Странная цивилизация

§15. Глобализация и здравый смысл

Цаплин В.С.

Содержание

Одна планета - одна экономика,
- один язык - одно общество.

Вводится разделение глобализации на две стадии: экономическую и социальную. Вторая обусловливается первой и следует за первой. Приводится отношение различных стран к экономической стадии глобализации и статистика развития Интернета, как главного глобализирующего фактора. Отмечается, что какими бы возможностями ни обладала сеть, она останется всего лишь технологическим инструментом, роль которого в обществе будет определяться тем, каким содержанием наполнят его работающие с ним люди.

Огл. ВСТУПЛЕНИЕ В НОВЫЙ ПЕРИОД

Свободное развитие крупного бизнеса несовместимо с ограничениями в виде государственных границ, поэтому он создает или использует складывающиеся условия, чтобы выйти за пределы национального рынка. Так было всегда, но никогда не достигало такого масштаба, как во второй половине ХХ века - бизнес стал интернациональным. Выход за национальные границы потребовал совершенствования и развития коммуникаций, охватывающих весь Земной шар. Это и называют экономической глобализацией. Субъективным стимулом такого развития является получение более высокой прибыли - новые потенциальные покупатели, дешевые рабочие руки, сырье и материалы.

Глобализация связана и с тем, что возникает необходимость совместного осуществления крупных проектов, которые не под силу одной стране или они выражают общемировую заинтересованность - создание космических станций, освоение планет, разоружение, безопасность ядерной энергетики, борьба с наркоторговлей и терроризмом, замыкание транспортных артерий, развитие Интернета, глобальные экологические проблемы и т.д. Это также потребовало консолидации земных и человеческих ресурсов, резко увеличив число межчеловеческих контактов, приведя к появлению и развитию таких видов активности, которые размывают все границы между отдельными людьми и человеческими сообществами - от географических до социальных, доставшихся нам в наследие от предшествующих поколений. Идет увеличение числа международных организаций, введение общеобязательных норм, которые заставляют менять государственный статус и законодательства многих стран.

Этот процесс представляет собой начало социальной глобализации - слияния человечества в единое целое, постепенно меняя и представления людей, все больше осознающих, что на Земле живет единое человеческое сообщество, по естественно-биологическим причинам и благодаря случайностям истории в течение десятков веков существовавшее разделенным искусственными барьерами: географическими, экономическими, идеологическими, национальными, языковыми, религиозными и т.д.

Идея социальной глобализации в наиболее общем виде выражена в манифесте американской гуманистической ассоциации: Приверженность общечеловеческим ценностям, приверженность, отменяющая все прежние узкие привязанности к церкви, государству, партии, классу или расе… Разве может быть у человечества более возвышенная цель, нежели превращение каждого человека, в идеале и на практике, в гражданина мирового сообщества?[1]

Объединительные процессы уже идут - достаточно вспомнить о консолидации стран Европы. Люди во всех частях планеты все отчетливее понимают , что все страны есть не более, чем социальная условность… Как бы к ним не относились их граждане, сколь священными они бы ни казались, на деле все они - образования искусственные и временные… В ближайшие сто лет национальная принадлежность станет рудиментом; все нации и все государства признают единый, глобальный авторитет. Фраза, бывшая модной в середине двадцатого века - «гражданин мира», - обретет к концу двадцать первого столетия свое истинное значение[2] - говорит Строб Талбот.

Т.е. социальная глобализация представляет собой объединение ныне раздробленного человечества в Единую Интеллектуальную цивилизацию. То, что цивилизацию ожидает именно такое будущее - недоказуемо, но к этому ведет логика всего предшествующего развития и происходящие процессы возрастания социальности, подтверждая тем самым выше сформулированный Принцип Возрастающей Социальности. Социальная глобализация означает начало подлинной истории человечества. Появилась возможность перейти от хаотического и эволюционного процесса, результатом которого является современная глобализация, к сознательному переходу и осмысленному планированию будущего мироустройства. Все больше людей осознает, что такой переход возможен, что ошибаться можно в сроках и деталях, но общее направление останется неизменным. Обладай люди одним языком, процесс социальной глобализации проходил бы гораздо быстрее, но приходится исходить из существующей реальности.

Экономический этап глобализации оказался очень болезненным для ряда стран и многих людей, поэтому требуются какие-то иные способы ее проведения, но социальная глобализация обусловливается и может последовать только за экономической. Также, как посеву всегда предшествует вскапывание почвы. Большой бизнес, непосредственно спровоцировавший процесс экономической глобализации, эти соображения мало интересуют.

Опрос об отношении к процессу экономической глобализации был проведен компанией Environics International по заказу Всемирного Экономического Форума среди 25 тыс. человек, живущих в 25 странах мира и, как считается, выявил точки зрения 65% населения планеты. Следует отметить, что социологические исследования сообщества существ со свободной волей - людей, краткосрочны и уже поэтому условны. Нужно также иметь ввиду, что в опросе участвовали лишь те, у кого есть выход в интернет и начала компьютерной грамотности.

В среднем каждые шестеро из десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом, т.е. население Земли в основном приветствует экономическую глобализацию. В 19 из 25 стран большинство опрошенных заявило, что глобализация принесет пользу для них и их семей.

Наибольшее число сторонников глобализации проживает в богатых странах Европы и Северной Америки и «бедных» странах Азии. Наиболее сильны позиции глобалистов  в Голландии, Венесуэле, Индии, Казахстане, где от 60 до 87 процентов опрошенных выразили проглобалистские взгляды.

В списке недоброжелателей глобализации, наряду с Турцией и Аргентиной, идут вполне благополучные страны: Австралия, Франция и Испания - в них одобрили процесс глобализации в среднем лишь 35 процентов опрошенных. Необходимо отметить, что во Франции и в Испании антиглобалистские идеи популярны среди представителей мелкого и среднего бизнеса, считающих, что глобализация дает власть над миром крупным корпорациям и обрекает мелкие предприятия на гибель. С глобализацией активно не согласны 10 процентов населения земного шара.

 Опрос показал также, что все больше жителей Земли начинают ощущать себя частью всего человечества. В США, Италии, Венесуэле, Китае и Японии от 60 до 90 процентов опрошенных согласились платить лишний 1 процент налогов, чтобы эти средства шли на помощь бедным странам!

Однако, все эти мнения носят поверхностный характер и отражают лишь степень личной заинтересованности в процессах, непосредственно затрагивающих материальный уровень жизни опрашиваемых.

Огл. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Многие реалии текущего этапа глобализации учитывают только интересы бизнеса, как такового, по созданию, распоряжению и владению материальными средствами.

Известный современный специалист по геополитике Николай фон Крейтор в одной из консервативных российских газет в интервью с вице-президентом Академии геополитических проблем, генерал-полковником Л.И.Ивашовым пишет: …- по данным ООН, три самых богатых в мире человека владеют капиталами, равными валовому внутреннему продукту 48 беднейших стран. 360 семей миллиардеров имеют столько же, сколько 2,3 миллиарда человек в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно эти семьи контролируют мировую экономику и осуществляют анонимную мировую власть. Попросту говоря, усиливается ограбление стран, не входящих в «золотой миллиард». …Паразитирующая верхушка, присваивающая около 80% производимого на Земле совокупного продукта, не желает терять своего положения. …Запад пытается узаконить этот грабеж через идею глобализации, через навязывание миру «либерально-демократических» ценностей. …Мировая закулисная элита стремится создать на планете некое унифицированное иерархическое сообщество… Опорой такого устройства мира предполагается сделать зажиточную прослойку (500-600 млн. человек).

Приведенные цифры хоть и отличаются в разных источниках, но не настолько значительно, чтобы изменить сделанные в этом интервью выводы о состояния мировой экономики! Последствия могут оказаться разрушительными и для США, утверждается в этом интервью: ...В самих США наступит понимание, что американцев как нацию отдали на заклание глобальной финансовой мафии, ежедневный объем операций которой составил 3 трлн. виртуальных долларов. Не может не беспокоить здравомыслящих американцев и структура ВВП США, где виртуальная экономика имеет 80%, а реальная (производство) - лишь 20% своей доли. Поэтому далее сказано:. …Мир катится к еще большему хаосу и беспорядку, а возможно, к мировой гражданской войне с огромным разнообразием форм ее проявления.

И к этому закономерно придет человечество, если будет следовать тем же что и раньше принципам развития материального производства и распределения материальных ценностей.

Во все предшествующие эпохи личный эгоизм, формы организации общества, делавшие законным присваивание единицами труда огромных человеческих масс, и бесправное положение целых стран объективно служили резкому ускорению технического прогресса. Если бы не эти очевидные «несправедливости», человечеству понадобилось бы в десятки раз большее время для создания современной технологической цивилизации и высокопроизводительной промышленности. Объективно способствуя темпу роста производства, целые поколения людей бессознательно приносились ему в жертву. Это инстинктивно осознавалось и все кровавые восстания прошлого - это попытки приостановить «жертвоприношение», сбросить ярмо и утвердить «справедливость». Однако «справедливостью» в первобытном сознании, как утверждается, например, в библии, было ограничение права на рабовладение, но не его отмена! События всех эпох в той или иной мере подчинялись «логике» этой библейской притчи.

Последней в истории попыткой построить общество, основанное на принципах справедливости, был СССР, но и эта попытка была преждевременной, приведя к массовым жертвам и лишний раз доказав, что силовыми методами изменить социальное устройство неподготовленного общества принципиально невозможно. Прежде всего потому, что инициативности людей, движимых эгоизмом, и, следовательно, свободе предпринимательской деятельности противопоставить было нечего. Но применение тех же методов и принципов экономического развития в период экономической глобализации является не только продолжением несправедливости уже в глобальных масштабах, но и чрезвычайно рискованным. Это начинает осознаваться сегодня все большим количеством людей, которые уже не хотят быть очередным поколением жертв эволюции человеческой цивилизации. Не зря прошло столько времени, и столько поколений ушло в небытие, образовывая материальный фундамент будущего глобального общества. Ситуация изменилась и потому, что в XXI веке разрушительная мощь человечества стала беспрецедентной и глобальной, и ограничиться «локальным» восстановлением справедливости уже не удастся - человечеству грозит либо всеобщее столкновение, либо Антиутопия.

Огл. СОЦИАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Но этих сценариев удастся избежать, если не откладывая начать менять экономические стимулы экономического развития и экономической глобализации, учитывая, что производство, технология и наука уже развиты настолько, что могут обеспечить приемлемый материальный достаток любому человеку, живущему на Земле, без сколько-нибудь заметного снижения среднего уровня жизни. Одновременно необходимо начать внедрять систему формирования мышления, потому что экономические изменения будут тем болезненнее, чем медленнее будет меняться качество массового мышления и демифологизация человеческого сознания. Справедливость придет сама собой, когда рациональное мышление станет доминирующим, объем знаний позволит давать адекватные оценки общественным процессам, происходящим на Земле, а эгоизм перестанет быть основным стимулом развития экономики.

Практика общения людей, живущих в разных частях планеты, непрерывно растет. Одновременно растут и технические возможности для обеспечения такого общения. Однако это не значит, что объединение - линейный процесс, предполагающий немедленное исчезновение центробежных тенденций. Таким образом, речь идет о будущем человечества, воплощение которого в жизнь потребует сознательных усилий и конкретные шаги надо прорабатывать заранее, имея ввиду общую тенденцию.

Приходиться слышать предостережения, что социальная глобализация может привести к нивелированию людей, вызванному деперсонификацией личности в условиях единого человечества. В действительности - все наоборот. Необходимую для дальнейшего прогресса универсализацию и унификацию правил поведения и промышленного развития, вследствие постепенного исчезновения искусственных границ, путают с интеллектуальным и информационным нивелированием, которое может определяться только качеством индивидуального мышления и наличием рациональных знаний. Именно мифологизация и стереотипчность мышления, свойственная современному разделенному человечеству, нивелирует интеллектуальные возможности каждого человека, удерживая целые сообщества в состоянии экономической, физической и информационной ограниченности, что действительно ведет к массовому инфантилизму и деперсонификации - все дети мира поведением похожи друг на друга, хотя растут в разных семьях. Универсализация же будет означать появление некоторых единых стандартов, но не нивелирование индивидуальных различий, которые будут только расти, благодаря растущей образованности и рациональности и откроют новые возможности для разнообразия за счет отмывания мышления и информации от хлама национального предубеждения и предрассудков, мифических и местных стереотипов. Т.о. социальная глобализация, сопровождаемая ростом качества индивидуального мышления, способностью выделить и воспринять стремительно растущий поток рациональной информации, неизбежно приведет к практически бесконечному расширению свободы выбора из всего объема реальных знаний и возможностей, накопленных всем человечеством, а не отдельным племенем-нацией.

Вместе с тем, неуправляемая, неконтролируемая и непоследовательная социальная глобализация может привести к резкому интеллектуальному расслоению человечества, что чревато угрожающими последствиями.

В интернетном интервью профессора Сергея Капицы прозвучала следующая констатация: - Расслоение между умственными способностями представителей человечества все нарастает - самые умные его представители по запасам знаний, мощности и универсальности интеллекта, информированности и возможности получать информацию ушли далеко от интеллектуальной элиты всего лишь вековой давности, не говоря о мыслителях древности. В то же время недалекие, необразованные люди по своему умственному потенциалу по-прежнему мало отличаются от неандертальцев.

Интеллектуальное расслоение существовало всегда, однако в рамках национальных государств его негативные последствия для производства могли относительно легко компенсироваться за счет привлечения специалистов из-за рубежа или изменениями в национальной политике по подготовке кадров. Социальная глобализация исключает традиционные компенсаторные механизмы даже для целей производства - нет заграницы, не говоря уже о необходимости быстрого массового поднятия разумности до уровня полноценного мышления. Поэтому последовательная, гармоничная и прогрессивная социальная глобализация требует введения принципиально новой системы образования, ставящей во главу угла массовое формирование полноценного мышления. В противном случае, относительный процент интеллектуалов в мире будет уменьшаться и разрыв в интеллектуальных уровнях резко увеличиваться. Такая «социальная глобализация» не будет означать создания единого, гармоничного и прогрессивного человечества, а останется разновидностью цивилизации, разделенной на «суверенные» государства, но вместо многообразия стран будет одно «всемирное» государство стереотипно и примитивно мыслящих людей. Т.е. - Антиутопия. И ничего более. Интеллектуалы превратятся в касту жрецов, создающих нематериальную продукцию для массы людей, не способных ни понять, ни повлиять на суть или содержание этих процессов. Такая перспектива, как писалось, напоминает замятинскую антиутопию и имеет мало общего с прогрессивной социальной глобализацией.

Поэтому вновь повторим, что прогрессивная социальная глобализация невозможна без быстрого увеличения абсолютного и относительного числа образованных людей. В идеале, критерию образованности, т.е. приемлемому порогу абстрактности мышления и уровню общественной дееспособности должны удовлетворять все взрослые люди.

Огл. ИНТЕРНЕТ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Особую роль в слиянии человеческих сообществ играет компьютерная революция и совершенствование систем электронной коммуникации. Формы, методы и технологии передачи информации, скорость ее обработки уже достигли такого совершенства, что говорить о национальных формах этих видов человеческой деятельности становится бессмысленным. Сегодня практически любой человек, обладающий вполне скромными материальными возможностями, может в течение нескольких минут обменяться новостями с жителем любого материка, посмотреть телевизионное шоу из любого города с помощью спутниковой связи, «сходить» в музей и покопаться в библиотеке с помощью Интернета. Преувеличение? Не столь уж и значительное. Интернет становится одним из главных глобализирующих факторов. Расширение доступа к средствам получения и передачи информации происходит лавинообразными темпами и резко увеличивается число нитей, связывающих отдельных людей во всем мире.

По мнению профессора Майкла Трейси из университета Колорадо, состояние Интернета в середине 90-х годов характеризовалось тем, что доступ к Интернету имели менее 1 процента населения Земли. Это порядка 100 миллионов человек во всем мире, учитывая численность членов семьи активного пользователя интернетом. В это время на Земле жило уже почти шесть миллиардов. Как отмечал Трейси, в среднем 90 процентов пользователей Интернета и владельцев компьютеров входили в 15 процентов наиболее состоятельной части населения планеты. За четыре года после наступления третьего тысячелетия в сеть вышло уже 15-20 процентов населения Земли, отмечается в опубликованном отчете The Global Market Forecast for Internet Usage and Commerce. На состоявшейся в Лондоне конференции Convergence-97, известный писатель Артур С. Кларк сказал, что: - из всех технических новшеств, появившихся со времен индустриальной революции, Интернет стал самым значительным технологическим достижением.

Исследование, проведенное группой NUA Surveys, показывает, что в Северной Америке развитие Интернета достигло уже «точки насыщения», и теперь там наблюдается некоторая стагнация. За прошедшие годы XXI века количество американских пользователей составляет треть от общемирового значения и насчитывает более 180 миллионов человек. Доли Юго-Восточной Азии и Европы также составляют почти по трети от всех пользователей. Жители Латинской Америки составляют 5 процентов интернетчиков, а Африка и Ближний Восток по 1 проценту пользователей. В общей сложности, в сеть имеют доступ 620 млн. человек (начало 2004 г.). При этом основной прирост пришелся не на индустриально развитые, а на развивающиеся страны. Например, за год число пользователей интернета в Индии выросло почти на 40 процентов, а в Бразилии - почти вдвое. Т.о. за срок порядка двух лет абсолютный рост шел за счет развивающихся стран.

В России начала 2005 года, как сообщает пресса: пользователей Интернета… - уже больше 14 миллионов, а глобальная паутина опутала практически всю страну. Тем временем в мире на смену нынешнему уже создают новый сверхскоростной Интернет-2. В сети будущего гипертекст уступит место видеоизображению. Динамика стремительная! Правительство Китая объявило о запуске в стране первой магистральной сети, работающей по интернет-протоколу нового поколения… Китайская образовательная и исследовательская сеть CERNET2 (China Education and Research Network) объединила 25 университетов в 20 городах, став крупнейшей в мире в своем классе.

Среди проблем, препятствующих пользователям из развивающихся стран получить доступ к Интернету, на первом месте стоят чисто экономические, затем политические и социальные проблемы. Джозеф де Фео, глава компании Open Group пояснил, что когда доступ к Интернету будет столь же простым и недорогим, как звонок по телефону, Интернет получит широкое распространение в развивающихся странах и в небогатых семьях. Даже из соображений ускорения и безболезненности перехода к социальной глобализации доступ к простому интернету должен быть снижен минимум вдвое или сделан бесплатным, и существенно снижена цена быстрого интернета (DSL, кабельного и т.д.), сайты познавательной тематики должны быть сделаны не коммерческими, спам запрещен вообще, а порнографическое засилье интернета должно быть сведено к минимуму. Последнее не значит, что в интернете должны быть запрещены сайты, посвященные вопросам и проблемам секса, но, безусловно, должны быть исключены сайты, стимулирующие природные инстинкты, извращения и садизм в ущерб мышлению и представлениям о норме.

Но даже если бы Интернет уже связывал между собой всех людей всех континентов и всех общественных групп (что вполне возможно), использование Сети все равно не вызвало бы существенных изменений общественного строя (не путать с глобализацией), как не вызвало их широкое развитие средств массовой информации. Какими бы возможностями ни обладала Сеть, она останется всего лишь технологическим инструментом, роль которого в обществе будет определяться тем, каким содержанием наполнят его работающие с ним люди. Интернет не заменит необходимость повсеместного внедрения единой системы формирования мышления, образования и воспитания, основанной на принципиально новой образовательной концепции. Однако связь между развитием интернета и этими явлениями и их взаимовлияние - очевидны.

Огл. ГЛОБАЛЬНЫЙ ТЕРРОР - ПЛАТА ЗА НЕАДЕКВАТНОСТЬ

В последние годы картину «разнообразил» разгул террора, как прямое следствие пренебрежения вопросами адекватного восприятия действительности конкретными людьми. Размеры террористического давления интерпретируются, как начало третьей мировой войны и даже войны цивилизаций. Да помилуйте! Ничего нового на самом деле не происходит, если не считать, что масштабы давно известных форм террора просто становятся пропорциональными всем остальным глобализационным процессам и техническим возможностям на нашей планете.

Террор - это крайняя форма утверждения мифов, т.е. рудиментов этапов самопознания, но они продолжают культивироваться в сознании людей, доводя их до поступков, несовместимых с понятием очеловеченного разума. Террорист вообще, а террорист-самоубийца особенно - живет не в реальном мире, а в мире своих предрассудков, которые требуют от него активных действий по приведению «неправильного» окружающего мира в соответствие с его «правильными» мифологическими представлениями. Если надо - ценой собственной жизни!

Стратегическим путем борьбы с террором должно стать осознание того, что «пора собирать камни» опыта развития человечества в целом и избавиться, прежде всего, от удушающей мифологизации человеческого сознания, приводящей в современных условиях к глобальным коллизиям.

Агрессивная глупость и невежество, вторгающиеся в человеческую жизнь, должны встречать немедленный и жесткий отпор. Причем не столько силовой, сколько направленный на развенчание мифов и внедрение рационального стиля мышления. Актуальность этого продемонстрирована многочисленными трагическими событиями на границе тысячелетий и невиданными по масштабам террористическими актами начала XXI столетия в США и России.

Хорошо известно, что сегодня нет ни одного народа на планете, жизнь которого хоть в небольшой степени приближалась бы к идеалу. Нет и ни одной социально-политической системы, которая ставила бы такую задачу. Демократия отнюдь не гарантирует ни справедливости, ни всеобщего материального благополучия, ни возможностей для самореализации. Но это не должно быть причиной пессимизма, а лишь примером, помогающим понять важность воспитания человека, как равноправного участника динамического и противоречивого процесса развития человеческой цивилизации и совершенно новых форм общественной организации.

Толерантность должна перестать быть эквивалентной терпимости к абсурду, особенно в случаях, когда нелепости насаждаются манипуляцией, силой или страхом. Уважение к чужой независимости и доброжелательность во взаимоотношениях не должны, как это сегодня часто бывает, маскировать равнодушие и безразличие к чужому неблагополучию. Осознание этого позволит сделать жизнь по-настоящему стабильной, творчески насыщенной и приносящей наибольшее удовлетворение.

Глобализационные процессы необратимы, но от наших сознательных усилий зависит, будут ли они медленными и болезненными или осмысленными и в предсказуемых формах, ведущими к дальнейшему росту человеческой цивилизации.

представлено для публикации на сайте 09.2009 г.

[1] American Humanist Association, Humanist Manifesto II, 1973. humanist.net/docun-ients/manifesto2.html
[2] Strobe Talbott, «America Abroad; The Birth of the Global Nation», Time, July 20, 1992, p. 70

© В.С. Цаплин

 

«18+» © 2001-2019 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

Рейтинг@Mail.ru