раздел «Философия сознания»

Эссе раздела


Сознание в статусе «надформы» интеллекта


 

Достаточность функциональных проявлений сознания для его систематической реконструкции


 

Теория здравосмысленных решений


 

Онтологический статус психики и его оценка академической философией


 

Психика или сознание? Карта позиций по проблеме когнитивного процесса


 

Феноменология образа


 

Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции


 

Эмоции рационального происхождения


 

Ошибка истолкования философского материализма как источника механистической трактовки предмета «сознания»


 

Сознание


 

Тройная миссия сознания


 

Моделирование субъективной реальности


 

Единство «пространства понимания»


 

Понятие «мышление» в свете функциональной нагруженности


 

Чувство прекрасного


 

Эпический кретинизм


 

Навык прочтения - напрасный дар познания


 

Метапредставления у животных: мнение скептика


 

Материя и сознание


 

Первичность материи и вторичность сознания


 

Моделирование субъективной реальности

Петров А.Н.

Содержание

Огл. 1. Введение

Начнём со ссылки.

Цитата: "Перейдем к обсуждению самой запутанной и самой величественной философской проблемы - гносеологической. Очевидная парадоксальность одновременно делает эту проблему и одной из самых изящных. Вот суть проблемы. Содержание сознания - это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Но как мы можем узнать, каковы вещи на самом деле, если мы знаем о них только то, что известно нашему сознанию?"

Приведённая цитата взята из монографии В.М. Аллахвердова "Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания" [1]. Позволим себе считать приведённый текст квинтэссенцией проблемы, сформулированной эрудированным экспертом на базе всестороннего анализа истории вопроса.

Взяв столь весомую цитату, постараемся проанализировать её основные положения.

№1. "Содержание сознания - это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены".

Первое утверждение бесспорно.

№2. "Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей".

Рассмотрим применение глагола "знать". Спросим человека, знает ли он, что такое пароход? Человек ответит утвердительно и опишет данный объект, опираясь на свою систему понятий по данному типу объектов. Если Ваша и его системы понятий близки, то вы его поймёте. Если нет, то ему придётся не только рассказать о пароходе, но и, предварительно, поделиться с Вами своей системой понятий.

Из данного примера следует, что использование глагола "знать" в отношении "вещей" заранее предполагает наличие системы понятий, с помощью которых данные "вещи" можно охарактеризовать.

Если допускать, что "вещи" - элементы субъективной реальности, тогда наличие соответствующей системы понятий естественно.

Если допускать, что "вещи" существуют за пределами сознания в объективной реальности, тогда возможность их описания проблематична. Например, без принятия того, что объективная реальность пространственно (то есть по типу субъективной) развёрнута и того, что "вещи" существуют в форме объектов, нам не удастся описать их с помощью нашей геометрии и нашей физики.

Таким образом, применение глагола "знать" по отношению к "вещам" в объективной реальности не имеет смысла без выставления некоторых предварительных условий, гарантирующих наличие системы определяющих понятий.

Рассматриваемое утверждение (№2) в скрытом виде выставляет и использует предварительные условия, заранее предполагая наличие у человека системы понятий, определяющих элементы объективной реальности.

№3. "Но как мы можем узнать, каковы вещи на самом деле, если мы знаем о них только то, что известно нашему сознанию?"

В этом вопросе, который базируется на втором утверждении, предполагается, что "вещи на самом деле" (надо полагать в объективной реальности) в принципе могут быть определены с помощью системы понятий человека и остаётся только узнать, как это сделать. Здесь же предполагается, что существует единственный верный путь познания, ведущий к абсолютной истине: "вещи на самом деле".

Возможность "узнавания, каковы вещи на самом деле", то есть формирования образов субъективной реальности (того единственного, согласно утверждению №1, в чем мы можем быть уверены) полностью соответствующих элементам объективной реальности вытекает из скрытого выставления предварительных условий, сделанного во втором утверждении, и поэтому является предварительным необоснованным допущением, неосознанно введённым в теорию познания.

Из проделанного анализа мы выводим принципиальную невозможность создания человеком "истинной" картины объективной реальности, если не доказано наличие у человека системы понятий, определяющих элементы объективной реальности.

Не доказав данное положение или обнаружив, что в объективной реальности по человеческим понятиям "вещей" нет, мы не можем применять понятие "вещь" (и его любые синонимы) в отношении элементов объективной реальности. Отсюда все утверждения, бездоказательно подразумевающие наличие "вещей" в объективной реальности, некорректны, а вопрос появления "вещей" в субъективной реальности вырастает в важную проблему гносеологии.

Проблематичная возможность создания человеком "истинной" картины объективной реальности, во всяком случае, не ограничивает его в создании более или менее удачных приближений.

Предыдущие рассуждения показывают, что я согласен с теми, кто считает, что знание это субъективный образ объективной реальности. Субъект частью неосознанно, частью осознанно формирует данный субъективный образ до той степени приближения, до которой его система ощущения и его система осознания реальности позволяют это сделать.

Формирование субъективного образа удобно рассматривать как моделирование объективной реальности. Моделирование очень ёмкое, удобное и прозрачное понятие. Возможность моделирования обеспечивается следующими условиями:

существует что-то достойное моделирования;

субъект может создать объект, представляющий данное "что-то" в определённом аспекте;

субъект может применить определённые, доступные ему ресурсы (ощущения и систему понятий);

субъект может представить созданный объект другим субъектам.

Моделирование включает в себя и познание и отображение. Кроме того, использование термина "модель", который, по сути, не оригинал, очень удачно позволяет (на время) оставить в стороне проблему достижимости абсолютного знания.

Формирование субъективных образов объективной реальности или, нашими словами, моделирование реальности это созидательный процесс. Как утверждал А.H. Леонтьев "субъективный образ внешнего мира есть продукт деятельности субъекта" [3]. То есть знание не лежит в готовом виде и не ждет момента раскрытия, оно формируется - созидается.

Совокупность субъективных образов образует субъективную реальность - модель объективной реальности, выстроенную в доступном субъекту аспекте.

Субъективная реальность и есть объект нашего исследования. Прежде, чем двигаться дальше, давайте окончательно разберемся с взаимоотношениями затронутых философских понятий. Определимся, что же мы будем рассматривать как оригинал и что как модель.

Начнём с "содержания сознания" из исходной цитаты. Содержания сознания это всё, что субъекту известно, весь ощущаемый и осознаваемый субъектом мир, включая придуманное и не придуманное, достоверное и недостоверное, не оставляя в стороне и разработанные философами специализированные понятия. Те понятия, которые выработаны философами в ходе разработок моделей работы сознания. Среди них находятся такие понятия как субъективная реальность, объективная реальность и персональное "Я".

Понятия "содержание сознания" и "субъективная реальность" будем считать синонимами. Но, к первому будем относиться как к артефакту, содержащему всё человеческое знание, а второе будем рассматривать как его образ, предназначенный для использования в философских построениях. Поэтому объективную реальность (того же предназначения понятие) будем сопоставлять с субъективной реальностью, а не с содержанием сознания.

Объективная реальность - подразумеваемый оригинал нашей модели реальности.

Могу предположить две причины появления образа объективной реальности:

1. Информационный обмен между однотипными субъективными реальностями различных личностей порождает ощущение объективного мира за пределами сознания - некоего всеобщего наибольшего знаменателя.

2. Субъективная реальность заключает в себе набор многоплановых моделей мироздания от теософии до современной физики. Сам факт множества моделей, а также противоречия и парадоксы внутри них, ведут к необходимости провозглашения незыблемого объекта моделирования, такого, который явился бы исходным для любой гипотетически возможной модели мироздания.

Субъективная реальность в данной работе - модель подразумеваемого оригинала то есть объективной реальности.

Далее по тексту позволим себе допускать сокращения. Субъективную реальность будем обозначать СР, объективную реальность будем обозначать ОР.

Одна из функций, закреплённых за ОР, - влияние на сенсоры субъекта. Сенсоры, отрабатывая свою сенсорную службу, генерируют информацию, понятную информационной системе субъекта. СР возникает в результате переработки информации, выпущенной сенсорами.

Создаваемая человеком субъективная реальность это одна из бесчисленного возможного количества моделей объективной реальности. Мы можем проиллюстрировать данную мысль на примере перелётных птиц. Рассмотрим гипотезу, утверждающую, что перелётные птицы ориентируются по направлению магнитного поля. Возможны два варианта:

1. перелётные птицы ориентируются бессознательно (инстинктивно), то есть они чувствуют направление магнитного поля, но в построении субъективной реальности перелётных птиц это поле не участвует;

2. перелётные птицы ориентируются сознательно, то есть они чувствуют направление магнитного поля, и оно участвует в построении их субъективной реальности.

Первый вариант оставим без комментариев, так как он СР не затрагивает.

Во втором случае картина воспринимаемого птицами мира зависит от положения магниточувствительного органа относительно направления вектора напряжённости магнитного поля. Для описания субъективной реальности перелётной птицы в части восприятия магнитного поля воспользуемся понятием доступным людям - цветом, а точнее палитрой карт магнитных полей. При данном выборе материалов окажется, что если магниточувствительный орган птицы ориентирован на магнитный север, то картина мира ей представляется в оттенках синего цвета, а если магниточувствительный орган ориентирован на юг, то картина мира ей представляется в оттенках красного.

Возможен другой вариант индикации направления магнитного поля в субъективной реальности перелетной птицы с использованием специального указателя типа визира буссоли.

Какова бы ни была конкретная реализация магниточувствительности перелётных птиц в их СР, она определяет существенное отличие СР перелётных птиц от СР человека.

Наша - человеческая субъективная реальность полностью соответствует конституции нашего организма и вытекающим из неё физическим возможностям. То, что ощущается как плотное тело, плотно именно по отношению к конституции организма. То, что ощущается как твердое тело - непроницаемо (для организма), то, что ощущается как удаленное - недосягаемо и то, что очень мало - неразличимо. СР человека это не абстрактно-универсальные стены, камни, листочки и зайцы. Это стены, камни, листочки и зайцы части именно человеческой субъективной реальности, его объекты, и они сформированы с учётом потенциальных возможностей организма человека.

Если бы мы могли проходить сквозь стены, дотрагиваться до звезд и различать атомы, мы бы не ощущали их твёрдыми, далёкими и малыми.

Целью данной работы является определение структуры и принципов действия информационной модели той части сознания субъекта, которая ответственна за формирование - созидание субъективной реальности. Назовём данную модель Механизмом создания субъективной реальности.

Описывая результат работы механизма создания субъективной реальности, нам не обойтись без формализации субъективной реальности. Так что, строго говоря, мы будем работать с некоторой моделью субъективной реальности - результатом наложенной формализации.

Для упорядочения структуры механизма создания субъективной реальности выполняемые внутри него преобразования информации можно сгруппировать и отнести к трем системам:

1. система ощущения реальности;

2. система осознания реальности;

3. система самооценки.

Обобщенно, создаваемая информационная модель представлена следующим взаимосвязанным набором действий:

сенсоры системы ощущения реальности находятся под воздействием объективной реальности, они способны преобразовывать это воздействие в информационные сигналы;

система ощущения реальности периодически с достаточной для субъекта частотой (период - миг) инициирует процесс создания и обновления субъективной реальности;

в каждый момент инициации этого процесса сенсоры системы ощущения реальности формируют информационный поток;

информация преобразовывается в системе ощущения реальности, формируя бесконечную последовательность моментальных моделей реальности; эта бесконечная последовательность моделей подается на вход в систему осознания реальности;

в системе осознания реальности бесконечная последовательность моментальных моделей системы ощущения реальности преобразовывается в одну развернутую во времени субъективную реальность; здесь же субъективная реальность пополняется характеристиками из системы понятий, накопленной субъектом;

система осознания реальности в моменты существенных для субъекта изменений субъективной реальности инициирует систему самооценки и обеспечивает ее необходимой информацией;

система самооценки в условиях изменившейся субъективной реальности формирует показатели успешности субъекта; опираясь на эти показатели, система осознания реальности может инициировать конкретные действия субъекта или перестроить субъективную реальность, создав такую, которая позволит повысить показатели успешности субъекта.

В порядке формализации субъективной реальности примем, что она объектно структурирована. То есть в ней имеются только объекты и ничего кроме объектов. Объекты можно понять, то есть соотнести объект с одним из понятий, хранящихся в системе понятий субъекта. До того момента, как объект понят, он автоматически относится к понятию "абстрактный объект".

Каждый объект описывается с помощью характеристик. Характеристики определяют:

свойства (включая геометрические);

функции (набор разрешённых действий и влияний);

состав;

правила поведения - реагирования объекта.

Перечень характеристик закреплён за понятием, к которому отнесён объект, их конкретные значения - за объектами.

Кроме перечня характеристик за каждым понятием могут быть закреплены правила построения (визуализации) объектов, по которым создаётся зрительно-слуховой-осязательный и т.д. типовой образ понятого объекта.

Дополнительно по свойствам: некоторые свойства объектов определяются путём указания на классы в классификаторах свойств (синий и т.д., пасмурный и т.д., богатый и т.д.).

Подробнее о характеристиках смотрите в разделе "Система осознания реальности".

Формализация, наложенная на субъективную реальность, поддерживает унифицированную структуру хранения информации: объект - характеристики.

Теперь рассмотрим системы механизма создания субъективной реальности более подробно.

Огл. 2. Система ощущения реальности

Данный раздел практически без изменений взят из предыдущей работы автора [4].

Мы рассматриваем только информационный аспект формирования ощущений. Используя общие представления об иерархической организации нейронных связей, сформируем следующие структуру и принцип действия системы ощущения реальности:

Система ощущения реальности состоит из сенсоров, информационных каналов и узлов, которые образуют древовидную структуру с множеством сенсоров на входе и одним узлом на выходе.

Сенсоры под влиянием оказанного на них воздействия формируют сигнал, пропорциональный воздействию: его интенсивности, частоте и т.п.; будем называть его аналоговым сигналом.

Информация пересылается по каналам в виде форматированных информационных пакетов; информационный пакет несет сигналы, соответствующие ощущениям, и вспомогательную информацию, помогающую обобщать эти сигналы, например, векторы направления на воздействующий элемент реальности.

В узлах входящие информационные пакеты обрабатываются и группируются в несколько выходящих.

На определенном этапе обобщения усредненный в предыдущих узлах аналоговый сигнал заменяется классификационным значением соответствующего классификатора свойств;

Как процесс группирования, так и процесс классификации радикально уменьшают объем информации, поступившей в узел.

Выходной узел, обобщая входящие в него информационные пакеты, формирует пространство, содержащее комплекс абстрактных объектов.

Система ощущения реальности "не понимает", то есть относит все созданные ею объекты к абстрактным объектам. Абстрактный объект, как понятие, имеет свой набор характеристик. Это минимум, который одинаков для всех субъектов одного вида и никогда не меняется, являясь одним из ключевых элементов информационной системы субъекта.

Абстрактный объект со своим минимумом характеристик является основой всей системы понятий, которую субъект нарабатывает в течение своей жизни.

Перечень свойств, входящих в набор характеристик абстрактного объекта, соответствует чувствам субъекта. Каждое из этих свойств определяется с использованием соответствующего классификатора свойств:

классификатор теплоощущения: холодный, теплый и т.д.

классификатор цветощущения: желтый, красный и т.д.

классификатор вкуса: кислый, сладкий и т.д.

и т.д.

Показанные классификаторы свойств в рамках системы осознания реальности могут развиваться, обрастая новыми классами. Так классификатор теплоощущения получает значения леденящий, комнатной температуры и т.д. Эти новые классы не доступны системе ощущения реальности.

Состав у абстрактных объектов отсутствует, то есть, в его описании нет составных частей: рук, ног, ветвей, листьев.

В описании абстрактного объекта нет действий, которые он может совершать, за исключением изменения его собственных свойств: остыть, пожелтеть, прокиснуть. Возможность совершать другие действия за объектами закрепляется по отнесению их к производным понятиям в системе осознания реальности. Тогда они могут спрятаться, напасть, проголосовать.

У абстрактного объекта всего два закрепленных за ним события, которые с ним могут произойти, а именно: появиться и исчезнуть. В производных понятиях эти события уточняются применительно к природе объекта: кристаллизоваться, родиться, испариться, умереть, а также появляется множество других.

Опираясь на процессы объективной реальности, известные нам по интеллектуальным знаниям, мы можем заключить, что не все из них воздействуют на сенсорные окончания нервной системы. Человек не ощущает радиации, магнитного поля и, вполне вероятно, много ещё чего непознанного. Следовательно, уже на стадии зарождения информационный поток системы ощущения реальности не отображает всего многообразия реальности.

Свойства реальности, известные нам по интеллектуальным знаниям, могут быть элементарными - их можно только измерить и производные - их можно вычислить. В процессе развития науки появляются новые элементарные свойства, а старые переходят в разряд производных. Субъект ощущает реальность. Каждое ощущение можно интерпретировать как производное от нескольких элементарных свойств реальности.

Возьмем ощущение тепла. Для человека оно однозначно. Он может ощутить теплую ладонь или холодный лед. Дерево и железо, нагретые одинаково, дают разное ощущение теплоты. То есть, ощущение тепла является производным и формируется не только в зависимости от температуры, но и от теплоемкости и теплопроводности ощущаемого объекта.

Возьмем восприятие цвета объекта. Как мы знаем, цвет зависит от внутренних свойств объекта: от кристаллической решетки, структуры электронных оболочек атомов и т.д. и от длины волн падающего света. Следовательно, ощущение цвета также является производным от нескольких элементарных свойств реальности.

Возьмем ощущение веса объекта. Вес зависит от плотности, которая определяется массой физико-химических свойств объекта, а также зависит от объема и от силы гравитационного притяжения. Следовательно, ощущение веса также является производным от нескольких элементарных свойств реальности.

Рассмотренные выше условия зарождения информационного потока и производный характер воспринимаемых свойств объектов приводят к выводу, что создаваемая системой ощущения реальности модель представляет только некоторые стороны объективной реальности, причем представляет эти стороны в переработанном, обобщенном виде.

Рассмотрим вспомогательную информацию, содержащуюся в форматированных информационных пакетах и применяемую при обработке сигналов ощущений. Отметим, что в разряд вспомогательных вспомогательная информация относится самой системой ощущения реальности при формировании информационных пакетов. То есть, сенсор не просто посылает сигнал, пропорциональный оказанному воздействию, но и сопровождает этот сигнал информацией о направлении воздействия. Такая информация может характеризовать ориентацию сенсора (если сенсор может менять свою ориентацию, как, например, чувствительные элементы сетчатки) или просто положение сенсора на теле, если его положение относительно тела фиксировано. Вспомогательная информация, обеспечивая возможность обобщать в узлах входящие информационные пакеты, в конечном счете, определяет структуру информационного потока на выходе из системы ощущения реальности.

Обрабатывая входящие информационные пакеты, узлы формируют выходящие пакеты, соотносящиеся с источниками воздействия. На каждом вышестоящем уровне степень обобщенности повышается. На нижних уровнях обработки источники воздействия - это точки, положение которых определяется в системе координат сенсора. На средних уровнях - это геометрические примитивы и комплексы геометрических примитивов постепенно возрастающей сложности. Их положение фиксируется в единой системе координат субъекта. На верхнем уровне - это объекты, положение которых также определяется в системе координат субъекта.

Рассмотрим примеры обобщения входящих информационных пакетов в узлах информационного дерева.

Узлы, обрабатывающие цветовую информацию. Цветовые сигналы, доставленные в информационных пакетах в узел от нескольких цветовых сенсоров, группируются в информационные пакеты, соответствующие источникам света реальности. На определенном уровне обработки происходит соотнесение обобщенных цветовых (аналоговых) сигналов с классификатором цветощущения, в результате чего выходящий информационный пакет несет не аналоговый сигнал, а ссылку на классификатор.

Узлы, обрабатывающие текстурную информацию. Здесь информационные пакеты, описывающие смыкающиеся геометрические примитивы, соответствующие группам источников света, обобщаются в пакет, несущий текстурную информацию. О взаимном положении геометрических примитивов позволяет судить вспомогательная информация, описывающая их положение в единой системе координат. Текстурная информация со своими цветовыми гаммами и узорами на определенном этапе заменяется ссылкой на классификатор текстур.

Узел, формирующий объекты. В этом узле информационные пакеты, ассоциируемые с примитивными элементами реальности, группируются в информационные пакеты, соответствующие объектам. Основным параметром группирования являются пространственные параметры входных информационных пакетов. Используются также и другие характеристики, такие как цвет и текстура, которые, например, позволяют отделить растение от почвы. Не всегда полученного воздействия извне бывает достаточно для уверенного и однозначного построения объекта. Начать хотя бы с того, что субъект, как правило, видит только одну сторону объекта. В более сложных ситуациях: в темноте, в тумане, при невозможности использования обоих глаз, неуверенность и неоднозначность возрастают. Если, не смотря на эти трудности, информационный пакет, соответствующий объекту сформировался, то система ощущения реальности достраивает объект до трехмерного согласно правилам построения (визуализации) объектов, хранящимся в описании абстрактного объекта. Далее в системе осознания реальности этот объект понимается в соответствии с опытом и багажом знаний, накопленным субъектом. После этого объект снова может быть достроен - согласно правилам выбранного понятия.

Таким образом, в процессе прохождения по информационному дереву информация качественно преобразовывается. Начальная (аналоговая) информация обобщается и заменяется ссылками на классификаторы. Информационные пакеты, сформированные на выходе из информационного дерева, являются объектами - элементами субъективной реальности. Объекты трехмерны и занимают определенное положение в трехмерном пространстве. Пространство в контексте данного раздела может быть определено как неограниченный объект субъективной реальности, формируемый системой ощущения реальности и вмещающий все другие объекты и субъекта.

Действуя, как описано выше, система ощущения реальности испытывает воздействие извне и самостоятельно разделяет это воздействие на ощущение и на пространственную ориентацию воздействия. Ощущение реализуется в физическом свойстве объекта. Ориентирующая часть сигнала реализуется в геометрических параметрах объекта. Обе эти составляющие являются свойствами реальности. Как мы констатировали ранее: создаваемая системой ощущения реальности модель представляет свойства реальности интегрированно, образуя комплексные свойства типа тепла, веса и т.д. Распространяя этот способ представления свойств на геометрические параметры объектов, мы можем вполне обосновано предположить, что эти параметры являются производными от неких (одного или нескольких) элементарных свойств реальности. Может быть, тех же самых, которые ответственны и за физическую составляющую воздействия. Так же обоснованно мы можем предположить, что сама объективная реальность не определяет, какие из ее свойств являются несущими - пространственнообразующими, а какие нет.

Замыкая цепочку наших рассуждений, мы приходим к выводу, что именно через ощущения, формирование которых мы моделируем с помощью системы ощущения реальности, субъект неосознанно создает ту пространственно развернутую модель реальности, которую потом сознательно воспринимает как среду обитания.

Объективная же реальность без механизма построения ее модели, то есть, в нашем случае, без системы ощущения реальности никаких объектов с их размерами и пространства с его расстояниями сама по себе не образует.

То, что в объективной реальности близость не всегда определяется пространственным положением, можно проиллюстрировать феноменом сочувствия близнецов: два объекта, близкие по другим - не пространственным параметрам, могут чувствовать друг друга, не зависимо от расстояний.

Изложенные принципы работы системы ощущения реальности позволяют взглянуть критически на окружающую среду, данную нам субъектам в ощущениях, и заявить, что модель, создаваемая субъектом, это далеко не полная и только одна из бесконечного возможного числа моделей реальности и, следовательно, все знания субъекта (в том числе и интеллектуальные знания) опираются не на объективную реальность, а на бессознательно созданную им самим субъективную реальность с ее пространственной в Евклидовой геометрии разверткой. Поэтому, использование этой модели для описания областей не ощущаемого мира: таких как макромира космических масштабов, микромира элементарных частиц, физических полей может оказаться избыточно сложным из-за необходимости применения неподходящего инструмента и окольных методов для объяснения явлений тривиальных в других моделях реальности.

Покажем, что альтернативные модели реальности уже создавались. Возьмем геометрию Лобачевского (Н.И. Лобачевский 1793-1856) и рассмотрим ее как альтернативную модель реальности. Основной постулат этой геометрии определяет, что через точку, не лежащую на данной прямой, проходят, по крайней мере, две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её. Геометрия Лобачевского внутренне непротиворечива, но она противоречит привычным представлениям об окружающей среде. Если рассматривать ощущаемую человеком среду обитания как реальность, то геометрия Лобачевского противоречит этой реальности. Если рассматривать ощущаемую человеком среду как одну из возможных моделей реальности, а геометрию Лобачевского как другую из возможных моделей, то противоречия не возникает, что позволяет взглянуть на геометрию Лобачевского как на одну из полноправных альтернативных моделей реальности.

Модель реальности, создаваемая механизмом создания субъективной реальности, постоянно перестраивается, отражая произошедшие изменения. Рассмотрим несколько моментов работы сознания по поддержанию актуальности восприятия окружающей среды, описывая их при помощи выработанных понятий:

В привычной и спокойной обстановке система ощущения реальности работает в энергосберегающем режиме. Большую роль играет восстановление модели по памяти или по правилам построения объектов, когда не каждый сигнал, поступивший извне, участвует в построении модели. В привычной обстановке достаточно сканировать "реперные" точки, убедится в их неизменности и восстановить остальную модель, достроив объекты на основе сохраняемых сведений. Такой энергосберегающий метод использует классификаторы свойств упрощенно (не доходит до крайних веточек дерева), создает серую, обыденную картину, не воссоздает новых элементов, попавших в "межреперные" промежутки.

В опасных, стрессовых ситуациях для ускорения реакции также применяется упрощенное построение модели, в которой несущественные детали не достраиваются до конца или вообще не включаются в модель.

В необычной обстановке или когда субъект вынужден взглянуть на привычные вещи по новому при построении модели применяется скрупулезное определение свойств по их классификаторам, с детальным перебором всех классов. В необычной обстановке велика вероятность необычного ощущения, ради которого, возможно, придется пополнить классификаторы свойств новыми классами. Рациональное развитие классификаторов требует полной инвентаризации того, что уже накоплено.

Способность восприятия опирается на опыт субъекта. Так художник по сравнению с обычным человеком обладает более развитым набором классификаторов: палитр, текстур, композиций, что позволяет ему более эффективно сжимать (группируя и классифицируя) информацию, больше запоминать и успешно восстанавливать графические изображения.

Изложенный взгляд на модель сознания субъекта, в той его части, которая ответственна за формирование субъективной реальности до уровня абстрактных объектов, показывает объективную невозможность установить "истинную" природу того воздействия, которое было оказано объективной реальностью на сенсоры системы ощущения реальности.

И, следовательно, человек в принципе не может однозначно и окончательно понять, что же такое объективная реальность. Он обречен на моделирование.

Достоверно человеку известен только результат работы системы ощущения реальности. Это чувственно-геометрическая модель объективной реальности. Эта модель включает материальный мир, с его пространственной разверткой, поэтому границу субъективной реальности мы будем проводить за пределами "материального".

Количество информации в чувственно-геометрической модели мизерное по сравнению с объемом информации, выпущенным сенсорами. Полученная модель - легкая и практичная канва для субъективной реальности.

Огл. 3. Система осознания реальности

Под системой осознания реальности будем понимать модель некоторой части сознания, которая ответственна за создание субъективной реальности на уровне понятий. Данная система имеет три внешних источника информации:

1. система ощущения реальности,

2. другие субъекты,

3. внешние носители информации, созданные другими субъектами;

и один внутренний: - система понятий.

В рамках системы осознания реальности получаемая информация преобразуется в субъективную реальность. Точнее будет сказать в модель субъективной реальности субъекта, в тот вариант компоновки объектов, ассоциаций, понятий и суждений, который мы считаем и всеохватывающим и реализуемым средствами вычислительной техники. Адекватность предлагаемой модели субъективной реальности гарантируется возможностью бесконечного утончения модели.

Деятельность сознания в означенных выше рамках формализуем в виде совокупности следующих процессов:

1. регистрация объектов, предоставленных системой ощущения реальности;

2. понимание объектов;

3. ввод и поддержка в актуальном состоянии свойств объектов;

4. импорт данных:

понятий,

объектов,

характеристик объектов;

5. организация пространства - времени;

6. интеллектуальное развитие СР.

Рассмотрим эти процессы.

1. Регистрация объектов.

Все объекты, сформированные системой ощущения реальности, поступают на вход системы осознания реальности. Система ощущения реальности работает циклически, сканируя сенсоры, вырабатывая объекты и сбывая их системе осознания реальности. Каждый миг система осознания реальности анализирует поступившие объекты, относя их к постоянно присутствующим, новым, слегка изменившимся и т.д. Последнее может определить уровень выделенного внимания, что повлияет на очередность, методику и детальность дальнейшей обработки.

2. Понимание объектов.

Если объект только что появился в поле зрения, то необходимо понять, что же это такое. Выделим в процессе восприятия человеком внешнего объекта момент понимания. Тот момент, когда до человека "доходит", что же это перед ним такое. Тот момент, когда человек понимает, что же он ощутил своими органами чувств. Отметим, что понимание это составная часть акта познания и оно фиксируется в СР человека, то есть его СР в части, относящейся к данному объекту, модифицируется. Модификация понятого объекта может повлечь за собой лавинообразную модификацию связанных с ним и подчинённых объектов, что может иметь далеко идущие последствия, такие как формирование мотивации к действию или изменение самооценки.

Очевидно, что моменту понимания предшествует некоторая скрытая работа сознания. Суть этой работы в отнесении конкретного объекта к понятию. Отнесение объекта к какому-либо из имеющихся у субъекта понятий это идеализация объекта в одном из возможных аспектов. В рамках данного раздела будем рассматривать понятия как классы, описывающие общие черты объектов СР. Отсюда процесс понимания моделируем с помощью процесса классификации, а систему понятий с помощью классификатора.

Вкратце остановимся на описании класса. Класс состоит из названия, ссылки на родительский класс, правил визуализации (точнее компоновки чувственных впечатлений) объектов данного класса и перечня названий характеристик. Последние более или менее соответствуют "абстрактным понятиям" в трактовке Н.И. Кондакова [2].

В целом, классификацию объектов определим как процесс структурирования множества объектов СР, разнесение объектов по типам (классам). Чтобы иметь возможность классифицировать объект необходимо иметь готовый классификатор. Под него (не опускаясь ниже уровня информационной системы) выделим в СР служебный раздел для хранения накопленных классов данного субъекта. Процесс пополнения и модификации классификатора, пока оставим в стороне, но будем считать, что классификатор объектов субъективной реальности конкретного субъекта формируется на основании собственного жизненного опыта, а также по результатам обучения и общения путём импорта готовых классов.

В системе осознания реальности обозначим встроенный механизм классификации объектов. Этот механизм использует фактические значения характеристик, доступных при наблюдении, подыскивая под них путём последовательных приближений подходящий класс. Характеристики - свойства, такие как твердость, вязкость, упругость, излом субъект может оценить, испытывая объект. О событиях и действиях присущих объекту, можно узнать, наблюдая за объектом. Успешная работа механизма классификации объектов обеспечивается эффективной методикой сбора данных.

Пример методической рекомендации по уточнению характеристик, минимизирующей неоднозначность результата классификации, взятый из культурного наследия: "Парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его, пусть он в связке с тобой, одной, там поймешь, кто такой…" (В.С. Высоцкий).

Механизм классификации объектов, даже при наличии эффективных методических рекомендаций, не всегда может найти класс, подходящий объекту. В этом случае запускается процесс перестройки (усовершенствования) классификатора, по окончании которого возобновляется процесс классификации объектов.

Представим, человек смотрит на море и видит что-то белое. Спустя мгновение до него доходит, что это пароход. В нашей классифицирующей модели данному процессу понимания соответствует процесс отнесения объекта к классу пароходов и выполняется этот процесс механизмом классификации объектов.

Закрепление объекта за классом пароходов даёт человеку возможность воспользоваться описанием данного класса, которое определяет перечень характеристик (включая поведенческие) объектов данного класса. Если один человек, хочет рассказать другому человеку, что это был за пароход, на котором он путешествовал в отпуске, то он построит своё сообщение в соответствии с описанием класса пароходов, взятом из того своего запасника, который мы моделируем с помощью классификатора объектов.

Если сказать проще, то, отнеся объект к классу, человек обретает формуляр данного объекта. По классу пароходов это водоизмещение, курс, галс, осадка (свойства), перевозка грузов, гудок (функции), прибытие в порт назначения, отплытие (события), корма, капитанский мостик, трюм (состав). Каждый элемент состава объекта, при необходимости, понимается самостоятельно.

Если говорить сложнее, то мы накладываем на объект структурирующую матрицу, раскладывающую по ячейкам связанную с данным объектом информацию и функциональность.

Так или иначе, классификация объектов определяет унифицированную структуру хранения информации: объект - характеристики.

Из всего сказанного выше вытекает, что, моделируя процесс понимания с помощью процесса классификации, мы дополнительно получаем готовую схему хранения фактических значений характеристик объектов субъективной реальности. Принимая во внимание, что в субъективной реальности все объекты более или менее "понятые", последнее даёт нам перспективу автоматизации процессов обновления и извлечения информации, привязанной к объектам.

Наша модель субъективной реальности является объектно-ориентированной, то есть эта модель состоит из комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимоинформирующих объектов. Это означает, что информации, не привязанной к объектам нет, и предполагаемая автоматизация охватит весь информационный обмен.

Учитывая, что классификатор объектов обеспечивает унифицированный подход к сохранению и извлечению информации и, что за счёт структурированности объем информации по классифицированным объектам значительно меньше объема информации по тому же количеству неклассифицированных объектов, легко увидеть, что модель процесса понимания с классификатором объектов гораздо эффективнее модели без классификатора и, следовательно, ближе к реальности.

Рассмотрим классификацию объектов субъективной реальности как процесс последовательного многоступенчатого разбиения на группы. Каждый новый уровень разбиения характеризуется присутствием новых признаков группирования в дополнение к предыдущему (менее абстрактен). Такое разбиение образует древовидную структуру классов. Вышестоящий в иерархии класс называется родительским. Нижестоящий дочерним или наследующим. Самый верхний и самый абстрактный класс будем называть корневым классом.

При таком взгляде на классификацию конкретизируется прагматичная методика развития классификатора объектов. Каждый новый класс разрабатывается на основе уже существующего - родительского. В качестве родительского выбирается тот класс, перечень характеристик которого нужен дочернему. Так, если мы решили разработать класс "ледокол", то удобнее всего за родительский класс принять класс "корабль", что не только сэкономит трудозатраты, но и позволит опереться на опыт профессиональных корабелов. Свойства и функциональность родительского класса наследуются новым классом. Добавленные при создании нового класса характеристики позволяют перейти к следующей ступени разбиения объектов на группы.

Описанная методика развития классификатора обеспечивает неограниченное развитие и детализацию нашей модели субъективной реальности. То есть для всякого объекта субъективной реальности, насколько бы изыскан он не был, какими бы вычурными связями он не обладал, всегда можно найти или создать описывающее его понятие.

Рассмотрим корневой класс. Это тот класс, к которому автоматически относятся объекты, выданные системой ощущения реальности, объекты, которые ещё не были поняты. Перечень свойств, входящих в описание корневого класса классификатора объектов, соответствует чувствам субъекта и определяется биологическим видом субъекта. Вернёмся к нашему примеру с белым пароходом. Этот белый, далёкий, угловатый предмет в момент регистрации характеризуется только по перечню свойств, хранящемуся в описании корневого класса.

При невозможности объяснить природные явления с помощью имеющихся классов в классификаторе объектов появляются классы фантомов, описывающие нереальные объекты: русалки, домовые и т.д. Они возникают как понятия об инициаторах событий, наблюдаемых в природе в том случае, если эти события не удается приписать какому либо объекту из уже зафиксированных в СР. Создание классов фантомов поддерживает унифицированную структуру хранения информации: объект - характеристики.

Человек с его интеллектуальными способностями при моделировании далёких от непосредственного ощущения процессов реальности способен формировать далёкие от непосредственного ощущения объекты: герой нашего времени, галактика, треугольник, химический элемент, идеальный газ и т.д.

Отметим, что среди этих объектов неклассифицированных объектов не бывает и понимания, в вышеописанном смысле, тоже нет. При интеллектуальном развитии СР сперва возникает понятие (разрабатывается класс), а потом, если надо, формируется объект.

3. Ввод и поддержка в актуальном состоянии свойств объектов.

В рамках системы осознания реальности мы, естественно, не рассматриваем свойства, переданные системой ощущения реальности, то есть те свойства, которые определены в корневом классе классификатора объектов: размер, цвет, вкус и т.д. Здесь мы рассматриваем свойства производных классов: этажность здания, чистота обработки металла, температура воды в водогрейном котле и т.п.

Некоторые из них мы вычисляем, некоторые определяем по соответствующему классификатору свойств, некоторые импортируем. В любом случае мы делаем это осознанно.

Каждое конкретное значение свойства получает оценку достоверности. По этим оценкам формируется сводная оценка достоверности информации по объекту. Изменение оценки достоверности значения свойства такое же значимое изменение СР, как и любое другое.

Коснёмся классификаторов свойств. Любое качественное свойство объекта удобно хранить как ссылку на готовую таблицу свойств. Возьмём класс "машина" и определим одно из свойств машин "марка машины". Предварительно составим список марок: "Тойота, Жигули, Мерседес". Теперь, при заполнении характеристик машины мы вместо вписывания марки буквально можем сослаться на одну из строчек списка марок. Эффективность такого приёма и, следовательно, уместность его в рамках осознания реальности как информационной системы доказывать не приходится.

4. Импорт данных.

Импорт данных осуществляется в процессе расшифровки поступивших сообщений. Под поступившими сообщениями будем понимать сообщения других субъектов и считывание данных с внешних носителей информации.

Если сообщение содержит информацию о качественно новом объекте, но описание класса не передано, то субъект не воспринимает информацию в полном объёме. Пример из старинного анекдота: лектор рассказывает крестьянам о тракторе, крестьяне слушают, а потом следует высказывание: "Всё понятно товарищ лектор, не понятно, только, куда лошадь запрягать". Очевидно, что класс двигателя (или машины) у крестьян не сформировался.

Если сообщение содержит информацию об объекте известного класса, то оно может быть весьма кратким. Пример из детской книжки (Н.Н. Носов): "У Авоськи под подушкой, лежит сладкая ватрушка". Название класса "ватрушка" полностью объясняет, о чём идёт речь. Нет нужды говорить о тесте, твороге, методах изготовления.

Если сообщение содержит информацию о характеристиках объекта, то оно имеет смысл только в привязке к известному классу объектов. Так класс "сладкий" из классификатора вкусовых качеств характеризует вкусовые качества объектов класса съедобных предметов и, конечно, объектов всех его дочерних классов. Если в сообщении не подразумевался объект этих классов, то для характеристики невозможно найти место в субъективной реальности субъекта.

Усвоение отрывочных данных возможно, но оно может потребовать обширной подготовительной модификации СР, направленной на обеспечение единой структуры хранения данных.

Успешно импортированные данные внедряются в субъективную реальность субъекта.

5. Организация пространства-времени.

Рассмотрим подробнее пространство модели реальности.

Пространство, построенное системой ощущения реальности и насыщенное характеристиками системой осознания реальности, может быть расширено. Субъект может догадываться, что за поворотом ему откроется нечто типовое: - "аптека, улица, фонарь" с его типовыми, если он никогда там не был, характеристиками или запомненными, если был (или с характеристиками, известными по рассказам, или виденными в кино или считанными с других внешних носителей). Эта достроенная системой осознания реальности часть пространства может быть гораздо достовернее, чем оазис в пустыне, экспонируемый субъекту системой ощущения реальности. Система осознания реальности может построить пространство квартиры или города, она, опираясь на научные знания, может расширить свое пространство до масштабов вселенной.

Достраиваемые системой осознания реальности части пространства могут не только не опираться на пространство системы ощущения реальности, но и вообще не соотноситься с какими бы то ни было элементами реальности. Сюда относятся страны фантазии, а также пространства "мира иного", построенные на основе религиозных представлений.

Пространство, построенное системой осознания реальности, развернуто во времени. Субъект помнит события, произошедшие с объектами в этом пространстве. Субъект способен включать в прошлое модели реальности домысленные события. Он может, опираясь на известные ему тенденции, построить пространство будущего.

К объектам, созданным системой ощущения реальности, система осознания реальности добавляет новые - собственные. Большинство из них обитают в вымышленных пространствах, однако некоторые такие, например, как лешие, домовые и привидения, поселяются в пространстве, построенном системой ощущения реальности.

Время есть некий параметр реальности, к которому привязана бесконечная цепь моделей, создаваемая системой ощущения. Изменяясь, время инициирует периодическую перестройку модели реальности субъектом.

Субъект узнаёт о времени, анализируя запомненные модели реальности, если, конечно, ему дана такая способность. В терминах описания структурированных понятий: на базе понятия "Пространство" он создаёт понятие "Пространство-время" с дополнительным параметром "Время". Для субъекта созданный им параметр "Время" является отображением того реального времени, которое инициирует периодическую перестройку модели реальности.

Если рассматривать сознание как функцию моделирования реальности, то время окажется фактором, управляющим этой функцией, а пространство окажется среди выходных параметров.

Соотношение параметра "Время" модели реальности, созданной субъектом, с тем фактором реальности, который управляет работой сознания, может быть сложным и неоднозначным.

О времени можно высказать следующие предположения:

Не вся реальность подвержена влиянию времени. Возьмём элементарные частицы и их характеристику стабильности: - период полураспада. Для стабильных частиц эта характеристика исчисляется миллионами лет. Когда мы берём модель реальности субъекта (весьма ограниченную во времени и пространстве), выстраиваем на её основе физическую модель мира, охватывающую миллионы лет, то мы не можем рассчитывать на сохранение адекватности данной модели во всех её областях. Поэтому для стабильных частиц обязательность распада остается под сомнением. С такой же, если не большей, обоснованностью мы можем заявить, что данные частицы не подвержены влиянию времени вообще.

В объективной реальности существуют другие времяподобные факторы. Эти факторы не управляют нашим сознанием. Не исключено, что они воспринимаются системой ощущения и используются при строительстве модели реальности.

6. Интеллектуальное развитие субъективной реальности.

Под интеллектуальным развитием субъективной реальности будем понимать разработку специализированных моделей реальности (другими словами: формирование специализированных знаний) в разных областях человеческой деятельности. Следуя логике излагаемого материала, мы должны принять, что в основе любой интеллектуальной модели реальности лежит пространственно распределённая объектно-ориентированная модель, которую выдаёт система ощущения реальности человека, то есть все интеллектуальные модели являются антропоцентрическими.

Не все интеллектуальные модели развернуты в пространстве. В некоторых пространственная составляющая выхолощена.

Интеллектуальные модели позволяют рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения: применять к нему разные классы. Если мы отнесём некий земельный участок к классу огородов, то мы будем описывать выращиваемые культуры и прогнозировать урожай с помощью методов прогнозирования урожая. Если мы отнесём тот же участок к классу трапеций, то мы сможем вычислить его площадь, воспользовавшись методами вычисления площади трапеций.

Отнеся исследуемый объект к классу, выработанному в определённой области научных знаний, человек может характеризовать данный объект согласно перечню характеристик класса и пользоваться методами (функциями) класса.

Естественно, снабжать функции исходными данными нам приходится осознанно, считывая их с внешних источников (импортируя) или придумывая. Система ощущения реальности здесь не помощник, то есть при интеллектуальном моделировании на отображение действительности в режиме реального времени рассчитывать не приходится.

Интеллектуальные модели не выходят (или, по крайней мере, их всегда можно привести к виду, когда они не выходят) за пределы унифицированной структуры хранения информации: объект-характеристики.

Подчеркнём, что, будучи моделями, интеллектуальные знания формируются, а не "открываются".

К интеллектуальным знаниям будем относить религию, науку и искусство.

Суммируя промоделированные стороны деятельности сознания, выделим в системе осознания реальности никогда не прекращающийся процесс, в котором:

регистрируются и понимаются все объекты, предоставленные системой ощущения реальности;

создаются свои собственные объекты;

в случае необходимости совершенствования структуры объектов формируются новые или редактируются старые понятия (классы), как в бытовой, так и в интеллектуальной сферах;

импортируются готовые данные из внешних источников;

вводятся и поддерживаются в актуальном состоянии свойства объектов;

накапливаются сведения об объекте по всему перечню закрепленных за ним при классификации характеристик.

Этот непрекращающийся процесс в рамках субъективной реальности формирует и модифицирует пространственно распределенный комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимоинформирующих объектов. Об этих объектах известно, какими свойствами они обладают, из чего они состоят, какие действия в каких ситуациях они могут совершить и что совершили, и какие события с ними могут произойти и произошли. Этот комплекс объектов и является моделью субъективной реальности субъекта, а процесс его формирования и модификации является моделью процесса мышления.

С помощью этой модели реальности можно оценить текущую ситуацию, предвидеть развитие событий и спланировать возможные пути удовлетворения своих потребностей. С помощью этой модели можно вести историю событий и в том числе историю фактических достижений-неудач, а также историю потенциальных достижений-неудач. Накопленные данные можно передавать в систему самооценки для выработки показателя успешности субъекта.

При низком значении показателя успешности, при непредвиденном развитии событий или при невозможности внедрить импортируемые данные в субъективную реальность субъекта возникает необходимость перестройки или даже фальсификации модели реальности.

Пример фальсификации, вызванный понижением показателя успешности: басня "Лиса и виноград". Лиса изменяет вкусовые свойства желаемого объекта: - винограда в худшую сторону, что исключает возможность полакомиться виноградом из списка возможных путей удовлетворения потребностей и исключает неудачу из списка произошедших событий. После описанной перестройки модели реальности снимается задача карабкаться на дерево, а система самооценки выдает повышенный (восстановленный) показатель успешности.

Субъективная реальность субъекта в полном объёме, включающая объекты художественных произведений, научных трудов, личной, бытовой и общественной сфер, должна насчитывать миллионы объектов.

При перестройке субъективной реальности:

внесение корректировок в один объект (к примеру, переоценка достоверности определения какого-либо свойства) может вызвать каскадную корректировку сотен и тысяч объектов;

внесение корректировок в описание классов может вызвать еще более радикальную перестройку.

По окончании перестройки модели, а также, возможно, в процессе перестройки на промежуточных этапах происходит переоценка показателя успешности субъекта и формирование эмоций.

Система осознания реальности может быть более или менее эффективной. Недостаточно развитые, неадекватные, а также избыточно сложные и неаккуратно составленные классификаторы снижают эффективность системы осознания реальности.

Критерии эффективности:

формируемый системой самооценки показатель успешности субъекта;

точность и быстрота предвидения развития событий;

простота объяснения произошедшего.

Основной целью перестроек системы осознания реальности является улучшение показателя успешности субъекта. Развитию системы осознания реальности способствует именно стремление субъекта к повышению показателя своей успешности.

Создание и развитие системы осознания реальности опирается на личный опыт и культурное наследие общества, в котором субъект живет. Чем выше культура общества, тем относительно меньшая часть системы осознания реальности зависит от опыта субъекта. Культурное наследие это сформированные и сохранённые обществом бытовые и интеллектуальные знания. Они хранятся в памяти субъектов средствами системы осознания реальности или на внешних носителях информации. Культурное наследие усваивается в процессе воспитания, обучения и общения. При этом развиваются классификаторы (объектов и свойств) системы осознания реальности субъекта:

формируются новые свойства объектов: дружественный, враждебный, полезный, вредный, …

расширяется состав: к живым существам добавляются русалки и лешие, дом делится на женскую и мужскую половины, у человека появляется душа, у камня - составляющие его минералы, …

появляются новые действия, которые объект может совершить: амулет охранить, человек оговорить, …

появляются новые события, которые с объектом могут произойти: человек прославиться, техника морально устареть, …

В культурном наследии хранятся, в основном, модели реальности, которые, при усвоении, помогают повысить эффективность системы осознания реальности.

Субъекты одной культуры создают одинаковые или почти одинаковые модели реальности. Они усваивают, развивают и передают следующим поколениям культурное наследие.

Часть модели реальности системы осознания реальности, общую для всех членов общества, будем называть общей моделью реальности. Общая модель реальности является базисом для формирования системы понятий, образующих общественное сознание. Общую модель реальности, в отличие от общественного сознания, можно характеризовать с помощью понятий, выработанных для описания субъективной реальности.

Остановимся на общей модели реальности. Общая модель реальности отражает уровень развития общества, с течением времени её классификационная основа неограниченно наращивается, отражая усложнённые и рационализированные субъективные реальности членов общества.

Очевидно, что общая модель реальности субъектов одного города будет отличаться от общей модели реальности субъектов другого города. То же можно сказать в отношении культурных слоев. Чем шире круг охвата, тем меньше общего в моделях реальности субъектов.

Общая модель реальности постоянно модифицируется. В модификации участвуют политики, рекламодатели, служители религии, работники искусства и науки. Модификация происходит под влиянием серии целенаправленных сообщений, которые приводят к необходимости переоценки характеристик объектов и/или переработки систем понятий субъектов. Усваивая сообщения, субъекты перестраивают модели реальности. Перестроенные модели конституируют новую общую модель реальности.

Рассмотрим пример. Оратор произносит фразу: "Иванов - козел!". Это означает, что в объекте "Иванов", относящемся к классу мужчин и характеризуемом соответствующим набором свойств, производится замена некоторых значений его свойств на значения, взятые у типового объекта "козел для обзывания". Типовой объект "козел для обзывания" также относится к классу мужчин и выработан системой осознания реальности для хранения набора характеристик, составленного с привлечением значений сопоставимых характеристик, присущих козлам. Оратор и слушатели в одинаковой мере осознают, что представляет собой типовой объект "козел для обзывания". Произнося данную фразу, оратор пытается изменить модель реальности в части, относящейся к Иванову, у всех своих слушателей и таким образом изменить общее сознание в рамках аудитории.

В дополнение к своей основной задаче рассмотренный пример показывает, что художественные приёмы (здесь - сравнение) могут быть представлены как процедуры информационной системы.

При модификации общей модели реальности для описания внедряемых понятий (классов) часто применяются характеристики, присущие другим - уже существующим классам. Возникает неопределенность, затрудняющая работу механизма классификации. В такой ситуации система осознания реальности изменяет формулировку одной из характеристик, поддерживая их уникальность, что порождает дрейф формулировок понятий.

Есть модификации, способствующие рационализации модели реальности. Например, такие, которые внедряют понятия: государственность, патриотизм. Эти модификации рационализируют систему классификаторов, определяющих общую модель реальности и, в конечном счете, повышают эффективность систем осознания реальности каждого субъекта, разделяющего модифицированную модель реальности. Целенаправленные сообщения, удачно рационализирующие общую модель реальности, могут восприниматься современниками как долгожданная истина. С течением времени общая модель реальности может снова обрасти сиюминутными и несистематизированными подробностями.

Есть модификации, реинсталлирующие традиционные ценности, которые теряют свою ясность в условиях дрейфа формулировок понятий. Такие реинсталляции происходят постоянно. Можно сказать, что общая модель реальности обладает способностью регенерации своих ключевых понятий

Есть модификации, позволяющие субъектам легко и быстро формировать высокий показатель своей успешности. Они происходят под влиянием поп-культуры и утешающих разделов религиозных учений.

Если модификации общей модели реальности затронули сферу общественных взаимоотношений, то общественное сознание также модифицируется.

Отступление на тему системного подхода к защите общественного сознания.

Сознание современного человека, которое, большей частью, определяется внешним влиянием, легко модифицируется, особенно, с применением высоко развитой информационной индустрии и методик нейро-лингвистического программирования. Оно может быть в массовых масштабах модифицировано или, вернее сказать, искажено в пользу заинтересованных лиц. Для защиты сознания на уровне нации должна быть проведена инвентаризация понятий (описаний классов) общей модели реальности и выделены понятия, подлежащие защите. Если не применить системный подход к защите общественного сознания, то всегда останутся лазейки для идеологов терроризма, инициаторов оранжевых революций, сект уловителей душ и рекламных деятелей, использующих культурное наследие в корыстных целях.

Изменение общественного сознания это грозное и неотвратимое оружие. Если в одном государстве в сознание внедряется образ врага в лице другого государства, то это равносильно нажатию "ядерной кнопки" с неопределенной отсрочкой выполнения команды. Поэтому, должны быть созданы международные нормы, определяющие дозволенные границы манипуляции общественным сознанием. Нормы могут быть созданы только на систематизированном материале.

К защите общественного сознания следует отнести и удержание скорости дрейфа формулировок понятий в разумных пределах, которая сейчас благодаря использованию традиционных формулировок понятий в новых смыслах (что особенно часто применяется в рекламе), многократно увеличивается.

Модель работы сознания, изложенная в этом разделе, использует в качестве несущей основы чувственно-геометрическую модель, предоставленную системой ощущения реальности с ее корневым классом классификатора объектов и базовым набором классификаторов свойств. Получаемая в результате модель субъективной реальности определяется опытом субъекта и влиянием культуры, в которой субъект существует.

Предлагаемая модель субъективной реальности модифицируема. Вводя новые классы в классификатор объектов, определяя для вводимых классов перечень характеристик: свойств, действий, событий, состава, вводя новые понятия в классификаторы свойств и уточняя формулировки старых можно неограниченно наращивать классификационную основу системы осознания реальности как угодно усложняя ее и не изменяя при этом принципов построения системы. Реализовав механизм построения модели реальности, мы можем моделировать работу сознания в этой ее части с неограниченной степенью приближения к наблюдаемой работе сознания.

Более того, мы сможем строить другие системы осознания реальности, не следуя природным стереотипам и, даже такие, которые опираются на другие - нечеловеческие системы ощущения реальности.

Одной их самых трудоемких задач, встающих на пути построения информационной модели сознания человека, будет именно создание системы классификаторов, принципы построения которой описаны в этом разделе. Но её решение, еще до реализации модели, позволит провести инвентаризацию понятий общего сознания и с её помощью регламентировать воздействие на общее сознание.

Огл. 4. Система самооценки

Здесь мы рассмотрим вопросы инициации данной системы, обеспечения её информацией и применения выданной оценки. Вопроса моделирования процессов, протекающих внутри системы самооценки, затрагивать не будем, оставляя данную работу на будущее.

Система самооценки дает оценку удовлетворенности фундаментальных потребностей субъекта. К фундаментальным потребностям будем относить:

сытость,

половую удовлетворенность,

здоровье (хорошее самочувствие),

защищенность от внешних врагов,

признание индивидуальных прав - социального статуса внутри группы (стаи, стада, общества).

Система самооценки инициируется при изменении СР, то есть в процессе того, что мы называем моделью процесса мышления. Изменения отличаются по глубине перестройки модели: от актуализации свойств до перестройки системы понятий (классификатора объектов) с последующим лавинообразным переопределением - переосмыслением объектов.

В общем случае, модификация модели реальности изменяет взаимоотношения объектов, перестраивает причинно-следственные связи и может привести к необходимости переоценки значительного объёма изменений СР, накопившегося за долгий период времени.

Изменения СР, включая как результаты собственных действий, так и действий других объектов, произошедшие за некоторый период времени, оцениваются или переоцениваются по их прямому или потенциальному вкладу в удовлетворение фундаментальных потребностей субъекта. На основании этих оценок формируется показатель успешности субъекта. Значение этого показателя определяет формируемую эмоцию.

Модификация СР может быть многоэтапной с активизацией системы самооценки по окончании каждого этапа и выработкой последовательности предварительных и окончательных уверенных и неуверенных самооценок. Пример ряда самооценок: предварительное плохо, неуверенное хорошо, уверенное хорошо, окончательное отлично! Что образует некоторый эмоциональный мотив.

Объём изменений СР, взятый системой самооценки для обработки, определяется позицией персонального "Я" в среде СР. Подробнее о персональном "Я" будет сказано ниже.

Существует возможность возникновения опережающего чувства удовлетворения фундаментальных потребностей. Примеры:

Субъект нашел плодовое дерево, влез на него (двигался в пространстве, классифицируя объекты) и сорвал плод (объект модели реальности со всеми его привлекательными свойствами). Он совершил ряд успешных действий и чувствует удовлетворение. Модель реальности помогла ему совершить эти действия и с ее помощью он может предвидеть наступление состояния сытости.

Субъект был побит соперником и убежал. Неудача в сфере конкурентной борьбы - низкий показатель успешности. Но если немного переделать модель реальности, если принять, что в данной ситуации противник был непобедим и мог запросто убить, то значит, субъект успешно сохранил жизнь и здоровье. Если принять, что скорость бега намного важнее силы во многих жизненных ситуациях и если спланировать цепочку событий, ведущую к отмщению, то субъект начинает чувствовать себя вполне успешным.

Приведенные примеры показывают, что возможность возникновения опережающего чувства удовлетворения фундаментальных потребностей опирается на способности субъекта, которые в нашей модели воплощены в следующих функциях:

с помощью системы осознания реальности создавать модель реальности и руководствуясь этой моделью ориентироваться в пространстве и активно взаимодействовать с объектами;

запоминать и экстраполировать в пространство будущего, создаваемое им же с помощью той же самой системы осознания реальности, цепочку событий;

формировать самооценку в пространстве будущего;

переделывать модель реальности, волюнтаристски изменяя характеристики объектов и дописывая или переписывая журнал событий.

Отсюда следует, что субъект способен испытывать чувство удовлетворения (не удовлетворения) фундаментальных потребностей, когда сами потребности еще не удовлетворены (пока еще удовлетворены), благодаря тому, что он является строителем и хозяином модели реальности.

Очевидно, что в эволюционном процессе существует стадия развития животных, начиная с которой можно говорить о построении ими модели реальности с помощью способностей, в данной работе моделируемых системой осознания реальности. Эту стадию преодолели все животные, активно добывающие пищу, ведущие учет охотничьих угодий, организующие коллективную охоту, коллективную оборону, для которых характерен процесс обучения, натаскивания.

На последующих стадиях эволюции владение системой осознания реальности дает субъекту возможность выйти за рамки прямого и не всегда доступного способа достижения чувства удовлетворения фундаментальных потребностей. Владение системой осознания реальности позволяет почувствовать удовлетворение при подготовительной деятельности, такой как разработка методики охоты или приготовление инструментов. Оно также позволяет ощутить успех в искусственно составленных ситуациях при придумывании (т.е. конструировании в рамках СР) искусственных пространств, объектов и событий.

В большинстве случаев чувство удовлетворения, испытываемое субъектом, владеющим системой осознания реальности, возникает именно из его способности конструировать будущее на этапе подготовительной деятельности и предвосхищать состояние удовлетворения фундаментальных потребностей.

Необходимым фактором, обеспечивающим предвосхищение чувства удовлетворения-неудовлетворения, является сторонний взгляд на СР. Этот сторонний взгляд обеспечивается феноменом персонального "Я", который, очевидно, сформировался в рамках упомянутой выше стадии развития животных.

Персональное "Я" может позиционировать себя в различные области СР: прошлое, настоящее, будущее, искусственные пространства. В числе этих областей СР находятся и многовариантные апофизы прогнозируемого развития событий.

Определим эмоцию как ощущение успешности (неуспешности) персонального "Я", выработанное в обстоятельствах конкретной пространственно-временной области субъективной реальности. Поставив себя в ту или иную пространственно-временную область СР, персональное "Я" обретает через систему самооценки предвосхищаемую эмоцию. Понятие "предвосхищаемая эмоция" примерно согласуется с "имитируемой эмоцией" В.М. Аллахвердова [1], но в данной работе выражение "имитируемая эмоция" не вполне подходит, так как здесь качество "имитируемая" закреплено за ситуацией.

Система самооценки выдает конкретное значение эмоции, сравнимое с другими возможными значениями. По результатам перебора вариантов выбирается действие. Если действие невозможно, то часто подправляется СР. Если подправляется - модифицируется СР, то система самооценки отрабатывает по новой, выдавая подправленную эмоцию.

Эмоция выступает как аргумент регуляции поведения или модификации субъективной реальности. Настоящие эмоции возникают "здесь и сейчас", предвосхищаемые эмоции во всех других областях субъективной реальности.

Персональное "Я", обозревая предложенные системой осознания реальности пути развития ситуации, ощущает свободу выбора. Эта самая "свобода выбора", в свою очередь, становится фундаментальной социальной потребностью субъекта, одним из его индивидуальных прав.

Можно предположить или, по крайней мере, нельзя полностью и окончательно отвергать, что СР (особенно та его часть, которая формируется бессознательно) не является построением сугубо индивидуальным. Вспомним "феномен толпы", гипноз, телепатию. Можно предположить (предположить!), что на формирование СР влияет коллективная база знаний, существующая в распределённой сети взаимодействующих мозгов. Типа ноосферы, как её понимают последователи Агни Йоги, но без руководящей роли Космического разума. При таком предположении "свобода выбора" персонального "Я" объективна.

Интересно влияние "нового" на формирование положительных эмоций. "Новое" это объект или характеристика, которых не было. Появившееся "новое":

может быть отнесено к известному классу (понято);

определение "новое" может быть применено к существующему объекту с возникновением необходимости его переопределения;

для усвоения радикально "нового" необходимо разработать новый класс (понятие) и затем отнести "новое" к разработанному классу.

Здесь возможны следующие варианты формирования положительных эмоций:

Усвоение "нового" может приносить удовлетворение, как любая подготовительная деятельность. В случае, когда новый объект нельзя отнести ни к одному известному классу (понятию), усвоение включает процесс разработки класса, заканчивающийся усовершенствованием классификатора объектов. Мы вполне можем представить классы объектов как многомерные ячейки в многомерном пространстве характеристик. Новые классы (понятия) занимают отведенные для них пустующие ячейки в этом пространстве. Тогда с появлением радикально "нового" эффективность использования информационного пространства увеличивается, что может быть оценено системой самооценки как успешное действие субъекта. Интересно заметить, что в таком пространстве характеристик существует принципиальная возможность насыщения перечня понятий до предела. Эта возможность тем вероятнее, чем ниже количество измерений - характеристик в данном информационном пространстве субъекта;

Усвоив "новое", субъект может взять на себя роль распространителя знаний, что повысит или упрочит его социальный статус в группе;

"Новое" увеличивает количество возможных продолжений развития событий, чем расширяется круг подготовительной деятельности и повышается вероятность выработки чувства удовлетворения.

Таким образом, "новое", само по себе - независимо от его сути, позволяет субъекту ощутить удовлетворение.

Выше несколько раз упоминалось о возможности фальсификации элементов модели реальности при передаче их в систему самооценки. Представляется целесообразным выделить в модели сознания специализированный модуль, ответственный за эту функцию. Назовем его Механизмом подтасовки данных и определим, что основная его задача обеспечить положительную реакцию со стороны системы самооценки. Механизм подтасовки данных активен только в периоды отсутствия положительных эмоций или перевеса отрицательных. Наибольшей продуктивности он достигает во время сна, когда он бесконтрольно задействует простаивающие строительные мощности системы осознания реальности. Механизм подтасовки данных обеспечивает эмоциональный баланс субъекта в условиях невозможности прямого или предвосхищаемого удовлетворения фундаментальных потребностей.

После достижения эмоционального равновесия активность Механизма подтасовки данных снижается.

Еще немного о сне в ключе раскрываемой темы.

Второй значимый процесс сна это бессознательное упорядочение и рационализация структуры понятий (классификаторов системы осознания реальности) с бессознательным переопределением - переосмыслением объектов, что-то типа вечерней уборки детской комнаты с определением предназначения новых полок и с определением мест для новых игрушек. Благодаря именно этому процессу "утро вечера мудренее". Именно поэтому Таблица химических элементов пришла к Д.И. Менделееву во сне. Данный процесс, очевидно, освобождает - готовит для нового использования некую буферную зону СР, предназначенную для хранения несистематизированных данных.

Третий процесс сна это отражение действительности. Все воздействия внешней среды, доступные во сне, и все сигналы тела попадают на вход механизма построения СР. Данный механизм отрабатывает свою функцию, выдавая картинки объектно-ориентированной субъективной реальности. Ничего другого выдать он не способен.

Вероятно, перечисленные процессы могут интерферировать.

Способность субъекта строить высокоорганизованную модель реальности: - ту способность, которую мы моделируем с помощью системы осознания реальности, и с помощью этой модели реальности через опережающее чувство удовлетворения фундаментальных потребностей достигать эмоционального равновесия - одна их основных предпосылок формирования устойчивых общественных взаимоотношений. Субъект, не убивший своих врагов, сексуально не удовлетворенный, не здоровый и ущемленный в социальных правах, тем не менее, может находиться в состоянии эмоционального равновесия и быть нормальным членом общества.

Огл. 5. Концепция объективной модели объективной реальности

Насколько объективная реальность шире доступной нам модели? Можем ли мы выделить там прототипы наших объектов? Все ли они характеризуются формой и размером? Возможно ли существование другой (не нашей) модели реальности, в которой "Единая теория мироздания" уже лежит на блюдечке с голубой каемочкой?

Способна ли наша наука (антропоцентрическая уже только потому, что она базируется на нашей модели реальности с ее формами, физическими характеристиками, размерами и расстояниями) создать такую "Единую теорию"? А если даже способна, не будет ли она из-за присущего ей антропоцентризма вынуждена чесать правой рукой за левым ухом?

Между элементами субъективной реальности, ощущёнными и осознанными, и объективной реальностью можно надеяться навести мосты, разобрав по косточкам работу систем ощущения и осознания. Когда (и если) это случится, то нашему объекту можно будет поставить в соответствие нечто в объективной реальности, и нашему расстоянию и материи и т.д.

С понятиями, выработанными в результате логических умозаключений, такими как "вечность", "бесконечность", "предельная скорость" и т.д. положение несколько иное. Здесь придётся разобрать по косточкам не только работу систем ощущения и осознания, но и логику выработки перечисленных понятий. В результате мы можем надеяться получить некий набор понятий, характеризующих ОР. Но это будут другие понятия - не "вечность", не "бесконечность" и т.д.

Исходные же, как разработаны в рамках СР, так и остаются, характеристиками СР. У нас нет никаких оснований характеризовать ими объективную реальность.

Человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. Ничего неупорядоченного в ней нет, за исключением противоречий между разными моделями одних и тех же феноменов реальности. Человеческое познание это построение моделей реальности в рамках СР, начиная с построения трёхмерных объектов системой ощущения реальности и заканчивая сложными теоретическими построениями в областях научного развития СР.

Никто не отрицает объективности научных знаний, но они (где-то там порой) витиеваты, разобщены и узкоспециализированы. Хочется философской целостности и простоты, и для удовлетворения этого желания предлагаю попытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения.

Разработать такую концепцию означает абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния тендема систем ощущения - осознания реальности и создать систему понятий, первичную по отношению к той, которая описывает доступный нам мир. Выражаясь классификационными терминами - надстроить родительские классы над элементами нашего мироощущения.

Имея такую модель реальности, мы могли бы адекватно реагировать на нежелательные результаты антропоцентризма научных знаний (парадоксы, неустранимые противоречия или избыточно усложненные объяснения природных закономерностей). Мы могли бы целенаправленно изменять теорию мироздания (наше представление о мироздании):

редактируя объективную модель объективной реальности, или

изменяя процедуры вывода понятий нашего мироощущения из понятий объективной модели объективной реальности.

Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны отбросить лишнее и оставить то, чего мы не можем отбросить.

Принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий системы осознания реальности, отбрасываем расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания).

Не можем обойтись без факта неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и не можем отказаться от времени (иначе теряем: "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария).

Формируя нашу модель, на факте неоднородности реальности обосновываем существование некого Перечня свойств, по которым реальность изменчива.

Постулируем, что каждое из свойств данного перечня:

является простым свойством, т.е. не выведено из других;

ортогонально всем другим свойствам, т.е. может меняться, не воздействуя на другие свойства;

может быть использовано, как времяподобный фактор, т.е. не имея критерия, по которому можно было бы выделить одно свойство-время, объявляем времяподобными все, допуская, при этом, что с нашим мироощущением взаимодействует только одно.

Заявленный перечень ортогональных свойств реализуется в многомерном массиве значений свойств.

Постулируем, что каждая точка многомерного массива характеризуется показателем наличия носителя свойств в этой точке или его отсутствия типа: есть - нет (возможны и более сложные показатели).

И это, пожалуй, всё, до чего мы можем доабстрагироваться в нашем желании отбросить влияние нашего объектно-ориентированного мироощущения на нашу модель действительности.

Отметим, что минимально возможное количество измерений объективной модели объективной реальности - два. Одно обязательно временное, а другое информационное. В этом случае механизм создания субъективной реальности будет аналогичен программному обеспечению, разворачивающему одномерный файл в видеофильм.

Имея модель реальности, свободной от влияния сознания, как родительский класс, будем выводить из него модель, создаваемую нашим объектно-ориентированным мироощущением с его объектами, расстояниями, размерами, бесконечностями, вложенностью объектов, удельными характеристиками и т.п.

К примеру: объекты и их границы могут быть определены с помощью факторного анализа, расстояния и временные интервалы с помощью аналитической геометрии.

Количество и качество свойств объективной модели объективной реальности предполагаем определить при дальнейшей конкретизации нашей концепции модели. Оно должно определиться, именно, при анализе парадоксов, неустранимых противоречий или избыточно усложненных объяснений природных закономерностей.

Огл. 6. Заключение

Из текста следует, что для автора СР это всё, что мы видим, о чём догадываемся и что помним. В буквальном смысле.

Автор считает, что данное исследование обеспечивает возможность практического моделирования работы сознания по созданию и модификации СР.

Основные результаты исследования.

Предпринятые шаги по формализации СР привели к возможности взглянуть на СР как на элемент специализированной информационной системы. Несмотря на формализацию, представленная модель СР способна вместить любые знания человека об окружающем мире, равно как и любые вымыслы.

На стадии формирования чувственно-геометрической модели реальности информация качественно преобразуется в процессах типа группирования и классификации. Данные процессы не могут быть проиграны в обратном направлении, поэтому опираясь на СР принципиально невозможно однозначно и окончательно понять, что же влияет на наши сенсоры.

Человек обречен на моделирование реальности.

Применив систему своих понятий к объектам чувственно-геометрической модели реальности, человек формирует понятийную составляющую СР со всем богатством характеристик и взаимосвязей.

Процессы, ведущие к построению и модификации СР, формализованы в рамках механизма построения и модификации СР. Реализовав этот механизм средствами вычислительной техники, мы сможем моделировать работу сознания по построению и модификации СР с неограниченной степенью приближения к наблюдаемой работе сознания.

Работа механизма построения и модификации СР будет моделировать некоторую часть человеческого мышления.

Приняв, что СР это всё, что мы видим, о чём догадываемся и что помним, делаем вывод, что изменение СР это единственная причина инициации эмоций.

Предпринятое истолкование СР, кроме упомянутого выше, позволяет:

рассматривать философские понятия, такие как "понимание" и "суждение", в качестве информационных операторов;

рассматривать художественные приёмы как процедуры информационной системы человека;

рассматривать музыку как звуковую модель последовательности предвосхищаемых эмоций, формируемых при лавинообразных модификациях СР.

Представленная концепция объективной модели ОР это попытка выйти за пределы антропоцентрической сущности параметров наблюдаемой вселенной. Надеюсь, она обеспечит разработчикам космогонических теорий дополнительное пространство для маневра.

Литература

1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003.
2. Кондаков Н.И. Логика. Москва, 1954 с. 300.
3. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
4. Петров А.Н. Информатика субъекта. 2006.

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru