Философии языков
или эволюция предметов их исследований

Золин В.А.

Четверть века занимаясь областью, любительски определяемой мною как «философия пра-языка», показалось необходимым ознакомиться с уже имеющимися научными определениями «предыдущей» области - «философии языка». В последующей сводке показаны извлечения из шести «философских словарей-энциклопедий», которые изданы с 1983 по 2004 годы. Первые номера тридцати «предметов» философии занимают чаще других определяемые, а числа в колонках показывают последовательность издания во времени помянутых уже справочных научных источников:

1. ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. М., «Сов. Энцикл.», 1983.

2. РУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. М. , Республика, 1995.

3. НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.,. Мысль, 2001.

4. НОВЕЙШИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. Минск, Книжный Дом, 2003.

5. СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ. М.., Инфра-М, 2004.

6. СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. М., Академич. проект, 2004.

 

1. … ИСТОРИИ 1 2 3 4 5  
2. …АНТРОПОЛОГИИ 1 2 3 4    
3. …ПРАВА 1 2 3   5  
4. …РЕЛИГИИ 1   3   5  
5. …ЖИЗНИ 1   3 4    
6. …ИМЕНИ   2 3   5  
7. …МАТЕМАТИКИ     3   5  
8. …ЛОГИКИ     3   5  
9. …ТЕХНИКИ     3 4    
10. …ОСНОВ НАУКИ     3 4    
11. …НАУКИ 1   3      
12. …КУЛЬТУРЫ 1   3      
13. …ПРИРОДЫ 1   3      
14. …ЛОГИКИ     3   5  
15. …ФИЗИКИ         5  
16. …ВОЗРОЖДЕНИЯ       4    
17. …АМЕРИКАНСКОЙ. СУЩНОСТИ       4    
18. …ВРЕМЕНИ     3      
19. …ОБРАЗОВАНИЯ     3      
20. …ОТКРОВЕНИЯ     3      
21. …ПОЛИТИКИ     3      
22. …СИМВОЛОВ     3      
23. …ТОЖДЕСТВА     3      
24. …ХОЗЯЙСТВА     3      
25. …ЧУВСТВА И ВЕРЫ     3      
26. …ЯЗЫКА     3      
27. …КОМПАРАТИВИСТИКИ     3      
28. …ЛИТЕРАТУРЫ           6
29. …ФОРМАЛИЗМА           6
30. …ПОЭЗИИ           6

Из получившейся таблички-сводки легко выясняется, что «категория философия языка» попадает в «группу16-ти» поминаемых-определяемых «предметов» философии «лишь один только раз» и в одном только лишь источнике. Далее следует конспект этой уникальной энциклопедической статьи.

Термин «философия языка» /далее - ФЯ/ был предложен И.И.Житецким - 1900, А.Марти - 1910, К.Фослером - 1925, О.Функе - 1928, М.М.Бахтиным и В.Н.Волошиновым - 1929.

Философия языка /далее - ФЯ/ устанавливает 1. взаимосвязь мышления и речи; 2. конституирующую роль языка, слова, речи в различных формах дискурса, познании, структурах сознания и знания. Классическая философия объясняет происхождение языка 1. - по природе /Софисты, Стоики, Просвещение./ и 2. - по конвенции /Греческие атомисты, Гоббс, Руссо/.

Трансцедентализм стремился освободить мышление от сопряженности с языком и ориентировал философию на постижение структур чистого мышления вне реальности языка /Гардер, Гаман, Гумбольдт./ После Гумбольдта язык из пластичного материала выражения духа стал постоянно возобновляющейся работой духа. язык - мир между миром внешних явлений и миром внутренних явлений человека, который задает направление и установки восприятию и мышлению. /238/

До 20-го века философия по-прежнему стремилась очистить структуры знания и мышления от сопряженности с языком и повернуть в своей критической рефлексии от мышления, погруженного в неоправданные отождествления, в метафоры, в полисемичность, присущие естественному языку, к чистому мышлению в понятиях, имеющих объективное, надличностное и однозначное значение.

1. Ф.Ницше связал все заблуждения с языком, с онтологизацией слов-фикций. Немецкий идеализм он назвал «метафизикой языка».

2. Ф.Маутнер отождествив мышление и речь, выдвинул программу критики языка как источника антропоморфизации, фетишизма и метафоричности.

3. Г.Штейнталь выделил в языке 1. речь, 2. способность к языку, 3. материал языка

4. К.Бюлер - выдвинул аксиомы: 1. язык как органон, 2. знаковая природа языка, 3. анализ языка как речевого действия и речевой акт, как языкового произведения и язык структуры, 4. язык как система из слов и предложений.

5. Г.Г.Шпет -

6. Л.Вейсгербер (и Г.Г.Шпет )- считали язык-понимание равным миропониманию. Естественный язык воспринимали как орган создания мысли и постижения мира, а «внутренние формы» языка как стремление к образованию форм духа благодаря языку и в языке

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК - СОЕДИНЕНИЕ СТРУКТУРАЛИЗМА И СЕМИОТИКИ

7. Ф.Соссюр - /основатель структурализма/ различал язык как 1. структуру возможных и реальных норм и 2. речь как совокупность актов.

8. Ч.Моррис - видел процесс семиозиса в трёх измерениях - знак может быть осмыслен либо 1. в своих взаимоотношениях с другими знаками или с совокупной знаковой системой /синтаксически/, либо 2. в своих отношениях к предмету, который он обозначает /семантически/, либо 3. в отношении к говорящему, который использует знаки /прагматически/.

ФЯ призвана была обеспечить интегративные функции в постоянно дифференцирующемся знании языка. ФЯ поняла язык как реальность, которая задаёт категориальное расчленение мира и формирует бытие знания и сознания.

ОНТОЛОГИЯ ЯЗЫКА

9. Ф.Эбнер. М.Бубер. М.М.Бахтин - /диалогическая философия/ - язык - интерсубъективная реальность, формирующаяся в диалоге между Я и Ты

10. Э.Сепир. Б.Л.Уорф - /лингвистическая относительность/ - зависимость всех наших знаний от языковых средств. /239/

11. М.Хайдеггер - /фундаментальная онтология/ - язык - дом духа и человеческой экзистенции, а ФЯ - выявление изначальных смыслов слов в языке.

12. А.Ф.Лосев, С.Булгаков, П.А.Флоренский - /философия имени/ - имя - реальность, действенность, фактор и познания и самой действительности.

13. Г.Гарфинкель - /этнометодология/.

14. Д.Хаймз - /этнография речи и этносемантика/.

15. Г.Фреге - язык - средство общения…, построение синтаксиса.

16. Р.Карнап - задачи логики и философия - логический анализ языка

17. Б.Рассел, Д.Ж.Айер - 1. задача логики и философия - языковая Терапия, 2. различение языкового-объекта и мета-языка, 3. анализ структур языка Науки.

18. Н.Хомский - /генеративная грамматика/ подобно Рассел-Айер.

19. Л.Витгенштейн - 1. задача философия в прояснении слов, 2. «языковая игра» - значение слов обусловлено словоупотреблением.

20. Д.Дьюи, К.И.Льюис, У.В.О.Куайн-/инструментализм и прагматизм/.

21. Д.Уиздом, Д.Райл, Д.Л.Остин, П.Ф.Стросон - /анализ обыденного языка/ - ФЯ - 1. Анализ употребления языка, 2. Выявление смыслового богатства языка.

22. Сёрл - «теория речевых актов», где выражения языка понимались не как предметы, а как действия.

1950-60-е годы - господство структурализма и семиотического подхода к языку как системе знаков

1970-е годы - исследовались не только искусственные языки и их семантика, но и естественные языки, синтаксические аспекты языка анализировались в единстве с семантическими, а семантика понималась как экспликация истин и логического следствия. Лингвистика обратилась к тексту и дискурсу.

« КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ »

23. Л.С.Выгодский - «о смысловом синтаксисе внутренней речи»

24. А.Вержбицкая, Н.Д.Арутюнова - 1. программа семиотики культуры, 2. Концепт - новый предмет исследования лингвистики, который формируется вербальным мышлением в актах речи практического употребления языка и в различных формах концептуализации мира людьми.

25. А.А.Ричардс - поворот лингвистики к риторике и философии к нео-риторике позволил выявить новые аспекты функционирования языка /письменность и речь, структура диалога, речь и язык, речевая коммуникация/, а также показать связь принципов логики с процедурами речевой аргументации, расширить область значений до универсального континуума смыслов, выражающихся в концептах, в системе общих топосов /мест/, обратить внимание на специфические процедуры как понимания текста, так и достижения взаимопонимания и консенсуса.

26. М.Фосс, М.Хессе, П.Рикер - анализ речевого дискурса привёл к построению «нарратологии» и различных концепций рассказа и устной речи, к осознанию эвристической функции метафор.

27. Г.Винокур, Д.Лайонз - связь стиля и языка.

В конце 20-го века предметом исследований языкознания и философия стал 1. не просто язык как активность мышления, но и 2. речь, речевая коммуникация и 3. все формы исследования языка, понятые как способы действия, формирующие континуумы смыслов, обладающих полисемичностью и омонимией, не редуцируемых к однозначным и идеально-объективным значениям и предполагающих в качестве способов своего выражения фигуры речи, метафоры и тропы.

«КОНЦЕПЦИИ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯЗЫКА»

28. Г.Г.Гадамер, П.Рикер - предметы исследований: 1. речевые высказывания, 2. язык коммуникации,3. прагматики языка, 4. семантика языка.

29. К.О.Апель - (трансцендентная прагматика).

30. Ю.Хаберман - (теория коммуникативного действия).

31. Ж.Лакан - (структурный психоанализ)

(Если из представленных более чем 28-и имен выделить лишь троих, то ФЯ можно определить как - «выявление изначальных смыслов слов в языке (Хайдеггер и Витгенштейн), поскольку «имя это реальность, действенность, фактор и познания и самой действительности» (Лосев). Приведённые же здесь многочисленные «классификации подходов» к языку не являются определениями, но лишь полисемичными перечислениями европейских лингвистических аспектов на язык.
Далее следует конспект следующей статьи.

«ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА (В Индии)» ( Новая философия энциклопедия, страница 240)

Если в Древней Греции интерес к грамматическим категориям зародился после учения о категориях Аристотеля, то в Индии, наоборот, категории философии возникли под влиянием грамматических и в целом лингвистика как наука предшествовала логике и философия (240)

Известны идеи индийских мыслителей 1. о природе языка (его структуре, функциях и происхождении) и 2. семантические теории (о соотношении языка и значения, о лингвистической единице смысла).

В Ведах речь (Вач) обожествлялась как высшая космотворческая сила, вечная, не сотворенная ни богами, ни людьми. Это предопределило первостепенное внимание к форме звучания священных текстов, сохранение которой стало задачей ВЕДАНГ: 1. Шикша (фонетика), 2. Пратишакья (руководство по правильному чтению некоторых Вед), 3. Чхандас (метрика), 4. Вьякарана (грамматика), 5. Нирукта (этимология) обслуживала ритуал, ибо правильно произнесенное слово обеспечивало правильное функционирование Космоса и Общества, а отсюда и огромная значимость устной традиции (Письменность в Древней Индии использовалась главным образом для хозяйственных и юридических целей и для МНЕМОНИКИ - метода запоминания. Древние лингвисты предполагали разложение языка на значимые элементы и исследование отношений между ними и поэтому индийская лингвистика - самая первая в истории мировой мысли наука о языке.

(ИНДИЙСКИЕ ГРАММАТИСТЫ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ)

1. ЯСКА - Нирукта-этимология - контекст важен для определения значения слов.

2. Вьяди - слово обозначает индивидуальную вещь (Дравья).

3. Ваджапьяна - слово обозначает родовую форму (Акрити).

4. Панини - «отец» индийской лингвистики, опирался на традицию и в своём труде «Аштадхьян» упоминает 10 имён грамматистов - предшественников своих.

5. Патанджали (2 в. до н.э.) - комментатор Панини, сформулировал основные проблемы ФЯ, но полемика по ним развернулась лишь с начала нашей эры. Слово обозначает и вещь и родовую форму (Акрити). Изучали основу неизменности смысла речи при разном произношении и проблему существования и достоверности (Шабда - слово, звук).

6. МИМАНСА - слово «Вед» вечно, т.к. обусловлено вечностью фонем и обозначает оно только родовую форму.

7. НЬЯЯ- Шабда не вечно, качество Акаши (эфира). Слово обозначает 1. Индивидуальную вещь (Вьякти), родовую форму (Акрити) и 3. Универсалии (Джати).

8. ВАЙШЕШИКА - Шабда не вечно из-за качества Акаши (эфира).

9. АРТХА - не различает смысл и значение.

10. СПХОТА (вспышка) - теория проявления смысла: … 1 - чисто интуитивное и 2.лингвистическое.

11. АПОХА-ВАДА - конструирование значения методом исключения (буддисты)
(Появился вопрос о единице смысла)

12. Бхатрихари - 1. слова соответствуют не внешним вещам, а ментальным смыслам, 2. Подлинная единица смысла - фраза (вакья), которая постигается интуитивно как неделимое целое; смысл же составляющих её слов носит чисто условный характер.

13. Кумарила Бхатта - значение фразы - слияние индивидуальных значений слов при учёте их сочетаемости, смежности и взаимном соответствии.

14. Прабхакара Мишле - главная цель ведических предложений - предписание к действию, поэтому смысл каждого элемента предложения становится ясным только через анализ его связи с предписываемым действием. Предложения в изъявительном наклонении поэтому не считались осмысленными фразами.

15. Навья-Ньяя (с 15 века) - пытались формализовать суждения.

16. Джагадишу (17 век) - трактат по семантике «Объяснение силы слова» («Шабдашактипракашика»).

Философия грамматики стимулировала размышления о творческой силе слова в индийской поэтике, а Тантризм - систематически развил ведийские идеи о магической силе языка.(241)

В.Золин. 04.09

©    В.А. Золин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru