества, организационным принципом «Новой гармонии» была не фанатичная вера, а стремление к идеалу человеческих отношений: разуму, доброте, справедливости, общему благополучию, рациональному образу мышления - проект провалился. Провалился, хотя начало было успешным и в проекте приняли участие серьезные и увлеченные люди: Уильям Меклюр, отец американской геологии, основатель академии естественных наук, Томас Сей, родоначальник американской зоологии, французский ботаник Шарль Лессюр, педагоги - последователи Песталоцци и т.д. Была там и значительная группа женщин, в том числе весьма образованных и энергичных.

Крах стал скорее личной трагедией автора идеи, что следует считать нормой в любом творческом процессе, результат которого по определению не известен.

Огл. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА

Рассуждения о возможном будущем могут основываться только на принятии объективности существования и познаваемости мира и человека, как его части. Это подтверждается воспроизводимостью наблюдений и явлений и возможностью предсказывать природные процессы. Ну, и, конечно, надеждой на человеческий разум, который до сих пор, в конце концов находил ответы на поставленные вопросы. Поэтому надо исходить из объективности и материальности окружающего мира и жизни, как сложных, но постигаемых явлений, подчиняющихся естественнонаучным законам и этому не противоречит ничто достигнутое до сегодняшнего дня. Незнание и невозможность дать объяснение многим процессам - временны.

Ни одна из существующих теорий не может дать удовлетворительного ответа на вопрос о том, как появилась жизнь на Земле и достигла такого разнообразия форм и видов, как появился способный к мышлению человек и т.д. Но можно предположить, что появление живой материи настолько же естественно, насколько естественно любое другое движение в природе. Люди пока не знают механизма этой «естественности», поэтому это предположение основано на факте наличия жизни и убеждении, что все окружающее нам не кажется. Если же к способности человека воспринимать явления реальной жизни подходить «по Освальду Шпенглеру», который полагал, что без субъекта невозможен и объект… и твердо установлено (?! В.Ц.), что Земля и Солнце, природа, пространство, вселенная - все это личные переживания, причем их существование в определенной степени зависит от человеческого сознания, то какая-либо попытка влиять на окружающий мир и изменять собственную жизнь - безнадежны. Ведь если мир и населяющие его люди - плод наших необъективных «переживаний», то надо заниматься не изучением и созиданием себя и окружающего мира, а достаточно воспитать приятные «переживания» и на этом успокоиться.

Огл. РАЦИОНАЛИЗМ, ЭМПИРИЗМ, ПРИЧИННОСТЬ

Научное познание преследует цель объяснить мир и все в нем существующее. Познают потому, что это может принести практическую пользу. И потому, что это интересно.

Продолжение полемики о первичности сознания или материи, как и рассуждений о том, объективен ли мир и способен ли человек его адекватно воспринимать с помощью своих органов чувств, являются философскими и давно не имеющими никакого практического значения. Спор, например, о «врожденных идеях» представляется архаичным и наивным, но он символизировал этапы постижения человеком способности к познанию и, прежде всего, самого себя. Удивительно, но до сегодняшнего дня постулаты, сходные взглядам о врожденных идеях, продолжают существовать в массовом сознании, подпитывая иные заблуждения и мифы, приводя к серьезным столкновениям между людьми. Об этом подробно шла речь в одной из глав, а об истории взглядов на познание пойдет речь здесь, но коротко и лишь для полноты картины.

С точки зрения возможностей познания в философии Нового времени сформировались два конкурировавших философских направления - рационализм (от лат. ratio - «разум») и эмпиризм (от греч. empeiria - «опыт»). Исходным и центральным в их взаимной полемике стал вопрос: что - разум или опыт - является источником достоверного знания? Послужив в XVII - XX веках хорошей школой для развития формальной логики и перебора возможных умозрительных взглядов на человека и природу, они породили как гуманистические взгляды, так и реакционные.

С точки зрения рационалистов человек (субъект) познает объективно существующие вещи, противостоящие ему в качестве объектов. Непосредственно субъекту дано только собственное сознание и самосознание, а мир объектов доступен лишь как представляемый в чувственных образах и мыслях, т. е. мир существует для человека «в форме представлений». Все, с чем человек «работает», т.е. предмет, процесс и результат познания, - это только его собственные представления о мире, вещах и о самом себе. Всегда останется неизвестным, что представляет собой любой предмет объективно и каждому он представляется тем, чем он существует в ощущениях, и отождествление этих ощущений с реальностью - бред, галлюцинация, сон, иллюзия, сумеречное состояние души, наконец. Человек не в состоянии вырваться из «пространства представлений» и обратиться к вещам, каковы они сами по себе. Рационалист Рене Декарт предполагал, например, что познание возможно лишь потому, что в нашем разуме изначально содержатся некоторые истины о мире и Боге, логические законы, математические аксиомы, моральные принципы и прочее.

Представители эмпиризма доказывали, что никаких врожденных идей или принципов в сознании людей нет и быть не может. Джон Локк говорил, что единственным источником всех знаний является внешний и внутренний опыт. Объективно существующие вещи, по Локку, воздействуя на наши органы чувств, производят впечатления в нашем мозгу. В мыслящем разуме, оперирующем абстрактными идеями (понятиями), нет ничего, что не было бы заимствовано им из материала, доставляемого чувственным опытом. Локк не подвергал сомнению ни существование внешних объектов, ни нашу способность истинно познавать их в опыте. Истинно, это значит воспринимаемые характеристики вещей действительно соответствуют их реальному существованию.

Вопрос о познаваемости мира и соответствия образов, формируемых сознанием, объективной реальности - отражает лишь этап в теории познания. Этап, когда кроме метафизики, поверхностных наблюдений и сомнительного исторического опыта, у людей не существовало других инструментов для познания и проверки гипотез. Если раньше аромат цветка, например, мы могли воспринимать лишь носом, то с появлением химических анализаторов, заведомо не обладающих сознанием, мы можем сделать анализ соединений, формирующих запах, а затем синтезировать их искусственным путем. И если снова использовать нос, то он определит тот же запах, но уже не имеющий никакого отношения к цветку. Подобные последовательности можно построить для многих восприятий, и это доказывает, что наши органы чувств адекватно воспринимают явления окружающего мира. Макс Планк писал[2] подход… должен опираться на одно фундаментальное предположение, а именно, что всякое физическое измерение является воспроизводимым, т.е. что его результат не зависит от индивидуальности измеряющего, а также от места и времени измерения, как и от прочих сопутствующих обстоятельств. Но из этого следует, что нечто, решающее для результатов измерения, находится за пределами наблюдателя, а это необходимым образом приводит к вопросу о наличии реальных причинных связей, не зависящих от наблюдателя.

Это не значит, что органы чувств нам дают исчерпывающую информацию о предметах и явлениях, но не это главное. Главное, что они дают объективную, воспроизводимую и логически связанную информацию, позволяющую судить о происходящих процессах, моделировать их, делать прогнозы и т.д.

Объяснение достигается через исследование причин и следствий. Объяснить - это и означает познать причины существования вещей. Разумеется, какие-то понятия являются исходными, т.е. аксиоматическими. Но в качестве аксиом берутся надежно и воспроизводимо наблюдаемые в природе явления, а не случайно выбранные понятия. Сами аксиомы тоже могут быть подвергнуты анализу, если появляются понятия, которые можно считать более «первичными».

Убеждение в универсальности связи причин и следствий, иными словами, в том, что ничего не происходит без порождающих причин, стало одним из постулатов научной картины мира, и с устранением причинности наука невозможна. Одинаковые причины, действуя на одинаковые объекты, всегда и везде производят одинаковые следствия - все равно, идет ли речь о необходимой связи причин и следствий в неживой природе или о связи мотивов и действий человека, где одни и те же причины всегда вызывают одни и те же следствия. Отличие лишь в том, что при анализе поведения человека «одинаковость объектов» - почти невыполнимое условие, т.к. надо учитывать и проявления свободной воли, что существенно усложняет картину, но не меняет принципа. Весь опыт без исключений достаточен для утверждения, что в природе и впредь будет сохраняться тот же порядок. Это служит основанием для признания причинных связей необходимыми[3].

Поэтому обоснованным является «смелое» предположение, что все окружающее и мы сами - реальность, и наши органы чувств, как порождение этой природной реальности, достаточно объективно ее отражают. Коллективный опыт человечества доказал инвариантность и адекватность нашего восприятия мира. Мы дети нашей Вселенной и не могли бы существовать, воспринимая ее не такой, какова она единственно и есть, пишет Ю. Ефремов («Здравый смысл», № 1(30), 2003-2004).

Нет свидетельств, что мир устроен иначе. Ни одно известное событие или явление, известное человеку или просто зафиксированное человеком, не противоречит установке об объективной реальности мира и способности наших органов чувств его объективно отражать. Все конкретные человеческие решения, если они не принимаются на собрании схоластов или метафизиков, исходят из того же предположения. Все остальные подходы интересны лишь исторически.

представлено для публикации на сайте 09.2009 г.

[1] Роберт Оуэн (1771 – 1858). Английский социалист-утопист. Приобрел известность убежденностью в отупляющем влиянии религии на сознание, необходимости всеобщего образования для преобразования общества, создания гармоничного общества и готовностью рисковать собственным состоянием для практической реализации своих проектов.
[2] Макс Планк «Религия и Естествознание». Доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском университете, «Вопросы философии», № 8, 1990 г.
[3] Выяснение «причины» труднее всего выполнить в биологии, поэтому она использует ряд дополнительных приемов для получения достоверного результата.

© В.С. Цаплин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru