Ретроспективный портрет экономики

Предисловие и характеристика предмета

Шухов А.

Схема метацикла, стадия - (общие положения модели)


Конечно, объем возможностей познания вряд ли правомерно сводить к единственному способу представления истории человеческого общества, а равно исторический процесс - в меньшей степени череда субъективных моментов или действий «героев истории». Человеческая история - куда больше история повседневности, или история становления и прогресса социальных практик, определяющих поведение больших групп людей.

Далее, если определить содержательное начало нечто форм «широкой» практики, но при этом ограничиться приложением «грубой меры», то и здесь неизбежен учет ряда факторов, восходящих к общности территории, культуры, исторической преемственности и т.п. Однако такие факторы определенно не равны друг другу, различаясь по «мощности», где, положим, институт государства, не только в смысле начала административного порядка, но и в смысле начала социализации - один из наиболее мощных факторов. Более того, государство в какой-то мере берет на себя и исполнение функции поддержания общественной традиции, обеспечивая историческое наследование укореняемых обществом структур. И здесь если начало специфической природы государства - структура корпорации, например, нобилитета или истэблишмента, то иного рода факторам уже дано строится на базе таких форм организации социального пространства как структуры повседневности или формы художественного творчества.

Но и формы социальной организации - это не разновидности обустройства, опирающиеся на тот или иной порядок самоопределения, и им присуще восходить к наличию материальной базы или той скорее не сугубо искусственной, но культивируемой среды, чьим именем нередко служит выражение «вторая природа». Причем положение подобной «основы» как «объекта культивации» порождает и такую отличающую ее специфику как употребление адресных методов воздействия теперь и на механизмы и функторы этой среды или системы, или - сама «искусственность» материального обустройства социальной организации равно определяет и потребность в особенном порядке институционального закрепления налагаемом на практику поддержания такого обустройства. Предмет институционального переустройства искусственной среды - это не только и не столько манипуляции физическими (природными) слагающими, но манипуляции теми социальными отношениями, что выстраивают практику ведения хозяйства. Сам же момент зарождения исторической традиции переустройства практики хозяйственных отношений принадлежит еще времени доминирования в общественном хозяйстве реалий примитивной реципроксности, откуда и начинает свой отсчет традиция, что в конечном итоге порождает такие современные формы, как кредитное базирование или венчурное предпринимательство. Отсюда задачу настоящего анализа и составит построение концепции условной «сквозной» общности «развития институционального закрепления» отношений, что слагают систему общественного хозяйства, начиная от их зарождения в эпоху родоплеменных практик эксплуатации природы и находящих высшее выражение в организации рынка, чьей важнейшей особенностью понимается наличие рынка «фиктивного» капитала. По нашей мысли, достаточную «формулу» природы такого рода сквозной организации дано составить следующему положению: сфера социальных отношений «экономика» - это область поиска рациональности, присущей практике формирования специализированных структур ведущих ту деятельность, что, в свою очередь, обеспечивает извлечение жизненно важных ресурсов. Обязательное же условие формирования специализированных экономических структур - это институциональное закрепление тех организующих начал, что определяют построение подобного рода структур.

Далее, если нашу задачу мы определяем как построение схемы такой «сквозной» организации, то - что именно могло бы составить наилучшую исходную позицию для ее построения? Если такой отсчет повести от позиции по имени «социальное востребование», то хозяйственная деятельность - это равно же форма «социально значимой» деятельности. Более того, если социальное развитие в целом определять как комплекс или пакет нескольких направлений прогресса социально значимой деятельности, то в этом пакете экономическое развитие займет положение одной из подобного рода тенденций. Также и отдельные тенденции социального развития вряд ли будут предполагать их взаимную изоляцию, напротив, скорее им дано проникать друг в друга и влиять одна на другую. То есть - хозяйственная деятельность вовсе не отгорожена от всех прочих тенденций социального развития, как и сама экономика - источник влияния на иные направления развития притом, что она равно и объект, на который направлены влияния со стороны иных направлений социального прогресса. Если, отталкиваясь от подобных оценок определить наиболее значимые факторы, критически важные для развития сферы ведения хозяйства, то ими подобает признать не только индивидуальные интересы поведения, но и интересы ресурсного подкрепления институциональных программ. Хотя на развитии экономики в большей мере все же дано сказываться влиянию частных интересов, но и сама фигура такого влияния способна принимать столь прихотливые формы, что это влияние также может распространяться и посредством преобладающего влияния институциональной сферы. Во всяком случае, начальная стадия развития хозяйства, практика фактически прямого добывания - это прямой продукт воздействия «сознания интересов», хотя, быть может, и не обязательно строго индивидуальных, но реализуемых посредством сотрудничества в коллективе.

Для предпринятого нами анализа также существенно обстоятельство, что количество теоретических концепций, предлагающих различные схемы хода хозяйственного развития тоже далеко не малое. В этом случае, что именно в обстоятельствах столь многообразной проработки предмета могла бы внести в данный корпус представлений и философская трактовка предмета «комплекс социальных институтов экономика»? Вполне возможно, что философская постановка вопроса - это попытка определения принципов характерной онтологии, выражающей реалии тех отношений, что в общей сумме складываются в нечто «хозяйственную деятельность». Философии здесь интересно построение не статистической, не контингентной и не узконаправленной схемы, но выделение «идеи» общей структуры специфических форм, видов организации и характерных практик, меру эффективности которых и выражают статистические, контингентные и направленные представления. Если же существо подобной структуры раскрыть посредством указания неких значимых составляющих, то сюда и правомерно отнесение ряда специфических социальных форм - отраслевых и коммерческих структур, структур товаропотоков, потребительских предпочтений и технологических возможностей. Более того, философское понимание реалий ведения общественного хозяйства невозможно и в отсутствие особой модели места экономики в структуре общества, установления причин, определяющих появление тех или иных институциональных форм ведения хозяйственной деятельности и объяснения эффективности той или иной организационной формы внедряемой в хозяйственную практику. В частности, смысл такого рода философской проблемы и обнаруживает объяснение причин, почему для современных практик анализа экономических явлений финансовые показатели представляют собой более существенные характеристики, нежели натуральные показатели.

В философском смысле, явная и несомненная особенность практики познания современной науки «экономика» это феноменологический уклон предлагаемых ею характеристик - оперирование своего рода «чувственно доступными» спецификами и мерами или некими их возможными производными. Явный образец подобного рода характерно «прямой» квантификации - та же монетарная оценка величины ВНП (ВВП). Но с философской точки зрения вряд ли правомерно использование такого рода методов «непосредственного» рассмотрения - основаниями теперь уже философского понимания многообразных составляющих комплекса хозяйственных отношений все же подобает признать те особенные условия объектуализации, что располагают возможностью выражения глубинных смыслов социального предназначения хозяйственных практик. Потому философскому анализу предмета экономики и надлежит обрести формы исследования равно и самой хозяйственной активности как особого рода формы социальной деятельности. В этом случае маркеры, определяемые в направлении познания наука «экономика» обретут здесь значение взятых на вооружение обществом представлений о характере и смысле хозяйственных практик.

Предмет философского исследования комплекса социальной деятельности «ведение общественного хозяйства» также подобает составить и разработке философски специфичных измерителей и квантификаторов. Здесь, чтобы не углубляться в иной раз и вовсе излишний анализ, нам равно же подобает представить и некую же должную аналогию. Скорее всего, на роль такой аналогии и возможно назначение последовательно практикуемого естествознанием выделения разнообразных параметрических характеристик. Способ понимания природы вещей естествознанием - метод замещения феноменологических отличий, соответствующих, в частности, «количеству металлических изделий», тогда на некие системные меры, показатели массы или химического состава. Характерная специфика такого рода показателей - описание реальных структур посредством отвлеченного представления.

То есть - теперь в философском анализе подобает прибегнуть к заданию тех же средств «отвлеченной параметризации», что и придаст ему вид построения, где феноменальная явность социальных реалий будет отображена посредством эволюций форм теперь уже системного или «глубинного» выражения социальной действительности. В качестве источника подобной возможности возможно использование и неких обобщенных предметных представлений, включая в их число и представления о характере деятельности, изображающие социальные отношения в форме активности определенных «объектов», развиваемой в обстоятельствах развертывания ими неких процессов. Причем те или иные хронологические периоды осуществления данной активности позволят их отождествление и как нечто фазы состояния условной «экономической действительности», а проекция связей, образуемых посредством подобной модели на реальное развитие событий, позволит и построение картины последовательного замещения такого рода фаз в ходе общественного развития. В основу данного принципа будет положена теоретическая модель «метацикла», к пояснению существа которой мы обратимся ниже.

То есть - здесь будет иметь место несколько необычный выбор предмета исследования, предопределивший тогда и отказ от понимания предмета хозяйственной деятельности нечто формацией, образованной посредством соединения в единый комплекс объектов статистического учета, вместо чего анализ будет сфокусирован на предмете структурного наполнения порядка институционального закрепления практики экономических отношений.

Далее - предлагаемое здесь понимание также будет исходить из допущения, что развертываемая в нем картина прогресса порядка ведения хозяйственной деятельности обнаружит и качества картины как бы «деловой» или прагматической игры. И действительно, реальность такова, что ведение хозяйственной деятельности - в определенном плане игра, хотя такое понимание следует сопроводить и пояснением неких существенных моментов. В частности, деятельность в некоторой области следует понимать развивающейся не только в форме совершенствования определенного «умения», но и, помимо того, в форме прогресса культуры поступка и порядка поведения. Очевидный пример - существование в развитых экономиках возможности отсрочки оплаты покупок, и прав потребителя требовать устранения недостатков товара. Причем подобная регламентация не развивается посредством принудительного «насаждения», но естественным образом формируется самим постепенным усложнением поведения тех же хозяйственных операторов. Потому такие причины изменения характера хозяйственной деятельности как ожидания операторов (изготовителей, продавцов, покупателей) и обнаружат в себе потенциал куда более глубокого регламентирующего «прессинга», нежели, например, их дано определять тем же нормам права, вводимым в отношении хозяйственной практики. Настоящее понимание тогда и подобает определить как воплощение того важного принципа, согласно которому на взгляд несущего бремя хозяйственных забот человека и как таковой порядок хозяйственных отношений следует расценивать как основание, гарантирующее ему стабильность жизнеобеспечения.

В целом же отмеченные здесь важнейшие посылки предлагаемого нами философского видения реалий области социальной деятельности «экономика» следует признать идеей понимания всякого оператора хозяйственной практики пусть не одновременно, но в некоторой очередности исполняющим две следующие функции - оператора предложения (производителя) и использующего не всегда им самим произведенный продукт потребителя. Причем исполнению каждой из этих функций дано определять собой и накопление экономическим оператором специфического опыта ее отправления; из чего, на основе взаимообогащения двух данных сфер деятельности хозяйственная практика в целом образует тогда уже и общий потенциал возможностей экономики по достаточному производству продуктов закрывающих те или иные потребности. Обращаясь тогда к анализу ситуативных рамок «условия паритета» комплекса потребности и комплекса производства восполняющего потребность продукта, мы постараемся понять, имеет ли место формальное решение вопроса о «длине» реакции, связывающей в социальной практике «раздражитель» (потребность) и то социальное действие, что отвечает на «вызов» такого рода раздражителя.

Следующий параграф: Трансформация научного понимания экономики в философское

 

«18+» © 2001-2023 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker