Честь выделения концепта «семиосфера» как отдельного феномена, который следует рассматривать по присущим ему собственным закономерностям, принадлежит Ю.М. Лотману.[1] Я использовал этот концепт, переименовав его в «семиотическую реальность» и придав ему совершенно иное содержание и интерпретацию. Ниже представлена попытка переосмысления указанного концепта - это сделано в виде схемы, долженствующей показать взаимодействие бытийных реальностей и разных сфер человеческой деятельности.[2] За схемой следуют пояснения к ней.
Пояснения к схеме
1. Схема показывает соотношение двух реальностей, с которыми сталкивается каждый из нас (природной = онтологической и семиотической), и разных сфер человеческой деятельности. Взаимосвязь и взаимовлияние реальностей и человеческой активности в ее разнообразных проявлениях является движущей силой всех частей схемы, мотором ее развития и баланса составных ее компонентов. Все части схемы обозначены номерами и каждая из них существует в связи с Человеком, но зачастую и вне отдельных личностей, не задевая их внимания, то есть, сама по себе. Инициатором и побудителем к совершенствованию и изменению любого компонента схемы выступает Человек. Он делает это в одной из обозначенных областей деятельности (3, 4, 5, 6 и 7). Схема не претендует на исчерпывающее перечисление всех областей человеческой активности; указанные в ней сферы вмешательства Человека в природную и семиотическую реальности следует рассматривать скорее как примеры.
2. Два типа реальностей и области человеческой активности связаны между собой. При любом взаимодействии внутри вступающих в связь реальностей происходят сдвиги - обычно количественного плана, иногда качественного. После произошедших изменений люди сталкиваются уже с иным состоянием той или иной реальности, и они воспринимают ее как цельную данность на каждый момент времени.
3. Основным и изначальным типом реальности является онтологическая или объективная (как ее иногда называют), которая состоит из материальных предметов и явлений. Она показана на самом верху схемы и обозначена номером 1. Это - та реальность, которая была дана Человеку в начале его пути и существовала еще до появления homo sapiens. Она же, наряду с семиотической реальностью, является главным потребителем всех сдвигов, происходящих в результате человеческой деятельности. В ходе воздействия людей объективная реальность существенно изменяется. Сегодня она значительно отличается от той, какой была первоначально. Поэтому я различаю в этой реальности два взаимодействующих между собой слоя: Первую природу, которая существовала в начале нашего пути на Земле, и Вторую природу[3], которая появилась в результате воздействия Человека на окружающую действительность.
4. Удельный вес Второй природы в общем балансе онтологической реальности все время увеличивается за счет уменьшения доли Первой природы - как в результате практической деятельности людей, научных исследований, а также под влиянием идеологии, религии, искусства и/или обучения. Каждое новое поколение сталкивается с иным качественным и количественным состоянием онтологической реальности и как бы начинает свой собственный цикл взаимодействия с ней, рассматривая ее как единый и целостный организм.
5. Человек воздействует на онтологическую реальность с помощью орудий труда и знаковых систем, поскольку только посредством знаков он выражает свои мысли и намерения. Знаки требуются для того, чтобы объективизировать наш внутренний мир, сделать его явным для себя и для других и чтобы кооперировать людей в их усилиях по приспособлению к Природе и по ее изменению в интересах Человека. В результате усовершенствования знаков и их систем создается и все время изменяется семиотическая реальность. Затем она используется для создания новых орудий труда, научных разработок, мифов, произведений искусства, постулатов религии, а также учебных программ для подготовки новых поколений к участию в «круговороте бытийных событий». Если эти разработки воплощаются в материальные вещи, то они пополняют собой природную реальность; если - в интеллектуальные достижения, то они дополняют 3-7 компоненты нашего бытия, а также общую для них всех сферу семиотической реальности.
6. Следует понять, что семиотическая материя реальна (равно как и природная) в том плане, что она переживает своих создателей и служит людям во всем мире в любой промежуток времени. Ее реальность проявляется еще и в том, что она воспринимается нашими органами чувств: знаки нами воспринимаются и только таким образом понимаются. В своих взаимоотношениях с природой люди постепенно пополняют семиотическую реальность и обращаются к ней всякий раз, когда возникает необходимость использовать опыт предыдущих поколений в избранной ими сфере деятельности. Тогда они пользуются уже накопленными в ней находками и соображениями.
7. Каждый вектор деятельности обслуживается релевантными для него знаковыми выражениями. Человек находит их как в избранной им узкой области знаний, так и в общей для всех людей копилке семиотических достижений, то есть, в реальности семиотической. Она существует как раз для совокупного существования таких достижений - для применения прежних прорывов в подобных, но не одинаковых ситуациях и для подготовки к работе с ними будущих поколений. Каждый раз выискивается нужная для данного случая информация. Хранение, сортировка и помощь в нахождении нужных семиотических наработок осуществляются людьми соответствующих профессий - библиотекарями, библиографами, работниками, обслуживающими электронные ресурсы, специалистами по сбору и хранению информации и пр. Число таких профессий увеличивается по мере нарастания объема семиотической информации и усложнения ее содержания.
8. Одна и та же объективная реальность может быть выражена с помощью различных семиотических (знаковых) систем - в зависимости от аудитории, к которой она обращена, и от практических приложений, ради которых создается. Варианты знаковых воплощений новых еще не внедренных элементов природной среды и деятельность по их материализации я называю технологиями. Скажем, перевозка грузов могут осуществляться разными способами, и каждый из них получает свое особое семиотическое наполнение и реализуется по-своему; для чего и используются разные технологии. В такой трактовке технологии относятся не только к техническому воплощению идей, но и к предшествующим этому семиотическим проекциям будущих практических реализаций.
В семиотической интерпретации каждая технология реализуется в разнородных знаковых системах, либо в различных вариантах одной и той же системы, но на разных ее уровнях. Так, одно и то же содержание может быть представлено словесно либо в иллюстрации (разные типы систем); либо различными языковыми регистрами (язык науки - язык искусства).
9. Самая важная функция семиотической реальности заключается в трансляции знаковых систем, выполненных в рамках одной культурной традиции, в иные социальные и территориальные границы, где подобные знаковые системы еще не использовались. Они воссоздаются там в новых рамках, но уже с иным семиотическим наполнением.
Так, создание алфавитной письменности имело место на Ближнем Востоке, хотя очень скоро (в масштабах мировой истории) перекинулось на иные географические ареалы, где было успешно освоено для обучения грамоте и изменения всего культурного ландшафта в воспринявших алфавитное письмо странах. Десятеричное позиционное исчисление было изобретено в Индии, откуда с течением времени проникло в другие страны мира. То же касается единиц измерения различных величин (физических, химических и пр.), как, впрочем, и общей для всех наук терминологии. Распространение христианства сопровождалось переводом Святого писания на разные языки народов мира, при этом оно полностью изменяло духовный потенциал населения стран, где жили эти народы.
10. Семиотическая реальность подпитывает пять видов человеческой активности, обозначенные на схеме под номерами 3, 4, 5, 6 и 7; без нее они не могли бы существовать. Каждый из них пользуется разными знаковыми источниками. И хотя в этом они существенно отличаются друг от друга, все они тесно связаны между собой и влияют один на другой.
Тем не менее, каждый из них, так же как природная и семиотическая реальности, имеют собственные законы развития и должен изучаться отдельно. Поэтому, несмотря на то, что поэзия, например, воплощается в словах (то есть в знаках), она изучается по своим закономерностям, иным, нежели те, которые приняты для словесных знаков в семиотике. Слова как знаки изучаются по законам семиотики, а в поэзии - по законам поэтики, то есть, совершенно на другом уровне и в ином освещении. Даже лингвистика в этом плане отличается как от семиотики, так и от поэтики. То же касается любых научных теорий, мифов, литературы, этических норм и учебных материалов.
11. Последнее замечание очень важно для семиотики, поскольку отделяет ее как общую и специфическую науку от отдельных ее реализаций в различных областях человеческой деятельности. И при создании материальных благ, и тогда, когда дело касается духовных ценностей, семиотическая слагаемая каждый раз принимает иную форму, напрямую связанную с методами конкретных ее приложений в сфере использования. Но и в них она остается семиотической деятельностью, кардинально трансформированной в зависимости от задач и материала, с которыми имеет дело соответствующий специалист.
12. Во всех этих случаях она должна рассматриваться и изучаться по законам той сферы деятельности, куда оказывается включенной. Тем не менее, она каждый раз должна придерживаться и общих закономерностей семиотики, устанавливаемых в процессе изучения семиотической реальности в целом. Иначе говоря, частные семиотики принадлежат своей области применения, хотя и зависят от общих законов семиотики. По моему мнению они должны обсуждаться и оцениваться в рамках той сферы активности, к которой они принадлежат: биологическая семиотика - на биологических форумах, картографическая семиотика - на географических и т. д. Специалисты по общей семиотике просто недостаточно компетентны, чтобы судить о знаковых достижениях в разнообразных областях человеческой активности
13. Важно отметить, что в общей схеме взаимодействия реальностей и человеческой активности семиотическая реальность служит своего рода фильтром. Снабжая каждый вид человеческих устремлений соответствующей семиотической оснасткой, она запускает их по конкретному вектору дальнейших действий: практическому, научному, учебному, либо по вектору мировоззрения или искусства. При этом обнаруживаются различные виды «соперничества» этих каналов. Скажем, канал мифотворчества противостоит каналу научной активности - чем дальше продвигается наука, тем больше усекается «шагреневая кожа» мифотворчества и религиозных представлений. Может обнаружиться и параллелизм: одно и то же явление может появиться в разных областях человеческой активности, допустим, в науке и в образовании, но в различных ипостасях (любой учебный предмет представляется иначе, чем в реальных научных исследованиях).
14. Отдельные науки проводят срез через два вида реальностей - природную и семиотическую - и одного или нескольких типов человеческой деятельности. Физика, например, изучает некий предмет из онтологической реальности, пользуясь принятыми для нее в науке методами, создавая свой семиотический аппарат и воздействуя на наше отношение к окружающей действительности, скажем, в мировоззрении и/или в искусстве. Она же своеобразно воплощается в учебных предметах, посвященных изучению физических явлений в различных учебных заведениях. Это касается и всех других научных и учебных предметов.
15. Частные научные и учебные дисциплины проходят через продольный срез большинства видов показанного взаимодействия. Изучение же обеих реальностей и человеческой активности во всех их проявлениях должно стать прерогативой философии, поскольку она претендует на формулировку основных законов человеческого бытия.
16. В конечном итоге два вида реальностей и разнообразная деятельность людей собираются каждый в своем собственном хранилище, призванном передавать информацию будущим поколениям. Так, в результате постоянного и кругового развития, изменений и дополнений эти хранилища вовлекаются в процесс взаимодействия и непрестанного изменения или (по моей терминологии) в «круговорот бытийных событий». В ходе поступательного развития прогрессируют все части взаимодействия, выдвигаясь постоянно на новые более высокие рубежи. Таким образом, схема отражает не статичный, но динамический процесс развития homo sapiens в его взаимоотношениях с природой и с семиотической материей.
17. В моем представлении схема «круговорота бытийных событий» является важным шагом для представления об общей картине нашего существования. Она обладает большим потенциалом последующего теоретического и практического использования. Я пришел к ней в результате пристального изучения семиотики, которую выделил в отдельное поле исследования, но, по-видимому, она может иметь и более масштабное применение, например, в философии, да и в других научных областях.
18. Отдавая должное Ю.М. Лотману, автору концепта «семиосферы», я все же надеюсь, что мое понимание наполнения и роли этого концепта является оригинальным и самостоятельным, подходящим для нового витка развития семиотики.
03.12.2008
1 Лотман Ю.М. О семиосфере. В: http://semiotics/ru/sphere/stmiosphere.html (сентябрь 2008)
2 Схема в ее настоящем виде появилась в результате продолжительных консультаций с петербургским философом А.С. Карминым.
3 Этот термин был предложен Максимом Горьким.
© А. Соломоник