раздел «Авторская страница А. Соломоника»

Эссе раздела


Переосмысление лотмановского понятия «семиосферы»


 

Природа и Человек в роли Бога (философское заключение семиотических штудий)


 

Словарь семиотических терминов


 

Комментарии к книге Мориса Клайна «Математика Поиск истины»


 

Систематика, таксономия, классификация и их семиотические слагаемые


 

Некоторые философские проблемы развитой семиотики


 

О сращении знаков


 

Что нового входит в мою трактовку семиотики?


 

Семиотика общая и семиотики частные


 

Язык науки


 

Логическая процедура построения картографической типологии


 

Путешествие знаков по континентам семиотической реальности


 

Семиотические принципы отбора знаков при моделировании бизнес-операций


 

Проблема классификации знаков


 

Поиск решения текстовых задач на основе семиотического подхода


 

О возможности параллелизма в описании эволюции предмета математики в онто- и филогенезе семиотического подхода


 

Целевая аудитория современной музыки - где искать и как мотивировать?


 

Основы теории защиты информации


 

Прямая и непрямая коммуникация в онтогенезе


 

Переменные знаки в семиотике


 

Знак и символ


 

Понятие о понятии


 

О природе номинализма


 

О дополнительном определении концепта «знак»


 

О наглядности (философское эссе)


 

Как мы мыслим


 

Да и нет говорить


 

Предложения по внесению некоторых изменений в русский алфавит


 

Апофеоз математики (мнение семиотика)


 

О семиозисе


 

Иллюстрированная библиография основных работ А. Соломоника (1927 -      )


 

Ориентация в семиотической реальности (постановка вопроса)


 

От Сингулярности до Многообразия и Завершения (философия развития в семиотическом ключе)


 

Об основных направлениях в современной семиотике


 

Лестница познания


 

О виртуальной реальности


 

Совмещение знаков со своими референтами при обозначении


 

Об утверждении Кассирера человек – «символическое животное»


 

Подводя итоги – о себе


 

Законы Природы и Общества


 

Природа и Человек в роли Бога
(философское заключение семиотических штудий)

Соломоник А.

Лет двадцать тому назад, когда я начал писать свою первую книгу по семиотике, я открыл ее следующими словами: «Первая трудность, с которой мне пришлось столкнуться при написании данной книги, - это определение ее жанра. Пожалуй, можно сказать, что на 50% она относится к лингвистике, на 50% - к семиотике (науке о знаках) и на 100% - к философии». В той и последующих книгах имеется немало глав, посвященных философским проблемам семиотики. Я и сегодня думаю, что семиотические вопросы должны решаться с помощью философских рассуждений и посылок. Поэтому вполне закономерно завершить мои работы очерком философского характера, очерком, не принадлежащим непосредственно к семиотике, но который бы содержал выводы из долголетних семиотических размышлений. Получается вполне законченная рамочная конструкция, в которой начало и конец будут философскими, а начинка - семиотической.

Человек - существо развивающееся и совершенствующееся,
имеющее предысторию и будущее

Моим начальным доводом является постулат, что о Человеке в данном контексте следует рассуждать как о существе постоянно совершенствующемся и развивающемся. То есть человек в начале своего пути не идентичен человеку в его сегодняшнем виде и состоянии. Кстати, речь здесь пойдет о Человечестве в целом, а не об отдельной личности. Отдельный человек никак не может взять на себя роль Бога, а Человечество - может и берет.

Человек появился в этом мире как малая и беззащитная единичка, уступавшая по всем статьям многим существовавшим в то время животным и почти беспомощная перед силами природы. Только в силу своей приспособляемости он сумел стать сильным и могущественным (сильнее любого живого существа) и повелевающим многими природными процессами. Он может укрыться от дождя, града и снега, не только спрятавшись в пещере, но в созданных его руками домах и постройках, закутавшись в теплую одежду и оградившись от природных катаклизмов другими придуманными им средствами, не только придуманными, но и внедренными им в быт. Он может отодвинуть моря, запрудить реки и переделать лик Земли (пока в отдельных ее точках). Он может летать по воздуху быстрей и в большей безопасности, чем птицы, плавать по воде комфортабельней и скорее чем рыбы, вгрызаться в землю лучше, чем крот либо любое иное животное, обитающее в земной поверхности. Наконец, сегодня он может перелетать на другие небесные тела и мечтает об их заселении.

И все это благодаря своему труду (рукам) и уму. Но для этого понадобились миллионы лет постоянного и поступательного развития. Эти три выделенных концепта - постоянное, поступательное и развитие (движение, переход из одного состояния в другое) являются для меня решающими в данной схеме. Переделывая природу, среду своего обитания, человек переделывал также и самого себя. Он овладевал силами природы, как бы перекачивая их внутрь, в себя. Изменилось все. Коренным образом изменилась физиология человека - он встал на ноги, тело его приняло вертикальное положение, освободились руки и превратились в основные орудия труда. Вырос и усовершенствовался мозг - простое распространение нервных цепей у простейших сконцентрировалось в нервных узлах у червей, а затем и в мозгу, нашедшем себе пристанище в голове. В результате Человек стал мыслить (анализировать, заглядывать вперед и заранее рассчитывать свои ходы), заимствуя первые логические алгоритмы из того, что наблюдал в природе. При этом он изобрел знаки и знаковые системы, с помощью которых наладил коммуникацию и тесное взаимодействие с другими людьми.

Таким вот образом он научился повелевать природой (пока не в полном масштабе, но в довольно значительном), то есть, стал Богом. И началась человеческая история. Без истории нет ничего: ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Научное мышление тем и отличается от обыденного или религиозного мышления, что оно исходит из истории. Только в исторической перспективе мы можем задавать себе вопросы «Как и почему?», «Что было вначале, и что стало потом?» и «В чем была причина произошедших перемен?». В этом и заключается суть научного исследования в любой области знания. В религиозном сознании все эти вопросы решаются просто: «В начале ничего не было. Это Бог сотворил мир, в том числе и Человека». В Библии, в самой первой главе, рассказывается, как Бог сотворил человека: Он сделал это на шестой день творения, перед отдыхом в Субботу. Он сотворил Человека как венец, кульминацию творческого процесса и «по своему образу и подобию». Так что еще в древности люди верили в Божественное предначертание Человека и в его главенствующее положение среди всех других сил природы.

Но при этом религия лишила Человека истории. Если Бог сотворил человека «по своему образу и подобию», то Он сделал это сразу и в окончательном виде - лучше, чем Бог, стать невозможно. Снимаются все проблемы, связанные с развитием и совершенствованием Человека. Одновременно мы лишаемся возможности задавать свои «глупые вопросы». Выход на научное изучение мира восстанавливает их в правах; именно разъяснением сформулированных выше вопросов и занимается наука на протяжении всего известного нам процесса ее развития. Любая отрасль науки имеет свою историю, из которой видно, какие вопросы по поводу тех или иных изучаемых объектов задавались раньше, как они решались и как решаются теперь.

Вот почему процесс, методология научных изысканий принципиально отличается от религиозных подходов; и их невозможно впрячь в одну упряжку, хотя такие попытки постоянно предпринимаются. Все отрасли науки, особенно те из них, которые направлены в прошлое, опровергают религиозную концепцию мира. Геология изучает развитие Земли и пользуется последовательным возникновением и построением геологических слоев. Археология, опять-таки, делит все найденные артефакты по их историческому и, по возможности, последовательному происхождению. Антропология занимается происхождением человеческих типов и развитием их сообществ. Биология исследует происхождение живых организмов в их поступательном развитии, пользуясь теорией эволюции. И так далее, и тому подобное. Наконец, я попытался «опрокинуть в прошлое» происхождение знаков и знаковых систем как основ культуры и науки, исследуя их возникновение в филогенетическом и онтогенетическом планах.

Вот почему, заимствуя у религии утверждение о том, что человек создан по образу и подобию Божию, я придаю ему совершенно иное толкование. Человек не создан, а появился в чреде других биологических видов, как одно из звеньев в цепи развития. Обладая уникальными биологическими задатками для приспособления к среде обитания, он, действительно, превратился в подобие Творца, научившись использовать в своих интересах силы природы и частично главенствовать над ними. Таким образом он и выполняет роль Бога.

Все сказанное не имеет отношения к вопросу о том, существует ли Бог или нет. Я знаю, что буду обвинен верующими людьми в том, что отрицаю Его существование, но речь здесь не об этом. Вопрос о существовании Бога является прерогативой веры, научное познание зиждется на совершенно иных принципах. Существование либо отсутствие Бога не подлежит научному толкованию, существование Бога недоказуемо, да и доказывать его нет необходимости: в него можно либо поверить, либо не поверить. Есть люди, которые по складу ума и характера верят в Бога - исполать им! Есть люди, которые по складу ума и характера не нуждаются в такого рода поддержке - им подавай факты и доказательства, иначе они не воспринимают мир и не видят возможности его объяснить. Я принадлежу к последней категории, хотя и не отрицаю за моими оппонентами права на свою точку зрения. Каждому свое; отсюда следует, что здесь могут быть два подхода, а не один (может быть, и больше).

Предыстория Человека. Может ли Природа быть Богом?

Под Природой в данном тексте понимается Вселенная, Мироздание, то, что есть, а в историческом плане - бесконечная чреда причин и следствий, которая приводит от того, что было, к тому, что имеется, и проецирует на то, что будет. Другими словами, акцент в нашем обсуждении смещается на постоянное и поступательное развитие, а вопрос о начале и конце этого процесса не ставится (он предполагается бесконечным).

Пора сказать и о том, что я имею в виду, когда говорю «быть Богом» либо «играть роль Бога». Это значит быть творцом, созидателем нового, такого, чего раньше не было. Это вовсе не значит воплощение самого Творца в каком-либо образе, в форме человека или иного образца. Еще Барух Спиноза, который первым выдвинул идею о том, что Бог - это «вечный порядок Природы» (Трактат об усовершенствовании разума, 1661 г.), говорил, что «воспринимать Бога как личность означало бы сделать его антропоморфным. Аналогичным образом, Бог не творит по собственному выбору нечто отличное от себя. Будучи не «действующей извне причиной», а скорее «имманентной», он, следовательно, неотделим от вещей, от него исходящих». [1] Традиционные же религии пытаются представить Бога человекообразным. Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, следовательно, Он и сам выглядит как человек. Таким же представляли Его последователи почти всех религий, и принятые в них изображения Бога в большинстве случаев, действительно, антропоморфны (сделаны в человеческом обличии).

Здесь вообще не идет речь о том, как выглядит Господь, но о том, что Он - Созидатель, что Он может создать что-то из ничего по заранее задуманной схеме и плану. Когда я говорю, что Природа берет на себя функции Бога, я имею в виду, что она создает нечто новое, но не из ничего, а из уже имеющегося материала (и таким образом восстанавливаю в правах историю). И делает это не по задуманному образцу (Природа думать не может), а случайным образом. Предваряя дальнейшее изложение, хочу сказать, что когда Человек берет на себя функции Создателя, он делает это вполне сознательно, с заранее обдуманными намерениями. В этом принципиальное отличие между двумя ситуациями, но об этом речь впереди.

Однако при такой постановке вопроса немедленно возникает внутреннее напряжение: как же при отсутствии заранее рассчитанного плана из случайных усилий может возникнуть что-либо, что при ретроспективном рассмотрении оказывается позитивным развитием ранее существовавшего. Оказывается, может, и мы с вами являемся несомненным тому доказательством. По остроумному замечанию Эйнштейна «Бог не играет в кости». Природа, напротив, только и делает, что в них играет. Она беспрестанно «раскидывает кости», и в результате нескончаемых повторений на протяжении огромного промежутка времени может возникнуть ситуация, при которой кости (вкупе с дарвиновским постулатом, что выживает наиболее приспособленный) покажут результат со счастливым исходом. И тогда в ходе многочисленных случайных мутаций возникает разумное существо (в данном случае - Человек), принимающее на себя формирование дальнейшего развития истории, то есть принимающее на себя функции Бога.

Природе глубоко безразлично, сколько раз раскладывать пасьянс, в котором принимает участие все в ней бытующее, ей также безразлично, сойдутся ли карты или нет. Она будет делать это еще и еще раз, ибо в этом и заключается смысл ее существования, ее raison d’être. Наконец она случайно добивается чего-то подходящего, что по своим качествам способно закрепиться в мире; и, начиная с новой точки отсчета, Природа снова раскладывает пасьянс, но уже с другими картами. И так далее, до бесконечности, пока на горизонте не появится разумная личность, присваивающая себе право разыгрывать дальнейшие партии в этой бесконечной игре.

Природа безжалостно обращается с тем, что ее составляет, она берет для своих экспериментов самых разных участников и в самых разнообразных обстоятельствах, но добивается определенного успеха лишь в исключительных случаях. Факт, что мы являемся в известном нам мире единственными разумными субъектами, достойными такого определения. Поиски иных разумных существ во Вселенной пока не дали результатов, хотя надежда найти братьев по разуму не иссякает, равно как и надежда на успех дальнейших попыток. Пока ясно, что Природе лишь однажды удалось найти подходящую площадку для создания разума и способствовать превращению простейших биологических видов во все более сложные существа, приспособленные для дальнейшего поступательного движения. Так появляется Человек, который постепенно отбирает у природы ее прерогативы созидания нового, потому что он делает это гораздо лучше и, главное, целенаправленнее. Но об этом в следующей части.

Человек в роли Бога

Наконец появляется Человек и постепенно (да, постепенно!) он становится основным конструктором нового на Земле, а сегодня и в космосе. Сейчас мы живем в мире, который почти полностью создан человеком и который коренным образом отличается от мира, оставленного нам в наследство природой. За что вы ни возьметесь, все создано мыслью человека и его руками. Вот несколько самых последних примеров; впрочем, каждый день приносит нам новые и новые факты утверждения Человеком своего права повелевать миром, изменять его.

Я беру один из последних номеров National Geographic (January 2007) и нахожу в нем статью о преобразованиях в Дубае, одном из эмиратов Персидского залива. На месте маленькой деревушки на берегу залива в течение менее чем за каких-то пятнадцать лет, был построен огромный город с почти миллионным населением, спроектированный по типу Манхеттена, но гораздо лучше (именно потому, что он планировался целиком и загодя). Насыпаны искусственные острова, на которых размещаются офисы и жилые небоскребы, созданы торговые центры и учебные заведения, включая университет, организованы международные финансовые корпорации, манипулирующие миллиардными суммами, и многое другое. Весь этот конгломерат живет и активно развивается, отвоевывая у природы все новые и новые пространства и лихорадочно их застраивая. Вся эта активность, по словам журнала изменяющая весь район Ближнего Востока, была инициирована и претворена в жизнь двумя властителями малюсенького Дубая - шейхом Рашидом бин Саидом аль Мактумом и его младшим сыном и наследником Мухаммедом.

В том же журнале я прочитал статью о горбатых китах (горбачах) - одних из самых больших по размерам существах на Земле. Убедившись, что этому виду приходит конец в результате их поголовного истребления, заинтересованные страны заключили в 60-х гг. прошлого столетия конвенцию, запрещавшую любую охоту на этот вид животных. Были выделены специальные резервации для их проживания, самым большим из них является заповедник возле Гавайских островов. Там проводятся исследования и отслеживается образ жизни гигантских китов. В результате трехлетнего обсчета живущих ныне горбачей выяснилось, что в настоящее время их насчитывается более 10.000 экземпляров, то есть их поголовье практически восстановлено. Размножение животных происходит все возрастающими темпами.

Вчера я услышал по радио сообщение о введении в строй в Израиле установки по очистке сточных вод. Известно, что воды в этой стране решительно не хватает; крупным источником пополнения воды являются для нее сточные канализационные отходы, которые после очистки используются для ирригации на полях. Недостатком существующих систем была их плохая фильтрация, которая не могла отделить мельчайшие микробы и вирусы, находящиеся в канализационных стоках. Они попадали на выращиваемые растения и делали их непригодными к пище. В новой установке используются наноматериалы, которые имеют столь малые отверстия, что даже вирусы и микробы через них не проникают. И снова инициаторами данного начинания были ученые и просвещенные политики; ведь и сами нанотехнологии возникли только на рубеже нынешнего столетия.

И не только локальные новшества являются плодами человеческих усилий. Глобализация дала возможность осуществлять международные проекты самого широкого масштаба. Еще несколько десятилетий назад было принято, что экономика любой страны подвержена циклам развития - «семь жирных лет» сменялись «семью тощими годами». Так повелось со времен, когда Иосиф попал в Египет, и об этом записано в Библии. Сейчас в результате глобальных тенденций в мировой экономике тощие циклы перестали нам угрожать, во всяком случае, такая угроза в значительной мере смягчилась и не проявляется все последние десятилетия. Да мало ли что еще! Примеры переделки мира Человеком можно приводить без конца.

Важно подчеркнуть, что Человек не начинает своих преобразований без предварительного их обдумывания и планирования. Он также изменяет свою тактику и стратегию в ходе самих преобразований, когда встречается с непредвиденными препятствиями. Даже и по завершении проектов Человек продолжает отслеживать их плюсы и минусы, постоянно совершенствуя уже достигнутые результаты. Это и есть сознательная и разумная деятельность, отличающая Человека от Природы по выполнению ими Божественных функций созидания нового. При этом Человек постоянно совершенствует самого себя: он учится на своих достижениях и на своих ошибках. И к следующему предприятию приходит уже в ином качестве - совсем другим Человеком. Таким образом обеспечивается постоянное качественное и количественное нарастание процесса созидания Человеком нового в мире и нового мира.

Важным фактором указанного процесса является изобретение Человеком и овладение им уже существующими знаками и знаковыми системами. Именно знаки и знаковые системы отвечают за три важнейшие компонента, без которых процесс развития мира и Человека не мог бы состояться. Во-первых, знаки обеспечивают межличностную коммуникацию, а без нее не было бы кооперации между людьми. С помощью знаков люди разъясняют друг другу свои планы и гарантируют этим постоянное сотрудничество в их исполнении. Во-вторых, сами эти планы являются результатом проекции того, что уже существует, на то, чего еще нет. Без учета существующего нельзя построить ничего нового, и семиотические проекции выполняются поначалу в человеческом уме, овеществляясь в виде знаков, а потом уже и в реальности. В-третьих, знаки и знаковые системы передают накопленный опыт предков последующим поколениям, что, в конечном счете, определяет последовательное накопление результатов перестройки мира в разных знаковых источниках. Последнее обстоятельство отвечает за рост и преемственность культуры и за подготовку новых участников к ее продолжению, то есть, за их обучение.

Вследствие всех этих причин Человек постепенно становится средоточием знаков и символов, что дает право называть его символическим животным. Именно это обстоятельство отличает его от всех других живых существ. Данный тезис изобретен не мною, он многократно появлялся в научных и философских трудах. Наиболее полное и завершенное воплощение он получил в работах Эрнста Кассирера, немецкого философа конца XIX - начала XX века. Вот как описывается данный вопрос в уже цитировавшемся выше учебнике по истории философии: «Не только логика науки интересует Кассирера. Культура, по его мнению, основана на символической активности человека <…>

Миф, искусство, язык и логика как фундаментальные формы «понимания» суть символические формации, типические формы человеческого производства. Философия призвана освоить эту фундаментальную структуру как органическое целое. Символические формы придают феноменам форму и смысл, организуют опыт <…>

Как «animal symbolicum» (символическое животное) человек вышел за пределы органического мира, перевернув его. Человек не может не подчиниться этим новым условиям существования, которые он сам и создал. Язык, миф, искусство и религия образуют символическую ткань универсума. Даже небольшое продвижение в области мышления и опытного освоения мира уплотняет и стягивает эти своеобразные сети. Вне всякого сомнения, человеку все сложнее выйти на встречу с подлинным бытием. Кажется, продолжает Кассирер, что физическая реальность сокращается, а символическая - нарастает». [2]

Для тех, кто читал мои семиотические работы, ничего нового в этих высказываниях нет. Те же мысли, выраженные почти в тех же словах. Просто это - философское изложение также и моего основного постулата, коему я пытался придать конкретное воплощение в развернутом изложении. Семиотическую слагаемую в развитии Человека и его Божественной роли в приспособлении к окружающей действительности путем ее изменения трудно переоценить.

А что все это нам дает?

Во-первых, это дает нам понимание происходящего, что совсем немало. Во-вторых (и на этом я хотел бы остановиться особо), осознание роли Человека в мире способствует пониманию его высокого назначения и вносит какой-то смысл в наше ничтожное по времени и часто по достигнутым результатам существование. Мы поднимаемся над обыденным взглядом, согласно которому Человек - случайная песчинка внутри неопределяемых обстоятельств. Что «судьба - индейка, а жизнь - копейка». Жизнь оказывается не напрасной, если за случайным проглядывается высшая цель и если, разумеется, этой цели следовать. Любая деятельность, направленная на совершенствование уже имеющегося и на введение чего-то нового и осмысленного в окружающую нас действительность, оказывается благородной. А таких возможностей хоть отбавляй.

И, наконец, не могу не прибавить еще и третьего пункта к перечисленным выше. Сами по себе философские рассуждения по поводу всех затронутых вещей и обстоятельств приносят несказанное удовлетворение и наслаждение. Об этом говорили философы в древности, а также многие философы нового и новейшего времени. Тяга к обсуждению основ бытия непреодолима как на обыденном, так и на научном уровне. Она является не только средством получения практически значимых результатов, но и целью самой по себе. И все же лучше, если полученные выводы можно будет использовать на пользу людям, а не исключительно в свое собственное удовольствие [*].

12.2008

1 Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней, т. III. "Петрополис", Санкт-Петербург, 1996, с. 240.
2 Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней, т. III. "Петрополис", Санкт-Петербург, 1996, с. 281 - 282.
* Данная статья воспроизводит одну из глав книги А. Соломоника "Синтаксис в знаковых системах", Минск, МЕТ, 2007.

© А. Соломоник

 

«18+» © 2001-2023 «Философия концептуального плюрализма». Все права защищены.
Администрация не ответственна за оценки и мнения сторонних авторов.

eXTReMe Tracker