«Мерцание смысла» - устойчивость и мерцательность
(вводное эссе)

Богданов Н.И.

Откуда взялась эта напасть - постмодернизм, постнеклассичность и сама приставка «пост-», которая знаменует переход от качественных изменений к количественному их накоплению? Приходится предположить, что подобные трансформации имеют закономерное основание. Оно было найдено в законе гомеостатического структурирования. Этот закон исходит из того, что для сохранения гомеостаза нужна оперативность получения сведений о жизнеобеспечивающих объектах внешней среды. Согласно закону гомеостатического структурирования количество сведений в единицу времени растёт от двух до четырёх, а затем начинает падать и при семи становится равным оперативности бинарного распознавания. Удивительно, что эта закономерность была эмпирически найдена очень давно. Омар Хаям выразил ее в одном из своих рубаев:

Управляется мир Четырьмя и Семью.
Раб магических чисел - смиряюсь и пью.
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!

Вблизи максимума оперативность меняется незначительно. Поэтому числа три (чаще) и пять (реже) используются наряду с числом четыре. Число двенадцать соответствует оперативности близкой к нулю.

Этими числами выражаются число выводов, этапов, периодов, градаций, качеств, рубрик, призовых мест, цветов спектра и т.п. Числа близкие к двенадцати соответствуют углубленным («научным») исследованиям.

Язык тоже подчиняется этим "магическим" количествам. В частности, им отвечают число словарных значений слова, число букв в слове и основные грамматические закономерности.

Властвуют они и в структурах письменной продукции (в числах, томов, глав, параграфов, пунктов и подпунктов, строк в абзаце). В зависимости соответствия этим закономерностям тексты делятся на легкие, средние и тяжелые для чтения.

Таким образом, пока обыденное и научное знание структурировалось в пределах «магических» чисел в них происходили качественные изменения. По мере выхода за эти пределы изменения приобретают количественный характер. Они становятся недоступными для охвата и исчерпания индивидуальным восприятием, превращаясь в некое устойчивое, но неопределенное формирование.

Полезным примером такого соединения устойчивости и неопределенности (в данном случае «мерцательности») дает поведение лампочки накаливания, питаемой переменным током. По мере увеличения частоты лампочка мигает всё чаще, пока мигание не исчезает вовсе, причем это происходит еще до того как проявится инерционность вольфрамовой спирали. Момент исчезновения миганий зависит от порога их различимости зрительной системой воспринимающего свет индивида.

Этот пример показывает, как формируется та единственная реальность, с которой мы только и можем иметь дело. Она возникает в процессе взаимодействия (интеракции) внешней среды с нашим сознанием, которое объединяет данные всех средств восприятия и оформляет на их основе видимый образ этой Реальности.

Той единственной Реальности, в которой живут и действуют материалисты и идеалисты. Реальности, которую исследуют физики и которой вдохновляются математики. Реальности которую познают биологи и психологи. Реальности, средства описания которой систематизируют семантики. Реальности, которую стремятся постичь интересующиеся не только самими сознанием и реальностью, но и бессознательным, значимостью, смыслом, консонансом и всем, что заключает в себе или затрагивает серия эссе «Мерцание смысла». В целом же эта серия стремится выразить некоторые стороны идеологии интерактивной реалистики.

сентябрь 2022 г.

© Богданов Н.И.

 

«18+» © 2001-2023 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker