- → Публикации → Страница К. Рылёва → «Цвета и эмоции (от Гёте до „Пинк Флойд“)»
Цвета и эмоции (от Гёте до «Пинк Флойд»)
Поэт-первопроходец
Принцип эмоция-цвет положен в основу всех религий, медицины и даже геральдики. Каждый цвет вызывает определенное состояние. Это прекрасно знают современные дизайнеры и модельеры, которые советуют одеваться даже в зависимости от цели встречи.
В Древнем Египте, Индии и Китае этими знаниями вовсю пользовались, полагая даже (если трактовать шире), что цвет (а чаще - комбинация цветов) может выражать определенную суть: как одного человека, так и нации. В «варварской» Европе эти знания долго не были распространены.
Революционным стало исследование Иоганна Вольфганга Гете «Учение о цвете». В запале великий немецкий поэт ставил эту свою работу выше литературного творчества, но лишь по причине того, что его достали соотечественники. Дескать, не своим делом занимаетесь, господин писатель, а делом Исаака Ньютона, открывшего световой спектр и трактовавшего последний только с точки зрения физики. Такой подход надолго заслонил психологический и символический аспекты цвета.
И кому же, как не Гете, художнику с острой чувствительностью, «работающему» с эмоциями, было определять психологическое действие цветов на человека? Однако поэт был обвинен в дилетантизме. Жаль, немецкие обыватели не знали, что в свое время выдающиеся литераторы Индии написали многие фундаментальные трактаты по цвету, в который окрашены «поэтические настроения», - дхвани-раса…
Основная часть гетевской работы называется «Чувственно-нравственное действие цветов».
Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие на душевное настроение».
Он делил цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный.
Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй - мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».
Характеристики цветов по Гете.
Желтый. «Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что веет теплом…»
Оранжевый. «То, что сказано (положительного) о желтом, верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого».
Желто-красный. «Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого энергичные, здоровые, суровые люди любят особенно эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей».
Синий. «Как цвет это энергия, однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде».
Красно-синий (сиреневый). «Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный».
Красный. «Гармоничное соединение полюсов желтого и синего, и поэтому глаз находит в этом цвете идеальное удовлетворение. Более темный символизирует старость, а светлый - юность».
Пурпур. «Любимый цвет правителей, выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда»».
Зеленый. «Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Душа «отдыхает»».
В европейской традиции Гете был первопроходцем. Он дал немало полезных советов современным дизайнерам и модельерам, да и просто женщинам (и мужчинам, конечно), желающим одеваться со вкусом.
Принцип гармонии
Гете проводит параллель между гармонией цветов и гармонией психики.
В так называемом «цветовом круге» некоторые цвета оказываются напротив друг друга. Отсюда их «уравновешивающее» значение.
Как только человек видит один цвет, «противоположный» уравновешивает его энергию. Желтый, к примеру, требует для уравновешивания красно-синий (фиолетовый).
Худший вариант по Гете: сочетание в одежде двух близких цветов. Цитируем: «Желтый с зеленым - пошло-веселый, а синий с зеленым - пошло противный».
Гете рассматривал народы и нации в пристрастии к тем или иным цветам. Яркие цвета предпочитают дикари и дети. Сдержанные - «культурные нации».
Объективная субъективка
Выводы Гете повлияли и на художников, и на философов уже XIX и XX веков. Дидро, Гегель, Шопенгауэр, Кандинский писали серьезные работы на эту тему. Не буду спорить с классиками, но, проанализировав многие и древние и современные работы, выдам свой набор.
Красный - борьба, страсть, любовь, гнев. Действительно, от любви до ненависти один шаг, поскольку за красным - черный.
Оранжевый (сочетание красного и желтого) - деятельная творческая радость, поставленная на практическую основу.
Желтый - безусловная энергия, радость, сила, смех.
Зеленый - спокойствие, нейтральность, исцеление, сочувствие. Люди часто заблуждаются, приписывая его исключительно скуке: «тоска зеленая» и т.д. Это неверно. Действительно, когда у человека возникает состояние депрессии, появляется этот цвет. Но он является следствием, а не причиной. Он залечивает душевные раны. Когда болезненное состояние улетучится, исчезнет и он.
Голубой - созерцательное состояние, отстраненность.
Синий - зовущий, но холодный, олицетворяет активный мыслящий процесс, сильные эмоции духовного порядка, высоту.
Фиолетовый - творчество, божественный уровень, самое глубокое проникновение в «непознанное» (вслед за синим!).
Остальные - как сочетания основных.
Например, любимый властью пурпурный - сочетание красного (активность, борьба) и синего (духовность, интеллект).
Примерно в той же последовательности, по цветам светового спектра, обозначены фазы человеческого возраста: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Замыкает их с двух сторон черный цвет. То есть сама Жизнь, бытие - белый. Точнее, белый (куда входят все цвета спектра) - сознание, созидание.
Черный - небытие, подсознание, разрушение… Однако с черным так просто у меня не получалось из-за одной неувязки.
Цветомузыкальная палитра
Учитывая свое неплохое знание музыки, я решил присвоить каждому музыканту свой цвет. Точнее, какие цветовые ощущения у меня вызывает тот или иной исполнитель.
В этом нет ничего удивительного, поскольку, к примеру, Владимир Набоков в цвете воспринимал слова. Каждое слово несет какие-то эмоции, и, соответственно, возникает та или иная краска. Композитор Александр Скрябин таким образом воспринимал звуки. Для своей симфонической поэмы «Прометей» он расписал «световую партитуру» по принципу: цвет - эмоция - звук. Точнее, партитура была создана для неведомой тогда «световой клавиатуры». Синтезатор в соединении с цветомузыкальной установкой изобретут только через полвека…
Итак, первого я «забросил внутрь» Моцарта. Рядом, кроме цвета, обозначено, с чем данный творец у меня ассоциируется…
Моцарт - розовый (детство).
Бетховен - красный (борьба).
Бах - голубой, синий (созидающая духовность).
«Дип Форест» (электронные аранжировки этнической музыки) - зеленый (весна, крестьянское благодарение за урожай).
Луи Армстронг - желтый (щедрое живое тепло, «всемирный отец», безусловная любовь).
Адриано Челентано - оранжевый. (Тоже много тепла, но умноженное на практичность и мужскую агрессию.)
«Дип Перпл» - темно-пурпурный. (Как и «Дип Форест», соответствует цвету по своему названию. Но у перплов - психология отступающего. Их наиболее известные композиции «Дым над водой», «Пепел», «Смерч» несут в себе ощущение «наезда» тотальной силы. Что-то близкое по духу делал в своих симфониях Дмитрий Шостакович. И только однажды персонифицировал эту силу - в знаменитой Седьмой симфонии - с фашистским вторжением…)
Джими Хендрикс (основатель хард-рока) - черный. (По-шамански работал на разрушение. Сгорел в алкогольно-наркотическом огне.)
Но с тем же черным цветом совершенно неожиданно у меня ассоциировалась и величайшая рок-группа «Пинк Флойд»… Стоп! Разберемся подробнее.
Черный?
Альбом «Пинк Флойд» «Атомное сердце матери» 1970 года исполняет мужской и женский хор в сопровождении симфонического оркестра. Для рок-группы конца 60-х это было более чем удивительно. (Подобный эксперимент произвели только их антагонисты - «Дип Перпл».) Причем музыка, особенно что касается ее симфонической части, похожа на мифическое или библейское сотворение мира. Она близка по настроению к лучшим вещам уже упоминавшегося Скрябина (что видно даже по названиям его симфоний: «Божественная поэма», 1904, «Поэма экстаза», 1907 и «Прометей», 1910).
«Пинк Флойд» в 1970 году начали с того, чем Скрябин завершил.
Их «Темная сторона Луны» 1973 года - связь через Космос сознания и подсознания. Этот шедевр воплотил в себе созидательную человеческую мудрость!
Как же «саморазрушающийся» Хендрикс и «самосозидающие» «Пинк Флойд» могут восприниматься одинаково: в черном цвете?
Неожиданно я пришел к парадоксальным выводам.
© К. Рылев