Странная цивилизация

§21. О прошлом, настоящем и будущем

Цаплин В.С.

Содержание

… ясно одно - буквально все обретает для
человека смысл только как функция будущего.
…Человек фатально футуристичен.
…Он живет преимущественно в будущем
и преимущественно будущим.

Хосе Ортега-и-Гассет, «Восстание масс»

Представлен краткий обзор этапов становления цивилизации, которые всегда подчинялись принципу причинности, хотя мы не имеем представления о конкретных механизмах этих явлений. Итогом предшествующего периода развития человечества является современное состояние цивилизации, основной характеристикой которой является массовое распространение некритического стереотипного мышления. Схематически намечен путь по сознательному превращению стереотипного мышления в массовое полноценное мышление, как единственный способ, который позволит разрешить накопившиеся противоречия и обеспечит дальнейшее прогрессивное и гармоничное развитие.

Огл. ПОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Сделаем краткий обзор истории человечества от зарождения жизни, появления разума и цивилизации до современного состояния и возможного Будущего. Такой схематический обзор, вероятно, поможет лучше почувствовать случайность и незамысловатость причин развития цивилизации и необходимость перехода к сознательному построению гармоничной Интеллектуальной цивилизации.

• Два-три миллиарда лет назад на Земле, в силу действия каких-то естественных причин, появились различные органические соединения и живое вещество[1], представляющее собой невероятно сложное физико-химическое образование.

• Продолжительное существование живого вещества возможно только при обязательном и одновременном появлении механизма самовоспроизведения, т.к. его существование, в силу сложности, ограничено во времени.

• Самовоспроизведение жизни предполагает не только репликацию химического состава и структуры живого вещества, но и механизмов поддержания гомеостаза. Т.е. наследование способности приспосабливаться к внешним условиям для получения и преобразования энергии, защиты от враждебного окружения и существования в различных условиях с меняющимися параметрами: температурой, давлением, составом и т.д. К этим приспособительным механизмам относятся также поведенческие программы, которые назвали инстинктами.

• Благодаря мутациям[2] происходили изменения в химическом составе, форме и устройстве приспособительных механизмов, что привело к разнообразию форм жизни.

· Выживание организма было тем более вероятным, чем более совершенными и гибкими приспособительными механизмами он обладал.

• Самым мощным приспособительным механизмом из когда-либо «изобретенных» природой, оказалась разумность, которая заключалась в возможности изобретать (не следовать программе-инстинкту!) линию поведения, обеспечивающую выбор, прогноз, приспособление или создание оптимальной ситуации для индивидуального выживания в реальных природных условиях, и этим ограничиться. Эти изобретенные приемы выживания можно назвать понятийными характеристиками.[3].

• Изобретенные приемы выживания не наследовались, потому что наследование обрекало бы на повторение поведения «по-старому» в новых ситуациях, что противоречило бы «цели» разумности. При этом врожденные инстинкты оставались наследуемыми и неизменными, подчас приходя в конфликт с поведением, «подсказанным» разумностью.

Ненаследуемость понятийных характеристик связана и с тем, что число «изобретаемых приемов выживания» должно быть бесконечным, чтобы соответствовать практически неограниченному числу сочетаний складывающихся условий. Но бесконечный объем данных невозможно разместить на любом принципиально ограниченном носителе информации, к числу которых относится и мыслящий мозг.

· Ранее применявшиеся приемы выживания, изобретенные разумом, могли передаваться от поколения к поколению только благодаря сознательному обучению и наблюдению за поведением других особей. Или безвозвратно терялись.

· Ввиду ненаследуемости изобретенных приемов выживания, каждый детеныш, рождавшийся у разумных животных, обладал нулевой информацией о природе, себе самом и соплеменниках.

• Сознание (разумность) у каждого новорожденного отсутствовало, но была потенциальная способность к его пробуждению в течение нескольких десятков месяцев после рождения. Если в течение этого срока сознание и разумность не пробуждались, детеныш оставался животным, подобно всем другим животным с набором врожденных инстинктов.

· Пробудившееся сознание обогащалось различными понятиями в течение всего времени физического существования, начиная этот процесс с «чистого листа». Однако понятия, внедренные до 3-4 лет, впечатывались в сознание на всю жизнь, образуя уже практически не уничтожимую матрицу мышления индивидуума. Это явление можно назвать понятийным импринтингом.

• Сформировавшийся мозг оказался способным и блокировать восприятие новой информации, т.е. прекратить непредвзятое осмысление сказанного, написанного или увиденного, если их сложность превышала порог абстрактного мышления (порог абстрагирования) данного человека или резко противоречила впечатанным понятиям.

Еще раз подчеркнем: способность человеческого мозга к сознанию наследовалась, но лишь как потенциальная возможность мозга, т.е. человек не рождался «уже разумным». Эту потенциальную возможность могли пробудить или не пробуждать только люди в процессе общения с новорожденным и в течение ограниченного промежутка времени после рождения, измеряемого 2-4 годами. Если сознание в этот период не пробуждали, то способность мозга стать мыслящим исчезала и новорожденный оставался только животным[4].

• Сознание обладало избыточной мощностью, т.е. способностью анализировать ощущения и прогнозировать явления, не существенные в данный момент для выживания. Это вполне естественное предположение, т.к. заранее не могло быть известным, какие условия необходимы для выживания, а какие нет.

• Благодаря избыточной мощности разумного мозга, стало возможным и желание большего комфорта ощущений и создание условий для будущей физической безопасности. Очевидным и единственным универсальным способом их удовлетворения было объединение способных к мышлению особей, которое стали называть социальностью. Социальность привела, в конечном счете, к появлению социумов, развитие и взаимодействие которых образовало цивилизацию. Т.е. цивилизация явилась побочным результатом мышления.

• Избыточная мощность привела также и к другой «бесполезной» для целей индидуального выживания деятельности, вызывающей чувство только эмоционального комфорта, которая позже стала называться искусством.

• Желание все большего комфорта ощущений, личной безопасности и гарантий существования могло быть удовлетворено путем дальнейшего увеличения численности объединенных одним стремлением особей и разделения жизненно необходимых функций, т.е. увеличением социальности. Неизменное использование этого принципа во все эпохи дает возможность сформулировать общий принцип развития цивилизации - Принцип Возрастающей Социальности

• Вместе с тем, возрастание социальности, т.е. численности объединившихся разумных особей и разделения их функций, заметно повышало вероятность дестабилизации увеличивающихся сообществ, что ставило под угрозу само существование сообщества, а значит и особи.

• Стабильность удерживалась путем введения многочисленных внешних ограничений и регламентацией: поступков, определенных понятий, правил поведения, институтов, организаций и форм существования сообщества - формаций. Они препятствовали непредсказуемости индивидуального поведения и тем самым стабилизировали сообщество. Позже эти ограничения трансформировались в системы законов. К их числу относились и иррациональные ограничения: расовые, национальные (национальная культура, самоопределение и т.д.), религиозные, геополитические и т.д. Они должны рассматриваться в контексте приведенных соображений, как меры по стабилизации социального существования для избранных - группы, «суверенного» или «избранного» народа и т.п. Появление диктаторских режимов, в том числе рабовладельческих, деспотических, феодальных, фашистского и большевистского вписывается в эту картину.

• Недостаточность внешних ограничений для поддержания стабильности привела к внутренним запретам, ограничениям и регламентациям на определенные действия и мнения, которые стали называться моральными или нравственными требованиями. Они ограничивали непредсказуемость и антисоциальность поведения «изнутри» человека, который как бы сам себе запрещал поступки, которые объективно могли дестабилизировать общество. На более поздних этапах эти внутренние запреты привели к понятию прав человека, признанию всех людей равными от рождения, свободе слова, гражданскому обществу, теории общественного договора, понятию справедливого вознаграждения за труд, гуманизму, и т.д.

• Т.о. хаотическое чередование форм общественного устройства, отношений или столкновений между сообществами, жестокости, несправедливости или взлеты мысли - лишь отражали бессознательный и случайный поиск заранее неизвестных форм удовлетворения желания комфортности ощущений и стабилизации, став содержанием случайной истории человечества.

• Длительное время социализация выливалась в попытки любым способом заставить других людей работать на себя, что приводило к эксплуатация чужого труда и социальному делению общества (но не уменьшению самой социальности!). Т.е. более предприимчивые люди достигали своей цели только за счет ближних. Аналогично поступали более сильные племена, народы, страны и государства.

• Демократия и право на свободное предпринимательство пришли на смену предшествующим формам общественных отношений. Но суть социализации и методов стабилизации не изменилась, поэтому понятия демократии являются более совершенными, более справедливыми, но промежуточными и временными формами организации общества, а в самих демократических понятиях нет ничего обязательного и абсолютного. Этих принципов вполне могло и не быть, если бы на Земле, например, существовали два разных человеческих вида, конкурирующих между собой[5].

• На всех этапах становления цивилизации фоном было отсутствие ясного понимания явлений природы. Господствовали мифические представления о происхождении жизни во всех ее ипостасях, ее сути, истинных мотивах собственного поведения, сопровождавшиеся безнадежными попытками осмысления прошлого и обнаружения закономерностей. Рождалась масса иллюзий, стереотипов и предрассудков, поэтому каждое новое поколение усваивало не только понятия, универсальные для всех эпох, но, в не меньшей степени, также невежественные представления и ложные стереотипы, которые передавались из поколения в поколение. Т.е. накопление знаний о себе и природе также протекало достаточно хаотически и неравномерно.

• Сейчас на Земле живет одно человечество, состоящее в основном из людей с близкими интеллектуальными потенциями, но в случайных социально-экономических условиях, разделенное всевозможными столь же случайными границами - национальными, религиозными, языковыми, государственными и т.д. Сформировавшеийся тип массового мышления является стереотипическим, потому что люди, в своем большинстве, не понимают случайности и неоптимальности сформировавшихся условий жизни и того, как разрешить накапливающиеся противоречия. Ситуация осложняется сохранением архаических понятий: нация, религия, свободное экономическое предпринимательство и т.д., усиливая дестабилизацию общества.

• Эти проблемы можно разрешить только на пути дальнейшей социализации - социальной глобализации, которая станет возможной, только если будет преодолен стереотипичный тип мышления и станет нормой массовое полноценное мышление, и одновременно будут девальвированы иррациональные и устаревшие стереотипы сознания. Тогда можно будет говорить о возможности дальнейшего прогрессивного и гармоничного развития человечества.

Огл. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Отличие текущего периода истории от всех предшествующих в том, что:

Развитие промышленности, технологии и производства продуктов питания уже может обеспечить высокий уровень материального благополучия каждому из ныне живущих и рождающихся людей. Т.е. в значительной степени удовлетворить стремление к Комфортиности Ощущений.

• Уровень знаний об окружающей природе и человеке позволяет построить достоверную, рациональную и замкнутую картину прошлого, настоящего и возможного будущего материального мира.

• Размышления о сути, смысле и целях человеческой жизни приобрели законченность и логическую завершенность. При этом пришло понимание, что в обозримом будущем природные эгоистические наклонности отдельного человека и «трагизм жизни в целом», останутся неизменными. Но человек уже способен сознательно ограничить эгоизм в пользу альтруизма, как условия социализации человеческого общества на современном и следующих этапах.

• При сохранении массового невежества и предрассудков никакие технологические решения, инновации и естественнонаучные открытия не в состоянии сами по себе принципиально изменить цивилизацию в целом и решить хоть какие-нибудь глобальные социальные задачи.

• Слишком велика разрушительная мощь современного человечества, чтобы люди могли позволить себе положиться на случайную эволюцию общественных отношений. Поэтому переход к социальной глобализации должен быть сознательным, планируемым и направленным. Это единственный надежный путь разрешения противоречий и проблем, угрожающих существованию цивилизации.

• Человечеством накоплен и осмыслен огромный практический опыт социально-экономических форм, их сосуществования и взаимодействия. Это может служить надежным фундаментом для конкретных форм организации общества Будущего.

• Пришло понимание, что всеобщее благосостояние, гармонию развития, альтруизм и гуманизм взаимоотношений можно обеспечить только в обществе людей, ставших в своей массе полноценно мыслящими, а не остающихся примитивно разумными и стереотипно мыслящими. Следовательно, главным препятствием для дальнейшего направленного изменения цивилизации является примитивное и стеретипическое качество мышления массового человека.

Огл. СУДЬИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ

Для перехода к формированию мышления и сознательному построению единой цивилизации требуется ответить на вечный вопрос: - А судьи - кто?

• Кто имеет право решать, что является мифом и что объективной ценностью, кто обладает примитивным мышлением, а кто достиг полноценного мышления, какой строй архаичен, а какой соответствует прогрессивной организации общества?

• Кто решает, каким требованиям должна удовлетворять цивилизация, если появится возможность планировать свое будущее?

• Кто или что может стать движущей силой для осуществления рациональных изменений мышления?

В истории цивилизации подобные вопросы решались либо стихийно и эволюционно на протяжении многих столетий, либо какая-то личность или группа людей присваивала себе это право и меняла ситуацию силой в течение десятилетий. Ясно, что ни эволюционный, ни силовой путь неприемлемы, потому что:

• Крайне рискованны упования на дальнейшую «естественную эволюцию» человеческих отношений, не говоря уж о том, что это болезненный и неопределенно длительный процесс. Остается реальной опасность всеобщего столкновения, которое ввергнет мир людей в неуправляемую и страшную катастрофу.

• Очевидно, что при сохранении массового стереотипического стиля мышления применение силовых методов ничего не даст. Кроме многочисленных жертв, злоупотреблений, разрушений и последующих разочарований, как показывает опыт, эти методы ни к чему не приведут. Если вообще останется кому «разочаровываться».

Поэтому рациональный ответ сводится к пониманию того, что:

• Цивилизация сможет стать качественно иной естественным образом, но только если на смену стереотипичному мышлению придет полноценное мышление и человечество в своем большинстве будет представлено полноценно и рационально мыслящими людьми.

• В мире есть относительно тонкий слой рационально, нестеретипично и полноценно мыслящих людей - менее 2 - 3 процентов, понимающих суть происходящих процессов, не обремененных распространенными предрассудками и владеющих необходимыми знаниями. Они видят реальные и глубинные причины трагических событий древней и современной истории, понимают к какой пропасти ведут существующие мифы, стереотипы мышления, массовое невежество и терпимость к ним.

• Им противостоит масса людей, погруженных в суету ежедневных забот, культуру неадекватности и придерживающихся ложных стереотипов мышления. Эта масса не задумывается о последствиях совершаемых шагов или равнодушна к происходящему, не понимает причин и временности многих реалий. Эти люди живут или в нищете, или это относительно обеспеченные обыватели, привыкшие к трафаретному поведению и мышлению. К таким обывателям относятся и многие профессионалы разного уровня, включая высокооплачиваемых специалистов и высший истэблишмент, но эгоистичных, равнодушных и верящих во всякую чертовщину.

• Поэтому «судьями» и «движущей силой» могут стать только рационально и полноценно мыслящие люди, движимые пониманием общей идеи, с обостренным неприятием творящихся несправедливостей и несуразностей, и исключающих силовые методы переустройства.

• Такие люди должны образовать отряд Воспитателей и Учителей, призванных формировать мышление подрастающего поколения, с целью воспитания полноценного мышления.

• Воспитание полноценного мышления рассматривается не в традиционном смысле, как распространение просвещения и профессионализации, а как направленное  развитие существующей разумности и  изменение стереотипичного мышления, которые служат базой для сравнения с полноценным мышлением.

• Это воспитание должно проходить в условиях постоянного влияния Воспитателей и Учителей - уже полноценно мыслящих и специально отобранных людей. Для этого должна быть создана специальная система направленного  и массового воспитания разумности, исключающая традиционное домашнее воспитание в течение первых лет жизни.

• Этой цели должна служить специально созданная сеть Дошкольных Интернатов и Школ-Интернатов, - воспитание, обучение и образование в которых будет организовано на совершенно новых принципах. Постепенно такой схемой формирования мышления будет охвачено большинство детей.

• Это позволит, в соответствии с логикой естественной смены поколений образовать человечество, в котором полноценно мыслящие люди составят большинство. Именно они смогут создать Интеллектуальную Цивилизацию, которая постепенно придет на смену современной конфликтной Эволюционной Цивилизации, некоторое время с ней мирно сосуществуя.

• На начальном этапе деятельность Воспитателей и Учителей не сможет быть массовой - не хватит ни Учителей и Воспитателей, ни, главное, общего сознания необходимости такого воспитания, а, следовательно, и выделяемых средств. Тем не менее, сеть таких Интернатов постепенно должна расширяться, пока не станет доминирующей.

• Для этого, даже на начальном этапе, деятельность по организации и воспитанию в таких Интернатах должна быть скоординированной и подчиненной общему плану.

• Функцию инициатора и координатора уже сегодня могут взять на себя люди, входящие в Высший Координационный Совет, созданный в рамках ООН, и светские гуманистические общества, союзы и ассоциации. Примером могут служить национальные и региональные группы светских гуманистов и их филиалы[6] или национальные Академии Наук.

• Объединения гуманистов не имеют государственной поддержки, их бюджет складывается из собственной коммерческой деятельности, либо спонсорской помощи и пожертвований доброхотов. А в составе Академий Наук нет соответствующих отделов, программ и целевого финансирования.

• Если говорить об эффективности деятельности гуманистических организаций, то, пока, несмотря на выпуск соответствующей их целям литературы, она не скоординирована в рамках общего понимания проблем и плана. Публикации часто стереотипны и малотиражны, не конкретны и написаны трудно воспринимаемым академическим языком. Они носят декларативный или констатирующий общегуманистический характер, не несут необходимой степени обобщения, жесткости и неприятия всех видов невежества.[7]

• Входящие в такие объединения люди далеко не во всем адекватны соответствующим требованиям, скованы противоречиями, вытекающими из обычных материальных забот, семейных проблем и т.д. Они могут решать задачу планирования Будущего общества в рамках возможностей, которые им может предоставить только существующая экономическая система. Т.е. без координации и государственной поддержки они вынуждены прибегать к тем инструментам, за изменение которых выступают!

• Для эффективной деятельности этих организаций необходима общая координация и материальная поддержка. Вместо этого, государственной поддержкой пользуются клерикальные организации, получающие ее благодаря невежеству власть предержащих.

Огл. ПЕРВЫЕ ШАГИ К БУДУЩЕМУ

В качестве главного координирующего центра должна выступить, как указывалось, Организация Объединенных Наций. В настоящее время ее роль выливается в благие пожелания, мониторинг ситуации в мире и мобилизацию средств для помощи развивающимся странам, жертвам сихийных, техногенных или гуманитарныхъ катастроф, что крайне недостаточно и, вообще говоря, далеко от функций «Мирового Правительства», как выражался академик А. Сахаров.

Существующие гуманистические организации или национальные Академии Наук должны выступить инициаторами создания Высшего Координирующего Совета по Конструктивной Футурологии (ВКСКФ) в рамках ООН.

• Функции ВКСКФ должны вытекать из общих задач по разработке конкретных шагов, принципов и теории движения, и включения в нормы международного права положений, соответствующих их целям.

• На ВКСКФ должна быть возложена координация работы всех национальных организаций по новой образовательной политике и организации Интернатов, подробно описанных выше, а также функция окончательной оценки появляющихся социальных теорий.

• Национальные филиалы осуществляют свою практическую и просветительскую деятельность в национальных масштабах.

• Национальные филиалы создают или вовлекают в орбиту своей деятельности и координируют активность идейно близких региональных организаций.

• Национальные филиалы Высшего Координирующего Совета должны добиваться изменения национальных законодательств, государственного финансирования и отмены положений, ограничивающих их деятельность. Одновременно они должны добиваться ограничения активности и законодательного запрета на государственное субсидирование любых националистических и религиозных сил. В конечном счете - полного их исключения из общественной жизни.

• Одним из направлений деятельности этих организаций должна быть работа по формированию отряда Учителей и Воспитателей, организации Дошкольных Интернатов и Школ Интернатов и шаги по внедрению новой системы формирования рационального и полноценного мышления.

• Образовательная, издательская и пропагандистская деятельность Национальных филиалов и региональных организаций должна использовать все возможности для распространения своих взглядов через книги, газеты, журналы, конференции, лекции, дискуссии, телевидение, радио.

• Пропаганда должна отличаться конкретным и резким стилем. Характеризовать общественные, экономические, национальные и религиозные реалии в их объективной и неприглядной полноте, уходя от так называемой терпимости и политкорректности, академического языка, расплывчатости оценок и определений. Как-то странно и не очень честно прибегать к психологическим уловкам, иносказаниям, «учитывать» архаичность и инерционность мышления части аудитории и т.д., распространяя знания о законах природы, объективной истории становления человеческой цивилизации и необходимости социальной глобализации. Резкость, безусловно, может относиться только к неприемлемым идеям и стереотипам, а не к высказывающим их людям. Плодотворной эта работа будет лишь в том случае, если будут жестко враждовать идеи, а не люди!

• Организации всех уровней должны скоординировать, подготовить и добиваться выпуска единых для всех стран (и их перевод на национальные языки) школьных учебников, которые должны обеспечить адекватность общих представлений о мире, истории человечества и социально-экономических формациях, в дополнение к национальным пособиям по начальной грамотности и профессионализации. В первую очередь должны быть подготовлены единые учебники по истории человечества взамен существующих национальных учебников, как это предлагал еще в 20-х годах ХХ века Бертран Рассел.

• Добиваться введения единого для всех стран обязательного школьного предмета «Искусство дискуссии», в дополнение к существующим школьным предметам. Затем должны быть подготовлены и внедрены подобные курсы для всех учебных заведений.

• Перед организациями всех уровней должна стоять задача разработки социальной модели будущего мироустройства и последовательности шагов для реализации такого плана. Это должен быть не экономический прогноз будущего мироустройства, построенный на существующих тенденциях, а общая картина того общества, которое следует сознательно строить, исходя из критериев, которым общество будущего может удовлетворять, хотя эти критерии представляются пока идеальными или утопическими. Должны быть сформулированы принципы будущего мироустройства, публиковаться все варианты, отвечающие критериям научности, открыто и жестко обсуждаться на страницах прессы, на лекциях, в дискуссиях и т.д.

• Эти меры, наряду с воспитанием подрастающего поколения в Дошкольных Интернатах и Школах-Интернатах, постепенно смогут помочь превратить разумность в полноценное мышление и, в значительной степени, ослабить и исключить мифы, стереотипы и предрассудки, которые сегодня являются главным препятствием для создании массовой мотивации по сознательному построению гармоничного Будущего. Только тогда станет возможным радикальное решение противоречий между разными социумами, внутри самих социумов и безболезненный практический переход к изменениям в социально-экономической сфере и новому состоянию общества - социальной глобализации. До тех пор, наряду с формированием массового рационального мышления, должна продолжаться тактическая борьба с наиболее экстремальными проявлениями нищеты, мифологизированного мышления, невежества и корысти.

• Рассчитывать на быстрый результат - наивно. Даже в случае согласованной и успешной работы, этот процесс займет поколения и к этому надо быть готовым! Но это единственный и наиболее безболезненный путь увидеть «свет хоть в конце туннеля».

Огл. БУДУЩЕЕ ЗА СОЦИАЛЬНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ

Единое человечество - это не механическое смешение знакомых нам современников, а цивилизация интеллектуальных людей, рационально и доброжелательно мыслящих альтруистов, отдающих приоритет творчеству, в среде которых:

• Гораздо интересней и безопасней жить! Всем!

• Равномернее и быстрее общественный и материальный прогресс, обеспечивающий творческую, содержательную и гармоничную жизнь для каждого человека.

• Гарантируется избавление от необходимости большую часть жизни тратить на борьбу за физическое выживание. Каждый сможет реализовывать свои личные наклонности и жизненное призвание, не приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре или бредовым идеям узурпировавших власть маньяков.

• Быстрее и эффективнее можно концентрировать силы для решения любых актуальных задач цивилизации.

• Не будет нелепых стычек, периодически сотрясающих общество и собирающих обильную дань из человеческих жизней.

• Проще и безболезненнее устранять противоречия и решать проблемы, которые встают перед сообществами и человечеством в целом.

• Свою жизнь можно посвятить путешествиям, творчеству, исследованиям, получению нового знания о себе и окружающем мире, как самоцели. И реализации планов, в которые могут быть вовлечены интеллектуальные силы всего человечества, его производственная, технологическая и экономическая мощь.

Других аргументов не существует!

На предшествующих и современном этапах развития Эволюционной Цивилизации, невозможно осуществление этих принципов. Человечество еще не доросло ни в интеллектуальном, ни в производственном плане. Также как ребенок, пока не вырастет, не может дотянуться до уровня, который доступен только взрослому. Перелом наступает, но люди в своей массе еще не понимают, как писалось, что упования на технические инновации и технологический рост принципиально не способны изменить ситуацию. Естественнонаучные достижения, если рассчитывать на их социальное значение, лишь породят новые диспропорции в материальном уровне различных сообществ или обострят существующие, вынуждая все в больших масштабах применять административные запреты и вооруженную силу для поддержания стабильности.

Создалась парадоксальная ситуация: человечество достигло такого технологического развития и уровня систематических знаний, при которых высшие цели: материальное благополучие, насыщенная интеллектуальная жизнь и стремление к самореализации стали возможными для всех, но остаются недоступными большинству жителей Земли при сохранении архаического стиля и содержания массового мышления! Ведь только мышление определяет добровольные и эффективные поступки людей.

Вопреки логике, непреходящими провозглашаются временные цели и формы, которые способны выполнять лишь амортизирующую, отвлекающую, но всегда промежуточную роль. Борятся за свободу, демократию, национальное самоопределение и прочую «времянку и промежуточность», превращая их в самоцель и не понимая этого. Но как только появляется намек на их превращение в самоцель, они сами становятся мифом. Этими мифами и занимаются всякие политтехнологи, политики, политические аналитики, геополитики, экономисты, социологи и т.д. Поддержание этого парадоксального и «странного» положения происходит благодаря укорененности традиционных мифов сознания, замещению понятий и зомбирующему воспитанию! Честность требует признать необходимость гуманитарной интервенции, формулирующей высшие цели человеческого общества, а не продолжающуюся борьбу «за демократию» и «права человека». Знаменитый девиз Бисмарка произнесенный в XIX веке: «Великие проблемы наших дней решаются не голосованием и большинством, а кровью и железом», в XXI веке должен быть заменен девизом: «Великие проблемы наших дней решаются не голосованием и большинством, а массовым формированием развитого, глубокого и рационального мышления».

Есть лишь тонкая прослойка людей, понимающих эту ситуацию и при этом остающихся прагматично мыслящими людьми. Только представители этой «тонкой прослойки» и могут подготовить почву для необходимых и минимально болезненных изменений в обществе. Должен быть осуществлен некий вариант внутреннего прогрессорства[8], когда ставшие очевидными идеи вносятся в общество единицами, но лишь кажутся преждевременными и нереальными. И, если учесть предшествующий опыт, то впервые в истории результат может быть достигнут бескровно.

Не надо бояться назвать умного - умным, а дурака - дураком, но надо очень бояться НЕ постепенно менять общественные институты и пытаться быстро сформировать адекватное массовое мышление. И если люди, способные это делать и понимающие эту ситуацию, не будут ставить своей целью захватить власть над обществом - став своеобразной интеллектуалократией (все равно не надолго!), если они не будут стараться превращать свою энергию и гибкость в деньги, то эти изменения им постепенно удастся совершить.

Начать строить завтрашнюю цивилизацию можно уже сегодня:

• С новой международной концепции детского воспитания и образования и введения в школах самостоятельного предмета «Искусство дискуссии» в дополнение к существующим.
• С разработки принципиально новых международных школьных программ и универсальных учебников по истории и остальным предметам,
• С дискредитации понятий нация и религия и связанных с ними реалий,
• С пропаганды международного административного запрета на любое дошкольное и школьное националистическое, религиозное и зомбирующее воспитание,
• С разработки основ принципиально новой общечеловеческой общественно-экономической системы,
• С создания условий для воспитания рационального стиля мышления в любом возрасте,
• С борьбы с лженаукой,
• С перераспределения государственных бюджетов на образование и общественную деятельность,
• С создания при ООН, ЮНЕСКО, Академиях Наук и т.д. специальных комиссий по новым методам раннего воспитания и обучения, развития сети специальных Интернатов, поиску и обучению Воспитателей, с разработки инфраструктуры общества Будущего.
• С написания и издания новых учебников по ВСЕМ гуманитарным дисциплинам.
• С создания компактных и удобных электронных устройств для быстрого общения разноязычных собеседников.
• С организации международного ежемесячного издания (см. ниже) на основных языках и издаваемого большим тиражом для освещения, обсуждения, разработки и пропаганды идей, изложенных в этой книге. И т.д.

Не должно быть цензуры на мысль, сколь бы непривычными, резкими, еретичными, кощунственными или утопичными не выглядели предлагаемые подходы и суждения. Должен быть единственный критерий - соответствие природной реальности, рациональность мышления, принципиальная осуществимость, альтруизм и непротиворечивость методам и устоявшимся выводам современной науки. Т.е. начать с конкретных шагов и теоретической проработки предстоящих действий. При реализации такой системы материальное изобилие и безопасность приложатся сами собой!

Можно предвидеть и пессимистические возражения:

• еще недостаточно развита технология,
• еще недостаточно осознана необходимость шагов по глобальному переустройству жизни на Земле,
• значительной части человечества не до глобальных реконструкций, потому что далеко не везде решена проблема хлеба насущного,
• не время, потому что вне и внутри государств различные партии, группы и силы растаскивают общество,
• не время, потому что общий уровень образования и сознания еще крайне низок,
…. и так до бесконечности.

Но этому можно противопоставить и другие соображения. Двадцать тысяч лет, прошедших с эпохи позднего палеолита, были годами:

• проб и ошибок на пути осознания себя и познания окружающей природы, и создания мощной индустрии по производству товаров и продуктов питания,
• накопления опыта и отбора представлений, которые дали возможность сформировать объем знаний, позволяющий перейти к сознательному строительству жизни на Земле,
• осознания, что нет законов природы, противоречащих сознательному развитию общества.

В основу концепции следует положить необходимость создания массовой мотивации и непрерывной пропаганды рационального мышления и неизбежности социальной глобализации. Такова психология восприятия людьми новых идей, внедрение которых в массовое сознание должно предшествовать радикальным шагам.

Огл. ЛЮДИ БУДУЩЕГО

Автор не склонен к утопическим рассуждениям о возможности создания идеального общества по христианскому образцу, в котором материальные вопросы жизни, удобства и комфорт уйдут на задний план. А люди будут начинать утро песней юных коммунаров (или других псалмов), и с просветленным взглядом полуидиотов целыми днями «жертвовать личным во имя общественного блага и спасения души». Глупо представлять себе людей будущего и бледными пуританами с ханжески поджатыми губами и готовыми морализировать по каждому поводу. Не будут они похожи и на рахитичных сомнамбул, с рано появившимися залысинами из-за углубленности в решение глобальных проблем сущего. Земная жизнь не уподобится райской пасторали с элементами кладбищенского покоя. Скорее всего, люди Будущего не будут внешне отличаться от нас с вами, разве выглядеть гораздо более здоровыми физически и уравновешенными.

Столкновения и противоречия всегда были и будут, но растущие не из невежества и животного соперничества за ареал обитания, а как форма проявления интеллектуальности. Творчество по своей природе индивидуально, и поэтому различие подходов, целей и интепретаций всегда будет являться источником столкновений. Жизнь, посвященная поиску, предполагает незнание результатов, и появление противоречивых взглядов в этих видах деятельности - неизбежно.

Человек всегда останется способным и на обиду и угрызения совести, отчаяние, уязвленное самолюбие и ярость, воинственный пыл и презрение к трусам. Никогда не исчезнут ни личная жизнь, ни сфера интимных отношений, которые, обогащая эмоциональную сферу, не смогут не принимать периодически драматических форм. Для человека во все времена останется нормой кипение страстей, романтическая и, наверняка, не всегда разделенная любовь и поиск своего места в жизни.

Едва ли исчезнет и проблема отцов и детей. Хотя и существенно видоизменится. Эта межличностная проблема является проявлением несовместимости возрастных устремлений. Столкновения в этой сфере скорее следует считать нормой, а не отклонением.

Вряд ли когда-нибудь люди захотят менять и свою биологическую природу, даже если уровень знаний в области генетики и молекулярной биологии позволят это делать практически. Изменятся очень многие мотивы действий и целей, а преходящие и ставшие архаическими или наивными, будут навсегда забыты. Разве вы помните большую часть того, что казалось вам очень важным в детстве? Трудно найти взрослого человека, который бы не стыдился и какого-то своего порочного поступка в прошлом. Аналогично и у выросшего и помудревшего человечества.

Вопросы материального благополучия должны стать предметом заботы автоматизированного производства продуктов питания и предметов первой, второй и любой последующей необходимостей, как повседневной нормы, а не как цели существования. Но это все возможно лишь в обществе, состоящем из рационально мыслящих индивидуальностей, объединенных сознанием своего человеческого единства и пониманием уникальности такого явления, как человеческая цивилизация и поэтапность ее сознательного становления.

Общество будущего должно быть построено с осознанием того, что безопасность и благополучная жизнь каждого невозможны без альтруизма, понимания того, что человечество едино и ни одна его часть не может себя чувствовать комфортно, если не будет благополучно человечество в целом. Обратное - самоочевидно.

Жизнь должна быть наполнена напряженным и свободным творчеством, расширением знаний и возможностей для самореализации каждого человека в любой из существующих сфер. Бертран Рассел писал: …подлинная жизнь человека не состоит в деле наполнения желудка и одевания тела, но в искусстве, мышлении и любви, в творчестве и созерцании прекрасного, и в научном постижении мира. В творческих сферах должно быть занято наибольшее число людей, решивших вопрос физического выживания и отсчет будет идти от поиска области, в которой можно реализовать свое призвание. Только этим местом уже никогда не будет синекура или место лавочника.

В равной степени общество будущего не должно превратиться в царство регулируемой анархии, балансирующей на грани взрыва или самоуничтожения в угоду принципам плюрализма: пропагандируй что хочешь, делай что хочешь в пределах не запрещенного, но не ешь человечины.

Сегодня нет объективных препятствий для осознанной закладки основ сообщества людей, целью которых не будет подавление себе подобных, жажда прибыли, существование большинства людей в роли смышленых марионеток или гедонистическое прозябание.

Таким образом, не стоит опасаться, что человеческое общество будущего станет бесконфликтным и поэтому исчезнет стимул развития. Просто характер конфликтов и методы их разрешения изменятся. Главное, что все эти конфликты и противоречия ни по форме ни по существу не будут выливаться в выяснение отношений между полуневежественными и эгоистичными людьми-автоматами с мифологизированным сознанием.

Огл. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ни национальность, ни география, ни «успешность», ни грамотность, ни уровень профессионализма не имеют значения для немногочисленного слоя зрячих людей, с удивлением воспринимающих существование устойчивых мифов и стереотипов, и в то же время способных без особого напряжения противостоять террору среды. Это свойство не врожденное, а результат непреднамеренно сложившихся условий формирования и развития их разума.

«Повезло» немногим, они не типичны, им интересно то, что неинтересно основной массе людей, озабоченных проблемами повседневности. Они задают вопросы - другим, себе… Им неясно то, что «всем хорошо известно», но их рациональный ум не принимает аргументы на веру и старается построить свою, непротиворечивую цепь причин и следствий. Чтобы сделать более прозрачными свои взгляды, они мысленно доводят ситуацию до очевидного противоречия. Например, к похожим мифам цивилизации нельзя относиться терпимо чьими бы они не были - своими или чужими. Безнадежно бороться с чужими мифами и их последствиями, оставляя свои в неприкосновенности.

Пущенный на самотек, процесс развития человечества может превратиться в длительную агонию, в той или иной мере уродующую жизнь каждого отдельно взятого человека, и доводящую до абсурда общественные отношения. Надо научиться видеть такие препятствия, случайности исторического развития, заблуждения, эгоизм и откровенное невежество.

Необходимость планируемого развития не имеет ничего общего с призывом к диктатуре интеллектуалов или к созданию общества для избранных. Утверждается лишь определяющая роль адекватно формируемого мышления, оперирующего рациональным знанием для дальнейшего развития и необходимость борьбы с мифами.

Автор считает необходимым:

• Указать на эти мифы и проанализировать их влияние на развитие общества.
• Не скрывать нетерпимого отношения к агрессивному невежеству и ложным стереотипам мышления.
• Максимально честно, полно и последовательно наметить первые шаги по достижению желаемого мироустройства.

Ошибки и пропуски неизбежны. Положения книги открыты для критики и обсуждения, как с теми, чьи мысли придут в резонанс с суждениями автора, так и с теми, кто считает нужным внести свои коррективы или для кого они совершенно неприемлемы.

Единственное, с кем автор старается избежать общения, это с людьми, непоколебимо уверенными, что привычное - незыблемо, жить надо одним днем, что ближнего всегда нужно стараться обмануть или использовать, что большинство людей не только было и есть, но и всегда останется в полуживотном состоянии, потому что человеческая природа неизменно порочна и ничего хорошего от человека ждать не стоит…

- …Скучно.

представлено для публикации на сайте 09.2009 г.

[1] Вероятность случайного химического синтеза живой клетки можно сравнить с проносящимся по свалке торнадо, который случайно мог бы собрать «Боинг-747»- остроумно заметил астроном Фрейд Хойл. Поэтому появление жизни надо рассматривать либо как сверхмаловероятную случайность, либо как закономерное развитие материи при подходящих внешних условиях. Эти условия не известны.
[2] Это одно из предположений, потому что случайные мутации не объясняют развитие и разнообразие форм жизни. Другие даже гипотетические механизмы науке не известны.
[3] К понятийным характеристикам относятся и те результаты деятельности разума, которые не имеют прямого отношения к выживанию. Создание произведений искусства, например.
[4] Неясно, кто «пробудил» сознание у «первого» человека и нет ли иных факторов, способствующих пробуждению сознания. Возможно, это было редкой природной флуктуацией.
[5]Таким вторым видом человека разумного могли стать потомки неандертальцев, которые существовали на Земле одновременно с нашими предками. В результате неизвестных причин неандертальцы исчезли с лица Земли более 20 тысяч лет назад, оставив Землю только одному виду - предкам существующего человечества.
[6] Например, Совет по Светскому Гуманизму - США (Council for Secular Humanism, Amherst, NY, USA), Российское Гуманистическое Общество – РГО (философский факультет, МГУ), различные антиклерикальные группы, светские общества и т.д. Олицетворением такого объединения может стать и ООН.
[7] Примерами могут служить журналы «Free Inquiry» и «Skeptical Inquirer», выпускаемые в США, «Здравый Смысл», выпускаемый в России, антиклерикальная литература и т.д.
[8] Прогрессоры - специалисты из фантастических произведений братьев Стругацких. Они стараются ускорить течение исторических процессов на других планетах, спасти для будущего предметы инопланетной культуры и некоторых людей.

© В.С. Цаплин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru