СОВОКУПНОСТЬ… и … «ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА»

Золин В.А.

Первое слово в название этого наброска Я - Виктор Андреевич Золин /далее - ВАЗ/ привлек сам после прочтения книги издательства «Едиториал» УРСС, 2004.-208с., коя «…составлена американским философом и лингвистом Джоном Роджером СЕРЛОМ и называется… «Философия языка»» - вот откуда два последних слова в названии ВАЗ-опуса… Не мне - любителю русской словесности - судить о соответствии содержания, кое вкладывают 7 авторов в 10-ть своих статей… «понятию» «Философия языка»… и не меньше…

После первого прочтения ВАЗ показалось, что содержания статей представляют собой, по отношению к понятию «Философия языка»… уже не - «набор», но еще не - систему», а пока как раз…- «совокупность»… Поэтому, в виде «Совокупного эпиграфа» сразу и привожу высказывания каждого автора, но без потаенной цели таким их избранием и сближением хотя бы приблизиться к определению понятия «Философии языка» даже как к действию, а не к его логическому… выводу…

1.1 Бессмысленно даже начинать исследование, если вы не опираетесь на некую Теорию Языка (далее - ТЯ, ВАЗ) или некий подход к языку…

1.2. …иногда стоит, пожертвовать глубиной ради широты, и поэтому я буду очень краток…

Серл Дж. Р.

2 … читателя не должна вводить в заблуждение кажущаяся простота изложения материала, коя никоим образом не отражает всей истинной сложности изучаемого объекта.

ФРЕГЕ

3. Точные формулы - это сравнительно недавнее явление в языковой эволюции, и их возникновение происходит параллельно с появлением более сложных форм науки и общества.

ОСТИН ДЖ.Л.

4.1 …вряд ли рассмотрение общих понятий языкового общения даст нечто большее, чем схематические контуры, кои почти расплываются при каждом изменении, которого требует верность фактам.

4.2 …намерение, кое имеет человек, говорящий намеками, по существу своему не предназначено к открытому узнаванию.

СТРОСОН П.Ф.

5.1 Объяснение исходного /для меня/ понятия «значения» я здесь защищать не буду…, а всё внимание далее сосредоточу на использовании его для объяснения других… производных понятий «значения».

ГРАЙС Г.П.

5.2 В самом начале анализа нет никакой необходимости связывать себя…. ибо наиболее привлекательным выглядит сочетание разума и интуиции…

6.1 …бывают элементы, кои связаны только с задачами и интересами исследователя и, тем самым, могут быть предметом спора не в большей степени, чем вопрос: «права или нет химия?»

6.2 …проблемы универсальной семантики остаются покрытыми традиционной для них неизвестностью…

ХОМСКИЙ Н.

7.1 …надо доказать важность лингвистики для философии, ибо ТЯ содержит в себе решение многих философских проблем…

7.2 …если общий вид данного конкретного языкового описания логически выводим из Теории Языка, то такое описание… более надежно, ибо подтверждено лучше… описания, кое проверяется лишь фактами языка, для коего оно построено…

7.3 …люда могут быть абсолютно последовательными и непротиворечивыми в проведении недоказуемых выводов, исходя из необоснованных принципов, а могут впасть в противоречия, используя в рассуждениях только логически обоснованные принципы.

7.4 …некоторые теоретические объяснения являются наилучшими, потому что в них использованы наиболее простые законы, описывающие изучаемые явления.

КАТЦ Дж.

8 …»доказательство» Маркса его трудовой стоимости: «Что же еще могло бы объяснить… различную стоимость товаров, кроме факта их различной трудоемкости?»

ПУТНАМ X.

9.1 …до усвоения языка человеку приходится серьезно практиковаться в создании и использовании зачаточных доязыковых символических систем, в коих роль знаков играют жесты…

9.2 …когда меня роняли я сразу научился падать точно по направлению к центру Земли, где бы меня не уронили…

9.3 примечательна гибкость разума в усмотрении единства в разнообразии…, где он не просто отзывается на стимул, а идет наощупь…

ГУДМАН Н.

Далее, после недолгих домыслов ВАЗ о состоянии «определений» термина «Философия языка» последует корпус выписок из помянутой книги с редкими пометами от первого ее прочтения… Вместо повторений изречений «Совокупного эпиграфа» будут даваться только их порядковые номера и номера их страниц, для возможного постижения их выразительной глубины, окруженной уже их же контекстом…

В «Недолгих домыслах ВАЗ» часть «прогрессивного» в прошлом и «прогрессирующего» из настоящее в будущее, человек-чества считает, что существует нечто, называемое словом Фило-София»!.. А, если что-то выделено из явлений, то его надо не только назвать, но ещё и попытаться определить в описаниях и отвечать за получающиеся «определения», ибо «Человек в ответе за всё, что он приучил!»

называя… /по Экзюпери/

Однако, в название явления не вместить всех находимых в нём или приписываемых ему признаков, кои и помещаются в разной толщины словари разной степени научности и… добросовестности… Считается, что в слове «Фило-София» пребывают два при-знака - Любовь» и «Мудрость», что и позволяет определить науку эту как «Любовь к мудрости» или Любовь в Мудрости» или «Мудрость в Любви»… Кому хватает «первого» «определения», тот успокаивается и может прожить долгую творческую и уважаемую жизнь, а иные пытаются продолжить «определение» через основной предмет Философии - «отношение познания к Бытию»… Можно посчитать такое «определение» за «научное», а предыдущее - более за… «религиозное», хотя - мир един и эти четыре выделенные слова-понятия - «Любовь, Мудрость, Сознание, Бытие» можно все для того же «определения» организовать и в другие пары. Например - «Сознание в Любви» и «Бытие Мудрости» или даже перечислить их подряд - «Фило-София-Сознание-Бытие» и к этой «великолепной четверке» люди так же бы легко привыкли как к другой.:… «Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин», коя на транспарантах-медалях-адресах-открытках-… казалась присутствовала везде и…всегда, будучи символом цели для, помянутой в первой, строчке этого опуса, «прогрессивно прогрессирующей»… некой, части человечества планеты Земля…

Считается, что в науках образы-смыслы проходят три «этапа» роста ясности в определениях: сначала - лишь кое-какая ясность /это - дефиниции/, затем - ясность достаточная для суждений и даже для умозаключений /это - «определения»/ ж, наконец, определения достигают ослепительной ясности-четкости-краткости-… / это - «категории»!!/ Категорию «Философия» определяют как науку о наиболее общих вопросах Бытия, почему-то считая их одновременно и… Первыми для части «прогрессирующего» человечестве -…стран «первого и второго» мира. У страж… «третьего и четвертого» миров определения «Философии», возможно, привлекают другие образы, вроде… «Здравый Смысл» или еще какие-то, кои они считают достаточными для своего никак «не прогрессирующего» существования…

Уважаемый, возможный и незнакомый мне Читатель! Я тихо покидаю область определений термина «Философия», поскольку определение этой «наиболее общей категории» как науки у меня все время размывается, выскальзывает из любительских рук моих и начинает мниться мне: Уж не дурачу ли я Вас самим этим процессом …? Если сам я одурачен, то это еще не является «достаточным основанием дураченья других, ибо…

…Сегодня кончиком пера приписывают чувственность… полипу.
А, кажется, ещё вчера боялись тележного скрипу…

В.Золин 10 02 12

Я, Виктор Андреевич Золин /далее - ВАЗ/ занялся в этом домысле «определением» понятия «Философия» предполагая, что…

Мы на сознанье уповаем, на… ЗдравоСмысленный режим -
Мир познаваем, да не познаем…, Он постигаем, но не постижим…

В.Золин 18 02 12

Если непознаваемость-непостижимость мира не запрещает его познавать-постигать, то к определению для себя понятия-образа от слова «Философия» я пришел только после многодесятилетних занятий «Философией ПРА-языка», коя предполагает обращение к Слову как к предложению, из ПРАкорней состоящих. Понимая, что «ПРАкорневое» толкование современных слов может отвратить современного /живущего в одно из прекрасных времен вместе со мной/, я все же даю «прочтение» слова «Философия», каким бы диким оно непоказалось, ибо если Читатель выдержал эту уже состоявшуюся мою писанину, то, может быть, выстоите, и перед следующим абзацем…

В слове «Философия» ВАЗ выделяет аж целых четыре ПРАкорня - «ПИ-ЛОСО-ПИ-Я». Предполагая за «ПИ» - «идею круга», за «ЛОС» - идею места, а за «Я» - «идею Бога», все слово прочитывается ВАЗ как «место окруженное Богом», хотя ближе к сущности было бы написать - «Философия - место, окормляемое Богом.»

При таком «прочтении» ВАЗ делает три допущения: 1. ФИ=ПИ, ибо звуки «Ф» и «П» сближенные, 2. Знак-Буква «С» произносится-читается как «К»…и 3. «Я» - означает Бога, как и «Й» ила любая «йотированная» полногласная звуко-буква. И еще одно, четвертое, допущение делает ВАЗ от ощущения более древнего происхождения этого, такого живучего слова. Слово «Философия» построено так, что «слово» «ЛОКО» /»место»/ наглядно «окружено» двумя «ПИ» в значении «окружать», а это может отнести наше воображение во времена, когда «ПРАкорнями» = слогами еще пытались и… «рисовать» «ПРА-слово» для большей ОКО-видности и ненаглядности… ВАЗ делает и еще одно /пятое/ допущение-предположение, что это «его» «определение» «Философии» как «Места, окормляемого Богом» не противоречит, а лишь дополняет его словарное определение как… «Любви к Мудрости»…, тем более, что… «БОГ - есть Любовь!» Вот и примирились эти два «определения», кои могут ввести в заблуждение Читателя, будто я пользуюсь ими как рабочими инструментами в области «Философии ПРАязыка». Мне для исследования «философических» отношений» в ПРА-языке достаточно вполне представлений о «Философии» как об одно ж из самых, точных наук, где наиболее откровенно разыгрывается фарс-комедия-драма-трагедия отношении, между двумя бесконечностями. Первая из них - Бесконечность «бесконечность» познаваемого мира /Абсолютная/ и вторая бесконечность /относительная/ ограниченной совокупной вместимости познающего мир человечества, связанная с весьма относительной бесконечностью вместимости сознания-памяти отдельно взятого человека и гражданина. Вот уже не одно десятилетие я и живу с такими не строго-научными в логике «определениями» «Философии» и иногда о них вспоминаю, невзначай как только что это и происходило, а так-то они мне нисколько не мешают… поинтересоваться мнениями других, что далее непременно и произойдет…

Занимаясь «Философией ПРАязыка» и будучи уверенным неизвестно почему, что «понятие-категория» эта давно является определенным и рабочим инструментом познания и «Философии» и «Языка» одновременно, ВАЗ «…засел за словари на совесть - не за страх», но это «сидение» кончилось моим выводом о несуществовании рабочих определений понятии ни «Философии Языка» вместе, ни «Философии» и «Языка» по отдельности. Подробности можно почерпнуть в моей «Малой заметке» под названием «Философии языков» /»Идея понятия»/, заметка №14…

Приступая ко второму приступу представить «объем» понятия… «Философии Языка» придется: 1. Обильно выписывать суждения авторов статей сборника, похожие на попытки определений, 2. Опускать попытки их доказательств, доверяя искренности и зданиям авторов статей на английском, 3. Употреблять термины в русском виде, доверяя знаниям и искренности авторов перевода с английского, 4. Прорисовывать рабочие схемки отношений между рабочими понятиями внутри одной статьи или между ними для их лучшего запоминания. Сопровождать выписки /1-4/ своими пометками «первого прочтения… , дабы ярче и полнее представлять суть извлеченного при последующем к ней обращении… и, по возможности, отвлекаясь от объёма самой книги с названием… «Философия языка»…

1. ВВЕДЕНИЕ. СЕРЛ.

Джон Роджер. 6-22

Важно различать «ФЯ» и «Лингвистическую Философию» /далее «ЛФ» - ВАЗ/…

ФЯ - складывается из попыток проанализировать самые общие языковые единицы и отношения: значение, референция, истина, верификация, речевой акт или логическая необходимость. Название объекта изучения - заголовок темы внутри ФЯ,

ЛФ - складывается из попыток решать философские проблемы путем анализа значений слов естественных, языков и логических отношений между словами…

ВАЗ+ и между ПРА-корнями внутри слов.

Такой анализ можно использовать при обсуждении традиционных вопросов Философии: проблем детерминизма., скептицизма или каузации.

ЛФ - название философского метода. Методы ученых в очень сильной степени зависят от их философских взглядов на язык, то есть от ФЯ.

1.1 7

ПЛАТОН рассуждает о том, как… слова приобретают значение и что они значат, занимая некоторую позицию в синтаксической структуре - это вопросы, относящиеся к сфере ФЯ.

ВАЗ+ кажется эти вопросы сегодня выходят за аферу ФЯ, но составляют суть Языкознания.

ФРЕГЕ - немецкий философ, с работ которого началась современная ФЯ.

То, о чем я собираюсь дальше говорить, следует рассматривать лишь как краткий очерк, а поэтому читателя же должна вводить в заблуждение кажущая простота материала, коя никоим образом не отражает всей истинном сложности научаемого объекта.

ВАЗ - Кажущаяся простота моих замечании, также не отражает всей истинной сложности изучаемого объекта как краткого очерка, ибо эта заметка лишь «опус в виде домыслов» любителя…

ФРЕГЕ самым крупным отдельным результатом в области ФЯ было последовательное им различие между «Смыслом» и «Референцией», кое он поясняет следующей загадкой утверждений тождества: как получается, что истинное утверждение вида: «а» тождественно «в», содержит больше фактической информации, чем утверждение вида «а» тождественно «а»…

…Кроме имени и объекта, названного этим именем, то есть референта имени, существует ещё один элемент - смысл имени /…значение, дескриптивное содержание, посредством коего, и только посредством коего имя соотносится со своим референтом…/

8

РАССЕЛА Б. работы и ВИТГЕНШТЕЙНА Л. «Логико-философский трактат» были следующими после ФРЕГЕ крупными достижениями в области ФЯ. Оба они по ряду причин не приняли введенного ФРЕГЕ различения смысла и референции… , а построили свои собственные теории того, как слово соотносится с миром.

РАССЕЛ …обсуждает проблему предложений, содержащих некие дескрипции, за коими не стоит никакого объекта… «Король Франции лысый» - не осмысливается, ибо короля Франции не существует… Как может иметь смысл такое предложение, если очевидно, что пропозиция, кою оно выражает, не является ни истинной, ми ложной?

ФРЕГЕ …предложение может быть осмысленным, даже если его субъектное выражение не имеет референции. Предложение может не иметь истинного значения, но отсутствие его не лишает предложение смысла… и если кто-то ошибочно считает, что предложение становится бессмысленным, то он просто путает смысл с референцией.

РАССЕЛ …грамматическая форма предложения здесь затушевывает его логическую форму… Анализируемое предложение является осмысленным, а выраженная в нем пропозиция ложна.

ФРЕГЕ …собственные имена и дескрипции соотносятся с объектами мира через свои смыслы.

РАССЕЛ …ни некие дескрипций, ни обычные имена собственные… вообще ни с чем в мире не соотносятся… Существует класс простых, далее не членимых выражений, кои логически являются собственными именами. Это просто знаки - субинституты объектов, и они не имеют никакой другой функции или значения, кроме как функция замещения.

10

ВИТГЕНШТЕЙН …контакт слов с миром осуществляют имена. Имя обозначает объект. Объект есть его значение. … предложение отличается от списка порядком имен в предложении, кои является логическим образом вещей и описанием положения дел-фактов в мире. Если в мире действительно есть некий факт, каким он представлен в изображении, то предложение будет истинным, а если нет, то ложным. Отношение изображения является полностью договорным…

11

Порядок слов в предложении в известном смысле отражает отношение и порядок объектов /фактов/ в мире.

ВАЗ+ Это высказывание может быть в известном смысле оправдано употреблением выражения «в известном смысле». Не могу пока себе и представить порядок прилагательных, деепричастий, местоимений среди «порядка объектов /фактов/ в мире? Кому известен этот… «известный смысл»? Если я поменяю порядок слов в предложении, то и порядок объектов-фактов в мире тоже что ли изменится?!? Кажется, никогда ещё болтовня никак не влияла на… ОРДОС?

Отрадно, что позднее… от данного варианта изобразительной теории значения в своей более поздней работе «Философские исследования» Витгенштейн полностью отказался…

ВИТГЕНШТЕЙН «Объекты образуют субстанцию, коя существует независимо от того что имеет место…» Он нигде не приводит примеров, имен или элементарных предложений, однако утверждает, что при анализе содержательных предложений обычного языка следует доходить до элементарных предложений, в коих имена непосредственно связаны… Одной из целей «Логико-Философского Трактата» было отделить область содержательно-осмысленного дискурса от бессодержательно-бессмысленного Несмотря на неясность изложения… «…трактат» оказал огромное влияние на развитие философской мысли в 20-30 гг. 20-го века, в особенности на логических позитивистов…, разработавших критерий содержательности или ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ, кой гласит, что все содержательные утверждения являются либо аналитическими, либо эмпирическими и синтетическими. Все аналитические утверждения истинны по определению, тогда как все истинные эмпирические утверждения истинны в силу эмпирических данных, их подтверждающих…

12

…этот принцип кажется совершенно несовместимым с нашими обычными представлениями о содержательности и бессодержательности. А может быть сам принцип верификации является бессодержательным, подобно метафизике, кою он призван уничтожить? …В расчет принимаются только единицы языка, но не действия или намерения говорящих… Целью языка признается сообщать о том, что может быть истинным или ложным…

ВИТГЕНШТЕЙН …констатация фактов - это лишь одна из, многочисленных задач, решаемых языком и значение языковых единиц проявляется не в неких абстрактных отношениях, а в их реальном употреблении… ЯЗЫК - это инструмент, где для большинства случаев… значение слова есть употребление его в языке»!

ОСТИН «…есть класс высказываний, по отношению к коим понятие истины вообще не применимо - …»я обещай, что приду»

13

Работа, кою в 20в проделали философы, психологи, лингвисты… приведет к созданию, науки о языке, подобно тому, как деятельность ученых… в 19/20вв в области логики привела в итоге к построению науки логики.

14

ОСТИН Дж. Л. «ПЕРФОРМАТИВЫ-КОНСТАТИВЫ»

Перформативное высказывание не может быть ни истинным, ни ложным: у него свои цели, оно используется для осуществления действия.

Констативное высказывание /утверждение/ обладает свойством быть потайным или ложным.

23

Сказать «Я обещаю… » - значит осуществить перформативный акт, речевой акт обещания…

24

СТРОСОН. П. Ф. «НАМЕРЕНИЕ И КОНВЕНЦИИ В РЕЧЕВЫХ АКТАХ»

ОСТИН «… Осуществление иллокутивного акта включает в себя обеспечение усвоения, то есть со стороны слушающего должно быть «понимание значения и силы локации». Остин приводит много примеров и списков слов, кои помогают нам получить по крайней мере интуитивное представление о «иллокутивной силе» и иллкутивным актам. Чтобы знать иллокутивную силу данного высказывания, мы должны знать: 1. Как сказанное задумывалось говорящим, 2. Как произнесенные слова и были им использованы, 3. Как высказывание должно быть воспринято, 4. Как его следовало бы понимать…

ЛОКУТИВНЫЙ АКТ - есть акт произнесения чего-нибудь, согласно… конвенции.
ИЛЛОКУТИВНЫЙ АКТ - акт делания при произнесении того, что мы произносим.

37

ИЛЛОКУТИВНАЯ СИЛА - то, что, согласно намерению, должно быть помято в высказывании

52

1. Предостережение - невербальный акт «предостережения» является таковым в силу конвенции, как и иллокутивный - то есть вербальный… Одни иллокутивные акты конвенциальны, другие - нет /исключая их конвенциальность в качестве локутлвных актов/…

41

Анализ цели обеспечения остается существенным элементом при анализе понятия иллокутивного акта…

45

2. Похвальба - Когда мы рисуемся перед кем-нибудь, мы определенно стараемся… поразить слушающего, вызвать его восхищение. Но намерение обеспечить это воздействие не содержит в качестве составной части намерение обеспечить это воздействие посредством распознавания самого намерения его обеспечить… Наоборот, распознавание… могло бы, вызвать… отвращение…

48

Одно из различий между актом похвальбы и актом предостережения - ваше узнавание моего намерения насторожить вас может в значительной степени способствовать, что бы вы насторожились, а ваше узнавание моего намерения поразить вас… не способствует произведению на вас впечатления.

49

3. Намёк - Слушающий должен подозревать /но не более того/ наличие некоего намерения /вызвать или раскрыть некое убеждение. Намерение, кое имеет человек говорящий намеками, по существу своему не предназначено к открытому узнаванию.

Для обеспечения понимания иллокутивной силы высказывания… говорящий должен добиться опознания и осознания у слушающего намерения говорящего вызвать у слушающего некую реакцию. Это предположение обладает некой объяснительной силой.

4. ПРИКАЗ - отдающий человек намерен своим высказыванием вызвать некое действие… Он имеет ввиду, что это намерение, также будет распознано и что распознавание этого его последнего «намерения о намерениях.» будет служить одним из оснований для данного действия со стороны слушающего.

51

Это не могло бы существовать вне регулируемых правилами или конвенциями обычаев, и процедур, существенной, частью которых они являются.

52

…типы намерения, направленного на слушающего, могут быть очень разнообразными и… представлены одним и тем же высказыванием.

СЕРЛ. Дж. Р. «ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ АКТ?»

В типичной речевой, ситуации, включающей говорящего, слушающего и высказывание говорящего, с высказыванием связаны… акты: … 1. …произношение звуков, 2. …движение речевого аппарата, 3. …информирование слушающих, 4. …вызывание у слушающих скуки, 5. …вызывание у слушающих раздражения, 6. …упоминание неких лиц, мест…

…существенная черта любого вида общения - включение в себя языкового акта… … производство конкретного предложения в неких условиях есть иллокутивный акт как минимальная единица языкового общения при рассмотрении звуков речи как результата деятельности существа, кое имеет некое намерение.

…задавание вопросов; или высказывание утверждений управляются правилами точно также, как подчиняется правилам… ход коня в шахматах…

57

Одни правила регулируют формы поведения, кои существовали до них /этикет/, другие - создают, или определяют новые формы поведения. 58

Разные иллокутивные акты часто имеют между собой нечто общее, Произнося каждое из последующих предложений, мы совершаем разные иллокутивные акта:

60

1. «Иван выйдет из комнаты?» - вопрос

2. «Иван выйдет из комнаты!» - утверждение о будущем /предсказание/

3. «Иван, выйди из. комнаты!» - просьба или приказ»

4. «Иван, вышел бы из комнаты.» - пожелание.

5. «Если Иван выйдет из комнаты.» - намерение.

Утверждение - иллокутивный акт, а суждение вообще не акт, хотя акт выражение суждения есть часть совершения неких иллокутивных актов

61

Предложение имеет две части:… 1. Элемент, служащий показателем суждения и 2. Средство, служащее показателем функции. Он позволяет судить, как надо воспринимать данное суждение… /Какой, иллокутивный акт совершает говорящий, произнося данное суждение/. Показатель функции - порядок слов, ударение, пунктуация, наклонение глагола…

62

Мы находимся в положении человека, кой научился играть в шахматы, не будучи знаком с формулировкой, правил, но хочет её получить.

66

ОБЕЩАНИЕ - обязательство сделать нечто для вас.
УГРОЗА - обязательство сделать нечто в ущерб вам.

68

Для обеспечения корректности обещания обещаемое должно быть чем-то, чего слушающий хочет… Оно является условием принятия обязательства. Наличие намерения является необходимым условием для обещания, так как если говорящий может показать, что у него не было намерения в данном высказывании, то он может доказать, что это высказывание не было обещанием.

71

Давая неискреннее обещание говорящий не имеет тех намерений и убеждений, кои имеются у него в случае искреннего обещания.

72

«Женившийся по любви мужчина, обещающий жене, что не покинет ее на следующей неделе, скорее поселит в ее душе тревогу, чем покой… …в нашем языке,

как и в большинстве других форм человеческого поведения действует ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО УСИЛИЯ.

70

ГРАЙС.Г.Я. «ЗНАЧЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СЛОВА.»

…надо различать, что говорящий сказал и что он «хотел сказать» или «подразумевал» /имел в виду, предполагал, давал понять намеком. …предложенное нами объяснение целого ряда понятий, связанных с термином «значение, непосредственно связано с анализом определяющих выражений, для интенсиональных понятий - намерение и полагание…

Если исследователь пренебрегает… предоставленной ему свободой, то он подвергает себя крайне серьезной опасности недооценки богатства и сложности изучаемой… области.

98

Н. ХОМСКИЙ «ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ГРАММАТИКИ»

/Из «Примечания переводчика» в конце статьи - ВАЗ/

Вопросы теории… - наиболее ранняя версия порождающей грамматики, в коей позднее произошел отказ от понятия «трансформации»… В связи со снижением интереса к теории Хомского в СССР в 1970-80гг ни одна из его ключевых работ более позднего периода не была переведена на русский язык.

139

/а/ Основные положения и цели.

…наблюдается достаточно существенное непонимание общего подхода 1. какие элементы этого подхода выражают сущностные положения о природе языка и, тем самым могут являться предметом законного обсуждения, а 2. …

99

В целом данный очерк не содержит нового и оригинального материала, он задуман лишь как неформальное руководство по другим книгам и статьям…

100

Надо различать, 1. что говорящий на языке знает неявным образом /компетенция/ и 2. тем, что он делает /его употребление языка/. Грамматика в традиционном смысле, изучает компетенцию. Она описывает и пытается объяснить способность говорящего к пониманию произвольного предложения в некой ситуации. Если эта учебная грамматика, она пытается наделить этой способностью ученика, если это лингвистическая грамматика, в ее задачу входит обнаружить и представить те механизмы, кои делают возможным данное достижение. Компетенция говорящего - слушающего может в идеальном случае быть представлена как система правил, связывающих, сигналы, с семантическими интерпретациями этих сигналов. Задача грамматиста - найти общие свойства любой системы правил, задача лингвистической теории - найти такую систему правил, коя может служить основой для каждого конкретного естественного языка.

ВАЗ+ Это высказывание может быть частично оправдано словосочетанием - «может служить основой », а вот утверждение - «для каждого конкретного естественного языка» может быть доказано лишь множеством конкретных примеров из множества конкретных языков!

…обычно человек не осознает правил, в соответствии с коими осуществляется интерпретация предложений в языке, который он знает, и, в сущности, нет причин предполагать, что эти правила могут стать осознанными… …традиционные грамматики в значительной степени к сообразительности говорящего обращаются, а не формулируют в явном виде правила грамматики, но скорее дают примеры и намеки, кои дают возможность понятливому читателю определить грамматику неким способом, кой сам по себе непонятен.

102

…»творческая природа языка» - способность говорящего производить новые предложения, кои мгновенно понимаются другими говорящими, хотя они не имеют никакого физического сходства с уже «знакомыми» предложениями. …в психологии или философии не существует такого истолкования понятия обобщение, кое дает нам право охарактеризовать новые предложения в повседневном использовании языка как обобщение предыдущих употреблений.

103

…порождающая грамматика должна соотносить сигналы с семантическими интерпретациями… теория порождающей грамматики должна представлять общие, независимые от языка средства представления сигналов и семантических интерпретаций, кои взаимно связываются друг с другом грамматиками конкретных языков… Общая проблема универсальной фонетики достаточно хорошо ясна, а…

104

…неспособность поверхностных структур обозначить семантически значимые грамматические отношения /т.е. служить и глубинной структурой/ является фундаментальным фактом, мотивирующим разработку трансформационной порождающей грамматики как в ее классическом, так и в современном вариантах. Полная порождающая грамматика должна состоять из синтаксического, семантического и фонологического компонента.

109

/в/ Теория трансформационной порождающей грамматики.

…только после того, как будут завершены все трансформации, мы получаем, реальное «предложение» - т.е. цепочку элементов, коя представляет собой выход для синтаксического компонента грамматики и «вход» для фонологического компонента…

119

КАТЦ Дж. «ФИЛОСОФСКАЯ РЕЛЕВАНТНОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ /ТЯ - ВАЗ/

1. Введение

…некие философские проблемы можно правильно осмыслить и представить как вопросы, связанные с природой языка, и далее решать их, опираясь на теоретические конструкции, возникающие в рамках ТЯ

Синхронная лингвистика: - 1. изучение разнообразия форм языковой коммуникации и 2. изучение границ этого разнообразия. 1+ лингвисты исследуют уникальные особенности отдельных естественных языков и отражают результаты своих исследований в… языковых описаниях /или порождающих грамматиках./ 2+ исследуют общие свойства всех естественных языков и отражают эти более общие факты о языках в ТЯ, коя есть учение о языковых универсалиях. …философские теории опираются на теорию языковых конструкций и методологию, работы с ними.

141

2. Обоснованнее обращение к лингвистике.

…а зачем вообще нам надо обращаться к лингвистике и для решения собственно философских проблем требуется выходить за пределы современней философии?…

Логический Эмпиризм /Позитивизм/ и Философия Обыденного Языка… Логический Эмпиризм все свои усилия сосредоточил исключительно на построении в высшей степени случайных и концептуально бедных теорий о классах искусственных языков структура коих крайне мало напоминает структуры естественных. Философия обыденного языка погрязла в поисках мельчайших и подробнейших фактов, касающихся поведения англоязычных единиц и полностью пренебрегла построением ТЯ.

143

3. Теория языка /ТЯ/

…«Фонологический компонент», «синтаксический к.», «семантический к.» - оформленные в виде правил представления знаний, кои приобрел говорящий, свободно владеющий этим языком… 1. правила, определяющие фонетическую структуру звучащей речи, 2. правила, определяющие, как речевые звуки с фиксированной фонетической формой образуют структуры предложения, и 3. правила, определяющие каким образом эти структуры интерпретируются как смысловые сообщения… Как установить единую систему правил, на базе коей разные носители одного языка могут связывать один и тот же речевой сигнал с одним и тем же смысловым сообщением.

145

4. Преимущества ТЯ как отправного пункта Философского анализа.

…предлагаемые нами решения философских проблем были более обоснованными, ибо доводы, кои мы могли внести в их защиту, были сильнее, чем если бы мы ограничились данными неких конкретных языков.

б.Эпистемодогическое и психологическое

Теория употребления не может решить такую философскую проблему, как построение индуктивной логики, коя является правильной и обоснованном кодификацией законов недоказуемых выводов в науке и повседневной жизни.

149

6. Грамматические и логические свормы.

Надо различать формы предложения: 1. грамматические и 2. логические. …нужна философская теория, коя бы выявила отношения между понятиями, не выявленными при грамматическом анализе.

150

…объяснение 2. логические формы предложения должны определять, является ли она: 1. семантически аномальной /т.е. выражает ли вообще некую пропозицию/, 2. семантически неоднозначной /т.е. выражает ли более одного смысла…/, 3. перифразой данного предложения /т.е. когда два предложения выражают ту же самую пропозицию, 4. аналитической, 5. противоречивой, 6. синтетической, 7. несовместимой с данным предложением, 8. следствием данного предложения или нет 9. пресуппозицией данного предложения

154

7. Семантические свойства и отношения

/Далее поясняются предыдущие пункты от 1 до 9 -ВАЗ/

8. Семантические категории

Аристотелевские категории относятся к самым абстрактным множествам, куда могут быть включены понятия любого типа. Это предельные, не анализируемые и максимально широкие классы естественных родов, представленных в естественных языках. Аристотель выделил 10 /а, может быть, - 8 таких категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и пассивность. Однако, ом не объяснил ни того, 1. как выбирал эти категории, ни того, 2. почему он решил, что больше никакая категория в этот список не входит. Критерий, о коем Аристотель говорит, не дает удовлетворительного объяснения вычленения категорий.

Этот критерий такой: «каждая категория представляет собой самый общий ответ на вопрос: «Что такое, кто такой /что, кто есть/ ?»

159

…предполагая, что сущности, кои являются правильными ответами на такие вопросы, это именно такие сущности, кои являются самыми общими родами в классификации понятий. Нам все еще известно о категориях не больше, чем мы знали о них до того, как получили в свое распоряжение распространенное таким образом понятие «категории».

163

9. Область релевантности. Проблема «Врожденных идей»…

1. усвоение языка происходит в результате обработки сенсорных данных на основании принципов ассоциативного обучения /эмпирическая теория/ или

2. усвоение языкового описания есть результат овладения ребенком внутренней системой законов, активированных соответствующими сенсорными раздражителями

165

ТЯ - может, иметь отношение к философии… - предоставлять средства для переформулирования философской проблемы так, чтобы она легче поддавалась решению…

166

VII. СИМПОЗИУМ по врожденным идеям, а/Современные идрледования…

ХОМСКИЙ Н. Резюме устного доклада

…рассмотрение природы языковой структуры может пролить свет на некоторые классические проблемы усвоения языка

167

1. Творческий акт использования языка, 2. Абстрактность принципов интерпретации предложения, 3. Универсальный характер языковой структуры.

170

…очень строгие условия, налагаемые на форму грамматики, являются универсальными, глубинные структуры кажутся очень сходными от языка к языку, и также кажется, что правила, кои управляют ими и интерпретируют их, относятся к очень узкому классу возможных формальных операций… … эта структура должна быть заново открыта каждым ребенком, кой выучивает язык.

173

Резко отличны от рационалистических так называемые классические эмпиристские положения о том, что врожденными являются:

1. некоторые элементарные механизмы периферийной, обработки данных /система органов чувств,

2. некоторые аналитические механизмы, или индуктивные принципы, или механизмы ассоциации.

175

«Идеи и истины врождены нам подобно склонностям, предрасположениям, привычкам или естественным потенциям.» -

ЛЕЙБНИЦ 177

ПУТНАМ Х. /в/ «Гипотеза врожденности /ГВ/ и объяснительная модель в лингвистике.

1. Гипотеза врожденности /ГВ// Лингвистика «характеризует языковые способности взрослого говорящего»

ХОМСКИЙ Н. 181

2. Предполагаемые свидетельства в пользу ГВ.

1. Легкость первоначального обучения ребенка языку.

2. Некоторые дети научились говорить не разговаривая.

3. Даже «дауны» «усваивают» грамматику своего родного языка.

4. «Языковые универсалии» якобы объясняются ГВ.

5. …»что же ещё могло бы объяснить овладение языком»?…

Все это походит на «доказательство» Марксом его трудовой теории стоимости в 3-ем томе «Капитала», кое звучит:…

181

3. Критика мнимых свидетельств.
А. Несущественность языковых универсалий

183

1. Ни для какой теории они не удивительны.

2. Языковые универсалии можно объяснить, даже если они удивительны, без привлечения ГВ.

… все человеческие языки произошли от единственного исходного языка и существование сегодня так называемых «неродственных» языков объясняется огромным промежутком времени и бесчисленными историческими изменениями. И это похоже на правду даже если ГВ неверна… …именно таким образом распространилось алфавитное письмо.

186

Случайное изменение языков может многое переделать, но то, что ему не удалось лишить язык собственных имен, или нарицательных существительных…, не настолько удивительно, чтобы требовалось привлечение ГВ.

. В. «Легкость» выучивания языка не ясна

…любой взрослый иностранец, кож провел бы все эти годы вместе с ребенком, несравненно лучше овладел бы языком, чем ребенок.

187

. С« Дело не в «подкреплении» Обращение к «врожденности» лишь откладывает в сторону проблему обучения, но оно не решает ее. Капабланка научился играть в шахматы, просто наблюдая за тем, как играют взрослые.

Д. Независимость от интеллектуального уровня - артефакт.

Обращение к '«врожденности» лишь откладывает в сторону проблему обучения, но оно не решает ее.

190

ГУДМАН Н. /с/ Эпистемологический спор

…усвоение первичного языка это усвоение вторичной символической системы… Скорее ТЯ требует фактов, нежели факты требуют теории…

195

Эта ТЯ может оказаться ещё худшей, чем отсутствие теории… Врожденными являются не понятия, образы, формулы или картины, но скорее «склонность», предрасположенности, привычки или естественные возможности.

197

Конец конспекта от 16 02 12 Виктор Андреевич Золин /ВАЗ/

После навлеченного…

Продолжая обдумывать извлеченное и показывая его моим знакомым, я очень надеюсь, что приближаюсь к образу категории «Философия языка», коим так «смело» поименована книга Сёрла. Дж. Р.

Однако, вот «на посошок» несколько строчек… … о ПРИБЛИЖЕНИИ…

Преодолев. Небытия навет И тьму из Тьмы неявленных ВОЗмездий
Штрихи комет на куполе созвездий Рисуют нам портрет Единого Творца…
Но, чтоб увидеть Свет Его Лица, Послания услышать Благо-Вест
И должное ВОЗдать его твореньям {Поверьте этим увереньям -
Смотреть придется чреды лет И с разнах мест и… многим поколеньям…

Виктор Золин 27 09 12 /Праздник ВОЗдвиженья Креста Господня!/

©    В.А. Золин

 

«18+» © 2001-2023 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker