«Диалектический материализм», уч. пособие, 1954 г. изд.

§4. Движение и развитие в природе и обществе

«Диалектический материализм», 1954, с.113 - 151

1.Противоположность диалектики метафизике в понимании развития

Открытие всеобщей взаимозависимости предметов, явлений - это первый шаг по пути познания диалектики природы, общества и мышления. Рассмотрение явлений в их изменении, обновлении, развитии есть дальнейшее углубление познания человеком объективного мира.

Положение диалектики о движении, обновлении, развитии всех предметов и явлений органически связано с положением о взаимосвязи явлений. Энгельс писал: "Вся Доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел… В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение" [1].

Связь и взаимодействие неотделимы от движения, изменения и развития.

Диалектическое понимание развития как процесса рождения нового и отмирания старого является одним из важнейших положений в теоретическом фундаменте революционной борьбы пролетариата против капитализма, за социализм, в теоретическом обосновании его стратегии и тактики

Основоположники марксизма-ленинизма всесторонне разработали вопрос о диалектическом характере развития, об изменении природы, общества и мышления. Маркс показал, что общество находится в постоянном развитии и изменении. Все общественные явления Маркс рассматривает в их развитии и изменении. Классическое произведение Маркса "Капитал" является образцом творческого применения диалектического материализма к анализу законов развития капитализма.

Диалектика, учит Энгельс, охватывает собой все формы движения от простого перемещения предметов в пространстве до развития человеческого общества. Энгельс дал характеристику диалектического понимания основных форм движения материи, соотношения движения и покоя. Опираясь на данные науки о природе и обществе, Энгельс показал, что движение есть форма, есть способ существования материи, её неотъемлемое свойство. Не было, нет и не может быть материи без движения. Таков важнейший вывод диалектического материализма.

Отстаивая марксистскую диалектику от извращении. развивая и обогащая её на основе новых данных наук о природе и новой практики революционной борьбы, К. И. Ленин обогатил диалектическое понимание развития. В. И. Ленин разоблачил народников, объявлявших диалектику софистикой, ревизионистов, проповедовавших плоский эволюционизм. В книге "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин разгромил махистов, отрывавших движение от материи, рассматривавших движение вне материи. Обобщая новые данные физики, Ленин показал, что марксистское учение о движении как неотъемлемом свойстве материи вновь получило подтверждение в физике.

"В противоположность метафизике, - пишет И. В. Сталин, - диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания" [2].

Согласно метафизической точке зрения всё в природе остаётся тем же самым, неизменным, застывшим.

Вскрывая характерные черты естествознания XVII-XVIII веков, Энгельс отмечал, что наука этого периода рассматривала природу в состоянии покоя. Учёным того времени природа представлялась неизменной. Они считали, что планеты вращаются по неизменным эллипсам, (звёзды покоятся навеки неподвижно на своих местах. Предполагалось, что всегда существовали теперешние пять частей света, всегда имелись те же горы, долины, моря, реки, озера. Климат, флора, фауна, виды растений и животных также считались абсолютно постоянными и неизменными.

Насколько сильно влияла метафизика на взгляды естествоиспытателей, можно судить по воззрениям известного французского зоолога Кювье. Изучая ископаемые остатки животных, он обнаружил, что ранее жившие животные отличаются от современных. Из этого факта сам собою напрашивался вывод о развитии видов. Однако Кювье не стал на этот путь, а утверждал, что виды постоянны. Он считал, что Земля пережила несколько катастроф, "катаклизмов", в результате которых каждый раз погибали животные и растения, а Земля долгое время оставалась ненаселённой, пока "божественная" сила не создавала их заново.

Разновидностью метафизических воззрений являлась долгое время проповедовавшаяся в биологии антинаучная теория преформизма, согласно которой зародыш организма имеет псе признаки и органы взрослого животного или человека.

Последующее развитие науки полностью опровергло такого рода взгляды.

Однако было бы ошибкой считать метафизику только историческим прошлым. В буржуазной науке она господствует и в настоящее время. Правда, в наше время трудно отрицать развитие; поэтому буржуазные философы, желая сохранить видимость научности своих взглядов, прямо и открыто не отрицают развития, но извращают его сущность. В этом - одна из особенностей метафизики на современном этапе.

Некоторые буржуазные учёные пытаются, например, "доказать", что вселенная имеет начало во времени и, следовательно, будет иметь конец. Реакционеры утверждают, будто развитие природы уже прекратилось. Подобного рода взгляды являются защитой поповщины и не имеют ничего общего с наукой. Так, буржуазный учёный-идеалист Дж. Джинс, проповедуя метафизику, заявляет, что природа не развивается во времени и пространстве.

Современная реакционная идеология всячески старается воскресить метафизику, изгнать из науки идею развития. С этой целью усиленно опровергается дарвинизм, опровергается сама идея развития живой природы. Дарвинизм объявляется трюком, утверждается, что идея эволюции якобы потерпела крах.

Такие лжетеории, как менделизм-вейсманизм-морганизм, представляют собой типичную метафизику. Вейсманисты-морганисты на словах признают развитие, они даже прячутся под вывеской неодарвинизма. На деле же они отрицают новое в процессе развития органической природы. Они утверждают, что существует особое наследственное вещество, которое якобы вечно, неизменно, бессмертно и не зависит от условий среды. Вейсман писал: "Только тело смертно в смысле естественной смерти, наследственная же основа бессмертна. Она тянется от одного поколения к другому подобно ползучему корневищу".

Если наследственное вещество вечно и неизменно, значит, в процессе жизни организмов ничего нового не создаётся, а только проявляются ранее заложенные в них свойства. Таким образом, вейсманизм есть тот же преформизм, отрицающий развитие, возникновение нового и признающий только простой рост. Вейсманисты открыто борются против диалектической идеи развития, утверждая, будто эволюция органической природы "прекращается", "затухает", вследствие того что организмы растрачивают "резерв мутаций".

Метафизическая концепция развития господствует и в современной буржуазной социологии. Реакционеры на протяжении веков твердили о вечности разделения общества на классы, о нерушимости принципов частной собственности, о вечных принципах морали, о всеобщности "религиозного чувства" и т.п. Защитники изжившего себя, умирающего капитализма изо всех сил стараются доказать вечность капитализма, незыблемость раскола общества на угнетённых и угнетателей, на "низшие" и "высшие" расы.

Метафизика насквозь пронизывает всю реакционную буржуазную философию. Например, прагматисты утверждают, что сам по себе мир не подвержен никаким изменениям. Движение, изменение для них не более чем способ различения явлений, способ, применяемый потому, его он удобен для познающего субъекта.

Метафизика в наше время, о какой бы области знания не шла речь, представляет собой одно из выражений буржуазного мировоззрения. Современная реакция пытается найти своё оправдание в метафизическом толковании развития. Рабочий класс находит научное обоснование своей борьбы за новое, за социализм, в диалектическом понимании развития. Это значит, что в современном обществе метафизическая и противоположная ей диалектическая концепция развития отражает коренную противоположность буржуазного и пролетарского мировоззрений.

Из двух концепций развития научной является только диалектико-материалистическая. Эта концепция полностью подтверждается выводами современного естествознания и всей общественно-производственной деятельностью людей.

2. Движение и развитие - всеобщий закон природы
и общества

Марксизм учит: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением" [3]. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения.

На особую важность подхода к явлениям природы и общества с точки зрения их изменения и развития указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что для вскрытия сущности явлений, их закономерности надо "смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" [4].

Движение и развитие неотделимы от предметов, явлений природы. Только на первый взгляд может показаться, что предметы и явления всегда остаются тождественными, равными самим себе. В действительности же нет ничего неизменного, всё находится в состоянии изменения. Вся природа - от мельчайшего атома вещества до исполинских небесных тел - находится в движении и развитии, где одни явления с необходимостью исчезают, а вместо них возникают другие.

Изменение явлений в неорганической природе. Нам кажется, что изо дня в день, из года в год с полнейшей неизменностью происходит смена дня и ночи на нашей Земле, неизменно и в точности одинаково восходит и уходит за горизонт Луна, повторяются лунные фазы. Как воплощённый образец неизменности воспринимаются нами расположение звёзд на небе, фигуры созвездий.

Но в действительности этой одинаковости, неподвижности и неизменности нет. Возьмём, например, движение Земли и её спутника - Луны. Под влиянием притяжения Луны в водах земного океана образуется приливная волна, трение которой непрерывно замедляет земное вращение. Это ведёт к медленному, но неуклонному увеличению земных суток. Установлено, что продолжительность земных суток увеличивается за каждые 100 лет на одну сотую долю секунды. Изменяется не только скорость вращения Земли. Всё время изменяется и положение оси вращения земного шара, в силу чего Северный и Южный полюс перемещаются по земной поверхности чрезвычайно сложным образом. Это движение полюсов связано с неравномерностью распределения масс внутри земного шара.

Различные изменения происходят и на других планетах. Меняются периоды их обращения, траектории движения, претерпевает изменения их атмосфера и т. д. Таким образом, меняется вся наша солнечная система, некогда возникшая из других материальных образований и переживающая свою собственную длительную историю. Медленно, но неуклонно меняется расположение звёзд на небе, и ныне фигуры созвездий уже не такие, какими они были тысячи лет назад. Во вселенной возникают новые звёзды и угасают старые, возникают новые звёздные образования.

Земля как планета, прежде чем приняла современный вид, претерпела сложный и длительный процесс развития. Геология устанавливает, что горы, равнины и долины, моря, озёра и реки, различные геологические наслоения - результат длительного развития.

Изменения беспрерывно происходят и во всех телах, повседневно окружающих нас.

Внутреннее движение свойственно всем телам. Чрезвычайно наглядным проявлением этого интенсивного внутреннего движения является так называемая "диффузия твёрдых тел". Если два куска различных металлов, например, свинца и золота, привести в соприкосновение друг с другом, то через достаточно большой срок обнаруживается, что атомы свинца, в силу присущего им движения, проникли в золото, а атомы золота проникли в свинец: металлы смешиваются друг с другом без всякого постороннего вмешательства.

Ещё более интенсивное внутреннее изменение и движение имеет место в жидкостях и газах, атомы которых менее связаны друг с другом, нежели атомы твёрдых тел. То там, то здесь в малых частях всего объёма жидкости и газа благодаря беспрестанному движению молекул происходят местные самопроизвольные изменения ("флюктуации") плотности жидкости и газа, меняется показатель преломления отдельных небольших областей газа, их электрические свойства.

Не остаются неизменными и самые атомы. Представление об атомах и молекулах как абсолютно неизменных частицах материи, лишённых всякого внутреннего движения, простых и однородных, долгое время держалось в науке. Но уже к концу XIX - началу XX в. оно рухнуло как несостоятельное. Оказалось, что молекулы и атомы - не застывшие, неизменные простые кусочки вещества, а изменяющиеся сложные образования.

Молекулы, представляя собой соединение двух или более атомов, могут возникать и разрушаться, они испускают или поглощают свет, изменяя своё внутреннее состояние, и т. д. Входящие в молекулы атомы тоже не достаются неизменными и неподвижными. Они могут терять или приобретать электроны, испускать или поглощать электромагнитные лучи, в связи с чем совершается перестройка их электронных оболочек. Свойства атомов несколько изменяются под воздействием сильных электрических и магнитных полей. Одни атомы при соответствующих условиях могут полностью разрушаться и превращаться в другие атомы, коренным образом изменяя свою физическую и химическую природу.

Открытие радиоактивности в конце XIX в., с несомненностью доказавшее, что атомы некоторых, так называемых радиоактивных, элементов разрушаются и преобразуются друг в друга, имело огромное значение для науки. Оно нанесло удар по метафизическим представлениям об абсолютно неизменных частицах, не переживающих никакой истории, всегда остающихся рапными самим себе. С тех пор физикой было доказано, что нет ни одного элемента, атомы которого при определённых условиях не становились бы радиоактивными, не распадались бы, не изменялись бы, не превращались бы в атомы других элементов. Это было одним из величайших завоеваний науки XX в.

Не только атомы изменчивы, обладают внутренним движением, но и составляющие их ядра и электроны не остаются постоянными, лишёнными внутреннего движения, застывшими. Атомные ядра состоят из протонов и нейтронов. Протоны, нейтроны образуют ядро именно потому, что им присуща изменчивость, особая форма внутреннего движения, связанная с их качественным преобразованием друг в друга. Протоны могут в условиях, существующих в атомном ядре, превращаться в нейтроны. Благодаря этому никогда не угасающему, пока существует ядро, превращению протонов в нейтроны и нейтронов в протоны и возникают особые ядерные силы, соединяющие их в целостное и единое атомное ядро. Атомные ядра, таким образом, полны движения и беспрестанного изменения.

Полной движения и изменчивой является и такая мельчайшая частица материи, как электрон. Он обладает способностью превращаться вместе с позитроном в другие "элементарные частицы" - фотоны. Он может порождаться за счёт исчезновения фотонов. Он обладает особым свойством, называемым "спином", которое можно понять, только рассматривая его как проявление особой, внутренне присущей электрону формы движения. Его масса меняется в зависимости от скорости движения и т. д.

Изменение явлений в органической природе. Непрестанно меняется и развивается также и органический мир, мир живых организмов.

В своё время на Земле не было никакой жизни, но процесс развития природы шёл по пути постепенного усложнения химических соединении, по пути образования новых тел природы - вначале простейших органических соединений, а затем и белка, формой существования которого является жизнь.

Наукой установлено, что явления органической природы существуют на Земле более миллиарда лет и что в этот период в них произошли колоссальные изменения.

Возникнув из неживой материи и будучи неразрывно связана с ней, жизнь развивалась в соответствии с изменявшимися условиями. С изменением условий изменялись и усложнялись формы жизни, развившись от доклеточных и одноклеточных к сложным многоклеточным организмам.

Первоначально возникшие из неживой материи организмы были чрезвычайно простыми. Однако постепенно они всё более и более усложнялись. На определённой ступени своего развития мир живых организмов разделился на две ветви - растительную животную - с различными способами существования и различными свойствами. Организмы, изменяясь, меняли и окружающую их внешнюю среду. Живые организмы явились самой важной причиной почвообразовательного процесса. Благодаря живым организмам образовались залежи угля, торфа, меловые горы, известняки и коралловые острова.

С появлением жизни на поверхности Земли образовался новый слой - биосфера, имеющий огромное значение в изменении поверхности нашей планеты. Растения стали причиной наличия свободного кислорода в атмосфере Земли. Тем самым создались необходимые условия для развития животных, дышащих лёгкими.

Многие миллионы лет шёл процесс изменения и усложнения живых форм. За этот длительный период возникали, развивались и отмирали многочисленные виды животных и растений. Земля пережила несколько эр и периодов, для каждого из которых были характерны своп климатические пояса, своё распределение суши и водных бассейнов, свои геологические особенности, а также растительные и животные обитатели в море и на земле.

Земная кора сохранила в своих недрах остатки вымерших животных и растений. По этим остаткам изучаются история нашей планеты и история жизни на ней.

Наукой установлено, что жизнь находится в постоянном развитии и изменении. Разнообразие растительного и животного мира на нашей планете есть результат длительного процесса развития. Выдающиеся деятели биологической науки Дарвин, Тимирязев, Мичурин и другие всесторонне разработали материалистическую теорию развития животных и растений.

Организмы в процессе своей жизни находятся в состоянии изменения и развития. Каждый организм переживает сложный процесс развития, связанный с изменениями биохимических, физиологических и морфологических процессов. Жизнь организма не есть простое увеличение, как думали преформисты, а процесс постоянного возникновения новых свойств и особенностей.

Ещё более ярко развитие проявляется в процессе видообразования. Органическая природа в своём развитии идёт через ступени, определённые звенья, которыми являются виды растений, животных и микроорганизмов. Видообразование - яркое свидетельство беспрерывного развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Установлено, что на нашей планете в настоящее время насчитывается свыше миллиона видов животных и свыше 300 тысяч видов растений. Все они есть результат длительного исторического развития.

В ходе сельскохозяйственной практики люди научились изменять организмы и виды, получать новые породы животных и сорта растений с теми качествами, которые удовлетворяют требованиям человека. Ныне существующие культурные виды растений и животных являются не просто продуктом природы, а результатом деятельности людей, создавших эти виды и изменяющих их в соответствии со своими потребностями. Так, например, высокопродуктивные ярославские породы крупного рогатого скота, тонкорунные породы овец - кавказская, казахстанская и другие - получены в результате деятельности людей, изменивших имевшиеся в природе виды. Полученные академиком Цициным высокоурожайные сорта пшеницы, выведенные им пшенично-пырейные гибриды - всё это результаты преобразующей целенаправленной деятельности человека, овладевшего законами органической природы и использующего эти законы в интересах общественного производства.

Характеризуя развитие живой природы, Мичурин писал: "…жизнь всей природы не является чем-то застывшим в своих формах, она безостановочно идёт и непрерывно изменяется, и все формы живых существ, почему-либо остановившиеся в своём развитии, неизбежно обречены на уничтожение. Многое, что прежде казалось самым лучшим по пригодности к условиям жизни прошедших лет, в настоящее время является уже негодным и требует замены" [5].

В процессе развития природы происходит превращение, изменение, образование нового и нет ничего абсолютно неизменного.

Изменение общественных явлений. Выделение из мира животных и дальнейшее развитие человека непосредственно связано с развитием общественного производства. Решающим условием, создавшим человека, был труд, начинающийся в собственном смысле слова с изготовления орудий производства. Процесс труда требовал объединения человеческих усилий, что было возможно только путём общественной организации труда. Труд - основа общественной жизни человека.

Маркс и Энгельс, впервые создав науку об обществе - исторический материализм, показали, что развитие присуще и обществу и что история общества представляет собой естественно-исторический процесс. Все общественные явления не вечны и не неизменны; они возникли, развились и находятся в постоянном изменении. Развитие и изменение общества зависит от изменения способа производства. На основе развития способа производства изменяются и развиваются все другие стороны общественной жизни.

Вначале люди пользовались каменными орудиями труда. Но человеческое общество шло вперёд. Человек научился приручать животных и выращивать нужные ему растения. Возникли скотоводство и земледелие. Человек научился делать металлические орудия труда. На определённой стадии развития производительных сил возникла частная собственность и на её основе - деление общества на классы, при появлении которых с неизбежностью было создано государство, как результат непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления и угнетения трудящихся эксплуататорами. Марксизм-ленинизм опроверг измышления о вечности классового деления людей на рабов и господ, о вечности государства, доказав, что было время, когда не было ни классов, ни государства, и что человечество развивается по пути к бесклассовому обществу.

Развитие человеческого общества прошло через ряд ступеней - общественных формаций. Первобытное общество сменил рабовладельческий строй, который в спою очередь сменился феодализмом, затем на смену феодализму пришёл капитализм, который с неизбежностью уступит и уже уступает место новому строю - социалистическому. В СССР построен социализм. На основе опыта СССР строят социализм и страны народной демократии.

Социалистическое общество также непрерывно развивается, движется вперед. С социализма начинается развитие, небывалое по быстроте темпа, по многообразию и всесторонности. Советское общество семимильными шагами идёт к коммунизму. В коммунистическом обществе производство, наука, культура будут непрерывно совершенствоваться, развиваться.

Мышление человека также находится в процессе развития и изменения. Это изменение выражается в процессе познания человеком окружающего мира. Познание, как учит Ленин, идёт от незнания к знанию, от менее полного знания к знанию более полному.

На низших ступенях развития человеческого общества люди пользовались простейшими орудиями и теми предметами, которые природа давала им в готовом виде. Низкая ступень развития трудовой деятельности не могла создать условий для глубокого познания природных процессов, человек поневоле ограничивался их поверхностным знанием. Даже используя в своих интересах природные процессы, люди не знали законов, которым подчиняются эти процессы. Так, например, люди пользовались огнём, но они не знали законов горения. Добывая огонь путём трения, они не знали о существовании закона превращения энергии, хотя именно в силу этого закона при трении предметов друг о друга механическая энергия превращалась в тепловую.

Дальнейшее развитие трудовой деятельности привело к усилению воздействия человека на природу, и возникла необходимость более глубокого познания законов сё развития. Возникли науки. Прежде всего возникли такие науки, как астрономия, математика, механика. Последующее развитие производства привело к образованию новых отраслей знания, к открытию новых закономерностей природы и общества. Создались физика химия биология, были открыты важнейшие законы природы. Открытие таких законов, как законы механики, закон движения планет, закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии и другие, составляло важный шаг в развитии человеческого познания проникшего в глубинные процессы природы.

Об историческом развитии познания, об углублении человеческого знания свидетельствует развитие философии. Как известно, первые философские учения были по своей форме и содержанию наивными. Материализм принимал новые формы в связи с новыми открытиями науки. Объяснение этого мы находим в том что материалистическая философия, раскрывая общие закономерности природы и общества, базируется на данных конкретных наук. Наивный материализм древних греков, метафизический материализм XVII - XVIII вв. соответствовали каждый определённому уровню знании об окружающем мире. Создание диалектического материализма Марксом и Энгельсом стало возможным благодаря появлению рабочего класса и развёртыванию его борьбы против буржуазии, а также благодаря ряду открытий науки, на которые опирались Маркс и Энгельс как на естественно-научную основу.

Такова в общих чертах картина движения, обновления и развития природы и общества. Положение диалектики о всеобщности движения полностью подтверждается выводами естественных и общественных наук

Движение и покой. Вся природа представляет собой никогда не прекращающийся процесс изменения обновления, развития. Однако отсюда вовсе не следует, что в этом безостановочном потоке изменений нет ничего устойчивого, определённого, а всё расплывчато, неопределённо Движение абсолютно, покой - относителен.

Диалектика, говоря о всеобщности развития всегда имеет в виду развитие определённых вещей, явлений и предметов, обладающих относительной устойчивостью. Так одна из основных черт диалектического метода говорит о взаимосвязи не каких-то неопределённых процессов, а конкретных предметов и явлений природы. Стало быть, движение не исключает покоя, хотя этот покой и является относительным.

Относительность покоя проявляется в двух разных формах. Во-первых, в форме относительного постоянства расстояний между теми или иными телами, совершающими механическое перемещение в пространстве.

Нет материальных тел, которые так пли иначе не перемещались бы в пространстве. Но в этом беспредельно разнообразном движении тот или иной предмет может находиться в покое по отношению к одному или многим другим телам, не меняя расстояния по отношению к ним. Так пассажир, сидящий в купе равномерно движущегося поезда, покоится по отношению к вагону. Покоятся и его вещи, лежащие на полке. Но в то же время и пассажир, и его вещи движутся относительно Земли и вместе со всей Землёй движутся вокруг Солнца. В свою очередь Солнце вместе со своей планетной системой, в том числе и Землёй, движется с огромной скоростью по отношению к звёздам и т. д.

Во-вторых, покой, равновесие выступают в форме относительной устойчивости самих предметов, явлении, их качественной определённости, благодаря которой они отличаются от других предметов и явлений. Как бы, например, ни менялся атом, поглощая или испуская свет, теряя свои электроны из внешней оболочки или захватывая чужие, он остаётся (пока его ядро сохраняет неизменным свой заряд) атомом определённого химического вещества, существенно отличающимся от атомов другого химического вещества.

Эта устойчивость качеств предметов, явлений так же относительна и временна, как и покой в механическом движении. Но она играет огромную роль в развитии природы. Возможность относительного покоя тел, возможность временного состояния равновесия является существенным условием дифференцирования материи.

Диалектический материализм учит, что покой, временное равновесие являются теми состояниями, когда в предмете или явлении накапливаются изменения, которые приведут в конце концов к смене данного предмета или явления другим, новым, отличным от прежнего.

В мире нет ничего неизменного, но в процессе изменения образуются относительно устойчивые грани, ступени развития, обусловливающие качественное разнообразие материальных тел, предметов, явлений.

Временный покой, наличие равновесия в процессе развития связаны с образованием определённых закономерностей, присущих каждой данной группе явлении. Все явления природы развиваются на основе общих законов диалектики, но вместе с тем они имеют и свою специфику, свои особенности, свои собственные закономерности. Именно закономерности, присущие определённым группам явлений, отличают последние друг от Друга.

Так, явления перемещения тел в пространстве под влиянием тех или иных сил образуют специфическую группу явлений, подчиняющихся законам механики. Процесс взаимодействия электрически заряжённых тел и магнитов подчиняются качественно своеобразным закономерностям электромагнетизма. В процессах, происходящих в атомном ядре, господствуют свои особые закономерности, изучаемые особым разделом физики, - ядерной физикой.

С возникновением и развитием жизни на Земле появились такие закономерности, которых не было в неорганической природе, как, например, закономерности наследственности, изменчивости, естественного отбора. С появлением общественной жизни возникают новые закономерности - закономерности развития производительных сил и производственных отношений, классовая борьба и другие.

Материалистическая диалектика не признаёт абсолютного покоя и абсолютной устойчивости. Она утверждает, что существует лишь относительный покой в развитии природы и общества. Метафизика же и в этом вопросе представляет собой принципиально иной, ненаучный взгляд.

Во-первых, метафизика абсолютизирует покой. Например, метафизически мыслящие учёные-физики искали некую "мировую субстанцию", которая была бы абсолютно неподвижной и неизменной. Во взаимодействии тел они пытались отыскать абсолютно неизменные, раз навсегда данные "силы". Так представление о неизменности и неделимости атомов абсолютизировало присущие им относительный покой и качественную определённость. Метафизическая и идеалистическая "теория" тепловой смерти вселенной, проповедуемая рядом буржуазных учёных, также вырастает из абсолютизации относительного равновесия материальных систем в тепловых процессах.

Придумывание постоянных элементов наследственности - идов, генов, детерминантов и т. п. является характерной чертой воззрений метафизиков - менделистов-морганистов. Известно, что они считают "элементы наследственности" вечными, неделимыми, неизменными и бессмертными, якобы находящимися в состоянии абсолютного покоя. Достаточно допустить наличие таких неизменных элементов наследственности, как проблема развития снимается сама собой и заменяется перегруппировкой этих постоянных элементов. Уже одно это ведёт к признанию конца и начала в развитии природы. Не случайно поэтому вейсманисты, исходя из положения о постоянстве элементов наследственности, приходят к отрицанию развития органических видов, к отрицанию процессов видообразования.

Буржуазные ученые усиленно пропагандируют положение об абсолютности покоя и относительности движения, развития. Так, французский учёный Ж. Дюмонтье пишет, что если в физике движение универсально, а равновесие представляет особый случай, то в биологии якобы, наоборот, равновесие универсально, а движение, развитие - относительно, условно, как особый случай.

То же самое говорят буржуазные "учёные" применительно к обществу, к экономике, утверждая, что равновесие или покой якобы абсолютны, а развитие временно, относительно.

Таков один путь извращения действительности, основанный на метафизической абсолютизации покоя.

Другим, не менее антинаучным способом извращения процессов развития является полное отрицание покоя, даже относительного. Если движение представляет собой процесс без относительной устойчивости, без временного и относительного равновесия, то при таком положении нельзя говорить о закономерностях развития природы. Поэтому тот, кто понимает развитие природы как поток, в котором нет никакой устойчивости, никакой определённости, неизбежно приходит к отрицанию развития и существования самих предметов и явлений.

Основные формы движения. Из многообразия форм движения, изменения предметов и явлений природы материалистическая диалектика выделяет следующие основные, качественно своеобразные формы: механическую, физическую, химическую, биологическую и общественную. Относительно простой формой движения является механическая. Механическое движение - это пространственное перемещение тел относительно друг друга. Законы этого движения изучает механика.

"Всякое движение, - писал Энгельс, - связано с каким-нибудь перемещением - перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно неотделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального" [6].

Более сложными формами движения являются такие виды движения, как тепловые процессы, изучаемые термодинамикой и так называемой статистической физикой; электромагнитные (и в частности световые), изучаемые электродинамикой и оптикой; атомные - особая форма движения микрообъектов, изучаемая так называемой квантовой механикой; ядерные процессы, изучаемые ядерной физикой.

Химические процессы, совершающиеся в телах, образуют особую форму движения - химическую. Такие процессы, происходящие в неорганической природе, изучаются неорганической химией, а протекающие в органических телах - органической химией.

С появлением жизни на Земле возникла новая форма движения - биологическая, изучаемая группой биологических наук; с появлением общества - общественная, являющаяся самой высокой из всех форм движения природы. Она изучается общественными науками. Общей теоретической основой всех наук является диалектический и исторический материализм. Все формы движения не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой.

Каждая новая, более высокая (сложная) форма движения возникает на основе низшей и включает её в себя. Но закономерности низшей формы движения не исчерпывают существа более высокой формы, сложившейся на её основе; закономерности высшей формы движения не сводятся к закономерностям низшей. С другой стороны, и. закономерности высшей формы не распространяются на низшую. Так, законы электромагнетизма совсем не могут быть сведены к законам механики, а механическое движение, содержащееся в электромагнитных процессах в подчинённом виде, не исчерпывает существа электромагнитных процессов. Все попытки свести электродинамику к механике, многократно предпринимавшиеся на протяжении истории физики XVIII-XIX вв., в конце концов потерпели полный крах. Подобно этому химическая форма движения, включающая в себя в качестве подчинённого момента физические процессы, не сводится к физическому движению. Несводимость сложного химического движения к физическим процессам с полнейшей ясностью обнаружилась в частности в провале так называемой "теории резонанса", коренной порок которой состоит в идеалистическом объяснении химических процессов, в попытке свести законы химии к законам физики. Точно так же и химия не исчерпывает существа органической формы движения.

За пределами каждой из высших форм остаётся некоторая область природных явлений, подчиняющаяся другим закономерностям. Например, неорганическая природа лежит за пределами законов жизни, не подчинена сё закономерностям; там, где нет условий для образования химических элементов, нет химической формы движения.

Механическая и физическая формы движения присущи всем областям материального мира. Они наличествуют во всех других формах - химической, органической и общественной.

Энгельс подчёркивает переходы одних форм движения в другие, указывая на их связь и взаимозависимость.

"Механическое движение масс переходит в теплоту, в электричество, в магнетизм; теплота и электричество переходят в химическое разложение; со своей стороны, процесс химического соединения порождает опять-таки теплоту и электричество, а через посредство последнего - магнетизм; и, наконец, теплота и электричество в свою очередь производят механическое движение масс". [7]

Метафизики делали и делают множество попыток отождествить закономерности высших форм движения с закономерностями его низших форм. На этой основе возникли антинаучные бесплодные теории, рассматривающие организм или как тепловую машину, или как химическую лабораторию. Попытки объяснить жизненные явления одними химическими или физическими закономерностями не имеют под собой никакой научной почвы и неизбежно приводят к идеализму.

Самая высшая форма движения - общественная - имеет свои особые, присущие только ей закономерности развития. Буржуазные социологи эпохи империализма, с особым рвением извращая диалектику развития общества, пытаются объяснить общественные явления биологическими закономерностями.

Подобные попытки извратить научное понимание общественного развития делаются для того, чтобы скрыть социальные причины, ведущие капиталистический строй к неизбежной гибели.

Одним из реакционных направлений в социологии является так называемый социальный дарвинизм, который проповедуется в наше время американскими философами и социологами. Социальный дарвинизм переплетается с мальтузианством и с вейсманизмом-морганизмом, и вместе они служат "основанием" расизма и космополитизма. Социальный дарвинизм и мальтузианство призваны оправдать империалистические порядки, агрессивные стремления империалистов. В основе социального дарвинизма лежит антинаучная концепция, согласно которой возможно перенести закономерности, открытые в живой природе, на человеческое общество. Общество рассматривается как биологический организм; специфика общественных явлений отрицается. Общество низводится до уровня семьи пчёл или муравьев. Подобно тому, как пчёлы делятся на рабочих пчёл, матку и трутней, так якобы и в обществе люди всегда должны делиться на тех, кто трудится, и тех, кто живёт за счёт трудящихся, так называемую "расу господ". На этом основании такие общественные явления, как классы, государство, объявляются вечными категориями, отрицается их исторический характер. Утверждается, что якобы люди в силу естественных законов делятся на низшие и высшие расы. Главным фактором общественной жизни объявляется борьба за существование, за жизненное пространство; тем самым оправдываются грабительские империалистические войны. И голод и нищету при капитализме пытаются объяснить "законом" Мальтуса, по которому население якобы растёт в геометрической прогрессии, а средства к существованию увеличиваются в арифметической прогрессии. Отсюда делается вывод о том, что надо "регулировать" численность населения, что на языке империалистов значит: истреблять народ путём войн, стремиться к неограниченному распространению болезней.

Опасность всех этих теории в том, что они дают извращённое понимание общественного развития, замаскированное ссылками на науку, на естественные биологические законы. Не случайно поэтому всякого рода реакционеры очень охотно воспринимают социальный дарвинизм, мальтузианство, направляя их против марксистского научного понимания общественных явлений.

Марксизм-ленинизм доказал, что развитие общества идёт по присущим ему объективным законам, причём эти законы являются специфическими для общества, и этих законов нет и быть не может ни в органической, ни в неорганической природе.

Махисты и их последователи в России - Богданов и др. - "обвиняли" марксизм в том, что последний не применяет для объяснения общественных явлений биологических категорий, таких, например, как "борьба за существование", "естественный отбор" и т. и.

В. И. Ленин в книге "Материализм и эмпириокритицизм", разоблачая софистику махистов, показал, что "не-биологичсскнй" подход к обществу является не недостатком, а заслугой марксизма. Марксистская наука об обществе отбрасывает так называемый "социальный дарвинизм", пытающийся объяснить общественные явления биологическими категориями. Марксизм дал единственно научное понимание законов развития общества как новой, высшей формы движения материи. Марксизм рассматриваем общество как процесс, осуществляющийся на основе своих, присущих ему закономерностей. Закономерности биологической или физической форм движения не могут объяснить процесс развития общества.

Разоблачая махистов, В. И. Ленин писал: "… Применение понятий "подбора", "ассимиляции и дезассимиляции" энергии, энергетического баланса и проч. и т. п. в применении к области общественных наук есть пустая фраза. На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, чем наклеить "энергетический" или "биолого-социологический" ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие" [8].

Эта характеристика, данная Лениным всем попыткам сведения высших форм движения к низшим, является важнейшим методологическим указанием для научного понимания соотношения основных форм движения природы.

3. Развитие как отмирание старого
и возникновение нового

Марксистская диалектика учит, что движение, развитие не является простым перемещением или количественным ростом готовых, неизменных предметов, комбинацией неких "вечных сущностей", "элементов мира", а представляет собой процесс постоянного отмирания старого и возникновения нового.

Под новым материалистическая диалектика понимает то, что растёт и развивается, имеет будущее, под старым - всё отжившее, осуждённое развитием на гибель.

Извратители науки выдают реакционное за новое. Так, в своё время вульгаризаторы науки объявили "новым" бригадно-лабораторный метод, насаждавшийся ими в школах. В действительности этот метод не был прогрессивным явлением, а наоборот, мешал и препятствовал правильному обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Некоторые из советских композиторов под видом "нового" пытались внедрить в советскую музыку модные на западе формалистические извращения, знаменующие деградацию и распад буржуазной культуры.

В действительности новое - лишь то, что прогрессивно. Если бы в процессах, протекающих в природе и обществе, не возникало новое как прогрессивное, то это означало бы конец развития.

Реакционеры пытаются под флагом "нового" протащить старое, реакционное. Известно, что гитлеровцы выдавали господство немецкого империализма над другими народами за "новый порядок". На самом деле это был реакционный, зверский, фашистский режим.

Появление нового и отмирание старого в процессе развития является важнейшим, непреложным законом, присущим всем формам движения, всем предметам и явлениям природы и общества.

Отмирание старого и возникновение нового в природе. Процесс возникновения Земли и всей солнечной системы, как его рисует передовая астрономическая мысль, представляет собой переход от относительно простых форм материи к более сложным. Согласно теории академика О. Ю. Шмидта, Земля со всем огромным богатством явлений, происходящих на ней и в ней, образовалась вследствие долговременного процесса объединения пылевидных частиц рассеянной межзвёздной материи. Советскими учёными установлено, что и в настоящее время происходит непрекращающийся процесс возникновения новых небесных тел.

Возникновение и развитие жизни также является ярким свидетельством того, что развитие есть проявление нового. Развитие жизни от первоначальных, простейших организмов до современных животных и растений служит ярчайшим подтверждением диалектического понимания развития как отмирания старого и появления нового,

Биологическая наука раскрыла и доказала, что как процесс видообразования, так и процесс индивидуального развития особи является всегда отмиранием старого и появлением нового. Жизнь есть процесс коренных изменений, прохождения целого ряда стадий, отличных одна от другой. На каждой стадии развития организм - иной, чем на предыдущей. Теория стадийности развития организмов, созданная академиком Т. Д. Лысенко, показывает, что организм в своем индивидуальном развитии переходит из одной стадии в другую. При этом новая стадия является по отношению к прежней стадии высшей. Так, на стадии яровизации растение не может дать стебля, а тем более образовать колос и зерно. Образование их происходит на новой, высшей стадии, которая невозможна без предыдущей стадии яровизации.

Ещё более ярко такой характер развития проявляется в процессе видообразования. Этот процесс, происходящий под влиянием условий среды, только и мыслим как процесс появления нового и отмирания старого.

Образованно нового в органической природе, происходящее под направляющим влиянием среды, является процессом приспособительным. Новое формируется, закрепляется и сохраняется на основе соответствия условиям среды. Старые виды отмирают, как не соответствующие изменившимся условиям, а новые виды возникают и закрепляются потому, что они соответствуют этим условиям.

Отмирание старого и возникновение нового в обществе. Закон отмирания старого и возникновения нового ярко проявляется в развитии общества. Общественная жизнь никогда не стоит на одном месте, она находится вечном движении. В жизни всегда существует новое, старое, растущее и умирающее.

На наших глазах происходит процесс гибели старого, капиталистического строя. Его место занимает новый строй - социалистический. Неизбежность поражения капитализма и победы коммунизма коренится в закономерном процессе гибели старого и возникновения нового, и никакие усилия империалистической реакции не в состоянии остановить ход исторических событий.

Ярким примером возникновения и развития нового является вся история советского социалистического общества. Осуществлённая под руководством Коммунистической партии Советского Союза в октябре 1917 г. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась поворотным пунктом в истории человечества от его пред-истории к подлинной истории, к новой общественной формации - социализму. В тезисах Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС и Института Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина о пятидесятилетии Коммунистической партии Советского Союза сказано:

"Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества - эру крушения капитализма и торжества социализма и коммунизма. Победа советской революции в России знаменовала собой коренной поворот в судьбах человечества, во всемирной истории - от старого, капиталистического мира к новому, социалистическому миру.

Октябрьская революция нанесла смертельную рану капитализму, расшатала и ослабила устои империализма, облегчила борьбу международного пролетариата против капитала. Наша Коммунистическая партия превратилась из силы национальной в международную, интернациональную, в "Ударную бригаду" мирового революционного и рабочего движения" [9].

Движение социалистического общества к коммунизму представляет собой непрерывный процесс отмирания старого и возникновения нового в промышленности, сельском хозяйство, науке, культуре и быту. Какого бы высокого уровня в своем развитии ни достигла та или иная область жизни советского общества, она не останавливается и не может остановиться на этом. При коммунизме процесс развития также будет представлять собой отмирание устаревшего, отживающего и возникновение нового, ещё более высокого.

Таким образом, развитие как процесс отмирания старого и возникновения нового - всеобщий закон, неумолимо действующий на всех ступенях развития живой и неживой природы, на всех ступенях развития общества.

4. Неодолимость нового, прогрессивного

Неодолимость нового в развитии явлений природы. Материалистическая диалектика учит, что для научного понимания важно не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным.

Новое в своем развитии н борьбе против старого неодолимо. Неодолимость нового вытекает из того, что оно оказывается более соответствующим данным условиям развития. Определяясь этими условиями, вытекая из них, оно вытесняет собой старое, одолевает и уничтожает старое. В природе, в общество, в истории развития знаний - всюду новое одолевает старое, идет на смену старому, вытесняет старое, обеспечивая неодолимый поступательный процесс развития от низшего к высшему.

Так, по мере развития нашей планеты па ней закономерно появлялись всё новые н новые, всё более и более сложные химические соединения, вплоть до образования сложнейших органических соединений. По мере дальнейшего развития условий возникали соединения, близкие к белкам, и, наконец, возникли белковые соединения, обладающие свойствами биологического обмена веществ - появилась жизнь на земле. Вначале это были, может быть, отдельные, единичные, немногочисленные факты появления живого из неживого. Но раз условия для возникновения жизни сложились, то живое, появившись, росло, развивалось, занимая всё более и более обширную площадь, пока не покрыло собой всю поверхность земного шара.

То же самое можно видеть в дальнейшем развитии всё новых и новых разновидностей и видов животных, растений и микроорганизмов. Одни разновидности и виды стареют и отживают свой век, другие нарождаются, побеждают и вытесняют собой старые виды и разновидности, всё время обновляя формы жизни. Каждый новый вид зарождается в недрах старого, старый вид является источником нового. Новые виды неодолимо вытесняют собой старые виды.

Но менее ярко закономерность и неодолимость рождения нового проявляется и в индивидуальном развитии организмов. Организмы последовательно и закономерно проходят стадии развития. Новые стадии неодолимо приходят на смену старым, предыдущим стадиям. Если растение закончит стадию яровизации, а в среде обитания будут нужные условия, способствующие переходу в следующую стадию, то закономерно совершается переход растения из стадии яровизации в световую стадию.

Неодолимость нового в развитии общества. Неодолимость нового является также законом общественного развития.

Одни, старые, общественно-экономические формации сменяются другими, новыми, исторически более прогрессивными. Рабовладельческий строй вытеснил первобытно-общинные формы жизни. Феодализм пришёл на смену рабовладельческому строю и в свою очередь был вытеснен капитализмом. Последний также изжил себя и уступает место социализму. Вначале социализм победил лишь в одной стране - в СССР, но теперь народы Китая, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Северной Корен вырвались из цепей капиталистического рабства и стали па путь мира, демократии и социализма.

Ни одна новая общественная формация не может возникнуть раньше, чем для неё будут созданы условия в недрах старого общественного строя. Но раз условия для нового, более прогрессивного общественного строя сложились, то никакие силы не могут остановить уничтожение старых, отживших своё время общественных порядков и замену их новыми, более прогрессивными. Рождение нового и отмирание старого обусловлено всем предшествующим развитием и представляет собой объективную историческую закономерность.

На первых порах новое бывает слабее старого. Однако, чем дальше идет вперёд процесс развития, тем всё больше растет сила и мощь нового.

В России второй половины XIX в, пролетариат был ещё слабым. Но, несмотря на свою слабость и малочисленность, он, будучи новым, до конца революционным классом, рос и развивался вместе с развитием капитализма и уже в начале XX в. (1905 г.) стал великой революционной силой, способной побеждать. В октябре 1917 г. пролетариат России совершил социалистическую революцию, являющуюся поворотной вехой в развитии мировой истории.

В наши дни на мировой арене происходит ожесточённая борьба нового со старым, лагеря сторонников мира, демократии и социализма с лагерем империализма, с поджигателями войны.

Неодолимость нового ярко проявилась в победе великого китайского народа. Гоминдановская клика, опираясь на старые, реакционные силы и пользуясь экономической и военной поддержкой со стороны реакционеров Америки и Англии, много лет терзала страну. Но силы китайского народа, возглавляемые Коммунистической партией, росли и крепли, в то время как силы реакции в Китае под ударами китайского народа падали и разлагались. В результате решительной борьбы новых сил против старых новое одержало победу над старым. Победа китайского народа над силами империализма и феодальной реакции является величайшим историческим событием, мощным ударом по умирающему капитализму. Теперь Китайская Народная Республика идёт по пути социалистической индустриализации и социалистических преобразовании в народном хозяйстве.

Неодолимость нового выражается и в том, что растут силы демократии, растёт организованность пролетариата внутри самих капиталистических стран в Италии, Франции, в странах Ближнего и Среднего Востока и т. д. Трудящиеся массы, а вместе с ними и передовые учёные, писатели, политические деятели разных стран всё решительнее становятся в ряды сторонников мира, демократии и социализма.

Возможность и действительность. Развитие представляет собой процесс отмирания старого и возникновения нового. Марксистская диалектика исследует пути, которыми осуществляется развитие и победа нового.

Неодолимость нового имеет свои корни в объективном мире. Новое располагает большими возможностями развития, чем старое: оно соответствует новым условиям, а потому способно развиваться многообразнее, более ускоренным темпом. Новое более жизнеспособно, чем старое, ибо выражает поступательный ход развития.

Неодолимость нового, его победа над старым - а без этого нет развития - есть процесс превращения в действительность того, что существует вначале как возможность.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что важно уметь обнаруживать объективные возможности и превращать их в действительность, не смешивать возможность с действительностью.

После поражения революции 1905-1907гг. В. И. Ленин дал глубочайший анализ экономического и политического развития России, показав, что ни один из коренных вопросов русской революции не был разрешён, а, следовательно, возможности нового подъёма рабочего движения остались. В предвидении нового подъёма революционного движения масс Ленин призывал терпеливо и активно работать в направлении организованного отступления и подготовки решительного перехода русского пролетариата в наступление против царизма и капитализма. Известно, с каким мастерством большевики во главе с Лениным провели эту работу по превращению возможности русской революции в действительность, в победу революции.

Все явления неорганической и органической природы говорят о том, что развитие совершается путём возникновения нового, превращения его из возможности в действительность.

Превращение возможности в действительность - это сложный и противоречивый процесс. Не всегда возможность становится действительностью: для этого нужны определённые условия.

Так, существует реальная возможность превращения любого газа в жидкость посредством увеличения давления и его сжатия. Однако, чтобы эта возможность стала действительностью и газ превратился в жидкость, он должен быть охлажден ниже так называемой "критической" температуры. Иначе никаким увеличением давления превратить его в жидкость не удастся. Но если нужные условия созданы, то газ с неизбежностью превратится в жидкость.

Возможность возникновения жизни заложена в самой природе, но эта возможность в солнечной системе реализована и превратилась в действительность на Земле. В последнее время наука пришла к выводу о наличии некоторых форм жизни на Марсе. Но на Луне, например, эта возможность не могла превратиться в действительность и силу отсутствия там нужных для жизни условий. В органической природе заложена возможность появления мыслящей материи. Однако для реализации этой возможности потребовалось больше миллиарда лет развития живых форм.

Материалистическая биология учит, что наследственность организма есть способность требовать для своего развития определённых условий существования, что только при наличии этих условий организм может повторить путь, пройденный его предками, проходя последовательно одну стадию за другой. Свойства наследственности дают возможность организмам осуществить определённый путь развития, но реализация этой возможности обусловлена средой, в которой живёт организм. Будут условия - возможность станет действительностью, не будет их - возможности так и останутся нереализованными.

Процесс превращения возможности в действительность закономерен и необходим как процесс возникновения нового и неизбежной гибели старого.

Превращение возможности в действительность в обществе. Подобно всякому процессу развития, развитие в общественной жизни также представляет собой превращение в действительность того, что существует вначале как возможность, в виде тенденции. Естественно, что в условиях общества этот процесс превращения возможности в действительность отличается глубоким своеобразием.

Диалектический материализм учит, что превращение возможности в действительность осуществляется в обществе не автоматически, а на основе действия объективных законов, в ходе упорной борьбы людей, движимых определёнными классовыми, общественными интересами. Решающим условием превращения возможности в действительность в общественной жизни является практическая деятельность людей, в классовом обществе - борьба классов.

В классовом, антагонистическом общество за каждой возможностью стоят определённые классы, каждый из которых, исходя из своих интересов, ведёт борьбу за осуществление определённой возможности. Возможность прогрессивного развития имеет более глубокие корни в жизни, она выражает потребности развития материальной жизни общества. Но ей противостоит такая возможность, за которую цепляются отживающие, реакционные силы общества. Такого рода возможность сама по себе, самотёком не исчезает.

Марксизм-ленинизм учит, что новые экономические законы общественного развития проявляют себя и вступают в действие не самотёком, а в результате борьбы прогрессивных сил общества. Класс прогрессивный заинтересован в том, чтобы прекратили своё действие старые экономические законы и вступили в силу новые. Классы реакционные заинтересованы в сохранении старых общественных порядков и потому сопротивляются установлению новых общественных условии, в которых могут проявиться новые экономические законы,

Чтобы новый экономический закон получил полный простор для своего действия, необходима борьба прогрессивных сил, и только в результате этой борьбы и победы прогрессивных сил создаются условия и возможности действия нового закона. В этом одна из существенных отличительных особенностей законов общественного развития от законов естествознания.

Подчёркивая объективность законов природы и общества, их независимость от воли и желания люден, марксизм-ленинизм вместе с тем показывает отличие экономических законов от законов природы, выявляет решающую роль борьбы прогрессивных сил общества, в результате которой создаются условия для проявления новых объективных законов общественного развития.

Умирающие классы добровольно не уходят со сцены. Они стремятся использовать все возможности для продления своего существования. Всей своей деятельностью реакционные классы препятствуют превращению возможности прогрессивного развития в действительность, а иногда добиваются временной победы, если прогрессивные силы не проявляют достаточной активности и упорства в борьбе за новое.

Борьба за реализацию возможности прогрессивного развития - это мобилизация масс на борьбу с силами, отстаивающими старое.

Так, в России в 1917 г. имелась объективная возможность победы трудящихся над эксплуататорами. Но существовала объективно и другая возможность - возможность временного сохранения власти капиталистов и помещиков. Коммунистическая партия сумела организовать массы на борьбу против самодержавия и империализма, а рабочий класс сумел воспользоваться сложившейся внутренней и международной обстановкой и в революции разгромил силы реакции, отстаивавшие старое.

Без умелой и решительной борьбы, которую осуществили трудящиеся массы нашей страны в период Октября под руководством Коммунистической партии, победа над капитализмом осталась бы на известное время лишь возможностью, хотя и реальной возможностью. Она не превратилась бы в действительность сама собой, автоматически.

В 1918-1920 гг. в ряде стран Европы - в Германии, Венгрии и других - имелись объективные условия для победы пролетариата над буржуазией и свержения власти капиталистов. Однако из-за предательства социал-демократии, слабости компартий в этих странах и ряда других причин возможность победы не была превращена в действительность. Другое мы видим в наши дни в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Здесь во-время были использованы возможности победы трудящихся и установлен режим народной демократии.

Роль науки в превращении возможности в действительность. Огромную роль в превращении возможности в действительность играет наука, раскрывающая законы развития явлений природы и общественной жизни. Познание законов природы делает человеческую деятельность целенаправленной, не противоречащей реальному ходу явлений, т. е. объективному процессу вызревания возможностей и созданию условий превращения их в действительность.

До открытия естествознанием закона сохранения и превращения энергии многие учёные и изобретатели бились над попытками создать "вечный двигатель" (perpetuum mobile) - машину, которая работала бы, не затрачивая на это эквивалентного количества энергии. Все эти попытки были обречены на пропал, так как они не опирались на реальную возможность, противоречили законам природы.

Открытие законов природы раскрывает реальные возможности и открывает путь к превращению возможности действительность. Объективно имеется возможность полёта человека на аппаратах тяжелее воздуха. Эта возможность была реализована впервые в мире русским инженером А. Ф. Можайским, создавшим на основе учёта физических и аэродинамических законов летательный аппарат тяжелее воздуха.

В природе электромагнитных волн содержится возможность использования их для передачи сигналов на большие расстояния без проводов. Впервые в истории эту возможность увидел и реализовал замечательный русский учёный А. С. Попов. Современные достижения радиотехники говорят о том, какие ранее скрытые возможности стали теперь повседневной действительностью.

Пока не были известны законы общественного развития, нельзя было наметить пути социалистического преобразования общества, и дело ограничивалось мечтами утопистов ''о лучшем будущем". Только марксизмом-ленинизмом эти законы были познаны. Они стали основой борьбы рабочего класса всех стран, основой борьбы коммунистических партий за претворение в действительность возможности победы социализма над капитализмом.

5. Неодолимость нового и превращение возможности
в действительность в социалистическом обществе

Социалистическое общество качественно отлично от всех предшествующих общественных формации. Качественное своеобразие социалистического общества определяет специфику проявления закона неодолимости нового.

Коммунистическая партия Советского Союза как руководящая и направляющая сила советского общества подмечает, поддерживает и воспитывает ростки нового, создает условия для развития и победы нового. Так партия возглавила и организовала движение бедняцких и середняцких слоев крестьянства за коллективизацию. По призыву и под руководством Коммунистической партии крестьяне еще, в первые годы Советской власти создавали местами товарищества по совместной обработке земли. Первые объединения крестьян были теми зачатками, которые показывали крестьянству преимущества крупного хозяйства.

Партия поддерживала и заботливо выращивала эти ростки нового, добиваясь создания условий, при которых движение за коллективизацию сельского хозяйства могло стать массовым.

В 30-х годах, когда такие условия были созданы, Коммунистическая партия при поддержке крестьян организовала массовый поход крестьянства в колхозы, в результате чего вместо разрозненных мелкокрестьянских хозяйств было создано крупное социалистическое сельскохозяйственное производство.

То же самое имело место в движении ударничества и других, высших формах социалистического соревнования. Подхватывая эти новые, прогрессивные явления, Коммунистическая партия Советского Союза придала им размах всенародного и организованного движения, революционизирующего социалистическое производство и поднимающего его на новые и новые ступени. Социалистическое соревнование, зародившееся в недрах народа, постоянно поддерживаемое и направляемое Коммунистической партией, превратилось в могучую силу роста промышленности, в рычаг постепенной ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом.

Если в любом эксплуататорском обществе, расколотом на враждебные классы, новое поддерживается только передовыми, прогрессивными классами при отчаянном противодействии классов реакционных, то при социализме - впервые в мировой истории - на стороне нового выступают силы всего народа, возглавляемые Коммунистической партией.

В советском обществе новые явления, о какой бы стороне жизни ни шла речь, поддерживаются Коммунистической партией, Советским правительством, общественными, научными и иными организациями трудящихся. Это придаёт новым явлениям особую силу неодолимости и делает новое ведущим началом во всей жизни советского общества.

Благодаря тому, что при социализме ростки нового во-время подмечаются и поддерживаются народом и его авангардом - Коммунистической партией, новое в своём развитии обладает громадной силой и с успехом преодолевает сопротивление старого. Разумеется, и при социализме новое встречает трудности, помехи, сопротивление сил старого; имеют место борьба между новым и старым, конфликты между ними. Но это сопротивление качественно иное в сравнении с тем сопротивлением, которое встречает на своем пути новое в обществе, разделённом на враждебные классы.

В процессе активного превращения возможностей в действительность огромное значение имеет руководящая направляющая деятельность Коммунистической партии, организованность и сознательность трудящихся масс.

Коммунистическая партия разоблачила попытки врагов советского народа - бухаринцев подменить марксистско-ленинскую диалектику метафизической теорией "самотёка" и "стихийности". Марксизм-ленинизм обязывает всегда помнить, что возможность не является ещё действительностью. Чтобы возможность превратить в действительность, нужна большая организационная и политическая работа партии в массах, нужна целенаправленная практическая деятельность трудящихся.

"Выходит, таким образом, - говорил И. В. Сталин, - что нужно строго различать между возможностями, имеющимися в нашем строе, и использованием этих возможностей, превращением этих возможностей в действительность" [10].

Возможность победы социализма в нашей стране при наличии диктатуры пролетариата и союза рабочего класса с крестьянством была реальной возможностью. Однако остатки недобитых эксплуататорских классов вкупе с иностранными интервентами пытались реставрировать капитализм в СССР. Коммунистическая партия приняла все меры, чтобы ликвидировать возможность реставрации Капитализма и превратить возможность построения социализма в СССР в действительность. Партия разгромила врагов рабочего класса - троцкистов и бухаринцев, толкавших нашу страну на путь реставрации капитализма. Партия взяла твёрдый курс на социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, мобилизовала трудящихся на ликвидацию кулачества как класса на основе сплошной коллективизации, подготовила и осуществила наступление социализма по всему фронту.

С построением социализма в СССР и утверждением таких его новых движущих сил, как морально-политическое единство всего народа, дружба между народами, советский патриотизм, произошли дальнейшие глубокие изменения в формах превращения возможности в действительность в советском обществе.

Пока существовали эксплуататоры, кулачество, пока имели место непримиримо враждебные противоречия между трудящимися, с одной стороны, и ещё не до конца ликвидированными эксплуататорскими классами - с другой, в развитии страны были две возможности: либо итти вперёд - к социализму, либо назад - к капитализму.

При социализме благодаря ликвидации эксплуататорских классов, уничтожению антагонистических противоречий между классами, сложилось морально-политическое единство народа. Благодаря этому неисчерпаемые возможности советского социалистического строя превращаются в действительность на основе дружного, самоотверженного труда советских людей. Однако и при социализме возможность становится действительностью через борьбу со старым.

Борьба за новую действительность предполагает и требует разоблачения и ликвидации остатков старого. В условиях социализма необходимо раскрывать и преодолевать в борьбе остатки буржуазной идеологии в сознании людей, вести борьбу с попытками протащить в науку, литературу, искусство растленные идеи империалистической идеологии, вести борьбу с национализмом, космополитизмом и другими реакционными проявлениями буржуазной идеологии, которые могут проникать в сознание отдельных представителей советской интеллигенции.

Советский народ идёт к коммунизму. В СССР имеются все возможности для построения коммунизма: материальная база (высокоразвитая социалистическая индустрия, социалистическое сельское хозяйство), советский общественный и государственный строй, испытанная и закалённая в боях Коммунистическая партия.

Превращение возможности построения коммунизма в действительность представляет собой самоотверженную борьбу всего советского народа за дальнейшие успехи в пасти хозяйства, науки, культуры, борьбу за ещё более высокое, ещё более прогрессивное в советской жизни. Именно потому, что возможности проявляются при социализме не в условиях взаимной борьбы социальных групп, а в условиях морально-политического единства всего народа, - новое, более прогрессивное завоёвывает всеобщее признание, поддерживается всеми силами общества и одерживает решительную победу над старым.

6. Значение марксистского положения о движении
и развитии для практической деятельности
Коммунистической партии

Положение марксистского диалектического метода о движении и развитии имеет большое значение для практической деятельности Коммунистической партии.

Положение о движении, обновлении, развитии даёт ключ к познанию всех явлений объективного мира. Будучи единственно научным методом познания мира, марксистская диалектика представляет собой могучее орудие то изменения.

Основоположники марксизма, применив теорию развития к изучению общества, определили пути уничтожения капиталистического строя и создания строя социалистического. Вооружённые марксистско-ленинской теорией, коммунистические партии стали во главе могучего движения пролетарских масс по пути к коммунизму. Вся деятельность марксистско-ленинской партии является ярким выражением практического применения теории развития к обществу. Если общество находится в состоянии непрестанного движения, изменения и развития, то ясно, что капитализм не вечен, что он обязательно должен уступить своё место новому, более прогрессивному общественному строю - социализму. Если новое, возникающее и растущее неодолимо, то ясно, что надо ориентироваться не на старое, хотя бы оно и занимало ещё преобладающее место в обществе, а на новые, прогрессивные общественные классы - на рабочий класс. Марксизм учит, что Коммунистическая партия, чтобы не ошибиться в политике, должна смотреть вперёд, а не назад.

Руководствуясь марксистским учением о развитии, рассматривая капитализм как преходящую общественно-экономическую формацию, Коммунистическая партия Советского Союза поставила задачу свержения капитализма и построения коммунизма. Партия сплотила и повела за собой массы трудящихся, осуществив свершение сласти помещиков и капиталистов в России в 1917 г. Рассматривая развитие общества как процесс отмирания старого, отживающего и появления нового, нарождающегося, Коммунистическая партия возглавила движение прогрессивных сил в борьбе за новый, высший строй - социализм, в короткий исторический срок осуществила построение социализма в СССР.

Ныне на путь строительства нового общественного строя - социализма встали трудящиеся ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Во главе этого могучего движения стоят коммунистические партии, руководствующиеся марксистско-ленинской наукой о законах развития общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества.

Коммунистическая партия настойчиво добивается осуществления стоящих перед ней задач в борьбе за новый общественный строй. Какие бы трудности ни стояли на пути, партия преодолевала их, руководствуясь положением марксистской диалектики о неодолимости нового, прогрессивного.

"Преодолевая огромные трудности - хозяйственную разруху и голод, отбивая бешеные атаки иностранных интервентов (так называемый "поход 14 государств" против Советской России) и мятежи внутренней контрреволюции, Коммунистическая партия привела народы нашей страны к полной победе над интервентами и белогвардейцами.

История никогда не забудет величайшего героизма, который показали рабочие и крестьяне в годы интервенции и гражданской войны, отстаивая свою молодую Советскую республику. Ни голод и разруха, ни отсутствие топлива, одежды, обуви, ни эпидемии тифа и другие бедствия, ни кулацкие мятежи, организованные агентами империалистических хищников, мечтавших о разделе России о превращении её в колонию империалистических держав, - ничто не могло сломить непоколебимую волю трудящихся нашей страны к победе над эксплуататорскими классами, к строительству новой, социалистической жизни" [11].

Коммунистическая партия в каждый исторический момент умела находить новое, прогрессивное и оказывать ему поддержку. В результате деятельности партии новое, прогрессивное, вначале слабое, становилось сильным, всепобеждающим.

Партия раскрывает перед советским народом неисчерпаемые возможности, таящиеся в социалистическом экономическом и политическом строе, ведет огромную работу но мобилизации масс на использование этих возможностей, на превращение возможности коммунизма в действительность.

Все мероприятия партии, правительства по вопросам хозяйства, науки и культуры служат яркими примерами раскрытия нового и активной поддержки его.

Руководствуясь учением марксистской диалектики о неодолимости нового, о процессе развития как превращении возможности в действительность, Коммунистическая партия и Советское правительство направляют усилия миллионов советских людей на борьбу за дальнейший подъём народного хозяйства и культуры. Чувство нового является драгоценным качеством строителей коммунизма.

Положения марксистской диалектики имеют важное значение и для развития передовой науки.

Руководствуясь диалектическим методом, советские учёные добились крупных успехов в науке. На примере борьбы мичуринской биологии с вейсманизмом-морганизмом можно видеть огромное значение применения диалектического метода в науке. Вейсманизм-морганизм отрицал в развитии живой материи появление нового и сводил её развитие к перекомбинации несуществующего вечного, неизменного и бессмертного наследственного вещества. В результате вейсманизм-морганизм, будучи антинаучным, оказался вредным практически. Домыслы вейсманистов, основанные на идеализме и метафизике, не соответствовали практике и были отброшены ею. Наоборот, мичуринская биология, последовательно применяя диалектическое учение о развитии, смогла раскрыть и объяснить факторы изменчивости организмов, доказать направленность и наследственность изменений, полученных организмом под влиянием условий среды. Биологическая наука была поднята на новую, высшую ступень её развития. Мичуринская биология оказалась способной не только объяснить развитие живой природы, но и активно направлять этот процесс в соответствии с задачами и интересами народного хозяйства - создавать новые породы животных и новые сорта сельскохозяйственных растений.

Положения марксистского диалектического метода о всеобщности развития, о борьбе нового со старым, о неодолимости нового имеют непосредственное применение и к самой науке.

Если всё развивается, то не может стоять на месте и самая наука. Требование развития предохраняет науку от закоснелости и догматизма. Внимание учёных привлекается к тому, чтобы не успокаиваться на достигнутом, а искать новых путей в науке, видеть ростки нового, поддерживать это новое и укреплять его.

Положение о том, что содержанием развития является борьба между отжившим старым и нарождающимся новым приобретает в науке особое значение. Формами раскрытия этой борьбы между новым и старым являются борьба мнений, творческие дискуссии, научная критика и самокритика.

Марксизм-ленинизм учит творческому применению положений диалектики к практической деятельности. Марксизм-ленинизм является врагом всякого догматизма, указывает путь к успешному решению сложнейших вопросов практической деятельности и развития науки.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Природа находится в состоянии непрестанного движения, изменения, обновления и развития. Это - один из всеобщих законов действительности, которому подчинены все явления неорганического и органического мира и общественной жизни. Поэтому марксистский диалектический метод учит рассматривать все явления с точки зрения их возникновения, развития и отмирания.

Материалистическая диалектика различает ряд основных, качественно своеобразных форм движения материи: химическое движение, физическое, химическое, биологическое и общественное развитие. Каждая из этих форм движения характеризуется специфическими закономерностями, присущими только ей ; несводимыми к закономерностям других форм движения.

Марксистский диалектический метод учит, что движение не есть повторение старого, а представляет собой процесс отмирания старого и возникновения нового. При этом зарождение нового происходит в недрах старого, и новое, представляющее собой шаг вперёд, неодолимо.

Новое рождается только при наличии определённых условий. Только в соответствующих условиях возможность нового превращается в действительность. Средством превращения возможности в действительность в обществе является практическая деятельность людей.

Положение марксистского диалектического метода об изменении, обновлении и развитии в природе и обществе имеет огромное практическое и теоретическое значение. Марксистская философия требует смотреть вперёд, а не назад, заботливо воспитывать в народе драгоценное чувство нового. Коммунистическая партия руководствуется положениями марксистской диалектики в своей практической деятельности. Они служат орудием познания мира и его революционного преобразования.

1 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 45
2 И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, 1952, с. 576
3 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 44
4 В. И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 436
5 И. В. Мичурин, Сочинения в четырёх томах, т. 1, Сельхозгиз, М.1948, с. 629
6 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 44
7 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, с. 52
8 В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 314
9 «Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903 - 1953)», Госполитиздат, 1953, с.18
10 И. В. Сталин, Соч., т. 12, с. 341
11 «Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903 - 1953)», Госполитиздат, 1953, с.18-19

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru